УДК 159.9
Межполушарная асимметрия как фактор проявления виктимности Interhemispheric asymmetry as a factor in the manifestation of victimhood
Оганнисян А.В., аспирант кафедры социальной дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, [email protected]
Hovhannisyan A., PhD student, Department of Social Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.041
Ключевые слова: межполушарная асимметрия, виктимноe поведение, респонденты, левополушарные, правополушарные, интегральные.
Keywords: interhemispheric asymmetry, victim behavior, respondents, left hemispheric, right hemispheric, integral.
Аннотация. Проблема виктимности личности одна из самых актуальных на сегодняшний день. Различные социальные кризисы, потеря семейных ценностей, кризис образования, неопределенная концепция воспитания привели к обострению проблемы виктимизации личности. В статье рассматривается проблема исследования межполушарной асимметрии и ее влияния на психику человека. Проведенный анализ литературных источников, посвященных вопросу межполушарной асимметрии, позволяет рассматривать данное явления как один из факторов, влияющих на формирование виктимности. В статье анализируются полученные результаты исследования доминирования полушарий и их влияние на разные формы виктимного поведения студентов гуманитарных специальностей в возрасте от 18 до 25 лет. Раскрыты сущность влияния функциональной асимметрии головного мозга на формирование виктимности личности и их взаимосвязь с индивидуально-личностными особенностями студентов. Выделены основные психолого-педагогические рекомендации по выявлению дальнейшей профилактики виктимных форм поведения личности.
Abstract. The problem ofpersonality victimization is one of the most urgent today. Various social crises, the loss of family values, the crisis of education, and the vague concept of upbringing have led to an exacerbation of the problem of victimization of the individual. The article deals with the problem of studying interhemispheric asymmetry and its influence on the human psyche. The conducted analysis of literature sources devoted to the issue of interhemispheric asymmetry allows us to consider this phenomenon as one of the factors influencing the formation of victimization. The article analyzes the results of the study of hemisphere dominance and their influence on different forms of students' victim behavior of humanitarian specialties at the age from 18 to 25 years. The essence of the influence of the functional asymmetry of the brain on the formation of personality victimization and their relationship with individual and personal characteristics of students is revealed. There are highlighted the main psychological and pedagogical recommendations for identifying further prevention of victimized forms ofpersonality behavior.
Введение. Современная виктимология, т.е. «учение о жертве» (от лат. viktima - жертва и греч. logos - учение) как специальная социологическая теория осуществляет комплексный анализ феномена жертвы, исходя из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере иных социальных дисциплин (криминологии, политологии, теории государственного управления, психологии, социальной работы, конфликтологии, социологии отклоняющегося поведения) [1;6]. Социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование
процессов производства, стремительная информатизация общества — все это привело к возникновению новых требований к современному человеку [7]. Обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал. Большая часть современной молодежи испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности [4].
Проблема виктимности личности одна из самых актуальных на сегодняшний день. Число молодых людей, проявляющих виктимное поведение, возрастает день ото дня. Выявление
факторов, которые влияют на проявление такого поведения, его профилактика - основные проблемы современной психологии и педагогики. Виктимная личность включает систему различных психологических свойств, которые включающие конформность, беспечность, чувство низкой самооценки и униженности, которые очень часто встречаются сейчас среди молодежи [3]. Изучение межполушарной асимметрии как одного из факторов, послужит выявлению одной из причин виктимизации, а также приблизит решение данных проблем.
Межполушарная асимметрия является объектом пристального внимания таких наук, как психология, физиология, медицина, педагогика и т.д. Актуальность данного исследования заключается в том, что функциональная асимметрия головного мозга современного человека влияет на все когнитивные процессы, индивидуально--личностные характеристики, направляет его деятельность и поведение человека в целом. Также исследуя и выявляя уровень доминирования конкретного полушария, мы можем определить стратегию поведения человека в различных стрессовых ситуациях и повлиять на него. Знания о доминировании правого или левого полушария, о закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга способствуют пониманию организации сложных психических процессов и индивидуально-психологических различий и виктимизации личности [2].
