Научная статья на тему 'МЕЖПРАВОСЛАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОБЩЕНИЕ РУССКОЙ И ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В 1991-2008 ГГ. (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АРХИВА СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ)'

МЕЖПРАВОСЛАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОБЩЕНИЕ РУССКОЙ И ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В 1991-2008 ГГ. (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АРХИВА СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЭЛЛАДСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБЩЕНИЕ / АРХИВ / СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ / ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ΙΙ / МЕЖПРАВОСЛАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Викторатос Ефстатиос, Илиопулу Арети

Анализируются отношения между Русской и Греческой церквями в важный исторический период патриаршества Алексия II 1991-2008 гг. Используются материалы архива Священного синода Элладской церкви, неизвестного большинству исследователей, но являющегося ценным источником церковной истории современного греческого государства и содержащего уникальную информацию. Изучается переписка Русской и Элладской церквей, помогающая сформировать картину жизни и деятельности Русской церкви и представить процесс развития отношений двух церквей в этот период. Подчеркивается значимость рассматриваемого периода, примечательного возрождением христианства в России, а также наступлением новой эры в отношениях Русской церкви с поместными православными церквами. Отмечается важность полученной из источников информации, подтверждающей славное прошлое Русской церкви, факт длительных отношений любви, солидарности и духовного взаимопроникновения с Элладской церковью, их благоприятных духовных перспектив и деятельности, направленной на возрождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-ORTHODOX RELATIONS: COMMUNION OF THE RUSSIAN CHURCH AND CHURCH OF GREECEIN 1991-2008 (BASED ON MATERIALS FROM THE ARCHIVE OF THE HOLY SYNOD OF THE CHURCH OF GREECE)

The article analyzes the communion between the Russian Church and the Church of Greece during the important historical period of Patriarch Alexy II in 1991-2008 based on the archive of the Holy Synod of the Church of Greece. The archive of the Holy Synod of the Church of Greece, unknown to most researchers, is a valuable source of church history of the Modern Greek state and contains unique information that is difficult to find in other archives, which have been lost or destroyed. The period considered is of paramount importance both due to the revival of Christianity in Russia, and because of the new era in relations between the Russian Church and local Orthodox churches, and specifically the Church of Greece as discussed in the article, after the "dark" period. After 1991, the Russian Church faced a challenging task of forming and reforming its internal part and activities in all structures and layers of society. The Church of Greece, in turn, as a sister Church, when needed, without hesitation, provided spiritual and material support in this difficult mission of the Russian Church. The written correspondence of the Russian Church and Church of Greece is analyzed in order to form a picture of the life and activity of the Russian Church and the development of relations between the two churches during this period. The article reports on the glorious past of the Russian Church, on the long-lasting relationship of love, solidarity, and spiritual interpenetration with the Church of Greece, on their favorable spiritual prospects and activities aimed at revival. In conclusion, the strength of the bonds of the two churches, as well as their centuries-old coexistence are confirmed.

Текст научной работы на тему «МЕЖПРАВОСЛАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОБЩЕНИЕ РУССКОЙ И ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В 1991-2008 ГГ. (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АРХИВА СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ)»

* НшЯ г

Серия «Политология. Религиоведение»

2022. Т. 40. С. 84-92

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

Научная статья

УДК 930.85.+2-32

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.84

Межправославные отношения:

общение Русской и Элладской церквей в 1991-2008 гг. (на основе материалов архива Священного синода Элладской церкви)

Е. Викторатос*

Храм Святой Животворящей Троицы в Афинах, г. Афины, Греция

А. Илиопулу

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Анализируются отношения между Русской и Греческой церквями в важный исторический период патриаршества Алексия II 1991-2008 гг. Используются материалы архива Священного синода Элладской церкви, неизвестного большинству исследователей, но являющегося ценным источником церковной истории современного греческого государства и содержащего уникальную информацию. Изучается переписка Русской и Элладской церквей, помогающая сформировать картину жизни и деятельности Русской церкви и представить процесс развития отношений двух церквей в этот период. Подчеркивается значимость рассматриваемого периода, примечательного возрождением христианства в России, а также наступлением новой эры в отношениях Русской церкви с поместными православными церквами. Отмечается важность полученной из источников информации, подтверждающей славное прошлое Русской церкви, факт длительных отношений любви, солидарности и духовного взаимопроникновения с Элладской церковью, их благоприятных духовных перспектив и деятельности, направленной на возрождение. Ключевые слова: Русская церковь, Элладская церковь, общение, архив, Священный синод Элладской церкви, патриарх Алексий II, межправославные отношения.

