Научная статья на тему 'Межпоколенческие отношения в структуре семейного воспитания'

Межпоколенческие отношения в структуре семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
283
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпоколенческие отношения / семейное воспитание / cross-generation interactions / family education.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чавдарова-Костова Сийка Георгиева

В статье представлены основные аспекты межпоколенческих связей в семейных отношениях в современном мире. Рассматриваются варианты отношений совместного проживания трех поколений в общем доме, а также варианты, в которых контакт с самым взрослым поколением является редким. Сегодня нельзя говорить о единой модели взаимоотношений поколений в семейной среде, которая оказывает определенное влияние на воспитание детей. Существуют разные модели, которые необходимо комментировать в соответствии с их спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGENERATION RELATIONS IN THE STRUCTURE OF THE FAMILY EDUCATION

The article presents the main aspects of intergenerational communication in family relations in the modern world. Variants of the relations of cohabitation of three generations in a common house are considered, as well as options in which contact with the most adult generation is rare. Today we cannot talk about a single model of intergenerational relationships in the family environment, which has a definite effect on the upbringing of children. There are different models that need to be commented on according to their specifics.

Текст научной работы на тему «Межпоколенческие отношения в структуре семейного воспитания»

7. Kashapov M.M., Serafimovich I.V., Poshekhonova Y.V. Components of metacognition and meta-cognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. № 10 (1). Р. 80-94.

8. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. — М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 400 с.

МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Чавдарова-Костова Сийка Георгиева (София, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет «Св. Климент Охридски», Факультет педагогики. E-mail: s.chavdarovakostova@fp.uni-sofia.bg

Аннотация. В статье представлены основные аспекты межпоколенческих связей в семейных отношениях в современном мире. Рассматриваются варианты отношений совместного проживания трех поколений в общем доме, а также варианты, в которых контакт с самым взрослым поколением является редким. Сегодня нельзя говорить о единой модели взаимоотношений поколений в семейной среде, которая оказывает определенное влияние на воспитание детей. Существуют разные модели, которые необходимо комментировать в соответствии с их спецификой.

Ключевые слова: межпоколенческие отношения, семейное воспитание.

INTERGENERATION RELATIONS IN THE STRUCTURE OF THE FAMILY EDUCATION

Chavdarova-Kostova Siyka Georgieva (Sofia, Republic of Bulgaria), Doctor of pedagogical sciences, professor, Sofia University "St. Kliment Ohridski", Faculty of Pedagogy. E-mail: s.chavdarovakostova@ fp.uni-sofia.bg

Abstract. The article presents the main aspects of intergenerational communication in family relations in the modern world. Variants of the relations of cohabitation of three generations in a common house are considered, as well as options in which contact with the most adult generation is rare. Today we cannot talk about a single model of intergenerational relationships in the family environment, which has a definite effect on the upbringing of children. There are different models that need to be commented on according to their specifics.

Keywords: cross-generation interactions, family education.

Если рассмотреть семейные отношения через призму трех поколений, можно сказать, что интерес к этому вопросу возродился.

Бабушки и дедушки были «снова открыты» как ценный ресурс, чтобы помочь с уходом за ребенком, особенно в отсутствии тех родителей, которые уехали работать за границу. С другой стороны, особый интерес представляют семьи трех поколений, живущих одновременно в современном мире. Некоторые исследователи интересуются межпоко-ленческими моделями поддержки, другие — тем, как функционируют семьи, в которых живут болеее двух поколений. Большое внимание уделяется процессу «передачи времени и денег» между поколениями [7, с. 35].

В начале этого столетия в Европе существует четкое различие между странами, в которых много семей живут в трех поколениях, и теми, которые значительно отличаются от этой модели. Первая модель характерна для таких стран, как Италия, Мальта, Польша. Венгрия, Испания, Кипр, Словения. На другом полюсе находятся Дания, Швеция, Германия, Франция. Один из мотивов, чтобы взрослые дети жили со своими родителями, заключается в том, «чтобы получать финансовую и даже заботливую поддержку» от них [там же, с. 36].

Есть и другая модель межпоколенческих взаимоотношений, когда люди не живут вместе. Тогда возможны трансферы «из поколения в поколение между родителями и их детьми, которые не живут в одном домохозяйстве». Здесь также есть различия между странами.

