ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. № 3
Н.С. Таканова
(аспирантка кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени
М.В. Ломоносова)*
ВНЕЦЕРКОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРЕЦИИ
И ОБЩИНА О. НИКОЛАЯ ПЛАНАСА (1851-1932)
В АФИНАХ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.
Статья посвящена малоизученной проблеме в истории Элладской Православной Церкви первой трети XX в. — деятельности православных внецерковных организаций протестантского типа и пастырскому служению известного афинского священника о. Николая Планаса (1851—1932). В Греции начала XX в. в условиях социального, экономического и духовного кризиса продолжалось формирование нового типа мировоззрения людей, в котором религиозность отходила на второй план или же ей не находилось места. Деятельность внецерковных организаций была направлена на разрешение духовных противоречий, на повышение интереса к вере и Церкви. Представляется плодотворным сравнение их работы со служением знаменитого священника о. Николая Планаса, который предложил свой путь преодоления духовного вакуума в современном ему греческом обществе.
Ключевые слова: Греция, Элладская Православная Церковь, общество «Зои» («Жизнь»), Николай Планас.
The article covers an unexplored problem in the history of the Church of Greece in the first third of the 20th century — the movement of orthodox associations of Protestant kind and the life and work of the orthodox priest Nicholas Planas (1851—1932). At the beginning of the 20th century in Greece a new type of outlook was being formed in the conditions of social, economic and spiritual crisis, and religiosity became less important. The activity of religious associations had as its object the solving of spiritual contradictions, raising the interest to the faith and the Church. It is fruitful to compare their activities with the service of the famous Athenian priest Nicholas Planas who offered his own way to overcome the spiritual vacuum in Greek society.
Key words: Greece, the Church of Greece, movement of Zoe ("Life"), Nicholas Planas.
* * *
В конце XIX в. во многих государствах Европы Церковь уже не играла ведущей роли в общественной жизни, на смену религиозному пришли другие типы мировоззрения и альтернативные христианскому вероучению идеологии. На Балканском полуострове политические, социальные и духовные проблемы сплелись в тесный клубок, что привело к обострению обстановки в регионе.
* Таканова Надежда Сергеевна, тел.: 8-915-233-98-07; e-mail: [email protected]
В первой трети XX в. в Греческом государстве сосуществовали два феномена: с одной стороны — движение различных внецер-ковных православных организаций протестантского типа, а с другой — пастырская деятельность знаменитого афинского священника о. Николая Планаса (1851—1932). Мы можем рассматривать служение этого пастыря как ответ и на чаяния людей, на поиск ими духовных ориентиров, на тягу простого народа к истинной православной вере (которая была системообразующим компонентом национальной идентичности), и как некий противовес деятельности различных внецерковных братств, которые в своих идеологических построениях, организационной структуре и практической деятельности далеко отошли от православной традиции.
Исследование пастырского служения о. Николая Планаса в совокупности с историей внецерковных организаций Элладской Православной Церкви конца XIX — первой трети XX вв. является важным и актуальным. В историографии отсутствуют работы, в которых было бы проведено сравнение деятельности этого афинского священника и представителей внецерковных общественных объединений, прежде всего, братства богословов «Зои» — самого крупного и известного из них. Для отечественной исторической науки данная тема является новой, т.к. еще не было уделено внимания изучению ни греческих внецерковных организаций, ни личности о. Николая Планаса.
К началу XX в. в Греции назрел острый политический и социально-экономический кризис, она продолжала оставаться страной, где преобладало мелкое и среднее аграрное производство.
Приход к власти в 1910 г. премьер-министра Элефтериоса Ве-низелоса привел к формированию более стабильного курса внутренней и внешней политики. Однако Балканские войны, Первая Мировая война, греко-турецкая война 1919—1922 гг., закончившаяся обменом населения1 в 1923 г., негативно повлияли на экономическую и социальную обстановку в стране.
Характерным для указанного периода фактором был рост городов за счет населения, прибывавшего как из сельской местности, так и беженцев и переселенцев с турецких территорий. Продолжалось складывание новой социальной структуры, обострение общественных противоречий, размывание традиционных ценностей.
В начале XX в. в Греции идет процесс секуляризации мировоззрения значительной части общества и обмирщения культуры. Осо-
1 После поражения Греции в греко-турецкой войне 1919—1922 гг. состоялся обмен населением между Турцией и Грецией, происходивший по религиозному принципу. Число переселенцев и беженцев из Малой Азии в Грецию составило около 1,5 млн человек.
бенно явно эта тенденция проявлялась в городах. Ритм городской жизни, экономические и социальные проблемы приводят к тому, что люди в городах менее регулярно посещают храмы. В связи с массовым притоком населения из деревни в города (прежде всего, в Афины) происходит отрыв от традиционных ценностей, в центре которых всегда была верность Православию. Ведь Православная Церковь в течение долгого времени воспринималось как «символ нации»2. Именно под знаменем Православия греки объединялись во времена турецкого владычества. Греческая Церковь активно участвовала в освобождении страны, велика была роль священников и монахов в деле национального пробуждения. Тесная связь национальной идентичности и православного вероисповедания надолго закрепилась в народном сознании. Однако постепенно она стала осознаваться менее четко.
Переезд в города означал психологическое потрясение для множества людей, покидавших деревню (остававшейся в большей мере оплотом традиционных ценностей), и беженцев из Малой Азии, которым особенно была необходима адаптация к новому для них положению и образу жизни3. Происходит утрата общинных, а порой и родственных связей, которые были прочны в сельской местности, но быстро разрушались в непростых условиях жизни в большом городе.
Распространению альтернативных христианскому миросозерцанию идей и отдалению греков от Церкви способствовал и тот факт, что в это время обостряется разрыв между духовенством и паствой, проявляется недоверие к высшим церковным иерархам, если они компрометировали себя поддержкой непопулярных в народе мер правительства4. По замечанию исследователя А. Панотиса, «пастырская деятельность Церкви в этот период практически умерла»5.
Материальное положение приходского духовенства было трудным, особенно в сельской местности, в небольших бедных городских приходах. Хотя государство и стремилось поставить Церковь под свой контроль, материальной поддержки духовенству оно не оказывало. Подобно тому, как это было в Российской империи в Синодальный период, многим священникам приходилось заниматься изысканием средств к существованию, соответственно они уделяли меньше времени своей пастве.
2 Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII—XX вв. М., 2010. С. 234.
3 В описываемый период для малоазийских греков была характерна большая религиозность, чем для проживающих на Балканах. Безбожие в их среде было неприемлемым. См. например: Aßgaap Ayiogehrjg. Рыршио oSomoQixo: То ysvog as vsa aiX^a^waia. AO^va, 2007. 2. 435; Блаженный старец Иаков. М., 2008.
4 Патотп? A. То 2uvo8ixov тп? sv EXlaSi Exx^naiag. То^од A. AO^va, 2008. 2. 605.
