ПО ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
С. Е. Цивилев1
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КУЗБАССА НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Рассматриваются вопросы реализации Стратегии социально-экономического развития Кузбасса (далее - Стратегия), направленной на повышение качества жизни населения на основе кардинальных преобразований в регионе. Исследование опирается на методологию стратегирования академика В. Л. Квинта, а также на анализ процессов формирования системы управления реализацией Стратегии Кузбасса. Стратегия опирается на уникальные природные ресурсы и индустриальную сырьевую базу региона; реализует обоснованные стратегические приоритеты улучшения качества жизни настоящего и будущих поколений кузбассовцев, развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности региона. Реализация стратегических приоритетов возможна только при наличии необходимых ресурсов и устойчивых стратегических конкурентных преимуществ. Самый главный ресурс - человеческий потенциал, позволяющий отвечать на многочисленные стратегические вызовы и использовать возможности, возникающие в современном мире. Задача стратегического управления - обеспечить достаточность и непрерывность процессов Стратегии всеми необходимыми ресурсами в течение периода ее реализации. В связи с этим одним из важнейших приоритетов Стратегии является воспроизводство трудовых ресурсов. Стратегия Кузбасса во многом ориентирована на технологическое обновление угольной отрасли региона, поэтому в центре Стратегии - региональный экологический стандарт «Чистый уголь - зеленый Кузбасс». Предусматривается формирование авангардных промышленных кластеров, в первую очередь водородной энергетики и углехимии, использующих уголь в качестве основного сырья. Улучшение имиджа региона - одна из ключевых задач, позволяющая повысить его туристический потенциал и сделать его более привлекательным для проживания. Стратегия ориентирована на усиление роли цифровых проектов и новых цифровых платформ. Финансовое обеспечение имплементации стратегических приоритетов опирается на авангардные региональные институты развития и активизацию рынка ценных бумаг в Кузбассе.
Ключевые слова: стратегические приоритеты, Стратегия Кузбасса, дорожные карты реализации стратегии, человеческий потенциал, финансовая стратегия региона, цифровизация, цифровое неравенство, стратегия цифровой трансформации.
DOI: 10.37930/1990-9780-2021-2-68-5-19 УДК 338.28
1 Сергей Евгеньевич Цивилев, губернатор Кемеровской области, e-mail: [email protected]
Введение
У Кемеровской области - Кузбасса насыщенная событиями история и сильные сибирские традиции, мощная промышленность, богатые природные ресурсы. В XXI в. перед Кузбассом встает много вызовов, связанных с формированием новой экономики и глобальным технологическим прогрессом. Ужесточение экологических ограничений требует переосмысления политики и кардинальных преобразований в добывающей и перерабатывающей промышленности, что невозможно без научно обоснованной стратегии развития региона на длительную перспективу.
Утвержденная в качестве регионального закона Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 г. позволяет выбрать вектор его развития, определить обоснованные стратегические приоритеты создания условий для качественной жизни людей, развития экономики, повышения инвестиционной привлекательности. Основа этого развития - люди Кузбасса, их сибирский характер и готовность преодолевать любые трудности.
Утверждение Стратегии - важный, но лишь первый этап. Необходимо создать контролируемую систему ее последовательной реализации и мониторинга результатов. Уже разработаны положенные на шкалу времени детальные дорожные карты по каждому стратегическому приоритету, содержащие конкретные мероприятия и инструменты, обеспечивающие трансформацию региона.
Формирование инновационных отраслей региональной экономики основывается на авангардных промышленных кластерах, в том числе водородной энергетике, углехи-мии, производстве горнотехнического оборудования. Эти приоритеты нацелены на использование природного угля в технологически новом качестве.
Инновационные сферы экономики, связанные с цифровизацией, отраслевой диверсификацией, улучшением имиджа Кузбасса, а также синергетический эффект от усиления взаимодействия науки, образования, технологий, бизнеса и финансовой системы дают Кузбассу все основания стать лидирующим регионом во всех направлениях стратегической специализации.
Объектом исследования являются процессы управления и мониторинга реализации Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 г. и в целом система стратегического управления регионом. В исследовании использованы методы анализа и обобщения, выявления стратегических трендов, научно-образовательного синтеза, наблюдения и сравнения.
Результаты и их обсуждение
В июле 2021 г. Кузбасс празднует 300-летие открытия первых месторождений угля в Кузнецком бассейне. За короткий исторический период Кузбасс прошел путь от слаборазвитой провинции до одного из главных индустриальных центров России - во многом благодаря усилиям и мудрости наших предков как в дореволюционную эпоху, так и в советское время. В послереволюционные годы в Кузбасс были приглашены иностранные инвесторы и специалисты, а с октября 1922 г. начала работу Автономная индустриальная колония «Кузбасс», куда приезжали инженеры, специалисты и рабочие из многих стран мира. Проект просуществовал до декабря 1926 г., но благодаря ему была заложена мощная индустриальная база Кузбасса.2
2 АИК «Кузбасс», https://redhill-kemerovo.ru/istoriya/stati/aik-kuzbass/ (дата обращения: 20.03.2021).
В годы Великой Отечественной войны Кузбасс стал одним из главных центров военного производства.
