Научная статья на тему 'Межпредметные связи в свете компетентностного подхода'

Межпредметные связи в свете компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕКЛАМА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРАКТИКА / COMPETENCIES / COMPETENCY-BASED APPROACH / ADVERTISING / PR / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савруцкая Елизавета Петровна

Статья посвящена актуальным проблемам подготовки кадров по направлению «Реклама и связи с общественностью». В контексте компетентностного подхода автором рассматриваются место и роль межпредметных связей в повышении эффективности учебно-образовательной деятельности, обогащении интеллектуального потенциала студентов, развитии их способностей использовать полученные знания, умения и навыки в практической профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary connections in the light of competence-based approach in training PR and advertising specialists

The article highlights current issues of professional development and education in the area of advertising and PR. Using the paradigm of the competency-based approach, the author looks at the role of interdisciplinary connections in improving the general quality of education, enhancing students' intellectual development and stimulating their ability to apply professional knowledge, skills and competencies in the workplace.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи в свете компетентностного подхода»

Высшее образование в России. 2010.

№11. С. 131-137.

3. Гальскова Н.Д. Еще раз о лингводидак-

тике // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 2-10.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение

с помощью компьютеров (педагогика

третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. М., 2002. 352 с.

5. Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Вест. Моск. ун-та. Сер. 20 «Педагогическое образование». 2005. № 1. С. 17-66.

ALEXANDROV K. CAN WE TEACH FOREIGN LANGUAGES WITHOUT COMPUTER TECHNOLOGIES?

The article examines problems and prospects of implementing the communicative approach to foreign language learning and establishes the need for computer technologies to ensure the effective implementation of this approach in secondary schools and universities.

Keywords: foreign language learning, computer technologies, learning in a foreign language environment, communicative approach.

Е.П. САВРУЦКАЯ, профессор, зав. кафедрой

Межпредметные связи в свете компетентностного подхода

Статья посвящена актуальным проблемам подготовки кадров по направлению «Реклама и связи с общественностью ». В контексте компетентностного подхода автором рассматриваются место и роль межпредметных связей в повышении эффективности учебно-образовательной деятельности, обогащении интеллектуального потенциала студентов, развитии их способностей использовать полученные знания, умения и навыки в практической профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, реклама, связи с общественностью, межпредметные связи, практика.

ляются обобщенные, основанные на

Модернизация российской системы образования в современных условиях - это достаточно трудоемкий процесс, призванный решить вопросы «чему учить?», «как учить?» и «каковы критерии оценки качества образования?» в терминах компетентностного подхода. Инновационные образовательные программы вузов предполагают не просто получение обучающимися некоторой суммы знаний и умений - основной целью процесса обучения становится эффективное практическое использование полученных знаний и умений в профессиональной деятельности. Такой подход является ответом на объективные требования современной «экономики знаний», для которой более значимыми и эффективными яв-

полученных знаниях умения работать с людьми, решать жизненные и профессиональные проблемы, иметь необходимый запас знаний для иноязычного общения, быть подготовленными к эффективному владению информационными технологиями и т.д.

Иначе говоря, компетентностный подход предполагает готовность и стремление человека применять свои знания, умения и личностные качества в определенной области профессиональной деятельности. Например, подлинный профессионализм в сфере связей с общественностью и рекламы проявляется в системности мышления, умении анализировать ситуацию, в навыках письменной, художественной и

перформансной коммуникации, ведения переговоров, работы со средствами массовой информации, владения Интернет-технологиями, проведения специальных мероприятий, создания рекламного продукта коммерческой или социальной направленности. Сформированные профессиональные и личностные качества специалиста в информационно-коммуникативной сфере деятельности предполагают и развитие способности использовать знания, умения и практические навыки в сложных, непредсказуемых ситуациях.

Последнее приобретает особую актуальность в современных условиях, связанных с необходимостью раннего предупреждения конфликтов на этно-конфессиональной почве, минимизацией рисков, связанных с эмоционально-психологическим напряжением массового сознания в кризисных ситуациях. Так, критерием эффективности получаемых в вузе знаний является качество рекламной и информационно-коммуникативной деятельности обучающихся. Предполагается, что уже в период обучения и прохождения практик студенты должны владеть навыками проведения маркетинговых и социологических исследований. Кроме того, уровень теоретических знаний студентов старших курсов должен быть достаточным для осуществления научного анализа полученных в ходе исследований данных, а также для подготовки материалов для аналитических справок, обзоров, экспертных заключений и т.д.

