Научная статья на тему 'Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы'

Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегирование / региональные стратегии развития / региональные стратегические приоритеты / стратегическая инвестиционная привлекательность / ресурсное обеспечение стратегии / межрегиональная конкуренция / strategizing / regional development strategies / regional strategic priorities / strategic investment attractiveness / resource provision of the strategy / interregional competition

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимурадов Мурад Камилович

Исследование процессов повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов и потенциала реализации принятых региональных стратегических приоритетов развития является важнейшей научно-методологической задачей. Перед исследователями также стоит задача обоснования уровня ресурсной обеспеченности региональных стратегических приоритетов. В условиях ограниченности ресурсов и роста межрегиональной конкуренции остро возникает вопрос повышения конкурентоспособности региона при привлечении недостающих внутри региональной системы ресурсов. Для обеспечения эффективности решения поставленных задач в статье предложен подход, ориентированный на разделение факторов экономического развития регионов на две группы – базовые и мобильные. Анализ и оценка уровня обеспеченности принятых к реализации региональных стратегических приоритетов развития ресурсами двух этих групп обеспечит своевременность их привлечения, а также устойчивость процессов реализации региональной стратегии. Результатом является повышение уровня стратегической инвестиционной привлекательности региона и качества жизни населения. В статье обосновывается необходимость выбора приоритетов, для реализации которых имеется высокий потенциал активизации использования базовых ресурсов и привлечения мобильных ресурсов из других регионов, а также предложен алгоритм анализа ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы

The present research featured various ways to increase the investment attractiveness of regions, realize the potential of their development strategies, and assess the resource provision of their strategic priorities. The limited resources and ever-growing interregional competition mean that regions strive to increase their competitiveness and attract the missing resources. The paper introduces a new approach to the problem: the factors of economic development of regions should be divided into basic and mobile. These two groups are to be analyzed for the level of provision of the regional strategic development. Such approach can help local authorities to attract resources and implement the sustainability of the regional strategy, thus increasing the local strategic investment attractiveness and improving the quality of life in the region. Regional governments should select priorities that have a high potential for attracting mobile resources from other regions. The paper also contains an algorithm for analyzing the resource provision of strategic priorities.

Текст научной работы на тему «Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы»

Оригинальная статья УДК 335.451

Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы

М. К. Алимурадов

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия; amkrpo5@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-6512-2613

Аннотация: Исследование процессов повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов и потенциала реализации принятых региональных стратегических приоритетов развития является важнейшей научно-методологической задачей. Обоснование уровня ресурсной обеспеченности региональных стратегических приоритетов также стоит перед исследователями. В условиях ограниченности ресурсов и роста межрегиональной конкуренции остро возникает вопрос повышения конкурентоспособности региона в вопросах привлечения недостающих внутри региональной системы ресурсов. Для обеспечения эффективности решения поставленных задач в статье предложен подход, ориентированный на разделение факторов экономического развития регионов на две группы - базовые и мобильные. Анализ и оценка уровня обеспеченности принятых к реализации региональных стратегически приоритетов развития ресурсами двух этих групп обеспечит своевременность их привлечения, а также устойчивость процессов реализации региональной стратегии. Результатом является повышение уровня стратегической инвестиционной привлекательности региона и качества жизни населения. В статье обосновывается необходимость выбора приоритетов, для реализации которых имеется высокий потенциал активизации использования базовых ресурсов и привлечения мобильных ресурсов из других регионов, а также предложен алгоритм анализа ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов.

Ключевые слова: стратегирование, региональные стратегии развития, региональные стратегические приоритеты, стратегическая инвестиционная привлекательность, ресурсное обеспечение стратегии, межрегиональная конкуренция

Цитирование: Алимурадов М. К. Межрегиональная конкуренция за стратегические экономические факторы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 163-172. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-163-172

Поступила в редакцию 22.09.2021. Прошла рецензирование 15.10.2021. Принята к печати 20.10.2021.

original article

Interregional Competition for Strategic Economic Factors

Murad K. Alimuradov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; amkrpo5@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-6512-2613

