Научная статья на тему 'Концепция формирования отраслевых инновационных кластеров'

Концепция формирования отраслевых инновационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / КОНТУР КЛАСТЕРА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДКЛАСТЕР / КРИТЕРИИ ВХОДИМОСТИ / ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫЕ ПРЕДПРИ / INNOVATION CLUSTERS / THE CONTOUR OF THE CLUSTER / INFRASTRUCTURE SUBCLUSTERS / THE CRITERIA FOR THE OCCURRENCE / INNOVATION-ACTIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкевич А. И., Малышева Т. В., Зарайченко И. А.

В статье предложена методика определения контура кластера. Разработаны критерии вхождения предприятий в кластер с учетом концентрации производства профильной продукции, а также наличия у предприятия достаточного потенциала для реализации кластерных инициатив, требующих адекватного восприятия инновационной и инвестиционной политики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкевич А. И., Малышева Т. В., Зарайченко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper there is proposed a method for determining the contour of the cluster. Developed the criteria for the occurrence of enterprises in the cluster, taking into account the concentration of production of profile products, as well as the availability of an enterprise of sufficient capacity to implement the cluster initiatives that require adequate understanding of innovation and investment policies.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования отраслевых инновационных кластеров»

УДК 338.4

А. И. Шинкевич, Т. В. Малышева, И. А. Зарайченко

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Ключевые слова: инновационный кластер, контур кластера, инфраструктурный подкластер, критерии

входимости, инновационно-активные предприятия.

В статье предложена методика определения контура кластера. Разработаны критерии вхождения предприятий в кластер с учетом концентрации производства профильной продукции, а также наличия у предприятия достаточного потенциала для реализации кластерных инициатив, требующих адекватного восприятия инновационной и инвестиционной политики.

Keywords: innovation clusters, the contour of the cluster, infrastructure subclusters, the criteria for the occurrence,

innovation-active enterprises.

In the paper there is proposed a method for determining the contour of the cluster. Developed the criteria for the occurrence of enterprises in the cluster, taking into account the concentration of production of profile products, as well as the availability of an enterprise of sufficient capacity to implement the cluster initiatives that require adequate understanding of innovation and investment policies.

В современной экономике традиционное деление экономики на сектора или виды экономической деятельности утрачивает мобильность. На первое место выходят кластеры -системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых превышает простую сумму составных частей. Это наиболее эффективная организационная форма достижения высокого уровня конкурентоспособности, дающая возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения; концентрироваться на бизнес-процессах, обеспечивающих наибольшую добавленную стоимость, передавая остальные на аутсорсинг, эффективно привлекать и использовать инвестиции.

Построение отраслевых (секторальных) кластеров нуждается в соответствующей методике. На сегодняшний день единая методика отнесения хозяйствующих субъектов к соответствующим кластерам не выработана. Существующие отдельные положения методического характера связаны с выработкой критерия отбора видов экономической деятельности для кластеризации. Имеет место отсутствие четкого инструментария последовательности и взаимозависимости различных видов деятельности и производств в кластере. Это ведет к «размыванию» самого определения кластера и связанных с этим частных проблем оценки этой взаимосвязи, построения контура кластера.

Представленная методика предлагает новый подход к построению кластеров с использованием вновь введенного Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), позволяющего идентифицировать производство продукции по ОКВЭД. Для определения контура кластера разработаны критерии вхождения предприятий в кластер с учетом концентрации производства профильной продукции, наличия у предприятия достаточного потенциала для реализации кластерных инициатив, требующих определенных финансовых затрат, адекватного восприятия инновационной и инвестиционной политики, использования инструментов промышленной кооперации (аутсорсинг, франчайзинг и т. д.), экспортную ориентацию и т. д.

Кластер включает в себя группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, исследовательские центры, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Современный подход к формированию кластеров основан на партнерстве бизнеса, федеральных, региональных и местных властей. Государство

заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки в рамках реализации стратегий развития территорий [1].

В целом, процесс формирования отраслевых (секторальных) кластеров включает три ступени (рис.1) [2]:

1 ступень формирование непосредственно производственного блока кластера с учетом всех признаков и требований отраслевого (секторального) кластера;

2 ступень определение инфраструктурных подкластеров, т.е. организаций, оказывающих для предприятий кластера информационные, образовательные услуги, финансовую и научную поддержку;

3 ступень обозначение органов государственной и муниципальной власти, имеющих возможность оказания положительного (стимулирующего) влияния на развитие кластера.

III ступень

реги

1альные оргны вла

Образовательный блок

Научно-исследовательский блок

II ступень

I ступень

Производственный блок

Блок инженерной инфраструктуры

Транспортно-логистический блок

Торгово-финансовый блок

Блок инновационно-информационной инфраструктуры

Рис. 1 - Стадии формирования отраслевых (секторальных) кластеров

В данной методике представлен механизм отнесения хозяйствующих субъектов к профильным кластерам в части производства, т.е. формирование производственного блока кластера (1 ступень). Определена пошаговая технология формирования производственного блока отраслевого (секторального) кластера с детализацией всех этапов, описан инструментарий и порядок выявления видов экономической деятельности и хозяйствующих субъектов, образующих контур кластера.

