Научная статья на тему 'Межрегиональная интеграция в системе управления социально-экономическим развитием'

Межрегиональная интеграция в системе управления социально-экономическим развитием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
974
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова Светлана Александровна

Рассмотрена межрегиональная интеграция как основная форма существования системы управления социально-экономическим развитием региона, исследованы факторы, обусловливающие трансформацию механизма управления развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрегиональная интеграция в системе управления социально-экономическим развитием»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 28 (209). Экономика. Вып. 30. С. 52-58.

С. А. Терехова

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Рассмотрена межрегиональная интеграция как основная форма существования системы управления социально-экономическим развитием региона, исследованы факторы, обусловливающие трансформацию механизма управления развитием региона.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, социально-экономическое развитие, трансформируемая экономика.

Исследование факторов, обусловливающих трансформацию механизма управления социально-экономическим развитием региона, позволяет констатировать факт, что межрегиональная интеграция становится важной формой самого существования составляющих этого механизма.

Межрегиональная интеграция — это территориальная интеграция в определенных пространственно-временных рамках. Теоретически формы взаимодействия различных региональных структур крайне разнообразны.

Исходя из структурного представления и функционального обеспечения механизма управления социально-экономическим развитием региона, моделирование межрегионального сотрудничества осуществляется на основе следующих положений:

- межрегиональная интеграция становится важной составной частью механизма управления развитием региона;

- самодостаточное развитие не допускает изоляции как сильных , так и слабых регионов;

- преодоление внутренней неделимости регионов и внешних противодействий является движущей силой регионального развития;

- поиск и реализация «большого толчка» развития эффективно осуществляется межрегиональным и государственным воздействием;

- единство мотивации развития слабых и сильных регионов создается императивами развития и формированием мезосистем, характеризуемых едиными критериями;

- конструирование мезосистем в системе механизма управления социально-экономическим развитием региона предполагает единство принципов и трехуровневый анализ;

- мезоанализ предполагает диагностику условий развития человеческого потенциала;

- организационно-технологические связи развиваются в территориальном контексте форм со-

трудничества и институтов межрегиональной интеграции.

Широкие возможности взаимовыгодного сотрудничества на практике реализуются независимо от территориального расположения в установлении производственных, торговых, научно-технических и других связей, в том числе посредством создания специальных интеграционных структур (ассоциаций, холдингов, финансово-промышленных групп и т. п.). Процесс сотрудничества хозяйствующих субъектов (ХС) различных регионов принципиально не отличается от взаимодействия предприятий одного региона.

При конструировании социально-экономических процессов, проходящих под воздействием механизма управления развитием, существует реальная необходимость моделирования связей и взаимодействий в экономической среде регионов, учитывая опыт сложившихся ранее экономических отношений между хозяйствующими субъектами территориальных образований. В изменившихся условиях стало очевидным, что эффективно решать многоплановые задачи социально-экономического развития регионов в одиночку, без сотрудничества с партнерами никому не под силу.

Межрегиональные связи охватывают все социально-экономические сферы: освоение и использование природных ресурсов, научно-техническое и культурное сотрудничество, взаимодействие в сфере финансов и кредита, инвестиционную и инновационную деятельность, перераспределение и использование трудовых ресурсов, производственные связи кооперации, сотрудничество в области энергетики, транспорта, связи и т. д. В регионах они развивались с учетом конкретных целей и определялись, прежде всего, объемами и структурой промышленного производства.

Основные сложившиеся направления экономических связей: обеспечение стабильных рынков сбыта для продукции и услуг, производимых предприятиями регионов; содействие решению вопросов полной загрузки производственных мощностей; увеличение межрегионального обмена сельскохозяйственной продукцией, развитие интегрированных производств продукции сельского хозяйства для преодоления импортной зависимости по отдельным продуктам; расширение участия региональных строительных организаций в программах межрегионального строительства.

