Научная статья на тему 'Межпредметная взаимосвязь в процессе формирования интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у трудных детей и подростков'

Межпредметная взаимосвязь в процессе формирования интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у трудных детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / СПЕЦИАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / SPECIAL EDUCATIONAL SCHOOL / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / СURRICULUM / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Борис Петрович, Тарасенко Илья Борисович, Думова Татьяна Борисовна

Настоящая статья посвящена исследованию влияния взаимосвязи между учебными предметами как условие формирования интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у трудных детей и подростков. Проведенное экспериментальное исследование в специальной учебно-воспитательной школе г. Сургута ХМАО убедила нас в том, что, посредством привлечения в процессе занятий по предмету «Физическая культура» знаний из смежных дисциплин, возможно повышение у школьников старших классов интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Учебно-воспитательная работа по предмету «Физическая культура» способствует повышению работоспособности учащихся на уроках по другим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Борис Петрович, Тарасенко Илья Борисович, Думова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERSUBJECT INTERCONNECTION IN THE PROCESS OF FORMING INTEREST TO EMPLOYMENTS BY PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES AT HARD CHILDREN AND ADOLESCENTS

The present article investigates the influence of interconnection between the academic subjects as a condition of interest formation to engage difficult children and adolescents in physical culture and sports activities. Experimental research in special educational school in Surgut KHMAO has convinced us that through the involvement in the process of «Physical culture» lessons pieces of knowledge from related disciplines may increase the interest in physical culture and sports activities. Educational work on the subject «Physical culture» contributes to the improvement of productivity of pupils at the lessons in other disciplines.

Текст научной работы на тему «Межпредметная взаимосвязь в процессе формирования интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у трудных детей и подростков»

Яковлев Б.П., Тарасенко И.Б. Думова Т.Б.

межпредметная взаимосвязь в процессе

формирования интереса к занятиям ФизКультурно-спортивной деятельностью у трудных детей и подростков

Занятия физкультурно-спортивной деятельностью в условиях специальной учебно-воспитательной школы организуются на основе преподавания такой учебной дисциплины как «Физическая культура». Значение предмета «Физическая культура» как равноправного с другими учебными дисциплинами следует из включения его оценок в свидетельство об окончании девяти классов, а также в аттестат о среднем образовании. При этом основной целью преподавания данного учебного предмета является, наряду с усвоением школьниками знаний из области физической культуры и спорта, всестороннее развитие у учеников их физических качеств, задатков и способностей, укреплением их здоровья. В итоге, в процессе обучения вместе с передачей специальных знаний у школьников формируют двигательные умения и навыки, предусмотренные программой, а также ряд гигиенических и организаторских навыков.

Преподавание предмета «Физическая культура» также включено в решение воспитательных задач по формированию личности учащихся, развитию у них общественного сознания, моральной закалки и выработке навыков нравственного поведения, воспитанию волевых качеств, интеллектуальных способностей и эстетических вкусов, трудовому воспитанию, что особенно актуально в условиях специальной учебно-воспитательной школы для детей и подростков с девиантным поведением.

Учебно-воспитательная работа по предмету «Физическая культура» способствует повышению работоспособности учащихся на уроках по другим дисциплинам. Двигательные умения и навыки, приобретаемые во время занятий физической культурой и спортом, формирующиеся физические качества содействуют лучшему становлению у учащихся рабочих движений, которые требуются в различных видах учебного и производственного труда, помогают легче переносить нагрузки,

быстрее и легче входить в нужный темп и ритм работы, наиболее целесообразно и экономно выполнять трудовые движения. С другой стороны, многие школьные дисциплины оказывают положительное воздействие на качество освоения предмета «Физическая культура». Учет и задействование межпредметных связей в процесс преподнесения различных учебных дисциплин по школе в целом ведет к становлению у школьников более стройной системы знаний, расширяет их кругозор, позволяет им по-другому взглянуть на привычный круг предметов и явлений, выработать к ним более целесообразное, в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания, отношение. Так, опираясь на полученные сведения, например, в области естествознания, анатомии, физиологии, гигиены, ученики лучше осмысливают влияние физических упражнений на организм, целесообразность и способы их выполнения. Для обоснования техники двигательных действий могут быть использованы данные из области физики, математики. В процессе физического воспитания используются знания и навыки, полученные учениками на уроках рисования, черчения, труда, истории, начальной военной подготовки и по другим предметам школьной программы.

