Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРООБМЕН АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1990-2020 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРООБМЕН АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1990-2020 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРООБОРОТ / СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕГО СПРОСА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троцковский Александр Яковлевич, Наземцева Юлия Юрьевна

В статье рассмотрены движущие силы и факторы, оказывающие существенное влияние на динамику торговых отношений Алтайского края и регионов России. Дана оценка степени тесноты торгово-экономических связей Алтайского края с регионами России, проведен детальный анализ их роли и места в товарообмене с Алтайским краем в 1990-2020 гг. Анализ проводился в двух основных ракурсах межрегиональной торговли - ввоза и вывоза продукции с учетом ее товарной структуры на примере двух временных отрезков: в период 2001-2016 гг., а также в современный период 2017-2020 гг. Сделан вывод о значимости спроса на продукцию алтайских производителей со стороны регионов России как важнейшего драйвера роста сельского хозяйства и промышленности. Выявлена многолетняя устойчивая тенденция преобладания ввоза в край продукции производственно-технического назначения и вывоза из края потребительских товаров. Доказано, что для развития производства в ряде регионов России Алтайский край, даже с учетом узости его рынка сбыта из-за ограниченного внутреннего спроса, имеет важное значение. Выделены основные периоды в развитии торгово-экономических отношений края с регионами России, существенно различающиеся по интенсивности. Раскрыта динамика межрегионального товарообмена края, произошедшая под влиянием сдвигов в его отраслевой структуре и структуре внутреннего спроса. Выявлены и охарактеризованы особенности межрегиональных интеграционных процессов в сфере межрегиональной торговли в различные хронологические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Троцковский Александр Яковлевич, Наземцева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL COMMODITY EXCHANGE OF THE ALTAI KRAI IN 1990-2020 IN THE CONTEXT OF ITS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article considers the driving forces and factors that have a significant impact on the dynamics of trade relations between the Altai Krai and other regions. An assessment is made of the degree of trade's closeness and economic ties between the Altai Krai and other Russian regions, a detailed analysis of their role and place in the exchange of goods with the Altai Krai in 1990-2020 is carried out. The analysis was carried out in two main perspectives of interregional trade - import and export of products, taking into account its commodity structure on the example of two time periods: in the period 2001-2016, as well as in the modern period 2017-2020. The conclusion is made about the importance of demand for the products of Altai manufacturers from the regions of Russia as the most important driver of growth in agriculture and industry. A long-term stable trend of the predominance of imports of industrial and technical products into the region and exports of consumer goods from the region has been revealed. It is proved that the Altai Krai is extremely important for the development of production in a number of Russian regions, despiteits sales market's narrowness and limited domestic demand. The main periods in the development of trade and interregional economic relations, which differ significantly in intensity, are identified. The dynamics of interregional commodity exchange of the region, which occurred under the influence of shifts in its sectoral structure and the structure of domestic demand, is revealed. The features of interregional integration processes in the tradesphere in different chronological periods are revealed and characterized.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРООБМЕН АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1990-2020 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 332.1 (571.1/.5) Э01 10.14258/ерЬ202328

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРООБМЕН АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1990-2020 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1

А. Я. Троцковский1, Ю. Ю. Наземцева2

1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск, Россия) 2Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (Барнаул, Россия)

В статье рассмотрены движущие силы и факторы, оказывающие существенное влияние на динамику торговых отношений Алтайского края и регионов России. Дана оценка степени тесноты торгово-экономических связей Алтайского края с регионами России, проведен детальный анализ их роли и места в товарообмене с Алтайским краем в 1990-2020 гг. Анализ проводился в двух основных ракурсах межрегиональной торговли — ввоза и вывоза продукции с учетом ее товарной структуры на примере двух временных отрезков: в период 2001-2016 гг., а также в современный период 2017-2020 гг. Сделан вывод о значимости спроса на продукцию алтайских производителей со стороны регионов России как важнейшего драйвера роста сельского хозяйства и промышленности. Выявлена многолетняя устойчивая тенденция преобладания ввоза в край продукции производственно-технического назначения и вывоза из края потребительских товаров. Доказано, что для развития производства в ряде регионов России Алтайский край, даже с учетом узости его рынка сбыта из-за ограниченного внутреннего спроса, имеет важное значение. Выделены основные периоды в развитии торгово-экономических отношений края с регионами России, существенно различающиеся по интенсивности. Раскрыта динамика межрегионального товарообмена края, произошедшая под влиянием сдвигов в его отраслевой структуре и структуре внутреннего спроса. Выявлены и охарактеризованы особенности межрегиональных интеграционных процессов в сфере межрегиональной торговли в различные хронологические периоды.

Ключевые слова: межрегиональная торговля, торгово-экономическое взаимодействие, межрегиональный товарооборот, структура внутреннего спроса, межрегиональная интеграция, Алтайский край.

INTERREGIONAL COMMODITY EXCHANGE OF THE ALTAI KRAI IN 1990-2020 IN THE CONTEXT OF ITS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

A. Ya. Trotskovsky1, Yu. Yu. Nazemtseva2

1 Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS (Novosibirsk, Russia) 2 Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)

The article considers the driving forces and factors that have a significant impact on the dynamics of trade relations between the Altai Krai and other regions. An assessment is made of the degree of trade's closeness and economic ties between the Altai Krai and other Russian regions, a detailed analysis of their role and place in the exchange of goods with the Altai Krai in 1990-2020 is carried out. The analysis was carried out in two main perspectives of interregional trade — import and export of products, taking into account its commodity structure on the example of two time periods: in the period 2001-2016, as well as in the modern period 2017-2020. The conclusion is made about the importance of demand for the products of Altai manufacturers from the regions of Russia as the most important driver of growth in agriculture and industry. A long-term stable trend of the predominance of imports of industrial and technical products into the region and exports of consumer goods from the region has been revealed. It is proved that the Altai Krai is extremely importantfor the development of production

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири», № 121040100279-5.

in a number of Russian regions, despiteits sales market's narrowness and limited domestic demand. The main periods in the development of trade and interregional economic relations, which differ significantly in intensity, are identified. The dynamics of interregional commodity exchange of the region, which occurred under the influence of shifts in its sectoral structure and the structure of domestic demand, is revealed. The features of interregional integration processes in the tradesphere in different chronological periods are revealed and characterized.