Для цитирования: Викторатос Е., Илиопулу А. Межправославные отношения: общение Русской и Элладской церквей в 19912008 гг. (на основе материалов архива Священного синода Элладской церкви) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2022. Т. 40. С. 84-92. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.84

Inter-Orthodox Relations: Communion of the Russian Church and Church of Greecein 1991-2008 (Based on Materials from the Archive of the Holy Synod of the Church of Greece)

E. Victoratos*

Church of the Holy Trinity, Athens, Greece A. Iliopoulou

RUDN University, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the communion between the Russian Church and the Church of Greece during the important historical period of Patriarch Alexy II in 1991-2008 based on the archive of the

© Викторатос Е., Илиопулу А., 2022

Original article

*Полные сведения об авторах см. на последней странице статьи. For complete information about the authors, see the last page of the article.

Holy Synod of the Church of Greece. The archive of the Holy Synod of the Church of Greece, unknown to most researchers, is a valuable source of church history of the Modern Greek state and contains unique information that is difficult to find in other archives, which have been lost or destroyed. The period considered is of paramount importance both due to the revival of Christianity in Russia, and because of the new era in relations between the Russian Church and local Orthodox churches, and specifically the Church of Greece as discussed in the article, after the "dark" period. After 1991, the Russian Church faced a challenging task of forming and reforming its internal part and activities in all structures and layers of society. The Church of Greece, in turn, as a sister Church, when needed, without hesitation, provided spiritual and material support in this difficult mission of the Russian Church. The written correspondence of the Russian Church and Church of Greece is analyzed in order to form a picture of the life and activity of the Russian Church and the development of relations between the two churches during this period. The article reports on the glorious past of the Russian Church, on the long-lasting relationship of love, solidarity, and spiritual interpenetration with the Church of Greece, on their favorable spiritual prospects and activities aimed at revival. In conclusion, the strength of the bonds of the two churches, as well as their centuries-old coexistence are confirmed.

Keywords: Russian Church, Church of Greece, communion, archive, Holy Synod of the Church of Greece, Patriarch Alexy II, Inter-orthodox relations.

For citation: Victoratos E., Iliopoulou A. Inter-Orthodox Relations: Communion of the Russian Church and Church of Greece in 1991-2008 (Based on Materials from the Archive of the Holy Synod of the Church of Greece) . The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2022, vol. 40, pp. 84-92. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.84 (in Russian)

Период патриаршества Алексия II символизирует возрождение христианства в России, а также развитие отношений с поместными православными церквами, в том числе с церковью Греции. Не будет преувеличением сказать, что в этот период Алексий II вел Русскую церковь к ее духовному восстановлению после репрессий. Об этом так сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев): «Годы, которые выпали на долю Святейшего Патриарха Алексия, были временем особого исторического значения. То был перелом в государственной жизни, то были глубочайшие изменения в жизни Церкви. И мы должны воздать благодарение Богу за труды почившего святителя, что под его водительством и его омофором Церковь наша прошла через эти сложнейшие вызовы и испытания. Открылось множество храмов, монастырей, духовных школ, Церковь заняла достойное место в жизни нашего народа»1. Это подтверждается тем фактом, что за период 1991-2008 гг. доля взрослых русских, определяющих себя как православных христиан, увеличилась с 31 до 72 %2. Не следует также упускать из виду, что во время патриархата Алексия II вера получила распространение в вооруженных силах страны.

После периода угнетения и ограничения для Русской церкви началась новая эра в межправославных отношениях, поскольку теперь стали возможными более активные общение и взаимодействие с другими поместными православными церквами. Наблюдаем, что Русская церковь пытается обрести славу и силу, которые у нее были до начала гонений, и добивается самых высоких результатов. Ее признают новое российское политическое руководство и лидеры иностранных государств, она обретает былое величие.

1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в третью годовщину со дня кончины приснопамятного Патриарха Алексия II // Русская Православная Церковь : офиц. сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1803533.html (дата обращения: 15.04.2022).