Исследование М. Брандта и М. Шидлика показывает, что в северных странах с хорошо развитыми системами социального обеспечения помощь оказывается более чем в одной трети детей-родителей, однако в средиземноморских странах такая ситуация наблюдается только к 15 % случаев. Интересен тот факт, что «с точки зрения интенсивности оказываемой помощи относительно небольшое количество взрослых детей, которые оказывают помощь в южных странах, тратят гораздо больше времени на поддержку своих родителей, чем в Северной Европе». Основываясь на этих фактах, М. Брандт и М. Шидлик говорят о «тезисе специализации». Он «предсказывает распределение конкретных задач между государственными службами и семьями: чем больше социальных услуг облегчают бремя интенсивной и регулярной помощи, оказываемой членами семьи, тем больше взрослых детей обеспечивают краткосрочную поддержку своим пожилым родителям». В общем, «исследования по вопросам жилья нескольких поколений в Европе далеко не обширны», основной акцент — на «межпоколенческих обменных отношениях между членами семьи, которые не живут в одной семье». Информации, посвященной «домохозяйствам с несколькими поколениями и мотивам этого живого общеевропейского уровня», очень мало [7, с. 37].

Вышесказанное обосновывает несколько выводов:

— отношения между поколениями должны рассматриваться в двух контекстах: совместного проживания более двух поколений или общения время от времени в определенных случаях;

— в первом случае отношения будут многогранными, через призму всех видов деятельности в семье с утра и до вечера, что подразумевает как большую интенсивность общения, так и привычку жить вместе.

— во втором случае интенсивность общения будет ниже, но это не значит, что она всегда будет бесконфликтной, особенно если существуют негативные практики общения между поколением родителей и бабушек и дедушек.

С точки зрения семейного воспитания чрезвычайно важно учитывать вклад бабушек и дедушек в заботу о своих внуках. Во многих случаях бабушки и дедушки «играют вспомогательную роль в семье своих уже взрослых детей», они «любят помогать своим внукам и добровольно делают это» [5, с. 407]. Как говорит А. Бакюс: «Бабушка и дедушка занимают важное место, потому что они могут взять на себя обязанности: в них ребенок находит устойчивую опору, которая действительно его утешает» [2, с. 497].

Однако сегодня не все бабушки и дедушки могут помочь родителям в воспитании своих внуков. Некоторые из них живут далеко, в других населенных пунктах, в других странах, и такая встреча может быть даже один раз в год. Это поднимает новые исследовательские вопросы о влиянии отношений между поколениями, когда такие отношения почти отсутствуют и фактически осуществляются в «удаленном формате». Необходимы исследования, чтобы показать, что дети думают о своих бабушках и дедушках, с которыми они редко могут общаться на практике. В какой степени образ бабушки и дедушки опосредован рассказами родителей детей, представлены ли бабушки и дедушки в позитивном или негативном свете. Следует учитывать тот факт, что родители как промежуточное поколение между бабушкой и дедушкой и внуками играют важную роль в поддержании надлежащего баланса в отношениях между «первым» и «третьим» поколениями, особенно когда встречи между ними редки.

Есть также бабушки и дедушки, которые не проявляют особого желания заботиться о своих внуках. Они считают это «принуждением» и «им трудно сказать своим детям, что

они не хотят этого делать». Впоследствии, по мнению В. Сатир, «можно ожидать, что трудности возникнут. Бывают моменты, когда их жизненные проблемы или их проекты на будущее не позволяют им иметь дело со своими внуками». Поэтому очень важно если помощь оказывается на основе «совместного решения, учитывающего потребности каждого» [5, с. 407].

Чувствительной проблемой в отношениях между родителями и их родителями является недопонимание между одним из родителей и родителями его партнера. Типичными примерами являются конфликты между женой и матерью ее партнера, а также между мужем и матерью его жены. Если «женщины в семье — мать и ее свекровь — не понимают друг друга, и если свекровь участвует в воспитании детей, могут возникнуть трудности», комментирует В. Сатир [5, с. 407]. С психологической точки зрения такие конфликты можно объяснять, основываясь на различных теоретических концепциях. Однако, с точки зрения семейного воспитания, такие ситуации могут быть неблагоприятными для психического развития детей, которые находятся в деликатном положении между людьми, по-разному высказывающимися об одном и том же человеке.

С воспитательной точки зрения забота бабушек и дедушек о внуках может создать некоторые проблемы. Например, взрослые склонны баловать детей. Некоторые проявляют большую привязанность к одному из своих внуков [5, с. 395]. Влияние в этом направлении можно искать в социокультурных особенностях, например, в обществах, где традиционно имя ребенка — это имя его бабушки или дедушки. Это особенно важно для сообществ, где наследство строго связано с первым внуком мужского пола, который будет назван в честь его деда.

В тех случаях, когда бабушки и дедушки помогают в воспитании внуков, необходимо позаботиться о том, чтобы не пересекать «черту, отделяющую функции бабушек и дедушек от функций матери и отца», с тем чтобы начать «силовую игру и контроль между родителями и их родителямии». Возможна и другая ситуация, когда родитель «который всю жизнь ощущал контроль своих родителей, мог использовать власть, которую он или она имеет над своим ребенком, чтобы «вернуть» бабушку или дедушку», и в результате этой «манипулятивной, часто жестокой, игры» заставлять их чувствовать себя «отчаянными и беспомощными» [1, с. 242].