Abstract: The present research featured various ways to increase the investment attractiveness of regions, realize the potential of their development strategies, and assess the resource provision of their strategic priorities. The limited resources and ever-growing interregional competition mean that regions strive to increase their competitiveness and attract the missing resources. The paper introduces a new approach to the problem: the factors of economic development of regions should be divided into basic and mobile. These two groups are to be analyzed for the level of provision of the regional strategic development. Such approach can help local authorities to attract resources and implement the sustainability of the regional strategy, thus increasing the local strategic investment attractiveness and improving the quality of life in the region. Regional governments should select priorities that have a high potential for attracting mobile resources from other regions. The paper also contains an algorithm for analyzing the resource provision of strategic priorities. Keywords: strategizing, regional development strategies, regional strategic priorities, strategic investment attractiveness, resource provision of the strategy, interregional competition

Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2)

Citation: Alimuradov MK. Interregional Competition for Strategic Economic Factors. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2):163-172. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-163-172

Received 22 September 2021. Reviewed 15 October 2021. Accepted 20 October 2021.

М. к.

HS^ifi^Bi^f.lii.l^l; amkrpo5@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-6512-2613 2021^9Д220 if$0®: 2021^10^150 2021^10Д200

ВВЕДЕНИЕ

Современные региональные экономические системы развиваются в условиях глобализации, которая выражается в конкуренции за ресурсы и экономические факторы производства1. Сохраняя свою уникальность, регионы эксплуатируют в хозяйственном обороте базовые экономические факторы: природные ресурсы, географическое положение, климатические условия и прочее. Однако вынуждены привлекать для реализации выбранных стратегических приоритетов определенные ресурсы из внешней среды. Из других регионов и стран зачастую привлекаются финансовые ресурсы, технологии, высококвалифицированные специалисты и пр. Выделение и систематизация доступных и дополнительных необходимых ресурсов является важнейшей задачей при обосновании потенциала реализации стратегических приоритетов регионального развития2. Следует выделить те ресурсы, которые в наличии и доступны внутри региональной экономической системы, и те, которые необходимо привлекать извне на разных этапах реализации региональной стратегии. Таким образом,

ресурсы необходимо разделять на базовые и мобильные. Именно вторая группа факторов, которую можно определить как «мобильные стратегические факторы экономического развития региона», является наиболее сложной для анализа, выявления и привлечения в регион. Если базовые активы формируют основу системы региональных стратегических приоритетов, то мобильные вовлекаются по мере трансформации уровня инвестиционной привлекательности при обосновании стратегических приоритетов, формирующих новые перспективы развития региональной экономики. Разные регионы страны и мира конкурируют за возможность их использования. Чтобы тот или иной регион смог обеспечить привлечение недостающих ресурсов для реализации стратегии развития, должна быть разработана система обоснования эффективности

3

реализации стратегических приоритетов .

Подобный подход к систематизации стратегических экономических факторов, связанный с необходимостью выделения внутренних базовых и мобильных ресурсов,

1 Scott A. J., Storper M. Regions, globalization, development // Regional Studies. 2003. Vol. 37. № 6-7. P. 579-593. https://doi.org/10.1080/0034340 032000108697a.

2 Ahrend R. Sustaining growth in a resource-based economy: the main issues and the specific case of Russia. Geneva: United Nations Economic Commission for Europe, 2005. 23 p.

3 Лившиц В. Н., Миронова И. А., Швецов А. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов в различных условиях // Экономика в промышленности. 2019. Т. 12. № 1. С. 29-43. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-1-29-43.

должен стать одним из фундаментальных при обосновании выбора и построении этапов реализации стратегических приоритетов развития региональной социально-экономической системы. При этом наличие в регионе определенных видов ресурсов (в том числе мобильных) требует обоснования их концентрации для реализации выбранных стратегических приоритетов развития. Необходимо разработать методологию привлечения и использования ресурсов с различной степенью мобильности, последовательное использование которой обеспечит устойчивость реализации стратегии регионального развития.

Региональная экономическая система является сложно организованным механизмом, включающим большое количество разнообразных элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимовлиянии4. Для эффективного и непрерывного функционирования подобных систем требуется обеспечение всеми факторами простого и расширенного экономического воспроизводства. Выделение региональных социально-экономических структур, не имеющих потенциала формирования подобных систем, нецелесообразно и может привести в лучшем случае к потере конкурентных позиций и вложенных ресурсов, а в худшем - к несостоятельности регионального хозяйства и экономики.