Keywords: interregional trade, trade and economic interaction, interregional trade turnover, structure of domestic demand, interregional integration, Altai Krai.

Постановка проблемы и ее актуальность.

В Стратегии пространственного развития

РФ до 2030 г., утвержденной правительством в феврале 2019 г., обозначена цель — сократить межрегиональную дифференциацию и снизить внутрирегиональные социально-экономические различия. Поставленная задача остается крайне актуальной: дифференциация показателей душевого ВРП составляет 32 раза, территориальные различия по уровню среднемесячного денежного дохода на душу населения — 5,5 раза; 70 субъектов из 85 (без учета вновь присоединенных регионов в силу отсутствия статистических данных за 2022 г.) имеют среднедушевой доход ниже среднероссийского уровня [1, с. 19-23]. Один из путей достижения этой цели — максимальная реализация потенциалов субъектов за счет «усиления межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов РФ в рамках макрорегионов» [2, с. 8].

Ключевое место в межрегиональном сотрудничестве принадлежит по праву торгово-экономическим связям регионов России. Межрегиональные торгово-экономические связи являются без преувеличения главным инструментом, обеспечивающим, с одной стороны, рынки сбыта для производимой в регионах в рамках их специализации продукции, а с другой — потребности населения в продовольственных и непродовольственных товарах1.

Другими словами, в межрегиональной торговле движущей силой ввоза товаров является удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и населения региона, насыщение регионального рынка товаров производственно-технического назначения и продовольственного рынка; движущей силой вывоза товаров — сбыт продукции, изначально ориентированной на потребление в других

регионах России, либо не находящей в силу разных причин устойчивого платежеспособного спроса на внутрирегиональных рынках [3].

Наряду с этой важнейшей «компенсаторной» функцией межрегиональные торгово-экономические связи играют роль скрепов, объединяющих различные регионы России в единое общероссийское пространство, обеспечивая при этом социально-политическую целостность страны2.

Исходя из вышесказанного, знание «устройства» экономического пространства России в части межрегиональных торгово-экономических связей необходимо как для рациональной организации производственной и социальной жизни ее регионов, обеспечения их устойчивого социально-экономического развития, так и в целях научно обоснованного районирования страны, ее деления на макрорегионы.

Применительно к последнему тезису достаточно актуальным остается вопрос о научной обоснованности выделения в рамках существующих федеральных округов 12 макрорегионов, в частности, Южно-Сибирского, в состав которого входит и Алтайский край. С точки зрения региональной науки в качестве такого обоснования выступает оценка связанности регионов, входящих в состав более широкого территориального образования, и, прежде всего, тесноты межрегиональных торгово-экономических связей [3, с. 115-116].

Основная идея настоящей статьи заключается в формировании наиболее общего представления о масштабах и характере торгово-экономических связей Алтайского края с регионами Российской Федерации, оценке динамики их развития на протяжении трех десятилетий3.

Объектом исследования является Алтайский край как типичный агропромышленный регион;

1 Авторы настоящей статьи не ставили своей целью сделать детальный анализ исследований по межрегиональной торговле. Работ соответствующей направленности в научной литературе достаточно много, в особенности касательно приграничной торговли [4, 5]. Особо хотелось бы отметить появление наряду с исследованиями, носящими описательный характер, разработку моделей межрегиональной торговли [6, 7].

2 Речь в данном случае идет о межрегиональных торгово-экономических связях Алтайского края с регионами России как одном из механизмов формирования интегрированного экономического пространства страны.

3 Настоящая статья является прямым продолжением темы, поднятой авторами в предыдущих публикациях в этом журнале [3, 8]. Если акцент в них был сделан на изложении теоретико-методических аспектов анализа межрегиональных торгово-экономических связей, то в центре внимания настоящей статьи — содержательные результаты исследования.

предметом — межрегиональные торгово-экономические связи, охватывающие три (из четырех потенциально возможных) рыночные зоны4.

Публикация этой и ряда других статей по изучаемой проблематике позволяет нам не останавливаться на ранее изложенных аспектах проблемы, в числе которых — обоснование научной актуальности, характеристика ограничений исследования, теоретико-методологические основы и методические подходы исследования и др. [3, 8, 9].

Хотелось бы акцентировать внимание читателей лишь на одном, но весьма существенном моменте работы. Одна из задач исследования связана с анализом динамики межрегиональных торгово-экономических связей Алтайского края. В этих целях предполагалось представить межрегиональные торгово-экономические связи в виде континиума, то есть непрерывного и взаимосвязанного процесса. К сожалению, в силу ряда ранее обозначенных причин [9] реализовать задуманное не удалось. Тем не менее имеющиеся возможности статистики позволили нам раскрыть структуру процесса, оценить его состояние на протяжении трех периодов:

«базового»5 (1990-2000 гг.), характеризующегося сравнительно широким набором видов наблюдаемых товаров. Вместе с тем в этот период стоимостная оценка товарных потоков отсутствовала, что затрудняет обобщение выводов о масштабах и характере торгового обмена края с регионами России;

«основного»6 (2001-2016 гг.) — наиболее информационно насыщенного. Рост числа видов продукции, охваченной статистическим наблюдением, в этот период дополнялся появлением в статистике стоимостной оценки объемов ввоза и вывоза товаров в фактических ценах;

«современного» (2017-2020 гг.) — наименее информационно обеспеченного. Сокращение в этом периоде видов продукции, попавшей под наблюдение, сочеталось с отсутствием стоимостной

оценки межрегиональных товарообменных процессов и закрытием информации по ряду товаров7.

Рассмотрим далее в хронологическом порядке сдвиги в масштабах и характере межрегиональной торговли Алтайского края с регионами России, увязывая их с трансформационными процессами социально-экономического развития края в эти годы.

Межрегиональная торговля и ее роль в интеграции регионов России в базовом периоде (19902000 гг.). Исходной точкой нашего анализа является 1990 г. Особенностью «устройства» хозяйственного механизма в плановой экономике являлись две его черты, предопределившие в конечном счете ключевые параметры межрегиональной торговли в Алтайском крае. Первая из них — аграрно-промышленная специализация, сложившаяся в результате всего его развития со времени создания (1937 г.). С этим связана и вторая, не менее важная черта — научно обоснованное представление верхних эшелонов власти, в том числе Госплана, о роли и месте Алтайского края в территориальном разделении труда8.

