Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2015. Т. 13. С. 109-116
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 291.16+323.284
Межобщинный конфликт в Нигерии как результат конфессиональной поляризации населения Африки
Р. В. Дмитриев, И. А. Захаров
Московский педагогический государственный университет, г. Москва Институт географии РАН, г. Москва МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация. Статья посвящена выявлению роли демографического фактора в изменении религиозной ситуации в Африке. На примере Нигерии детально рассмотрены особенности соразвития христианской и мусульманской общин. Особое внимание уделено анализу деятельности радикальной организации «Боко Харам» как фактора эскалации межобщинного конфликта в этой стране.
Ключевые слова: Африка, христианство, ислам, Нигерия, межобщинный конфликт, «Боко Харам».
Современная Африка имеет свое уникальное конфессиональное «лицо»; процессы, происходящие сегодня в религиозной жизни Черного континента, могут стать основой модели развития глобального конфессионального и циви-лизационного пространства в современную постсекулярную эпоху [1].
Неравномерное демографическое развитие регионов мира в XX - начале XXI в. уже привело к существенному перераспределению верующих крупнейших конфессий мира, прежде всего христианства и ислама, между регионами, относящимися к Глобальному северу и Глобальному югу. В результате увеличилась доля населения развивающихся стран в численности адептов всех крупнейших религиозных направлений мира. Если в 1910 г. в государствах Глобального севера (развитые страны Европы, Северной Америки, Россия, Япония, Австралия и Новая Зеландия) было сконцентрировано более 82 % христиан мира, то спустя столетие - лишь 39 %. За то же время доля Глобального Юга (развивающиеся страны Африки, Латинской Америки, Азии и Океании) в христианском населении мира возросла с 18 до 61 %, т. е. почти в 3,5 раза! Смещение центра глобального конфессионального пространства на Юг привело к увеличению доли населения Африки в численности адептов всех крупнейших религиозных направлений мира.
В настоящее время в Африке проживают более 540 млн христиан (3-е место среди макрорегионов мира, или 23,5 % адептов христианства на планете) [13] и 420 млн мусульман (2-е место в мире, или около 27 % глобальной мусульманской популяции) [8]. Если по численности мусульман Черный континент будет и в дальнейшем уступать Азии, то уже к 2020 г. Африка, в которой,
по прогнозам, будут жить более 630 млн христиан, обойдя Латинскую Америку и Европу, займет первое место в мире по численности адептов христианства [10].
В начале XX в. ни одно африканское государство не входило в число десяти стран, лидирующих в мире по численности христианского населения, однако век спустя ситуация коренным образом изменилась, и к числу крупнейших христианских стран присоединились Нигерия и Демократическая Республика Конго, а к 2050 г. к ним, по прогнозам, добавится еще Эфиопия. В 1910 г. среди десяти стран, имеющих крупнейшее мусульманское население, были только африканские Египет и Марокко; в 2010 г. к ним присоединились Нигерия и Алжир [10].
Причинами, позволяющими Африке постоянно наращивать свой «вес» в глобальном конфессиональном пространстве, являются высокий уровень рождаемости населения и успешная миссионерская деятельность, которую ведут на континенте адепты мировых религий (прежде всего христианства).
Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных женщиной в гипотетическом поколении за весь период фертильности) за период 2010-2015 гг. составляет 3,0 для Северной Африки и 5,1 для Субсахарской [18]. На рождаемость приходится 96 % прироста мусульманского населения континента, по уровню которой мусульмане опережают остальное население Африки. Так, в странах Субсахарской Африки суммарный коэффициент рождаемости мусульманского населения составляет 5,5, что на 0,9 больше, чем у немусульманского (4,6) [17]. В связи с этим в росте христианской общины Африки конверсия играет гораздо большую роль, чем в мусульманской: на нее приходится почти 29 % ежегодного прироста адептов христианства. Об эффективности деятельности христианских миссионеров говорит и то, что в 2010 г. в Африке перешли в христианство более 3,3 млн человек, что составляет более 15 % от общего прироста христианской общины континента. К числу стран континента, лидирующих по темпам миссионерской деятельности, относятся Нигерия, ДР Конго, Эфиопия, Танзания и Кения; в этих государствах в 2010 г. в христианство перешло от 200 до 500 тыс. человек [8].