Процесс формирования производственного блока кластера, в свою очередь, включает три этапа:

I этап определение якорных предприятий;

II этап построение примерной технологической схемы с определением видов

экономической деятельности; III этап формирование непосредственно контура кластера на основании статистических критериев входимости и оценки экспертов.

Основой формирования любого кластера является его технологическая цепочка или схема, согласно которой происходит взаимодействие субъектов кластера. Таким образом, на первом этапе определяются якорные предприятия, образующие ядро кластера. Это, как правило, предприятия федерального значения, осуществляющие производства конкурентоспособной продукции на российском и мировом рынках. К примеру, в нефтегазохимическом кластере - это ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ЗАО «Таиф-НК», ОАО «Казаньоргсинтез» [3].

В целях установления экономических связей между предприятиями, изучения их потребностей в поставщиках и потребителях сырья, материалов и готовой продукции, производится анализ их деятельности. Анализ производится в рамках информации, разрабатываемой по формам федеральной и республиканской статистической отчетности, характеризующей производство, покупку, продажу по видам продукции, сырья, материалов или комплектующих изделий. Это статистические формы, в разработке которых используется вновь введенный с 2010 года Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Поскольку в структуре кода продукции по ОКПД присутствует код вида экономической деятельности, имеется возможность идентифицировать производство продукции по ОКВЭД. Привязка кодификатора ОКПД к ОКВЭД позволяет определить виды экономической деятельности, функционирующие в поле зрения якорных предприятий. Таким образом, по результатам проведенного анализа готовится заключение о предполагаемых предприятиях или видах экономической деятельности, из числа которых будет сформирован контур кластера. Например, трубы бесшовные для нефте- и газопроводов, нефтепродуктопроводов из черных металлов - код продукции по ОКПД 27.22.10.112, где 27.22 - код вида экономической деятельности по ОКВЭД (производство стальных труб и фитингов); или аппаратура и системы контроля процессов бурения скважин, добычи, подготовки, транспортирования и хранения нефти, нефтепродуктов и газа - код продукции по ОКПД 33.20.12.390, где 33.20 - код вида экономической деятельности по ОКВЭД (производство навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов и инструментов) [6].

Формирование контура кластера производится экспертным путем с учетом результатов анализа экономических связей, оценки экономического потенциала хозяйствующих субъектов на основании статистических критериев входимости и оценки экспертов. Этот этап включает в себя два подэтапа:

1) статистический - формирование массива предприятий - предположительно участников кластера, путем их отбора в соответствии с установленными критериями вхождения в кластер;

2) экспертный - специалисты-эксперты оценивают полученный массив предприятий, которые на основании статистического отбора предположительно могут являться участниками кластера, и вносят свои корректировки.

Критерии вхождения предприятий в кластер разработаны с учетом концентрации производства профильной продукции, а также того, имеет ли предприятие достаточный потенциал для реализации кластерных инициатив, требующих определенных финансовых затрат, адекватного восприятия инновационной и инвестиционной политики, использования инструментов промышленной кооперации (аутсорсинг, франчайзинг и т.д.), экспортную ориентацию и т.д.

Таким образом, в качестве критериев статистического отбора предприятий в состав кластера предлагаются следующие (рис.2):

1. Удельный вес производства продукции по профильному виду экономической деятельности (отобранному на втором этапе по коду ОКПД) в общем объеме производства продукции предприятием не менее 30%;

2. Высокий удельный вес объема выпуска товаров и услуг в соответствующем виде экономической деятельности (порог входимости определяется индивидуально по каждому виду деятельности в зависимости от уровня монополизации);

3. Наличие инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации;

4. Наличие экспортной продукции;

5. Наличие инновационной продукции или затрат на технологические, маркетинговые и/или организационные инновации;

6. Высокая внутриотраслевая эффективность производства (доля добавленной стоимости в выпуске товаров и услуг);

7. Высокая внутриотраслевая выработка добавленной стоимости на одного работающего;

8. Низкая внутриотраслевая доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости при высоком внутриотраслевом уровне заработной платы;

9. Высокий внутриотраслевой уровень рентабельности добавленной стоимости (доля прибыли производства в добавленной стоимости);

10. Низкий внутриотраслевой уровень материальных затраты на 1 рубль выпуска товаров и услуг;

11. Низкий уровень затрат на транспортировку грузов на 1 рубль выпуска товаров и

услуг.

При положительных характеристиках по одним критериям (показателям) и отрицательным по другим, входимость предприятия в кластер определяется экспертным путем. В процессе апробации методики, а также ее совершенствования набор статистических критериев вхождения предприятий в кластер может быть изменен.

На этапе экспертного отбора специалистами-экспертами изучается полученная совокупность предприятий, при необходимости вносятся изменения в состав хозяйствующих субъектов производственного блока того или иного отраслевого (секторального) кластера.