Масштабы межрегиональных взаимодействий были детерминированы местом в народнохозяйственном комплексе края предприятий союзного и республиканского подчинения. На их долю в 1990 г. приходилось 70,9 % всей государственной собственности (с учетом того, что госсобственность в структуре национального богатства края была превалирующей — 79,5%).

В крае выпускалось более половины паровых котлов, треть дизелей и генераторов, тракторных плугов, до десятой части тракторов, химических волокон и жирных сыров, производимых в РСФСР. Продукция перечисленных отраслей в основном вывозилась за пределы края, преимущественно в западные районы страны. Значительная часть продукции края шла на экспорт.

По данным единовременного обследования ресурсов, завоза, вывоза и рыночных фондов товаров народного потребления, проведенного статоргана-ми в 1989 г., Алтайский край был активно включен

4 Согласно классификации рыночных зон, предложенной академиком П. А. Минакиром, каждый субъект РФ в составе округа потенциально имеет четыре так называемых рыночных зоны: 1) территория самого субъекта РФ; 2) территория остальных субъектов, входящих в состав макрорегиона (округа); 3) остальные субъекты национального пространства; 4) зарубежные рынки [10, с. 76]. Механизм взаимосвязей рыночных зон хорошо известен: производство определенного товара локализуется на определенной территории, обладающей наиболее благоприятными факторами производства именно для этого товара, а затем происходит обмен товарами между территориями.

5 Название этого этапа отражает тот момент, что в 1990-е гг. фактически сформировались ключевые черты межрегиональной торговли края, а последующие изменения масштаба и характера межрегиональной торговли происходили на сформированной тогда базе.

6 Название этапа «основной» свидетельствует о его ключевой роли в исследовании основных тенденций развития межрегиональной торговли края с регионами России по сравнению с другими этапами.

7 Как показало сравнение выборочной совокупности товаров производственно-технического назначения в 2001 и 2018 гг., их общее количество сократилось без малого в два раза, что заметно сузило возможности оценки состояния динамики межрегиональных связей Алтайского края с регионами России.

8 Приведем только один пример в подтверждение этого тезиса. Для того чтобы обеспечить население миллионного г. Омска продовольствием, вокруг города была выстроена целая сеть птицефабрик. На Алтайский край была возложена обязанность обеспечить птицефабрики зерном. Таких примеров продуманной системы межрегиональных связей в командной экономике с учетом специализации регионов можно провести множество.

в эти процессы. Из края вывозились как продовольственные (21,8% к произведенному), так и непродовольственные товары (53,4% к произведенному). Однако превышение вывоза над ввозом было зарегистрировано лишь по четырем продуктовым группам: питания, животноводства и растениеводства и табачным изделиям [11, с. 131].

Развал Советского Союза и перестроечные процессы привели к радикальной ломке командной экономики, сведя на нет роль союзных экономических органов в организации межрегиональных взаимодействий. Стихийная по сути перестройка экономики повлекла за собой обвальное падение промышленного производства1.

Сокращение производства к концу трансформационного кризиса (1998 г.) коснулось всех основных видов промышленной продукции, в наименьшей степени в силу наличия постоянного спроса — продовольственных товаров (в среднем в 2-3 раза). Прекращение либо резкое сокращение работы предприятий легкой промышленности

самым болезненным образом сказалось на объемах производства товаров народного потребления (трикотажных изделий, тканей хлопчатобумажных, чулочно-носочных изделий, обуви и т. п.). Объемы их производства сократились в 10 раз и более. Край существенно потерял позиции и в производстве товаров производственно-технического назначения (тракторов, плугов тракторных, котлов паровых, кузнечно-прессовых машин, вагонов грузовых, кокса и т. д.), объемы производства которых сократились в десятки раз.

Снижение продажи продовольственной продукции предприятиями Алтайского края (кроме микропредприятий) потребителям из регионов России произошло по всем его видам (за исключением муки) в 2-5 раз и более в зависимости от вида продовольствия. Аналогичная ситуация характерна для межрегиональных поставок производимой в крае продукции производственно-технического назначения и непродовольственных потребительских товаров (табл. 1).

Таблица 1

Вывоз товаров и продукции из Алтайского края в регионы России (продажа продукции предприятиями Алтайского края (кроме микропредприятий) потребителям в регионы России)

в 1990-2020 гг.

Показатель 1990 1995 1999 2000 2000 г. по отношению к 1990 г., %

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, тонн 1 1429 765 1140 79,82

Изделия колбасные, тонн 1 1233 67 42 3,42

Масло животное, тонн 1 1405 587 638 45,42

Сыры жирные (включая брынзу), тонн 1 4194 1216 1440 34,32

Сахар (кроме сахара-сырца, технического, жидкого сахара и сахарной пудры), тонн 1 5307 5622 5081 95,72

Масла растительные, тонн 14701 118 209 2173 14,8

Мука, тонн 117834 1 205652 164058 139,2

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, тонн 1536 1083 2553 274 17,8

Крупа, тонн 13029 1 3447 8097 62,1

Соль поваренная пищевая (переработанная), тонн 54335 1 40054 32490 59,8

Примечания. 1Не было учета по соответствующему виду к 1995 г. Источник: данные Росстата, расчеты авторов.

В целом трансформационный кризис 1990-х гг. предопределил на многие годы не только масштабы межрегиональной торговли, но и ее структуру, при которой край фактически потерял заметную роль поставщика продукции непродовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения.

продукции. 2Вывоз товаров в 2000 г. по отношению

Трансформационный кризис 1990-х гг. завершился дефолтом 1998-1999 гг. Как следует из таблицы 1, наименьшие масштабы вывоза продукции и товаров в целом в силу произошедшего спада их производства в 1990-1998 гг. были характерны именно для 1999 г.2

1 Более детально эти процессы, как и общая социально-экономическая ситуация в крае в 1990-е гг., раскрыты в монографии «Трансформационные процессы и формирование конкурентных преимуществ в Алтайском крае», что позволяет понять всю картину не только межрегионального движения товаров и полупродуктов, но и капитала, рабочей силы, миграции населения края в рассматриваемом и последующих периодах экономического развития [12].