Развитие индустриальной мощи Кузбасса в послевоенные годы потребовало масштабного капитального строительства, комплексного территориально-отраслевого развития, включающего горную и химическую промышленность, металлургию, индустриальное и жилищное строительство. Семилетний и пятилетние планы позволили сформировать в Кемеровской области основу мощного промышленного комплекса, объединяющего (наравне с другими) крупные химические предприятия на основе коксующегося угля - стратегического ресурса региона. В Новокузнецке был сформирован крупнейший к востоку от Урала центр металлургической промышленности.
Эти преобразования стали возможными благодаря выбору правильной и обоснованной стратегии развития и последовательных планов ее реализации. И сегодня, в начале XXI в., развитие Кузбасса на долгие годы вперед определит Стратегия, обоснование и последовательная реализация которой являются жизненно важными задачами для кузбассовцев и всех россиян. Стратегия призвана переломить негативный тренд оттока населения из Кузбасса, вернуть ему имидж передового региона, в котором хотят жить и работать люди.
Реализуемая Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области -Кузбасса на период до 2035 г.3 - яркий пример того, как наличие обоснованных стратегических приоритетов в регионе с уникальными природными ресурсами создает условия для достойной жизни кузбассовцев, развития экономики региона, роста его инвестиционной привлекательности. Основа этого развития - человеческий потенциал и сибирский характер кузбассовцев. Реализация стратегических приоритетов возможна только при обеспечении их необходимыми ресурсами и устойчивыми стратегическими конкурентными преимуществами [1]. Формирование приоритетов и привлечение для их реализации необходимых ресурсов должны носить системный характер, предполагающий концентрацию ограниченных ресурсов строго на принятых к реализации приоритетах.
В соответствии с методологией стратегирования академика В. Л. Квинта конечная цель любой стратегии - повышение качества и уровня жизни людей. При этом трудовые ресурсы являются важнейшими в развитии территории, в реализации всех стратегических приоритетов. Поэтому первый из семи стратегических контуров Стратегии Кузбасса - «Кузбасс - регион достойной жизни людей». Каждый человек, проживающий в Кузбассе или его посещающий, должен иметь возможность реализовывать свои интересы в образовании, культуре, здравоохранении, спорте, труде и отдыхе на мировом уровне. В связи с этим в данный контур включены четыре стратегических приоритета:
1. Кузбасс - центр профессионального превосходства.
2. Кузбасс - центр высокого качества жизни населения.
3. Кузбасс - центр достойного труда.
4. Кузбасс - центр новых компетенций и рабочих мест зеленой экономики.
Для реализации каждого приоритета в 2021 г. были разработаны и утверждены дорожные карты. Важно, что их разработка велась в основном стратегическими лидерами и специалистами Кузбасса под консультативным руководством экспертов Центра стратегических исследований Московского государственного университета, разрабо-
3 Закон «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года» (Принят Законодательным собранием Кемеровской области - Кузбасса 23 декабря 2020 г.) // Ийрв://™—2035-3veglc0a7eat. хп--рЫ/
тавших данную Стратегию. Это позволило в значительной степени учесть жизненно важные интересы жителей региона, информировать их и мотивировать к активному участию в реализации Стратегии.
Для привлечения самых молодых жителей региона в процессы воплощения стратегических приоритетов в жизнь, формирования стратегического мышления были созданы четыре школы юных стратегов Владимира Квинта (в Кемерове, Новокузнецке, Киселевске и Мариинске), а также школа юных военных стратегов Владимира Квинта (на базе Кемеровского президентского кадетского училища). В Кемеровском государственном университете открыта и осуществляет научно-образовательную деятельность кафедра стратегии отраслевого и регионального развития под научным руководством стратега с мировым именем В. Л. Квинта. В феврале 2021 г. в Кемерове и Новокузнецке был проведен «Кузбасский университариум стратега» в рамках IV Международной научно-практической конференции «Теория и практика стратегирования». На этой научной площадке исследователи и специалисты-практики Кузбасса обсудили с московскими и петербургскими коллегами перспективы развития региона. На первом слете «Юные стратеги России» школьники Кузбасса и 622-й гимназии Санкт-Петербурга представили свои стратегические проекты по улучшению уровня и качества жизни людей.
Для дальнейшего развития науки стратегирования и полномасштабного информирования всех заинтересованных ученых и практиков о процессах стратегического развития Кузбасса создана библиотека «Стратегия Кузбасса», в которой издаются книги, посвященные применению теории и методологии стратегирования к различным направлениям регионального развития. В 2020-2021 гг. по основным направлениям реализации Стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2035 г. подготовлены 8 коллективных монографий с участием московских и кузбасских исследователей:
1. Концепция стратегирования [1].
2. Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса [7].
3. Концепция стратегии занятости населения в цифровой экономике [2].
4. Стратегирование водных ресурсов Кузбасса [5].
5. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе [6].
6. Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса [8].
7. Стратегирование цифрового Кузбасса.
8. Стратегирование экологического развития Кузбасса.
Отметим, что монография «Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса» заняла первое место в организованном Правительством Кемеровской области - Кузбасса конкурсе «Лучшая монография 2020 года».
В Кузбассе накоплен мощный человеческий потенциал, использование которого позволяет реализовывать стратегические возможности, возникающие в современном мире. Люди с сибирским характером готовы развивать регион и создавать в нем условия для достойной жизни.