5 2то iSio. 2. 607.
Происходит отрыв большей части интеллигенции от Православия и традиционных ценностей. Особенно явным он становится в межвоенный период, когда видные представители культурной жизни Греции увлекаются неоязычеством, спиритизмом, социализмом, марксизмом, атеизмом.
Необходимо также упомянуть о непростом положении, в котором находилось греческое богословие, испытывавшее на себе влияние католических и протестантских авторов. Во-первых, богословский факультет существовал только в Афинском университете, а там с XIX столетия профессорами становились те, кто учился в германских университетах6. Во-вторых, рационализм проникал в Грецию еще с XVIII — начала XIX в. вместе с идеологией Просвещения, что применительно к богословию нашло свое отражение в том, что и его стали воспринимать как самостоятельную рациональную науку7. Серьезный удар был нанесен по изучению святоотеческих творений, исихазма, монашества. Практически полностью игнорировалась самобытная греческая богословская школа, напрямую связанная с наследием «филокалического возрождения»8 рубежа XVIII — XIX вв., поскольку сторонников этого подхода зачастую отстраняли от преподавания. Представление о богословии как о рациональной дисциплине вслед за Афинским университетом распространилось на все уровни государственной образовательной системы и подготовку клира9.
В то же время падает образовательный уровень приходского духовенства. Этот процесс начался еще в период турецкого завоевания, но ни усилия православных традиционалистов, ни политика независимого греческого государства не могли полностью решить
6 МшМгод I. Н ©ео^оум^ той Потегаатпрюо — 1аторм^ егаокоппа1д 1837-1930. А6т]\ш, 1931. 2. 159.
7 Авраар Ауюрек^д. Рыршио овотормо: То у^од ае veа (ихр(-ыа[а. АВ^ма, 2007. 2. 252.
8 «Филокалическое возрождение» (вторая половина XVIII — начало XIX в.) было связано с деятельностью коливадов, группы афонских монахов-традиционалистов, получивших свое название из-за несогласия с практикой поминовения усопших по воскресным дням. Они занимались переводом святоотеческих творений на народный язык, изданием и толкованием этих сочинений, развитием народного образования. Это привело к оживлению духовной жизни в широких народных массах. Главной заслугой коливадов стало издание энциклопедии мистического опыта — «Добротолюбия». Частью этого духовного, образовательного и издательского движения стала и русская школа старца Паисия Величков-ского (1722—1794) и его последователей. Подробнее см.: Ар.ф1Хо%юд Р<стто|31тд. Н той XVIII иш XIX (ыма иа[ о1 ™еор(гаио[ иарло! т^д. А6т^а, 1984; Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.
9 Авраар Ауюрек^д. Рыршио овошоргао: То у^од ае vsа (ихраХыакх. А6т]\их, 2007. 2. 253.
этой проблемы. Как следствие этого, западные миссионеры, а позднее и члены различных внецерковных организаций выглядели более образованными и более подготовленными для работы с населением, особенно в просветительской сфере.
В своей внутренней жизни Православная Церковь в Греции часто сталкивалась с деятельностью католических и протестантских миссионеров, которая продолжала активно расширяться и после создания независимого Греческого государства и провозглашения автокефальной Элладской Церкви10. Миссионеры, в основном протестантские (англичане и американцы), ставили своей целью полное реформирование жизни Православной Церкви на своих принципах. Они традиционно пытались действовать через систему образования, основывая школы (причем особое внимание уделялось женским учебным заведениям) и распространяя переводную литературу. Можно сказать, что в период с 1830 по 1850 г. (правление в Греции короля Оттона) протестанты в значительной мере влияли на греческую образовательную систему. И хотя западным миссионерам не удалось достичь своих целей по реформированию греческого Православия, определенные результаты их деятельность все же имела.
Влияние западного христианства выразилось не только в церковной реформе середины XIX в.11, но и, как уже было сказано, в богословии, а также в церковной музыке, пении, живописи, архитектуре. В этой связи важными моментами в духовной жизни были распространение пиетизма (приоритета этики над догматом), обмирщение элитарной культуры, отрыв интеллигенции от народной религиозности. В результате этих иноземных влияний в Греции стали появляться движения, призывавшие к религиозному обновлению, это были в первую очередь моралистические учения протестантского типа.
Особое распространение такие течения и ставшие их носителями внецерковные организации получили в первой половине XX в.12 Своими целями они провозглашали обновление и очищение Церк-
10 Провозглашение автокефалии произошло в 1833 г. без согласия Константинопольского патриарха, что являлось неканоничным. Легализация решения об автокефалии состоялась только 29 июня 1850 г. согласно Томосу Константинопольского патриарха Анфима IV.
11 Кроме провозглашения автокефалии ее результатами было подчинение Церкви государству, закрытие многих монастырей, конфискация их имущества.
12 Подробнее об их деятельности см.: Zr/ar]*; &. Н @soA.oYÍa sig x^v EAAaSa a^p-s^v, aTOv Т[^пт1Ио Торо той Арх^тааиолоо Apspix^g 1аи«роо. @saaa^ovíиn, 1985; riavvapag X. Ор6о8о^а xai Aua^. Н aT^v EAXaSa a^pspa. AO^vai, 1972; Maczewski C. Die Zoi-Bewegung Griechenlands (Ein Beitrag zum Traditionsproblem der Ostkirche). Göttingen, 1970; Giannakopoulos A. Die Chrishichen Bruderschaften in Griechenland im 20 Jahrhundert. Ihr Wirken und ihre Funktion im Hinblick auf die Modernisierung und Secularisierung der Griechischen Geseschaft. Frankfurt, 1998.
ви, возвращение к святоотеческому учению, хотя на практике следовали скорее западным протестантским образцам (о методах и организованности которых неоднократно хвалебно отзывались)13. Их идеология включала морализм, культ личного благочестия, примат частной веры над церковной соборностью. Подобные организации выступали с проектами богослужебных реформ, критикой монашества и духовенства.
Большую известность и популярность среди определенной части населения приобрела организация «Зои» («Жизнь»). Само возникновение и распространение ее влияния о. Георгий Флоровский связывал с упадком монашества на Афоне14. Подобная точка зрения выглядит достаточно обоснованной, ведь, как известно, православные монастыри в Греции, особенно Святая Гора Афон, были традиционными очагами духовности и культуры. Они также содействовали народному образованию и просвещению, сохранению православной традиции (как через монастырские библиотеки, так и через живое предание, передачу традиции от старца к послушнику). К монастырским старцам обращались очень часто и миряне. Неудивительно, что некоторый упадок монастырской жизни, наблюдавшийся во второй половине XIX — начале XX в. и связанный в том числе и с реформами государства (во время правления короля Оттона) по упразднению монастырей, негативно сказывался на общем духовном климате в стране.
