Научная статья на тему 'Русская церковь в Афинах в конце XIX — начале XX вв.'

Русская церковь в Афинах в конце XIX — начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Патриарх Сергий (Страгородский) / епископ Михаил (Грибановский) / Элладская Православная Церковь / Афины / Греция / Свято-Троицкая церковь / настоятели / община / приходская жизнь / Russian Orthodox Church / Patriarch Sergius (Stragorodsky) / Bishop Michael (Gribanovsky) / Greek Orthodox Church / Athens / Greece / Holy Trinity Church / abbots / community / parish life

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Витальевич Шкаровский

Община Свято-Троицкой церкви в Афинах более 150 лет была центром русской церковной жизни в Греции. История этого храма очень богата, причем особый интерес представляет период конца XIX — начала XX вв., когда Свято-Троицкий храм являлся центром русской колонии в Афинах и играл заметную роль в развитии отношений Элладской Православной Церкви с Русской Церковью. Настоятелями храма в указанный период служил целый ряд известных церковных деятелей — будущие епископы Михаил (Грибановский), Арсений (Тимофеев), Иоанникий (Ефремов), Леонтий (фон Вимпфен), будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) и др. В написании статьи использованы материалы Российского государственного исторического архива, а также двух церковных архивов в Греции. Актуальность рассматриваемой теме придает проблема сложных взаимоотношений в настоящее время Элладской и Русской Церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Church in Athens in the Late 19th — Early 20th Centuries

The community of the Holy Trinity Church in Athens has been the center of Russian church life in Greece for over 150 years. The history of this temple is very rich, and of particular interest is the period of the late 19th — early 20th centuries, when the Holy Trinity Church was the center of the Russian colony in Athens and played a significant role in the development of relations between the Greek Orthodox Church and the Russian Church. A number of well-known church figures served as the rectors of the church during this period — the future bishops Mikhail (Gribanovsky), Arseny (Timofeev), Ioanniky (Efremov), Leonty (von Wimpfen), the future Patriarch of Moscow and All Russia Sergius (Stragorodsky), and others. The article relies on materials from the Russian State Historical Archives, as well as from two church archives in Greece. The relevance of the topic under consideration is evident given the problem of the complex relationship between the Greek and Russian Churches today.

Текст научной работы на тему «Русская церковь в Афинах в конце XIX — начале XX вв.»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (6) 2021

М.В. Шкаровский

русская церковь в Афинах в конце XIX — начале XX вв.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_241

Аннотация: Община Свято-Троицкой церкви в Афинах более 150 лет была центром русской церковной жизни в Греции. История этого храма очень богата, причем особый интерес представляет период конца XIX — начала XX вв., когда Свято-Троицкий храм являлся центром русской колонии в Афинах и играл заметную роль в развитии отношений Элладской Православной Церкви с Русской Церковью. Настоятелями храма в указанный период служил целый ряд известных церковных деятелей — будущие епископы Михаил (Грибановский), Арсений (Тимофеев), Иоанникий (Ефремов), Леонтий (фон Вимпфен), будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) и др. В написании статьи использованы материалы Российского государственного исторического архива, а также двух церковных архивов в Греции. Актуальность рассматриваемой теме придает проблема сложных взаимоотношений в настоящее время Элладской и Русской Церквей.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Патриарх Сергий (Страгород-ский), епископ Михаил (Грибановский), Элладская Православная Церковь, Афины, Греция, Свято-Троицкая церковь, настоятели, община, приходская жизнь.

Об авторе: михаил Витальевич Шкаровский

Доктор исторических наук, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: shkarovs@mail.ru

ORCID: https ://orcid.org/0000-0003-1918-5319

Ссылка на статью: Шкаровский М. В. Русская церковь в Афинах в конце XIX — начале

XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021.

№1 (6). С. 241-253.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

M. V. Shkarovsky

The Russian Church in Athens in the Late 19th - Early 20th Centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_241

Abstract: The community of the Holy Trinity Church in Athens has been the center of Russian church life in Greece for over 150 years. The history of this temple is very rich, and of particular interest is the period of the late 19th — early 20th centuries, when the Holy Trinity Church was the center of the Russian colony in Athens and played a significant role in the development of relations between the Greek Orthodox Church and the Russian Church. A number of well-known church figures served as the rectors of the church during this period — the future bishops Mikhail (Gribanovsky), Arseny (Timofeev), Ioanniky (Efremov), Leonty (von Wimpfen), the future Patriarch of Moscow and All Russia Sergius (Stragorodsky), and others. The article relies on materials from the Russian State Historical Archives, as well as from two church archives in Greece. The relevance of the topic under consideration is evident given the problem of the complex relationship between the Greek and Russian Churches today.

Keywords: Russian Orthodox Church, Patriarch Sergius (Stragorodsky), Bishop Michael (Gribanovsky), Greek Orthodox Church, Athens, Greece, Holy Trinity Church, abbots, community, parish life.

About the author: Mikhail Vitalievich Shkarovsky

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Church History at St. Petersburg

Theological Academy.

E-mail: shkarovs@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

Article link: Shkarovsky M. V. The Russian Church in Athens in the Late 19th — Early 20th Centuries.

Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 241-253.

* Photographs provided by the author.

