Научная статья на тему 'МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ'

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
670
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / DIALOGUE BETWEEN RELIGIONS / INTERNATIONAL RELATIONS / RUSSIAN REGIONS / REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садыкова Э.Л., Козлов В.П.

В статье рассматриваются вопросы межрелигиозного диалога в современном мире. Религиозный фактор становится все более актуальным в международных отношениях. Происходят количественные изменения в глобальной конфессиональной динамике. Для поликультурного российского общества межрелигиозные отношения являются одним из значимых направлений внешней и внутренней политики. В статье показана роль внутригосударственного региона в развитии межрелигиозных отношений в поликультурном обществе на примере Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Садыкова Э.Л., Козлов В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERFAITH DIALOGUE: INTERNATIONAL AND DOMESTIC STATE ASPECTS

The article discusses the issues of inter-religious dialogue in the world. Religion is becoming an increasingly important factor in international relations. Quantitative changes are taking place in global confessional dynamics. Inter-religious relations are one of the most important areas of foreign and domestic policy in the Russian multicultural society. The article shows the role of the intrastate region in the development of interreligious relations in a multicultural society on the example of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

POLITICAL SCIENCES AND INTERNATIONAL RELATIONS

РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

SECTION III. STATE AND INTERFAITH DIALOGUE

УДК 327

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ

Доктор политических наук, кандидат юридических наук, начальник Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии, исполнительный директор Фонда стратегического диалогаи партнерства с исламским миром,

Казань, Россия. Садыкова Эльмира Ленаровна Sadykova@russia-islword.ru

Кандидат исторических наук, доцент,

Казань, Россия.

Козлов Владимир Петрович

Vladimir.Kozlov@tatar. т

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы межрелигиозного диалога в современном мире. Религиозный фактор становится все более актуальным в международных отношениях. Происходят количественные изменения в глобальной конфессиональной динамике. Для поликультурного российского общества межрелигиозные отношения являются одним из значимых направлений внешней и внутренней политики. В статье показана роль внутригосударственного региона в развитии межрелигиозных отношений в поликультурном обществе на примере Республики Татарстан.

Ключевые слова: межрелигиозный диалог, международные отношения, российские регионы, Республика Татарстан.

INTERFAITH DIALOGUE: INTERNATIONAL AND DOMESTIC STATE ASPECTS

Doctor of Political Sciences, PhD in Law, Head of the Center for Interfaith Dialogue of Bolgar Islamic Academy, Executive Director of the Fund of strategic dialogue and partnership with the Islamic world, Kazan, Russia.

Sadykova Elmira Lenarovna Sadykova@russia-islword.ru

PhD in Historical Sciences, Associate professor, Kazan, Russia. Kozlov Vladimir Petrovich Vladimir. Kozlov@tatar. ru

Abstract. The article discusses the issues of inter-religious dialogue in the world. Religion is becoming an increasingly important factor in international relations. Quantitative changes are taking place in global confessional dynamics. Inter-religious relations are one of the most important areas of foreign and domestic policy in the Russian multicultural society. The article shows the role of the intrastate region in the development of interreligious relations in a multicultural society on the example of the Republic of Tatarstan.

Keywords: dialogue between religions; international relations; Russian regions; Republic of Tatarstan.

Несмотря на то что важная роль межрелигиозного диалога в современном мире признается как религиозными, так и политическими деятелями, развивается противоречащая тенденция роста религиозного экстремизма, усиливается активность деятельности религиозных экстремистских движений, которые привлекают в свои ряды новых участников, используя социальные противоречия, идеи поиска справедливости и другие инструменты воздействия на сознание людей. Динамичные изменения в политическом, экономическом развитии мирового сообщества привели к разработке новых концепций, обосновывающих становление техногенной цивилизации с доминированием рациональных ценностей, инноваций и прогресса в человеческом обществе. На фоне эволюции научно-технологических достижений и развития современного информационного общества возникает опасность диспропорции в отношении духовно-ценностных опор человеческого существования.