Основателем «содружества богословов» «Зои» был Евсевий Мат-фопулос (1849—1929). Члены организации делали акцент на миссионерском, катехизаторском служении, принижая значение литургической жизни Церкви. Они основывали «катехизаторские школы», огромными тиражами издавали собственную газету, книги, брошю-ры15. Показательно что, несмотря на декларативную критику экуменизма и западного христианства, подавляющую часть издаваемой литературы, составляли произведения английских и американских протестантских миссионеров16. Кроме того создавались различные «союзы»: родителей, матерей, объединения студентов, молодежи и другие подобные организации. Таким образом, «Зои» сразу взяла
13 Практка 2ovе^soаеыv Аве^фот^тод @еоА.оуыч1 Н 'Етод 1936. 2. 555-556, 567; 'Етод 1934. 2. 430, 458; 'Етод 1935. 2. 510-511.
14 Софроний (Сахаров), архимандрит. Переписка с протоиереем Георгием Фло-ровским. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 86-87.
15 Maczewski C. Н КЬгрт] т^д атф< ЕААава. А6^а, 2002. 2. 24; МетаЩрос Ггыдуюд. То т^д Метафрааеыд т^д Ау1ад Граф^д е1д тг^ ЫеоеАХ^к^ ката тоv I©' (аыма. А6т]\ш, 1977. 2. 192.
16 А^раар Ауюрекцд. Рыршио овошоргао: То у^од ае vsа а[хра^ыа[а. АВ^ма, 2007. 2. 260.
курс на широкую работу среди разных слоев населения, делая акцент прежде всего на социальной активности, открытости миру, приближенности к людям разного возраста, состояния, образа жизни.
Характерной чертой широкой деятельности «Зои» была также всесторонняя ее идеологизация, проявлявшаяся в стремлении к реформированию не только Церкви, но и общества. В риторике организации занимал значительное место пафос «преобразования» не только «разложившихся церковных институтов»17, но и системы образования, культуры и даже политической сферы. Поэтому самым удобным жанром для этих целей считались полемические сочинения. Большую часть самостоятельных произведений богословов из «Зои» составляли работы против чего-то или кого-то: масонов, экуменизма, ересей, предрассудков и даже Олимпийских игр18.
Главной же целью «Зои» было преодоление недостатков существующей Церкви, как это понимали члены организации. Чтобы ликвидировать разрыв между духовенством и паствой, привлечь народ в храм, не допустить увлечения молодежи различными модными (в первую очередь, атеистическими) течениями руководители «Зои» предлагали собственные меры, а также критиковали то, что не нравилось им в Элладской Церкви. Их отличало негативное отношение к православному монашеству19. Поэтому они предлагали ему свою альтернативу — институт безбрачных миссионеров. Эти люди при вступлении в братство давали обет безбрачия, в ходе своей деятельности должны были оказывать послушание начальству организации. Их имущество, а также заработная плата, которую они получали, поскольку работали на государственной службе, переходили в распоряжение организации. Они не носили монашеского одеяния (для них существовала особая форма одежды) и совсем не уделяли внимания аскетической практике. Литургическая, созерцательная жизнь, безмолвие, молитва и другие составные части аскетического делания объявлялись неактуальными, поскольку не могли должным образом воздействовать на общество. Вместо аскетического идеала предлагался идеал миссионерский, социально активный. Миссионерам предписывалось проповедовать, работать с молодежью, заниматься катехизаторской, просветительской и издательской деятельностью20.
17 АуугХопоиХод А. ЕиЛпа1аат1и^ юто^а. 1ато^а 8ю1и^аеы? и<и £ыт]? тп? Еии^^а? тп? ЕААа8о? (20 ашма?). ©еаоаАт^п, 1998. 2. 31.
18 Аото01. 2. 32.
19 А^раа^ Ауюрещд. Рыршио о8о[пор[ио: То у^о? ае vsа аlxp.а^ыаíа. А0^а, 2007. 2. 266; Праитма 2ovеXeoаеыv А8е^фотпто? ©ео^оу™ Н 'Ето? 1946. 2. 176—177, 201-202; 'Ето? 1931. 2. 282, 300.
20 Подробнее о негативном отношении «Зои» к традиционному монашеству см.: МйС1ем8Ы С. Н и^пап тп? ат^ ЕААа8а. А0^а, 2002. 2. 116-120.
Кроме того, «Зои» предложили провести богослужебную реформу, требовавшую сокращения богослужения, отмены необходимости сидеть во время Литургии, громкого чтения тайных молитв священником; особое значение придавалось проповеди перед Евхаристией21. Нельзя согласиться с К. Мачевски, который утверждает, что ставка на регулярную проповедь была «возвратом древней тра-диции»22. Следует отметить, что, как и у протестантов, проповедь у «Зои» фактически становится центром богослужения, во многом заменяя молитву. Первенство, таким образом, отдается не собственно литургии, таинственному богослужению, не церковной молитве, а научению словом. Реформаторы из «Зои» предполагали, что эти меры сделают богослужение более понятным простому народу, что обеспечит лучшее усвоение малограмотными людьми истин веры. Также реформа была нацелена на то, чтобы привлечь большее число людей в храм, ибо главная причина непосещения людьми церкви виделась именно в том, что им непонятны длинные уставные службы23.
Можно сказать, что большее значение, чем богослужению, члены «Зои» придавали проповеди и миссионерской деятельности, поэтому и требовали сокращения первого. При этом богословы организации подчеркивали свою верность святоотеческому преданию, но Святых Отцов они рассматривали как пример для подражания в их нравственных добродетелях, полностью игнорируя догматическую и аскетическую составляющую их произведений24. Изучение богословия и догматов Православной Церкви лидеры организации считали недоступным и излишним25, в первую очередь для молодого поколения. Поэтому вместо чтения Святых Отцов они рекомендовали обширную литературу, издаваемую «Зои», которая включала, как уже было сказано, переводы трудов американских и британских протестантских миссионеров, а также апологетическую и полемическую литературу, написанную членами организации26. Такими образом, «возврат к Святым Отцам» был лишь декларацией, а в действительности движение было построено на модернистских началах.
21 Aßpaa^ AyiopEizr]S. Рыршио овошорио: То ysvog as vsa aixp.aXwaia. A6^va, 2007. Z. 141.
22 Maczewski C. H xiv^a^ x^g «Zw^g» ax^v EXXaSa. Z. 120.
23 Подробнее о литургической реформе «Зои» см.: Maczewski C. H xiv^a^ x^g «Zw^g» ax^v EXXaSa. Z. 107—111.
24 Ibid. Z. 115.
25 Zxо [8ю. Z. 105; Гшррадад X. Орвово^а xai Auan axn NswxsQn EXXaSa, A6^va, 1992. Z. 352.
26 riavvapag X. Орвово^а xai Auan axn NswxsQn EXXaSa. Z. 357.