Стратегия Кузбасса на всех этапах ее реализации должна быть ориентирована на аккумуляцию необходимых ресурсов не только на первоначальный этап стратегирования, но и с учетом их распределения на весь пятнадцатилетний период. Если определенные ресурсы доступны на момент начала реализации стратегического приоритета развития региона, то вполне возможна ситуация их дефицита в последующем. Одна из задач стратегического управления заключается в исключении подобных явлений и обеспечении достаточных ресурсов на весь период стратегирования.
Процесс реализации Стратегии Кузбасса требует применения на практике важнейших функций стратегического управления - планирования, организации, мотивации и контроля [10]. Наличие детальных дорожных карт по каждому из принятых приоритетов (и соответствующих им стратегических качественных целей и количественных задач) позволяет осуществлять эти функции эффективно, используя систему обоснованных и рассчитанных экономических и социальных индикаторов.
Дорожные карты являются инструментом, обеспечивающим выполнение стратегических приоритетов развития Кузбасса, среди которых одними из ключевых являются диверсификация и развитие новых отраслей. В регионально-отраслевой структуре экономики Кузбасса отрасль производства и переработки угля традиционно является базовой и приоритетной. Для снижения негативного влияния отрасли на экологию Кузбасса (а больше половины кузбассовцев все еще живут в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха) разработан новаторский региональный экологический стандарт «Чистый уголь - зеленый Кузбасс». Эта инициатива Кузбасса в полной мере соответствует Указу Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в сфере экологии и позволяет прекратить негативную практику, при которой предприятия после отработки месторождения закрывались, оставляя брошенными материальные активы и нарушенные природные объекты. При этом никто не нес ответственности за накопленный экологический ущерб. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2035 года, принятая Законом Кемеровской области - Кузбасса 23 декабря 2020 г., и в том числе программа «Чистый уголь - зеленый Кузбасс», позволяют изменить подход предприятий к экологии. Под их влиянием подавляющая часть компаний соблюдают природоохранное законодательство, строят очистные сооружения, начинают осуществлять проекты по рекультивации земель, используют современные системы пылеподавления; проводят дегазацию и утилизацию шахтного метана на основе проектов цифрового горного предприятия и роботизированных систем проведения горных работ.
Таким образом, сформированные предложения в сфере использования новых безотходных и экологически чистых «зеленых» технологий при добыче, обогащении, переработке и использовании угля позволяют рассчитывать на усиление лидирующей роли Кузбасского угольного бассейна в угольном и энергетическом балансах страны. По всем этим направлениям скоординированы во времени и утверждены на весь пятнадцатилетний период дорожные карты и конкретные мероприятия, позволяющие их реализовать на практике.
Формирование инновационных отраслей экономики региона предполагается на основе авангардных промышленных кластеров, в том числе в сферах, использующих уголь в качестве сырья: в водородной энергетике, углехимии, а также производстве горного оборудования. В Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1523-р, большое значение придается развитию производства и потребления водорода с ориентацией на вхождение России в число мировых лидеров водородной энергетики. Этот сложный проект связан не только с технологическими вопросами, но и с коммерциализацией рынка водородной энергетики, расширением использования водорода в других отраслях экономики. И на этом рынке достойное место должен занять Кузбасс. Для этого в регионе имеются все необходимые условия: гигантские запасы угля и технологические компетенции. Еще в советские годы были апробированы водородные технологии, построены демонстрационные действующие модели
самолетов и автомобилей иа водородном топливе. В то время эти технологии были излишне капиталоемкими, их было сложно масштабировать и превращать в экономически окупаемые. В XXI в. ситуация меняется к лучшему. Некоторые японские компании уже реализуют проекты по производству водорода из австралийского бурого угля и его доставке танкерами в Японию. Предприятиям Кузбасса важно не упустить новые технологические возможности водородной энергетики - от этого зависит лидерство России и Кузбасса на глобальном рынке водорода на ближайшие десятилетия. Подобное лидерство может быть обеспечено на основе формирования в Кузбассе регионально-отраслевого кластера.
В целом, развитие в Кузбассе новых направлений и индустрий требует концентрации значительных ресурсов. Эта сложная задача должна решаться за счет ресурсов групп компаний, объединяющихся в промышленные кластеры при поддержке региональных органов власти и государственных институтов развития. Реализация кластерных стратегий в Кузбассе позволит достичь синергетического эффекта от объединения добывающих и перерабатывающих предприятий, научных институтов, образовательных учреждений, сервисных компаний и т. д. В частности, в угольной промышленности формируются кластеры, объединяющие добычу угля, его обогащение, глубокую переработку техногенных отходов, производство горного оборудования для добывающих отраслей, разработку новых технологий дегазации шахт, добычи метана и т. д. Важно не только наладить производство и реализацию водорода, но и интегрировать эти процессы в цепочку производителей, систем хранения и транспортировки водорода, продвигать создание инфраструктуры заправочных станций на водороде и пр. Региональная кластерная стратегия эффективна и в традиционных отраслях экономики Кузбасса. Исторически сложившееся взаимодействие с химической промышленностью и металлургией предопределяет развитие кластеров в Кузбассе [8].