Научные исследования, посвященные перспективам взаимодействия цивилизаций под воздействием масштабных перемен в мире, обусловливают необходимость поиска путей их сближения и переосмысления значимости диалоговых механизмов, а также актуальность оценки роли корреляционных процессов между высоким уровнем научно-технического прогресса и сохранением фундаментальных культурно-цивилизационных основ. В результате распада многонациональных государств перед социокультурными образованиями, оказавшимися вне политической системы и территориальных границ многонационального государства, встает задача самостоятельной интеграции в мировое сообщество, при этом не утратив свои самобытные духовные, религиозные

ценности. В этих условиях развитие межрелигиозного диалога способствует формированию позитивного характера взаимодействия, основанного на принципах гуманизма, в противовес нарушению свободы религии и убеждений.

В разные исторические периоды межрелигиозные проблемы оказывали существенное влияние на межгосударственные отношения. Рост мировых миграционных потоков, направленных из зоны распространения ислама в европейские страны, сопровождается остротой проблемы ассимиляции прибывающих мусульман в общество, культура которого формировалась под влиянием христианских ценностей. Указанные процессы выявили серьезные недостатки прежних моделей интеграции, обусловили необходимость перехода к новым альтернативным механизмам в условиях усиливающейся этнорелигиозной неоднородности европейского общества.

Следует учитывать, что дезинтегрирующие проявления социумной функции религии также имеют потенциал для роста. Это особенно заметно на фоне происходящего сегодня подъема фундаменталистских настроений среди мусульман и христиан и многочисленных примеров политизации религиозной принадлежности. Как показывает мировой опыт, религиозные различия активно используются экстремистскими образованиями для разжигания конфликтов, распространения радикальных исламистских воззрений. Стоит также отметить, что отдельные западные информационные средства массовой информации публикуют различного рода материалы с целью представить ислам в негативном свете как религию разрушения и отсталости, способствуя тем самым всплеску ответной агрессивной реакции со стороны мусульманского сообщества.

Конфессиональное пространство в силу его публичности оказывает влияние на общественные отношения, как на международном уровне, так и внутригосударственном. Как показывает международный опыт, религиозный ренессанс в определенной степени затронул разные религиозные общины. Включенность религиозных деятелей в позитивное решение актуальных проблем в международных отношениях способствует усилению роли гуманитарных основ сотрудничества. В частности, такие российские православные неправительственные организации, как Императорское Православное Палестинское общество, Фонд Андрея Первозванного, Центр национальной славы России, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Общецерковная выставка-форум «Православная Русь» и др. содействуют пониманию важности межрелигиозного диалога и его развития на основе общих для всех мировых религий духовно-нравственных принципов.

В 2004 г. на заседании II Межрелигиозного миротворческого форума в Москве был учрежден Межрелигиозный совет (МС)СНГ при поддержке президентов России, Азербайджана, Грузии и Армении. В этом мероприятии приняли участие 23 духовных лидера, представляющих все страны Содружества и ведущие религиозные традиции. По итогам встречи был принят документ, в котором, в частности, говорится:

«Мир встал перед реальной угрозой глобального противостояния, которое провоцируется экономическими, политическими и социальными мотивами, обостряющими религиозные и культурные различия. В этой ситуации важным фактором, сдерживающим столкновение цивилизаций, становится общая ми-

ротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций, которая выработалась благодаря развивающемуся диалогу религий.

В нашем регионе мира не было религиозных войн, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармонического сосуществовования религий и культур... Свидетельствуем, что истинно верующие люди никогда не вступят на путь террора. Мы убеждены, что те, кто сознательно стали террористами, отреклись от своей веры. Религии обладают значительным миротворческим потенциалом, особенно в области межэтнических отношений. Там, где проливается кровь или существует прямая угроза применения силы, должно быть особенно энергичным наше взаимодействие и сотрудничество, направленное на скорейшее мирное и справедливое разрешение существующих проблем» [1].