Итак, православному духовенству пришлось столкнуться с вызовом со стороны протестантски ориентированных внецерковных организаций. Ведь они приобрели некоторую популярность в условиях разочарования людей в официальной Церкви и поиска ими духовных ориентиров. Действительно, многим казалось, что Православие нуждается в очищении от всего лишнего, от наслоений и чуждых первохристианским временам элементов.
Но если деятели из братства «Зои» и других внецерковных обществ предлагали пойти по пути упрощения и сокращения богослужения, миссионерской деятельности, то был предложен и другой ответ на вызовы времени. Он состоял в истинном обращении к православному преданию и традиции, в акценте на догматику, на литургическую жизнь Церкви. Ярким примером церковной общины, ориентированной на церковное предание, жизнь человека в Церкви и в ее Таинствах, стала община афинского приходского пастыря о. Николая Планаса.
Будущий священник Николай Планас родился на острове Наксос в 1851 г. Стоит отметить, что в островной Греции дольше и полнее, чем в материковой ее части сохранялось влияние «фило-калического возрождения», поскольку этих областей в меньшей степени коснулось закрытие монастырей — традиционных оплотов православной культуры и образованности. Здесь же, на Наксосе, веком раньше родился и св. Никодим Святогорец27. На острове до сих пор сохраняется не только дом его родителей, но и богатая устная традиция, связанная с его именем28. Таким образом, с раннего детства Николай Планас оказался приобщен к святоотеческой традиции, которая сохранялась и передавалась через деятелей филокалического возрождения.
Отец Николая Планаса умер молодым, когда сыну было 14 лет; мать с детьми, Николаем и его с сестрой, переехала в Афины. Их жизнь была тяжелой. Мать работала уборщицей, она всегда брала детей с собой, потому что боялась жизни в большом городе. Николай пережил на собственном опыте все трудности, связанные с переездом, бедностью, неустроенностью, поэтому впоследствии лучше, чем многие морализаторствующие теоретики, мог понять проблемы людей, происходивших из беднейших слоев населения.
Вот как оценивает духовную атмосферу, господствовавшую в Афинах в ту эпоху Н. Протопапас: «В те времена (1870—1880) Афины переживали глубокий нравственный кризис, вызванный
27 Никодим Святогорец (1749—1809) — выдающийся деятель «филокалического возрождения», афонский монах, богослов, автор многих работ, издатель святоотеческих творений, в том числе и «Добротолюбия».
28 Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в ^КУШ в. С. 31.
отрицательным влиянием европейской культуры и образа жизни. С одной стороны, были бедные труженики и нищие, с другой — знать и богачи, имевшие множество слуг и ведущие аристократический образ жизни. Заморские привычки и одежда, расточительные приемы и праздная жизнь с поверхностной роскошью противоречили традиционному укладу жизни греков, который в то время считался признаком отсталости и анахронизмом. Это было время, когда свободные жители Афин становились рабами владык гораздо более опасных, чем турки — праздной жизни и разложения»29.
Однако Николай Планас и в Афинах находил возможность для духовного просвещения и развития. Он постоянно посещал церковные службы, беседовал с разными священниками и афонскими монахами. Эти встречи и беседы оказали решающее влияние на его деятельность. Можно сказать, что они определили его пастырский идеал, который он впоследствии будет воплощать в жизнь. Как пишет Николай Протопапас, «он всегда искал духовных людей и светлых пастырей, с которыми вел полезные для души беседы». «Его питала церковная служба, и успокаивало божественное слово, которое часто проповедовали ему афонские монахи»30.
В Афинах, в церкви Преображения происходили время от времени собрания монахов со Скиафоса и Афона, священников и духовных людей. Здесь часто присутствовал Николай Планас, слушал проповеди и перенимал духовный опыт. Он впитывал традицию и узнавал «о Церкви, служении священника, духовной музыке и порядке совершения богослужений»31. В храме Преображения в середине XIX в. проповедовал и известный традиционалист Константин Икономос32. То есть это был центр, вокруг которого уже долгое время группировались православные традиционалисты.
В 28 лет Николай женился, но его супруга умерла вскоре после рождения сына. Он был рукоположен в дьякона 28 июля 1879 г.
29 N1хоХаод Прыгояаяад. О vsоg ауюд т^д еии^па!ад р.ад 1ереид №ио^аод П^стад. А6^а, 1993.
30 2то [вю.
31 Фероивгдд Л. О ПашшаЛоуерод №иоХаод ПХотад. А6т]\их, 2007. 2. 63.
32 Константин Икономос (1780-1857) был одним из ведущих греческих ученых и церковных деятелей своего времени. Именно при его участии с 1834 г. в Греции стала появляться первая антипротестантская апологетическая литература. Он выступал против церковной реформы баварского правления, свои полемические статьи печатал в различных газетах. Подробнее см.: Зоитакис А.Г. Греческая исто-рико-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени // Введение в историю Церкви. Ч. 1: Обзор источников по общей истории Церкви / Под ред.
B.В. Симонова. М., 2012. С. 175, 501; Смирнов С.К. Константин Экономос и соч. его о сродстве славяно-рус. языка с еллинским. Годичный акт в МДА. М., 1873; Дестунис Г. О жизни и трудах Константина Экономоса // Странник. 1860. № 7.
C. 1-23.
После своей дьяконской хиротонии Николай Планас поделил наследство со своей сестрой, а свою долю предложил в залог за должника-соседа. С этого времени, как считает его духовная дочь и составительница его жития инокиня Марфа, «освободившись от мирских и имущественных попечений» о. Николай начал вести подлинно аскетическую жизнь, но не в монастыре, а посреди большого города33.
В 1884 г. дьякон Николай Планас был рукоположен во священника. Он служил в нескольких храмах, но в основном — в церкви пророка Елисея, в храме великомученика Пантелеимона в афинском районе Неос Козмос (приход которого первоначально состоял всего из 13 семей) и в храме святого Иоанна Предтечи на улице Вульягмени, приход которого насчитывал всего 8 семей. На жалование священнику положен был кусочек мяса с масленицы или Рождества. Как известно из воспоминаний духовных чад о. Николая, он всегда жил бедно и скромно, не заботясь о приобретении материальных средств34.
На протяжении целых 50 лет о. Николай ежедневно служил с 8 утра до 3 дня. И в снег, и во время народных восстаний и даже в период англо-французской оккупации 1917 г. он служил в открытых солнцу тесных храмах рядом с Акрополем, т.к. «не мыслил свое существование вне литургической жизни Церкви»35. По воспоминаниям духовных чад о. Николая, он не мог жить без богослужения, оно было смыслом и фундаментом его деятельности. Здесь очевидны то же внимание и любовь к литургии, которые проявлялись и ранее, у других деятелей православного традиционализма.
Как уже было показано выше, иной точки зрения придерживались богословы из «Зои», которые считали проповедь намного более важной, полагая что «священники не способны просветить народ. Они всего лишь совершают богослужения»36 (как было сказано в «материалах заседаний» организации). То есть они отказывали богослужению в наличии какой-либо просветительской функции. О. Николай Планас, напротив, считал литургию центральным элементом духовного просвещения мирянина.