2 Pew search center. URL: https://www.pewresearch.org/

Контакты церкви с религиозными лидерами других конфессий выводят ее на первый план церковных встреч и событий. Весь православный мир радуется «освобождению» Русской церкви и старается помочь ей выстраиванием плодотворного взаимодействия. Благоприятное сотрудничество направлено на то, чтобы восстановить веру русского православного народа на крепких и правильных основаниях.

Надо отметить, что начиная с 1990-х гг. церковь находилась в условиях внутренней свободы при отделении от государства, религиозная политика которого еще не определилась. И естественно, такое положение приводило к ряду новых проблем. В частности, Русская церковь оставалась один на один с сектами и расколами, в борьбе с которыми ведущая роль отводилась просвещению, изданию книг и статьей [2].

С самого принятия Алексием II патриарших обязанностей 10 июня 1990 г. в жизни церкви происходят исторические перемены. Реставрируются и открываются храмы, создаются духовные школы для просвещения мирян и будущих священников. Начинается катехизация в школах, армии, тюрьмах, больницах. Получившая свободу Русская церковь активна во всех структурах и слоях общества, достигает большого успеха и признания, ведь народ жаждет духовного совершенствования и преобразования. В частности, после Архиерейского собора 1994 г. были образованы новые отделы Московской патриархии - миссионерский отдел и отдел по взаимодействиям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями [3]. Особое внимание было также уделено окормлению русскоязычной паствы, проживающей за пределами Российской Федерации. Таким образом, начинается новый период реформирования и возрождения всей структуры (внутренней и внешней) Русской церкви [1]. Для решения этой трудной задачи Русская церковь без колебаний обращается за помощью и поддержкой к другим сестринским церквам, не исключая Элладскую церковь.

Что касается Элладской церкви, то в это время ее предстоятелями были два талантливых и образованных иерарха. Мы можем разделить изучаемый период на два подпериода. Первый подпериод приходится на 1991-1998 гг., когда во главе Элладской церкви уже с 12 января 1974 г. был архиепископ Афинский и всея Греции Серафим (Тигас). Архиепископ Серафим был человеком-легендой, личностью, которую обсуждали, с которой сражались, которую хвалили, любили и ненавидели. Он попал в эпицентр циклона, потому что последовательно отстаивал церковные интересы. Он выступил против политиков, бизнесменов, журналистов и прежде всего против внецерковных организаций. Он жил горячими церковными, политическими и общественными событиями, в которых играл ведущую роль, иногда явно, иногда оставаясь в тени. Этот подпериод отношений между Русской и Элладской церквами завершился мирно, без каких-либо проблем или конфликтов. 10 апреля 1998 г., в Великий вторник, почил о Господе блаженнейший архиепископ Афинский и всея Греции Серафим. Патриарх Алексий II направил телеграмму-соболезнование Священному синоду Элладской церкви.

28 апреля 1992 г. Священный синод Элладской церкви избрал нового архиепископа. Им стал митрополит Димитриадский и Алмирский Христодул (Параскеваидис). 9 мая на интронизации нового предстоятеля присутствовали главы и представители всех поместных церквей. Русскую церковь представлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший патриарх Московский и всея Руси), передавший послание патриарха Алексия II3. За десять лет своего архиепископского служения, с 1998 по 2008 г., он стал близок греческому народу и возглавил борьбу за национальное и религиозное самосознание. Он не боялся сталкиваться с действующими интересами, входить в противоречие с силами, которые выступали за забвение ценностей, традиций и истории Греции. Он не почивал на лаврах в своем кабинете, но вернул церковь на передний план общественной жизни, вступил в честный диалог с молодежью, поддержал уязвимые социальные группы, дал новое дыхание и разум церкви и духовенству, придал международный авторитет Эл-ладской церкви, развил межхристианский и межрелигиозный диалог, усердно работал, чтобы способствовать межправославным отношениям и единству поместных православных церквей. Предстоятель скоропостижно скончался от тяжелой болезни 28 января 2008 г.

История межправославных отношений с Элладской церковью, помимо мирных визитов предстоятелей, образующих продолжение ранней христианской практики и глубоко изучаемых в религиозно-исторических кругах, нашла отражение в целом пласте церковных документов, который до настоящего времени оставался вне поле зрения церковных историков. Одним из ценных источников таких документов является архив Священного синода Эллад-ской церкви (сокращение на греческом - «АЕЕЕ»).