Кузбасс обладает потенциалом развития и других кластеров, например продовольственного, включающего сельскохозяйственное производство, животноводство, рыболовство, перерабатывающую сельскохозяйственную промышленность (пищевую и легкую), производство сельскохозяйственной техники (в сотрудничестве с соседними регионами), минеральных удобрений и т. д.
Перспективным является развитие туристического кластера, включающего тури-стско-рекреационный комплекс и горнолыжный туризм (на базе курорта Шерегеш), экотуризм и т. д. Развитие туризма, отрасли выставочно-ярмарочной деятельности мирового класса, импульс которым даст празднование 300-летия Кузбасса, нацелено на формирование в этом красивейшем регионе Сибири центра международного и национального всесезонного отдыха, а Кузбасс станет не только индустриальным центром России, но и инновационным культурно-образовательным лидером Сибири. Стратегической целью региона является включение в систему межрегиональных и международных турпотоков; отказ от массового стандартного предложения турпродукта в пользу уникального; формирование новых сегментов регионального рынка туристических услуг, трансграничных и брендированных маршрутов Кузбасса [6]. Новый импульс привлечению туристических потоков в Кузбасс придала экспозиция «Даешь Кузбасс!», проведенная в апреле-мае 2021 г. в Третьяковской галерее совместно с Правительством Кузбасса, Музеем изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецким художественным музеем. Эта самая крупная тематическая подборка художественных произведений, посвященных Кузбассу и важнейшим вехам его развития, резко усилила туристический интерес к региону.
Все эти кардинальные преобразования требуют улучшения транспортного сообщения как внутри Кузбасса, так и на трансрегиональной основе. И эти задачи уже реа-
лизуются. Так, утвержденная в 2021 г. Председателем Правительства Российской Федерации М. В. Мишустиным Программа социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года предусматривает строительство автомобильных дорог в Шерегеш и в обход Кемерова, реконструкцию аэропортов, развитие восточного направления железных дорог для увеличения их пропускной способности и наращивания вывоза угольной продукции наЗО %.
Развитие приоритетных отраслей новой диверсифицированной экономики Кузбасса требует применения самых прогрессивных и перспективных технологий. Наиболее существенный импульс развитию современной экономики дают процессы цифровиза-ции. Кузбасс не может оставаться в стороне от изменений, связанных с цифровой трансформацией экономики, поскольку это один из важнейших инструментов, позволяющих управлять процессами реализации стратегии и способствующих достижению стратегических целей и задач. Масштабные задачи по цифровизации решаются в системах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, экологии Кузбасса. Предприятия Кузбасса стремятся стать лидирующими в Сибири и в отраслях российской экономики.
Цифровая трансформация экономики Кузбасса в стратегируемый пятнадцатилетний период позволит повысить производительность труда в регионе, а главное - качество жизни граждан; улучшить инвестиционную привлекательность бизнеса; приведет к созданию новых отраслей и профессий; обеспечит финансово-экономическую самостоятельность, технологическую независимость и конкурентоспособность региона.
Использование цифровых платформ для мониторинга реализации Стратегии Кузбасса, в том числе в сферах экологии, продвижения продукции кузбасских производителей на российский и зарубежные рынки, построения финансовой платформы для финансирования инвестиционных проектов и размещения ценных бумаг региональными компаниями, - это инструменты, которые обеспечат цифровую информационную трансформацию Кузбасса.
В Кузбассе уже реализуется комплекс цифровых проектов. Например, в 2020 г. Правительство области разработало Стратегию цифровой трансформации государственного управления Кузбасса; в регионе ведется работа по разработке региональной геоинформационной системы; проводится оцифровка земель сельскохозяйственного назначения для контроля эффективности их использования. В 2020 г. внедрена цифровая платформа «Кузбасс Онлайн», с помощью которой жители области могут решать вопросы благоустройства, образования, экологии, безопасности. На платформе зарегистрировались более 160 тысяч кузбассовцев, а со временем в этом проекте будет активно участвовать все большее число граждан.
В марте 2021 г. подписано соглашение с компанией «Яндекс», которое придаст новый импульс развитию современных технологий в регионе, позволит масштабировать процессы цифровизации в разных отраслях экономики. В соответствии с соглашением Правительство Кузбасса и «Яндекс» планируют совместную реализацию социальных инициатив, развитие информационно-коммуникационных технологий и проектов, направленных на цифровизацию экономики области. Сотрудничество позволит популяризировать российские интернет-сервисы, что будет способствовать росту конкурентоспособности и независимости российской интернет-индустрии.
С ориентацией на развитие цифрового образования «Яндекс» предлагает педагогам Кузбасса использовать бесплатную платформу для обучения русскому языку, математике и отношению к окружающему миру - «Яндекс.Учебник», оснащенную интерактивной библиотекой из 350 тыс. заданий и позволяющую отслеживать прогресс учащихся.
В соответствии с образовательной инициативой «Яндекса» реализуется программа «Я Учитель», помогающая педагогам осваивать дополнительные навыки и практики преподавания. На сайте проекта учителя Кузбасса смогут пройти бесплатные курсы, вебинары, ознакомиться с лекциями и статьями. С 2018 г. в Кемерове и Междуреченске работает образовательный проект «Яндекс.Лицей». Это бесплатные двухгодичные курсы для старшеклассников по изучению языка Python и основ промышленного программирования4.