Община Свято-Троицкой церкви в Афинах более 150 лет была центром русской церковной жизни в Греции. История этого храма очень богата и представляет несомненный интерес. В XIX — начале XX вв. отношения Элладской Православной Церкви с Русской Церковью отличались особой близостью и широтой. В это время российская посольская Свято-Троцкая церковь играла заметную роль в их развитии. Она была устроена на развалинах древнего византийского храма «Никодим» в 1851-1855 гг. и в последующие десятилетия являлась центром русской колонии в Афинах. Особенный интерес представляет период конца XIX — начала XX вв.

Значительной фигурой среди настоятелей Свято-Троицкой церкви в это время был известный богослов архимандрит Михаил (в миру Михаил Михайлович Грибановский, 1856-1898), исходатайствовавший свое назначение с 27 августа 1890 г. в Афины в связи с тяжелым воспалением легких, потребовавшим перемены климата. Он являлся старшим братом будущего Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей митрополита Анастасия (Грибановского) и послужил прообразом героя рассказа А. П. Чехова «Архиерей». Отец Михаил окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, защитил магистерскую диссертацию и в сане архимандрита служил инспектором своей alma mater. Он являлся одним из первых — после долгого перерыва — профессоров академии, имевших монашеский постриг. Современники считали его неформальным вождем «монашеской дружины», куда входило нескольких студентов и преподавателей — будущих иерархов, последовавших примеру архимандрита Михаила.

Однако возраставшие нагрузки отразились на здоровье отца Михаила, врачи советовали ему сменить климат. 22 августа 1890 г. архимандрит был уволен по прошению от должности инспектора академии и указом Святейшего Синода с 27 августа назначен настоятелем русской посольской церкви в Афинах. В конце октября 1890 г. он прибыл в столицу Греции. В это время российским посланником в стране был опытный дипломат Михаил Константинович Ону, назначенный чрезвычайным посланником и полномочным министром при короле эллинов указом императора Александра III от 15 ноября 1889 г.1 М. К. Ону служил в Афинах вплоть до своей кончины 20 мая 1901 г., став другом отца Михаила.

Произошедшее вскоре после приезда знакомство архимандрита с лицами Греческого двора и российского посольства имело для него важное значение. 12 декабря 1890 г., всего через полтора месяца после прибытия в Афины отец Михаил тяжело заболел брюшным тифом с воспалением легких и плевритом, два раза он был на краю смерти. Спасла его помощь новых знакомых, в том числе королевы эллинов Ольги Константиновны и российского посланника М. К. Ону. К больному были приглашены лучшие врачи Греческого двора, которые приняли все возможные меры. Близко знавшие отца Михаила обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев и его супруга постоянно обменивались телеграммами с врачами и российским посланником. В результате архимандрит выздоровел2.

В Афинах отец Михаил составил сборник статей, заключавших в себе размышления над Евангелием, вышедший уже после его возвращения в Россию. Этот сборник

1 РГИА. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 916. Л. 23.

2 Михаил (Грибановский), еп. Сочинения, письма, жизнеописание. М., 2011. С. 758.

Архимандрит Михаил (Грибановский). 1890-1894 гг.

Предоставлена И. Л. Жалниной-Василькиоти

Свято-Троицкая церковь. Гравюра XIX в.

Предоставлена И. Л. Жалниной-Василькиоти

стал ярким событием в богословской литературе того времени. До сих пор книга «Над Евангелием», полная, по выражению протоиерея Георгия Флоровского, «какого-то весеннего света», является выдающимся произведением, как по оригинальности метода толкования Евангелия, так и по содержанию. Она несколько раз переиздавалась, как до революции 1917 г., так и в наше время, и заслуженно принесла автору большую известность в качестве духовного писателя3.

В своей повседневной жизни отец Михаил придерживался заранее установленного порядка. Вставал он всегда в 6 часов утра. Утренняя молитва продолжалась около часа, после чего архимандрит всегда читал дневное Евангелие и по поводу прочитанного письменно излагал свои мысли. Затем он приводил эти заметки в систему, перепечатывал и раздавал их знакомым. Так постепенно и был составлен сборник статей, заключавших в себе размышления, вызванные чтением Евангелия. После чтения отец Михаил пил чай, затем все время до обеда (в 12 часов) занимался научными трудами. После до двух часов дня он отдыхал и далее до 17 часов проводил в прогулке, причем всегда брал с собою газету или журнал. Гулял он в основном — с разрешения королевы Ольги Константиновны — по королевскому парку. После вечернего чая, до 22 часов, отец Михаил продолжал заниматься научными трудами. В целом годы службы в Афинах для архимандрита были временем продуктивных занятий его любимыми науками. Сохранилось множество заметок, сделанных им на кусочках бумаги и распределенных по алфавиту, в порядке вопросов из основного или догматического богословия и Священного Писания. Также отец Михаил занимался астрономией4.

В праздничные и воскресные дни после литургии у настоятеля собирались его почитатели. Среди них были российский посланник М. К. Ону с семьей, другие служащие посольства, секретарь королевы эллинов Н. Н. Философов, посещавшие с научными целями Грецию и в течение нескольких лет жившие здесь ученые: филолог,

3 Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. СПб., 1896, 1898, 1911; Полтава, 1911; М., 2004.

4 Михаил (Грибановский), еп. Сочинения, письма, жизнеописание... С. 758-759.