Известно, что о. Николай всегда служил в строгом соответствии с церковным уставом. Напротив, богословы общества «Зои» заменяли византийские иконы западными, использовали католи-
33 Созвездие Эллады. Современные греческие подвижники благочестия. М., 2002. С. 142.
34 Там же. С. 152, 188-189.
35 Bеvs8lито? Ауюре^п? 2ovа5арlат^? 19оо иш 20оо а1^о?. Лую 'Оро?, 2013. 2. 76.
36 Праитиа 2ovе^soаеыv А8е^фотпто? ©ео^оу^ Н 'Ето? 1930. 2. 234-235.
ческие и протестантские песни в воскресных школах37. А предложенная ими реформа предполагала еще более широкие нововведения. Биограф о. Николая отмечает, что батюшка «отождествил собственное существование с жизнью Церкви, и для него было немыслимо приносить Бескровную Жертву, не соединяя ее со всеми церковными службами, как они совершаются лишь в монастырях с самым строгим уставом»38. Его богослужение было полным, без упрощений и пропусков, в отличие от служб, которые устраивали различные внецерковные организации. По великим праздникам каждый день, до отдания праздника, о. Николай служил праздничные молебны. Когда же его спрашивали, не устал ли он и не хочет ли отдохнуть, он отвечал просто и непреклонно: «Пою Богу моему, дондеже есмь»39.
О. Николай Планас начал свое служение в небольшом храме, бедном и малоизвестном, но вскоре его службы стали привлекать все больше народа, опровергая популярное мнение о необходимости упрощения и сокращения богослужений. Простой священник смог показать ценность литургии, опытной жизни христианина в Церкви. Это также доказывает, что очень многие люди нуждались именно в таком, подлинном, богослужении, и, возможно, не видели в других современных священниках образца достойного пастыря.
Служба о. Николая Планаса продолжалась очень длительное время также из-за многочисленных поминаний. Сначала он поминал почивших патриархов, митрополитов, священников, дьяконов и своих земляков с Наксоса и из Афин. Записки, которые ему давали, отец Николай поминал по много месяцев. Монахиня Марфа рассказывает, что его духовные чада тайком воровали и уничтожали старые записки. "Он заворачивал их в два больших платка, связывал в сверток и клал за пазуху, к сердцу"40. По свидетельству А. Пападиамандиса41, о. Николай поминал по 2-3 тысячи имен42. Он ставил на первое место ценность молитвы, в то время как богословы «Зои» могли вполне пожертвовать ею в пользу проповеди, нравственных наставлений. Таким образом, можно сделать вывод, что отношение последних к Церкви являлось по сути
37 См.: Ка^аррод К. Zovavx^asig tov KovToyAoo. A6^va, 1985; А^раар Ayiopehrg. Рыршио oSoinoQixo: To ysvog as vsa aix^aAwaia. A6^va, 2007. 2. 268.
38 Макарий Симонопетрский, иеромонах. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. Т. 4. М., 2011. С. 30.
39 Созвездие Эллады... С. 145.
40 Там же.
41 Пападиамандис Александр (1851—1911) — знаменитый греческий писатель-прозаик, его произведения отличаются реализмом, вниманием к народной традиции.
42 Papa-Nicholas Planas. The Simple Shepherd of the Simple Sheep. Boston, 2001. P. XXIX.
рационалистическим, хотя они и подчеркивали свою связь со Святыми Отцами. О. Николай же, наоборот, мистической таинственной жизни в Церкви придавал первостепенное значение, что, безусловно, роднит его с предшествующей православной традицией, основанной на Священном Писании и творениях Святых Отцов.
О. Николай Планас ходил служить и в другие храмы, особенно часто — в церковь пророка Елисея на улице Ареса (до наших дней не сохранилась)43. К нему в храм приходило множество людей, в том числе замечательнейшие представители греческой интеллигенции того времени. Многие из духовных детей о. Николая впоследствии стали монахами. Очевидно, что у о. Николая присутствовало трепетное отношение, уважение к монашеству, понимание высоты монашеского служения, что характерно для православной традиции, но что в корне отвергали лидеры внецерковных организаций. Последние считали аскетический монашеский идеал ненужным и бесполезным, потому что он ничего не приносит миру. О. Николай своей жизнью и пастырским служением показал, какую ценность для мирянина может иметь аскетическое делание и что оно актуально и реализуемо в современных условиях.
В храме, где служил о. Николай Планас, пели Александр Папа-диамандис и Александр (принял постриг с именем Андроник) Мо-раитидис. А. Пападиамандис — знаменитый греческий писатель, которого часто называют «греческим Достоевским». Один из греческих ученых сравнил его со славянофилом А.С. Хомяковым44. Исследователь И. Мастроянопулос пришел к выводу «о безусловном влиянии коливадской традиции на его писательскую манеру и идеологические установки»45. А. Пападиамандис писал об о. Николае: «Я знаю священника в Афинах. Он самый смиренный из священников и самый простой из всех людей»46. Об о. Николае Планасе он пишет также в своем произведении «Песни Божии». Характерно, что Пападиамандис негативно относился к протестан-ствующим соотечественникам, отстаивая ценность традиции Православной Церкви у греков47. Вокруг простого и скромного священника, каким был о. Николай Планас, таким образом, также группировалась часть интеллигенции, искавшей путь к Богу и подлинной духовной жизни.
43 Созвездие Эллады... С. 146.
44 ПапоиИ&цд К. То xív^^a xwv xoÁAopá8wv. 'Ex8oaig В'. A6^vai, 1991. 2. 90.
45 Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в. С. 63.
46 Цит. по: Papa-Nicholas Planas... P. XXIX.
47 Папа&шратцд A. Anavxa. ExSóasig Aopóg. 1998. 2. 147.
Источником, на который он опирался в своем пастырском служении, для о. Николая было не только Евангелие, но и творения Святых Отцов, что отличает его от «Зои», которая «основывала всю свою катехизаторскую работу исключительно на Священном Писании, реализуя протестантский принцип Sola scriptura»48. Не найдем мы у Николая Планаса и разделяемого «Зои» принципа solus Christus, «который главенствовал в учении организации. При этом Христос выступал исключительно как нравственный пример»49. Члены организации ставили во главу угла моральные качества Иисуса Христа и Святых Отцов, тем самым игнорируя спасительную роль искупительной жертвы. Этим же устранялась в их учении необходимость для христианина подлинного духовного совершенствования и тем более аскетический идеал обожения как высшей цели человеческого существования.