Анализ межрегионального сотрудничества регионов УрФО, СФО и других регионов РФ за последние десять лет показывает, что экономические механизмы межрегионального взаимодействия последовательно развиваются от простых форм к более сложным. Бартерные сделки — 100 % предоплата — лизинговые сделки — договоры о гарантиях — инвестиционные контракты

— приобретение региональными администрациями акций ХС — объединение бюджетов и внебюджетных средств в специализированные фонды развития и инвестиций — создание целевых программ интеграции (например, в Москве целевая программа интеграции продовольственного комплекса с сельхозпроизводителями регионов, по которой общий объем финансирования на 2004-2006 гг. составит 5,5 млрд р.) — создание инвестиционно-заемной системы. Формы межрегиональной кооперации — предприятия-холдинги, финансово-промышленные группы, банковские и кредитные организации.

Создание структур и институтов, поддерживающих различные формы интеграционных процессов, может осуществляться в различных формах - от ассоциативных организаций до создания в макрорегионах межрегиональных (возможно государственных) органов исполнительной и законодательной власти, что может привести к изменению административно-территориального и федерального устройства страны. Наиболее значимыми институтами межрегиональной интеграции являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Деятельность межрегиональных ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых, экологических и других вопросов.

Развитие региона предполагает нормальную «последовательность этапов», расположенных

в определенном порядке (этап самодостаточного состояния экономики, этап роста за счет специализации в основных отраслях и межотраслевого обмена, развитие второстепенных отраслей, связанных с переработкой основного продукта, диверсификация на внутренних межотраслевых связях). В современных условиях и на перспективу сложилась тенденция — развитие в направлении наиболее перспективных отраслей с потенциальной возможностью для экспорта продукции и услуг и даже специализированного персонала за пределы региона.

Однако необходимо, на взгляд автора, учитывать то обстоятельство, что на развитие экономики оказывают влияние, в том числе и организационные, и технологические факторы, инфраструктура и социальная ситуация. Можно предположить, что этот этап подразумевает межрегиональное сотрудничество с последующим преодолением территориальных границ в ходе развития.

Исходя из положения о самодостаточном развитии региона и о причинах, ограничивающих его развитие, установлено, что каждый регион имеет ряд конкурентных преимуществ, связанных с географическими, природными, демографическими, индустриальными, кадровыми, инвестиционными, потребительскими, финансовыми, урбанизационными и другими условиями, последовательная реализация которых способствует движению региона в направлении самодостаточного развития. Самодостаточное развитие не допускает изоляции региона, его недостаточной специализации, слабого развития деловой активности и инвестиционной привлекательности, неполного использования рыночных принципов хозяйствования и возможно на основе многоаспектного межрегионального сотрудничества.

Известная идея «сбалансированного развития» характеризует отсталость регионов в развитии как «принудительное (искусственное) пребывание на одном этапе под влиянием внутренней неделимости и внешних противодействий» (рис. 1).

Внутренняя неделимость предполагает: наличие единых спроса, инфраструктуры и накоплений; внедрение общественного планирования, способного направить накопления в выбранные проекты и направления; сосредоточение капитала в ограниченном количестве проектов и координация сбалансированного роста комплексов

Рис. 1. Схема воздействия факторов, являющихся причиной отсталости регионального развития

взаимосвязанных отраслей, представляющих друг для друга рынок.

Интеграция региона в более развитую экономическую систему, во-первых, приводит к ситуации, когда рост внутреннего спроса на более качественные товары может вызвать скорее импорт товаров, чем развитие местного производства. Во-вторых, из-за внешних противодействий регион, вынужденный в течение долгого времени сохранять традиционную специализацию, теряет мотивацию к развитию. Противодействия возникают либо из действия принципа «сравнительной выгоды», который может оттеснить любую промышленную специализацию в отсталые регионы, либо из открыто выраженного давления капитала или властных структур.