Ранее в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительство Кузбасса и компания «МТС» договорились о создании на территории региона тестовых зон проекта «Умный город», о развитии и реализации проектов по повышению безопасности и качества городской среды, созданных на основе технологий интернета вещей, облачных технологий, геоаналитики, искусственного интеллекта, а также о запуске программ по повышению уровня доступности цифровых услуг и финансовых сервисов для населения региона. Правительство Кузбасса и АФК «Система» намерены сотрудничать по ряду направлений данного проекта, в том числе способствовать цифровому развитию Кузбасса на основе обеспечения безопасности городской среды и обработки данных.
Важно, чтобы общая стратегия региона и стратегия цифровой трансформации были согласованы и цифровая трансформация Кузбасса стала инструментом, обеспечивающим достижение стратегических приоритетов социально-экономического развития Кузбасса. Подобный подход согласованности стратегий разного уровня обоснован в иерархической структуре стратегий, разработанной академиком В. Л. Квинтом [10].
Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2035 года, принятая 23 декабря 2020 года региональным законом, направлена на улучшение деловой репутации Кузбасса с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, диверсификации экономики и продвижения лучшего опыта предприятий Кузбасса на внешние рынки. В соответствии со стратегическим приоритетом «Стратегирование глобального бренда Кузбасса» реализуется ряд прорывных стратегических инициатив. Это направление является ключевым, способствующим изменению сознания людей; формированию положительного и оптимистичного имиджа Кузбасса; восприятию региона как уникального сибирского края с трудолюбивыми людьми и колоссальным интеллектуальным потенциалом. Подобные преобразования укрепят высокие моральные принципы граждан, улучшат настроение в обществе, будут способствовать снижению уровня преступности. Формирование и развитие положительного имиджа должны осуществляться с использованием авангардных платформенных решений. Население уже начинает получать в оперативном режиме доступ к информации о реализации стратегических приоритетов через такие источники коммуникаций, как Одноклассники, Телеграмм, Вконтакте, Facebook, Instagram и др. Нельзя забывать о международном имидже и деловой репутации Кузбасса - для работы на международных рынках требуются особые инструменты, к ним относятся стратегические инициативы Kuzbassinvest и Kuzbass Trade [4]. Такие платформы, разработка которых предусмотрена Стратегией Кузбасс-2035, позволят не только развивать трансфер технологий, но и формировать долгосрочные кооперационные связи.
4 Губернатор Сергей Цивилев подписал соглашение с «Яндексом» о развитии технологий в Кузбассе / Администрация Правительства Кузбасса (ako.ru) URL : https://ako.ru/news/detail/ gubemator-sergey-tsivilev-podpisal-soglashenie-s-yandeksom-o-razvitii-tekhnologiy-v-kuzbasse
Одним из важнейших ресурсов, обеспечивающих своевременность и полномас-штабность достижения заявленных в Стратегии результатов, являются финансовые активы. Хотя традиционно принято считать ограниченность финансовых ресурсов основным сдерживающим фактором реализации принимаемых стратегий регионального развития, практика стратегирования показывает, что при наличии обоснованных стратегических приоритетов, обеспеченных экономическими факторами расширенного воспроизводства, доступность финансовых ресурсов существенно возрастает. Методология регионального стратегирования предполагает формирование новых конкурентных преимуществ в процессе реализации стратегии, что делает регион более привлекательным для инвесторов. Рост инвестиционной привлекательности обеспечивается в первую очередь за счет снижения уровня неопределенности. Важнейшим критерием для принятия инвестиционного решения является соотношение уровня ожидаемой доходности и риска, связанного с ее получением. Фактором, существенно повышающим уровень риска, является недостаток либо асимметрия информации. При этом инвестиционный процесс, основу которого составляет вложение средств в определенный период времени с целью получения финансовых результатов в будущем, связан с необходимостью составления финансовых планов. Основу этих планов формируют в процессе разработки и реализации стратегий развития разного уровня: национального, отраслевого, регионального, корпоративного. Отсутствие информации или ее недостаточность относительно того, как в стратегируемой перспективе будет развиваться экономическая и социальная система региона, требует от владельцев капитала самостоятельных оценок и формирования индивидуальных стратегий, не включенных в иерархическую систему стратегий. Подобный подход в большинстве случаев приводит к негативным результатам и существенно снижает инвестиционную активность.
Следует принимать во внимание, что Россия является страной с крупнейшей в мире территорией, объединяющей множество различных по своим характеристикам регионов, которые в определенной мере конкурируют за ресурсы для реализации долгосрочного развития. И если природные ресурсы, полезные ископаемые, объекты культурного и исторического наследия в каждом регионе уникальны и формируют особые стратегические возможности, основанные на специфичных конкурентных преимуществах, то финансовые ресурсы отличаются высокой мобильностью и могут свободно перемещаться между отдельными объектами инвестирования, а также регионами и странами. Именно наличие эффективной и последовательно реализуемой стратегии, направленной на использование стратегического потенциала конкурентных преимуществ региона, ведет к росту инвестиционной привлекательности региона и финансовой обеспеченности стратегии.