профессор В. И. Модестов; историк, приват-доцент, позднее профессор Санкт-Петербургского университета А. А. Павловский; филолог, приват-доцент Новороссийского университета С. А. Селиванов; ученый секретарь Русского археологического института в Константинополе Р. Х. Лепер; также археолог Бобров, контр-адмирал Ф. К. Авелан с офицерами, русские артисты, гастролировавшие в Греции, и др. Таким образом, в Афинах отец Михаил был своеобразным центром, вокруг которого собирались русские жители города, интересовавшиеся богословием и светской наукой. В последний год пребывания в Афинах архимандрит устраивал в своей квартире раз в неделю религиозно-нравственные собеседования. Зал, где они проходили, был всегда переполнен, особенно активно посещали эти собрания русские моряки и дипломатический корпус. На все вопросы отец Михаил давал подробные объяснения, иногда носившие характер лекции и продолжавшиеся несколько часов5.

В свободное время отец Михаил устраивал со своими друзьями загородные прогулки к морю. Летом он на несколько месяцев уезжал в Россию. В конце 1892 г. отец Михаил опять серьезно заболел, но удачное лечение и заботливый уход спасли умиравшего архимандрита. К лету 1893 г. он настолько окреп, что смог совершить поездку на Святую Землю, где пробыл около месяца. Впечатления от этого паломничества архимандрит отразил в письмах к своим знакомым, опубликованных еще в начале XX в.6

Следует также упомянуть, что во время настоятельства отца Михаила, 4 ноября 1890 г., церковь Пресвятой Троицы в ходе своей заграничной поездки посетил наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II). 4 ноября Греческая королева, цесаревич, великий князь Георгий Александрович, великий князь Павел Александрович с супругою принцессой греческой и датской Александрой Георгиевной присутствовали со свитами на богослужении в русской церкви7. С середины 1893 г. отец Михаил стал тяготиться своим слишком спокойным, по его представлениям, пребыванием в Афинах. В своих письмах он все чаще писал о необходимости послужить России8.

Так как состояние здоровья архимандрита улучшилось, в 1894 г. он был намечен кандидатом в викарные епископы и 6 августа 1894 г. хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии9. 30 ноября 1895 г. преосвященный Михаил был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, а в январе 1897 г. — епископом Таврическим и Симферопольским. 19 августа 1898 г. в Симферополе после продолжительной и тяжелой болезни туберкулезом он скон-чался10. Владыка Михаил был ярким и оригинальным церковным мыслителем, одним из вдохновителей возрождения патриаршества в Русской Церкви, замечательно глубоким и психологичным экзегетом, толкователем Евангелия.

После отца Михаила настоятелем Свято-Троицкой церкви служил архимандрит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867-1944), избранный спустя почти полвека Патриархом Московским и всея Руси. В мае 1890 г. в сане иеромонаха он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и в июле 1893 г. был избран исполняющим должность ее доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. 13 декабря 1893 г. отец Сергий был перемещен на должность инспектора Московской духовной академии, а 21 сентября 1894 г. назначен настоятелем русской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита. 17 октября 1894 г. архимандрит Сергий выехал из Сергиева Посада в Афины.

5 Там же. С. 759-760.

6 Михаил (Грибановский), еп. Письма преосвященного Михаила, почившего епископа Таврического. Симферополь: Тавр. губ. тип., 1910. С. 211-229.

7 Политическое обозрение // Нива. 1890. №46. С. 1163.

8 Михаил (Грибановский), еп. Письма. С. 177.

9 Церковные Ведомости. 1894. №29. С. 271.

10 Губонин М.Е. Современники о Патриархе Тихоне. М., 2007. Т. I. С. 169; Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2003. С. 115-117.

В столице Греции будущий патриарх провел три года, именно тут 14 июня 1895 г. его удостоили степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В своей работе отец Сергий опирался на труды известных русских богословов свт. Феофана Затворника и свт. Тихона Задонского11.

3 сентября 1897 г. по решению Святейшего Синода отец Сергий был назначен в Японию, в качестве помощника начальника духовной миссии св. равноап. архиепископа Николая (Касаткина). Летом 1899 г. архимандрит вернулся в Россию — сначала на пост ректора Санкт-Петербургской семинарии, затем (с 6 октября 1899 г.) — инспектора Санкт-Петербургской духовной академии, а с 24 января 1901 г. — ее ректора. В дальнейшем владыка Сергий возглавлял ряд епархий и в сентябре 1943 г. был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси12.

С осени 1897 по 1900 гг. настоятелем Свято-Троицкого храма был архимандрит Арсений (в миру Аполлон Петрович Тимофеев, при рождении Алихан-бек-мурза). Он окончил Императорский Гатчинский сиротский институт и в 1890 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию, в том же году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1897 г. архимандрит Арсений с поста ректора Вологодской духовной семинарии был перемещен настоятелем церкви при российском посольстве в Афинах13.

Определением от 27 августа — 2 сентября Святейший Синод признал полезным назначить отца Арсения на должность настоятеля в Афины в связи с перемещением архимандрита Сергия (Страгородского) в Японию и запросить Министерство иностранных дел, не встречается ли препятствий с его стороны. 3 сентября обер-прокурор запросил об этом МИД, и 13 сентября канцелярия обер-прокурора информировала Синод о сообщении товарища министра иностранных дел об отсутствии препятствий. Определением от 17 сентября 1897 г. Святейший Синод назначил архимандрита Арсения настоятелем, а Хозяйственное управление Синода распорядилось выдать ему прогонные деньги на проезд в Афины14. Отец Арсений служил в столице Греции около трех лет — до ноября 1900 г. В дальнейшем он занимал ряд кафедр, в частности, 30 июля 1914 г. был назначен епископом Омским и Павлодарским. 4 июня 1915 г. владыка Арсений ушел на покой, проживал в г. Арзамасе, где и скончался предположительно в 1917 г.15

