INTERG ENERA TIONA L TIES IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF MODERN YOUTH: POINTS OF CONVERGENCE AND TENSION *
Gritsenko Ga Una Dmitrievna, DSc of Philosophical sciences, Professor, Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, laboratory of conflictology, Stavropol
Maslova Tat у ana Fedorovna, DSc 6f Sociological sciences, Professor
Smagina Maria Viktorovna, PhD of Sociological sciences
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article is aimed at considering the socializing potential of intergenerational ties. The most optimal theoretical, methodological and empirical foundations for studying the state of intergenerational relations as the spirit ual basis of youth socialization are shown. Based on the analysis of the data obtained, expressed in the assessments and impressions oj the respondents, the points of convergence and tension of the generation of children (students) with the generations of their "fathers and grandfathers" are shown. Social qualities, typical in modern Russian reality, both stimulating and restraining intergenerational ties, are singled out. The spiritual connection of student youth with representatives of older generations has been recorded, which can contribute to their successful socialization.
Keywords: intergenerational connections; student youth; social qualities of generations; the spiritual basis for the rapprochement of generations; socialization.
17,DN: OMPWAU; DO!: 10.»4933/3305-8757.3033-15.9
Цитировать: Гриценко Г.Д., Маслова Т.Ф., СмапшаМ.В. Межцоколенные связи в процессе социализации современной молодежи: точки сближения и напряжения// KANT: Social science & Humanities. - 2023. -N•-3(15). - С. 78-86. EDN: OMPWAU. DOS: 10.24933/2305-8757.2023-15.9
УДК 316.455
ВАК 5.4.4
© Гриценко Г Л., 2023 © Мяслова Т.Ф., Я023 © Смагиня М.В., 2023
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ТОЧКИ СБЛИЖЕНИЯ И НАПРЯЖЕНИЯ **
Статья нацелена на. рассмотрение социализирующего потенциала меж-поколенныхсвязей. Показаны наиболее оппишальные теоретико-мепюдо-логические и эмпирические основы исследования состояния межпоколенных отношений как духовного источника социализации молодежи. На основании анализа полученных данных, выраженных в оценках и впечатлениях респондентов, показаны точки сближения и напряжения поколения детей (студентов) с поколениями своих ''отцов и дедов". Выделены типичные в современной российской реальности социальные: качества, как стимулирующие, так и сдерживающие межпоколенпые связи. Зафиксирована духовная связь студенческой молодежи с представителями старших поколений, которая может способствовать Ltx успешной соци&аизации. Ключевые слова: межпоколенные связи; студенческая молодежь; социальные качества поколений; духовная основа сближения поколений; социализация.
Введение
На протяжении многовековой истории одним из жизненно важных вопросов человеческого бытия выступает Сохранение межпоколенных связей, выполняющих функции как родовых, так и социальных взаимодействий; консолидирующих, интеграционных, инновационных, социализирующих и др. В совре-
* The study ШШ carried sot arpart offfig implementation of the State Budget of the Federal Research Center of the SSC RAS, g/ r. No. 122020100306-9.
** Исследование выполнено в рамках реализации ГЗ ФИЦ ЮНЦ РАН, г/р. № 122020100306-9,
менном мире нарастают факторы, сдерживающие эти функции, А именно: высокий уровень глобализации достаточно высок, темпы информатизации общества ускорены, расширены рамки цифровизации жизненного пространства, уплотнены инфо-коммуникативные связи, обострены противоречия между нравственными ценностями старшего и молодого поколений. Все это актуализирует вопрос о состоянии и преемственности ценностного мира для сохране ния культурно-исторической самобытности каждого общества, политико-управленческого суверенитета отдельного государства.
