ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Межпредметные связи физики и математики Мухамедов Т. Т.1, Мухамедова Л. Р.2
'Мухаммедов Темирхан Темиргалиевич /Muhamedov Temirhan Temirgalievich - учитель физики;
2Мухамедова Лилия Равильевна /Muhamedova ЬШуа Ravil 'еша - учитель математики, школа № 61, г. Янгиюль, Республика Узбекистан
Аннотация: эта статья посвящена межпредметным связям физики и математики. Ключевые слова: математика, физика, межпредметные связи.
Современная наука носит междисциплинарный характер, поэтому школьное образование предусматривает взаимосвязь и сосуществование школьных предметов. Межпредметные связи лежат в основе методологических разработок каждого из программных предметов и являются фактором эффективного усвоения школьного материала.
Математика, как и язык физики, и сама физика, не могут существовать изолированно друг от друга, они во все времена развивались взаимосвязано. Математика даёт физике приёмы и средства общего и точного выражения физических зависимостей между величинами, которые появляются в результате теоретических изысканий или экспериментов.
Частое общение со школьниками указывает на то, что существует корреляция между самим фактом непонимания ими отдельно взятого вопроса из физики и отсутствием навыков составления и решения систем математических уравнений, алгебраических преобразований и геометрических построений. Программы изучения физики должны составляться так, чтобы они учитывали знания учащихся и по математике. Верно и обратное утверждение. Поэтому для реализации междисциплинарных связей между предметами физика - математика представляется необходимым выявить техническую проблематику этой темы.
Практика показывает, что на сегодняшний день явно выражена временная несогласованность прохождения учебного материала по физике и математике. Например, возьмём тему «Векторы» в геометрии 8 класса и темы «Скорость» и «Сила» в курсе физики 7 класса. Сразу отметим, что при изучении понятий силы и скорости учащиеся 7 класса получают информацию о векторных величинах, учатся складывать и вычитать векторы значительно раньше, чем на уроках геометрии. Это временное несоответствие узаконено поурочным тематическим планированием.
Кроме рассмотренного выше временного несоответствия присутствует и понятийная несогласованность школьных программ по физике и математике, в этих дисциплинах различается понятийная трактовка в учебниках, а также по-разному трактуются и обозначаются отдельные термины. Несмотря на то, что на первый взгляд в физике и математике векторы трактуются как разные объекты, они обладают общими свойствами, которые и характеризуют их векторную природу. Каждым математическим или физическим объектам, называемым векторами, присущи особые операции их суммирования и вычитания, а также операции умножения вектора на число, вектора на вектор скалярно. Следовательно, на первом уровне обучения физике не следует заставлять учащихся заучивать тот факт, что скорость и сила являются векторами, надо только показать им, что эти величины имеют особые свойства, поэтому действия над ними совершенно отличаются от обычных алгебраических действий над числами [1].
Ещё одним примером несоответствия программ может служить тот факт, что в физике вводится понятие проекции векторов на оси координат, а в геометрии -понятие координат векторов. Эти несоответствия программ и должны устраняться
межпредметными связями физики и математики. Для успешной реализации на практике межпредметных связей между математикой и физикой учитель математики должен обязательно брать у учителя физики примеры решения задач, примеры обозначений физических величин, решать математические уравнения не только с величинами, например, «X» и «У», а с величинами, принятыми в физике. Учитель физики в свою очередь должен познакомиться с содержанием школьной программы по математике, принятой в ней терминологией и подачей учебного материала для того, чтобы владеть на уроках общим «математическим» языком. Примером может служить следующее: одним из основных понятий алгебры 7 класса служит понятие функциональной зависимости, для него вводится запись: у=Дх). Семиклассники учатся заданию функции табличным способом, формулой и графиком. В курсе физики того же класса следует на основе этого шире применять построение графиков функций, использовать знания о функциональных зависимостях, о сложении и вычитании векторов. Правильная комбинация учебных программ, которая предусматривает взаимные межпредметные связи понятийных аппаратов и методологии физики и математики, является своеобразной почвой, базисом, на основе которого можно реализовывать межпредметные связи средствами развития познавательного интереса. Это делает работу по систематизации знаний учащихся по естественно - научным предметам, по обобщению этого материала актуальной и весьма полезной. Всё это вызывает повышенный познавательный интерес учащихся к физике и математике. У учащихся появляется понимание того, что математические формулы и уравнения реально воплощаются в жизнь в физических процессах.
Литература
1. Коробов В. А. «Опыт применения математики в преподавании физики» / Физика в школе № 4, 1991.