ЭКОНОМИКА
УДК 332.122 ББК 65.9 (Рос.)
М.З. ГИБАДУЛЛИН, А.Р. АРТАМОНЫЧЕВА
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: межрегиональные экономические отношения, устойчивость межрегионального кооперационного взаимодействия, ядро межрегиональной кооперации, Чувашская Республика.
Исследованы теоретико-методологические и практические проблемы формирования системы межрегионального кооперационного взаимодействия Чувашской Республики.
M.Z. GIBADULLIN, A.R. ARTAMONYCHEVA ANALYSIS OF INTERREGIONAL ECONOMIC COOPERATION OF CHUVASH REPUBLIC: TENDENCY AND PERSPECTIVES
Key words: interregional economic relations, stability of interregional cooperation, nuclear of interregional cooperation, Republic of Chuvashia.
The paper deals with theoretical, methodological and practical problems of forming of the system of interregional cooperation of Republic of Chuvashia.
Межрегиональное сотрудничество на экономическом пространстве государства является одним из интереснейших и сравнительно молодых направлений мировой и отечественной экономической науки. Хотя концептуальные положения, которые легли в основу современной теории межрегиональных связей, были выдвинуты и обоснованы еще в работах классиков экономической науки, только сравнительно недавно эта научная проблематика стала широко дискуссироваться и обогащаться научно-методологическим инструментарием применительно к территориальным системам внутри государства.
В рамках настоящей статьи ставится задача определить место Чувашской Республики в системе межрегионального торгово-экономического взаимодействия российских регионов и наметить перспективные направления развития кооперационных связей республики.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2006 г. по 2008 г., т.е. до начала мирового экономического кризиса.
Чувашская Республика стала объектом исследования не случайно. Республика принадлежит к числу динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа (пФо). При этом она не располагает запасами природных ресурсов, что в условиях российской действительности является существенным сдерживающим фактором для экономического роста.
За период с 2006 г. по 2008 г. Чувашская Республика демонстрировала высокие темпы роста ВРП на душу населения 70,3% (по России 54,4%, по ПФО 48,4%). Ведущую роль в структуре ВРП Чувашской Республики занимают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, строительный сектор. По этим позициям регион имеет показатели выше средних значений для ПФО [3. С. 334-336, 337-340].
Эмпирической основой исследования послужили официальные данные органов государственной статистической службы об объемах межрегионального товарооборота, обработанные с помощью авторской компьютерной программы.
Межрегиональный товарооборот представляет собой объем товаров и услуг в денежном выражении, ввезенных в территориальное образование из других регионов страны или вывезенных из него в другие регионы страны. В
свою очередь, межрегиональный вывоз - это товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других регионах того же государства. Межрегиональный ввоз - это товары и услуги, приобретенные в других регионах страны и ввезенные в данный регион [1].
Данные определения позволяют сегментировать участников межрегионального взаимодействия экономического пространства Российской Федерации по следующим квалификационным признакам: в первую группу включаются регионы, которые и по ввозу, и по вывозу имеют в товарообороте базового региона (Чувашской Республики) удельный вес 0,89% и более; во вторую группу включаются субъекты федерации, которые имеют в товарообороте базового региона удельный вес 0,89% и более только по вывозу или только по ввозу; в третью группу входят регионы, имеющие в товарообороте базисного региона удельный вес менее 0,89% по вывозу и ввозу; четвертая группа охватывает субъекты федерации, имеющие удельный вес в товарообороте базового региона менее 0,89% по ввозу или вывозу и при этом не задействованы в товарообороте по вывозу или ввозу, соответственно [2. С. 20-27].
Исходя из данной классификации вполне очевидно, что значимость регионов первой группы для межрегиональных связей базового региона наивысшая. Роль регионов второй значительно меньше и т.д. Присвоив каждой группе соответствующий годовой рейтинг значимости (от 4 до 1), получим, что все регионы первой группы в данном году имеют рейтинг 4 балла, второй группы - 3 балла, третьей группы - 2 балла, а четвертой - 1 балл.
Нетрудно подсчитать, что все регионы, попавшие в первую группу, на краткосрочном интервале (в три года) будут иметь рейтинг 12 баллов, на среднесрочном интервале (в пять лет) - 20 баллов, на долгосрочном интервале (в 10 лет) - 40 баллов. Регионы, попавшие в прочие квалификационные группы, будут иметь плавающие рейтинги - от минимально до максимально возможного в данной группе.
В силу сложившегося разделения труда и специализации производства каждый регион методом проб и ошибок формирует вокруг себя собственную зону межрегионального кооперационного взаимодействия. Под зоной межрегионального кооперационного взаимодействия понимается группа регионов, с которыми базовый регион имеет определенный уровень торгово-экономических контактов. Эта зона неоднородна по своей структуре. В ней выделяются ядро, центр и периферия.
Ядро - группа регионов, характеризующаяся наиболее плотными и стабильными экономическими связями с базовым регионом. Это все субъекты федерации, попавшие на определенном временном интервале в первую группу базового региона.