Проблема поколений всегда относилась к числу вечных [4], Заходит отражение в бытовом и художественном сознании людей. Так, в русской класс и ческой литературе часто исследовались процессы взаимодействия поколений: это и "Капитанская дочка" A.C. Пушкина, и "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя, и "Отцы и дети" И.С. Тургенева, - такой перечень можно продолжить. Очевидно, что через взаимодействие поколений формируется сопричастность человека к тем или иным общественным явлениям, влияющим на жизнь социума, вырабатываются общие социально-психологические установки, ценностные ориентации, обусловливающие специфику менталитета народа [24]. И сегодня, когда, современное общество "отличает усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, нарастание неуверенности и неопределённости, подавление тех проявлений человеческого духа, которые в прошлом вдохновляли людей к социальным преобразованиям" (3. Бауман) [1; 3], особое значение приобретает поиск оснований межпоколенных отношений как мощного фундамента прочности и устойчивости социума.
Проблема взаимоотношений между поколениями в современном российском обществе особенно обострилась в 1990-2000-е годы, что обусловлено, главным образом, такими культурно-ис-торическими, социально-психологическими тенденциями, как отрицание в общественном сознании значимости достижений советского времени, неприятие определяющей, главенствующей роли Советского Союза в победе в Великой Отечественной и Второй мировой воинах, стирание чувства сопричастности к великой истории своей страны и ее прошлому. Подобные тренды негативно отражаются на мировоззрении подрастающего поколения, самосознании молодежи, способствуя отдалению поколений "отцов" и "детей" друг от друга, разрушая и отрицая градационные жизненные нормы и установки, с одной стороны, и формируя, укрепляя предрассудки и негативные стереотипы, с другой, для проецирования "привлекательного" образа жизни нового поколения россиян. Опыт старшего и пожилого поколений становится невостребованным. В то же время без продуктивного взаимодействия поколений, что является одним из важных факторов не только социализации личности в обществе, но
ГРИЦЕНКО Галина Дмитриевы а, доктор философских иду к, профессор, главный научный сотрудник. Южный научный центр РАН, лаборатория конфликтологии, Ставрополе
МАСЛОВА Татьяна Федоровна, доктор социологических наук, доцент
СМАГИНА Мария Викторовна,
кандидат
социологических наук
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
и развития социоцел оспюй системы общества, невозможна ни самосохранение личности, ни сохранение общества в целом. Именно поэтому важно Продолжить исследование сущностного содержания межпоко^ ленных отношений в современной российской реальности для фиксации наличия / отсутствия духовной связи молодых россиян с представителями старших поколений.
В научной литературе понятие поколения интерпретируется как совокупность людей, рожденных в один двадцатилетний период, и обладающих тремя общими критериями: возрастное положение в истории, что подразумевает под собой переживание одних и тех же исторических событий в примерно одинаковом возрасте; общие, единые верования, модели поведения и ощущение причастности к данному поколению [9- 95.]-
Научно-исследовательский капитал.
Проявления межпоколенных связей исследователями рассматриваются с разных сторон. Чаще всего ученые предлагают изучать проблемы взаимоотношений поколений в двух ракурсах: /[ибо в рамках глобального разрыва между поколениями, который перманентно увеличивается [8], либо в контексте маятникового взаимодействия: конфликт - перемирие; противостояние -преемственность [12, 265]. В пределах этих двух основных подходов сформировалось м ножество путей осмысления характера вза-имосвязей между поколениями. Так, все многообразие оттенков межПоколенных отношений некоторые ученые предлагают рассматривать по следующим направлениям: социальный контекст; духовно-нрав-ственный; экономический; политический; бытовой; социально-психологический [25].
Часть исследователей полагают, что целесообразно изучать вопросы взаимодействия поколений через различные социальные среды-системы. А именно: в рамках микросистем, мезосистем, экзосистемы, макросистемы [12, 265],
В научной литературе есть и психологический подход к исследованию межпоколен-
ных отношений, правда, главным образом, в семье, имеющих как конструктивное, так и деструктивное направление их развития: принятие поколениями друг друга; сохранение семейной памяти; напряженность отношений; отчуждение поколений [18].
Долгое время межпоколенные отношения использовались учеными как синоним семейных [17; и; ю]. По оценкам исследователей, наблюдается процесс межпоколен-ческого дистанцирования в семье и ослабление близких родственных связей" [19], межпоколенческие связи становятся все более запутанными и нестабильными [13, 438].
В то же время в современном многофакторном многосубъектном обществе, помимо семейных межпоколенных связей, существует целыйряд несемейных отношений, включающих как профессиональные, так и не связанные с профессией - тендерные, возрастные и др. [21].