В Европе в ноябре 2002 г был образован Европейский совет религиозных лидеров по инициативе шести религиозных деятелей, являющихся президентами Всемирной конференции религий за мир от европейского региона. В состав Совета вошли православные, католические, протестантские, исламские, иудейские и другие религиозные деятели. Участники этой организации на своих мероприятиях рассматривают перспективы развития диалога религий, культур и цивилизаций в мире, признавая, что такой диалог имеет большое значение в нынешних условиях угрозы терроризма и опасности глобального конфликта мировоззрений.

Изучение межконфессиональных процессов, их роли в современных международных отношениях имеет прикладное значение для развития диалоговых форматов между представителями различных религий, содействующих взаимопониманию, предупреждению конфликтов. Важное значение имеет также взаимодействие органов государственной власти и религиозных структур в се-кулярных обществах, внутриконфессиональные отношения.

Для российского культурно-цивилизационного общества особую значимость представляют концептуальные основания и вопросы практической реализации межрелигиозного диалога. В России специфика политического процесса во многом определяется параметрами взаимодействия приверженцев различных конфессий и задача достижения цивилизационного единства в этнокультурном многообразии связана с вопросами сохранения территориальной целостности российского государства и обеспечения национальной безопасности.

При исследовании вопросов, касающихся роли российского государства, расположенного на евразийском континенте, в развитии межцивилизационного сотрудничества, необходимо в комплексе рассматривать исторические, геополитические, конфессиональные, культурно-ценностные аспекты. Религиозная составляющая - важная часть цивилизационного ресурса России, накопленного в результате исторической эволюции ее государственности. При рассмотрении конфессиональной религиозной структуры российского общества следует иметь в виду отсутствие официальной статистики относительно религиозной принадлежности россиян.

Все данные о религиозном составе населения России составляются в процессе различных социологических опросов, при этом численность последователей той или иной конфессии оценивается на основании различных методов и масштабов исследований. Так, согласно данным (опрос 2019 г.) Фонда

«Общественное мнение» (ФОМ) православных верующих в России примерно 65 %, мусульман - не больше 7 %, представители других христианских конфессий, в том числе католики и протестанты, составляют 1 %, а к иным религиозным традициям себя также причисляет 1 % населения. При этом 21 % опрошенных не считают себя верующими, а 5 % респондентов затруднились с ответом (не смогли назвать определенную конфессию)[2].

Также в опросе учитывалась динамика отношения респондентов к Русской православной церкви (РПЦ). Две трети участников опроса сообщили, что их отношение к РПЦ в последние годы никаких изменений не претерпевало. Улучшилось оно у 13 %, ухудшилось - у 12 % опрошенных. Патриарху Кириллу доверяют 54 % россиян, не доверяют - 24 %. Доверяющих больше среди женщин, людей старшего возраста и сельских жителей, не доверяющих - среди молодых, людей с высшим образованием и москвичей [3].

«Развитие этнокультурного потенциала народов России, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества» [4].

Степень вовлеченности российских регионов в международное сотрудничество, свидетельствует об их качественном и эффективном уровне. В контексте практических вопросов межрелигиозных отношений представляет интерес опыт Республики Татарстан. К специфике религиозной сферы региона, выделяющей его среди других субъектов Российской Федерации, следует отнести приблизительное равенство населения, исторически связанного с двумя основными конфессиями - исламом и православием. На этой основе в Татарстане государственными структурами долговременно реализуется политика соблюдения баланса интересов двух ведущих конфессий, выполняющая важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия.

В качестве позитивной тенденции следует отметить исторически сложившееся, устойчивое взаимопонимание между представителями ислама и православия, их взаимодействие между собой и с другими традиционными для Татарстана конфессиями - иудаизмом, католицизмом и лютеранством. На январь 2020 г. в республике, согласно данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, насчитывалось 1987 зарегистрированных религиозных организаций, в том числе: 1524 -мусульманских, 373 - православных (РПЦ), 3 - иудейских, 87 - иных конфессий. Межконфессиональное сотрудничество развивается по различным направлениям, в том числе и в реализации социально значимых проектов: профилактике наркотизации, работе с социально незащищенными слоями населения; реабилитации лиц с ограниченными возможностями, - а также другим актуальных мероприятиях.

