Научная статья на тему 'Межпоколенческие отношения в условиях образования в электронной среде во время пандемии COVID-19'

Межпоколенческие отношения в условиях образования в электронной среде во время пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпоколенческие отношения / образование в электронной среде / пандемия COVID – 19. / intergenerational relations / education in the electronic environment / the COVID-19 pandemic.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левтерова-Гаджалова Дора Стоилова

В данной статье рассматриваются межпоколенческие отношения в условиях образования в электронной среде во время пандемия COVID-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGENERATIONAL RELATIONS IN AN E-LEARNING ENVIRONMENT DURING THE COVID–19 PANDEMIC

This article examines intergenerational relations in the context of education in an electronic environment during the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «Межпоколенческие отношения в условиях образования в электронной среде во время пандемии COVID-19»

СДВГ), школа освоения технологий разного рода деятельностей, школа освоения нравственных правил.

Полноценное физическое развитие детей подменяется их развитием в виртуальных занятиях, играх, развлечениях. И в условиях раннего взаимодействия с планшетами, ноутбуками и другими гаджетами развивается у детей преимущественно реактивное и импульсивное поведение, а не деятельно организованное целенаправленное, которое впоследствии стабилизирует активность человека, придает ему смысл.

Дети с малых лет плохо подготовлены к играм в группе. Подрастающих детей родители определяют в спортивные группы или группы по интересам. Тем, кому повезет с тренером, добиваются достаточно высоких результатов, выходят на чемпионаты, становятся мастерами. Надолго ли это пригодится им в жизни?

Обратите внимание, во что превращаются занятия детей в шахматных секциях. Поскольку их организация находится в сильной зависимости от финансирования, постольку основные встречи — турниры шахматистов — проходят в виде «блиц», «рапид», и у фаворитов приводят к выигрышу достаточно высоких сумм. Впоследствии оказывается, что они еще поигрывают и в покер, где суммы значительно выше. И все на скорость, а не в стиле классических шахмат. И где искать талантливое поколение, когда им наступит 30—40 лет?

В киберспорте преобладают опять же молодые игроки и по скоростным показателям довольно скоро «выходят в тираж». Иными словами, назревает проблема «раннего выгорания» талантливой молодежи.

Побуждаемая стихией рынка цифровизация внедряется во все отрасли хозяйства, во все сферы жизнедеятельности и в первую очередь нужна экономике и чиновникам. Поэтому она будет продвигаться. Но если «манифестанты педагогики изменчивого мира» действительно следуют лозунгу, что главным все-таки остается человек и его достоинство, то необходимо, чтобы и компьютерная база цифровизации «повернулась» бы к человеку и учитывала особенности его развития и формирования. Нынешняя база, хотя у нее и есть предпосылки для формирования программ развивающего обучения, ориентирована более на рекламу и конкуренцию на рынке, нежели на развитие интеллекта ребенка и взрослых, формирование практически полезных умений и моральных качеств человека.

МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Левтерова- Гаджалова Дора Стоилова (Пловдив, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Пловдивский университет «Паисий Хилендарский». E-mail: dlevterova@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются межпоколенческие отношения в условиях образования в электронной среде во время пандемия COVID-19.

Ключевые слова: межпоколенческие отношения, образование в электронной среде, пандемия COVID - 19.

INTERGENERATIONAL RELATIONS IN AN E-LEARNING ENVIRONMENT DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Levterova-Gadgzalova Dora Stoilova (Plovdiv, Republic of Bulgaria), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, University of Plovdiv "Paisii Hllendarski". E-mail: dlevterova@gmail.com

Abstract. This article examines intergenerational relations in the context of education in an electronic environment during the COVID-19 pandemic.

Keywords: intergenerational relations, education in the electronic environment, the COVID-19 pandemic.

Межпоколенческие отношения создают волнения в повседневной жизни, вызывая интерес со стороны исследователей и ученых. При введении мер социальной дистанции и физической изоляции пандемия COVID-19 приводит к ограничению общения между поколениями от первого до третьего и четвертого рангов — внуков с прадедами и с прабабушками, то есть общение ограничено двумя поколениями: детьми и родителями. Предки и родственники находятся в ограниченном физическом общении, которое происходит в основном виртуально или по телефону. Предкам не удается эффективно и с достаточным временем передать в этих условиях фольклорно-психологический, социальный и культурный опыт. В то же время многим бабушкам и дедушкам необходимо осваивать новые технологии и использовать все функциональные возможности электронных устройств.

