Научная статья на тему 'Межпредметные связи как фактор развития системного мышления школьников при обучении ОБЖ'

Межпредметные связи как фактор развития системного мышления школьников при обучении ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпачёва Т. В.

Межпредметные связи – это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Они являются важным фактором развития системного мышления учащихся. Основным источником межпредметных связей в образовательном процессе является структура и содержание учебного предмета. ОБЖ – интегрированный курс, обладающий уникальными возможностями для систематизации, обобщения и развития знаний, что наиболее ценно при формировании мировоззрения и системного мышления обучающихся. Статья посвящена проблеме реализации межпредметных связей в процессе обучения ОБЖ. В ней описаны основные методические пути их осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи как фактор развития системного мышления школьников при обучении ОБЖ»

родным материалом требует от ребенка точных действий, которые постепенно совершенствуются. В начале от ребенка при выполнении творческой работы требуется большая усидчивость, затем постепенно совершенствуется гибкость пальцев и развиваются хватательные умения, движения мелкой моторики, появляется согласованность в работе зрения и действий руки, точность в выполнении нужных действий.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. В создании аппликации не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и, кроме того, это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, поиска в окружающей действительности качества «прекрасного».

Список литературы:

1. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: Вла-дос, 2001.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1998.

4. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество - Пермь, 1990.

5. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М: Высшая школа, 1977.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЖ © Карпачёва Т.В.*

Мичуринский государственный педагогический институт, г. Мичуринск

Межпредметные связи - это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими цепями. Они являются важным фактором развития системного мышления учащихся.

* Доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, кандидат сельскохозяйственных наук.

Основным источником межпредметных связей в образовательном процессе является структура и содержание учебного предмета. ОБЖ -интегрированный курс, обладающий уникальными возможностями для систематизации, обобщения и развития знаний, что наиболее ценно при формировании мировоззрения и системного мышления обучающихся. Статья посвящена проблеме реализации межпредметных связей в процессе обучения ОБЖ. В ней описаны основные методические пути их осуществления.

Межпредметные связи представляют собой одну из конкретных форм общего методологического принципа системности, который детерминирует особый тип мыслительной деятельности - системное мышление. Этот тип мышления характерен для современного научного познания. Познание многосторонних реальных связей объектов достигается с помощью меж-научных связей, взаимопроникновения методов различных наук, выделения новых пограничных научных областей. В учебном познании основным фактором развития системного мышления обучающихся выступают межпредметные связи [1].

По мнению И.Д. Зверева и В.Н. Максимовой (1981), дидактическое понятие «межпредметная связь» как система имеет структуру, состоящую из трех элементов:

- знаний (умений) из одной предметной области;

- знаний (умений) из другой предметной области;

- связи этих знаний (умений) в процессе обучения.

Межпредметная связь в логически завершенном виде представляет

собой выраженное во всеобщей форме, осознанное отношение ме^ду элементами структуры различных учебных предметов. Этой точки зрения придерживаются и авторы учебного пособия «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» под ред. Л. А. Михайлова (2008).

Установление и усвоение обучающимися связей между отдельными элементами знаний и умений из различных учебных предметов способствует формированию системности знаний, динамичности мышления, творческих способов познавательной деятельности и ценностных ориентации школьника.

Каждый учебный предмет - это дидактически переработанная система научных знаний, которая включает сведения из смежных научных областей. Любой структурный элемент учебного предмета служит основой межпредметных контактов в процессе обучения.

Школьный курс ОБЖ имеет ярко выраженный интегрированный характер. Его содержание тесно связано с биологией, физикой, химией, географией, историей и другим науками. Этот учебный предмет обладает уникальными возможностями для систематизации, обобщения и развития знаний обучающихся. В связи с этим, реализация межпредметных связей является, на наш взгляд, необходимым условием обучения ОБЖ.