Процесс разработки региональных стратегий, направленных на обеспечение последовательного развития экономической и социальной сферы региона, должен учитывать необходимость ресурсного обеспечения всех

5

принятых к реализации стратегических приоритетов . Отсутствие в регионе эффективной и последовательно реализуемой региональной стратегии, содержащей обоснованные и обеспеченные всеми видами необходимых ресурсов приоритеты, приводит к ухудшению качества жизни населения, снижению конкурентоспособности

локализованных в регионе производств, нехватке инвестиционных ресурсов, росту неопределенности и оттоку

6

населения .

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исследования базируются на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. В ней в логичной последовательности представлены основы процессов разработки и реализации стратегии, выделены стратегические экономические факторы внешней и внутренней среды, определяющие процессы обоснования стратегических приоритетов7.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Система стратегических приоритетов регионального развития основывается на обязательном наличии конкурентных преимуществ и достаточности ресурсов на всех этапах их реализации8. Ресурсная обеспеченность стратегических приоритетов является базовым и безусловным принципом разработки любых стратегических документов, в том числе региональных стратегий .

Обоснование региональных приоритетов развития -сложный и многоэтапный процесс, требующий привлечения большого количества специалистов различных отраслей экономики, научных областей и представителей органов власти10. При этом важнейшим критерием формирования команды, участвующей в поиске и обосновании прорывных для региона направлений развития, является наличие стратегического мышления, инициативы и стратегического лидерства11. Специалисты, предлагающие направления развития, исходя из необходимости решения накопленных текущих проблем, никогда

не смогут обеспечить принятие решений, направленных

12

на долгосрочное развитие региона .

4 Гранберг А. Г., Суслов И. П., Суспицын С. А. Экономико-математические исследования многорегиональных систем // Регион: Экономика и Социология. 2008. № 2. С. 120-150.

5 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7.

6 Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 57-65. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65.

7 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.

8 Kvint V. Strategy for the global market: theory and practical applications. New York: Routledge, 2016. 519 p.

9 Мясков А. В., Алексеев Г. Ф. Стратегирование преобразований угольной отрасли Кузбасса // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 318-327. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-318-327.

10 Квинт В. Л. Стратегирование в России и мире: ставка на человека // Экономика и управление. 2014. Т. 109. № 11. С. 15-17.

11 Effect of human capital and leadership on institutions performance and competitive advantages / P. Hili [et al.] // IRA - International Journal of Management and Social Sciences. 2017. Vol. 7. № 3. P. 479-488. https://doi.org/10.21013/jmss.v7.n3.p9.

12 Омае К. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски. М.: Интеллектуальная литература, 2021. 216 с.

Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2)

Согласно методологии стратегирования академика В. Л. Квинта основу разработки стратегических приоритетов должен составлять анализ и формализация стратегических трендов развития глобальных, национальных, региональных и отраслевых факторов, которые могут оказать существенное влияние на развитие региона в стратегируемой перспективе13. Выявляются новые и перспективные для каждого региона приоритеты, а затем осуществляется их оценка по уровню ресурсной обеспеченности. Каждый экономический регион обладает специфическими и уникальными экономическими факторами, формирующими ресурсную основу их существования и развития. Однако не все ресурсы являются следствием наличия определенных природных условий и сырья.

Согласно классическим экономическим теориям для обеспечения расширенного воспроизводства и долгосрочного развития необходимо наличие базовых экономических факторов:

- природные и трудовые ресурсы;

- производственные мощности и инфраструктура;

- капитал;

- научные и технологические достижения.

В соответствии с методологией академика В. Л. Квинта в такой последовательности следует анализировать ресурсную обеспеченность при изучении и прогнозировании внешней среды в процессе разработки стратегии14. Применительно к региональной стратегии подобная последовательность анализа ресурсной обеспеченности

«15

в стратегируемой перспективе является оправданной . Обуславливается это тем, что при разработке региональной стратегии развития, в случае отсутствия необходимых природных условий и ресурсов, формирование их за счет привлечения требуемых ресурсов из других регионов может оказаться крайне дорогостоящим и долгосрочным процессом. Это приводит к снижению общественной и экономической эффективности реализации принятых приоритетов. Этот фактор является наименее управляемым со стратегической точки зрения.

Отсутствие либо недостаточность в регионе природных ресурсов, которые необходимы для реализации стратегических приоритетов, приводит к необходимости отказа от приоритета, несмотря на его высокую привлекательность. Наличие всех остальных ресурсов в отсутствие первого не сможет обеспечить достижение предполагаемых целей.

