Научная статья на тему 'Межрегиональное товародвижение в управлении логистическими цепями'

Межрегиональное товародвижение в управлении логистическими цепями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрегиональное товародвижение в управлении логистическими цепями»

О.Н. Бойко

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЦЕПЯМИ

Глобализация снабженческих и сбытовых сетей, глобализация торговли изменяют и усложняют логистические цепочки. Управление сложными международными и внутренними цепями поставок является обязательным условием выживания фирмы в конкурентной среде и достижении должного уровня прибыльности.

Относительная неразвитость, дис-пропорциональность и деформиро-ванность инфраструктуры препятствуют снижению уровня трансакционных издержек и повышению эффективности функционирования региональных рынков.

Трансакционные издержки являются неотъемлемой частью общих издержек любого предприятия независимо от его правовой формы или вида деятельности. Любая компания тратит определенное количество своих денежных ресурсов на такие операции, как: поиск делового партнера, организацию совместных предприятий и собственных филиалов, формирование будущей стратегии и тактики, осуществление формальностей, связанных с таможенным оформлением грузов и т.п.

Упомянув лишь некоторые виды операций, издержки по которым относятся к трансакционным, и проведя их примерную количественную оценку, можно с уверенностью утверждать, что важность правильного расходования такого количества денежных ресурсов сложно переоценить.

Для минимизации или оптимизации трансакционных издержек в настоящее время наиболее эффективной системой организации логистической цепи является используемая многими японскими компаниями система «Just in time».Но внедрение ее оказалось не под силу ни одной российской компании. Одной из причин невозможности работы данной системы, при применении которой экономятся огромные средства, является, прежде всего, недостаточная организация поставок. Уровень организации поставок может быть качественно повышен при уделении большего внимания межрегиональным связям.

Вместе с тем потенциальные возможности сотрудничества регионов используются еще далеко не полностью. Сдерживается оно высокими тарифами на перевозки грузов, отсутст-

2007 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

вием у субъектов хозяйствования необходимых оборотных средств, а также отдельными недостатками в работе обеспечивающих это сотрудничество подразделений. Предприниматели регионов не всегда имеют полное и ясное представление о целях, задачах и конкретных результатах межрегионального сотрудничества.

Поэтому в отечественной экономике требуется создание условий для организации эффективной системы межрегионального товародвижения, направленной на сокращение транспортных издержек, сроков доставки, уменьшение потерь и т.п.

Создание прогрессивной инфраструктуры межрегионального сотрудничества требует координации деятельности различных субъектов экономики на основе комплексного системного подхода.

Необходима оптимальная форма посреднического, складского, транспортного, информационного обслуживания процесса межрегионального товародвижения и повышения качества информационного и рекламного обеспечения.

Инфраструктура межрегионального товародвижения должна обеспечивать взаимодействие между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования межрегионального сотрудничества и всей экономики в целом.

Основной целью формирования системы межрегионального товародвижения является способствование свободному движению товаров в логистической цепи. Для достижения указанной цели должна быть решена задача по формированию сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих в рамках межрегионального сотрудничества эффективную опто-

вую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товаров с минимальными затратами.

Необходимо создание системы торговых посредников и складского хозяйства, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготови-телей и потребителей в части купли (продажи) товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т.п. Информационную составляющую межрегионального сотрудничества может обеспечить:

- создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей оперативной информацией;

- создание сети региональных информационных центров;

- формирование системы наблюдения за состоянием региональных рынков и механизмов распространения информации;

- разработка программного обеспечения системы межрегионального сотрудничества, формирование информационных банков данных.

Кроме этого, информационное обеспечение включает в себя меры, связанные с организацией учета и наблюдения за региональными рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-техническо-го назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система.

Необходимо также создание информационного электронного банка данных, объединяющего и систематизирующего информацию по межрегиональным программам сотрудничества с региональными объединениями в торгово-экономической, научно-технической, экологической и информационной областях и программ, связанных с про-

изводством и сбытом конкурентоспособной продукции, внедрением наукоемких и ресурсосберегающих технологий, охраной окружающей среды, налаживанием обмена информацией и опытом работы по ключевым направлениям деятельности.