Материалы архива Священного синода Элладской церкви и межцерковная переписка позволяют нам представить более четкую картину повестки дня, особенности формирования и развития отношений между двумя церквами.

В частности, в архиве Священного синода Элладской церкви в рамках избранной темы за период 1991-2008 гг. можно найти значительное число посланий Русской церкви с просьбой прислать богослужебные книги и духовную литературу. 7 июня 1991 г. ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Дмитровский Александр попросил у Священного синода «помощи православной духовной литературой учащимся Московских духовных школ». Ответ Элладской церкви, естественно, был положительным. Директору «Апостолики Диакониа» было направлено письмо (номер протокола 2007/А18КЛ. 951), информирующее, что «Священный Синод на своем заседании от 20.08.1991 решил послать все изданные "Апостолики Диакониа" книги в библиотеку Московской Духовной Академии», что и было сделано4.

3 Сообщение о кончине Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Серафима // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей : сайт. URL: https://web.archive.org/web/ 20110519222036/http://www.mospat.ru/archive/nr100481.htm (дата обращения: 15.04.2022); Архиепископом Афинским и всей Эллады избран Митрополит Димитриадский Христодул (Параскеваидис). URL: https://mospat.ru/archive/1998/04/nr290481/ (дата обращения: 12.02.2019).

4 ASEE, Фйке^о^ А90: ЕккХ^ота (naxpiapxeíov) Praaíai;, Yno9áKE^oi; A90S1Y5: ©ёцата арюугц; Kai аицпараатйаею^ 1915-2000. F1. Ф. 15-20.

В 1993 г. епископ Дмитровский Филарет попросил Служебник, Евангелие, Апостол, Триодь, Патрологию на греческом языке5.

Не будем забывать, что в 1953 г. тогдашний глава отдела внешних церковных сношений митрополит Крутицкий и Коломенский Николай попросил у архиепископа Афинского Спиридона «взаимообмена месяцесловами святых наших двух церквей» и «обмена учеными трудами богословов». Обмен соответствующими книгами и журналами был осуществлен6.

Помимо обмена или перевода книг духовного и душеполезного содержания (как в вышеупомянутых случаях) и сотен книг, присланных монастырем Параклит (по благословению игумена Тимофея (Саккаса)), осуществлялся обмен студентами не только богословских, но и других специальностей для изучения языка, истории и культуры другой церкви и страны.

По возращении в Москву из Афин в июле 1992 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II 7 июля 1992 г. направил послание блаженнейшему архиепископу Афинскому и всея Греции Серафиму: «Не перестаю благодарить всещедрого Бога за то, что Он сподобил нас вписать новую страницу в летопись братских отношений между нашими Церквами и засвидетельствовать перед лицом всего мира нерушимое единство Святого Православия»7. Святейший патриарх еще раз выразил радость и благодарность за гостеприимство и любовь, которые он почувствовал в Греции. Далее в письме говорилось: «В настоящее время в Греции происходит процесс увеличения числа православных людей - выходцев из нашей страны. Аналогичная ситуация имеет место и в России, где в связи с оживлением развития отношений между нашими странами заметно увеличилась численность греческой колонии»8. Объясняя проблему, для лучшего окормления русскоязычной паствы он просит блаженнейшего архиепископа передать так называемую русскую церковь Афин -храм Святой Троицы на улице Филэллинов - в качестве подворья Русской православной церкви9, с сопутствующим предоставлением храма в Москве в качестве подворья Элладской церкви для окормления грекоязычной общины столицы России. В своем письме архиепископу патриарх подчеркивал, что «открытие этих подворий послужит углублению отношений между нашими Церквами-сестрами, которые в настоящее время поднимаются на новый уровень, и явится ответом на многие пастырские нужды современного дня... станет еще одним проявлением нашей взаимной любви»10.

В ответном письме 3 ноября 1992 г. архиепископ Афинский Серафим писал, что для осуществления этой инициативы должна быть реализована ст. 9 Закона 590/1977: «Для основания подворья другой Церкви согласно закону

5 ASEE, Фйке^о^ А90: EKK^rpia (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKE^oi; A90S1Y7: ©ёцата naiSeíai; 1932-1998. F1. Ф. 31-35.