Содержание, объём, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования, при составлении которого учителю ОБЖ необходимо тщательно изучить содержание учебной программы и учебников по данному предмету, а также рассмотреть учебные программы и материал учебников смежных предметов. Наличие планирования с учётом межпредметных связей позволяет учителю заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов, вовремя дать учащимся домашние задания на повторение опорных знаний из других предметов.

Для реализации межпредметных связей в процессе обучения ОБЖ могут быть использованы следующие средства и методические приёмы: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации, учебные проблемы межпредметного содержания и др. Рассмотрим некоторые из них.

Вопросы межпредметного содержания направляют деятельность обучающихся на воспроизведение ранее изученных в разных учебных предметах знаний и на их применение при усвоении нового учебного материала. Так, например, при изучении темы «Аптечка. Природные лекарственные средства» в 6 классе обучающимся можно предложить вспомнить курс «Природа: живая и неживая» 5 класса и назвать известные им дикорастущие растения, обладающие лечебными свойствами.

На уроке «Ураганы, бури, смерчи, причины их возникновения» в 7 классе можно организовать вводную беседу по следующим вопросам:

- Вспомните курс «Природа: живая и неживая» 5 класса. Что такое ветер? Что приводит к его возникновению? Какими свойствами он обладает?

- Из курса географии 6 класса вспомните, как определяют направление и силу ветра?

Подобные вопросы на повторение помогают учащимся вспомнить нужные знания из курсов биологии и географии. Эти ориентиры облегчают учащимся установление межпредметных связей. Они направляют познавательную деятельность обучающихся на воспроизведение уже известных ранее и в основном фактических данных. Это репродуктивный уровень активности, но она совершалась в новых условиях познания, в условиях межпредметных связей. Прежние знания переосмысливались и систематизировались под углом зрения нового вопроса.

Домашние задания межпредметного характера - важное средство их реализации. Они могут быть разнообразными: постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений на уроке, написание рефератов, изготовление оригинальных наглядных пособий, требующих знаний учащихся по другим предметам, составление кроссвордов с использованием терминов, употребляемых в смежных курсах и др.

Так, в 6 классе при изучении темы «Ориентирование на местности» учащимся можно предложить выполнить следующие задания:

- Постройте на бумаге: азимуты СВ, Ю, ЮЗЗ, 600, 2250;

- Маршрут А = 1800 - 100 м, А = 2700 - 100 м, А = 00 - 100 м, А = = 450 - 50 м.

- Составьте таблицу «Живые часы» ориентирования во времени по пробуждению птиц, по распусканию цветов.

В качестве домашнего задания широко используется в практике обучения ОБЖ подготовка межпредметных сообщений. Например, в 8 классе при изучении темы «Пожары и взрывы» можно подготовить сообщение «Пожары в истории Москвы», в котором ребята расскажут о трагических пожарах, произошедших в столице в 1365 г. (Всесвятский пожар), в 1547 г. (Великий московский пожар). При изучении темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» можно рекомендовать следующую тематику меж-прежметных сообщений: «Атомная энергетика» (физика, ОБЖ), «Загрязнение гидросферы радиоактивными отходами» (биология, экология, география, ОБЖ), «Профилактические противорадиационные средства» (биология, ОБЖ). В 9 классе при изучении темы «Инфекционные болезни» можно подготовить сообщения о крупнейших эпидемиях чумы, холеры, оспы в истории планеты, России. Такие задания не только формируют навыки работы с дополнительной литературой, но расширяют кругозор обучающихся.

Одним из видов домашних заданий межпредметного характера могут быть задания на составление и разгадывание кроссвордов с использованием терминов, употребляемых в смежных курсах. Они позволяют обучающимся закрепить термины, используемые в нескольких предметах, осознать межпредметный характер смежных понятий.