В начале XX в. настоятелем русской церкви в Афинах несколько лет служил архимандрит Иоанникий (в миру Иван Ефремов, 1863-1914). Он с 1899 г. служил ректором Тверской духовной семинарии и 17 ноября 1900 г. был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с ежегодным жалованием 2500 руб.16 В состав причта посольского храма в это время (с 1899 г.) также входил с жалованием 1500 руб. диакон Иоанн Щелкунов, выпускник философского факультета Копенгагенского университета, а также псаломщик и регент церковного хора Петр Иванов, с 1886 г. работавший по вольному найму в Афинах. В 1889 г. он занял штатную должность псаломщика Свято-Троицкой церкви с жалованием 1000 рублей. Все члены причта проживали в церковном доме. При храме имелся русский хор из пяти певчих, прежде штатный, а с 1882 г. служивший по вольному найму. На содержание церкви ежегодно ассигновалось 2000 руб.17

Согласно сохранившейся в архиве русской Свято-Троицкой церкви «Книги для записей брачных обысков церкви миссии в Афинах», в храме периодически совершались

11 Фомин С. В. Страж Дома Господня. Патриарх Московский и Всея Руси Сергий Страгород-ский. М., 2003. С. 12-13.

12 См.: Тихон (Затекин), архим. Рожденный на Земле Нижегородской. Патриарх Сергий. Нижний Новгород, 2007.

13 Журнал Московской Патриархии. 1960. № 8. С. 62.

14 РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 3612. Л. 1-3.

15 Состав Святейшего Правительственного Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. С. 362-363.

16 Мальцев А. П. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906. С. 16.

17 Там же.

таинства венчания. Так, в 1902 г. в нем венчались запасной рядовой лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка П. И. Белый и лютеранка из Ревеля Ю. Фаулба-ум; в 1903 г. венчались греческий подданный Д. Кирьякидис, служащий аптекарем при русской больнице королевы эллинов Ольги Константиновны, и сестра милосердия той же больницы В. И. Вальницкая. 24 ноябрь 1905 г. в церкви венчались вице-консул России на о. Сира И. А. Вутзин-Свинарич и греческая подданная К. М. Свигала. После освящения Свято-Ольгинской церкви при русском госпитале обряды венчания стали совершать и там18.

Отец Иоанникий стал свидетелем событий в Греции, связанных с попыткой королевы Ольги перевести Евангелия на современный греческий язык, более доступный и понятный, по ее мнению, простому народу19. Прослужив в Афинах более четырех лет, архимандрит Иоанникий к весне 1905 г. был отозван в Россию, где 3 июля того же года хиротонисан в Курске во епископа Белгородского, викария Курской епархии. 15 ноября 1913 г. епископ Иоанникий был уволен на покой по болезни, и 10 января 1914 г. скончался в Молчанском монастыре г. Путивля20.

9 марта 1905 г. товарищ министра иностранных дел А. Д. Оболенский написал обер-прокурору Святейшего Синода В. К. Саблеру о том, что министерство не возражает против назначения на освободившуюся вакансию настоятеля посольской церкви в Афинах наместника Брянского Свенского Свято-Успенского монастыря архимандрита Анатолия (Юггера), и 10 марта Синод по указу императора Николая II принял определение об этом назначении21.

Однако отец Анатолий недолго прослужил в Афинах. У него возник серьезный конфликт с российским посланником в Греции Ю. Н. Щербачевым, который уже 21 февраля 1906 г. написал в Министерство иностранных дел о необходимости отозвать архимандрита в Россию. 7 марта об этом же указал в своем отношении обер-прокурору Синода товарищ министра А. Д. Оболенский22.

В свою очередь, отец Анатолий 16 марта отправил телеграмму митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому), в которой писал: «Представленный к увольнению псаломщик Иванов доселе пятый месяц без дела. Продолжает сидеть в Афинах. Нравственный вред. При таких условиях служить не могу»23. 20 марта архимандрит отправил владыке Антонию письмо с жалобой на служившего в Свято-Ольгинским храме при российском военно-морском госпитале в Пирее греческого иеромонаха Софрония (Дуки), который, несмотря на запрет Афинского митрополита, совершал обряд венчания русских офицеров и приглашал для совершения треб вне госпиталя проживавшего в Афинах заштатного диакона Порфирия Юрьева, устранив штатного диакона Свято-Троицкой церкви Иоанна Щел-кунова. Наконец, 23 марта отец Анатолий написал Санкт-Петербургскому митрополиту о своем прямом конфликте с посланником Ю. Н. Щербачевым, запретившем проводить в Свято-Троицком храме, несмотря на желание настоятеля, сбор средств в пользу Императорского Палестинского общества24.

Вскоре после этого, 28 марта, владыка Антоний уведомил А. Д. Оболенского, что он не возражает против возвращения архимандрита в Россию, так как тот и сам не хотел бы оставаться. 15 апреля 1906 г. Святейший Синод определил уволить отца Анатолия с отправлением его в распоряжение архиепископа Херсонского, а новым настоятелем Свято-Троицкой церкви назначить инспектора Курской

18 Архив русской церкви в Афинах (АРЦ). XIV Книга для записей в оную брачных обысков церкви миссии в Афинах 1902-1923.