Даже крупные инфраструктурные проекты, финансирование которых представлялось недоступным для большинства участников экономических отношений, при наличии обоснованных стратегических приоритетов, реализующих как интересы России, локализованные в Кузбассе, так и внутренние интересы предприятий и населения Кузбасса, в кратчайшие сроки были приняты. Необходимые финансовые ресурсы для реализации подобных проектов выделяются из национального бюджета и формируются за счет использования механизмов государственно-частного партнерства и частных инвестиций. Повышение инвестиционной привлекательности и активизация инвестиционных процессов в Кузбассе существенно усиливают интерес инвесторов к региону и улучшают его конкурентные позиции. Формирование подобных условий в ближайшей перспективе обеспечит рост внутрирегиональной инвестиционной активности и увеличение финан-
совых вложений из других регионов России. Это также приведет к активизации привлечения в Кузбасс прямых иностранных инвестиций (см. таблицу).
Основные показатели инвестиционного развития Кемеровской области - Кузбасса
в 2016 - 2019 гг.
Показатель 2016 2017 2018 2019
Инвестиции в основной капитал, млрд р. 165,7 215,2 248,6 297,9
Поступление прямых иностранных инвестиций (ПИИ), млн долл. 872 1426 755 1165
Доля Кемеровской области - Кузбасса в поступлении ПИИ в РФ, % 0,63 0,95 0,54 0,63
Место Кемеровской области - Кузбасса в РФ по ПИИ 15 13 16 14
Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты прав инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности (согласно «Рейтингу АСИ»), группа/балл А/4,03 В/3,72 С/3,92 С/3,95
Источник: Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года.
Большая часть принятых в Кузбассе стратегических приоритетов предполагает реализацию крупных проектов, в том числе инфраструктурных, ориентированных на модернизацию и развитие традиционных отраслей экономики региона, а также формирование диверсифицированной экономической системы, связанной с развитием принципиально новых капиталоемких производств [9]. Для обеспечения реализации подобных инновационных проектов, помимо прочих ресурсов и технологий, требуются существенные финансовые вложения. Процесс формирования и развития прогрессивной финансовой системы, обеспечивающей не только текущие потребности региональной экономики, но и создание условий для осуществления долгосрочных финансовых вложений, является важнейшим элементом системы стратегического управления в Кузбассе.
Для развития этого направления реализуется функция стратегического финансового планирования. Основываясь на принятых приоритетах регионального развития, распределенных по временным этапам, разработчики стратегических планов осуществляют детализацию целей и задач Стратегии. Таким образом, региональные стратегические финансовые планы направлены на реализацию финансовых целей и задач и включают систему показателей и индикаторов, достижение которых предполагается в определенные временные периоды реализации Стратегии. Подобное планирование должно обеспечивать исполнителей всей необходимой информацией для принятия решений по привлечению финансовых ресурсов в необходимом объеме в определенные периоды времени.
Использование функции стратегического планирования позволило в 2021 г. усилиями Центра стратегических исследований МГУ совместно с представителями органов исполнительной власти Кузбасса и ряда хозяйствующих субъектов разработать детальную дорожную карту по реализации следующих приоритетов развития финансовой системы Кузбасса:
1. Трансформация финансовой системы и использование авангардных финансовых институтов развития Кузбасса.
2. Стратегирование развития рынка ценных бумаг в Кузбассе.
Реализация этих приоритетов будет осуществлена в три последовательных этапа (2021-2022, 2023-2025 и 2026-2035 гг.), на каждом из которых определена система мероприятий по решению стратегических задач для достижения поставленных целей.
Так, для реализации трансформации финансовой системы и совершенствования авангардных финансовых институтов развития Кузбасса разработаны мероприятия по каждому этапу стратегирования, обеспечивающие решение следующих задач:
• создание (или трансформация) институтов поддержки малого и среднего бизнеса для развития предпринимательства в Кузбассе (в форме банка или фонда);
• создание Фонда стратегических инвестиционных проектов Кузбасса для финансирования кардинальных стратегических инициатив на основе принципов государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального уровня и с использованием инструментов рынка ценных бумаг;
• встраивание институтов развития в пирамиду приоритетов и целей региона, выработка механизмов согласования решений бизнеса и государства через институты развития на основе системы «умной специализации» региона;
• подключение институтов развития к платформам Kuzbassinvest и Kuzbass Trade для расширения информирования заинтересованных сторон об инвестиционных возможностях и источниках финансирования.
Поэтапная реализация формирования региональной инвестиционно-торговой площадки, содействующей перемещению свободных финансовых ресурсов, накопленных в экономической системе Кузбасса, в инвестиции, формирующие ресурсную основу реализации стратегических приоритетов регионального развития, будет осуществлена посредством решения следующих задач:
• создание и развитие институтов первичного и вторичного рынков ценных бумаг в Кузбассе;
• повышение уровня финансовой грамотности и инвестиционной активности;
• обеспечение функционирования биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами в Кузбассе;
• концентрация инвестиционных ресурсов компаний Кузбасса;
• обеспечение финансирования крупных промышленных инфраструктурных проектов за счет привлечения средств с использованием инструментов фондового рынка.
Дорожные карты, реализующие функции стратегического планирования, содержат детальные мероприятия по решению каждой из стратегических задач с указанием срока их реализации, а также результатов, которые будут достигнуты по окончании соответствующего временного этапа.