Ресурсы, необходимые по мере реализации стратегических приоритетов, обоснованных с точки зрения удовлетворения национальных интересов и ценностей, локализованных в данном регионе, а также интересов и ценностей местного населения и предприятий, могут быть созданы и привлечены своевременно и в полном объеме при верном определении целей и задач, распределенных по этапам реализации стратегических приоритетов.

В современных экономических системах основой ресурсной обеспеченности многих регионов и экономических районов, позволяющих им развиваться и формировать принципиально новые условия для повышения уровня и качества жизни населения, являются несырьевые факторы16. К подобным факторам ресурсной обеспеченности относятся:

- наличие кадрового потенциала для формирования и развития необходимых для реализации выбранных приоритетов квалификаций и компетенций;

- уровень технологического развития, доступности объектов технологической инфраструктуры и институтов инновационного развития;

- доступность объектов транспортно-логистической инфраструктуры;

- наличие в регионе промышленной и энергетической инфраструктуры, которая доступна всем участникам экономических отношений, участвующим в реализации региональных стратегических приоритетов развития.

Несмотря на то, что в системе ресурсного обеспечения капитал, неотъемлемым элементом которого являются финансы в широком смысле, не является первым по приоритетности, его наличие является связующим

13 Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299.

14 Квинт В. Л. Теория и практика стратегирования. Ташкент: Тасвир, 2018. 160 с.

15 Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под научной редакцией В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 364 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9.

16 Кушнаренко Т. В. Теоретико-институциональный базис несырьевого развития региональных экономик // Terra Economicus. 2014. Т. 12. № 2-3. С. 197-201.

17

элементом доступности всех остальных ресурсов . Важнейшая стратегическая функция региональных финансов - обеспечение достаточности и своевременности всех остальных ресурсов для реализации приоритетов. Возможна ситуация, когда в регионе имеются существенные запасы необходимых природных ресурсов, большое количество рабочей силы и крупные энергетические мощности. Однако для их включения в процессы реализации стратегических приоритетов развития региона отсутствуют необходимые финансовые средства для оплаты процессов добычи полезных ископаемых, труда специалистов, потребляемой энергии и эксплуатации объектов промышленной и транспортно-логистической инфраструктуры.

При этом наличие обоснованной и последовательно реализуемой стратегии существенно снижает риск неспособности региональной экономической системы своевременно привлекать необходимые финансовые ресурсы в полном объеме. Это обуславливается как наличием в международной, национальной и региональной экономических системах больших объемов свободных инвестиционных ресурсов, так и высокой эффективностью предлагаемых к реализации проектов, обоснован-

18

ных прорывными для регионов приоритетами развития . Примером подобного роста привлекательности региона для инвесторов является реализуемая в Кемеровской области - Кузбассе Стратегия социально-экономического развития на период до 2035 года19. Принятие этой Стратегии в декабре 2020 г. в качестве регионального закона привело к резкому росту активности инвесторов уже в феврале 2021 г, когда Правительство РФ поддержало стратегические инициативы Кузбасса, приняв Программу развития этого региона и выделив дополнительное бюджетное финансирование на реализацию крупнейших инфраструктурных проектов20. Подобные действия со стороны федерального правительства повышают уровень инвестиционной привлекательности для владельцев капитала как в самом регионе, так и из других регионов страны и мира.

Анализ экономических факторов и оценку уровня ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов необходимо осуществлять как с точки зрения динамики привлечения этих ресурсов в экономический оборот региона, так и в связи с необходимостью при разработке стратегии учитывать тенденции развития этих факторов в перспективе. По всем факторам ресурсной обеспеченности выбранных приоритетов проводятся поисковые и целевые прогнозы их развития. Таким образом, уровень ресурсной обеспеченности устанавливается на глобальном, региональном и отраслевом уровнях. Профессиональный анализ, позволяющий сформировать прогнозы на основе детального анализа тенденций и стратегических документов разного уровня, формирует основу эффективной реализации региональных стратегических приоритетов.

