Научная статья на тему 'Кооперационное взаимодействие республики Татарстан и регионов Урала'

Кооперационное взаимодействие республики Татарстан и регионов Урала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУЛАЬНЫЕ МОДЕЛИ КООПЕРАЦИОНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕГИОНАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоменко В.В., Гибадуллин М.З.

В работе анализируется опыт межрегионального торгового взаимодействия Республики Татарстан, Свердловской области, Челябинской области и Республики Башкортостан. Формулируется вывод о формировании различных концептуальных моделей кооперационного сотрудничества. Определяется необходимость общегосударственного мониторинга, оценки и управленческих воздействий, связанных с формирование единого экономического поля в зонах расположения крупных промышленных интеграционных агломераций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хоменко В.В., Гибадуллин М.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кооперационное взаимодействие республики Татарстан и регионов Урала»

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.

Экономика

Кооперационное взаимодействие Республики Татарстан

и регионов Урала

Хоменко В.В.

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент АН РТ,

директор Института региональных социально-экономических и правовых исследований при Татарском государственном гуманитарном педагогическом университете

Гибадуллин М.З.

кандидат экономических наук, доцент Института региональных социально-экономических и правовых исследований при Татарском государственном гуманитарном педагогическом университете

В работе анализируется опыт межрегионального торгового взаимодействия Республики Татарстан, Свердловской области, Челябинской области и Республики Башкортостан. Формулируется вывод о формировании различных концептуальных моделей кооперационного сотрудничества. Определяется необходимость общегосударственного мониторинга, оценки и управленческих воздействий, связанных с формирование единого экономического поля в зонах расположения крупных промышленных интеграционных агломераций.

Укрепление единого экономического пространства России требует в качестве первоочередной меры, налаживания тесных партнерских отношений между ее регионами, прежде всего, в сфере экономического сотрудничества. Для доперестроечного этапа исторического развития нашего государства была характерна, как известно, модель с развитыми плановоадминистративными основами управления. В тех конкретно-исторических условиях, роль российских регионов как самостоятельных фигурантов экономических отношений, являлась ограниченной. Их участие в межрегиональной кооперации складывалось, зачастую, без достаточного учета экономических интересов самих регионов.

Сегодня ситуация принципиально иная. Республики, края и области Российской Федерации имеют широкие возможности по налаживанию взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Но больше самостоятельности означает больше риска и больше

ответственности. Несомненно, что под влиянием рыночных реформ, на экономическом поле России сложилась более сложная система кооперационного взаимодействия между ее регионами. Субъекты Федерации выступают по отношению друг к другу, одновременно, в двух ипостасях: как партнеры и как кон -куренты. Поэтому, в современных условиях, необходима разработка научно обоснованной концепции управления кооперационными связями регионов, в основе которой, должен лежать анализ движения товарных потоков.

В рамках настоящей статьи ставится задача показать кооперационное взаимодействие Республики Татарстан с ведущими регионами Уральского региона, к числу которых принадлежат республика Башкортостан, Свердловская и Челябинская области.

Выбор регионов, ставших объектом анализа, был обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, все они входят в группу лидеров на экономическом поле России. Во-вторых,

49

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.

Экономика

указанные регионы имеют близкие показатели уровня социально-экономического развития. В-третьих, во всех названных регионах имеется значительная татарская диаспора. Участие представителей национального бизнеса в развитии торгово-экономических отношений Татарстана с названными регионами может послужить хорошим подспорьем для укрепления позиций республики на уральском рынке. В-четвертых, выбранные регионы отличаются друг от друга по отраслевой структуре валового регионального продукта. Так республики Татарстан и Башкортостан имеют развитый нефтехимический комплекс, в то время как основу промышленного потенциала Челябинской и Свердловской областей составляет черная и цветная металлургия. Следовательно, Татарстан должен отработать различные модели кооперационного взаимодействия с указанными регионами, исходя, прежде всего, из интересов собственных производителей.

Рассмотрим, как исследуемые регионы позиционируют себя на российском экономическом пространстве. Интересные данные представлены в таблице 1.

Из нее видно, что Татарстан занимает на внутреннем рынке России более сильные позиции, нежели Башкортостан, но несколько уступает Челябинской и Свердловской областям. Однако, если рассматривать ситуацию в динамике, то нетрудно заметить, что два региона (Башкортостан и Челябинская обл.) стали менее активными участниками кооперационного взаимодействия внутри страны, Свердловская область, напротив, активизировала свою деятельность, а Республика Татарстан практически не изменила своего положения.

В таблице 2 показано, как взаимодействуют между собой Республика Татарстан и ана-

лизируемые регионы. Из представленных данных можно сделать вывод о том, что все указанные регионы являются для Татарстана важными торговыми партнерами.