Стратегия развития Кузбасса является рабочим документом, на основе которого принимаются важнейшие решения по формированию новых условий экономической и социальной жизни в регионе. Для эффективной реализации стратегических планов, разработанных и детализированных на основе дорожных карт по каждому из приоритетов, необходимо организационное обеспечение развития финансовой системы региона. Для реализации этой важнейшей функции системы стратегического управления в Кузбассе сформирован постоянно действующий совещательный орган - Экономический совет при губернаторе Кемеровской области - Кузбасса. В состав совета входят эксперты, представляющие органы законодательной и исполнительной власти, профессиональное научное сообщество и лидеры бизнес-сообщества. За каждым из представленных в дорожной карте мероприятий закреплено профильное учреждение либо организация, среди которых:
Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса;
государственное автономное учреждение «Мой бизнес»;
Центр поддержки экспорта Кузбасса;
государственное казенное учреждение «Агентство по привлечению и защите инвестиций Кузбасса»;
Государственный фонд поддержки предпринимательства Кузбасса;
деловые объединения Кузбасса;
Департамент экономического развития Правительства Кузбасса;
Министерство промышленности и потребительского рынка Кузбасса;
Научно-образовательный центр «Кузбасс»;
Кузбасский технопарк;
Министерство цифрового развития Кузбасса
идр.
Наличие детальных стратегических планов позволяет в процессе реализации Стратегии развития Кузбасса осуществлять функции стратегической мотивации, мониторинга и контроля, основанные на сопоставлении достигнутых финансовых и инвестиционных результатов с целевыми показателями и индикаторами, определенными в плановых документах, ориентированных на реализацию Стратегии.
Выводы
Задачи по трансформации социально ориентированной инфраструктуры, диверсификации экономики и формированию новых отраслей промышленности, опирающихся на богатую минерально-сырьевую базу, сферы нематериального производства, потребовали новых подходов к разработке Стратегии. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года, принятая в качестве регионального закона Парламентом Кузбасса 23 декабря 2020 г., нацелена на кардинальные преобразования в экономике, повышение качества жизни населения и формирование нового имиджа Кузбасса в России и за рубежом.
Для ускорения последовательной реализации Стратегии по каждому стратегическому приоритету утверждены дорожные карты, содержащие конкретные инициативы и механизмы, в разработке которых принимали участие Правительство Кузбасса, представители бизнеса, науки, включая разработчика Стратегии - Центр стратегических исследований Института математических исследований сложных систем МГУ имени М. В. Ломоносова.
Поскольку основу современной экономики формируют трудовые ресурсы, в Стратегии предусмотрено, что каждый житель или гость Кузбасса должен иметь возможность реализовать свои интересы в образовании, культуре, здравоохранении, спорте, труде и отдыхе на самом высоком уровне [11]. Молодое поколение активно подключается к этим инициативам благодаря созданию в регионе школ юных стратегов, открытию в Кемеровском государственном университете кафедры стратегии регионального и отраслевого развития, проведению конференций по стратегированию, активному использованию информационно-коммуникационных платформ.
Угольная отрасль является традиционно важнейшей для Кузбасса. Однако новые вызовы не только требуют снижения ее негативного влияния на экологию Кузбасса, что уже делается на основе регионального экологического стандарта «Чистый уголь - зеленый Кузбасс», но и предполагают ускоренное развитие авангардных отраслей промышленности, использующих уголь в качестве сырья при производстве новых видов энергии и продуктов его глубокой переработки.
Развитие новых индустрий и трансформация действующей промышленности на основе цифровых технологий предполагают значительную концентрацию ресурсов в Кузбассе. Последовательная реализация стратегии, рост экономики и качества жизни,
новый имидж Кузбасса позволят привлечь в этот передовой регион и центр индустриального развития России необходимые трудовые и финансовые ресурсы.
Список литературы
1. Квинт, В. Л. Концепция стратегирования / В. Л. Квинт. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. - 170 с. DOI: 10.21603/978-5-8353-2562-7
2. Новикова, И. В. Концепция стратегии занятости населения в цифровой экономике / И. В. Новикова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. - 254 с. DOI: 10.21603/978-5-8353-2609-9
3. Пятовский, А. А. Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмо-рочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский, А. В. Садовничая, И. 3. Чхотуа, К. В. Юматов//Экономика в промышленности. -2020. -№13(3). - С. 339-347. DOI: 10.17073/2072-16332020-3-339-347
4.Хворостяная, А. С. Цифровизация стратегического брендинга Кузбасса/ А. С. Хворостяная, А. И. Егорова, А. А. Маслов, А. В. Колупаева II Экономика в промышленности. - 2020. -№ 13(3). - С. 409-416. DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-409-416
5. Стратегирование водных ресурсов Кузбасса / под науч. ред. В. Л. Квинта. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. - 388 с. ISBN: 978-5-8353-2725-6.
6. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под науч. ред. В. Л. Квинта. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. -371 с. ISBN: 978-5-8353-2718-8.
7. Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса / под науч. ред. В. Л. Квинта. -Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. -453 с. ISBN: 978-5-8353-2642-6
8. Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под науч. ред. В. Л. Квинта. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. - 364 с. ISBN: 978-5-8353-2724-9.