Итак, современные реалии свидетельствует о том, что межпощшенные отношения - это широкий пласт взаимодействий, обусловлен ный особенн остя м и поколен ческой идентичности (установками, ценностями, идеалами, направленностью и т. д.) [20], и сопровождаемый действиями социальных институтов и прежде всего - семьи, образования, государства
В этой ситуации наиболее продуктивной стратегией решения проблем "отцов и детей" представляется налаживанием диалога между поколениями в масштабах общества, что отражено в Указе Президента Российской Федерации "Основы государственной культурной политики" [23]. Реализация такого диалога предполагает передачу опыта старших поколений потомкам и приятие его со стороны последующих поколений, а также обращение старших к миропониманию и опыту новых поколений. Такое "движение навстречу" способствует обогащению культуры отношений субъектов, развитию процесса социализации личности, социокультурной среды на принципах взаимопонимания и открытости.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основы исследования. Важную роль в развитии данных тенденций играют исследовательские практики, нацеленные на описание и анализ ситуации, связанной с Межпоколенными отношениями. Одна из таких практик представлена инициативным исследованием Российского общества социологов "Культурное наследие и связь поколений" (2022 г.), посвященном изучению связей поколений в меняющейся действи-тельности, а также отношению студенчества к истории страны и народов, входивших в состав СССР
Основная идея исследования исходит из понимания, что картины мира студенческой молодежи и старших поколений формировались / формируются в разных ситуациях, поэтому неизбежен поиск площадки для диалога дедов-отцов / детей как условия стабильности общества [6].
Каковы условия и механизмы такого диалога? Одним из источников информации о них является опыт участников отношений. Поэтому результаты опроса студенческой молодежи, участвующей в исследовании "Культурное наследие и связь поколений", Представляют информационную базу для определения "точек касания" и расхождения в межпоколенных связях, выраженных в оценках, мнениях, представлениях респондентов о ценностях, опыте прошлого и настоящего, степени их включения в жизнь современников.
Анализ и интерпретация полученных результатов позволяет раскрыть особенности социализации современной молодежи в многопоколеппой среде российского общества. При этом методологически значимыми подходами в трактовке субъективных
: Исследование проведено в апреле-мае 2022 года методом анкетирования. Выборка по объекту исследования составила 9751 студент вузов России, и числе которых 893 студента Ставропольского государственного педагогического института, результаты опроса которых положены в основу статьи.
оценок, значений, представлений и проектов будущего студенческой молодежи рассматриваются:
- социокультурный подход, при котором личность рассматривается через взаимосвязь общества как системы социальных отношений и культуры как совокупности ценностей и норм [14; б];
- феноменологический подход, согласно которому "социальная реальность в большей мере связана с нормативно-ценностными структурами" [3], и, следовательно, в контексте отношений "общество - индивид" подчеркивается идея смыслов-значений, которые являются составляющими конструирования и интерпретации собственного жизненного положения и личной биографии". [26; 2].
Представл яется целесообразным обращение к идеям осуществления социально-ком-муникационной деятельности, проявляющейся в стремлении воспроизводить воспринимаемое поведение других и иди видов и групп, практик, верований, установок и т. д., которые передаются из поколения в поколение. Этот процесс подражания способствует сохранению целостности общества (Г. Тард) [22]. Также заслуживает внимания идея, связанная с процессом формирования впечатлений (S. Asch), благодаря которому создаются впечатления о других на основании ряда факторов, в том числе субъективной интерпретации [28].
Выделенные подходы и идеи в интерпретации данных исследования способствуют пониманию сущности социализации, в процессе которой личность, с одной сто роны, концентрирует^ накапливает внешне обусловленный опыт и внутренне автономн ый опыт, с другой стороны, позиционирует себя и демонстрирует восприятие других в оценках, суждениях [16]. Рефлексии респондентов по этому поводу расширяет представление о типичных и характерных поведенческих моделях представителей поколений, их базовых установках по отношению к семье, историческому наследию, культуре, ценно-
стям, что способствует опре де лению точек сближения и напряжения во взаимодействии.