6 ASEE, ФáкE?^o^; А90: Екй,г|<™х (naxpiapxeíov) Ptooíai;, YnoipáKe^oi; A90S1Y2: Aioucr|TiKá 1897-1994. F1. Ф. 170-190.

7 ASEE, ФáкE>,o^; A90: EKK^n^ía (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKe^o^ A90S1Y10: Рюткг| EKK^n^ía A0r|v&v 1853-1992. F1. Ф. 16.

8 Там же.

9 ASEE, ФáкE>,o^; A90: EKK^rpia (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKe^o^ A90S1Y10: Рюотк| EKK^n^ía A0r|v&v 1853-1992. F1. Ф. 14-23.

10 Там же.

требуется: а) согласие местного епископа, б) одобрение Священного Синода, в) совместное решение министерств Внутренних дел, Национального образования и религий». Очевидно, процесс застопорился из-за неповоротливости политических институтов.

С 5 по 16 октября 1992 г. митрополиты Никопольский Мелетий и Закинф-ский Пантелеймон совместно с главой департамента по делам религий Министерства национального образования и религий Георгием Папаконстандину посетили греческие общины в России и на Украине для укрепления греческой диаспоры11. Передав им совместное послание церкви и греческого государства, они зафиксировали беспокоящие людей проблемы и трудности и принесли им духовную пользу, помогая сохранить православие и эллинизм в тех местах, где они проживают. (В 1995 г. митрополит Керкирский Тимофей, архимандрит Прокопий Петридис (ныне епископ Христианупольский) и Георгий Маринис вновь посетили греческие общины России и Украины с той же целью12.) Интерес Элладской церкви к греческим репатриантам (в том числе из России), которые волнами возвращались домой в Грецию, был велик: им помогали одеждой, жильем и продовольствием. 16 декабря 1992 г. Священный синод в окружном послании № 2545 подчеркнул важность сохранения связи проживающих в России соотечественников с греческим образованием13. Естественно, Элладская церковь оказывала помощь не только репатриантам, но и эмигрировавшим в Грецию русским. Еще один раз были реализованы евангельские слова: «Друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов»14.

1 июня 1994 г. Русская церковь направила письмо Священному синоду Элладской церкви (входящий номер 2028/16-06-94) на тему «Поездка представителей Специального Комитета Московского Патриархата по развитию пастырского окормления вооруженных сил»15. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Такого опыта работы после долгих лет отчуждения Церкви и армии у русского православного духовенства сейчас нет, и мы крайне заинтересованы в получении данного опыта у православного военного духовенства тех стран, где таковое имеется, и в первую очередь у греческого духовенства». Поводом для установления сотрудничества по линии военного духовенства двух стран стало то, что «в настоящее время у РПЦ появилась реальная возможность духовного окормления офицеров и солдат Российских Вооруженных Сил», ибо (как сообщал в послании патриарх Алексий) «2 марта 1994 мною и министром обороны Российской Федерации П. С. Грачевым было подписано Совместное заявление о сотрудничестве между РПЦ и Российскими Вооруженными Силами».

11 ASEE, Фйке^о^ А90: Екк^г^а (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKE^oi; A90S1Y11: ФlXo§eveíal-eпloкéyel5 1919-2000. F1. Ф. 212-217.

12 Там же Ф. 218-222.

13 ASEE, ФáкE>,o^; А90: Екк^г|^а (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKE^oi; A90S1Y7: ©ёцата naiSeíai; 1932-1998. F1. Ф. 24-26.

14 Гал. 6:2.

15 ASEE, ФáкE>,o^; A90: EKKlr|oía (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKE^oi; A90S1Y1: AiaxpioTiaviKá-5iop0ó5oí;a 1963-1998. F1. Ф. 3-9.

Естественно, Священный синод Элладской церкви откликнулся на просьбу патриарха Алексия - Русской церкви была оказана необходимая поддержка.

Приведем пророческие слова патриарха Алексия II, который во время официального визита летом 1992 г. на торжественном приеме в Патрах сказал: «Все острее и острее встает вопрос о присутствии священнослужителей в армии и во флоте. Задачи, которые стоят перед нами, огромны. Мы сердечно благодарны греческому народу, Православной Церкви Эллады за понимание наших нужд, за готовность разделить наши трудности и помочь нам»16.