Одновременно возникает задача ранжирования стратегических экономических факторов по степени их мобильности. Подобное ранжирование позволит разработчикам региональных стратегий, в том числе секторальных, сформировать систему обоснования ресурсной обеспеченности каждого из приоритетов как с точки зрения наличия и доступности необходимых ресурсов непосредственно в регионе, так и в связи с необходимостью привлечения ресурсов из других регионов. Чем менее мобильным является тот или иной ресурс, тем сложнее обеспечить его привлечение. Это связано с существенным удорожанием транспортировки и хранения, а также с увеличением времени, которое необходимо для доставки соответствующих ресурсов в производство. Следует понимать, что в стратегии время является детерминирующим фактором. Если в процессе реализации приоритетов регионального развития сроки приобретения необходимых ресурсов на регулярно основе будут дольше аналогичных производств в других регионах страны и мира, то со временем регион потеряет конкурентное преимущество. Следовательно, регионы должны основывать свои конкурентные преимущества на наличии и доступности наименее мобильных ресурсов

17 Алимурадов М. К. Региональные стратегии как фактор снижения неопределенности при принятии промышленными предприятиями инвестиционных решений // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 1. С. 4-17. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-1-4-17.

18 Роль финансовых институтов в обеспечении реализации стратегических приоритетов Кузбасса / М. К. Алимурадов [и др.] // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 399-408. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-399-408.

19 Закон Кемеровской области - Кузбасса от 26.12.2018 № 122-ОЗ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года».

20 Распоряжение Правительства РФ от 6.03.2021 № 556-р «Об утверждении программы социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года».

Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2)

и ориентировать экономическую систему на активизацию привлечение наиболее мобильных и доступных во внешней среде ресурсов.

Схематично ресурсы, доступные во внешней и внутренней региональной экономической системе, по степени мобильности можно представить следующим образом (рис. 121):

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

• Природные ресурсы

• Трудовые ресурсы

• Существующее оборудование

• Капитал

• Научные и технические достижения_у • Сырье и комплектующие

Рис. 1. Ранжирование стратегических экономических факторов по степени мобильности

Fig. 1. Ranking of strategic economic factors according to the degree of mobility

При проведении стратегического анализа экономических факторов во внешней среде сложным по обеспечению потенциала привлечения является необходимость поиска природных ресурсов в других регионах страны и мира, необходимых для реализации выбранных приоритетов. Если внутри региона соответствующие ресурсы в необходимом объеме и требуемого качества недоступны, то возникает необходимость их приобретения. Это снижает ожидаемую эффективность от реализации стратегических проектов. Например, регионы, не обладающие качественным лесным фондом, для реализации приоритетов развития в регионе деревообрабатывающих производств должны будут наладить стабильную систему поставки леса из других регионов, обладающих избыточными запасами этого ресурса.

Следующим экономическим фактором, отсутствие которого внутри региона требует существенных усилий по его привлечению, являются трудовые ресурсы. Квалифицированные специалисты и рабочая сила из других регионов готовы переехать в новые регионы только при определенных условиях. Помимо привлекательных условий труда, более высокой заработной платы

и возможности профессиональной самореализации, необходимо обеспечить специалистам, переезжающим в другие регионы, возможность социализации, сохранения традиционных культурных ценностей, связи с семьей и близкими. Также при переезде должны решаться вопросы, связанные с личным движимым и недвижимым имуществом. Все эти ограничения снижают мобильность этого фактора при необходимости привлечения рабочей силы из других регионов страны в процессе реализации стратегических приоритетов развития.

Оборудование, отсутствующее в регионе и необходимое на различных этапах реализации стратегии регионального развития, доступно на внешних рынках. Задача состоит в возможности привлечения необходимых финансовых ресурсов, а также специалистов соответствующей квалификации для обеспечения приобретения и эффективной эксплуатации оборудования, производство которого не налажено непосредственно в регионе.

Капитал является одним из наиболее мобильных ресурсов. Формирование необходимого конкурентного преимущества в виде достаточного капитала для реализации стратегических приоритетов развития региона в условиях глобализации инвестиционных потоков обеспечивается обоснованностью источников их экономической эффективности. Владельцы капитала готовы перемещать финансовые ресурсы между регионами при наличии рентабельных методов их применения. Наличие в регионах последовательно реализуемых стратегий снижает уровень неопределенности для инвесторов. В результате наблюдается переток капитала из тех регионов, в которых при наличии базовых экономических факторов отсутствует стратегия развития, в те регионы, которые концентрируют все доступные ресурсы на принятых к реализации приоритетах развития.