19 Соколовская О. В. Греческая королева Ольга Константиновна. Под молотом судьбы. М., 2011. С. 95-100.

20 РГИА. Ф. 796. Оп. 186. Д. 5829. Л. 2.

21 Там же. Л. 1-2.

22 Там же. Л. 6.

23 Там же. Л. 11.

24 Там же. Л. 11-13.

Русская церковь в Афинах. 1960-е гг.

Предоставлена И. Л. Жалниной-Василькиоти

духовной семинарии игумена Леонтия (фон Вимпфен) с возведением его в сан архимандрита25.

Правда, это определение вызвало существенное недовольство прихожан. 15 мая они подали коллективное обращение в Синод, в котором писали, что русская колония в Афинах поражена увольнением настоятеля, и просили разъяснить его причины. Прихожане свидетельствовали о «глубоко религиозной и строгой монашеской жизни» отца Анатолия и отмечали: «Мы проникнуты благоговением от его прекрасной службы в храме Божием и также от его поучительных и редко талантливых проповедей». В обращении также указывалось, что богослужения настоятеля в русской церкви очень нравились неоднократно присутствовавшим на них греческому королю Георгу и королеве Ольге. Письмо подписали 30 прихожан и диакон Иоанн Щелкунов, но наибольшую активность проявила духовная дочь архимандрита Анатолия (Юггера) графиня Екатерина Евгеньевна Капнист. В дальнейшем она еще дважды лично обращалась по этому поводу в Святейший Синод, пока его члены не приняли специальное определение — разъяснить Е. Е. Капнист ситуацию26.

В конце XIX — начале XX вв. число русских прихожан Свято-Троицкой церкви составляло лишь несколько десятков человек, в частности, в 1905-1906 гг. — около 50 человек27. Русская колония состояла из окружения королевы эллинов Ольги, дипломатов с семьями, священников русских церквей, жен и детей офицеров российского флота, медицинского персонала русских больниц, сотрудников Афинского отделения Русского археологического института в Константинополе, журналистов и предпринимателей. Позднее к ним прибавились и русские дворы великих князей Павла Александровича и Георгия Михайловича, женившихся на греческих принцессах Александре и Марии, а также двор великой княгини Елены Владимировны, жены греческого принца Николая Георгиевича. Члены русской колонии венчались в Свято-Троицкой

25 Там же. Л. 8, 10-10 об.

26 Там же. Л. 14-16.

27 Мальцев А.П. Православные церкви и русские учреждения за границей... С. 16.

церкви, крестили детей, отпевали усопших. Греческие газеты в подробностях описывали торжественность и грандиозность проводимых треб. В 1894 г. в церкви состоялась панихида по генерал-лейтенанту князю М. А. Катакузину, в 1896 г. здесь отпевали русского контр-адмирала Л. К. Калогераса, в 1901 г. — провожали в последний путь российского императорского посланника М. К. Ону и др.28 Часто вместе с королевой Ольгой храм посещали ее супруг король Эллады Георг I и дети — греческие и датские принцы и принцессы Константин, Георгий, Николай, Мария, Андрей, Христофор.

С весны 1906 г. по лето 1914 г. настоятелем русской церкви в Афинах служил архимандрит Леонтий (в миру Владимир Федорович фон Вимпфен, 1873-1919). Он происходил из рода немецких баронов, окончил Казанскую духовную академию и служил инспектором Курской семинарии. В Афины отец Леонтий прибыл 23 сентября 1906 г. Помимо службы в посольской церкви, он по несколько раз в год служил панихиды по всем похороненным на русском кладбище в Пирее, в апреле 1907 г. — отслужил литургию на миноносцах № 212 и 213, отходивших в Россию. Совершал отец Леонтий литургии и таинства бракосочетания в церкви при русской больнице в Пирее (1907 г.). В 1908 г. он участвовал в возложении крестов на сестер милосердия в русском госпитале, отслужив литургию и обратившись к ним с яркой речью.

22 января 1909 г. в созданной и опекаемой королевой Ольгой больнице Благовещение в центре Афин у нее на руках скончался капитан 2-го ранга, участник Цусимского сражения, кавалер ордена святого Георгия IV степени, командир канонерской лодки «Хивинец» П. П. Дурново, сын председателя Санкт-Петербургской городской думы. В день его кончины отцом Леонтием в больнице была совершена панихида, а после переноса тела в церковь вечером того же дня отслужена заупокойная всенощная. 26, 27, 28 и 29 января в церкви, где был выставлен для прощания гроб с телом Дурново, отец Леонтий каждый день совершал панихиды по покойному. 30 января, после отпевания, траурная процессия вместе со священником и королевой Ольгой из Свято-Троицкой церкви пешком направилась в порт Пирей, где стоял «Хивинец».

8 ноября 1910 г., в день праздника Уральского казачьего войска, о. Леонтий совершил молебен св. Архистратигу Михаилу и прочим бесплотным Силам на канонерской лодке «Уралец» в присутствии императорского посланника и членов посольства. В декабре того же года он отслужил вечернюю молитву на броненосном крейсере 1-го ранга «Аврора» перед устройством на нем елки для нижних чинов. Обладая ярким ораторским даром, отец Леонтий почти на всех службах произносил речи, публиковавшиеся позднее в синодальных типографиях Курска и Казани.