Как пишет исследователь Д. Ферусис об о. Николае, «в зрелом возрасте приоритетное влияние на него оказывали устные наставления и письменные сочинения коливадов, дух его земляка Никоди-ма Святогорца, Космы Этолийского, Хрисанфа Этолийского50... Папулакоса51, Космы Фламиатоса52... и всех тех афонских монахов, которые время от времени появлялись на греческих островах, уча народ и неся ему богатство православной традиции»53. И в отношении к монашеству, и в почитании традиции коливадов проявляется причастность о. Николая, скромного священника, которого многие считали совсем неграмотным, к православной традиции и живому святоотеческому преданию. О. Николай был сторонником
48 А^раа^ Ауирекгдд. Рыршио овошоргао: То у^од ае vsа ах^аХыакх. АВ^ма, 2007. 2. 260.
49 Гшррарад X. Орвово^а иа[ Аоа^ атп Ыеытерп ЕАЛава. А6т]\их, 1992. 2. 396.
50 Хрисанф Этолийский (1710-1785) — старший брат Космы Этолийского, руководил Патриаршей Академией в Константинополе. Оказал влияние на самого Косму и на других православных традиционалистов.
51 Христофор Панагиотополус (Папулакос) (1770-1861) принял монашество уже в зрелом возрасте, более 20 лет был монахом-отшельником, а потом стал проповедником. Путешествовал по Греции с проповедью покаяния, поста, молитвы, почитания воскресного дня. Он выступал против автокефалии, отмены традиционных митрополий (оставившей народ без пастырей), закрытия монастырей, исключения изучения Октоиха и Псалтири из школьной программы. Правительство усмотрело опасность в его деятельности, чтобы остановить его проповедь были даже направлены войска. В 1852 г. его посадили в тюрьму, где он находился до 1854 г. Потом Папулакоса отправили в ссылку в монастырь на острове Андрос, где он и скончался.
52 Косма Фламиатос — выдающийся общественный деятель традиционного филокалического направления. Был странствующим проповедником и подвижником в миру. Выступал против католических и протестантских миссионеров. Был посажен в тюрьму, где умер в 1852 г.
53 Федоиогд Л. О Пашш<Лоуерод №ио^аод ПХотад. А6т]\их, 2007. 2. 40.
частого причащения, что тоже можно признать влиянием коли-вадской традиции54.
По словам Д. Ферусиса, его жажда внутреннего знания «ежедневно питалась из богатых источников церковной жизни, прежде всего, из духовного опыта»55. То, что о. Николай обладал значительным духовным опытом, зафиксировали все его биографы и мемуаристы. Этот факт очень важен, ибо он также доказывает причастность о. Николая к аскетической традиции. Он исходил из принципа, что необходимо самому духовно просветиться, стяжать смирение, пребывать в покаянии и молитве, чтобы учить других людей, подавать им пример. Его опыт строился на участии в богослужении, постоянной молитве, а также внимательном отношении к каждому человеку, обращавшемуся к нему. В этом тоже состоит отличие от сторонников реформирования Церкви по протестантскому образцу, превозносивших проповедь и моральное учительство без должной предварительной подготовки.
Как все православные традиционалисты и исихасты о. Николай Планас непрестанно молился. Как сообщает его духовная дочь монахиня Марфа, «молитва никогда не покидала уст его даже во время сна»56. Молитва для него была основой и богообщения, и богопознания. Это коренным образом разнится с мнениями деятелей «Зои», которые молитве и литургической жизни предпочитали внешние добродетели и благочестие, морализм.
О. Николай принимал людей из различных социальных слоев, своей повседневной деятельностью доказывая универсальное значение христианского учения. Для него важен был «внутренний человек», забота о душе, а не богатство или слава, которыми он никогда не интересовался. Характерен такой эпизод: когда при о. Николае заговорили о полковнике, то он сказал: «Его все называли капитаном»57. Его духовная дочь так характеризует эту его черту: «Будучи изрядным знатоком людей, он не обращал внимания на общественное положение человека»58. Следует отметить, что членам внецерковных организаций изначально была присуща некоторая кастовость. Впоследствии она развилась до деления духовенства и мирян на «своих» и «чужих», когда критерием правильности и прогрессивности того или иного представителя духо-
54 См. например: Никодим Святогорец. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн. М., 2006.
55 Федоивгдд Л. О ПашшаАоуёрод NixoAaog nAavag. 2. 43.
56 Papa-Nicholas Planas... P. 74.
57 Созвездие Эллады. С. 164.
58 Там же. С. 159.
венства стала его принадлежность к организации59. По словам одного из лидеров организации А. Цириданиса, в «Зои» «возобладал лицемерный эгоистичный дух и отношение ко всем, кто не входит в организацию как к злокозненным грешникам»60.
О. Николай Планас всегда действовал в рамках Церкви и канонов. Он никогда не позволял себе критиковать существующую церковную организацию либо отдельных представителей духовенства. Он относился ко всем со снисхождением и любовью, реализуя принцип «просветись сам, и другие просветятся». Отец Николай созидал свою общину на базе прихода, не изобретая ничего нового ни в организационных формах, ни по существу. Деятели же «Зои» избрали принципиально другой подход. Их организация существовала на базе зарегистрированного государством светского объединения61. Они хотели именно автономии, независимости от епископа, о. Николай же никогда не преследовал подобных це-лей62. Он стремился оставаться в лоне родной Православной Церкви. Даже когда афинским архиепископом был Мелетий (Ме-таксакис) (1918-1920), известный своими реформистскими взглядами, который запретил проводить всенощные бдения, о. Николай не высказал открытого неповиновения священноначалию, а смиренно молился о получении разрешения на службу63. Когда 27 декабря 1923 г. была принята календарная реформа64, не получившая всеобщего одобрения у духовенства и верующих, многие продолжали открыто выступать за сохранение старого стиля, что привело к церковному расколу и созданию Истинно-Православной Церкви (старостильной). О. Николай же, когда его спрашивали об этом, говорил, что он по долгу послушания придерживается нового календаря. Для него церковное единство было именно единством богослужения, литургии, участия в Таинствах.
Для «Зои» же единство верующих не строилось на базе Евхаристии, скорее оно «основывается для них на общей идеологической базе»65. Фактически они низводили роль пастыря к механическому выполнению таинств, на себя же брали все остальное, что им каза-
59 Практика А8е^фотптод ©ео^оу^ Н 'Етод 1930. 2. 234—235; 'Етод 1931. 2. 313-314.
60 Торппаш! А., Ыоршоо Z. Та афаА.^.ата р.ад // АvалXааlg. 256. 1978. 2. 26-27.
61 А^раар Ауюрекцд. Рыршио о8о1пор1ио: То у^од ае vsа а1хр.а^ыа£а. Аб^ма, 2007. 2. 267.
62 Гатарад X. Ор8о8о^а иаí Аоа^ атп Ыеытерп ЕАЛа8а. А0т]\их, 1992. 2. 349.
63 Созвездие Эллады. С. 170.