Таким образом, конфессиональная ситуация в Африке отличается особой сложностью, что связано с широким распространением в регионе не только христианства и ислама, но и синкретических верований, а также с высоким уровнем этнической неоднородности населения. В Африке существовал и продолжает существовать количественный дисбаланс между основными религиями, причем «пальма первенства» достаточно часто переходила от одной к другой: в 1910 г. в Африке большую часть населения составляли адепты этнических религий (58,0 %), но уже к началу последней трети XX столетия их сменили соответственно мусульмане (около 38 %), а рубеж столетий ознаменовался лидерством в регионе христианства (46 %) (данная тенденция сохранится, по прогнозам, по крайней мере до 2050 г.).
Конфессиональное пространство современной Африки характеризуется высокой степенью мозаичности [2], сочетающейся с глубокой религиозностью местного населения. Согласно результатам исследования Gallup International/WIN [11], в Африке живут самые религиозные люди на планете. Большая часть опрошенных африканцев считают религию очень важной составляющей
своей жизни. В первую десятку стран мира с наиболее религиозным населением (более 75 %) вошли: Гана, Нигерия, Кения, Камерун и Южный Судан. Для христианских церквей Африки характерен традиционалистский настрой и мо-рализаторский дух, отличающий их от единоверцев в Америке и Европе. Так, например, англиканские епископы Африки выступают против рукоположения священников-гомосексуалистов, настаивая на традиционном толковании Священного Писания. Все это говорит о том, что в Африке складывается свой, отличный от Запада тип христианства. Не менее сильны традиционалистские настроения среди мусульманской общины континента.
Конфессиональное пространство Африки имеет свои яркие региональные особенности. Север континента - территория доминирования ислама, в то время как в Субсахарской Африке, отличающейся гораздо более разнообразным конфессиональным составом населения, в целом преобладает христианство. Таким образом, к началу XXI в. в результате активного распространения христианства и ислама конфессиональное пространство континента оказалось поделенным фактически поровну между христианской и исламской цивилизациями. При этом основная культурно-конфессиональная граница в Африке проходит по зоне Сахеля, к северу от которой доминирует ислам, к югу - христианство.
В определенной степени именно сложная конфессиональная структура населения зоны Сахеля определяет «хрупкость» политической обстановки в данном регионе Африки, который стал ареной деятельности международных террористических организаций. По мнению известных российских африканистов А. М. Васильева и А. А. Потапова, в Африке «этнические и/или конфессиональные убеждения и стереотипы - как новые, так и архаичные, социально-этническая и религиозная психология стали основными факторами в развитии конфликтов или их провоцировании» [7]. В результате Африка становится своеобразным «полем борьбы» между представителями двух крупнейших мировых религий - христианства и ислама, что обуславливает крайнюю степень политизации религии в регионе.
Примером обострения межобщинных противоречий и политизации религии может служить Нигерия - крупнейшая по численности страна континента, являющаяся домом для 72 млн христиан и примерно такого же количества мусульман (табл.). Страна занимает 7-е место в мире и 1-е в Африке по численности христиан и мусульман; по прогнозам, к 2050 г. в Нигерии уже будут жить по 139 млн христиан и мусульман, в результате чего страна переместится на 5-е место в мире по количеству адептов этих крупнейших религий мира. Впрочем, достоверные данные о современном конфессиональном составе населения страны отсутствуют. Так, в переписи населения 2006 г. вопрос о вероисповедании было решено опустить вследствие того, что он является слишком чувствительным для разделенного по религиозному признаку нигерийского общества. Согласно официальным данным на 2003 г., мусульмане составляли 50,5 % населения Нигерии, а христиане - 48,2 % [14]. Тем не менее уже сегодня христианская община страны больше по численности христианского населения Германии, а мусульман в Нигерии больше, чем, например, в такой традиционно исламской стране, как Египет.
Таблица
Динамика численности крупнейших конфессиональных групп населения Нигерии
Конфессиональная группа 1910 г. 1970 г. 2010 г.
млн чел. % млн чел. % млн чел. %
Мусульмане 4,9 26,0 22,5 44,0 72,3 45,7
Христиане 0,2 1,1 22,7 44,0 72,3 45,7
Адепты этнорелигий 13,7 73,0 6,0 12,0 13,1 8,3
Рассчитано и составлено по [8].
Христианизация Нигерии произошла при жизни буквально одного поколения. Еще в 1952 г., согласно данным переписи населения, эту религию исповедовали 21,1 % населения страны, 47,4 % нигерийцев были мусульманами и 31,6 % принадлежали к другим религиям, в основном к традиционным африканским [15]. А спустя всего полвека, даже по официальным данным, доля христиан в Нигерии выросла более чем в два раза, притом что удельный вес мусульман в населении страны за тот же период почти не изменился.