Регулярно королевской семье Греции наносили визиты родственники из России. Так, 2 мая 1909 г. на всенощной в Свято-Троицком храме присутствовала прибывшая в Афины вдовствующая императрица Мария Федоровна. Служба в храме во время посещения царственных особ проходила особенно торжественно. Специально для этих случаев в церкви был особый набор святых сосудов — серебряный с финифтевыми образками, осыпанными стразами. Но и в дни обычных, не праздничных богослужений, убранство церкви удивляло своим богатством. Храму принадлежала многочисленная серебряная с позолотой церковная утварь, серебряные подсвечники и канделябры, усыпанные драгоценными камнями золотые наперсные кресты, Евангелия в серебряных окладах; шитые золотом и серебром митры с эмалевыми и серебряными образками, усыпанные полудрагоценными камнями, богатое бархатное или парчовое облачение священников.

Помимо фресок, написанных при сооружении храма, в нем было более 50 храмовых икон XVIII — начала XX вв. с золотыми и серебряными окладами или ризами, многие в киотах. Под уникальную библиотеку, основание которой положил архимандрит Антонин (Капустин) и продолжили следующие настоятели, были заказаны дубовые шкафы. В церкви висели портреты императора Николая II, императрицы

28 Жалнина-Василькиоти И. Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М., 2012. С. 16-17.

Александры Федоровны, настоятелей в дубовых рамках под стеклом, редкие фотографии самого храма.

Речь, произнесенная настоятелем архимандритом Леонтием 22 января 1911 г. при отпевании бывшего командира мореходной канонерской лодки «Черноморец» капитана 1-го ранга Д. К. Селезнева, хорошо передает атмосферу душевности и любви, которая царила среди русских в Греции29. Свято-Троицкая церковь была также местом проведения служб, связанных с тезоименитством или с панихидами по членам Российского императорского дома, на которых присутствовали члены греческого королевского дома, политики, иностранные дипломаты. В церковном приделе свт. Николая была королевская ложа, за ней — ложа секретарей и фрейлин королей и королев, а в приделе св. Никодима — дипломатическая. В конце XIX — начале XX вв. храм снаружи был окружен красивой металлической решеткой, специально для него отлитой на заводе в Санкт-Петербурге30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На период, когда отец Леонтий служил настоятелем посольского храма пришлись две войны, в которых участвовала Греция: Первая и Вторая Балканские войны (19121913). В это время русские оказывали ей разнообразную поддержку. Отец Леонтий был любим королевой Ольгой, которая принимала активное участие в его судьбе. «Так давно здесь не было такого достойного, почтенного, симпатичного священника», — писала она в письме генералу А. А. Кирееву в Россию. И далее, хлопоча о его возвращении на родину, отмечала: «У о. Леонтия постоянные нелады со здоровьем и здешним посланником, у которого очень тяжелый характер. Ю. Н. Щербачев бездушно придерживается устава и не входит в положение архимандрита, отказывая ему в самых необходимых, благоразумных ходатайствах»31.

Имея при королевском дворце домовую церковь, в которой служил греческий притч и хор, в некоторых исключительных случаях — как, например, крестины 30 января 1908 г. ребенка русского военного атташе Артамонова — королева приглашала настоятелей посольской церкви, в частности отца Леонтия. Русский храм был «душой» российской колонии и ниточкой, связывающей прихожан с Родиной. Именно в нем Ольга Константиновна ежегодно поминала усопших родителей — великого князя Константина Николаевича и великую княгиню Александру Иосифовну, деда — императора Николая I, брата Вячеслава Константиновича и дядю — императора Александра II, заказывала службы за здравие членов Российского императорского Дома.

Отец Леонтий был рядом с королевой Ольгой в дни горя, постигшего ее 18 марта 1913 г. В Салониках анархистом был убит ее муж король Георг I. Его отпели в Благовещенском соборе Афин 3 апреля. Богослужение совершали 50 архиереев, в том числе настоятель русского храма32. Королем Греции 18 марта был объявлен старший сын Георга I и королевы Ольги принц Константин. После этих событий в 1914 г. королева Ольга уехала к родственникам в Россию, как она думала, ненадолго, однако начавшаяся Первая мировая война на много лет разлучила ее с Грецией и детьми. В 1914 г. вернулся в Россию и отец Леонтий. Вскоре после приезда из Афин, 28 сентября 1914 г., он был хиротонисан во епископа Чебоксарского, затем служил епископом Ереванским, Кустанайским, Петровским и Енотаевским. Владыка Леонтий был расстрелян большевиками в Астрахани летом 1919 г.

С осени 1914 г. настоятелем Свято-Троицкой церкви служил выпускник Московской духовной академии архимандрит Сергий (в миру Николай Федорович Дабич, 1877-1927). В 1911г. он принял монашеский постриг, в 1912 г. был рукоположен в иеромонахи, а в 1914 г. возведен в сан архимандрита и назначен в Свято-Троицкую

29 См.: Леонтий, архим. Слово при отпевании командира мореходной канонерской лодки «Черноморец» капитана 1-го ранга Д. К. Селезнева. Курск, 1911.

30 Русские храмы и обители в Европе. С. 116

31 Соколовская О. В., Чуркина И. В. Переписка греческой королевы Ольги Константиновны Романовой с генералом А. А. Киреевым. 1877-1909 // Славяноведение. 1996. №4. С. 72.

32 Правительственный Вестник. 1913. №65. 21 марта (3 апреля). С. 4.

церковь33. Служа в Афинах, отец Сергий активно помогал не только своим прихожанам, но и русским инокам на Афоне. Так настоятель Свято-Пантелеимоновского монастыря игумен Мисаил (Сапегин) 8 июня 1915 г. отправил архимандриту письмо с выражением благодарности за оказанную обители помощь в годы войны и приглашением посетить ее34.