Д ВЭД

Л

Ядро >

кластера

Якорные предприяти

Вид экономической деятельности

I ЭТАП

(якорные

предприятия)

II ЭТАП

Предприятия (ОКПД -

ОКВЭД)

Контур ./ кластера

III ЭТАП

(критерии

вхождения)

Рис. 2 - Схема формирования производственного блока кластера

В основе инноваций лежат научные разработки, в то же время результативность взаимодействия научных организаций и предприятий производственного сектора республики во многом зависит от организации системы заказов на инновационные проекты

Ключевые кластеры (НГХ кластер, автомобильный кластер и энергетический кластер) включают в себя научные, образовательные и промышленные организации. Как показывает практика, сотрудничество научных институтов и предприятий наиболее эффективно при условии их функционирования в рамках одного кластера. Инновационные кластеры становятся своеобразной «площадкой», на которой осуществляется непрерывное взаимодействие финансового и интеллектуального капитала [4].

С другой стороны, основной критерий кластерной политики - конкуренция -способствует увеличению числа инновационно-активных предприятий и стимулирует другие предприятия, входящие в кластер, к внедрению инноваций. Наблюдается достаточно быстрый рост инновационной активности у предприятий, входящих в отраслевой (секторальный) кластер. Три основных производственных кластера: в автомобилестроительном кластере в 2010 году доля инновационно-активных предприятий в общем объеме предприятий кластера составила 22,1%, в нефтегазохимическом - 21,4%, энергетическом - 12,1% (рис.4).

НГХ КЛАСТЕР ЛВТОНОБШЕСТРСВТЕЛЛЬЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

КЛАСТЕР

■200? год 2010 год

Рис. 4 - Доля инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий кластера, процентов

В эффективно функционирующих инновационных кластерах ускоряется инновационный процесс, способствующий развитию у участников кластера таких преимуществ, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности и т.д. (табл. 1, рис.5).

Кластеры, бесспорно, представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации. Жесткая конкуренция наблюдается в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание. Присутствие на рынке многих соперников и наличие сильных стимулов часто подчеркивает интенсивность конкурентной борьбы внутри кластеров.

Преимущества для инноваций и роста производительности сильнее проявляются в кластере, чем в изолированно расположенных компаниях. Участие в кластере дает преимущества в доступе к новым технологиям, методам работы или возможностям осуществления поставок. Входящие в кластер фирмы быстро узнают о прогрессе в технологии, о доступности новых комплектующих изделий и оборудования, о новых концепциях в обслуживании и маркетинге и т.п. Им помогают постоянные взаимоотношения с

другими членами кластера, взаимные посещения и личные контакты. Входящие в кластер фирмы могут экспериментировать с меньшими издержками и не брать на себя больших обязательств, пока окончательно не убедятся в том, что новое изделие, процесс или услуга будут выгодны.

Таблица 1 - Экономические параметры развития отраслевых кластеров в 2010 году

Добавлен- Производи- Выручка Инвестици Сальдиро-

ная тельность (нетто) от и в ванный

стоимость труда продажи товаров основной капитал, финансовы й результат

млн. млн.

темп роста в % к предыдущему году рублей рублей

Республика Татарстан 117.2 120.8 120.7 201984.9 141441.9

Нефтегазохимичес-кий кластер 122.8 128.3 123.6 85935.8 90960.0

Автомобилестроите льный кластер 169.8 188.0 140.0 1491.7 -2421.0

Энергетический кластер 119.7 121.2 115.9 8733.3 12772.0

Рис. 5 - Параметры развития отраслевых (секторальных) кластеров в 2010 году по сравнению с 2009 годом, процентов

Преимущества кластера в формировании нового бизнеса могут играть главную роль при ускорении процесса нововведений в кластере. Большие компании на пути нововведений часто сталкиваются с различного рода ограничениями или препятствиями. Возникающие компании нередко заполняют бездействующие ниши рынка, причем, иногда это даже поощряется исходной компанией. Более крупные входящие в кластер компании развивают тесные взаимоотношения с меньшими инновационными предприятиями, помогая их становлению, а затем поглощают их, если те добиваются успеха.

Результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения

прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов

базирования кластеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 608с.

2. Быкова, Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / Т.П. Быкова, С.Ф. Пятинкин. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.

3. Шинкевич, А.И. Потенциал повышения эффективности нефтегазохимического комплекса Татарстана в рамках логистической концепции кластерного развития / А.И.Шинкевич, Т.В.Малышева, М.В Шинкевич, // Сборник научных трудов «Повышение эффективности работы химических предприятий и природопользования». - СПб: СПбГИЭУ, 2007.

4. Шинкевич, А.И. Обеспечение инновационного развития химии и технологии полимерных и композиционных материалов и энергоресурсосберегающих технологий перспективных материалов в Республике Татарстан/ А.И.Шинкевич, М.В.Леонова, // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №2. - С.280-286.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 г. № 763 «Об утверждении программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - №45 - 03.12.2008г., ст. 1851.

6. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности// ОК 034-2007 (КПЕС 2002) // М., Стандартинформ, 2008.

© А. И. Шинкевич - д-р экон. наук, зав. каф. логистики и управления КНИТУ, ashinkevich@mail.ru; Т. В. Малышева - канд. экон. наук, доц. той же кафедры, sandugey1966@mail.ru; И. А. Зарайченко -асп. той же кафедры, irina-zar@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.