Региональный информационноаналитический центр может быть создан при администрации области или Торгово-промышленной палате. Интеграция в Единую информационную систему Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ЕИСТПП) расширит возможности информационного обеспечения коммерческой деятельности в регионе.

Формирование информационноаналитического центра в регионе открывает возможности для внедрения проблемно-целевого метода управления логистическими цепями.

В этой связи следует выделить основные принципы функционирования регионального механизма управления логистическими цепями:

- комплексность и системность информации, ее подчиненность решению задач снижения коммерческого риска в настоящее время и на перспективу;

- активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;

- поэтапность и преемственность в проведении информатизации вопросов снижения коммерческого риска;

- интеграцию с программной информатизацией службы города и области;

- создание межведомственной информационной системы области;

- распределенность хранения и обработки информации;

- накопление информации в банках данных в местах ее использования;

- совместимость общесистемных банков данных по входу, выходу и базовым задачам;

- предоставление пользователю удобного автоматизированного доступа к информации в пределах установленной компетенции;

- интеллектуализацию обработки информации;

- обеспечение требуемой конфиденциальности информации.

Работа регионального информационно-аналитического центра по управлению логистическими цепями осуществляется в тесном взаимодействии со следующими органами:

- органами государственного и хозяйственного управления области;

- финансовыми органами;

- учреждениями банков, являющихся основными источниками информации о фактическом поступлении налогов, через которые проходят платежи и на которые возложено кассовое исполнение бюджета и др.

Информационное обеспечение включает: систему классификации и кодирования; унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных.

Внутри инспекции циркулируют следующие потоки данных:

- входящая информация по оптово-посредническим предприятиям, связанная с их регистрацией, лицензированием осуществляемых видов деятельности, отчетностью (баланс и приложения к нему), акты проверок;

- входящая информация из банковских учреждений, мемориальные ордера и уведомления; платежные поручения, выписки, инкассовые поручения, платежные извещения, сведения о вновь открываемых счетах, сведения о финансовых операциях;

-входящая информация из директивных органов: решения, постановления, прогнозы, распоряжения, инструкции и др.;

- информация по оперативнобухгалтерскому учету: реестр поступле-

ний, акты сверки расчетов с неплательщиками и отчеты, заключения, инкассовые поручения, реестр к ним;

- информация по ревизиям: акты ревизий, протоколы разногласий; предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

- юридическая информация: протоколы и предписания о приостановлении операций; протоколы, постановления по делам об административных нарушениях; исковые заявления в суд и арбитраж;

- справочная информация: аналитические таблицы и статистические данные, учетные и свободные сведения по деятельности оптово-посреднических предприятий, включающие состояние складского и тарного хозяйства; оценка ассортимента; показатели службы сбыта и закупок; каналы товародвижения и т.д.

- входящая информация по оптово-посредническим предприятиям, связанная с анализом и учетом поставщиков, потребителей, конкурентов, методов рекламы и стимулирования сбыта и т.д.

Таким образом, региональный информационно-аналитический центр координирует информацию информационно-аналитических центров коммерческих предприятий, служб города и области, систематизирует сбор и анализ информации на рынке, тем самым способствуя эффективной организации логистической цепи.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что информационное обеспечение при управлении логистической цепи служит не только в качестве источника данных для анализа, но и само по себе является средством снижения риска. Однако доступ к информации, на основе которой принимаются решения, связанные с выявлением и оценкой текущих и перспективных тенденций в условиях рынка,

ограничен, так как получение данных о работе других компаний затруднено существованием коммерческой тайны, способностью каждой компании в любой момент принять любое решение, возможно, непредсказуемое для оценивающего окружающую среду субъекта решение, позицию, образ действий, что порождает неопределенность при выборе линии поведения в управлении цепями поставок.

