Научная статья на тему 'Межрегиональные связи как фактор формирования гражданского общества и укрепления государства'

Межрегиональные связи как фактор формирования гражданского общества и укрепления государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ВООРУЖЕННЫЕ CИЛЫ РФ / ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTERREGIONAL COMMUNICATIONS / CIVIL SOCIETY / NATIONAL PROJECTS / MILITARY FORCES OF RUSSIAN FEDERATION / INTERNAL MIGRATION / SMALL BUSINESS / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогачева Любовь Ивановна

В статье рассматривается современное состояние межрегиональных связей, уровень развития товаропроводящих сетей; сотрудничество в сфере развития научно-производственного потенциала г. Москвы, поддержки и развития малого предпринимательства, в социально-культурной сфере; межрегиональное сотрудничество в реализации ПНП и в сфере регулирования внутренней миграции стран ближнего и дальнего зарубежья.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рогачева Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author examined the modern condition of the interregional communications, level of the trade conduct systems. The cooperation in the sphere of the development of a science-production potential of Moscow and in the sphere of the support and the development of a small business, in a social-cultural sphere are examined. The author studied an interregional cooperation in the process of realization of the priority national projects and in the sphere of the regulation of internal migration in near and far abroad.

Текст научной работы на тему «Межрегиональные связи как фактор формирования гражданского общества и укрепления государства»

Любовь РОГАЧЕВА

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается современное состояние межрегиональных связей, уровень развития товаропроводящих сетей; сотрудничество в сфере развития научно-производственного потенциала г. Москвы, поддержки и развития малого предпринимательства, в социально-культурной сфере; межрегиональное сотрудничество в реализации ПНП и в сфере регулирования внутренней миграции стран ближнего и дальнего зарубежья.

In the article the author examined the modem condition of the interregional communications, level of the trade conduct systems. The cooperation in the sphere of the development of a science-production potential of Moscow and in the sphere of the support and the development of a small business, in a social-cultural sphere are examined. The author studied an interregional cooperation in the process of realization of the priority national projects and in the sphere of the regulation of internal migration in near and far abroad.

Ключевые слова:

межрегиональные связи, гражданское общество, национальные проекты, Вооруженные шы РФ, внутренняя миграция, малое предпринимательство, социально-культурная сфера, научно-производственный потенциал; interregional communications, civil society, national projects, Military Forces of Russian Federation, internal migration, small business, social and cultural sphere, scientific and industrial potential.

Фундаментальной основой укрепления роли государства, решения социально значимых проблем, стоящих перед гражданским обществом, является, прежде всего, обеспечение динамичного инновационного регионального развития, так как проблема совершенствования управления государством и обществом носит отчетливо региональный характер и обусловливается своеобразием культур, традиций, ценностей, потребностей, ресурсов и пр.

Мировой опыт показывает, что хотя рынок и играет решающую роль в стимулировании инновационной активности, отборе инновационных продуктов, адекватных потребностям общества, но без стимулирующей и регулирующей роли государственных органов власти на макро- и мезоуровне невозможно обеспечить развитие инновационных региональных систем.

Теоретический и практический интерес представляет модель межрегиональных связей, инициируемая и успешно реализуемая в г. Москве. Динамика межрегиональных связей характеризуется устойчивыми качественными изменениями: расширяется география и возрастают объемы взаимопоставок, разнообразятся формы взаимодействия, повышается активность субъектов хозяйствования и количество совместных мероприятий межрегионального характера. Заключаемые соглашения во все большем объеме ориентированы на выполнение программ правительства Москвы по конкретным направлениям социально-экономического развития города1.

Активно осуществляется деятельность в сфере межрегиональной и межнациональной проблематики. Приоритетным направлением межрегионального сотрудничества является расширение участия в этом процессе национально-культурных автономий и национальных общественных объединений.

По состоянию на 1 января 2007 г. Москва имеет договорные отно-

1 О развитии межрегиональных связей // Информационно-аналитический сборник материалов заседания Правительства Москвы, 2008, с. 30.