Очевидно, что компетентност-ный подход имеет четкую направленность на решение стратегически важной проблемы высшей школы - повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Иначе говоря, упор делается не только на параметры, задаваемые «на входе» (содержание учеб-

ных планов, качество их реализации в учебно-образовательной деятельности, объем часов, процесс преподавания, библиотечные фонды, обеспеченность студентов местами практик и т.д.), но прежде всего - на ожидаемые результаты, которые необходимо получить на «выходе», т.е. на качество знаний и умений студентов, эффективно применяемых в практической деятельности и оцениваемых работодателем.

Компетентностный подход - это важное звено связи между образовательным процессом и интересами работодателей. Уже сейчас в требованиях ведущих компаний и государственных ведомств к персоналу отчетливо прослеживается тенденция говорить на языке компетенций, что проявилось в разработке и внедрении так называемых «профилей (или моделей) компетенций» (описывающих требования к отдельным категориям сотрудников: высшим руководителям, менеджерам, административному персоналу и др.).

Вместе с тем овладение общекультурными и профессиональными компетенциями - очень сложный процесс, предполагающий существенные изменения в работе со студентами. Оцени-

вая проблему объединения двух специальностей в одно направление при сокращении сроков обучения на один год, приходится говорить о существовании опасности превращения процесса подготовки кадров в ремесленничество.

Преодоление этой опасности находится в прямой зависимости от того, насколько профессионально со стороны преподавателей будет осуществляться учебно-образовательный и воспитательный процесс, насколько рационально будет организована научная деятельность и практика студентов. Рассмотрим, к примеру, комплекс требований, группирующихся вокруг трех важнейших показателей качества освоения образовательных программ подготовки бакалавра и магистра по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью». К этим показателям относятся:

■ определенный набор компетенций, т.е. знаний, умений и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности;

■ системность мышления, сфор-мированность лидерских качеств, креативности и способности к анализу имеющейся информации;

■ коммуникативность и умение работать в команде.

При анализе этих показателей становятся очевидными глубокая связь и взаимозависимость между ними. Однако ее практическое осуществление в подготовке бакалавров по рекламе и связям с общественностью предполагает существенные изменения в работе со студентами. И проблема в данном случае заключается в четком понимании сущности и критериев эффективности каждого из приведенных выше показателей.

Известно, что фонды оценочных средств и критерии оценки качества образования в области рекламы и связей с общественностью имеют суще-

ственные различия как по содержанию контрольных заданий, так и по формам их практической реализации. И здесь встает проблема разработки общенаучных, методологических и инструментальных оснований системного обеспечения компетентностного подхода исходя из возможностей вуза и потребностей рынка в специалистах по интегрированным коммуникациям, т.е. по связям с общественностью и рекламе.

Что касается системности мышления, лидерских качеств, креативности и способности к аналитической деятельности, то здесь возникает масса проблем, связанных с необходимостью упорядочения, систематизации и отбора наиболее эффективных форм организации и осуществления учебного процесса при максимальном сближении научной, проектной, практической и образовательной деятельности.

Важнейшим условием осуществления межпредметных связей является требование, чтобы каждый преподаватель имел четкое представление о том, что может дать его предмет студентам определенной специальности. К примеру, если студентам отделений по связям с общественностью и рекламе читается история мировой литературы и искусства, то преподавателю важно подчеркнуть, что в образах культуры той или иной эпохи было бы полезным для указанных специальностей, какие элементы и социальные механизмы трансляции социокультурного опыта, нашедшие отражение в памятниках культуры тех или иных эпох, актуальны для данных специальностей и т.д.

Наибольшая продуктивность с максимальным выходом в межпредметное пространство просматривается в профессионально-коммуникативном модуле, когда практически все аспекты профессиональной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью взаимодействуют с видами,

формами, моделями, технологиями коммуникаций. Как показывает практика, овладение категориальным аппаратом сферы связей с общественностью и рекламы, приемами деловой переписки, составления деловой документации, ведения переговоров, работы с текстами оказывается более результативным в том случае, когда происходит параллельно с процессом изучения иностранного языка. Качественно более высокий уровень понимания профессиональных, контекстуальных и историко-культурных проблем рекламы и связей с общественностью достигается в том случае, когда актуальные профессиональные аспекты деятельности вплетаются в канву культуры и политики России и страны изучаемого языка. Поэтому лексический состав специальности постоянно пополняется политической терминологией, понятиями из области искусства, истории культуры, мира повседневности.