Если информация более доступна, ее потребители могут сделать лучший прогноз и снизить риск. Поэтому информация на рынке имеет ценность, и предприниматели готовы платить за нее.

Использование информационной аналитики в деятельности регионов обусловлено объективно сложившейся рыночной ситуацией и необходимостью создания условий для международного сотрудничества.

Помимо организации информационных потоков, для эффективного управления логистическими цепями в межрегиональном товародвижении необходимо совершенствование и финансовых потоков, участвующих в платежно-расчетном и кредитном обеспечении межрегионального сотрудничества. Финансово-кредитные и организационные составляющие подразумевают:

- организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями;

- разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок;

- развитие различных видов кредитования;

- организацию работы по долговым обязательствам;

- организацию подготовки кадров;

- развитие страхования рисков при торговых операциях, деятельности инвесторов и кредиторов организаций инфраструктуры.

Важное место в процессах межрегионального сотрудничества занимают соглашения о межрегиональных связях. Заключение межрегиональных соглашений создает правовую и организационную базу для всестороннего сотрудничества регионов и связанных с осуществлением взаимопоставок и предоставлением услуг в экономической области, а также взаимодействием в других сферах в рамках межрегионального сотрудничества.

Межрегиональные связи обеспечивают создание благоприятных условий для широкого и взаимовыгодного сотрудничества между хозяйствующими субъектами регионов, включающих ведение переговоров, заключение договоров, соглашений и их выполнение. Поэтому основой межрегионального сотрудничества и его инфраструктуры должно явиться совершенствование нормативно-правовых основ.

В качестве первоочередных можно определить мероприятия, связанные с подготовкой нормативных правовых актов, и совершенствование уже действующих документов в этой сфере, а также мероприятия, связанные с подготовкой регламентирующих документов, упорядочивающих взаимоотношения участников межрегионального сотрудничества универсального характера, одновременно учитывающих специфику отдельных регионов.

Необходима также разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности межрегионального сотрудничества и элементов их инфраструктуры, включая рекомендации по оптимизации размещения объектов народного хозяйства на региональном и межрегиональном уровне в отдельных секторах общероссийских рынков, развития финансово-кредитного обслуживания, стандартизации и сертификации товаров и т.п.

Для динамичного межрегионального товародвижения требуется коор-

динация и согласование действий его участников.

Данные функции можно возложить на координационный центр по межрегиональному сотрудничеству.

Основными целями его создания и деятельности являются:

- углубление интеграции, расширение и укрепление прямых связей и отношений с хозяйствующими субъектами других регионов;

- налаживание эффективной межрегиональной инвестиционной политики, направленной на развитие регионов;

- оказание помощи при проведении кредитных, залоговых и страховых операций по финансированию инвестиционных проектов;

- организация проведения экономических, социальных и иных исследований и подготовка рекомендаций;

- поддержка зарубежных организаций, компаний и фирм в их деятельности по развитию и укреплению межрегиональных отношений предприятий;

- выпуск и распространение продукции научного, учебного и рекламного характера;

- формирование и поддерживание банка данных по различным областям межрегионального сотрудничества и оказание содействия в информационном обеспечении хозяйствующих субъектов;

- реализация программ по актуальным проблемам экономики, законодательства и права, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов;

- подготовка рекомендаций по внедрению прогрессивных организационных структур управления в сфере межрегионального сотрудничества, регулированию деятельности посредников на региональном, межрегиональном и федеральном уровне.

Таким образом, данный координационный центр обеспечит организацион-

ные мероприятия по функционированию и развитию инфраструктуры межрегионального сотрудничества, эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами общероссийских рынков и будет способствовать снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя по всей логистической цепи.

Процесс межрегиональной интеграции различных сфер бизнеса с созданием крупных логистических компаний и товарораспределительных центров позволит рационализировать процесс межрегионального товародвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный эффект в логистических цепях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.