Основу разработки региональных стратегических приоритетов формируют экономические факторы, имеющиеся в наличии и обладающие потенциалом привлечения из других регионов и стран с учетом фактора времени.

В результате регионы конкурируют между собой за более мобильные ресурсы, такие как капитал и технологии, тогда как маломобильные факторы расширенного воспроизводства - природные ресурсы и рабочая сила -являются базой для обоснования большинства стратегических приоритетов регионального развития. Однако

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

••

Инновационные конкурентные преимущества Существующее оборудование и инфраструктура Капитал Работники

21 составлено автором

это правило часто нарушается, когда мы наблюдаем на глобальном рыночном пространстве развитие регионов, основу которых составляют природные ресурсы, привлекаемые из других регионов мира для реализации отдельных приоритетов22. В этом случае мы наблюдаем определенное технологическое превосходство в подобных регионах. Это обеспечивает более высокую эффективность эксплуатации этих ресурсов, чем в регионах их добычи.

Таким образом, в региональных стратегиях должны быть заложены инструменты повышения уровня конкурентоспособности регионов за счет факторов экономического развития. Для реализации данной концепции всю совокупность факторов со стратегической точки зрения следует разделить на две группы:

1. Не поддающиеся трансформации в процессе стратегирования:

- являются базовыми при выборе региона локации;

- использование ограничено высокой стоимостью транспортировки и инфраструктурной поддержки;

2. Поддающиеся трансформации в процессе реализации стратегических приоритетов:

- обладают высокой мобильностью;

- доступны на межрегиональных и международных рынках.

Управление процессами реализации стратегии регионального развития должно обеспечить реализацию важнейших стратегических функций: планирование, мотивация и контроль привлечения и концентрации ресурсов на принятых стратегических приоритетах. Поскольку ресурсы всегда являются ограниченными, то повышение уровня инвестиционной привлекательности является стратегическим ориентиром. Его достижение позволит регионам привлекать необходимые экономические факторы как из внутренней среды, так и с межрегиональных и международных рынков.

Для обеспечения эффективности и последовательности привлечения необходимых ресурсов следует проводить соответствующий стратегический анализ уровня ресурсной обеспеченности. Его можно представить в виде алгоритма анализа ресурсной обеспеченности приоритетов регионального развития (рис. 223).

Применение данного алгоритма, на котором красным цветом выделены процессы оценки обеспеченности региона мобильными экономическими факторами, позволяет последовательно оценивать уровень ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов регионального развития, а также определять возможность привлечения оборудования, капитала и технологий в случае их отсутствия либо недостаточности в экономической системе региона.

Таким образом, процесс обоснования принятия к реализации стратегических приоритетов регионального развития можно разделить на два этапа в связи с необходимостью осуществления оценки уровня ресурсной обеспеченности стратегии:

1. Этап 1. Выбор региона локации

- оценка обеспеченности природными ресурсами и рабочей силой;

- оценка уровня развития и доступности объектов инфраструктуры.

2. Этап 2. Выбор характера и типа производства

- наличие потенциала привлечения требуемого капитала;

Корректировка приоритета

Стратегический приоритет

JUUL

Ж

Корректировка приоритета

НЕТ

Привлечение заемного капитала. ПИИ и пр.

ДА

Создание или приобретение

ДА

Наличие и доступность природных ресурсов

\ ДА Г

Наличие и доступность трудовых ресурсов

\ ДА Г

Наличие и доступность оборудования

\ ДА Г

Наличие и доступность капитала V J

\ ДА Г

Наличие и доступность научных достижений

Оценка возможности приобретения оборудованияj

ДА

Рис. 2. Алгоритм анализа ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов

Fig. 2. Algorithm for analyzing the resource provision of strategic priorities

2 Katada S. N. Japan's new regional reality: Geoeconomic strategy in the Asia-Pacific. New York: Columbia University Press, 2020. 344 p.

3 составлено автором

НЕТ

НЕТ

НЕТ

НЕТ

НЕТ

Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2)

- оценка возможности приобретения необходимых оборудования и технологий.