Центр - группа регионов, имеющих плотные, но менее стабильные торговые связи с базовым регионом. К этому типу регионов следует отнести субъекты федерации, попадающие во вторую и третью группы.
Периферия - субъекты федерации, имеющие слабо выраженные и неустойчивые торговые связи с базовым регионом. Сюда попадают регионы четвертой группы. По числу регионов это самый значительный сегмент зоны межрегионального кооперационного взаимодействия.
Выделение ядра зоны межрегионального кооперационного взаимодействия имеет значение с точки зрения установления: 1) места территории в системе межрегионального взаимодействия на экономическом пространстве страны; 2) наличия устойчивых, стабильных межрегиональных связей у базового региона; 3) определения конкурентоспособности базового региона, его способности притягивать к себе экономические интересы других участников экономического пространства; 4) возможности территории брать на себя функцию центра меж-
регионального взаимодействия, выступать в роли своеобразного кластера межрегиональных связей в территориальных границах государства.
На основе разработанной методики в краткосрочном периоде удалось выявить наличие ядра зоны межрегионального кооперационного взаимодействия для Чувашской Республики. Как видно из таблицы, в период с 2006 г. по 2008 г. оно включало семь субъектов Российской Федерации. Можно констатировать усиление позиций ядра зоны межрегионального кооперационного взаимодействия Чувашской Республики (его удельный вес в межрегиональном товарообороте республики увеличился с 39,7 до 47,9%), что свидетельствует о позиционировании республики как активного участника процессов межрегиональной интеграции и кооперации на экономическом пространстве России (см. таблицу).
Регионы первой группы для Чувашской Республики (доля в межрегиональном товарообороте, %)
Субъекты РФ 2006 2007 2008
1 Нижегородская область 11,5 6,6 6,5 Ядро кооперационного взаимодействия Чувашской Республики в краткосрочном (трехлетнем) периоде
2 Республика Татарстан 7,1 15,4 13,8
3 Тюменская область 4,7 4,0 7,1
4 Челябинская область 4,5 5,2 5,6
5 Самарская область 4,4 4,1 3,4
6 Свердловская область 4,1 7,0 8,2
7 Республика Марий Эл 3,3 3,3 3,5
Итого по 7 регионам 39,7 45,5 47,9
8 Республика Мордовия 4,6 - -
9 Оренбургская область 1,8 - -
10 Ростовская область 1,1 - -
11 Москва - 9,6 10,9
12 Республика Башкортостан - 3,8 -
13 Ульяновская область - 2,9 1,7
14 Пермский край - 1,6 1,5
15 Московская область - - 1,9
16 Удмуртская Республика - - 1,4
Удельный вес регионов первой группы 47,2 63,5 65,5
Здесь уместно подчеркнуть, что в межрегиональном товарообороте Чувашской Республики значительное место занимает Москва (более 10%). Однако этот субъект федерации только в двух годах из трех попадал в первую группу и потому в ядро межрегиональных связей республики на данном краткосрочном отрезке не вписался.
Среди субъектов федерации, имеющих приоритетное значение в межрегиональных связях Чувашской Республики, следует назвать Нижегородскую, Свердловскую и Тюменскую области, Республику Татарстан. Однако партнерские отношения Чувашской Республики и Нижегородской области имеют тенденцию к ослаблению (доля Нижегородской области в межрегиональном товарообороте с Чувашской Республикой сократилась почти в 1,8 раза). Главным образом это произошло за счет снижения активности Нижегородской области на территории Чувашской Республики (если в 2006 г. она имела удельный вес в общем объеме межрегионального ввоза в Чувашскую Республику 16,5%, занимая первую позицию, то в 2008 г. - только 7,6%) С остальными тремя регионами партнерские отношения успешно развиваются. Например, с Республикой Татарстан межрегиональные связи укрепились в связи с усилением активности Республики Татарстан, доля которой в межрегиональном ввозе Чувашской Республики увеличилась с 8,1 до 21,5%, в то время как доля Татарстана в межрегиональном вывозе Чувашской Республики практически не изменилась. Со Свердловской областью ситуация
сложилась несколько иначе. В этом случае, напротив, усилилась активность Чувашской Республики. Доля Свердловской области в межрегиональном вывозе Чувашской Республики увеличилась с 3,7 до 12,0%, при том, что позиции Свердловской области на рынке республики не претерпели существенных изменений.
Чувашская Республика добилась определенной диверсификации своих межрегиональных связей с основными торговыми партнерами, поэтому в структуре ядра зоны межрегионального кооперационного взаимодействия у нее не сформировалось явно выраженного лидера. Данное обстоятельство в целом позволяет республике избежать узкой, одновекторной направленности своих связей, давая возможность уйти от экономической монозависимости.