64 Подробнее см.: Атеа^д В. Ештор.од егаохогахт] lаторíа т^д ЕкиХгртхд т^д ЕХ1а8од апо той 1833 р.ехр1 а^p.ероv. 2 то^о[. А0т^а[, 1948-1953.
65 Гатарад X. Ор8о8о^а иаí Аоа^ атп Ыеытерп ЕАЛа8а. А0т]\их, 1992. 2. 350.
лось намного важнее: миссионерство, катехизаторскую деятельность, проповедь, благотворительность.
О. Николая Планаса уважали представители самых разных социальных слоев, разного материального достатка и уровня образованности. Почитание его в народе и любовь к нему были всеобщими, о чем тоже сохранились свидетельства. Когда он просто шел по улице, «дети бежали за ним по пятам, женщины осеняли себя крестным знамением, а мужчины снимали шляпы и почтительно расступались, давая ему дорогу»66.
О. Николай был очень требователен к себе, но мягок по отношению к другим67. От своих духовных детей он не требовал строгих постов, но к себе был очень строг. Например, ел он только вечером. Помимо установленных Церковью, был у него свой «Кресто-воздвиженский пост» с 1 по 14 сентября и «Архангельский» с 1 по 8 ноября68. Здесь мы еще раз видим подтверждение тому, что духовное очищение и просвещение в православной традиции начинается с самого человека. С воспитания на собственном примере, а не с организационных моментов начиналась «миссионерская деятельность» о. Николая. «В течение всей своей жизни он ничего не делал для себя и собственного комфорта»69. Зато был очень терпелив и мягок по отношению к недостаткам других людей. Например, известный старец Филофей Зервакос, который в молодости был духовным сыном о. Николая, вспоминает о некоем Алекосе, который был пьяницей и даже брал у о. Николая деньги, но священник терпел и прощал его, а окружающим говорил: «он хороший»70.
Простота о. Николая была определяющей чертой его облика. Это то, что замечали все; этим восхищались, этому удивлялись. Очень показательна следующая его характеристика: «Он был исключительно прост, словно малое дитя, но и в то же время разумен в своих ответах на различные вопросы»71. Здесь проявляется, с одной стороны, его смирение, с другой — духовный опыт и мудрость. О. Николай Планас с готовностью переносил невзгоды и скорби, и один его пример, без всяких слов действовал на окружающих людей, для которых он был «живой проповедью»72. Поэтому у него
66 Макарий Симонопетрский, иеромонах. Указ. соч. С. 31.
67 Как говорит старец Паисий Святогорец: «Залог того, что кто-то ведет подлинную духовную жизнь, это — большая строгость к себе самому и — много снисходительности к другим» // Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 400.
68 Созвездие Эллады... С. 144.
69 BsvsSixrngAyiopskni- Zova^agiorr]«; 19оо иш 20оо aiwvog. Ayio 'Opog, 2013. 2. 75.
70 Papa-Nicholas Planas... P. 93-95.
71 Созвездие Эллады. С. 145.
72 Papa-Nicholas Planas. P. XVIII.
не было необходимости теоретизировать, выступать с моральными поучениями. Его терпение, например, выразилось в следующем случае. Однажды после литургии в храме Иоанна Предтечи он сразу отправился пешком к умирающему чтобы его причастить73. О. Николай говорил своей духовной дочери: «Я, детка, терпением преодолел очень много встречавшихся мне искушений»74. Еще одно из его наставлений касалось смирения и терпения в отношении несправедливостей и упреков со стороны других людей: «Ты думаешь, чадо, я не знаю, как ответить? Знаю; но я думаю о том, что из этого выйдет, и поэтому молчу»75. Так на собственном примере, не прибегая к длинным и витиеватым проповедям, о. Николай учил основам христианских добродетелей, будучи далеким от законничества и морализаторства.
О. Николая Планаса отличала совершенная нестяжательность. Все деньги, которые ему давали прихожане, тут же расходились на благотворительность. Себе он не оставлял ничего, довольствовался самым малым. Однажды о. Николаю дали значительную сумму в запечатанном конверте, он же сразу, не раскрыв конверта и не поинтересовавшись, сколько там денег, отдал его стоящей у входа нищей. В своих поступках, он был чужд всякого рационализма. О. Николай оказывал помощь 11 семьям вдов и сирот, особенно помогал молодым вдовам. Он говорил, что «нищета толкает их к пороку»76.
Он собирал приданое бедным девушкам, а также плату за обучение студентам. Одна из его духовных дочерей вспоминает, что когда о. Николая приглашали для освящения воды в богатые дома в афинском районе Колонаки и он получал деньги, то в тот же день раздавал все бедным, себе не оставляя ничего77. Его благотворительность при полном личном бескорыстии и нестяжательности вполне укладываются в православную традицию. Здесь, казалось бы, мы видим полное сходство с деятельностью внецерковных организаций, ведь они поощряли широкую благотворительность. Однако их действия не всегда были бескорыстны, ведь они преследовали и цель привлечения в свою организацию новых членов или хотя бы завоевания сторонников.
Николай Планас жил в мире, но вдали от мира, его совершенно не интересовали не только материальные блага и удобства, но и
73 Созвездие Эллады. С. 167.
74 Там же. С. 176.
75 Там же. С. 149.
76 Там же. С. 151.
77 Papa-Nicholas Planas... P. 89.
политические дела. Внешнее не было важно для него, жившего богослужением, молитвой. Однажды, когда окружающие обсуждали какой-то политический вопрос, о. Николай Планас спросил: «А кто сейчас правит?»78.
Можно сказать, что деятельность его мало зависела от внешних, прежде всего политических условий, ибо была автономна, лишена какой-либо идеологизированности. У «Зои» же всегда присутствовала тесная связь с политическими группировками. А в конце 1960-х гг. афинским архиепископом стал лидер «Зои» Иероним Котсонис, видные члены организации заняли другие епископские кафедры, и совместно с правящим режимом (диктатурой «черных полковников») началось проведение их идеалов в жизнь Эллад-ской Церкви. Ими вырабатывается государственная идеология особой «грекохристианской культуры»79.
О. Николай Планас скончался 2 марта 1932 г. Его похороны прошли при большом стечении народа, желавшего проститься со своим пастырем. Влияние этого священника было огромным. Многие авторитетные духовники и общественные деятели вышли из круга о. Николая или испытали на себе его влияние. С ним были связаны почти все современники-традиционалисты. Кроме упоминавшихся уже А. Пападиамандиса и А. Мораитидиса учеником о. Николая Планаса был известный старец Филофей Зерва-кос80. С большим вниманием относился к нему писатель, художник и иконописец Ф. Кондоглу81. Таким образом, роль о. Николая Планаса в истории Церкви не исчерпывается лишь его служением, его влияние не прерывается вместе с его кончиной. Его духовные дети и почитатели продолжают его традицию (воспринятую им самим от православных традиционалистов) во второй половине XX в.