Обсуждение результатов исследования
Результаты исследовательского проекта отражают степень выраженности данных признаков, содержащихся в ответах участников социологического опроса относительно характеристик своего поколения, поколения отцов / матерей, поколения дедушек / бабушек.
Б исследовании выделены наиболее значимые положительные качества, указывающие на сходство и различия поколений ровесников, родителей, дедушек / бабушек (табл. 1)
Таблица 1 • Распределение положительных качеств поколений (%)
N Ценности Мое поколение Поколение родителей Поколение «додоа» Итого
1 Ответственность 50,8 74,6 91,6 100,0
2 Взаимопомощь 57,2 77,4 68,3 100,0
3 Патриотизм 45,3 75,5 92,0 100,0
4 Сопереживание 61,0 76,8 84,3 100,0
5 Отзывчивость 57,9 76,7 84,9 100,0
б Социальная активность 56.8 63,2 67,7 100,0
Согласно данным, приведенным в таблице 1, зафиксирован значительный разрыв между поколениями в одобрении социально значимых положительных качеств. Можно с определенной долей уверенности сказать, что "мое поколение" "проигрывает" своим "предкам" по всем социально необходимым ценностям, без которых общество как целостная социокультурная система бу-дет подвергаться разбалансировки. Это касается, прежде всего, "патриотизма", где ценностное несоответствие по количеству выборов наиболее фундаментамьно: "мое поколение", поколению отцов / матерей, поколению дедушек / бабушек - соответственно, 45,3% - 75,5% - 92,о%. Серьезный дисбаланс наблюдается при оценивании качества "ответственности": 50,8% , 74.6%, 91,6%.
Некоторое приближение оценочных позиций имеет место при выражении поколениями своего отношения к "социальной активности". Однако налицо смещение векторов активности по шкале: "в интересах коллектива" - "в личных интересах" в пол ьзу последнего у тех, кто представляет "мое поколение". Качество коллективизма более свойственно старшим поколениям. Много-ликость этого качества была проиллюстри-рованас помощью трехосновных ценностей: взаимопомощь, сопереживание и отзывчивость. Данным ценностям привержены немногим более половины респондентов "мое поколение".
При анализе результатов ответов относительно отрицательных качеств наблюдается прямо противоположная картина: практически абсолютное большинство молодого поколения не рассматривают приведенные отрицательные ценности как неприемлемые (табл. 2).
Важно подчеркнуть: все названные "антиценности" несут в себе соци-ально-психологическую окраску, в определенной степени оказывают влияние на качество социального самочувствия подрастающего поколения. Возможно, именно поэтому многие молодые люди, даже те, кто не попадал под частичную мобилизацию, предпочли выехать за пределы страны. И с другой стороны, многие мужчины "поколения родителей" ушли добровольцами на СВО,
Таб л и ца 2 - Расн редел ел и е отри ца1 гел ышх качеств поколений (%)
N Ценности Мое поколение Поколение родителей Поколение «дедов» Итого
1 Лень 84,2 25,9 20,1 100,0
2 Индивидуализм 80,1 28,3 23,2 100,0
3 Стремление к выгоде любой ценой 79,6 34,4 22,5 100,0
4 Неуверенность в себе 77,4 31,4 27,6 100,0
5 Фатализм, безразличие 74,9 29,1 23,5 100,0
При оценивании так Называемых лично-стно-индивидуальных качеств разрыв между поколениями минимальный (табл:. з).
Таблица 3 - Распределен ие личностно-индивидуальных качеств поколений (%)
К таким чертам характера относятся: чувство юмора, способность к адаптации, оптимизм, гибкость. Безусловно, имеющее место ценностная гармония, сохраняющаяся между тремя поколениями, дает надежду на дальнейшее сближение представителей разных поколений, на укрепление межпоколенных связей и создание плацдарма для успешной социализации подрастающих граждан России.