Учащиеся узнают о том, что человек, регулярно занимающийся физической культурой и спортом, становится ловким, мускулатура его тела развивается, движения делаются более точными. Тренированные люди сильны, выносливы, работоспособны. В работе В.А. Ананьева (2004) указывается на то, что каждому человеку необходимо заниматься физическими упражнениями. Но заниматься умеренно. Без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму. К примеру, в конце ознакомления с темой «Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц» дается следующий совет: «Если вы не делали до сих пор утренней зарядки, то начните ежедневно ее выполнять». Здесь же ученики знакомятся с простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния. Все это способствует росту интереса детей к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, улучшает их знания в этой области.

Таким образом, становится очевидным, что в работе по формированию у детей и подростков с девиантным поведением интереса к физической культуре и спорту должны принимать участие не только учителя физкультуры и тренеры, но и преподаватели по другим учебным дисциплинам.

Проведенное экспериментальное исследование в специальной учебно-воспитательной школе г. Сургута ХМАО убедила нас в том, что, посредством привлечения в процессе занятий по предмету «Физическая культура» знаний из смежных дисциплин, возможно повышение у школьников старших классов интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Экспериментальная и контрольная группы были одинаковыми по количественному составу: в каждую входило по 10 юношей и 10 девушек из десятых классов. Отношение школьников к урокам определялось по специальной шкале, в основу которой были положены такие показатели: понимание значения изучаемого двигательного действия, ответственность

за его выполнение; проявление инициативы и творчества при изучении движения. Нами была разработана следующая система баллов: положительное отношение старшеклассников оценивалось в 3 балла, не совсем положительное - в 2 балла, безразличное - в 1 балл, отрицательное - в 0 баллов.

Таблица 1. Степень овладения материалом по легкой атлетике в контрольной и экспериментальной группе до и после проведения эксперимента (средние значения)

Пол Группы Знание учениками Умение технически правильно выполнить прыжок Результат (см)

Техники прыжка Физических закономерностей

До После До После До После До После

Девушки Эксп. 2,3 3,8 2,2 3,7 3,2 4,3 102 112

Контр. 2,4 2,1 2,0 2,0 3,4 3,5 107 109

Юноши Эксп. 2,0 3,4 2,0 3,3 3,3 4,3 130 137

Контр. 2,0 2,1 2,0 2,0 3,2 3,7 126 128

При изучении материала по легкой атлетике, учитель физической культуры постоянно информировал школьников об особенностях физических закономерностей движений. Через один или два урока, после изучения очередной темы, экспериментатор проводил выборочную оценку знаний учеников по данному материалу. В результате было выявлено, что ряд школьников не в полной мере усвоили знания о технике двигательных действий, физические закономерности последних. Так, повествуя об особенностях толкании ядра, десятиклассники нередко говорили, что после скачка нужно остановиться; многие не могли объяснить, зачем прыгуну в высоту на последних шагах необходим обгон тазом и ногами плечевого пояса. В результате в дальнейшем, учителями в процессе информирования школьников об особенностях физических закономерностей движений больше внимания обращалось на пояснение техники движений в спорте и ее связей с законами физики. Это способствовало расширению круга знаний учеников, что проявилось как в их ответах на уроках (ответы стали более полными и развернутыми), так и на практике, т.е. на уроках физической культуры, тренировочном процессе и на соревнованиях. Так, подавляющее большинство школьников экспериментальной группы уже отмечали зависимость угла наклона туловища от успешности бега на короткие или средние дистанции, давали пояснения об особенностях техники толчка ядра или прыжках в высоту и длину. В таблице 2 представлены те изменения в знаниях учащихся о прыжках в высоту, которые были зафиксированы в экспериментальной (э) и контрольной (к) группах до и после эксперимента (знания оценивались по 5-бальной системе).

Таблица 2. Успеваемость по легкой атлетике в контрольной и экспериментальной группе до и после проведения формирующей стадии исследования (средние значения)

Пол Группы Оценка успеваемости по легкой атлетике

До После

Девушки Экспериментальная 3,4 4,0

Контрольная 3,4 3,6

Юноши Экспериментальная 3,7 4,2

Контрольная 3,5 3,6

Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе существенно повысился уровень знаний и умений школьников. Они достаточно четко характеризовали механику толчка ядра, целесообразность горизонтального положения тела при переходе планки в случае прыжка в высоту. В частности, до проведенного формирования большинство школьников были не в состоянии описать технику бега на 100, уяснить для себя ее связи с физическими явлениями.