В современной психологии особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи функциональной асимметрии мозга с психическими когнитивными процессами и влиянию отдельных областей головного мозга на протекания всех этих процессов. В настоящее время проблемой функциональной асимметрии головного мозга и ее влияния на различные аспекты психики личности активно занимаются многие отечественные (Л.Я. Балонов, В.Л. Бианки, Э.Г. Симерницкая, О.А Кондрашихина, В.Ф. Фокин, Г.Н. Болдырева, Е.В. Шарова, Ю.М. Коптелов, А.Н. Щепетков, К.В. Никитин, В.Н. Корниенко, Л.М. Фадеева, В.Ю. Куликов, Л.К. Антропова, Л.А. Козлова) и зарубежные (М.Н. Ротбард, Дж. Ювонин, Л. Ленгва, Н. Буч, Л.А. Лонг, К.Е. Ковак, А. Тренкик, Дж. Макаули и др.) ученые.
Данным исследованием мы хотим выявить обусловленность виктимного поведения личности межполушарной асимметрией головного мозга. Рассмотрению вопросов виктимности и факторов ее психофизиологического возникновения посвящено большое количество работ в отечественной и зарубежной науке. Н. Сигимура
и К. Рудольф рассматривают виктимизацию в контексте влияния темпераментальных особенностей на формирование аддиктивных и депрессивных синдромов. Авторы обнаруживают взаимосвязь темпераментальных особенностей с глубиной отрицательных переживаний личностью и выраженностью депрессии [10]. Кроме того, отмечается большой вклад тормозного контроля в возникновении и сохранении таких психоэмоциональных параметров, как восприимчивость негативных внешних стимулов, негативный эмоциональный фон, сложности эмоционального регулирования и контроля торможения в проблемных ситуациях, приводящих в итоге к виктимизации личности
[5].
Л.Дж. Ленгва, Н.Р. Буч, А.К. Лонг, Е.А Ковак, А.М. Тренкик как угрозу социальной виктимизации рассматривают
нейрофизиологические особенности ребенка, приводящие к сложностям контроля внутренних импульсов, проявляющихся через агрессивное поведение [9]. Такие дети часто оказываются в виктимной ситуации из-за собственной открытой агрессии.
Наблюдается также разница в полоролевом дифференцировании взаимосвязей
нейрофизиологических особенностей ребенка с формами виктимного поведения. С.Д. Грэм, А.Ф. Белмор, А.Р. Нишина, Дж.Л. Ювонин отмечают, что у мальчиков выявлена взаимосвязь низкой эмоциональности с выраженностью
депрессивных синдромов, а у девочек наблюдается ярко выраженная связь между преобладанием процессов возбуждения и склонностью накапливать эмоциональные переживания, что может привести к виктимизации [8].
Таким образом, интерес на проблему межполушарной асимметрии как фактора проявления виктимного поведения в настоящее время не угас, проблема полностью не исследована, в частности, не выявлены связи между межполушарной асимметрией мозга и индивидуально-личностными характеристиками личности, полностью не выяснена взаимосвязь межполушарной асимметрии со склонностью к виктимному поведению, а также не разработана система профилактических мероприятий для предотвращения виктимизации и коррекции данного поведения.
Материалы и методы исследования. В статье представлена методика диагностики склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой, которая включает 6 шкал виктимого поведения. Данная методика выявления виктимного
поведения является стандартизированным тестом-опросником, который используется для выявления склонности к проявлению различных форм виктимного поведения. В статье представлен также индивидуально-
типологический опросник Л.Н. Собчик, который определяет типологические особенности индивида и выявляет подходящие человеку качества в деятельности. Для выявления доминирующего полушария была использована «Методика определения доминирующего полушария» Э.П. Торренса, в результате из 120 респондентов у 37 было доминирование правого
Как видно из таблицы, в результате исследования, у правополушарных респондентов была выявлена сильная положительная корреляция между личностной тревожностью и реализованной виктимностью (***Р<0,001). Согласно методике Э.П. Торренса, правополушарные респонденты в критических ситуациях проявляют защитные способы поведения. Они, чувствуя тревогу и внутреннее напряжение, стремятся избегать ситуации конфликта, так как правополушарные люди более сензитивны, часто теряют контроль и проявляют внутреннюю готовность к виктимному поведению в различных ситуациях.
В резуальтате анализа у правополушарных респондентов отмечается также сильная корреляция (***Р<0,001) между лабильностью и
полушария, у 29 - левое полушарие, а остальные 54 были интегрированными (одинаковое доминирование).
В исследовании приняли участие студенты гуманитарных специальностей в количестве 120 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Рассмотрим полученные результаты подробно. Для выявления взаимосвязи между индивидуально-личностными особенностями и шкалами виктимности у всех респондентов с разным доминированием полушарий (общее количество 37) был использован корреляционный анализ, см. таблицу 1.