В подпапке A90S1Y6F1, посвященной богослужебным темам архива Священного синода Элладской православной церкви, содержится запрос, датированный 1998 г., о передаче частицы мощей святой великомученицы Параскевы из храма Святой Параскевы одноименного района в Аттике в церковь Святой Параскевы в Сергиевом Посаде. И наоборот, Элладская церковь в 2000 г. попросила частицу мощей преподобного Серафима Саровского для храма в Евксинуполи Неапольской и Ставрупольской митрополии17.

24 июня 1998 г. архиепископ Афинский Христодул направил патриарху Алексию II ответное письмо, подтверждающее приглашение 50 учеников или студентов в православные лагеря монастыря Лимонос Мифимнийской митрополии: «В доказательство постоянной и действенной заботы и поддержки нашим православным братьям в Центральной Европе мы решили принять молодежные группы из Поместных Церквей Сербии, России, Грузии, Албании и Болгарии»18.

В 1998 г. президент Православного греко-российского общества в Афинах г-нХ. Сарандитис пригласил митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне патриарха Московского) выступить в Афинах «для греческой общины на тему греко-русской дружбы» и проинформировал об этом архиепископа Афинского Христодула. Предстоятель Элладской церкви ответил, что «дает благословение и согласие выдающемуся брату во Христе выступить с этой лекцией и с радостью встретится с ним во время его пребывания в Афинах»19, что он и сделал.

В архиве содержится большое количество писем: приветствия, выражения сочувствия и сопереживания по случаю разных событий, информирование о текущих церковных и социально-политических событиях, которые могут повлиять на отношения или жизнь верующих. Также включаются приглашения церковных делегаций из архиереев, иереев и мирян на религиозные праздники, церковные и общественные события, конференции, заседания

16 Из выступлений Святейшего Патриарха Алексия II во время официального визита в Элладскую Православную Церковь // Слово на обеде в Патрах, 19 июня 1922[sic] года. Ж. М. П. 10, 1992. С. 5.

17 ASEE, Фйке^о^ А90: Екк^г^а (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKe^o^ A90S1Y6: ©é^axa ЛaxpEÍa^; 1889-2000. F1. Ф. 12-21.

18 ASEE, ФáкE?^o^; A90: ЕккХг|<™х (naxpiapxeíov) Ptooíai;, YnoipáKe^oi; A90S1Y11: ФЛo¡;Evíal - enioKéyei^ 1919-2000. F1. Ф. 64-70.

19 ASEE, ФáкE>,o^; A90: EKK>,r|oía (naxpiapxeíov) Praoía^, Yno9áKe^o^ A90S1Y7: ©é^axa naiSeíai; 1932-1998. F1. Ф. 40-41.

международных организаций, совместные богослужения. Например, как упомянуто выше, в апреле 1998 г. патриарх Алексий II направил телеграмму-соболезнование Священному синоду Элладской церкви в связи с успением архиепископа Афинского и всея Греции Серафима. Также 18 августа 2000 г. архиепископ Христодул направил патриарху Алексию II сочувственное послание, в котором рассказал, что молится о спасительном исходе аварии с российской подводной лодкой «Курск»20.

На основе вышеуказанного материала архива Священного синода Эллад-ской церкви мы можем подтвердить глубину связей двух церквей, а также их многовековое сошествие. Ставя во главу угла единую веру, Греческая церковь сопровождала Русскую церковь в ее трудной задаче, положительно реагируя на ее просьбы, за исключением единственного случая о передаче так называемой русской церкви Афин - храма Святой Троицы на улице Филэллинов - в качестве подворья Русской православной церкви, так как этот вопрос выходит из-под юрисдикции церкви и находится под юрисдикцией государства.

Поместные православные церкви, хотя и разделены в географическом и часто в языковом отношениях, никогда не прекращали осознавать, что вместе составляют единое целое и, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Т^ 8т тп? Огкоицеуп? 581 8ггаг Екк^noíаv, каиог т6ЛЮ1? яоМл1? К8хюршцеу^... Е1 58 о толю? х®Р^81, о Кирю? аито? ашалт81 когуо? ©V» («Церковь должна быть едина везде, хотя она находится в разных местах... Место разделяет, но Господь их соединяет, как общий для всех»)21.