2 Интересно отметить, что глубочайший кризис региональной экономики края 1990-х годов не сказался на объемах межрегиональных поставок муки и макаронных изделий. Их «индифферентность» по отношению к кризису в силу высокой востребованности на рынках регионов России подтверждается ростом вывозимых за годы кризиса объемов — соответственно в 1,8 и 1,7 раза.

Таблица 2

Продажа продукции предприятиями Алтайского края (кроме микропредприятий) потребителям в регионы России в 1990-2000 гг.

Показатель 1990 1995 1999 2000 2000 г. по отношению к 1990 г., %

Продовольственные товары

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, тонн 1 1429 765 1140 79,82

Изделия колбасные, тонн 1 1233 67 42 3,42

Масло животное, тонн 1 1405 587 638 45,42

Сыры жирные (включая брынзу), тонн 1 4194 1216 1440 34,32

Сахар (кроме сахара-сырца, технического, жидкого сахара и сахарной пудры), тонн 1 5307 5622 5081 95,72

Масла растительные, тонн 14701 118 209 2173 14,8

Мука, тонн 117834 1 205652 164058 139,2

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, тонн 1536 1083 2553 274 17,8

Крупа, тонн 13029 1 3447 8097 62,1

Соль поваренная пищевая (переработанная), тонн 54335 1 40054 32490 59,8

Непродовольственные товары

Ткани готовые хлопчатобумажные, тыс. м 89272 48152 12023 330 0,4

Ткани готовые шелковые, тыс. м 978 475 74 7,6

Изделия трикотажные, тыс. шт. 1222 953 72 55 4,5

Обувь всего, тыс. пар 396 266 27 6,8

Стиральные машины, штук 2400 5114 11220 571 23,8

Средства моющие синтетические, тонн 1756 5469 621 55 3,1

Продукция производственно-технического назначения

Электроды сварочные, тонн 4731 3864 1192 242 5,1

Кислота серная в моногидрате, тыс. тонн 145,6 137 74,7 45,8 31,5

Волокна и нити химические — всего, тонн 35000 19406 7515 21,52

Шины — всего, тыс. штук 1619,1 1651,1 530,4 1006,2 62,1

в т. ч.:

для грузовых автомобилей 729,5 692,9 267 379,1 52,0

для легковых автомобилей 712,9 777,6 260,6 609,8 85,5

для сельхозмашин 176,7 180,6 2,8 17,3 9,8

Пиломатериалы, тыс. куб. м 3,7 5,7 6 12,8 345,9

Фанера клееная, куб. м 3838 1179 4200 109,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы мягкие кровельные и изоляционные, тыс. кв. м 69432 63651 18554 13197 19,0

Линолеум, тыс. кв. м 90 125 615 260 288,9

Тракторы, штук 11945 11884 1396 1033 8,6

Вагоны грузовые, штук 1152 808 1324 101 8,8

Станки металлорежущие, штук 140 112 367 225 160,7

Насосы центробежные, паровые и приводные, штук 2797 989 1146 3595 128,5

Дизели и дизель-генераторы (без автотракторных), штук 6340 5728 1638 624 9,8

продукции. 2Вывоз товаров в 2000 г. по отношению

Примечания. 1Не было учета по соответствующему виду к 1995 г. Источник: данные Росстата, расчеты авторов.

Рассматриваемый базовый период включает в себя начало восстановительного роста экономики края, продолжавшееся вплоть до первой половины 2008 г. Оживилось в целом производ-

ство основных видов промышленной продукции, в первую очередь продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Объем производства многих ее видов (мясо и субпродукты, сыры

и брынза, жиры, масло растительное, пиво, мука, крупы и др.) в 2001 г. по сравнению с 1998 г. вырос в 1,5-2 раза и более.

В части производства товаров производственно-технического назначения и непродовольственных товаров наблюдалась более заметная дифференциация в наращивании объемов производства, обусловленная наличием спроса на товар на внутреннем и внешнем рынках. Возросло производство тракторов, кузнечно-прессовых машин, вагонов грузовых магистральных, волокон и нитей химических, кокса, картона, материалов кровельных, тканей хлопчатобумажных, трикотажных изделий и др. в среднем в 1,2-1,7 раза. Производство ряда товаров (автомобильных шин, сборного железобетона, кирпича строительного, обуви и др.), напротив, продолжало сокращаться (табл. 2).

Каким образом рост производства товаров сказался на оживлении межрегиональной торговли? Гипотеза о прямой связи роста производства и объемов поставок на российские рынки (в разрезе отдельных видов товаров) не подтвердилась. В зависимости от конкретного вида товаров имели место различные ситуации: рост объемов производства сопровождался либо ростом его межрегиональных поставок (шины, древесина деловая, пиломатериалы, фанера клееная и др.) либо, что встречалось гораздо чаще, сокращением объе-

мов межрегиональной торговли (вагоны грузовые, ткани хлопчатобумажные, трикотажные изделия, средства моющие синтетические, волокна и нити химические, материалы мягкие кровельные и др.). Можно предположить, что последняя ситуация предопределялась, с одной стороны, сложившейся на тот момент конъюнктурой на внутреннем и внешнем рынках, а с другой — разрывом существовавших ранее торговых связей края с регионами России в период трансформационного кризиса.

Особенности межрегиональной торговли Алтайского края с регионами России в 20012016 гг. Динамика межрегиональной торговли Алтайского края с регионами России в базовом периоде свидетельствует о том, что несмотря на существенное сокращение ее объемов в 1990-е гг., сохранившийся к 2000 г. экономический и ресурсный потенциал Алтайского края позволил поддерживать заметный масштаб межрегиональных торгово-экономических связей. По информации Алтай-крайстата, край в 2016 г. реализовал продукцию в 82 региона России; свыше 70 регионов, в свою очередь, поставляли продукцию на рынки края. Межрегиональный товарооборот Алтайского края вырос в 2016 г. по сравнению с 2001 г. в 7,5 раза, в том числе вывоз товаров и продукции из края — в 15 раз, ввоз — в 5 раз в действующих ценах.

Таблица 3

Динамика численности регионов-участников межрегиональной торговли с Алтайским краем

в 2015-2019 гг.