реализованной виктимностью, что, соответственно использованных нами методик, говорит о неустойчивости реакций, что может приводить к виктимизации личности. Также выявлена корреляция (**P<0,01) между сензитивностью и некритичным виктимным поведением, которое определяется наличием у них неустойчивостью и неумением объективно оценивать ситуацию, что также может приводить к виктимности. Отсюда можно предположить, что правополушарные респонденты чувствительны к различным ситуациям, они тревожны, часто не контролируют ситуацию и в силу этих явлений могут стать жертвами различных преступлений.
В результате проведенного анализа выявилась следующая картина у левополушарных респондентов, см. таблицу 2.
Таблица 2. - Результаты взаимосвязи личностных особенностей и виктимности у левополушарных респондентов, n=29
Агрессия Самоповреждение Гиперсоциальность Зависимость и беспомощность Некритичность Реализованная виктимность
Экстраверсия -0,056 -0,054 -0,167 -0,066 0,015 -0,008
Спонтанность -0,055 -0,262 -0,085 0,022 -0,286 -0,205
Агрессивность - 0,075 0,232 0,100 0,089 -0,082 -0,307
Таблица 1. - Результаты взаимосвязи личностных особенностей и виктимности у правополушарных респондентов, n=37
Агрес- Самоповрежде- Гиперсоциаль- Зависимость и Некри- Реализованная
сия ние ность беспомщность тичнсть виктимность
Экстраверсия -0,097 -0,011 -0,023 0,026 0,061 0,039
Спонтанность -0,074 -0,170 -0,005 0,135 -0,206 0,082
Агрессивность -0,328* 0,000 0,359* -0,106 -0,019 0,014
Ригидность -0,231 -0,031 0,359* -0,147 -0,253 -0,177
Интроверсия 0,136 -0,059 0,177 -0,080 0,159 0,023
Сензитивность 0,250 -0,069 -0,084 0,106 0,459** 0,250
Тревожность 0,128 -0,092 -0,121 0,246 0,205 0,633***
Лабильность -0,097 0,338* 0,133 0,100 0,132 0,448**
Примечание: *P < 0,05; **P < 0,01; ***P < 0,001
Продолжение таблицы 2
Агрессия Самоповреждение Гиперсоциальность Зависимость и беспомощность Некритичность Реализованная виктимность
Ригидность 0,079 0,042 0,283 0,221 0,008 -0,132
Интроверсия 0,122 -0,202 -0,235 -0,133 0,465** 0,273
Сензитивность -0,021 -0,078 -0,057 -0,038 0,390* 0,084
Тревожность 0,255 0,162 -0,007 0,293 0,198 0,381*
Лабильность 0,197 0,187 0,269 0,372* 0,097 0,414*
Примечание: *P < 0,05; **P < 0,01
У данных респондентов выявлена сильная связь между интроверсией и некритичным виктимным поведением (**Р<0.01). У левополушарных респондентов представлены такие личностные особенности, как сензитивность, тревожность, лабильность, которые связаны с виктимными шкалами очень слабыми связями, что и объясняется тем, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, и такие люди менее эмоциональны, умеют трезво и объективно оценивать ситуацию и контролируют свои эмоции.
Наличие тревожности может привести к виктимному поведению, но так как у левополушарных сильно развито логическое мышление, они легко анализируют ситуацию и быстро находят выходы из нее.
В процессе исследования выявлены также результаты интегральных респондентов (люди, у
Анализируя полученные результаты интегрированных респондентов, можно сделать вывод, что они обобщают все взаимосвязи между личностными особенностями и виктимными шкалами у лево- и правополушарных респондентов, что и объясняется тем, что у интегралов обе стороны головного мозга развиты одинаково, и они могут иметь склонность к виктимности.
которых развиты оба полушария). В ходе корреляционного анализа были выявлены связи, которые были актуальны и у правополушарных и левополушарных респондентов. Они проявляют тревожность, неустойчивость реакций (лабильность) (***P<0.001) в различных критических ситуациях, что и часто может привести к виктимизации личности. У них наличествует связь интроверсии с некритичным виктимным поведением и реализованной виктимностью. Однако у интегральных респондентов наличествует также сильная взаимосвязь (***P<0.001) между лабильностью и склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему виктимному поведению. Будучи неустойчивыми, такие люди жертвенны, что связано с их активным поведением, провоцирующим ситуацию виктимности, см. таблицу 3.
