Научная статья на тему 'Межотраслевой инновационный кластер как инструмент инновационного развития нефтехимической отрасли Республики Татарстан'

Межотраслевой инновационный кластер как инструмент инновационного развития нефтехимической отрасли Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЦЕПОЧКА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ / CROSS-SECTORAL INNOVATION CLUSTER / INNOVATION / PETROCHEMICAL INDUSTRY / VALUE CHAIN INNOVATION PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульмаскулов Т. Ф.

Данная статья посвящена зарубежному и отечественному опыту формирования межотраслевых инновационных кластеров. Автор предлагает использовать модель межотраслевого инновационного кластера в качестве механизма усиления инновационной кооперации предприятий различных направлений промышленности в Республике Татарстан. В рамках данного кластерного механизма обозначена концепция формирования межотраслевой цепочки добавленной стоимости инновационной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ульмаскулов Т. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on foreign and domestic experience of forming cross-sectoral innovation clusters. The author proposes to use the model of the innovation cluster as a mechanism to strengthen the innovation cooperation between enterprises of different areas of industry in the Republic Tatarstan. As part of this cluster is indicated conception of the formation of inter-industry value chain innovation products

Текст научной работы на тему «Межотраслевой инновационный кластер как инструмент инновационного развития нефтехимической отрасли Республики Татарстан»

УДК 332

Т. Ф. Ульмаскулов

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: межотраслевой инновационный кластер, инновации, нефтехимическая отрасль, цепочка добавленной

стоимости инновационной продукции.

Данная статья посвящена зарубежному и отечественному опыту формирования межотраслевых инновационных кластеров. Автор предлагает использовать модель межотраслевого инновационного кластера в качестве механизма усиления инновационной кооперации предприятий различных направлений промышленности в Республике Татарстан. В рамках данного кластерного механизма обозначена концепция формирования межотраслевой цепочки добавленной стоимости инновационной продукции.

Keywords: cross-sectoral innovation cluster, innovation, petrochemical industry, value chain innovation products.

This article focuses on foreign and domestic experience of forming cross-sectoral innovation clusters. The author proposes to use the model of the innovation cluster as a mechanism to strengthen the innovation cooperation between enterprises of different areas of industry in the Republic Tatarstan. As part of this cluster is indicated conception of the formation of inter-industry value chain innovation products.

Современные исследования в области инноваций свидетельствуют о значительном влиянии кластерных механизмов на инновационное развитие региона и промышленных отраслей. В частности, данные исследования региональных инновационных систем (Regional Innovation Scoreboard) европейских регионов показывают наличие прямой взаимосвязи между инновационным развитием области и наличием успешных кластеров: 7 из 19 регионов, где расположены подобные кластеры, являлись лидерами инновационной активности [1]. Одним из ключевых элементов инновационного развития республики Татарстан является нефтехимический кластер. Однако анализ современного развития нефтехимического кластера Республики Татарстан свидетельствует о недостаточном уровне кооперирования со своими ключевыми смежными отраслями: автомобильной (17% в удельном весе потребления продукции нефтехимии) и энергетической (доля химии и нефтехимии - 30% в промышленном потреблении электроэнергии). Подтверждением данного факта являются перманентные корпоративные конфликты нефтехимических, автомобильных и энергетических предприятий по вопросу ценообразования тарифов на энергетику, в результате задолженность за энергию достигала в 2010 году по крупнейшим компаниям вышеуказанных отраслей 1 млрд.рублей. Данная ситуация усугубляется ростом тарифов на электроэнергию: для некоторых крупнейших

нефтехимических предприятий Татарстана затраты на энергоресурсы с 2005 г. по 2010 г. увеличились по теплоэнергии на 147%, по электроэнергии - на 78% [2]. В результате доля энергетики в

себестоимости отечественной продукции нефтехимии составляет порядка 14%, в развитых странах мира - не более 2-3% [3]. Наиболее

показательным в плане отсутствия должной степени кооперации автомобильной и нефтехимической отрасли является неразвитость собственной базы производства автокомпонентов. В частности, основными поставщиками полимерных и композиционных материалов для ОАО «КАМАЗ» являются не республиканские предприятия, а зарубежные фирмы («BAYER», «DOW», «NOVEON» и т.д.) либо компании-представители других субъектов РФ ( ООО «Полипластик», ОАО «Уфаоргсинтез», ОАО «Балаково-резинотехника» и т.д.) [4]. В результате отсутствия должной

кооперации данных отраслей в автомобилях марки ОАО «КАМАЗ» доля полимерных материалов около 3%, в иностранных компаниях («VOLVO», «SCANIA», «MAN») - 6% [5]. Таким образом, отсутствие должного уровня взаимодействия между ключевыми отраслями Республики Татарстан негативно сказывается на их инновационном развитии, что ведет к снижению

конкурентоспособности и грозит потери стратегических позиций на внутреннем и внешнем рынке.

