Межрегиональная образовательная миграция как угроза безопасности и экономическому развитию региона
Ульмясбаева А.О.
В статье представлены результаты проводимых исследований в области межрегиональной образовательной миграции в Кемеровской области, анализа ее причин и рассматриваются миграционные установки обучающихся 11 классов. Автор делает вывод о том, что решение проблемы миграционной образовательной активности молодежи носит взаимовыгодный характер для образовательных организаций, бизнеса и власти региона.
Ключевые слова: межрегиональная образовательная миграция, молодежь, партнерство, безопасность, развитие региона.
Ulmyasbaeva A.O.
Interregional educational migration as a threat to security and economic development of the region
The article presents the results of research conducted in the field of interregional educational migration in the Kemerovo region, analysis of its causes and examines the migration settings of students in 11 classes. The author concludes that the solution to the problem of migration educational activity of young people is mutually beneficial for educational organizations, business and the authorities of the region. Keywords: interregional educational migration, youth, partnership, security, regional development.
В настоящее время неравномерное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации порождает рост миграционных потоков, при этом увеличивается именно межрегиональная образовательная миграция. Как известно, межрегиональная образовательная миграция представляет собой добровольное перемещение людей с целью получения образования за пределы постоянного места проживания и рождения независимо от перспектив последующей миграции или возращения [1].
Для большинства субъектов РФ, испытывающих сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, возможность привлечения населения из других регионов страны является важным фактором экономического развития. Следовательно, в последние годы конкуренция между регионами за трудоспособных граждан, в особенности молодежи, лишь только обостряется.
Кемеровская область, как и многие регионы России, характеризуется сокращением численности населения в силу его естественной убыли и миграционного оттока: с 2010 года значение показателя уменьшилось более чем на 78 тыс. человек или на 2,8%. Среди Сибирского федерального округа область занимает 5 место по динамики убыли населения за пределы региона [2].
Значительный процент в рост миграционного оттока населения Кузбасса вносит миграция молодежи в возрасте 15-29 лет, последствия которой разнообразны - демографические потери (снижение рождаемости и старение населения); дифференциация состава населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности; ограничение возможностей развития, инновационности экономики области, ее отставание от других регионов страны.
В связи с этим необходимо пересмотреть организацию управления процессом миграции молодежи, которая отчасти имеет образовательный характер, в целях развития региона и сохранения безопасности. Важно изучать миграцию не постфактум, когда отъезд уже совершен, а принимать превентивные меры, когда человек только задумывается о переезде. Для этого важно исследовать миграционные причины молодых людей.
Расценивая масштабы миграции и ее экономические, социальные, культурные и политические последствия, ставящие под угрозу реализацию стратегических программ развития региона, было проведено исследование образовательной миграционной ситуации в Кемеровской области и ее причин. Методом исследования выступили: анкетирование, интервьюирование среди выпускников школ, прямых работодателей, экспертов (представителей органов местного самоуправления).
Анкетный опрос выпускников 11 классов образовательных организаций Кемеровской области подтвердил факт миграционной активности молодежи. Так, 61% выпускников школ заранее планируют покинуть Кемеровскую область и только 34% школьников намерены продолжать жить в родном городе, регионе (см. рис. 1).
Тенденция к переезду в другой регион РФ более выражена у выпускников лицеев и гимназий - 62%, чем у школьников средних общеобразовательных учреждений. Следует отметить и то, что наибольший процент желающих остаться в регионе отмечается у старшеклассников небольших городов Кузбасса как Калтан, Междуреченск, Киселевск, Топки, Осинники.
Интересен в рамках данного исследования и тот факт, что тип образовательной организации и населенный пункт являются весомыми факторами образовательной миграции.
В ходе исследования также было отмечено, что за последние годы образовательные миграционные потоки претерпели изменения. Немалая доля респондентов - 39% желали бы обучаться в Екатеринбурге, 45% в Новосибирске, 33% в Томске. А вот доля популярных столичных городов снизилась, и в Москву хотели бы поехать учиться - 25%, в Санкт-Петербург -20%. Помимо предлагаемых городов привлекательными для получения образования считают Казань - 18%, Красноярск - 23%, Самару -6%, Ростов-на-Дону - 4% (см. рис. 2).