Выводы. Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что существует определенная взаимосвязь между
межполушарной асимметрией головного мозга и виктимным поведением личности. Исследование показало, что виктимное поведение наиболее часто демонстрируют люди с доминированием правого полушария, так как они сензитивны, тревожны и неустойчивы в реакциях. У
Таблица 3. - Результаты взаимосвязи личностных особенностей и виктимности у интегральных респондентов, n=54
Агрес- Самоповрежде- Гиперсоциаль- Зависимость и Некритич- Реализованная
сия ние ность беспомощность ность виктимность
Экстраверсия 0,218 0,265* 0,132 0,228 0,249 0,265*
Спонтанность -0,163 -0,067 0,209 -0,015 -0,138 -0,010
Агрессивность 0,065 0,035 0,125 -0,010 0,034 0,041
Ригидность -0,036 0,011 0,045 -0,012 -0,058 -0,099
Интроверсия -0,175 0,077 0,025 0,092 0 477*** 0,438***
Сензитивность 0,101 -0,009 -0,298 0,151 0,701 -0,065
Тревожность -0,020 0,083 -0,151 -0,056 -0,075 0,526***
Лабильность 0,148 0,389** 0,060 -0,141 0,151 0,506***
Примечание: *P<0.05; **P<0.01; ***P<0.001
левополушарных респондентов в некоторых ситуациях также наблюдается виктимность, однако фактор наличия развитого логического мышления дает возможность ее подавить и контролировать ситуацию. Исследование также показало, что и интегральные респонденты склонны к виктимному поведению, так как у них развиты оба полушария, а это значит, что в конкретных ситуациях они могут проявить тревожность, сензитивность, а в некоторых случаях сами провоцируют ситуацию виктимности.
Анализ выявленных связей поможет разработке системы работ по профилактике и коррекции виктимного поведения подростков. В систему работ по профилактике виктимного поведения ребенка, прежде всего, входят знания о ребенке, диагностике его индивидуальных особенностей. В диагностику особенностей подростка входит также выявление развитости полушарного развития его мозга. Таких методик сегодня очень много, они просты в использовании и помогут в данной работе. Работа по выявлению индивидуальных особенностей ребенка должна проводиться как в школе, так и дома, школа и семья должны работать с ребенком сообща, чтобы достичь необходимых результатов.
Для профилактики виктимного поведения необходим комплекс психологопедагогических работ. Мы разработали рекомендации для взрослых, которые помогут профилактике виктимности личности:
1. Необходимо выявить несовершеннолетних из группы риска по развитию виктимного поведения и провести комплексную работу (педагогическая, психологическая, медико-социальная, психотерапевтическая) с ними и их семьями.
2. Очень важно поддерживать доверительные отношения с подростками и юношами. С ними всегда нужно вести разные беседы на темы, которые для них важны, нужно уважать их точку зрения. Важно помнить, что характерная особенность этого периода -эмансипация от взрослых, поэтому разговаривая с ними и понимая их, вы показываете, что
принимаете их взрослость, решения и что вы всегда рядом.
3. Авторитарный стиль семейного воспитания только усугубляет и провоцирует подростков и юношей к поведению, которое приводит к виктимизации. Наказывая и запрещая, мы формируем у них агрессию по отношению к окружающему миру и аутоагрессию, которая вредит ему самому. Нужно понять и уважать их точку зрения, заключать договоренности (субъективно-прагматический метод воспитания). Если есть необходимость запрета, то важно объяснить, почему и с какой целью.
4. Важно также развивать характер подростка и юношей, закрепить внутренний контроль, самоконтроль, устойчивость в различных ситуациях. Особенно важны эти качества для подростков с правополушарным развитием.
5. Говорите с подростком на такие философские темы, как жизнь, любовь, дружба и т.д. Они очень заинтересованы в таких темах, и ваша точка зрения поможет им в поиске смысла жизни и собственного понимания. Если не ваш опыт, то они найдут ответы на это вопросы в другом месте, например, в Интернете, где очень часто информация искажена и небезопасна, и может в итоге стать причиной появления и развития виктимности.
6. Учите самостоятельность. Развивайте в них навык преодоления трудностей самостоятельно, научите их не бояться неудач, быть уверенным в себе, в собственных силах, справляться с трудностями, набираться опыта.