Ядро межрегионального взаимодействия Чувашской Республики втянуло в свою орбиту только субъекты России Приволжского и Уральского федеральных округов. Короткая дистанция межрегиональных связей республики в определенной мере свидетельствует о недостаточном участии республики в территориальном разделении труда. Причина такой ситуации видится в том, что Чувашская Республика в настоящий момент не располагают достаточным потенциалом кооперационного межрегионального взаимодействия, чтобы растянуть свои связи на дальние расстояния.
Обращает на себя внимание также тот факт, что внутри ядра зоны межрегионального кооперационного взаимодействия Чувашской Республики наблюдается определенная неустойчивость позиций отдельных субъектов Федерации. Сразу три из них имеют подвижную колебательную амплитуду удельного веса межрегионального товарооборота (Татарстан, Нижегородская и Свердловская области). Более статичные связи Чувашская Республика имеет только с Республикой Марий Эл, Самарской и Челябинской областями.
Детализация межрегиональных связей Чувашской Республики позволяет установить, что со всеми участниками ядра зоны межрегионального взаимодействия, за исключением Свердловской области, республика имеет значительный отрицательный показатель чистого межрегионального вывоза. Исключение составляет Свердловская область, с которой, как уже было отмечено, изменился характер межрегионального товарооборота. С ней у Чувашской Республики в 2008 г. установилось положительное сальдо межрегиональной торговли: 59% по межрегиональному вывозу, 41% по межрегиональному ввозу (в 2006 г. 37% против 67%, соответственно).
Динамика изменений в составе ядра зоны межрегионального взаимодействия Чувашской Республики свидетельствует о возможности замещения одних регионов, участников межрегиональной кооперации, другими, что позволяет говорить о конкуренции и конкурентоспособности территориальных систем в границах национальной государственности.
Учитывая экономический и ресурсный потенциал республики, перспективы расширения ее активности на поле межрегионального кооперационного взаимодействия России должны быть увязаны с развитием на территории региона современной транспортной инфраструктуры, включая строительство межрегиональных и международного мультимодального логистического центра.
Резервы для наращивания межрегионального взаимодействия на экономическом пространстве Федерации Чувашская Республика имеет. Прежде всего в зону устойчивых межрегиональных связей республики хорошие шансы попасть имеют Москва, Ульяновская область и Пермский край.
Сделанные наблюдения дают основания заключить, что Чувашская Республика является активным участником межрегионального кооперационного взаимодействия на экономическом пространстве России и выстроила вокруг себя систему устойчивых межрегиональных связей преимущественно с соседними субъектами Российской Федерации. Дальнейшие исследования и мониторинг ситуации позволят установить наличие устойчивых связей республики в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Литература
1. Павлов К.В. Межрегиональные социально-экономические отношения // Проблемы современной экономики. 2008. № 4(28).
2. Российский регион в системе глобального кооперационного взаимодействия / В.В. Хо-менко, М.З. Гибадуллин и др.; под ред. В.В. Хоменко. Казань: ФЭН, 2011. 189 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с.
ГИБАДУЛЛИН МАРАТ ЗУФАРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (mar-gibadullin@yandex.ru).
GIBADULLIN MARAT ZUFAROVICH - candidate of economics sciences, associate professor of Subfaculty State and Municipal Finances Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.
АРТАМОНЫЧЕВА АЙГУЛЬ РУСТАМОВНА - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (Artamonycheva-A-R@mail.ru).
ARtAMoNYCHEVA AIGUL RUStAmOVNA - candidate of economics sciences, senior teacher of Subfaculty State and Municipal Finances Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.
УДК 378.014.543 ББК 65.39
В.И. ИВАНОВА, Е.П. МИТРОФАНОВ, Т.Н. ПОЛКАНОВА
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, развитие рынка информационных технологий, информационные технологии в инновационной деятельности, группы стратегического воздействия информационных технологий на деятельность субъекта.
Рассмотрены значение и роль информационно-коммуникационных технологий в современной экономике и инновационной деятельности. Представлены конкурентные стратегии субъектов экономики при внедрении информационно-коммуникационных технологий. Выделены группы стратегического воздействия информационно-коммуникационных технологий на деятельность субъекта экономики.
V.I. IVANOVA, Е.Р. MITROFANOV, T.N. POLCANOVA
the importance and role of information and communication technologies in the modern economy and innovation activities
Key words: information and communication technology, development of the market of information technologies, information technologies in innovative activities, the strategic impact of information technology on the activities of the entity.
Discusses the importance and role of information and communication technologies in the modern economy and innovation activities. Presented competitive strategies of economic agents in the introduction of information-communication technologies. Highlights of the group's strategic impact of information and communication technologies in the activity of the subject of the economy.
Российский рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в какой-то степени молодой. На раннем этапе развития его объем был небольшим, в частности достигал 0,75-0,8 млрд долл., а уже в 2000 г. оборотные показатели увеличились на 40-60% [7. С.15]. На российском рынке информационно-коммуникационных технологий активно представлены:
- отечественными и зарубежными компаниями, являющимися средними предприятиями по количеству штатных сотрудников и объему ежегодно осваиваемого капитала;
- компаниями-разработчиками, представляющими собой малый бизнес;