Очевидно, что в контрольной группе, как среди девушек, так и среди юношей отсутствует существенный прогресс в области знаний по физической культуре и спорту. В то же время среди школьников экспериментальной группы, и у девушек, и у юношей было отмечено значительное улучшение таких же знаний и умений. Так, например, в отношении бега на 100 ученики уже отмечали, что для успешности выступления в данном виде легкой атлетики необходимо, чтобы при низком старте центр тяжести находился над передней точкой опоры (линия рук), а затем перемещался вперед для приобретения ускорения.

Одновременно, с улучшением знаний и спортивно-технических результатов в экспериментальных группах значительно повысилась и успеваемость по легкой атлетике (табл.1), и интерес к урокам физической культуры. На графике (рис. 1) показаны изменения отношения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у десятиклассников по одному из выделенных показателей - «понимание значения изучаемого двигательного действия».

140

1 2 г 4 S 6 7

■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

Рис. 1. Изменение отношения к уроку физкультуры (легкая атлетика) у десятиклассников по показателю «понимание значения изучаемого двигательного действия» (контрольная и экспериментальная группы)

Анкетирование, проведенное в конце исследования, также подтвердило наличие у учеников групп формирования позитивных изменений в отношении к урокам физической культуры, занятиям спорта в целом и легкой атлетики - в частности. Так, в экспериментальной группе у 19 школьников из 20 было зафиксировано положительное отношение к легкой атлетике и одного - не вполне положительное. В контрольной же группе отношение к легкой атлетике существенных изменений не претерпело.

Таким образом, вооружая учащихся знаниями о физкультурно-спортивной деятельности как на уроках физической культуры, так и в процессе преподавания других учебных дисциплин, вместе с тем необходимо стремиться к тому, чтобы теоретический аспект интереса к занятиям физической культурой и спортом обязательно перерастал в интерес прикладной (практический), вызывающий, в свою очередь, потребность в самостоятельно организованном совершенствовании в области физкультурно-спортивной деятельности. В частности, наглядной иллюстрацией к сказанному является процесс обучения по предмету «Анатомия, физиология, гигиена человека» в 8 классе. Изучая строение и форму организма человека, особенностей его строения и функционирования, знакомясь с факторами, способствующими сохранению человеком своего здоровья, правильной организации его труда и отдыха, препятствующими возникновению заболеваний, учащиеся, вместе с тем, получают также начальные знания о позитивном влиянии физических упражнений на организм человека, что, в конечном итоге, в значительной степени содействует становлению у него интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

литература

1. Ананьев, В.А. Биосоциальные основы физической культуры: учеб-метод. пособие / В.А. Ананьев [и др.]. - Самара: СГПУ, 2004. - 400 с.

2. Вайнер, Э. Н. Стратегия и содержание здоровьесберегающего образования / Э. Н. Вайнер // ОБЖ: Основы безопасности жизни. - 2012. - № 8. - С. 33-38.

3. Дуркин, П.К. Проблемы формирования здоровья. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни / П.К. Дуркин, М. П. Лебедева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. - № 2. - С.55-58.

4. Егозина, В.И. Трудный подросток: состояние здоровья и коррекция поведенческих реакций / В. И. Егозина - М., 2004. - 263 с.

5. Смирнов, Н.К. Современная школа и здоровье учащихся / Н. К. Смирнов // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2012. - № 1. - С. 42-47; № 2. - С. 35-44; № 3. - С. 37-47; № 4. - С.38-48; № 5. - С. 29-39; № 6. - С. 41-44.

6. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе / Б. П. Яковлев, О. Л. Литовченко // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С.72-80.

7. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие : рекомендовано Учеб.-метод. объединением высш. учеб. заведений Рос. Федер. по образованию в области физической культуры в качестве учеб. пособия для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 032100 (62) "Физическая культура" / Б. П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 311, [1] с.: ил. - Библиография в конце глав.

8. Яковлев, Б.П. Технология формирования профессиональной компетентности студентов / Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 1. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.