В целях нивелирования данных негативных тенденций нами предлагается к формированию концепция межотраслевого кластера, объединяющего

автомобилестроительные и

инновационного

нефтехимические,

энергетические

предприятия. В результате согласно авторской концепции кластера предлагается межотраслевую кооперацию акцентировать именно на

инновационном направлении, стимулируя таким образом инновационное развитие в различных секторах промышленности. Данный эффект

планируется к достижению посредством технологического обмена в ключевых направлениях промышленности, а также посредством

формирования взаимозависимой цепочкой

добавленной стоимости инновационной продукции на межотраслевом уровне. Необходимо отметить, что предлагаемая нами концепция

корреспондируется с современными кластерными тенденциями. Зарубежным примером

межотраслевого кластера может служить энергетический кластер в Финляндии, который объединяет нефте- и газохимические,

электроэнергетические, инжиниринговые и энергомашиностроительные компании.

Энергетический кластер Финляндии опережает остальные кластеры данной страны по скорости завоевания рынка: по оценкам экспертов,

прогнозный темп развития составляет 3,2% в год [6]. Значимость межфирменного и межотраслевого взаимодействия также подтверждается

международным опытом: американские нефтяные компании «Phillips Petroleum», «Exxon Mobil» и японская нефтехимическая компания «Сумитомо кемикл» осуществляют совместные проекты по разработке новых катализаторов по полимеризации пропилена.

Таким образом, под межотраслевым инновационным кластером, нами понимается объединение предприятий различных секторов экономики на определенной территории, осуществляющих кооперацию посредством технологического обмена и конкурирующих в процессе формирования взаимозависимой цепочки добавленной стоимости инновационной продукции. В рамках кластера детерминируется следующий основной постулат - формирование единого цикла инновационного производства: кластер формируют различные инновационные предприятия, однако остаются только «вписывающиеся» в общую концепцию формирования взаимозависимой цепочки добавленной стоимости инновационной продукции, а также участвующие наиболее активно в процессе технологического обмена: нетто -экспортеры инноваций. Под взаимозависимой цепочкой добавленной стоимости инновационной продукции понимается процесс эволюции инновационного продукта/технологии от простых базовых новшеств до сложных наукоемких технологий. Например, подобного рода инновационной цепочкой может являться процесс создания новых нефтехимических продуктов, которые в процессе эволюции найдут свое дальнейшее применение в других отраслях, например, в производстве автомобильных компаундов с новыми уникальными свойствами.

Основу предлагаемого кластера в качестве системообразующего элемента должна составить нефтехимическая отрасль, генерирующие предприятия энергетической и автомобильной отрасли выступают в данном случае в качестве вспомогательных отраслей. Совокупность

предприятий кластера дифференцируется на поставщиков сырьевых и энергетических ресурсов для производства высокотехнологичной продукции (крупнотоннажные нефтехимические компании, генерирующие энергетические компании) и на перерабатывающие предприятия инновационной направленности автомобильной и

нефтехимической отрасли. Так как предлагаемая модель кластера является межотраслевой, в рамках которого будут работать компании самого различного профиля и отраслевой направленности, то в целях регулирования их деятельности и инновационного взаимодействия необходим координирующий центр в лице ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», а также предлагаемая к применению оргструктура -Технологический брокер. В авторском контексте технологический брокер представляет собой структуру, обеспечивающую процесс циркуляции инновационных технологий в рамках кластера через поиск и обеспечение обмена инновациями среди компаний, функционирующих в различных смежных, а также некомплементарных отраслях промышленности. Также функция технологического брокера заключается в выявлении предприятий, обладающих современными технологиями и достаточным уровнем межотраслевого

инновационного взаимодействия, в целях их дальнейшей поддержки по вхождению в кластер. В качестве элемента обеспечивающего

инновационное взаимодействие между отраслями необходимо выделить «инновационную инфраструктуру», включающую технопарки, бизнес-инкубаторы, НИИ и т.д., т.е. структуры призванные обеспечить перемещение товарноматериального и инновационного потока внутри кластера.