«Сбалансированное развитие» предполагает межотраслевую зависимость между спросом и предложением, которая обеспечивает рост специализации процесса производства, а следовательно, эволюцию экономических систем.

В региональном развитии необходимо учитывать разграничение в отраслевом делении между подгруппой традиционных отраслей и подгруппой передовых отраслей, представляющих «постиндустриальные» продукты и услуги (информация, связь и т. п.), а также региональный жизненный цикл, содержащий последовательность стадий развития, которые отражают способность к инновациям и на этой основе к реструктуризации отдельных регионов в процессе развития.

В управлении социально-экономическим развитием региона возникает необходимость поиска и реализации «большого толчка», концентрирующего дефицитные местные ресурсы в нескольких больших, но разносторонних проектах.

Выбираются лишь несколько ключевых отраслей (сфер услуг), в которых должны состояться основные инвестиции. Эта гипотеза основана на стратегии ускорения процесса развития естественным образом за счет прямых и обратных связей с новыми отраслями, другими территориальными образованиями.

Региональное развитие связано с внешними взаимодействиями регионов различного уровня социально-экономического положения, с привлечением внешнего капитала и рядом специфических внутренних факторов, таких как:

- развитие инфраструктуры и улучшение условий развития человеческого потенциала как основного предварительного условия любого развития;

- тщательного стратегического планирования тех сфер, которые могут влиять на социальноэкономическое развитие.

Межрегиональное разделение труда усложняет экономическое развитие, если не учитывается важность межрегиональных связей: регионы развиваются не в вакууме, а в сложной среде, где действуют и экономические, и властные отношения. Стабильность работы внутренних отраслей в каждом регионе является важным пред-

варительным условием долгосрочного развития и способности к изменению (реструктуризации), в том числе и во взаимодействии.

Положительное влияние межрегионального взаимодействия на процесс экономического развития подтверждено динамикой ряда показателей. Региональное увеличение (темп роста) капитала на душу населения является главной переменной модели, определяющей уровень (и темп роста) производительности труда, заработной платы и дохода на душу населения. В условиях абсолютно конкурентных рынков ресурсов, при отсутствии пространственных препятствий, труд перетекает из отсталых в более развитые регионы.

Так как оборачиваемость капитала выше в регионах с низкими заработными платами и доходом на душу населения, то, возможно, капитал и направится в обратном направлении.

Единства мотивации производственного развития двух типов регионов — развитых и отсталых не существует. Регионы с разной степенью развития представляют собой совокупность различных видов производственных систем, с различными ресурсами и различными технологиями. Некоторые отрасли никогда не покинут «центрального» места в регионах с низкими доходами, поскольку для них требуются специфичные производственные ресурсы (например, техническая информация) или уточненные знания и умения. С другой стороны, может иметь место «перенос» традиционных производств, со стандартизованным производственным процессом и технологией в менее предпочтительные регионы, как предполагает гипотеза о региональном жизненном цикле. В результате такого переноса дистанция между развитыми и отсталыми регионами может оставаться неизменной в качественном, а не в количественном отношении.

В ходе анализа важных составляющих рынка, таких как конкурентоспособность местного производства и влияние фактора выгодного размещения производства на основе расчета отношения уровня зарплаты к цене единицы труда, сделан вывод, что привлечение традиционных и дешевых дополнительных производств в отсталые регионы может принести выгоду, если этим разомкнуть порочный круг бедности и начать позитивный процесс развития.