Реализация стратегических приоритетов регионального развития зависит от уровня инвестиционной привлекательности региона. В данном случае речь идет не о возможности краткосрочного инвестирования в наиболее ликвидные активы с приемлемым для инвесторов из различных регионов страны и мира соотношением риска и доходности, а именно о наличии потенциала осуществления долгосрочных стратегических инвестиций. Они позволят генерировать положительную отдачу на вложенный капитал в течение долгого периода времени. Следовательно, стратегическая инвестиционная привлекательность региона отличается от классического понимания этого явления. Стратегическую инвестиционную привлекательность региона, в соответствии с уровнем ресурсной обеспеченности, можно определить следующим образом - это создание в регионе условий для эффективного применения инвестиционного капитала при наличии в регионе базовых экономических факторов и формировании потенциала привлечения мобильных ресурсов, необходимых для реализации принятых стратегических приоритетов развития.

Таким образом, регионы конкурируют между собой за мобильные ресурсы, которые являются ограниченными как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Чтобы быть более успешными в привлечении необходимого оборудования, капитала и технологий, регионы должны разрабатывать стратегии развития, ориентированные на повышение уровня инвестиционной привлекательности, обеспечение условий для владельцев оборудования, капитала и технологий для их эффективного применения. Если регионы неспособны разработать подобную стратегию либо

ЛИТЕРАТУРА

• Алимурадов М. К. Региональные стратегии как фактор снижения неопределенности при принятии промышленными предприятиями инвестиционных решений // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 1. С. 4-17. о^/10.17073/2072-1633-2020-1-4-17.

• Гранберг А. Г., Суслов И. П., Суспицын С. А. Экономико-математические исследования

последовательно и эффективно ее реализовывать, то они теряют стратегическую инвестиционную привлекательность. С одной стороны, это приводит к оттоку уже накопленных мобильных ресурсов, а с другой - резко снижает потенциал их привлечения в перспективе. Таким образом, наличие качественной и последовательно реализуемой стратегии обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности на межрегиональном рынке.

ВЫВОДЫ

Для реализации успешной стратегии, ориентированной на эффективную эксплуатацию имеющихся в регионе базовых экономических факторов в виде природных ресурсов и рабочей силы, регионы должны успешно конкурировать за привлечение таких ограниченных факторов экономического воспроизводства как оборудование, капитал и технологии. В статье предложено разделить факторы, обеспечивающие эффективность реализации региональной стратегии, на две группы -базовые и мобильные. Именно конкурентоспособность регионов за мобильные ресурсы формирует потенциал реализации принятых стратегических приоритетов развития. Предложен алгоритм анализа ресурсной обеспеченности стратегических приоритетов регионального развития. Его применение на практике позволит регионам своевременно реагировать на информацию о необходимости привлечения требуемых ресурсов и принимать решения по корректировке соответствующих стратегических приоритетов. Такой подход позволит регионам формировать и поддерживать конкурентоспособность, а также высокий уровень стратегической инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на их территории.

многорегиональных систем // Регион: Экономика и Социология. 2008. № 2. С. 120-150.

• Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7.

• Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.

• Квинт В. Л. Стратегирование в России и мире: ставка на человека // Экономика и управление. 2014. Т. 109. № 11. С. 15-17.

• Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https:// doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299.

• Квинт В. Л. Теория и практика стратегирования. Ташкент: Тасвир, 2018. 160 с.

• Кушнаренко Т. В. Теоретико-институциональный базис несырьевого развития региональных экономик // Terra Economicus. 2014. Т. 12. № 2-3. С. 197-201.

• Лившиц В. Н., Миронова И. А., Швецов А. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов в различных условиях // Экономика в промышленности. 2019. Т. 12. № 1. С. 29-43. https://doi. org/10.17073/2072-1633-2019-1-29-43.

• Мясков А. В., Алексеев Г. Ф. Стратегирование преобразований угольной отрасли Кузбасса // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 318-327. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-318-327.

• Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 57-65. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65.

• Омае К. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски. М.: Интеллектуальная литература, 2021. 216 с.

• Роль финансовых институтов в обеспечении реализации стратегических приоритетов Кузбасса / М. К. Алимурадов [и др.] // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 399-408. https://doi. org/10.17073/2072-1633-2020-3-399-408.

• Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под научной редак-

REFERENCES

• Alimuradov MK. Regional strategies as an uncertainty reducing factor for investors. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(1):4-17. (In Russ.) https://doi. org/10.17073/2072-1633-2020-1-4-17.

цией В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 364 с. https://doi. org/10.21603/978-5-8353-2724-9.

• Ahrend R. Sustaining growth in a resource-based economy: the main issues and the specific case of Russia. Geneva: United Nations Economic Commission for Europe, 2005. 23 p.