Реальная практика межпредметных связей направлена и на обогащение интеллектуального потенциала студентов, что особенно актуально в нынешних условиях, когда уровень общекультурной подготовленности студентов год от года падает. Именно эта особенность современного поколения студентов заставляет искать новые методы и формы работы с ними, а межпредметные связи могут быть использованы с целью повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала молодежи, ее умения самостоятельно работать с источниками, справочной литературой, анализировать ситуации и составлять тексты, экстраполируя знания, полученные в одной сфере деятельности, на другую. Это, в свою очередь, формирует культуру и системность мышления и речи студентов, способствует преодолению правового нигилизма, овладению навыками делового общения, рас-

ширению кругозора молодых людей. В межпредметных связях реализуется диалектическое взаимодействие общекультурной и профессиональной подготовки студентов, усиливая и конкретизируя возможности компетентност-ного подхода в реальной практике подготовки кадров в сфере рекламы и связей с общественностью.

Обязательным направлением образовательных программ по осуществлению подготовки бакалавров по рекламе и связям с общественностью с учетом компетентностного подхода является проектная деятельность студентов, осуществляемая при тесном взаимодействии с преподавателями и практикующими специалистами в соответствующих областях. Данное направление раскрывает широкие возможности «пробы сил» студентов, выхода их в сферу непосредственной практической деятельности, использования преимуществ научных достижений и применения инновационных технологий. По теоретической части проекта мы можем делать выводы о качестве знаний студента, полученных в процессе обучения. А по используемым приемам и методам обработки эмпирических данных можно судить об уровне понимания студентом сущности проблемы, о социальной направленности рассматриваемого проекта. В предлагаемых способах проектирования и выбора средств реализации проекта раскрывается уровень знаний и когнитивных потребностей студента, степень его готовности к переходу из позиции обучаемого в позицию самостоятельного в профессиональной деятельности специалиста. Очевидно, что эффективность этого перехода обеспечивается всем комплексом инновационного образовательного процесса, предполагающего и освоение мощной теоретической базы, которую образует система межпредметных свя-

модели образования должен сохранить систему российского образования, которая формировалась как единый государственный комплекс, работающий по программам и учебно-образовательным стандартам, впитавший в себя опыт отечественной и международной практики образовательной деятельности. Введение системы образования «рыночного» типа, обеспечивающей спектр образовательных услуг, востребованных конкретными условиями современного этапа цивилизационного развития общества, должно строиться по принципу максимально полного учета положительного опыта мировой практики рекламы и паблик рилейшнз, сохраняя при этом российскую историко-культурную традицию, в том числе в области образовательной и воспитательной деятельности.

зей, и владение культурными и профессиональными компетенциями, и практическую, а также социальную направленность профессиональной подготовки студента.

Показателем результативности учебно-образовательного процесса являются сформированность навыков принятия решений в организационно-управленческой, проектной и коммуникационной деятельности, что наиболее отчетливо проявляется во время прохождения практик.

Очевидно, что использование компе-тентностного подхода в организации и проведении практик по названным направлениям - процесс, требующий разработки программы межпредметных связей, в которой должно быть конкретизировано, что на каждом курсе должен знать и уметь студент по результатам изучения соответствующих учебному плану дисциплин.

Зарубежный опыт организации многоуровневой подготовки специалистов по связям с общественностью и рекламе, безусловно, является актуальным для развития российской системы образования. Но очевидно и другое: интенсивный поиск новой

SAVRUTSKAYA E. INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN THE LIGHT OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING PR AND ADVERTISING SPECIALISTS

The article highlights current issues of professional development and education in the area of advertising and PR. Using the paradigm of the competency-based approach, the author looks at the role of interdisciplinary connections in improving the general quality of education, enhancing students' intellectual development and stimulating their ability to apply professional knowledge, skills and competencies in the workplace.

Keywords: competencies, competency-based approach, advertising, PR, interdisciplinary connections, practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.