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019

Число регионов России — потребителей продукции, выпускаемой предприятиями Алтайского края: по всей наблюдаемой номенклатуре продукции 81 82 83 83 83

из них занятые производством пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 80 82 82 83 83

Число регионов России — поставщиков продукции в Алтайский край: по всей наблюдаемой номенклатуре продукции 71 70 69 71 71

из них занятые производством пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 63 63 58 60 59

Виды продукции 2016 2017 2018 2019 2020 2020 г. к 2016 г.,%

Продовольственные товары

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, тонн 23666,5 23287,6 28636,6 21314,9 26884,9 113,6

Изделия колбасные, тонн 2370,2 2027,6 2390,5 2014,4 1836,8 77,5

Масло животное, тонн 4413,7 6897,5 7771,2 5955,2 8386,8 190,0

Сыры жирные (включая брынзу), тонн 14084 11604,2 15812,2 16632,8 20949,7 191,8

Продукты сырные, тонн 8290 9445,5 8066,9 6060,9

Источник: данные Росстата.

Таблица 4

Вывоз из Алтайского края в регионы России отдельных видов потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения в 2016-2020 гг.

Окончание таблицы 4

Виды продукции 2016 2017 2018 2019 2020 2020 г. к 2016 г.,%

Масла растительные, тонн 63621,8 93981,7 45312,2 108061,4 135976,6 213,7

Мука, тонн 557239,1 670068 640614 687816,1 611101,5 109,7

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, тонн 73299 82001,8 74076,5 81283,3 82143,2 112,1

Крупа, тонн 115807,9 141466,6 219176,5 240020 293502,6 253,4

Непродовольственные товары

Средства моющие, тонн 8318,2 8414,1 10463,3 11346,9 19662,8 236,4

Средства парфюмерные и косметические, тыс. руб. 920426,3 1219954,8 1186754,9 1263800,3 1821378,7 197,9

Препараты лекарственные, тыс. руб. 2624007 2749804,5 2912963,7 3471713,2 4191571,2 159,7

Сельскохозяйственное сырье

Комбикорма, тонн 182163 186480,8 185456,7 205967,1 122104 67,0

Продукция производственно-технического назначения

Материалы лакокрасочные, тонн 509,3 2281,9 706,2 363 322,5 63,3

Пиломатериалы, тыс. куб. м 4808 8212 10680 4678 4993 103,8

Железобетонные конструкции (включая сборные), тыс. м3 22 12,7 13,9 17,9 33,5 152,3

Источник: данные Алтайкрайстата, расчеты авторов.

К сожалению, статистика, как отмечалось нами ранее, не дает возможности оценить объемы вывоза и, в особенности, ввоза товаров в Алтайский край в сопоставимых ценах. С точки зрения

нашего исследования такая оценка имеет принципиальный характер, в силу чего нами предпринята попытка дать оценку динамики вывоза продукции из Алтайского края в сопоставимых ценах (рис. 1).

Рис. 1. Динамика объемов вывоза продукции из Алтайского края в регионы России в 2005-2016 гг., млн руб.

Источник: данные Росстата, расчеты авторов.

Как следует из приведенного рисунка, в исследуемом периоде1 в целом наблюдалась тенденция роста объема вывоза, но его темпы в сопостави-

мых ценах были несравненно ниже по сравнению с оценкой объемов вывоза товаров в действующих ценах.

Хронологически рассматриваемый период был предопределен необходимостью получения максимально корректной сравнительной оценки динамики объемов вывоза товаров и продукции в сопоставимых ценах.

В результате происходящих процессов традиционное для Алтайского края превышение объема ввоза товаров над их вывозом сократилось: если в 2001 г. доля ввоза товаров в общем объеме това-

рооборота по выборочной номенклатуре составляла 73%, то к концу рассматриваемого периода (2016 г.) — 50% (рис. 2).

Рис. 2. Динамика структуры межрегионального товарооборота Алтайского края с регионами России в зависимости от направления товарных потоков в 2001-2016 гг.,%. Источник: данные Росстата,

расчеты авторов.

В товарной структуре вывоза алтайской продукции и ввоза продукции в Алтайский край преобладала продукция производственно-технического назначения (в стоимостном выражении). Однако в динамике соотношение продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров в структуре вывоза и ввоза различны: в первом случае доля продукции производственно-технического назначения уменьшалась, во втором — росла (рис. 3, 4).

Развитие межрегиональной торговли, как отмечалось ранее, имеет под собой объективную основу, обусловленную сложившейся специализацией регионов. В силу последней производство многих непродовольственных потребительских товаров (бытовой техники, электронной аппаратуры), а также продукции производственно-технического назначения (нефтепродуктов, химической продукции, станков, оборудования, легковых машин и пр.) сосредоточено в нескольких регионах России.

100,0 80,0

2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

■ Продукция производственно-технического назначения □ Потребительские товары

Рис. 3. Динамика товарной структуры вывоза продукции из Алтайского края в регионы России в 2001-2016 гг.,%. Источник: данные Росстата, расчеты авторов

Рис. 4. Динамика товарной структуры ввоза продукции в Алтайский край из регионов России в 2001-2016 гг.,%. Источник: данные Росстата, расчеты автора

С учетом сказанного, в Алтайский край ввозилась, прежде всего, продукция, которая не производилась в регионе, но была необходима для поддержки воспроизводственного процесса (природный газ, автобензин, дизтопливо и другие нефтепродукты, прокат черных металлов и трубы, легковые и грузовые автомобили и автобусы и др.), либо производилась в объемах и ассортименте, не удовлетворяющих потребителей края (консервы, макаронные и колбасные изделия и др.).

Предприятия регионов России, таким образом, являлись основными поставщиками в край топлива, сырья, материалов, машин и оборудования. По ряду же пищевых продуктов, в том числе производимых в крае в объемах, превышающих его потребности, предприятия других регионов выступали конкурентами на товарном рынке.

Соответственно, на межрегиональные рынки предприятия Алтайского края поставляли продукцию, востребованную в других регионах России и, прежде всего, продовольствие: муку (до чет-

верти всего объема вывоза продовольственных товаров), крупу, макаронные изделия, молочную продукцию, масло растительное, сыры и продукты сырные, мясо и мясо птицы, полуфабрикаты мясные и пр. Местные производители не только обеспечивали главные потребности внутреннего рынка продовольствия, но и во многом работали на его межрегиональные поставки с наиболее широкой географией вывоза. Достаточно сказать, что на долю потребителей из других регионов России приходилось от 30 до 40% всего объема реализации продукции пищевой и перерабатывающей промышленности края.