В последние годы вопрос улучшения отношений между родителями и их родителями вызывает особый интерес. Есть даже научно-популярные книги, которые полностью посвящены роли бабушки и дедушки в семейном воспитании.

Н. Ланиадо и Дж. Пиетра задают, например, следующие вопросы:

— Какова будет стоимость замены бабушки и дедушки не только с финансовой точки зрения? Когда мы доверяем нашего ребенка няне или детскому саду вместо бабушки и дедушки, уверены ли мы, что ему или ей уделяется такое же внимание? Будем ли мы так уверены, зная, что ребенок все таки в хороших руках, или мы будем постоянно беспокоиться?»

— Если мы не разделяем поведение наших бабушек и дедушек, думаем ли мы, что можем говорить об этом вместе, не оказывая друг другу решительного сопротивления? Разве мы не можем договориться о вещах, которые влияют на здоровье и благополучие ребенка, начиная от привычек питания и заканчивая телевидением и сном?» [3, с. 62, 63].

В литературе можно найти рекомендации для родителей, имеющих практическое значение и предназначенные для установления хороших отношений с бабушкой и дедушкой. Дж. Нелсен, Д. Лот и Ст. Глен делают такие рекомендации:

— Родители должны «осторожно и спокойно» сказать родителям, что они уважают их мнение, но ожидают от них соблюдения порядка, установленного в семье их детей. Они учитывают мнение бабушки и дедушки, но ожидают от них взаимности.

— Когда внуки идут навестить своих бабушку и дедушку, хорошей идеей будет обсудить соблюдение соответствующего режима детей, а также вопросы, связанные с их питанием, просмотром телевизора и многим другим.

— Когда у бабушек и дедушек больше внуков, нужно подумать, будет ли им трудно заботиться о более чем одном ребенке в течение определенного периода времени.

— «Если вы живете с родителями или рассчитываете на то, что ваши родители будут заботиться о них, разложите все по своим местам: вы являетесь родителем, а они — дедушкой и бабушкой. Иногда требуется больше взрослых, чтобы воспитать ребенка, поэтому не так страшно, когда целая команда взрослых любит его и относится к нему хорошо, но твердо» [4, с. 54].

Представленные в статье основные аспекты влияния отношений между поколениями на воспитание детей показывают, что они не являются однозначными и не имеют элементарной структуры. Например, если исходить только из пространственных отношений между родителями и их родителями, можно перечислить как минимум несколько типов:

— сосуществование в ограниченном пространстве с высокой интенсивностью контактов, в совместном домашнем хозяйстве (например, в одной квартире);

— совместное проживание в одном доме (блоке), но на разных этажах, с меньшей интенсивностью контактов, с относительной самостоятельностью домохозяйства;

— проживание в одном и том же городе (деревне), но в разных местах, с отдельными домохозяйствами, более интенсивными контактами;

— проживание в одном и том же городе (деревне), но в разных местах, с отдельными домохозяйствами, менее частыми контактами;

— проживание в разных городах (деревнях) в пределах одной страны, но с интенсивными контактами;

— проживание в разных городах (деревнях) в пределах одной страны, но с редкими контактами;

— проживание в разных странах; здесь также могут быть серьезные различия в зависимости от близости между странами, финансовых возможностей членов семьи, позволяющих путешествовать, и т. д.

Даже сам по себе этот список указывает на то, что обсуждаемая тема все еще ждет своих исследователей для ее подробного изучения. Чем больше социальные отношения дифференцируются, в том числе межпоколенческие, тем требуется все больше и больше исследований типологий по критериям, отражающим современные реалии.

Литература

1. Ашнър Л.М. Айерсън. Когато родителите обичат прекалено. — С.: Наука и изкуство, 2000.

2. Бакюс А. Моето бебе от 1 ден до 3 години. — С.: Слънце, 1998.

3. Ланиадо Н., Пиетра Дж.. Да живеят бабите. — С.: Тара, 2011.

4. Нелсън Дж., Лот Л., ГленХ. Ст. Книга за възпитанието на детето. 1001 решения на родител-ски проблеми. — С.: Слънце, 2009.

5. Сатир В. Да преоткрием семейната хармония. — С.: Наука и изкуство, 1996.

6. Чавдарова-Костова С. Възпитанието в структурата на семейните отношения. — С.: УИ «Св. Климент Охридски», 2017.

7. Beier L.D., Hofacker E., Márchese, M. Rupp. Family Structures & Family Forms — An Overview of Major Trends and Developments. 2010. URL: https: // www.ag-familie.de/media/agfdoc/EF1_Fam-ily_Structures_Family_Forms.pdf (Date of request: 12.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.