Большое количество молодежи, считают привлекательными городами для получения образования те, которые расположены вблизи от Кемеровской области. Все это лишь обостряет миграционные процессы в силу того, что миграционные барьеры перемещения в соседние регионы меньше, чем в дальние.
Ключевыми факторами при выборе высшего учебного заведения выпускники школ Кузбасса в большей степени считают наличие возможности учиться бесплатно - 75%, престиж вуза и факультета - 60%, получение высокого уровня образования - 68% (см. рис. 3). При
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Планируете ли Вы покинуть родной регион в целях получения образования?»
Рис. 2. Города, которые, на взгляд потенциальных выпускников школ, наиболее привлекательны для получения образования (%)
Рис. 3. Ключевые факторы, влияющие на выбор ВУЗа, по мнению выпускников школ (%)
Рис. 4. Ключевые факторы, влияющие на выбор места обучения, по мнению выпускников школ (%)
этом мало обращают внимание на качество педагогического состава, материально-техническую базу и научно-инновационную деятельность в ВУЗах.
Ключевыми факторами, побуждающими кузбасских выпускников школ покинуть область являются: возможность трудоустройства по специальности - 76%, получение высоких доходов - 65%, экологическая обстановка - 48% (см. рис. 4). Не менее важными остаются факторы культурно-досуговой среды и наличия либо получения жилья.
Кроме того, в исследовании была предпринята попытка выяснить, что смогло бы удержать или замотивировать выпускника от образовательной миграции и остаться для продолжения обучения в родном регионе. Оказалось, что остаться в регионе абитуриент захотел, если бы улучшились экономические условия проживания (возможность трудоустройства, повыше-
ние заработной платы, качества жизни и т.д.) -59%, повысилось качество образования (престиж вуза, широкий спектр специальностей и т.д.) - 52%, наличие бюджетных мест - 57%, улучшилась экологическая обстановка - 48%. Некоторые респонденты предложили и другие меры: дополнительные стипендии, предоставление скидок на оплату обучения (при условии контрактной системы), стажировки в других регионах и странах, широкое использование программ обмена с регионами.
Оценивая проблему оттока молодежи с позиции работодателей, были получены данные, показывающие, что большая часть респондентов (73%) признает наличие проблемы миграции молодых людей. Вместе с тем, как показало исследование, 35% работодателей, считают, что в Кузбассе наблюдается и активная внутрирегиональная миграция молодежи, которая усиливает концентрацию населения и его деятельности в «центрах притяжения области», при
Повышение квалификации сотрудников на базе вуза
Учреждение н выплаты именных стипендий, грантов талантливым студентамц молодым... Сотрудничество в области проведения научных исследований Финансирование вуза, включая обновление материально-технической базы Закрепление предприятия в качестве базы практики для студентов Учаеттге в разработке совместных образовательных профамм
Участие в заседаниях ГЭК и защитах ВКР Участие в учебном процессе Целевая контрактная подготовка
Рис. 5. Наиболее эффективные модели взаимодействия (формы сотрудничества) бизнеса и образования, по мнению работодателей (%)
социальном опустынивании внутрирегиональной периферии. Следовательно, выражая свою озабоченность проблемой молодежной миграции, 59% респондентов заявили о необходимости региональной экономики поощрять трудовую молодежную миграцию из других регионов России в Кузбасс, 81% высказались о необходимых создании условий для возможностей и желаний молодых людей остаться в регионе.
Среди основных причин образовательной миграции в Кузбассе представители бизнеса указали на упадок различных отраслей экономики и хозяйства региона (49%) и неразвитость досуговой и культурной среды городов (51%). Каждый третий отметил экологическую обстановку и качество обучения. Таким образом, предварительный анализ показывает, что существенное влияние на миграционную активность молодежи оказывают социальные и экономические факторы системного характера в регионе.