Особая значимость внешних рынков для поддержки и роста производства в крае мясной и молочной продукции видна на рисунке 5. Он наглядно свидетельствует о том, что наращивание производства в Алтайском крае мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов все в большей мере детерминировано спросом на эту продукцию на межрегиональных и зарубежных рынках.

Рис. 5. Роль внешних рынков в росте спроса на мясные и молочные продукты, произведенные в Алтайском крае,%. Источник: данные Росстата, расчеты авторов

Специфика межрегиональных торговых взаимодействий края с регионами России на современном этапе (2017-2020 гг.)1 Современный этап экономического развития края характеризуется сравнительно невысокими темпами роста экономики, что не могло не сказаться на масштабах и интенсивности межрегиональной торговли.

В таблице 5 приведена динамика охвата регионов — потребителей и поставщиков продукции в край. Очевидно, что по этому критерию никаких серьезных подвижек в рассматриваемый период не произошло, за исключением числа регионов, поставляющих в край пищевые продукты.

Таблица 5

Ввоз отдельных видов товаров и продукции в Алтайский край предприятиями регионов России

(без микропредприятий) в 2016-2020 гг.

Виды продукции 2016 2017 2018 2019 2020 2020 г. к 2016 г.,%

Пищевые продукты, напитки и табачные изделия

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, тонн 8490,7 12134,7 16405,1 17390,9 17069,6 201,0

Колбасные изделия, тонн 14642,5 21130,2 17001 17986,2 16523,2 112,8

Масло сливочное (включая пасты масляные и масло топленое), тонн 2327,5 1779,3 2203,3 1684,1 2068,9 88,9

Сыры, тонн - 322,5 536,8 989,5 1724,5 534,7

Масла растительные, тонн 36186,5 46517,5 36683,3 22884,7 19131,4 52,9

Сахар, тонн 55901,2 80366,3 101845,9 97776,3 74426,3 133,1

Мука, тонн 4358,6 6339,3 12104 17337,6 11552,9 265,1

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, тонн - 4270,9 4264,6 3791,5 4340,7 101,6

Крупа, тонн 6876,9 7493,2 10132 15208,3 13549,3 197,0

Соль поваренная (добытая) пищевая, тонн 22498,6 21271,8 23996,6 22290,1 23677,4 105,2

Сельскохозяйственное сырье

Комбикорма, тонн 419,6 316,4 1311 1618,8 1455 346,8

Непродовольственные потребительские товары

Обои, тыс. усл. кусков 341,7 338 247,5 259,3 213,8 62,6

Пасты чистящие, порошки и прочие чистящие средства, тонн 1390,3 1115,7 576,7 1070,2 1130,9 81,3

Средства моющие, тонн 14718,4 14945,7 4273,8 8998,5 11849,4 80,5

Несельскохозяйственные промежуточные товары

Бензин автомобильный,тонн 528799,4 512791,8 538041,4 526254,6 453908,2 85,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топливо дизельное, тонн 240934,8 260757,5 301318,9 342138,3 336390 139,6

Масла моторные дизельные, тонн 4491,6 2773,4 2213,2 2240,8 3338,1 74,3

Битумы нефтяные, тонн 1976,6 12383,5 931,6 15099,5 17133,8 866,8

Мазут топочный, тонн 11220,2 13842,4 18565,6 21877,7 17172,6 153,1

Прокат черных металлов готовый, тонн 182671,5 232109,2 315412,7 482589,3 376597,5 206,2

Чугун, тонн 158 708,5 1262,8 1079,5 454,8 287,8

Пиломатериалы, м3 3597 15673 11299 6762 9853 273,9

Портландцемент, тонн 541896,5 526176,1 404419,4 472455,3 526080,7 97,1

Машины, оборудование, эксплуатационные материалы

Автобусы, штук 389 323 518 357 205 52,7

Автомобили легковые, штук 3375 3231 4720 5290 4399 130,3

Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, штук 16382 50789 88117 72830 57250 349,5

Источник: данные Алтайкрайстата, расчеты авторов.

Ранее нами уже отмечалось, что современный период характеризуется наименьшей информационной обеспеченностью, что не могло не сказаться на глубине анализа. Так, к примеру, число товаров производственно-технического назначения, попавших в выборочную совокупность товаров для статистического наблюдения за межрегиональной торговлей, сократилось с 53 до 23 видов. Количество наблюдаемых продовольственных видов товаров существенно не изменилось.

Дадим далее краткую оценку состояния межрегиональной торговли в Алтайском крае как в целом за исследуемый период, так и с учетом ее дифференциации по годам в разрезе ввоза и вывоза товаров.

Вывоз товаров и продукции из Алтайского края в регионы России. Оценка динамики масштабов вывоза продукции из края в регионы России в целом за период зависит от того, что принять за базу для сравнения. Если в качестве таковой рассматривать рассчитанные нами среднегодовые показатели 2001-2005 гг., то очевиден был рост масштабов торговли по большинству отслеживаемых потребительских продовольственных товаров в 2-5 раз. Вместе с тем по сравнению с предыдущей пятилеткой (2011-2015 гг.) край потерял рынки сбыта по таким важнейшим видам продукции, как мясо и мясо птицы, изделия колбасные, масла расти-тельные2.

Влияние конъюнктуры рынка на объемы вывоза продукции особенно заметно при рассмотрении погодовых показателей товарооборота края анализируемого периода в разрезе отдельных товаров. По ряду продовольственных товаров, не исключая имеющийся наиболее широкий устойчивый спрос на алтайскую муку, годовые колебания в продажах составляли до 30 %о. Вместе с тем очевидно, что по основным продовольственным и непродовольственным товарам край наращивал объемы межрегиональных поставок, а по ряду из них — крупа, масло животное и растительное, сыры и сырные продукты, средства моющие, парфюмерные и косметические и др. — весьма значительно (табл. 4).