Межпоколенческие отношения также очевидны в педагогическом сообществе. Молодые учители почти каждый час работают в электронной среде, и намного легче, и намного быстрее осваивают процессы преподавания и обучения в электронной среде в отличие от учителей с дологсрочным опытом, которые нуждаются в специальной подготовке и имеют необходимость в большем времени и большем количестве инструкций и объяснений для использования электронного обучения. В то же время возникает вопрос для учителей всех поколений: это ли будущее для образования?

Социокультурный мир меняется для каждого поколения. Электронное обучение меняет профессиональные компетенции разных поколений учителей, директоров школ, экспертов, студентов и родителей. Меняется не только поколение, но и культура каждого поколения. Каждая социальная и профессиональная группы с участием в них разных поколений изменяются из-за рисков современного мира и социальной неопределенности. Таким образом, пандемия COVID-19 реструктурировала ядро социокультурной реальности в повседневной жизни и в пространстве образовании, и в отношениях между поколениями.

Условия пандемии COVID-19 создают также новые проблемы для современной школы, для директоров школ, учителей, учащихся и родителей. Образование перешло на дистанционную модель по всему миру. В педагогических, студенческих и семейных сообществах появилась новая модель образования — образование в электронной среде. На основании теоретического анализа проведено исследование Moore, Dickson-Deane, Galyen & Chen (2011), которые отмечают, что существуют разные варианты электронного обучения — дистанционное обучение и онлайн-обучение. В результате исследования авторы пришли к выводу, что в терминологии «отсутствует последовательность». Чтобы не вдаваться в терминологические обсуждения вопросов, связанных с информационными технологиями, в большинстве стран принят более широкий термин — «образование в электронной среде» [1].

Образование в электронной среде реализируется в интернете и через уроки по телевидению. В Болгарии телеканалы БТВ и On Air предоставили свое эфирное время. Учителя берут на себя совершенно новую роль — телеведущих, которые обучают не только студентов, но и всех, кому это интересно: коллег — учителей, экспертов, родителей. Вряд ли найдется какая-либо другая профессия, которая сделала бы столь широкую публичную демонстрацию своей деятельности.

Образование в электронной среде стало повсеместным, так как Google и Microsoft разрешили бесплатный доступ к своим образовательным платформам. Министерство образования Болгарии официально заключило партнерские отношения с Microsoft Office 365 Team с бесплатной лицензией ProPlus (Office 365 Education E1) для использования студентами, преподавателями, в том числе и преподавателями университетов, и создало учетные записи для всех студентов и преподавателей. Отдельные сайты

регистрации и обучения были созданы с конкретными инструкциями по использованию платформы. Все больше видео постоянно появляется на YouTube и в социальных сетях, предоставляя бесплатные инструкции и инструкции о том, как работать на разных платформах.

Каждая школа сделала свой собственый выбор платформы для обучения. Фактом является, что до того, как образование в электронной среде стало абсолютной необходимостью в условиях чрезвычайного положения, во многих школах были установлены платформы, учителя прошли обучение и были готовы к дистанционному обучению. Облачные технологии не были экзотической моделью образования из-за проектов, реализуемых в образовании в некоторых школах. Многие школы использовали гибридную модель образований перед пандемией: реальная посещаемость школы и образование в G-suite. Чтобы учебный год не стал «нулевым» в принудительных условиях обучения в электронной среде, Министерство образования и директора школ сделали свой выбор учебных электронных платформ. Многие тренинги с учителями проводились в школах на таких платформах, как Google, Microsoft, Shkolo. Образованию в электронной среде также способствовал свободный доступ ко многим библиотекам, музеям, общественным центрам и т.д., которые могли быть использованы учителями, учащимися и родителями как в образовательных, так и в развлекательных целях.