Очевидно, что эти и другие качества "старших" влияют на проектирование жизни молодого поколения. Так, называя предпочтительные качества людей в идеальном обществе, студенты отметили: соблюдение моральных норм (77,6%), верность в браке (76,1%), доверие к другим людям (74,8%}, надежность дружбы (74,7%), взаимопомощь (74,5%), знание истории своего народа (74,3%). Однако в реальном мире наличие всего этого отмечено меньшим числом респондентов: (от 54% до 62%}, в противовес таким качествам, как личный успех и личная выгода (соответственно 70,9% и 76,8%).
Кроме социальных и личностных качеств, обеспечивающих социализацию, в различных источниках важными условиями межпоколенных связей рассматриваются и другие. Это: система преемственности и передачи культурных ценностей от поколения к поколению, приобщения к семейным и общественно-значимым ценностям (образование, здоровый образ жизни и др.) [2].
Сегодня аргументом сближения поколений можно рассматривать оценку качества патриотизма как маркера гражданской и личной идентичности. Как было отмечено, в ходе исследования 45,3% респондентов
выделили это качество как типичное для своего поколения (табл. 1). Однако относительно собственной оценки этот показатель вырос ПОЧТИ В 2 раза. На вопрос: "Можете ли Вы назвать себя патриотом?", "Да" и "Скорее, да" ответили 86,2% (табл. 4). Такая оценка соотносится с оценками поколений родителей (75,5%) и дедушек / бабушек (92%).
Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос: "Вы можете наз вать себя > гатрйотом?'"
Можно предположить, что расхождение в оценках патриотизма своего и представителей своего поколения Объясняется ослаблением / отсутствием деятел ы 1 остного патриотизма у части молодежи, к которой респонденты себя не относят. Деятельное -тный патриотизм, по заключениям исследователей, выступает регулятором социального поведения, представляет собой общественно одобряемую ценность, которая способна санкционировать определенные ориентации в профессиональной деятельности, в первую очередь, служение Отечеству [27].
Показательным в данном контексте могут быть результаты опросастуденческой молодежи г. Иркутска, в ходе которого выяснялось, считают ли молодые люди себя патриотами. По данным исследователей, 70,4% респондентов ответили положительно. В числе критериев деятел ьн остного патриотизма называются гордость за страну, за ее достижения в различных сферах; готовность защищать интересы своей страны; желание жить в своей стране и работать на ее благо [15].
Такое понимание патриотизма иркутскими студентами соотносится с результатами
N Ценности Мое Поколение Поколение Итого
поколение родителей «дедов»
1 Чувство юмора 72,9 74,4 74,4 100,0
2 Способность к адаптации 68,2 64,6 64,6 100,0
3 Оптимизм 63,8 69,5 69,5 100,0
4 Гибкость 63,1 61,8 61,8 100,0
Ма Оценка / мнение Абсолютное Относительное
ЧИСЛО число (%')
1 Нет. 32 3.5
2 Скорее нет. чем да. 34 3,7
3 Затрудняюсь ответить. 56 6.5
4 Скорее да. чем нет. 362 397
5 Да. 424 46,5
Итого ответивших: 911 100,0
опроса студентов Ставропольского госпединститута. Показательны ответы респондентов на вопрос об областях применении знаний, полученных в вузе (табл, 5).
Таблица 5 - Распределение ответов на вопрос: "После получения образования, где Вы планируете жить и работать?"
№ Оценка / мнение Абсолютное ЧИСЛО Относительное число (%)
1 Останусь в своей стране 570 62,6
2 Все зависит от того, где смогу получить хорошую работу 201 22,1
3 Пока не знаю 113 12,4
4 За рубежом 27 3,0
Итого ответивших 911 100,0
Лишь 3% респондентов намерены работать за рубежом. Важно зафиксировать, что точка зрения "младших" и "средних" поко-лен ий на будущую трудовую занятость сегодняшних студентов сходны: 48,1% родителей, по данным участников опроса, "Предпочли бы, чтобы я жил и работал в родной стране". Но 336% "родителей" предоставляют своим взрослым детям свободу действий: "Считают, что это должен быть мой выбор",
На вопрос о выборе исторического вре-мени ЩдаШ 40% опрашиваемых ответили, что они хотят жить в настоящее время; 17,1% - в дореволюционной Российской Империи. Минимальное число выборов выпало на периоды дедушек / бабушек "В годы Великой Отечественной войны, чтобы защищать страну, как наши предки" - 8,6%; и родителей: "Во времена Брежнева: страна восстановлена, есть уверенность в завтрашнем дне" - 7%.