Традиции и ценности мирного сосуществования на протяжении веков нарабатывались народами, проживающими в республике. В Республике Татарстан находятся объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, среди которых Музей-заповедник «Болгар», расположенный на берегах реки Волги к югу от столицы республики - города Казани. Древний Болгар

- это образец историко-культурных взаимосвязей и преобразований в Евразии в течение нескольких веков, сыгравших существенную роль в формировании цивилизаций, культурных традиций. Не случайно именно в Болгаре создан научно-богословский и образовательный центр всероссийского значения, учрежденный ведущими мусульманскими организациями нашей страны (ЦДУМ, ДУМ РФ, ДУМ РТ), - Болгарская исламская академия. В стенах академии, помимо научно-образовательного Центра, также действует Центр межрелигиозного диалога. Болгарская исламская академия, как религиозное образовательное учреждение, одновременно является площадкой для организации диалоговых форматов общения с соответствующей тематикой, включая различного уровня конференции, «круглые столы», семинары с участием представителей разных религиозных общин. На формирование гуманистических принципов среди молодежи направлен и проект Международная летняя школа «Болгарский диалог культур» (далее - школа), который проводится в стенах Болгарской исламской академии. Программа школы включает в себя ежедневные лекции, семинары, мастер-классы, презентации о культуре стран, представители которых участвуют в проекте. К работе школы также привлечены слушатели Болгарской исламской академии, которые получают практические навыки межкультурной коммуникации со студентами светских вузов из зарубежных стран. Такой проект способствует лучшему пониманию общих человеческих проблем современного мира, видению новых возможностей совершенствования профессиональных качеств и является хорошей парадигмой для мотивации сближения людей разных религиозных, национальных сообществ.

Сложившаяся в республике этнокультурная идентичность на основе многовекового сосуществования на общей территории представителей разных этносов и религий обусловливает заинтересованность в развитии эффективных форматов межцивилизационного диалога. Социальная роль традиционных конфессий на территории Республики Татарстан имеет важное значение для противодействия распространению религиозного экстремизма. «Татарстан -поистине уникальный регион России, место соприкосновения, переплетения и взаимообогащения мусульманской и православной культур» [5]. Практические институты межрелигиозного диалога двух ведущих конфессий выходит за рамки исключительно регионального значения, несомненно представляет интерес в контексте решения глобальных проблем, развития международных отношений. Опыт Республики Татарстан в сфере межрелигиозного диалога показывает, что диалог культур является важным условием для построения стабильных межэтнических и межконфессиональных отношений.

Межконфессиональные отношения как во внутригосударственном, так и международном формате обоснованно можно рассматривать как важную составляющую цивилизационной парадигмы современного мирового развития. Интегративный потенциал межрелигиозного диалога в международных отношениях во многом обусловлен тем, что «религиозная дипломатия» становится одним из влиятельных факторов, создающим условия для объединения международных усилий при разрешении этнорелигиозных конфликтов. Важное значение имеет включение религии в публичную сферу без ущемления личной свободы как на национальном, так и на международном уровнях. В российской внутренней и внешней политике вопросы поддержки межрелигиозного диа-

лога связаны с обеспечением духовного единства внутри страны и общенациональных интересов в международном сотрудничестве.

Литература

1. Межрегиональный Совет СНГ. URL: http://interreligious.ru/interreligious-council

2. О вероисповедании и динамике отношения к РПЦ. URL: https://fom.ru/ TSennosti/14178

3. О вероисповедании и динамике отношения к РПЦ. URL: https://fom.ru/ TSennosti/14178

4. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г № 718.

5. Выступление министра иностранных дел России С.В. Лаврова на презентации Республики Татарстан, Москва, 27 ноября 2014 г. URL: https://www. mid.ru/posledniye_dobavlnenniye/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/ id/789722.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.