РОГАЧЕВА

Любовь

Ивановна —

к.и.н., профессор

Российского

государственного

социального

университета

dnayka@mail.ru

шения с 77 субъектами РФ (20 республиками, 5 краями, 47 областями, 4 автономными округами и Санкт-Петербургом), а также всеми областями и столицей Республики Беларусь. Партнерами столицы являются 10 стран СНГ, Литва, Крым, Приднестровье, Гагаузия, Минская, Акмолинская и Восточно-Казахстанская обл., 10 столиц стран СНГ, 25 городов России и государств ближнего зарубежья, Шушенский р-н Красноярского края, флоты и другие воинские соединения1. Взаимоотношения с ними строятся на основе принципов равноправного партнерства путем создания благоприятных условий для функционирования и взаимодействия сторон. Осуществляемые вза-имопоставки составляют основу снабжения населения Москвы продовольствием, обеспечения функционирования объектов городского хозяйства, выполнения планов капитального строительства, в целом — последовательного продвижения во всех областях социально-экономического развития города. Результаты межрегионального сотрудничества Москвы определяются, прежде всего, объемом и структурой товарооборота между столицей и субъектами РФ, который имеет тенденцию к стабильному росту. Объем товарооборота вырос с 252 млрд руб. в 2000 г. до 901 млрд руб. в 2005 г., при этом ввоз увеличился с 213 до 763 млрд руб., а вывоз — с 39 до 138 млрд руб. в период с 2000 г. по 2005 г. Структура товарооборота по федеральным округам выглядит следующим образом: Центральный ФО — 35%, Северо-Западный ФО — 22%, Уральский ФО — 15%, Приволжский ФО — 14%, Южный ФО — 8%, Сибирский ФО — 5%, Дальневосточный ФО — 1%.

Что касается межрегиональных связей организаций научно-промышленного комплекса Москвы, то они развиваются в рамках действующих соглашений и протоколов, заключаемых правительством Москвы с администрациями регионов и городов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. «О состоянии и дальнейшем развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства го-

1 Межрегиональное сотрудничество. Материалы круглого стола «Межрегиональный контракт: опыт взаимодействия производящих и перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий». — М., 2000, 2 сент., с. 4.

рода Москвы» Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы принимаются конкретные меры по расширению кооперационных, производственных и торговых связей малых предприятий столицы с партнерами в других регионах.

В настоящее время действуют 24 договора с субъектами РФ о сотрудничестве в сфере малого предпринимательства. Практически в каждом соглашении, подписанном Москвой с регионами РФ, есть раздел, посвященный малому бизнесу. Реализация межрегиональных проектов организациями оптового продовольственного комплекса Москвы при организационной поддержке Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы осуществлялась, главным образом, в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». На первом этапе формирования программы интеграции в нее включились 16 московских предприятий оптового продовольственного комплекса города, которые имели в собственности 35 предприятий агропромышленного комплекса в 10 регионах России. За 3 года московские агрохолдинги только в развитие крупных сельскохозяйственных объектов в регионах России инвестировали более 21 млрд руб., в том числе 1,4 млрд руб. — из средств, предусмотренных на продовольственную безопасность города. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в прошедшем году начаты работы по созданию 12 свинокомплексов на 837 тыс. голов единовременного содержания и 17 комплексов на 31 тыс. голов для содержания крупного рогатого скота.

Интеграция предприятий продовольственного комплекса Москвы с производителями сельскохозяйственной продукции регионов России позволила обеспечить в 2006 г. (по сравнению с 2004 г.) рост поставок продовольственного зерна в город в 11 раз, мяса в — 1,8 раза, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко — в 7 раз, картофеля — в 2 раза, овощей — в 1,4 раза.

В рамках интеграции проведено более 2 000 ярмарок, в т.ч. 250 региональных, с участием товаропроизводителей из Рязанской, Калужской, Тульской, Ростовской, Московской, Смоленской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Вологодской, Ивановской, Курской обл., а

также Чувашской Республики, Мордовии и Республики Беларусь. Представленный на торговых площадках широкий ассортимент плодоовощной продукции, товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, изделий народных промыслов, товаров народного потребления продается по ценам в среднем на 10—15% ниже цен на аналогичную продукцию на потребительском рынке г. Москвы.

Вопросы сотрудничества в сфере здравоохранения занимают особое место в системе межрегиональных связей Москвы. Сегодня Департаментом здравоохранения города заключено 61 отраслевое соглашение о сотрудничестве с органами управления здравоохранением регионов РФ и 7 соглашений с органами управления здравоохранением Республики Беларусь и отдельных ее регионов. Основные направления в данной сфере — это оказание плановой медицинской помощи жителям соответствующих территорий в подведомственных сторонам учреждениях здравоохранения, повышение квалификации врачей на имеющихся клинических базах, информационное взаимодействие, знакомство специалистов с деятельностью конкретных учреждений здравоохранения сторон, их участие в научно-практических мероприятиях1.