Мы наблюдаем, что помощь Элладской церкви в трудной задаче Русской церкви, помимо материальной, путем предоставления книг духовного содержания, была также духовной и заключалась в передаче опыта в вопросах верующих военнослужащих и студенческого обмена. Венцом их духовного сотрудничества было сослужение не только представителей, но и нескольких священнослужителей и монахов, посетивших другую церковь, а также предоставление частицы мощей, как упомянуто выше. Кроме того, Русская церковь, в свою очередь, способствовала параллельной работе Греческой церкви и ее визитам в греческие общины в пределах Русской церкви, помогая в ее усилиях по укреплению греческой диаспоры. Единство и любовь, которые основаны на общей вере и церковной канонической традиции, отражены в общении двух церквей в период 1991-2008 гг.

Разумеется, отношения между двумя церквами не начались с патриархатом Алексия II, они не ждали, когда начнется перестройка или любое другое религиозное или политическое событие. Но после произошедшего они укрепились, начали развиваться на надежных основаниях с новыми перспективами и возможностями.

Отношения между Русской и Элладской церквами являются естественным итогом вековых и неразрывных связей, которые были утверждены и ис-

20 АЕЕЕ, Фак8^о? А90: Екк^г|о1а (Патршр^юу) Рюо(а?, Yпофак8Xо? A90S1Y5: ©Ёцата арюу|? ка1 оицшхраотао8ю? 1915-2000. F1. Ф. 58-60.

21 Patrologiae Сигеш Сотр!ей^: Series Graeca. Vol. 61. Р. 13.

пытаны на протяжении 1200 лет. Изучение архива Священного синода Эллад-ской церкви рассматриваемого периода помогает нам понять, что сегодняшнее общение между поместными православными церквями является возрождением и продолжением раннехристианской практики. Это взаимодействие пробуждает чувство вселенскости и единства, образуя неразрывные узы взаимной любви, приводя к трогательным проявлениям солидарности, развивая уверенность в том, что все православные, несмотря на разнообразие местных обычаев и проблем, должны иметь и поддерживать «един дух», «единую веру», «единую любовь», «едишше духа въ союз'Ь мира»22. Кроме того, дается возможность, с одной стороны, понять некоторые аспекты жизни поместных православных церквей, с другой - воспламенить внутри себя многовековой опыт и исторические воспоминания об общении между поместными церквами в ознаменование существующего между ними единства и для определения общих перспектив и планов.

Список литературы

1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России: слова, речи, послания, обращения 1990-1998 // Русская Православная Церковь. М. : СОФ-РИНО, 1999. С. 31-33.

2. Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви 1917-2008. М. : ПСТГУ, 2018. С. 275-301.

3. Цыпин В. А. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917-1999 гг. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М. : Православная энциклопедия, 2000. С. 167-169.

References

1. Aleksij II, Patriarh Moskovskij i vseja Rusi. Cerkov' i duhovnoe vozrozhdenie Rossii: slova, rechi, poslanija, obrashhenija 1990-1998 Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' [The Church and the Spiritual Revival of Russia: Words, Speeches, Messages, Converts 1990-1998]. Moscow, SOFRINO Publ., 1999, pp. 31-33. (in Russian)

2. Kostryukov A.A. Lekciipo istoriiRusskoj Cerkvi, 1917-2008 [Lectures on the history of the Russian Church 1917-2008]. Moscow, PSTGU Publ., 2018, pp. 275-301. (in Russian)

3. Cypin V.A. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v novejshij period. 1917-1999 gg. [The Russian Orthodox Church in the newest period 1917-1999]. Pravoslavnaja jenciklopedija. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov'. Moscow, Orthodox Encyclopedia [Orthodox Encyclopedia. Russian Orthodox Church], 2000, pp. 167-169. (in Russian)

Сведения об авторах

Викторатос Ефстатиос

настоятель

Храм Святой Животворящей Троицы в Афинах (Русская церковь) Греция, 10557, Афины, ул. Филэллинон, 21 e-mail: [email protected]

Илиопулу Арети

исследователь, кафедра сравнительной политологии

Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.03.2022; одобрена после рецензирования 18.04.2022; принята к публикации 01.06.2022 The article was submitted March, 26, 2022; approved after reviewing April, 18, 2022; accepted for publication June, 01, 2022

22 Еф. 4:3.

Information about the authors Victoratos Efstathios

Rector, Church of the Holy Trinity (Russian Church)

21, Philellinon st., Athens, 10557,Greece e-mail: [email protected]

Iliopoulou Areti

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Researcher, Department of Comparative Political Science, RUDN University 6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, 117198, Russian Federation e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.