9. Цивилев, С. Е. Кузбасс 2035: национальные интересы и стратегические приоритеты развития региона / С. Е. Цивилев II Экономика в промышленности. - 2020. - №13(3). -С. 281-289. DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-281-289
10. Kvint, V. Strategy for the Global Market: Theory and practical applications. New York: Routledge Taylor and Francis Group, 2016.-519p.
11. Квинт, В. Л. Стратегическое лидерство Амира Тимура: комментарии к Уложению / В. Л. Квинт. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2021. - 204 с. DOI: 10.22394/978-5-89781-696-5-1-204
References
1. Kvint V. L. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University, 2020. -170 p. DOI: 10.21603/978-5-8353-2562-7
2. Novikova I. V. The concept of the strategy of employment of the population in the digital economy. Kemerovo: Kemerovo State University, 2020. - 254 p. DOI: 10.21603/978-5-8353-2609-9 (In Russ.)
3. Pyatovsky A. A., Sadovnichaya A.V., Chhotua I. Z., Yumatov К. V. Strategic priorities of tourism development and exhibition and fair activities in Kuzbass region. 2020;13(3):339-347. (In Russ.). DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
4. Kvorostyanaya, A. I. Egorova, A. A. Maslov, A.V. Kolupaeva. Digitalization of Kuzbass region strategic branding // Economics in industry. 2020; 13(3). pp. 409-416. (In Russ.). DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-409-416
5. Strategizing of water resources of Kuzbass region: monograph / under the scientific editorship of V. L. Kvint. - Kemerovo: Kemerovo State University, 2021. - 388 p. ISBN: 978-5-8353-2725-6. (In Russ.)
6. Strategizing the tourism industry and exhibition and fair activities in Kuzbass region: monograph / under the scientific editorship of V. L. Kvint. - Kemerovo: Kemerovo State University, 2021 - 371 p. ISBN: 978-5-8353-2718-8. (In Russ.)
7. Strategizing the human potential of Kuzbass region, monograph / under the scientific editorship of V. L. Kvint. - Kemerovo: Kemerovo State University, 2020. - 453 p. ISBN: 978-58353-2642-6 (In Russ.)
8. Strategizing the economic and investment development of Kuzbass region: a monograph / under the scientific editorship ofV. L. Kvint. - Kemerovo: Kemerovo State University, 2021 - 364 p. ISBN: 978-5-8353-2724-9. (In Russ.)
9. Tsivilev S. E. Kuzbass 2035: national interests and strategic priorities of the region's development / S. E. Tsivilev // Economics in industry. 2020; 13(3). pp. 281-289. (In Russ.). DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-281-289
10. Kvint V. Strategy for the Global Market: Theory and practical applications. New York: Routledge Taylor and Francis Group, 2016.-519p.
11. Kvint Vladimir L. The Strategic Leadership of Amir Timur: Comments on the Code. - SPb; Russia: NWIM RANEPA, 2021. - 204 p. DOI: 10.22394/978-5-89781-696-5-1-204
S. E. Tsivilev5. Managing of the Kuzbass Region Strategy Implementation for the Period up to the year 2035. The article is devoted to the actual topic - the implementation of adopted in December 2020 the Kuzbass Region Development Strategy until 2035, aimed at improvement the citizens' quality of life based at cardinal transformations in the region. The object of the study is the strategic socio-economic processes of Kuzbass Region; the subject of the study is the management of the Strategy implementation processes. The research is based on the methodology of Foreign Member of the Russian Academy of Sciences (Life-time), Dr.Sc. (Econ.), Professor of Political Economy V. L. Kvint, as well as on the processes of a management system for the Kuzbass Strategy implementation analysis. The Kuzbass Region Strategy has deep historical roots, based on the unique natural resources and regional industrial raw materials base, implements sound strategic priorities for a better life for the current and future generations of Kuzbass Region residents, economic development and investment attractiveness growth. The implementation of strategic priorities requires the necessary resources and sustainable strategic competitive advantages. The most important resource is the human potential that allows Kuzbass Region residents to respond to numerous strategic challenges and use the opportunities that arise in the modern world. The task of strategic management is to ensure the sufficiency and continuity of the resource supply process throughout the entire period of strategizing. One of the most important priorities of the Strategy, in this regard, is the reproduction of labor resources. Since the mainstay of the Kuzbass Region economy is traditionally the coal industry, the
5 Sergey Tsivilev, Governor ofKemerovo Oblast, e-mail: [email protected]
most important priority of the Strategy is the implementation of the regional environmental standard "Clean coal-green Kuzbass Region". It is planned to form vanguard industrial clusters, such as hydrogen energy and coal chemistry, using coal as a raw material. The celebration of the 300th anniversary of Kuzbass Region should give an impetus to the development of the entire region, will increase its tourist potential, and the strategic brand of Kuzbass Region should become recognizable in Russia and abroad. In general, the development of the image of the region is a key task that will improve the public mood in the region and increase its attractiveness for living. In Kuzbass Region various digital projects are already being implemented, new digital platforms are being built, and in the future their role will increase. Financial support for the implementation of strategic priorities is based on the vanguard regional development institutions and the activation of securities market in Kuzbass Region.
Keywords: strategic priorities, Kuzbass Region Strategy, strategy implementation roadmaps, human potential, region financial strategy, digitalization, digital divide, digital transformation strategy.