Взаимодействие между Республикой Татарстан и Республикой Башкортостан по товарообмену складывалось неоднозначно. Соседняя республика является для Татарстана одним из ключевых торгово-экономических партнеров. По общему объему товарооборота в совокупном межрегиональном товарообороте Республика Башкортостан занимает 4-е место среди всех регионов РФ с удельным весом 7,4 процента. Причем по группе «Товары народного потребления» Республика Башкортостан имеет 2-е место (11,3%) а по продовольственным товарам- 3-е место (6,2%).

Тем не менее, за пять лет Башкортостан заметно снизил долю своего участия в татарстанском товарообороте (с 22 до 7,4%). Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении участия Татарстана в башкортостанском товарообороте. В целом, такое взаимоудаление можно рассматривать, как тенденцию, носящую объективный характер. Дело в том, что республики Татарстан и Башкортостан близки не только по своему местоположению во внутрироссийском товарообмене, но и по характеру своего участия в нем. Обладая мощной индустриальной базой, эти субъекты Федерации поставляют на российский рынок, главным образом, продукцию собственной промышленности, близкую по отраслевой принадлежности. Так из группы «товары промышленного назначения» указанные регионы продают каучуки синтетические, полиэтилен, топливо дизельное, мазут топочный, полистирол. Причем, эти товары занимают значительную долю в их вывозе (34,7% у Республики Татарстан

Таблица 1

Доля региона в межрегиональном обороте РФ (%)

Регионы 2000г. 2005г.

Республика Татарстан 1,60 1,54

Республика Башкортостан 2,08 1,06

Свердловская обл. 3,37 4,13

Челябинская обл. 2,54 1,6

50

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.

Экономика

Таблица 2

Перекрестный товарообмен между РТ и регионами Урала

Регионы Доля региона в совокупном обороте РТ, (%) Доля РТ в совокупном обороте региона, (%)

2000г. 2004г. 2000г. 2004г.

Республика Башкортостан 22,4 7,4 15,8 6,0

Свердловская обл. 2,6 3,9 1,1 0,9

Челябинская обл. 3,9 8,8 2,2 4,6

и 71,8% у Республики Башкортостан). Следовательно, по указанным товарам, на российском внутреннем рынке они вступают между собой в конкурентные отношения.

Татарстан для Башкортостана также является важным торговым партнером. В товарообороте последней наша республика занимала 5-е место с удельным весом 6 процентов. Таким образом, удельный вес обоих регионов в межрегиональном товарообороте друг друга практически одинаков, что свидетельствует об их равнозаинтересованности и равнозначности в экономическом сотрудничестве.

Взаимодействие Татарстана и Свердловской области имело разновекторную направленность. Уральский регион наращивал свое присутствие на татарстанском рынке, в то время как наша республика его снижала. Впрочем, последнее нельзя рассматривать, как «уход» Татарстана с уральского рынка вообще, поскольку отношения с другой областью - Челябинской, характеризовались положительной динамикой.

Структура товарооборота РТ показана в таблице 3. Видно, что в межрегиональном товарообороте Татарстана со Свердловской и Челябинской областями преобладает группа “Промышленные товары”, причём, главным образом, это высоко технологичная продукция автомобилестроения и нефтехимического комплекса.

В частности, в 2005 г. на автомобили грузовые приходилось 72,3 % вывоза Татарстана в Свердловскую область, а в Челябинскую -75,7%; на полиэтилен - 3,7% и 11% соответственно; на топливо дизельное 6,7% и 4,5%.

Значительное место в вывозе в Свердловскую область занимали каучуки синтетические - 6,5%, а в Челябинскую область - трубы стальные 5,0% . Приведенные данные свидетельствуют о большом потенциале высокотехнологичной кооперации республики с данными регионами. Результаты полученных нами расчётов позволяют сделать вывод, о том, что Свердловская и Челябинская области являются для Татарстана стратегически важными региональными партнерами. Товарообмен между ними и Татарстаном осуществляется по наиболее важным для республики промышленным группам, что предопределяет взаимозависимость экономического развития данных регионов. Так в Свердловскую область республика поставляет 11% линолеума, 6% грузовых автомобилей, 9% фанеры, 7% компрессоров от общего объема поставок во все регионы РФ. Позиции ввоза из этих регионов в Татарстан промышленной продукции еще более сконцентрированы в отношении важнейших товарных групп. Так, в Свердловской области республика приобретает 34% труб стальных, 33% тракторов, 16% машин для коммунального хозяйства, 45,6% щебня и гравия, 39% радиаторов, 43% чугунных ванн от общего объема соответствующих позиций продукции, завозимой со всех регионов РФ. Аналогичная ситуация складывается и во взаимоотношениях с Челябинской областью.