Факторы рынка ресурсов, при наличии больших колебаний региональных уровней развития,

резко уменьшают межрегиональную подвижность капитала и концентрируют местный капитал и ресурсы в развитых регионах. Поэтому передовые, быстро развивающиеся регионы выигрывают от двойного накопительного процесса: первоначальный внутренний рост порождает приток трудовых ресурсов, который, в свою очередь, определяет формирование увеличивающегося внутреннего рынка, это стимулирует новые инвестиции, что вновь активизирует внутренний спрос и создает новый потенциал роста инвестирования. Совершенствование инновационных процессов, воплощенных в новых инвестициях и новых средствах производства, способствует росту производительности и конкурентоспособности местной экономики, привлекая новый внешний спрос; экспорт, в свою очередь, вызывает рост занятости, новый приток трудовых ресурсов и новое развитие. Описанный процесс получил название накопительной тенденции «обратного потока» капитала. Отсталые регионы переживают противоположные последствия накопительного процесса — эмиграция, сокращение внутреннего спроса, замедление процесса накопления. Следует добавить, что эмигрируют лучшие трудовые ресурсы из неблагоприятных регионов (затративших средства на образование) в более развитые регионы, поскольку процесс эмиграции селективен. На этом этапе моделирования возможно включение императива развития.

Существует (теоретически) прямая зависимость между ростом дохода на вложенный капитал и ростом производительности труда через лучшее использование производственной мощности (так называемый закон Вердорна) и обратная зависимость через увеличение конкурентоспособности и внешнего (экспортного) спроса. Поэтому, когда два региона с большой разницей в доходах или различной специализацией (например, промышленность и сельское хозяйство) конкурируют друг с другом на сопредельной территории, в развитых регионах наблюдается рост прибыли, а в депрессивных сдерживается развитие. Развитые регионы становятся монополистами в промышленном производстве.

Сконцентрированный промышленный рост естественным образом порождает эффект «распространения» в результате физической перенаселенности, нехватки ресурсов, увеличения цены ресурсов. Эти процессы могут происходить на пространственно целостных территориях, распространяться вдоль основных

транспортных и коммуникационных магистралей. Необходимо учесть, что эффекты «распространения»:

- в межрегиональном процессе развития выявляются очень поздно;

- затрагивают промежуточные регионы (в иерархическом отношении и относительно доходов), но не касаются периферийных и депрессивных регионов;

- требуют наличия двойного условия: снижение прибыли в больших агломерациях в развитых регионах ввиду перенаселения и перерас-

хода имеющихся ресурсов и снижение прибыли в регионах, удаленных от центра вследствие недоиспользования местных ресурсов.

Меры активного государственного воздействия носят многоплановый характер и предполагают включение в модель необходимых императивов развития. Пример межрегионального взаимодействия участников инвестиционного процесса приведен на рис. 2.

Следовательно, при формировании механизма управления развитием региона необходимо рассматривать варианты организации системы

Вн е шняя среда

Информационный поток

(стимулирование)

Финансовые институты Информационный поток Администрация

развитого региона (контроль) " развитого региона

Государство

ж

Л V

Денежный поток Информационный поток

(финансирование) (стимулирования и координации)

> Г V

Отраслевой комплекс развитого региона

Продукция

а

ж

53

С

а

и

к

53

К

а

ИНВЕСТИЦИОННЫМ

ПРОЦЕСС

Отраслевой комплекс депрессивного региона

Денежный поток (финансирование)

Информационный поток (стимулирования и координации)

Денежный поток

Финансовые институты Информационный поток Администрация

депрессивного региона (контроль) " депрессивного региона

(финансирование)

Рис. 2. Схема межрегионального взаимодействия участников инвестиционного процесса

межрегионального взаимодействия при учете влияния на процесс факторов внешней среды (см. рис. 2).

Межрегиональные взаимодействия рассмотрены нами на примере машиностроительных комплексов сопредельных регионов разного уровня развития. Межрегиональные взаимодействия образуют связи элементов системы. Согласование взаимных интересов элементов (подсистем) социально-хозяйственного комплекса по определенным критериям является основой функционирования механизма управления инвестиционным процессом.

Обоснованием необходимости организации межрегионального взаимодействия служит анализ факторов регионального развития, исследуемых по статистическим данным регионов, формирующих инфраструктуру процесса.

Взаимодействие отраслевых комплексов сопредельных регионов требует применения качественно нового инструментария механизма управления развитием.