Была создана Национальная электронная библиотека, в которой каждый учитель может загрузить презентацию, материалы своего урока и передового опыта. Ресурсы хранятся в свободном доступе. Любой заинтересованный учитель, ученик или родитель может использовать ресурсы для своей деятельности и сравнивать образовательные усилия и образовательные достижения.

Учителя разных поколений больше не находятся в зоне комфорта профессиональной рутины перед учебной доской, они создают собственные компетенции для образования в электронной среде. Учителя произвели революцию в образовании, они являются героями в образовании в электронной среде, при этом не с мелом (очень архаичным), не с маркером на белой доске (до недавнего времени это было актуально), а с мышью (или сенсорным сигналом) и с клавиатурой, с камерой и микрофоном. Учителя проводят время с учениками и сами участвуют в вебинарах. Независимо от того, к какому поколению принадлежат учителя, каждый из них создает и внедряет все больше и больше моделей образования в электронной среде, максимально используя функциональные возможности электронной платформы и все более приобретает опыт использования платформ электронного образования. Молодое поколение учителей оказывает учителям с долгосрочным опытом поддержку в работе в электронной среде.

Ученики находятся в своем предпочтительном электронном окружении, но отсутствие прямых социальных контактов очевидно для большинства из них. Даже те ученики, которые не любят школу, начинают говорить, что хотят уже ее посещать. Обучение не может быть постоянной забавой, и это также фактор, который учащиеся принимают во внимание и начинают испытывать отсутствие пространственых и физических связей и развлечений в реальной среде со соверстниками.

Если в начале образования в электронной среде у учеников было больше знаний и навыков, чем у некоторых учителей с более длительным опытом преподавания, и ученики больше экспериментировали с платформами, то со временем компетенции учителей и родителей возросли. Компетенции учителей и родителей уравниваются с компетенциями учащихся, и дисбаланс преодолевается. Ученики быстро находят забавные варианты раздаточных материалов, такие как использование рисунков, смайликов, скрытых анимаций, фотографий, видеочата, изменение фона, поздравление с Днем рождения и т.д., но учителя и родители не отстают. Конечно, встречаются и курьезные случаи, например,

ситуации, когда учащиеся отключают доступ учителя к Classroom, поэтому Google Meet гибко отреагировал и сейчас позволяет только организатору встречи принимать гостей/ учеников и разрешать доступ к встрече, например в голосовых разговорах в Handouts. Родителям также предоставляются дополнительные функции от платформы Shkolo, и они могут получать ежедневную или еженедельную информацию об учебных задачах своих детей и их школьных достижениях.

Office 365 предоставляет родителям доступ с любого устройства, подключенного к интернету, информацию в любое время, информацию о задержках, пропусках, комментариях и т.д. Платформа может отслеживать участие родителей, а родители как партнеры в образовательном процессе могут и обычно более активно участвуют в образовательном процессе своих детей в электроннй среде. Позитивный акцент, связанный с будущей аттестации учителей, — это ссылки на активность учителя, ритм оценки, средний успех класса и средний успех по учебному предмету.

Все платформы обеспечивают доступ к виртуальной сети, удобный и интуитивно понятный интерфейс, визуализацию оценок учащихся, самостоятельное изучение. Электронные платформы предоставляют возможности для виртуальных классных комнат или онлайновой среды для образования (преподавания и обучения), а учителя и ученики могут общаться друг с другом и обсуждать различные вопросы, смотреть презентации и видео и т.д. Родители также при желании могут быть вовлечены в процесс. Обучение будущих учителей также выигрывает от участия в Classroom во время электронного обучения со студентами. Разные поколения, разные представители школьного и университетского сообщества встречаются в одном классе, изучают одно и тоже учебное содержание с разными целями.

Межпоколенные ситуации измененного общения возникают в процессе образования в электронной среде. Родители должны ежедневно принимать новые меры для организации времени и пространства в своем доме, поскольку дети учатся в электронной среде, а родители также удаленно работают в электронной среде. Родители должны взять на себя новые роли в образовании своих детей, объясняя термины содержания или учебного материала, совместно выполняя учебные задания, контролируя выполнение самостоятельной работы, отслеживая участие своих детей в виртуальных классах, получая информацию о школьных достижениях, событиях и проблемах в школе.