Ввоз продукции и товаров в Алтайский край из регионов России. В целом картина ввоза по сравнению с вывозом продукции осталась в своих ключевых чертах прежней: 1) номенклатура ввозимых товаров была существенно шире по сравнению с номенклатурой вывоза; 2) наблюдались заметные колебания роста (снижения) среднегодовых объемов поставок тех или иных видов продукции в Алтайский край в зависимости от изменения конъюнктуры рынка в крае и регионах — поставщиках.

В среднем за период 2016-2020 гг. по сравнению с среднегодовыми показателями 2001-2005 гг. резко возрос ввоз в край сельскохозяйственных продуктов из регионов России, что, с одной стороны, сделало более разнообразной номенклатуру товаров на продовольственном рынке края, а с другой — ужесточило конкуренцию на нем,

в особенности по таким товарам, как сыры и сырные продукты, масло сливочное, крупа, мясо и мясо птицы (кроме субпродуктов), безалкогольные напитки. Если ориентироваться на усредненные по пятилеткам показатели ввоза продукции из регионов России, то наряду с продовольственными товарами, ввоз которых в край, как уже отмечалось, увеличился многократно, произошло снижение поставок большинства несельскохозяйственных промежуточных продуктов (топлива, мазута, масел моторных и др.), а также автотранспортных средств и шин.

Иная картина была характерна для анализируемого периода в том случае, если рассматривать погодовую динамику ввоза в Алтайский край в разрезе отдельных продуктов (табл. 5).

Очевидно, что в конце рассматриваемого периода (2020 г.) по сравнению с его началом (2016 г.) объемы ввоза большинства видов пищевых продуктов, напитков и табачных изделий возросли, что свидетельствует об усилении по этим товарным позициям конкуренции на продовольственном рынке края. Вместе с тем по ряду из них в Алтайском крае в рассматриваемом периоде сложилась неблагоприятная конъюнктура, в результате которой уменьшился ввоз продовольственных товаров (молока, консервов мясных, сырных продуктов, маргарина и т. д.).

Близкая к описанной ситуация была характерна и для групп непродовольственных потребительных товаров, а также несельскохозяйственных промежуточных товаров. Уменьшение объемов ввоза наблюдалось для таких непродовольственных потребительских товаров, как обои, пасты, средства моющие и несельскохозяйственных промежуточных товаров (бензин автомобильный, масла моторные, шифер, материалы кровельные и др.)3.

Резюмируя ситуацию в части динамики торгово-экономических связей Алтайского края с регионами России отметим, что она характеризуется дальнейшим ростом объема ввоза и вывоза по большинству попавших под наблюдение товаров, что свидетельствует об усилении процессов формирования межрегионального товарного рынка страны.

Краткие выводы.

1. Проведенный анализ торгово-экономических связей Алтайского края с регионами России показал, что участие в территориальном разделении труда становится все более важным фактором развития его производства, в особенности учиты-

2 Заметим, что исследуемый период характеризуется снижением производства в Алтайском крае мяса и молока. Обязательства края по поставкам мяса и мясопродуктов на межрегиональные рынки были выполнены за счет заметного увеличения доли вывоза (включая экспорт) в общем производстве мяса — 52,9% в 2016 г. и 68,8% — в 2020 г.

3 Выявление условий и факторов, предопределивших вышеохарактеризованную ситуацию в межрегиональной торговле Алтайского края, требует, на наш взгляд, дополнительных исследований.

вая нестабильность рынков основных экспортируемых товаров в результате санкций и уменьшение объемов импорта вследствие роста цен и падения внутреннего спроса. На долю потребителей из регионов России приходилось свыше 50% всего объема реализуемой предприятиями края промышленной продукции, в том числе от 30 до 40% объема продукции, производимой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края.

Трудно переоценить роль регионов России и в насыщении товарных рынков края, на долю которых приходится около трети общего объема реализуемой в крае продукции. Среди широкой номенклатуры товаров, поставляемых регионами России на рынки края, особо значимыми являются товары производственно-технического назначения, непродовольственные товары и несельскохозяйственные промежуточные товары (топливо, нефтяной битум, прокат, чугун и т. п.).

2. Развитие межрегиональных связей Алтайского края с регионами России в 1990-2020 гг. свидетельствует о выделении двух качественно различных периодов. Первый из них (1990-2000 гг.) характеризовался резким снижением интенсивности межрегиональных торговых связей и, как следствие, фрагментацией экономического пространства.

В результате радикальных рыночных реформ 1990-х гг. произошли заметные сдвиги в отраслевой структуре Алтайского края, предопределившие изменение его роли и места в территориальном разделении труда. В их числе:

— сокращение промышленного потенциала края и снижение доли промышленных «торгуемых» отраслей в добавленной стоимости региона;

— рост доли «неторгуемых» отраслей, ориентированных на внутрирегиональный спрос, формирование локальных рынков;

— ограничение роста внутреннего спроса в силу падения доходов населения и бизнеса, повлекшее за собой дальнейшее сужение внутрирегиональных рынков.

В результате изменения отраслевой структуры экономики и внутреннего спроса изменилось «лицо» межрегионального товарообмена края в рассматриваемом периоде, а именно:

— заметно уменьшились производство и вывоз из края целого ряда сложных видов промышленной продукции, в том числе оборонной промышленности, машиностроения, включая сельскохозяйственное, химической и нефтехимической промышленности;

— резко сократились объемы производства предприятий легкой промышленности и, соответственно, поставки товаров народного потребления, производимых в крае, на межрегиональные рынки;

— падение доходов населения и бизнеса де-стимулировало процессы межрегионального взаимодействия в части ввоза и потребления в крае продукции производителей других регионов России.

Наряду с этим сохранились в главном роль и место края в производстве и поставках в регионы России продовольствия, позволившие ему выполнять функции главной продовольственной базы ряда регионов России.

Второй период (начало 2000-х гг. — по настоящее время), напротив, характеризовался нарастанием торговых связей между Алтайским краем и регионами России, что свидетельствует о постепенном усилении интеграционных процессов. В целом ежегодный рост оборота межрегиональной торговли составлял в среднем 1,5-3 % (в сопоставимых ценах), расширилась номенклатура и география ввоза и вывоза товаров и продукции. Реализацию продукции на межрегиональных рынках производили около трети обследованных Алтай-крайстатом крупных и средних предприятий края. Продукция края поставлялась в 83 региона России; 71 регион реализовывал свою продукцию на рынках края.