Моделирование социально-экономических процессов на промежуточном уровне между первичным звеном — хозяйствующим субъектом (ХС) региона (микроуровень) и внешней средой (макроуровень) предопределяет использование мезоанализа, объектом которого является ХС и властные структуры (ВС) разных регионов и их взаимосвязи (мезоэкономическая система).

Конструирование мезосистем предполагает трехуровневый анализ: анализ организации

в рамках мезосистемы; анализ мезосистемы как связной общности; анализ отношений мезосис-тем между собой и по отношению к национальной экономике. В основу мезоанализа положен следующий принцип:

мезоанализ основывается на том, что экономическая наука может описать реальные процессы более точно, чем в теории микро- и макроэкономики, что сделает показатели, описывающие ситуацию, менее отвлеченными и глобальными.

Необходимо отметить, что главным источником финансирования инвестиций останутся собственные средства хозяйствующих субъектов.

Моделирование процесса межрегионального взаимодействия в направлении стимулирования инвестиций в регионах можно реализовать в виде задачи многомерного поэтапного прогнозирования социально-экономического процесса.

Процесс представляет собой ряд последовательно связанных между собой этапов. Первый этап заключается в исследовании возможности применения методов мезоанализа к объекту, сформированному как объединение составных частей регионов разного уровня развития в единую мезоэкономическую систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исторически сложившиеся условия развития Тюменской области позволяют сделать выводы о единстве социальных характеристик, способов реагирования на реальные экономические процессы.

Таблица 1

Иерархия факторов, влияющих на развитие предприятий региона

Ранг Слабые территории Самодостаточные территории

1 Величина ставки налогов Уровень экономического роста

2 Обменный курс валют Величина ставки налогов

3 Цена кредита Уровень заработной платы

4 Предложение и цена энергии Цена кредита

5 Стоимость рабочей силы Уровень местных налогов

6 Предложение квалифицированной рабочей силы Обменный курс валют

7 Уровень экономического роста Стоимость рабочей силы

8 Относительное регулирование рынка труда Среднесрочные перспективы в секторе

9 Промышленная политика Предложение квалифицированной рабочей силы

10 Развитие транспортной сети Относительное регулирование рынка труда

Таблица 2

Сравнение доходов и расходов на душу населения СФ УрФО

Регион УрФО Отклонения от базового показателя, дохода на душу населения (база УрФО, 100%) На душу населения по отношению к базовому показателю (база УрФО, 100%)

Доходы Расходы

Тюменская область В том числе: 196 296 289

ХМАО 289 389 381

ЯМАО 312 412 465

Тюменская область (без АО) 48 148 120

Курганская область - 64 36 43

Челябинская область - 39 61 65

Кроме того, объединенные субъекты сопредельных регионов обладают технологическим, организационным родством и территориальной близостью. Объект исследования является составной частью одновременно двух экономически обособленных регионов и, следовательно, находится под влиянием внешних факторов, формируемых их социально-экономической средой.

Степень влияния внешних факторов на экономические процессы в регионах, при различном уровне их развития, определялась с помощью экспертной оценки. Результаты экспертного заключения приведены в табл. 1. При разработке модели процесса межрегионального взаимодействия необходимо учесть как набор факторов внешней среды, так и их ранги, используя результаты приведенного исследования.

Используя данные социально-экономического мониторинга регионов УрФО, необходимо отметить контрастность ряда показателей (табл. 2). Значительное расхождение показателей доходов и расходов на душу населения объясняется отнюдь не факторами интенсивного использования трудового потенциала, а факторами интенсивного использования ресурсов.

Таким образом, цель интеграции — это создание механизмов межрегиональных отношений на принципах сотрудничества, цивилизованной рыночной конкуренции; формирование в региональном и межрегиональном сообществах социально-эколого-экономического мышления, ориентированного не на конкуренцию за ресурсы, а на их рациональное, инновационное воспроизводство в страновом и региональном расчете на одного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.