Необходимо отметить, что основной аспект кластера - «конкуренция» в рамках предлагаемой структуры подразумевает под собой создание условий «выживания» предприятий,

придерживающихся общей стратегий

инновационного развития кластера. В данном случае под этим понимается создание инновационной продукции на основе нефтехимического сырья в нефтехимическом комплексе и автомобильной индустрии. Каждый инновационный проект выпуска «ноу-хау» предполагает организацию полного

инновационного цикла производства — от создания сырьевой базы инновации и заканчивая конечной инновационной продукции, а также нескольких сопутствующих продуктов более низкого уровня передела. В результате межотраслевое

взаимодействие, помимо конкуренции, внутри кластера дополняется элементов кооперации в рамках технологического обмена и выстраивания

единого полного цикла инновационной продукции от нефтехимических крупнотоннажных сырьевых продуктов до автомобильных компаундов. Таким образом, на уровне горизонтальных связей, в рамках процесса технологического обмена, в кластере происходит кооперация инновационных компаний, а на уровне вертикальных, при взаимодействии данных инновационных компаний с потребителями их продукции либо поставщиками ресурсов, уже происходит конкуренция за рынки сбыта, инфраструктуры, энергию, кадры, технологии.

р^ инвестиционные ресурсы _^. товарно-материальные потоки _^. инновационное взаимодействие . координационное воздействие

Рис. 1 - Структурная схема межотраслевого инновационного кластера

В качестве преимуществ формирования межотраслевого кластера можно выделить: взаимное укрепление конкурентоспособности предприятий, оптимизация затрат на проведение инноваций, интенсификация обмена ресурсами, технологиями и ноу-хау, создание единого

инновационного пространства, снижение издержек на производство, активизация процесса трансферта передовых технологий. В качестве практического экономического эффекта, по нашему мнению, данный метод будет способствовать решению

задачу по доведению уровня переработки полимеров в Республике Татарстан до 30%.

Таким образом, нами предлагается развитие нефтехимической отрасли посредством

формирования межотраслевого инновационного кластера, в рамках которого кооперация предприятий происходит не через отраслевую специализацию, а в рамках межотраслевого взаимодействия и интеграции. Включение в состав данного кластера различных отраслей промышленности позволит обеспечить эффективное межотраслевое взаимодействие и

функционирование предприятий, что даст возможность сформировать межотраслевую цепочку создания добавленной стоимости

продукции. Обозначенная концепция кластера полностью соответствует современной парадигме технологического развития - «открытым»

инновациям, которая подразумевает укрепление сетевого инновационного взаимодействия, а также поиск источников потенциала развития компании за ее пределами [7].

Литература

1. Innobarometr on cluster’s role in facilitating innovation.

Analytical report. Источник данных:

http://cordis.europa.eu/innovation/en/policy/innobarometer. htm (дата обращения: 21.01.2012)

2. Годовой отчет ОАО «Казаньоргсинтез» за 2010 год.

Источник данных:

http://www.kazanorgsintez.ru/index.php?page=content&id =66 (дата обращения: 08.02.2012).

3. Авилова В.В. Перспективы и направления развития нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности / В.В. Авилова, А.И Шинкевич, Н.В. Лыжина, Х.А. Багманов. - Казань: КГТУ, 2004. -С.71

4. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014годы. Источник: Правовая система Консультант плюс.

5. Данилова Е. Грузовой российский авторынок - рай для переработчиков / Е. Данилова // The chemical journal, 2008. - №6. - С.19.

6. Филипов П.Кластеры конкурентоспособности / П. Филиппов // «Эксперт Северо-Запад», 2003. - №43 (152). - С. 5.

7. Авилова В.В. От региональной экономики к экономике инноваций: преемственность задач и

8. перспективность направления современны / В.В. Авилова, М.В. Егорова, А.И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №4. - С. 250-266.

Т. Ф. Ульмаскулов - асп. каф. экономики КНИТУ, ulmaskulovtf@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.