Отцу Сергию пришлось пережить на своем посту Первую мировую войну, разрыв дипломатических связей с Россией по инициативе Греции после революции 1917 г. и гражданскую войну на Родине. Правда, в 1916 г. настоятелем Свято-Троицкой церкви оказался назначен прежний настоятель русского посольского храма в Константинополе архимандрит Ювеналий (Машковский), однако в Афины он приехать не смог. Таким образом, настоятелем Свято-Троицкой церкви остался архимандрит Сергий. Диаконом в храме в это время служил Михаил Макаров, псаломщиком — Николай Минин35.

После начала Первой мировой войны через Афины в Россию уехали некоторые члены Русской духовной миссии в Святой Земле, которых турецкие власти изгнали из Иерусалима. Значительная помощь им была оказана архимандритом Сергием. 1 декабря 1914 г. в Афины приехали первые члены Миссии: иеромонах Виктор, учитель палестинских школ Е. Воловин, послушник Константин и монах Виталий, которые поселились в квартире архимандрита. Правда, первые двое через пять дней уехали в Египет, Константин сразу поехал на Афон, но отец Виталий жил в Афинах более пяти месяцев, до 7 мая 1915 г., занимаясь пением в Свято-Троицкой церкви при будничном служении литургии. Монах Виталий был оставлен в распоряжении архимандрита Сергия указом Святейшего Синода от 28 января 1915 г., а в мае отправлен в Александрию (Египет)36.

19 декабря в Афины прибыли сразу 37 человек братии Русской духовной миссии в Святой Земле: 8 иеромонахов, 3 иеродиакона, 4 монаха, 15 послушников, регент Андрей Переверзев и 6 певчих. Из них иеромонах Фотий и иеродиакон Серафим оставались при Свято-Троицкой церкви для совершения треб и охраны ризницы, живя в квартире архимандрита Сергия до 21 февраля 1915 г., затем уехали в Александрию. Остальные были временно размещены в гостинице в Пирее — их необходимо было вернуть на Родину. Кроме того, российский генеральный консул в Салониках поручил отцу Сергию доставить в Россию еще 10 человек: 9 послушников и иеромонаха37. Приехавшим были куплены одежда и обувь.

На все это требовались значительные средства. 19 декабря обер-прокурор В. К. Саблер отправил архимандриту Сергию через Министерство иностранных дел 2000 рублей, которые довольно быстро переслали в Афины. Определением от 19 декабря 1914 — 2 января 1915 гг. Святейший Синод утвердил этот расход. 26 декабря обер-прокурор повторно выделил такую же сумму38. Однако эти деньги пришли в Афины с большим запозданием, только через несколько месяцев. 29 декабря 1914 г. в сопровождении архимандрита Сергия и его послушника в Россию из Афин выехал 41 член Иерусалимской миссии39. Отец Сергий благополучно провез порученных ему иноков и мирян по маршруту Греция — Сербия — Болгария — Румыния в Одессу, где оставил братию на попечение насельников местных афонских подворий, а сам выехал

33 Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. М., 2007. С. 432-433.

34 Архив русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА). Оп. 44. Д. 14. Док. 3818. Л. 19-20.

35 АРЦ. XIV Книга для записей в оную брачных обысков церкви миссии в Афинах 1902-1923.

36 РГИА. Ф. 801. Оп. 1. Д. 641. Л. 8.

37 Там же. Л. 10.

38 Там же. Л. 3-4.

39 Кудрявцева В. П. Православные монастыри и Первая мировая война // Линтула. Сборник научных статей. СПб., 2014. Вып. 7. С. 95.

в Петроград, где пробыл несколько недель. Так как расходы архимандрита значительно превышали полученные им ранее 2000 рублей, В. К. Саблер 16 января 1915 г. приказал выдать ему еще 730 рублей. 21 января отец Сергий получил их, дав обязательство представить письменный финансовый отчет40.

На обратном пути архимандрит 7-10 февраля находился в Софии, где по поручению Святейшего Синода провел переговоры с архиереями Болгарского экзархата. 12 февраля он вернулся в Афины, где с этого дня около недели принимал 11 членов Русской Духовной Миссии в Америке. 18 мая 1915 г. отец Сергий отправил в Хозяйственное управление Синода финансовый отчет с приложением расходных документов, из которого следовало, что всего было затрачено 3299 руб., а получено 2730 руб.41 19 июня отчет был передан для ревизии в Контроль при Синода. Только к 7 августа настоятель получил через Российскую дипломатическую миссию в Афинах посланные ему по линии МИДа в начале января еще 2000 рублей. Результаты ревизии оказались положительными, отчет в основном утвердили42.

Так как после закрытия всех русских храмов на территории Османской империи и Болгарии архимандрит Сергий остался единственным русским настоятелем в Восточном Средиземноморье, то в 1916 г. он регулярно посылал Святейшему Синоду донесения не только о церковных делах в Греции, но и на Ближнем Востоке43. Настоятель афинского посольского храма старался оказывать и другое содействие своей Родине вплоть до Октябрьского переворота 1917 г., прервавшего связи общины Свято-Троицкой церкви с Россией.