В значительной степени рост численности христиан в Нигерии происходит благодаря успешной миссионерской деятельности евангелистских церквей, адепты которых составляют около половины (26,5 млн) протестантов страны. Прежде всего это пятидесятнические церкви, такие как Апостольская церковь Нигерии, Искупленная христианская церковь Бога, Апостольская церковь Христа, Миссия евангельской веры и мн. др.
Ныне в конфессиональном плане Нигерия фактически расколота на две части: на севере страны преобладают мусульмане, на юге - христиане. Межобщинные отношения в Нигерии характеризуются крайней степенью напряженности, которая особенно усилилась с конца 80-х гг. прошлого века, что связано с ростом влияния фундаменталистских религиозных движений (особенно исламских) во всем мире. В результате все значительные протестные движения в Нигерии, вызванные нерешенностью социально-экономических проблем, приняли форму религиозных конфликтов - прежде всего мусульмано-христианского противоборства.
По конституции Нигерии правительства штатов или федерации не имеют права принимать какую-либо религию в качестве государственной, однако в ней отсутствуют прямые указания на светский характер нигерийского государства [5]. Тем не менее в ноябре 1999 г. шариатское судопроизводство было распространено на область уголовного права в штате Замфара, а позднее аналогичное решение приняли власти еще 11 северных штатов Нигерии. То, что из 36 нигерийских штатов 12 ввели шариат в качестве основы своего законодательства, вызвало крайне негативную реакцию христианской общины, опасавшейся постепенного превращения страны в исламское государство, в котором права христиан будут ущемлены.
Центральное место в мусульмано-христианской межобщинной розни в Нигерии занимает деятельность фундаменталистской исламистской организации «Боко Харам». Цель данной группировки отражена в ее полном названии
«Джамаату ахлис Сунна Лиддаавати валь-Джихад», что может быть переведено на русский как «Общество приверженцев распространения учения Пророка и джихада«. База данной организации находится в городе Майдугури на северо-востоке страны, и долгое время рекрутирование бойцов проходило под прикрытием образовательного комплекса, куда привлекались дети из бедных семей - по большей части представители народа канури, преобладающего в этой части страны. Там же эта организация получила название «Боко Харам», что обычно переводится как «западное образование греховно» [16]. Неприязнь западного образования мусульманскими радикалами Нигерии вполне объяснима и связана с тем, что в нем господствуют христианские миссионеры. Вскоре после своего образования «Боко Харам» начала насильственные действия, направленные против властей Нигерии, которые обвинялись исламскими фундаменталистами в поощрении христианизации страны путем навязывания населению «западной секулярной буржуазной культуры». Наиболее известными террористическими актами «Боко Харам» стали так называемые рождественские атаки (christmas day bombings) на христианские церкви в центральных штатах страны (2011 г.), атака боевиками города Кано (2012 г.), похищение в населенном пункте Чибок (штат Борно) более 270 школьниц-христианок (2014 г.), сожжение 16 деревень и городов в штате Борно (2015 г.).
Постепенно боевики «Боко Харам» смогли установить свой контроль над значительной частью территорий на северо-востоке страны (в штатах Борно, Йобе, Адамава, Баучи, Гомбе) и расширили ареал своей деятельности в соседние страны (Камерун, Нигер, Чад). В апреле 2015 г. лидер «Боко Харам» Абу-бакар Шекау присягнул на верность «Исламскому государству» (ИГ) и объявил о переименовании группировки в «Западноафриканскую провинцию „Исламского государства"» [4], превратив свою организацию в часть глобальной исламской террористической структуры. Правительство Нигерии, возглавляемое президентом Гудлаком Джонотаном (христианином из юго-восточной части страны), пыталось вначале вести переговоры с исламистами, однако ввиду их неудачи, начиная с 2014 г., взаимоотношения властей и «Боко Харам» фактически перешли исключительно в военную плоскость. В результате военного противостояния исламистов и нигерийских военных на севере страны погибли тысячи людей и около 3 млн стали вынужденными мигрантами, в том числе около 1 млн только за последний год [6, с. 9]. Эскалация насилия в Нигерии вызвала озабоченность Международного уголовного суда, прокурор которого выступил с соответствующими заявлениями в конце 2014 г. [12].
В перспективе обострение исламо-христианского конфликта в Нигерии может привести к разделу страны по конфессиональному признаку на христианский юг и мусульманский север, наподобие того, что уже произошел в Судане в 2011 г., в результате которого из его территории был выделен Южный Судан, в основном населенный христианами.