Межпредметные задачи. Межпредметными называются задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или задачи, составленные на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета [2]. Такие задачи можно использовать и в практике обучения ОБЖ, например, при рассмотрении вопросов дорожно-транспортной безопасности. Так, при изучении правил дорожного движения для велосипедистов учащимся можно предложить решить следующие задачи:

- За какое время велосипедист, движущийся со скоростью 18 км/ч, сможет пересечь дорогу шириной 18 м. Какие правила при этом он должен соблюдать?

- По проезжей части дороги со 9 км/ч движется велосипедист и на расстоянии 15 м видит выезжающий из арки наперерез автомобиль. Успеет ли велосипедист предотвратить ДТП? Скорость автомобиля 18 км/ч, ширина тротуара 3 м. Нарушает ли Правила водитель автомобиля?

На уроке темы «Краткая характеристика видов современного транспорта» в 5 классе целесообразно использование задач исторического содержания. Они вводят в обучение элементы истории развития техники, знакомят с историческими событиями, расширяют знания обучающихся по истории.

- Первый русский пароход «Елизавета» отплыл в свой первый рейс из Петербурга в Кронштадт осенью 1815 года, пройдя путь в 25 км за 2 часа 45 мин. С какой средней скоростью он двигался?

- Самолет «Илья Муромец» в июле 1914 года поставил рекорд продолжительности и дальности полета, пройдя за 8 часов 750 км. Какова средняя скорость «Ильи Муромца»? (Сравните с данными современных самолетов).

Использование на уроках ОБЖ комплексных наглядных пособий. Для обобщения знаний из разных предметов в процессе обучения существенное значение имеют комплексные наглядные пособия (таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, карты, видеофильмы и др.). Они позволяют учащимся наглядно увидеть ту совокупность знаний из разных предметов, которая раскрывает тот или иной вопрос межпредметного содержания. Например, таблицы «Вывихи», «Переломы» применяются при изучении закрытых травм на уроках ОБЖ в 6 классе и при изучении первой помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов на уроках биологии в 8 классе. Таблица «Виды кровотечений» используется на уроках ОБЖ в 7 классе при рассмотрении темы «Раны. Виды ран» и на уроке биологии «Первая помощь при кровотечениях» в 8 классе. Расположение сейсмических зон планеты, цунамиопасных районов России в 7 классе целесообразно показать на физических картах мира, России.

Отмеченные средства реализации межпредметных связей в процессе обучения направлены на воспроизведение, повторение, закрепление, систематизацию и применение знаний учащихся из разных учебных предметов. Они обеспечивают сочетание репродуктивной и поисковой познавательной деятельности обучающихся, осуществляемой под непосредственным руководством учителя ОБЖ.

Таким образом, реализация межпредметных связей в процессе обучения ОБЖ с помощью разнообразных методических приёмов и средств является важным фактором формирования системы целостных представлений об окружающем нас реальном мире и обеспечения целостности образовательного процесса.

Список литературы:

1. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

2. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: кн. для учителя / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы / Под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 112 с.

4. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др.; под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА МЕТОДИКОМАТЕМАТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ © Клёцкина А.А.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В статье раскрывается содержание понятия «методико-математи-ческое образование будущих учителей начальных классов», условия и факторы его развития как целостной образовательной системы.

Глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране, диверсификация системы школьного начального образования, изменение целей и задач начальной школы и роли учителя в обучении и воспитании младших школьников, прежде всего, его ориентация на социализацию младшего школьника в учебном процессе и вне его обусловили изменения в математическом образовании младших школьников, которые коснулись ценностных ориентиров, целей, содержания и условий обучения математике.

В основу учебно-воспитательного процесса обучения математике младших школьников должны быть положены ценности математики, которые выражаются: в понимании математических отношений как средства познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе; целостном восприятии творений природы и человека на основе математических представлений о числах, величинах, геометрических формах; совершенствовании коммуникативной деятельности в процессе овладения математически языком, алгоритмами, элементами математической логики.

Приоритетной целью обучения математике младших школьников должно стать формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, вести поиск информации. В процессе освоения математического содержания должны быть созданы усло-

* Доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.