Межрегиональное сотрудничество в области образования осуществляется на плановой основе в соответствии с соглашениями и договорами правительства Москвы, департамента образования г. Москвы, окружных управлений образования с органами управления образованием, а также прямыми соглашениями между образовательными учреждениями. Основными направлениями деятельности Московского комитета образования в области межрегионального сотрудничества являются: реализация совместных программ (проектов) обновления содержания образования; обмен опытом работы образовательных учреждений; организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, фестивалей среди учащихся; проведение совместного отдыха и досуга школьников; оказание адресной помощи образовательным учреждениям. Приоритетным направлением сотрудничества является реализация национального проекта

1 Москва — Беларусь // Известия Комитета общественных и межрегиональных связей, 2000, № 4.

Российской Федерации в сфере образования.

В рамках реализации Программы межрегионального сотрудничества Правительства Москвы в сфере строительства продолжалась работа по расширению связей столицы с регионами России, формированию и улучшению инвестиционной среды, внедрению новых строительных технологий и материалов, а также реконструкции и модернизации предприятий стройиндустрии. Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы проводились маркетинговые исследования по оценке инвестиционной привлекательности городов России, организовывались выставки, семинары, конференции. Данные мероприятия способствовали формированию положительного имиджа столицы, развитию научно-производственного потенциала городского хозяйства и строительства, увеличению объемов строительства в регионах.

Разработаны и реализованы концепция, программа и учебно-тематический курс повышения базового уровня правовых знаний в области миграции, привлечения и использования иногородней рабочей силы, а также социокультурной и языковой адаптации иностранцев, прибывших с целью осуществления трудовой деятельности; оценки влияния миграции в детской, школьной и молодежной среде. Подготовлены учебно-методические пособия для обучения детей мигрантов, слабо владеющих русским языком.

Развитие связей в области культуры является одним из приоритетных направлений правительства Москвы, в том числе в сфере межрегионального сотрудничества. В качестве непосредственной задачи ставится создание совместно с регионами единого культурного пространства, проведение общероссийских мероприятий в столице и в регионах2. Во всех соглашениях о сотрудничестве между правительством Москвы и администрациями регионов содержится положение о культурном сотрудничестве, разрабатываются долгосрочные совместные программы. В Российской Федерации в последние годы активно формируется массовое общественное движение за сохранение и

2 Москва—Карелия — грани сотрудничества // Известия Комитета общественных и межрегиональных связей, 2000, № 2, с. 16.

преумножение лучших традиций отечественной культуры, энергично создаются национально-культурные центры и общественные организации, школы с этнокультурным компонентом, расширяется сеть творческих учреждений, школ и студий художественных ремесел, мастерских по производству национальной одежды, театров народного костюма.

Москва постоянно уделяет значительное внимание вопросам укрепления обороноспособности страны. Правительством Москвы совместно с Министерством обороны Российской Федерации последовательно решаются вопросы материального обеспечения Вооруженных сил, социальной поддержки военнослужащих. Успешно реализуются договорные документы о сотрудничестве с Министерством обороны РФ, Северным, Тихоокеанским, Черноморским, Балтийским флотами, командованием Московского военного округа и командованием специального назначения Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ, Московским авиационно-истребительным полком (г. Лодейное Поле), 7-ой отдельной Московско-Минской мотострелковой бригадой (г. Калининград).

В области информационно-аналитической деятельности проведена значительная работа по совершенствованию информационного обеспечения межрегиональных и миграционных программ и мероприя-

тий. Это нашло свое отражение в разработке и внедрении комплекса мер по использованию современных технологий и форм информационной работы.

Таким образом, рассмотрев развивающуюся модель межрегиональных связей, инициируемую и успешно реализуемую в городе Москве, можно сделать вывод, что система взаимодействия между мегаполисом и субъектами Российской Федерации, странами СНГ эффективна, имеет четко выраженные стратегические и тактические приоритеты, опирающиеся на принцип субсидиарности, который предполагает формирование рационально регулируемого рынка, основанного на равноправном сотрудничестве с максимальным стимулированием развития общественных инициатив. При реализации опыта использования межрегиональных моделей взаимодействия необходимо учитывать не только экономическую и географическую составляющие, но и профессиональные, административные и технические аспекты.

Однако рассмотренный автором опыт мегаполиса сложно транспонировать на Россию в целом из-за неустойчивой экономики, неопределенности концепций социальной политики, близкого к кризисному состояния бюджетов в регионах, высокого уровня социального расслоения, патерналистской ментальности, недостаточной подготовленности менеджеров к решению задач переходного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.