Научная статья на тему 'МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ'

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Увижева Фатима Тимуровна

В статье рассматривается важность взаимодействия физики и математики в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ Увижева Ф.Т.

Увижева Фатима Тимуровна - студент, Институт физики и математики Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в статье рассматривается важность взаимодействия физики и математики в процессе обучения. Ключевые слова: межпредметная связь.

Курс математики построен на идеях множества, функции геометрических преобразований, включающих различные виды симметрии. На уроках ученики изучают производные элементарных функций, интегралы и дифференциальные уравнения. Математика не только дает физике вычислительный аппарат, но и снабжает её в идейном плане.

Одним из основных математических понятий в школьном курсе физики является понятие функции. Оно содержит идеи изменения и соответствия, что важно для раскрытия динамики физических явлений и установления причинно-следственных связей.

В школьном курсе математики используют координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции, строят их графики, исследуют и применяют их свойства.

Все это позволяет учащимся осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например, всевозможные случаи механического движения, изопроцессы, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы, спектральные кривые электромагнитных излучений и многое другое.

Изучение координатного метода помогает также сознательно пользоваться системой отсчета и принципом относительности

движения в течение всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.

Знание понятия производной помогает количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов, например, скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и многое другое.

Умение дифференцировать и интегрировать дает возможность изучать колебания волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и многое другое. Пользуясь идеями симметрии, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей.

Тесная связь между школьными курсами физики и математики является традиционной, однако существуют и некоторые различия, хотя они не столь уж значительны, знание их позволит учителю физики более эффективно построить преподавание предмета. Например, часто имеет место ситуация, что математическая теория, связанная с тем, что учитель физики пытается преподнести и объяснить детям на уроке, не пройдена, не изучена. Поэтому ему зачастую приходится объяснять детям этот материл.

Имеют место случаи, когда чисто математические понятия в математике не рассматриваются, а в физике вводятся и используются. В геометрии подробно рассматриваются операции сложения вычитания векторов, умножение вектора на число, и совершенно отсутствует понятие проекции вектора на ось.

Хотя эти нарушения не столь уж значительны, знание их позволит учителю физики более эффективно проводить свои уроки.

Межпредметные связи в процессе обучения рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и

формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Использование на уроках межпредметных познавательных задач обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения математики. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. На каждом уроке очень важно взаимодействие с другими науками, исходя из примера связи математики с физикой.

Список литературы

1. Кожекина Т.В. Взаимосвязь обучения физике и математике в одиннадцатилетней школе. // Физика в школе, 1987. № 5. С. 65.

2. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1983.

3. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1987.

4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1986.

5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.