7. Если в поведении юноши или подростка намечается риск суицида, то обязательно нужно вовремя поделиться опасениями с соответствующими специалистами (узнайте телефоны служб психологической поддержки, которые могут оказать помощь в кризисной ситуации).
8. Взаимодействие со специалистами (психологи, социальные работники), деятельность которых включает проведение во время специальных занятий различные игры, психологические занятия, музыкотерапию, изотерапию и т.д.
Литература:
1. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков / О.О. Андронникова. - Новосибирск, 2005. - С. 213.
2. Антропова Л.К., Андронникова О.О., Куликов В.Ю. Специфика латеральной специализации мозга, эмоционального интеллекта и жертвенности у
молодежи со склонностью к отклоняющемуся поведению / Л.К. Антропова, О.О. Андронникова, В.Ю. Куликов // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. - Т.10. - № 3(52). - С. 49-50.
3. Клачкова О.А. Психологические особенности виктимной личности / О.А. Клачкова // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 396.
4. Кузьмишкин А.А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин, Н.А. Кузьмишкина, А.И. Забиров, И.Н. Гарькин // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 933-935.
5. Луценко Е.Л. Особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма у студентов / Е.Л. Луценко // Вестник психофизиологии. - 2013. - № 2. -С. 34-40.
6. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. - М., 2010. Милевич А.С. Факторы виктимизации предпринимателей малого бизнеса (Вопросы теории и результаты исследования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/section?id=12498
7. Франк Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк. - Душанбе, 1972. - 49 с.
8. Graham S.D., Bellmore A.F., Nishina A.P., Juvonen J.L. It must be me: Ethnic diversity and attributions for peer victimization in middle school // Journal of Youth and Adolescence, 2009, Vol.38, №4. - P. 487-499.
9. Lengua L.J., Bush N.R., Long A.C., Kovacs E.A., Trancik A.M. Effortful control as a moderator of the relation between contextual risk factors and growth in adjustment problems // Development and Psychopathology, 2008, - Vol. 20. - P. 509-528.
10. Sugimura N., Rudolph K.D. Temperamental Differences in Children's Reactions to Peer Victim-ization // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. -2012. - Vol. 41 (3). - P. 314-328.
References:
1. Andronnikova O.O. Psychological factors in the emergence of victim behavior at adolescents / O.O. Andronnikova. - Novosibirsk, 2005. - S. 213.
2. Antropova L.K., Andronnikova O.O., Kulikov V.Yu. Specifics of lateral specialization of the brain, emotional intelligence and sacrifice at young people with a tendency to deviant behavior / L.K. Antropova, O.O. Andronnikova, V.Yu. Kulikov // Academic Journal of Western Siberia. - 2014. - T.10. - № 3(52). - S. 49-50.
3. Klachkova O.A. Psychological features of victim personality / O.A. Klachkova // Messenger of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen -2008. - S. 396.
4. Kuzmishkin A.A. Adoption of the first-year students at the university / A.A. Kuzmishkin, N.A. Kuzmishkina, A.I. Zabirov, I.N. Garkin // Young Scientist. - 2014. - № 3. - S. 933-935.
5. Lutsenko E.L. Features of the students' interhemispheric asymmetry of the alpha-rhythm index / E.L. Lutsenko // Messenger of psycho-physiology. - 2013. - № 2. - S. 34-40.
6. Malkina-Pykh I.G. Victimology. Psychology of victim behavior. - M., 2010. Milevich A.S. Factors of victimization of small business entrepreneurs (Questions of theory and research results) [Electronic resource]. - Access mode: https://monographies.ru/en/book/section?id=12498
7. Frank L.V. Victimology and victimization / L.V. Frank. - Dushanbe, 1972. - 49 p.
8. Graham S.D., Bellmore A.F., Nishina A.P., Juvonen J.L. It must be me: Ethnic diversity and attributions for peer victimization in middle school // Journal of Youth and Adolescence, 2009, Vol.38, No. 4. -P. 487-499.
9. Lengua L.J., Bush N.R., Long A.C., Kovacs E.A., Trancik A.M. Effortful control as a moderator of the relation between contextual risk factors and growth in adjustment problems // Development and Psychopathology, 2008, - Vol. 20. - P. 509-528.
10. Sugimura N., Rudolph K.D. Temperamental Differences in Children's Reactions to Peer Victim-ization // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. - 2012. - Vol. 41 (3). - P. 314-328.
19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии Сведения об авторе:
Оганнисян Аракся Вагановна (г. Москва, Россия), аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, e-mail: [email protected]