В структуре товарооборота Татарстана и Башкортостана картина будет несколько иной. Удельный вес промышленных товаров и товаров народного потребления здесь практически одинаков (45 и 46%). Вместе с тем нужно от-

51

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.

Экономика

Таблица 3

Структура товарооборота РТ и регионов Урала в 2004г. (%)

Регионы Продовольственные товары Промышленные товары Товары народного потребления

Башкортостан 9,8 44,6 45,6

Свердловская обл. 12,5 75,1 12,4

Челябинская обл. 5,1 89,3 5,6

метить, что в обеих республиках в 2004г., по сравнению с 2000г. произошло значительное (на 16% у Татарстана и на 42% у Башкортостана) уменьшение доли промышленной продукции в совокупном товарообороте.

Рассмотрим теперь взаимодействие Республики Татарстан и Республики Башкортостан по основным товарным группам.

В 2004 г. на первом месте в татарстанском вывозе в Республику Башкортостан стояли автомобили грузовые (35%). Шины грузовые Республика Татарстан вывозила в 68 регионов. В списке покупателей Башкортостан здесь занимал 24 позицию (уд .вес 1%).

Для получения полной картины складывающихся кооперационных связей между регионами страны существенное значение имеет изучение ценовых детерминант. Наш анализ показывает, что межрегиональный обмен РТ с уральскими регионами складывается не однозначно. Только по шинам для легковых и грузовых автомобилей вывозные цены в указанные регионы совпадают со средними. По остальным товарам имеются существенные ценовые ножницы. Например, каучуки синтетические продаются дороже во все регионы, но в Башкортостане они реализуются по цене в 1,8 раза выше, в Челябинской области - в 3,3 раза, а в Свердловской - в 1,1 раза. Грузовые автомобили ниже средних цен реализуются в Башкортостане (на 15%) и выше средних в Свердловской (в 1,1 раза) и Челябинской (1,7 раза) областях. С другой стороны, Татарстан покупает в указанных регионах некоторые товары (спирт, каучуки синтетические, грузовые

автомобили и шины для них) по ценам выше средних. Ниже средних цен приобретаются пленки, шины для легковых автомобилей.

Таким образом, Челябинский рынок для Татарстана, в настоящий момент является более привлекательным. Почти по всем товарам цены реализации здесь выше средних значений. Башкортостан, напротив, является для Татарстана менее привлекательным партнером, т. к. цены реализации здесь ниже, чем в Челябинской обл., имеется больше встречных потоков, а цены на приобретаемые товары того же наименования выше татарстанских. Свердловская область занимает промежуточное положение.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Взаимодействие РТ с регионами уральской зоны осуществляется по трем стратегическим моделям, которые условно можно охарактеризовать, как: А) модель взаимного отчуждения (Татарстан и Башкортостан); Б) модель взаимного притяжения (Татарстан-Че-лябинская обл.); В) модель одновекторного сближения (Татарстан-Свердловская обл.).

2. В товарообороте Татарстана с промышленными лидерами уральского региона преобладающую роль играют наукоемкие отрасли экономики. Именно по линии наращивания объемов товарооборотов высокотехнологичной продукции возможно укрепление кооперационных связей РТ с соседними уральскими областями.

3. Укрепление кооперационных связей РТ со Свердловской и Челябинской областями можно рассматривать как стратегическое на-

52

‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.

Экономика

правление развития межрегионального сотрудничества нашей республики на экономическом пространстве России. Создание экономического альянса на оси Казань-Свердловск-Челя-бинск укрепит позиции названных регионов на Российском рынке и позволит сформировать межрегиональный интеграционный центр.

4. Сложность складывающихся в настоящее время в России межрегиональных кооперационных связей требует их всестороннего изучения. На основе серьезного научного анализа представляется возможным разработать стратегию развития и управления кооперационными связями регионов, что позволит оптимизировать структуру товарного оборота, повысит эффективность распределения товарных потоков и конкурентоспособность.

Литература:

1. Великий Волжский путь: прошлое, настоящее, будущее /Под ред.А.Г.Гранберга. - Казань, 2005. - 640 с.

2. Мищенко А.П., Латыпов Р.А. Управление межрегиональными экономическими связями. - Казань: Изд-во КГФЭИ, 2005. - 148 с.

3. Насыров И.Р. Международное сотрудничество регионов. Мировая практика и опыт Татар-стана/И.Р.Насыров. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - 330 с.

4. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона / Ф.Г.Хамидуллин, Д.С.Хайруллов, В.В. Хоменко, В.М.Тарасов. - Казань: Изд-во «Фэн», 2004. - 192 с.

5. Региональное развитие: опыт России

и Европейского Союза /Рук.авт. колл. и отв.ред. А.Г.Гранберг. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. - 435 с.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.