Между тем, при всей неоднозначности ценностных оценок ответы сгудептов-учас-тников опроса.отражают признание наследия, которое оставили современному обществу поколения "отцов и дедов" (табл. б).
Как видим, респонденты выделили - русский язык как язык межэтнического общения, уважение к общей истории, мировоззренческие установки, свойственные единому советскому народу, интерес к кул ь-туре народов, входящих в состав СССР республик.
Определенным подтверждением сохранения тех традиций российского общества (в историческом смысле этого слова), которые позволял и жить мирно и добрососедски разным народам и этносам, могут служить ответы на вопрос об ориентации на культурные традиции. Абсо-л ютное бол ьш инство студенческой аудитории считает, что современный человек должен знать культуру своего народа. При этом примерно половина респондентов убеждена, что необходимо знать и уметь ориентироваться в культурном наследии других народов. И это, безусловно, есгь залог добрососедских отношений, "дружбу народов" (посоветской терминологии), что особенно важно и об ьек-тивно необходимо, учитывая разнообразие Культур и многообразие народов, проживающих на территории России [б].
Таблица6 - Распределение ответов на вопрос: "Что удалось сохранить из наследия СССР в настоящее время?" (%)
N2 Ценности Нэт Ида, и нет Да Итого
1 Русский язык как инструмент общения народов СНГ 7,8 43,9 48,3 100,0
2 Уважение к общей истории 10,5 49,5 40,0 100,0
3 Интерес к культуре стран СНГ 10,5 52,4 37,1 100,0
4 Дружбу народов ш 57,5 30,4 100.0
5 Мировоззренческие установки, свойственные единому советскому народу 16,2 50,6 33,2 100,0
б Доверие к представителям разных наций 14,3 54,6 31,1 100,0
7 Доверие стран СНГ друг другу 17,2 55,9 26,9 100,0
Закл ючение
Современные межпоколенные связи, согласно анализу результатов исследования, по-прежнему могут рассматриваться духовной основой процесса социализации российской молодежи. Старшее поколение как носители определенног о мировоззренческого мира в глазах студентов-респондентов остаются основным транслятором таких важнейших ценностей, как патриотизм, коллективизм, осмысливая их в самой широкой трактовке. Семейные ценности и традиции также являются предметом межпо-
коленной передачи. Более того, молодежь, реализуя свою важнейшую функцию в обществе - инновационную, опирается в той или иной степени на опыт старших поколений, в частности на понимании социальной справедливости.
В то же время для сегодняшнего молодого поколения не прошли даром годы "строительства" либерального общества, в центре которого стоит автономный Человек с приоритетом личностных прав и свобод, что отразилось в преобладании индивидуалистической направленности.
И все же можно сделать вывод, что в качестве важного ресурса развития межпоколенных связей следует рассматривать отношения молодежи к культурному и историческому наследию старших поколений, и на этой основе - формировать и развивать установки, направленные на диалог, предполагающий установление консолидированных отношений. Фундаментом дтя укрепления и развития межпоколенных связей становится образ будущего, которое молодые люди связывается с Россией и ее людьми.
Примечания;
1. Бауман 3. Шдивидуализированноё общество / 3. Бауман /Щер. с англ. под ред. В,Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - здо с.
2. Горбачева Н.Б. Роль меж поколенной коммуникации 15 развитии ценностей молодого поколения // Концепт. - 2015. - Т. 33. - С. 2381-2385.
3. Грицанов A.A. Социальная реальность; осмысление основных парадигм // Вопросы социальной теории. - 2008. - Т.!!. - Выи. 1 (2). С. 133-147. 4-Гриценко Г.Д, Часовская Л А Подрастающее поколение как группа риска в современном р(хсийс-ком обществе. Ставрополь: СГГГИ, 2009. - 144 с.
5. Данные исследовательского проекта "Культурное наследие и связь поколений" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:Щssa-rss.ru/ i ndex.p hp?page.. i d=1 g&id -1937.