Можно сделать вывод, что многие черты пастырского служения о. Николая Планаса роднили его с предшествующей традицией аскетического возрождения и святоотеческим учением и кардинальным образом отличали от современных ему протестанствую-
78 Созвездие Эллады. С. 159.
79 Maczewski C. Н х^грт] т^д ат^ ЕААа8а. 2. 134-136.
80 Филофей Зервакос (1884-1980) — греческий духовник (старец), осуществлял просветительскую и миссионерскую деятельность. Им написано 9 книг, большое количество статей и брошюр, а также огромный комплекс писем к духовным детям по всему миру.
81 Фотис Кондоглу (1897-1965) — известный греческий литератор, художник, иконописец, издатель. В живописи был приверженцем византийской традиции. Он выполнил фрески, мозаики и иконы для многих храмов Греции, а также работал реставратором в Афинском музее византийского искусства, в обителях Святой Горы Афон, Коптском музее в Каире. С 1952 г. выпускал журнал «Кивотос» как ответ на проповедь греческих внецерковных организаций.
щих внецерковных организаций. Для о. Николая были характерны любовь к богослужению и непрестанная молитва, укорененность в святоотеческом учении. Он проявлял христианскую любовь к каждому человеку, бережно и чутко подходил к «душе, которая дороже всего мира». Он был почитаем во всех слоях общества — и состоятельными людьми, и представителями интеллигенции, и простым народом. Через богослужение, молитву, приобщение к святоотеческой традиции и на личном примере о. Николай учил людей быть подлинными членами Церкви. Он уделял время и социальной деятельности, и благотворительности, но они никогда не были самоцелью, а должны были вести людей к вере, к Церкви, к подлинному богообщению.
Его идеал пастырства и духовничества был очень близок к аскетическому, монашескому идеалу (акцент на молитве, смирении, непрестанном самосовершенствовании). О. Николай никогда не противопоставлял монашеский и мирской образ жизни, не умалял ни один из них, и такое отношение характерно еще для святоотеческого учения. Он сам был прост и несведущ в светской учености, но хорошо знаком с трудами Святых Отцов и православных традиционалистов и отнюдь не игнорировал значение образования и просвещения для своей паствы.
Именно духовный путь, которым следовал о. Николай, привлекал людей, и до сих пор в Греции помнят его, почитают его память. Во многом благодаря о. Николаю Планасу и его последователям, подобным ему священникам, а также афонскому монашеству (которое впоследствии стало переживать новый расцвет) внецерков-ные организации не получили преобладающего влияния в Греции, а расцвет их популярности сменился постепенным угасанием, хотя и не исчезновением.
Список литературы
1. Блаженный старец Иаков. М., 2008.
2. Дестунис Г. О жизни и трудах Константина Экономоса // Странник. 1860. № 7. С. 1-23).
3. Зоитакис А.Г. Греческая историко-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени // Введение в историю Церкви. Ч. 1: Обзор источников по общей истории Церкви / Под ред. В.В. Симонова. М., 2012.
4. Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.
5. Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в ХУШ—ХХ вв. М., 2010.
6. Смирнов С.К. Константин Экономос и соч. его о сродстве славяно-рус. языка с еллинским, Годичный акт в МДА. М., 1873.
7. Созвездие Эллады. Современные греческие подвижники благочестия. М., 2002.
8. Giannakopoulos A. Die Chrishichen Bruderschaften in Griechenland im 20 Jahrhundert. Ihr Wirken und ihre Funktion im Hinblick auf die Modernisierung und Secularisierung der Griechischen Geseschaft. Frankfurt, 1998.
9. Maczewski C. Die Zoi-Bewegung Griechenlands (Ein Beitrag zum Traditionsproblem der Ostkirche). Göttingen, 1970 (H Kivnan in? «Zw]?» ainv EXXaSa. A6]va, 2002).
10. Papa-Nicholas Planas. The Simple Shepherd of the Simple Sheep. Boston, 2001.
11. Aßpaap Ауюдащ- Pw[ia ixo oSoinogixo: To yevo? ae vea a ix|iaXwaia. A6]va,
2007.
12. AyysXonouXo; A. ExxXnaiaaux] laiogia. Iaiopia iwv 8o[iwv 8 i oix]aew? xai Zw]? in? ExxXnaia? in? EXXaSo? (20 ai wva?). ©eaaaXovixn, 1998.
13. АрфнХаую; Pävrnßn;. H ф iXoxaXix] avayevvnai той XVIII xa i XIX a i wva xai oi nveu[iauxoi xapnoi in?. A6]va, 1984.
14. Aisor; B. Eniio[io? en laxonix] laiopia in? ExxXnaia? in? EXXaSo? ano той 1833 [lexgi ai^egov. 2 io[ioi. A6]vai, 1948—1953.
15. BeveS ixio? Ay logeiin? Zuva^agi ai]? 19ou xa i 20ou a iwvo?. Äy i о 'Opo?, 2013.
16. riavvapä; X. OpOoSo^ia xa i Auan. H ©eoXoyia ainv EXXaSa a]^sQa. A6]vai,
1972.
17. riavvapä;X. OgSoSo^ia xai Auan ain Newiepn EXXaSa. A6]va, 1992.
18. Щог; &. H ©eoXoyia ei? i]v EXXaSa a][ieQov, aiov Ti^ni ixo To[io iou Apxi en i axonou A^epix]? Iaxwßou. ©eaaaXovixn, 1985.
19. Kaßäpvo; K. Suvaviiaei ? [ie iov KovioyXou. A6]va, 1985.
20. MstaMnvo; Г. To Z]in[ia in? Meia9gaaew? in? Ayia? Гртаф]? ei ? inv NeoeXXnv ix] xaia iov I©' aiwva. A6]va i, 1977.
21. Mnakavo; I. H ©eoXoy ix] ZxoX] iou naven iain|iiou A6nvwv — Iaiop x] en laxonnai? 1837—1930. A6]vai, 1931.
22. NiKoAao; Пршттт;. O veo? ayi o? in? exxXnaia? [ia? i epeu? N ixoXao? nXava?. A6]va, 1993.
23. navatn; A. To 2uvo8 i xov in? ev EXXaS i ExxXnaia?. To[io? A. A6]va,
2008.
24. naxouXlS^c K. To xivn^a iwv xoXXußaSwv. 'ExSoai? B'. A6]vai, 1991.
25. ngaxuxa SuveXeuaewv A8eX9oinio? ©eoXoywv H Zw]. 'Eio? 1930, 'Eio? 1931, 'Eio? 1934, 'Eio? 1935, 'Eio? 1936, 'Eio? 1946.
26. ToiQivmvrj A. No[iixou Z. Ta a9aX[iaia [ia? // AvanXaai?. 256. 1978.
27. 0spouonc A. O nanaxaXoyego? N ixoXao? nXava?. A6]va, 2007.
Поступила в редакцию 3 сентября 2014 г.