Родители, которые заботятся о своих детях и отвечают за их школьные достижения, без принуждения берут на себя роли учителей, посредников, поставщиков информации из других источников, кроме учебников, учебных пособий и т.д. При этом возникает более высокий уровень уважения к работе учителя. Родители смотрят на обязанности и работу учителей через призму родительского учительствования. В то же время в семьях наблюдается явная нехватка поддержки со стороны предков, которые в условиях нынешней пандемии приостанавливают или ограничивают свои встречи с молодыми людьми и внуками из-за высокого риска заражения. Родители, бабушки и дедушки — это социокультурные категории, которые передают следующему поколению ценности и жизненный опыт, культурное и ценностно-ориентированное поведение. В контексте ограничительных мер во время пандемии передача социокультурного опыта изменяется как модель отношений и обязанностей.

Культурная концепция М. Мид [2] выявляет три типа культуры в отношениях между поколениями: постфигуративный (дети учатся у своих родителей), кофигуративный (молодое поколение учится у сверстников, не игнорируя опыт предыдущего поколения), префигуративный (родители, бабушки и дедушки учатся у своих детей в области инноваций и адаптируются к высокой динамике общественного развития). В условиях пандемии COVID-19 наблюдаются три типа культур в отношениях между поколениями с одинаковой интенсивностью проявления.

В условиях чрезвычайного положения из-за пандемии COVID-19 образование в электронной среде меняет отношения между поколениями на новую модель общения, новые обязанности и создание новых социальных ролей для разных поколений. Обучение на специализированных онлайн-платформах — непростая задача для учителей, учеников или родителей. Образование в электронной среде требует больше времени, больше ресурсов, больше человеческого капитала, но в этих новых социальных обязательствах и социальных ролях предотвращение проблем и конфликтов между поколениями, обеспечение социальной сплоченности в семьях и школах, где ученики и учителя — представители разных поколений, является актуальной проблемой и жизненной необходимостью в лучшем будущем.

Литература

1. Moore, Dickson-Deane, Galyen & Chen. E-learning, distance learning and online learning environments: Are they the same? // Internet & Higher Education. 2011. 14(1). 129—135.

2. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / Пер. с англ. — М., 1988. URL: http://base.dnsgb.com.ua/files/book/kultura-i-mir-detstva.pdf

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПСИХОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вербицкий Андрей Александрович (Москва, Россия), академик РАО, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета. E-mail: asson1@rambler.ru

Гильфантинова Динара Рифадовна (Москва, Россия), аспирант кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета. E-mail: dinara.gilfantinova@gmail.com

Аннотация. Вначале в статье анализируются причины снижения качества российского образования, в том числе психологов-консультантов, которое в течение многих лет находится в процессе непрерывного реформирования. Показано, что в этих условиях снижается и качество подготовки магистров психологии. Далее приведены позитивные результаты формирования готовности магистров, начинающих психологов-консультантов, к профессиональной деятельности с опорой на психолого-педагогическую теорию и технологии контекстного образования.

Ключевые слова: реформа образования, качество подготовки магистров, психолог-консультант, контекстное образование.

THE PROBLEM OF THE PSYCHOLOGIST'S READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Verbitskiy Andreiy Alexandrovich (Moscow, Russia), academician of the Russian Academy of Education, Doctor of pedagogical sciences, candidate of psychological sciences, professor of Moscow State Pedagogical University. E-mail: asson1@rambler.ru

Gilfantinova Dinara Rifadovna (Moscow, Russia), postgraduate student of the Department of labor psychology and psychological counseling of Moscow State Pedagogical University. E-mail: dinara. gilfantinova@gmail.com

Abstract. Initially, the article analyzes the reasons for the decline in the quality of Russian education, including consultant psychologists, who have been in the process of continuous reform for many years. It is shown that in these conditions the quality of training of masters of psychology is also reduced. The following are the positive results of the formation of the readiness of masters, beginning psychologists and consultants, for professional activities based on psychological and pedagogical theory and contextual education technologies.

Keywords: education reform, quality of master training, counseling psychologist, contextual education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.