3. Для динамики структуры межрегионального товарооборота Алтайского края с регионами России в зависимости от направления товарных потоков (ввоз/вывоз) характерна достаточно устойчивая тенденция. Если на начало периода наблюдалось заметное (в три раза) превышение ввоза над вывозом товаров, то к концу периода соотношение ввоза и вывоза в структуре товарооборота края составило 1:1.

4. Динамика товарной структуры межрегионального товарооборота Алтайского края (соотношение в структуре продукции производственно-технического назначения и продовольствия) различна в зависимости от направленности товарных потоков и заметно дифференцирована по годам.

В товарной структуре вывоза продукции из Алтайского края в регионы России прослеживалось на начало периода небольшое превышение удельного веса продукции производственно-технического назначения по сравнению с продовольственной продукцией, имеющее со временем тенденцию к нивелировке.

Для товарной структуры ввоза продукции в Алтайский край из регионов России характерно заметное превышение доли продукции производственно-технического назначения по сравнению с продовольственным, усиливающееся к концу рассматриваемого периода.

5. В силу изменения рыночной конъюнктуры интеграционные процессы в сфере межрегиональной торговли Алтайского края в различные

хронологические периоды имели свои особенности. Так, в 2005-2007 гг. ввоз продукции в край рос с примерно постоянным ежегодным темпом 4-6%, а в 2011-2015 гг., напротив, ежегодно уменьшался в среднем на 2%; ежегодные темпы роста вывоза продукции составляли, соответственно 6,3 и 1,9%

(в сопоставимых ценах). На колебания динамики межрегиональной торговли существенное влияние оказывали товары-доминанты, на долю которых приходилось свыше половины ее объемов: в вывозе товаров — мука, кокс и грузовые вагоны; во ввозе товаров — топливо1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: стат. сб. / Росстат. М., 2022. С. 1124.

2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р.

3. Троцковский А. Я., Каплинская И. Е., Родионова Л. В. Понятие и подходы к исследованию интеграции территориальных социально-экономических систем: к постановке вопроса // Экономика Профессия Бизнес 2022. № 2. С. 114-125.

4. Изотов Д. А. Внешние и внутренние барьеры в торговле регионов Дальнего Востока // Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып 4. С. 1318-1331.

5. Шубин И. А. Приграничная торговля российских регионов в 2013-2019 гг. // Пространственная экономика. 2021. Т. 17. № 2. С. 34-56.

6. Гаджиев М. М., Магомедов А. К., Насрудинов Д. М. Разработка модели развития товарообмена регионов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 27.

7. Новикова А. С., Филатов А. Ю. Гравитационная модель межрегиональной торговли Иркутской области // Инновационная экономика. 2015. № 5 (10). С. 35-40.

8. Троцковский А. Я., Перекаренкова Ю. А., Родионова Л. В., Сергиенко А. М. Интеграционные связи Алтайского края с регионами Сибири: предпосылки формирования и ограничения исследования // Экономика Профессия Бизнес. 2022. № 1. С. 98-110.

9. Троцковский А. Я., Родионова Л. В. Методические аспекты исследования межрегиональных торгово-экономических связей в Алтайском крае // Экономика Профессия Бизнес. 2023. № 1. С. 101-107.

10. Минакир П. А., Исаев А. Г., Демьяненко А. Н., Прокапало О. М. Экономические макрорегионы: интеграционный феномен или политико-географическая целесообразность? Случай Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2020. Т. 16. № 1. С. 66-99.

11. Алтайский край в цифрах. 1998-2002: стат. сб. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. Барнаул, 2003. С. 268.

12. Трансформационные процессы и формирование конкурентных преимуществ в Алтайском крае / под ред. А. Я. Троцковского. Новосибирск, 2017. 423 с.

REFERENCES

1. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2022: stat. sat. / Rosstat. Moscow, 2022. P. 1124.

2. Strategy for Spatial Development of the Russian Federation until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r.

3. Trotskovsky A. Ya., Kaplinsky I. E., Rodionova L. V. The concept and approaches to the study of the integration of territorial socio-economic systems: to the formulation of the question. Economics Profession Business. 2022. No. 2. Pp. 114-125.

4. Izotov D. A. External and internal barriers in the trade of the regions of the Far East. Economics of the region. 2021. Vol. 17. Iss. 4. Pp. 1318-1331.

5. Shubin I. A. Border trade of Russian regions in 2013-2019. Spatial Economics. 2021. Vol. 17. No. 2. Pp. 3456.

6. Gadzhiev M. M., Magomedov A. K., Nasrudinov D. M. Development of a model for the development of commodity exchange in regions. Management of economic systems: electronic scientific journal. 2018. No. 3 (109). P. 27.

Благодарности. Авторы выражают свою признательность заместителю заведующего отделом статистики торговли и услуг Алтайкрайстата С. А. Алисторову за предоставленную информацию и ценные консультации.

7. Novikova A. S., Filatov A. Yu. Gravity model of interregional trade in the Irkutsk region. Innovative economy. 2015. No. 5 (10). Pp. 35-40.

8. Trotskovsky A. Ya., Perekarenkova Yu. A., Rodionova L. V., Sergienko A. M. Integration links of the Altai Territory with the regions of Siberia: prerequisites for the formation and limitations of the study. Economics Profession Business. 2022. No. 1. Pp. 98-110.

9. Trotskovsky A. Ya., Rodionova L. V. Methodological aspects of the study of interregional trade and economic relations in the Altai Territory. Economics Profession Business. 2023. No. 1. Pp. 101-107.

10. Minakir P. A., Isaev A. G., Demyanenko A. N., Prokapalo O. M. Economic macro-regions: integration phenomenon or political and geographical expediency? Case of the Far East. Spatial Economics. 2020. Vol. 16. No. 1. Pp. 66-99.

11. Altai Territory in numbers. 1998-2002: stat. sat. / Altai Regional Committee of State Statistics. Barnaul, 2003. P. 268.

12. Transformation processes and the formation of competitive advantages in the Altai Territory / ed. A. Ia. Trotskovsky. Novosibirsk, 2017. 423 p.

Поступила в редакцию: 06.04.2023. Принята к печати: 28.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.