В связи с этим, в рамках проводимого исследования, путем мнения респондентов было определено, что проблема межрегиональной образовательной миграции молодежи состоит не в снятии ее остроты, а в формировании задела, основ для достижения стратегической эффективности, безопасности и стабильности развития региона. Поэтому, рассуждая о наиболее эффективных и актуальных инструментах решения проблемы образовательной миграции в области, представители бизнеса выводят на первый план вопросы развития системы парт-
нерства образовательных учреждений с предприятиями и местными органами власти - 53%, на втором месте с небольшим отрывом в 4% находится продвижение лучшего опыта партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений по практикоориенти-рованному дуальному образованию - 49%. На третьем месте - стимулирование работодателей платить субсидии на покрытие расходов образования молодежи (41%).
Таким образом, следует отметить, что уровень интереса работодателей к непосредственному взаимодействию и поддержке системы образования достаточно высокий. С небольшим отрывом расположились такие актуальные инструменты решения как повышение конкурентных позиций вузов региона (36%), сотрудничество предприятий в области проведения научных исследований со школьниками, студентами (33%). С существенной разницей в эффективности решения проблемы представителям бизнеса видятся - программы внутренней трудовой мобильности (28%), развитие корпоративных университетов в регионе (21%), создание предприятиями собственных образовательных организаций (14%).
Интерес вызывают ответы респондентов на ряд вопросов, заданных им относительно участия и модели взаимодействия. Так, например, наиболее эффективными формами сотрудничества представителей бизнеса с образованием для большинства респондентов видятся целе-
Я*
С*»*'
кз*5
Я**5
■М*
И*'
*****
л**
20
30
=Р
Т I - Г -Г
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рис. 6. Причины образовательной миграции в регионе, согласно мнению экспертов (%)
Рис. 7. Эффективные и актуальные способы решения проблемы образовательной миграции молодежи в Кемеровской области, согласно мнению экспертов (%)
вая контрактная подготовка студентов (отраслевой заказ) - 65%, сотрудничество в области проведения научных исследований - 47%, участие в разработке совместных образовательных программ - 34 % (см. рис. 5). Все остальные варианты форм взаимодействия имели незначительную долю эффективности их реализации, с позиции работодателей, во многом объясняющуюся, незаинтересованностью бизнеса, занятостью руководящего состава, например, в целях участия в учебном процессе, финансовыми затратами и т.д.
Приведенные результаты исследования позволяют утверждать, что представители бизнеса осознают проблему и заинтересованы в выстраивании эффективного диалога с органами власти и сферой образования, но непроработанность механизма взаимодействия, невозможность объединиться вокруг общих интересов, не позволяют выстроить систему управления процессом образовательной миграции молодежи в регионе. Следовательно, каждому из них должна отводиться особая роль, которая будет проблемно ориентирована не только на учет
потребностей региона, городов, но и будет предлагать взаимно интересные сценарии многоуровневого сотрудничества в целях сохранения человеческого потенциала.
Представители власти, выступающие в роли экспертов, одинаково высоко оценивают остроту проблемы миграции молодежи в Кузбассе и первоочередная необходимость ведения работы в этом аспекте, на их взгляд, должна проводиться в отношении выпускников школ и студентов образовательных учреждений. Причины межрегиональной образовательной миграционной активности в Кемеровской области, по их мнению, также имеют социально-экономический характер (см. рис. 6).
Кроме того, эксперты увязывают причины и их решения именно с необходимостью привлечения всех структур и уровней власти, при этом говоря, что власти играют решающую роль -45%, вспомогательную - 40%, незначительную - 15%.
Решение сложившейся проблемы представители власти видят в развитии системы партнерства образовательных учреждений с предприятиями и местными органами власти (см. рис. 7).
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости формирования в Кемеровской области сбалансированного концептуального подхода к регулированию процесса межрегиональной образовательной миграции молодежи, с учетом интеграции всех заинтересованных сторон социального партнерства. Кроме того, следует помнить, что на сегодняшний день система высшего образования является главным социальным лифтом и кадровым фундаментом для функционирования и возможных институциональных преобразований в экономике, лакмусовой бумажкой для регионального бизнеса.
Литература
1. Митин, Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2010. Том 3. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/ n/obrazovatelnaya-uchebnaya-migratsiya-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya.
2. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации. - Режим доступа : http:/ /www.gks.ru/bgd/regl/b18_107.