• Effect of human capital and leadership on institutions performance and competitive advantages / P. Hili [et al.] // IRA - International Journal of Management and Social Sciences. 2017. Vol. 7. № 3. P. 479-488. https://doi. org/10.21013/jmss.v7.n3.p9.

• Katada S. N. Japan's new regional reality: Geoeconomic strategy in the Asia-Pacific. New York: Columbia University Press, 2020. 344 p.

• Kvint V. Strategy for the global market: theory and practical applications. New York: Routledge, 2016. 519 p.

• Scott A. J., Storper M. Regions, globalization, development // Regional Studies. 2003. Vol. 37. №° 6-7. P. 579593. https://doi.org/10.1080/0034340032000108697a.

ФИНАНСИРОВАНИЕ: Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Математические методы анализа сложных систем».

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Алимурадов Мурад Камилович, канд. экон. наук, доцент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия, Москва; amkpro5@gmail.com; https://orcid. org/0000-0001-6512-2613

• Granberg AG, Suslov VI, Suspitsin SA. Economic-mathematical studies of multiregional systems. Region: Ekonomika i Sotsiologiya. 2008;(2):120-150. (In Russ.)

• Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7.

THEORY AND PRACTICE

Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(2)

• Kvint VL. Kontseptsiya strategirovaniya. T. 1 [The concept of strategizing. Vol. 1.]. St. Petersburg: SZIU RANKhiGS; 2019. 132 p. (In Russ.)

• Kvint VL. Strategic planning in Russia and the world: importance of human interactions. Economics and Management. 2014;109(11):15-17. (In Russ.)

• Kvint VL. Theoretical basis and methodology of strategizing of the private and public sectors of the Kuzbass region as a medial subsystem of the national economy. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):290-299. (In Russ.) https://doi. org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299.

• Kvint VL. Theory and practice of strategizing. Tashkent: Tasvir; 2018. 160 p. (In Russ.)

• Kushnarenko TV. Theoretic institutional basis of non-raw material resources development of regional. Terra Economicus. 2014;12(2-3):197-201. (In Russ.)

• Livchits VN, Mironova IA, Shvetsov AN. Evaluating investment projects efficiency in various conditions. Russian Journal of Industrial Economics. 2019;12(1):29-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-1-29-43.

• Myaskov AV, Alekseev GF. Strategizing of transformations in the coal mining industry of Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):318-327. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-318-327.

• Novikova IV. Strategizing of the human resources development: Main elements and stages. Strategizing: Theory and Practice. 2021;1(1):57-65. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65.

• Ohmae K. The mind of the strategist: The art of Japanese business. Moscow: Intellektual'naya literature; 2021. 216 p. (In Russ.)

• Alimuradov MK, Astapov KL, Venger KG, Khabekova MK. The role of financial institutions in maintaining the realization of strategic priorities of Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):399-408. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-399-408.

• Kvint VL, Alimuradov MK, Astapov KL, Alekseev GF, Bagaev DV, Boksgorn AA, et al. Strategizing of Kuzbass region economic and investing development. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 364 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Ahrend R. Sustaining growth in a resource-based economy: the main issues and the specific case of Russia. Geneva: United Nations Economic Commission for Europe; 2005. 23 p.

• Hili P, Gani MU, Hamzah N, Rahman Z. Effect of human capital and leadership on institutions performance and competitive advantages. IRA - International Journal of Management and Social Sciences. 2017;7(3):479-488. https://doi.org/10.21013/jmss.v7.n3.p9.

• Katada SN. Japan's new regional reality: Geoeconomic strategy in the Asia-Pacific. New York: Columbia University Press; 2020. 344 p.

• Kvint V. Strategy for the global market: theory and practical applications. New York: Routledge; 2016. 519 p.

• Scott AJ, Storper M. Regions, globalization, development. Regional Studies. 2003;37(6-7):579-593. https://doi.org /10.1080/0034340032000108697a.

FUNDING: This research was performed according to the Development program of the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Lomonosov Moscow State University «Mathematical Methods for the Analysis of Complex Systems».

CONFLICTING INTERESTS: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.

ABOUT AUTHOR: Murad K. Alimuradov, Cand.Sci. (Econ.), Assistant Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; amkpro5@gmail.com; https:// orcid.org/0000-0001-6512-2613

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.