На развитие церковной жизни в Греции в годы Первой мировой войны сильное влияние оказывала сложная политическая ситуация, в которой находилась страна. После вступления 14 октября 1915 г. в войну Болгарии, в Грецию хлынул поток сербских беженцев. Увеличившаяся в связи с этими событиями в Афинах сербская диаспора, не имевшая своей собственной церкви, стала прихожанами Свято-Троицкого храма. В 1916 г. в нем состоялось три таинства венчания сербских подданных.

Вместе с архимандритом Сергием (Дабичем) в храме в 1916 г. периодически служили: иеромонах афонской Крестовоздвиженской келии Серафим, отец Дамаскин, диакон Михаил Макаров, отец Имелиан, отец Иерофей, иеромонахи афонского Андреевского скита Софроний и Флорентий, иеромонах афонского Ильинского скита Па-хомий, иеромонах афонской келии св. Саввы Варсонофий, сербские священники Ем-мануил Пиперкович и Вениамин Таушанович — сербский архиерейский наместник44. В Свято-Троицком храме неоднократно в феврале-апреле 1916 г. вместе с отцом Сергием служил епископ Варнава (Росич), будущий патриарх Сербский. В храме начали совершать панихиды по погибшим русским и сербским воинам, братьям по оружию на Македонском (Салоникском) фронте.

Так же, как и при предыдущих настоятелях, отец Сергий исповедовал и причащал Святых таинств в русской больнице в Пирее и в больнице Благовещения в Афинах, служил панихиды на Пирейском русском кладбище и литургии в Свято-Ольгинской церкви. В 1916 г. Свято-Троицкая церковь на летнее время не закрывалась. Внимательно следя за событиями на Македонском фронте, члены притча служили литургии по поводу важных побед, таких, как взятие русскими бригадами г. Монастыря.

Однако вследствие обстоятельств военного времени и осложнений в политических делах в Греции, согласно полученному из России распоряжению богослужения в Свято-Троицкой церкви прекратились с 21 ноября 1916 г. Церковный притч вместе с афинской русской колонией был размещен на афонском корабле, где находился до 18 декабря того же года, когда пароход отбыл в Италию. Под нужды греческой армии была передана русская больница в Пирее. С 23 декабря 1916 г. по 17 марта

40 РГИА. Ф. 801. Оп. 1. Д. 641. Л. 5, 11.

41 Там же. Л. 11, 17-18.

42 Там же. Л. 96.

43 Там же. Ф. 796. Оп. 203 (6 отд.). Д. 33а. Л. 1-39.

44 Там же Л. 3-20.

1917 г. архимандрит Сергий совершал богослужения в русской посольской церкви Рима, а также в русской и сербской церквах в Ницце. Богослужения в русской церкви Афин возобновились 25 марта 1917 г. В храме начали служить отец Сергий (Дабич) и диакон Михаил Макаров, другие ранее совершавшие богослужения в Свято-Троицкой церкви священнослужители в Грецию не вернулись. Архимандрит Сергий оставался настоятелем до 1920 г.45, позднее этот пост занимали в основном представители первой волны русской эмиграции. С 1917 г. русский храм в Афинах уже не закрывался, хотя в послереволюционный период и перешел в юрисдикцию Элладской Православной Церкви. Его активная церковная жизнь продолжается и в настоящее время.

Источники и литература

1. Архив русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Оп. 44. Д. 14. Док. 3818.

2. Архив русской церкви в Афинах. XIV Книга для записей в онную брачных обысков церкви миссии в Афинах 1902-1923.

3. Губонин М. Е. Современники о Патриархе Тихоне. М., 2007. Т. I.

4. Жалнина-Василькиоти И. Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М., 2012.

5. Журнал Московской Патриархии. 1960. № 8.

6. Кудрявцева В. П. Православные монастыри и Первая мировая война // Линтула. Сборник научных статей. СПб., 2014. Вып. 7. С. 92-97.

7. Леонтий, архим. Слово при отпевании командира мореходной канонерской лодки «Черноморец» капитана 1-го ранга Д. К. Селезнева. Курск, 1911.

8. Мальцев А. П. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906.

9. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. СПб., 1896, 1898, 1911; Полтава, 1911; М., 2004.

10. Михаил (Грибановский), еп. Письма преосвященного Михаила, почившего епископа Таврического. Симферополь: Тавр. губ. тип., 1910. 230 с.

11. Михаил (Грибановский), еп. Сочинения, письма, жизнеописание. М., 2011.

12. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. М., 2007.

13. Политическое обозрение // Нива. 1890. № 46. С. 1163.

14. Правительственный Вестник. 1913. № 65. 21 марта (3 апреля). С. 4.

15. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 178. Д. 3612; Оп. 186. Д. 5829; Оп. 203 (6 отд.). Д. 33а; Ф. 801. Оп. 1. Д. 641; Ф. 1329. Оп. 1. Д. 916.

16. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2003.

17. Соколовская О. В. Греческая королева Ольга Константиновна. Под молотом судьбы. М., 2011.

18. Соколовская О. В., Чуркина И. В. Переписка греческой королевы Ольги Константиновны Романовой с генералом А. А. Киреевым. 1877-1909 // Славяноведение. 1996. №4. С. 70-79.

19. Состав Святейшего Правительственного Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917.

20. Тихон (Затекин), архим. Рожденный на Земле Нижегородской. Патриарх Сергий. Нижний Новгород, 2007.

21. Фомин С. В. Страж Дома Господня. Патриарх Московский и Всея Руси Сергий Стра-городский. М., 2003.

22. Церковные Ведомости. 1894. № 29. С. 271.

45 Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.