6. Дулина H.B.. Засыпкин В.П., Мансуров В.А., Пронина Е.И., Широкйдова Г.С, Шкурин Д.В., Юрьев П.С. Культурные градации и связь школе-ний // Весгник Сургуте ко го государстве и но го педагогического университета. - 2022. - № 5 (8о). -
7. Дании В.И. Социокультурный подход и социе-тально-функциональные структуры // СОЦИС. -2000. - № 7. - С. 3-12.
8. Мид М. Культура и преемственноггь. Исследование конфликта между поколениями// Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - С. 322-361.
9. Микляева А.В. Модели отношений между людьми разного возраста: результаты эмпирического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.
- 2014.- Т. 7.- № 1.- С. 41-47.
ю. Ожиганова E.Mi Теория поколений И. Хоуво-ма и. В, Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № l С.94-97.
11. Постникова М.И. Межпоколенные от ношения в контексте культурно-исторической концепции // Мир науки, Культуры, образования. - 2010 -N-4-] {23). - С. 125-128.
12. Постникова М.И, Межпоколенные отношений в контексте социокультурных изменений в современной России // Извес тия Российского государственного г[едагогического университета им. А.И. Герцена. - ajàu. - № Si. - С. 265-276.
13. Ра зор в ина А.С. Гра нсформа ция меж п околен -ческих связей в Рос с ийс кой семье // Казанский педагогический Журнал! - 2016. - Т. 2,- №2 {115). -С. 438-440.
14. Резник (О.М. Социокультурный подход как методология исследований // Вопросы социальной теории. - 2008. -Ï. [[. - Вып. 1(2). - С. 305-328.
15. Решетников В.А., Решетникова Е.В. Деятель-иостный патриотизм как социокультурный феномен// Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. - 2020. - Т, 32. -С. 50-5S.
16. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии/ пер. с англ. В.В. Румынского; под ред. Е,Ш Емельянова, B.C. Магу на- -М.: Аспект Пресс, 2000. -429 с.
17. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в семье: автореф. дис.... д-ра психол. наук. - Кострома. 2013. - 47 с.
18. Сапоровская ВДВ. Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. -Кострома: Изд-во КГУ, 2012. - 430 с.
19. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России// Социологические исследования. - 2012. - № 5. - С. 140-144.
20. Стрижицкая ОЛО. Петра ш М.Д. Методологи-ч ее кие проблемы и подходы к эмпирическому исследованию межпоколенньех отношений // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019.- №6.
- Т. 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m]T-nauki.com/PDF/ïfe 8PSMN619.pdf.
21. Стрижицкая О.Ю., Пстраш М.Д. Несемейные меиСгюколенные отношения: проблемы и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2019. T. g. - N- 3. ■■ С. 243-253.
22. ТардГ. Законы подражания / пер. с фр. Ф. П;ш-лёнков.-М.: Академический П рое кг, 2011, -304&
23. Указ Президента Российской Федерации ей 25.01.2023 № 35 "О внесении изменений 1? Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. М- 808" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ьир://риЫкзСюп. pravo.gov.ru/ Ооситеп!/1оо]20 2301 250004.
24. Хикмат ! 1 Л, Дзаеи. Взаимодействие поколений: методология социологического исследования // Гуманитарии Юга России. - 2019. - Т. 8
(37).-№3.-С.1б5-173.
25. Чуприна АЛ. Важнейшие аспекты культуры в йрйцессе смены поколений / / Вестник СевКавГГУ.
Сер. Гуманитарные науки. - 2004.- № 2 (12).-С. 118 -125.
26. Шкаратан О. И. Общество как социальная система// Социологический журнал.-2011- №4. -С117-43-
27. Щербакова Л. И., Филоненко В. И. Деятельный патриотизм как фактор творческою развития российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности: противоречия формирования // Власть. - 2019. - Т. 27. - № 1. - С. 112-119.
28. Asch S. Effects of Group Pressure upon the Modification and Distortion of Judgments // H. Guetzkow (F.d.). Groups, Leadership and Men. Pittsburg: Carnegie Press, 1951.- P. 177-190.