В марте 2015 г. в Нигерии прошли президентские выборы, в результате которых новым президентом страны стал Мухаммаду Бухари (мусульманин по вероисповеданию), обошедший более чем на 2,7 млн голосов своего соперника - действующего президента Гудлака Джонотана. Выборы показали, что ни-
герийское общество продолжает быть поляризовано по конфессиональному принципу: победу М. Бухари обеспечили прежде всего голоса мусульманского севера, в то время как Г. Джонотан лидировал в юго-восточных, наиболее христианизированных, штатах страны [3]. В значительной степени успех компании М. Бухари обеспечило его стремление установить порядок на севере Нигерии; он призвал к примирению, выдвинув лозунг: «Ничьи амбиции не стоят крови ни одного нигерийца» [6]. Возможно, что именно президент-мусульманин, известный как глубоко верующий человек, окажется более приемлемым партнером для переговоров с исламскими фундаменталистами. Хочется надеяться, что именно М. Бухари сможет принести Нигерии освобождение от терроризма и преодоление острых культурно-религиозных противоречий внутри общества.
Успех нового правительства Нигерии смог бы доказать, что в будущем Африка имеет возможность стать не только ареной их острого межконфессионального соперничества, но и, быть может, послужить мостом для налаживания диалога между представителями различных религиозных направлений.
Список литературы
1. Горохов С. А. Религии народов мира / С. А. Горохов, Т. Т. Христов. - М. : Кно-рус, 2010. - 422 с.
2. Горохов С. А. Религиозная идентичность как фактор формирования конфессиональных регионов современного мира / С. А. Горохов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5, География. - 2012. - № 5. - С. 49-55.
3. Действующий президент Нигерии впервые проиграл выборы [Электронный ресурс] // Новая газ. - 2015. - 1 апр. - URL: http://www.novayagazeta.ru/ news/ 1692817.html (дата обращения: 15.04.2015).
4. Лидер «Боко Харам» присягнул на верность «Исламскому государству» [Электронный ресурс] // Лента.Ру. - 2015. - 8 марта. - URL: http://lenta.ru/news/2015/03/08/ haram (дата обращения: 17.03.2015).
5. Нигерия : справ.-моногр. изд. / Ин-т Африки РАН ; рук. авт. кол.: П. И. Куприянов, Б. Г. Петрук ; отв. ред.: И. Г. Большов, Т. С. Денисова. - М. : Ин-т Африки РАН, 2013. - 378 с.
6. Президент Нигерии Мухаммаду Бухари [Электронный ресурс] // Эхо Москвы. 48 минут. - 2015. - 8 апр. - URL: http://echo.msk.ru/programs/48minut/1525994-echo (дата обращения: 15.04.2015).
7. Страны Африки 2002. - М. : Ин-т Африки РАН, 2002. - 704 с.
8. Atlas of Global Christianity / eds. T. M. Johnson, K. R. Ross. - Edinburgh : Edinburgh University Press Ltd, 2009. - 364 p.
9. Boko Haram May Have Displaced Over a Million in Nigeria [Electronic resource] // International Organization for Migration. - URL: http://www.iom.int/cms/en/sites/iom/home/ news-and-views/press-briefing-notes/pbn-2015/pbn-listing/boko-haram-may-have-displaced-ov.html (mode of access: 03.03.2015).
10. Christianity in its Global Context, 1970-2020. Society, Religion, and Mission. -South Hamilton: Center for the Study of Global Christianity, 2013. - 92 p.
11. Global index of religiosity and atheism - 2012. WIN-Gallup International [Electronic resource]. - URL: http://blog.scona.com.ua/pictures/files/RED-C-Press-Release-Religion-and-Atheism-25-7-12.pdf (mode of access: 27.01.2015).
12. ICC lawyer, activist accuse Nigeria presidential candidate of inciting violence [Electronic resource] // Jurist. - 2015. - Jan 23. - URL: http://jurist.org/paperchase/2015/01/icc-
lawyer-activist-accuse-nigerian-presidential-candidate-of-inciting-violence.php (mode of access: 02.02.2015).
13. Johnson T.M. Christianity 2015: Religious Diversity and Personal Contact / T. M. Johnson, G. A. Zurlo, A. W. Hickman, P. F. Crossing // International Bulletin of Missionary Research. - 2015. - Vol. 39, N 1. - P. 28-29.
14. Lalasz R. In the News: The Nigerian Census [Electronic resource] / R. Lalasz // Population Reference Bureau. - URL: http://www.prb.org/Articles/2006/ IntheNewsTheNige-rianCensus.aspx (mode of access: 18.04.2015).
15. Ostien P. Percentages By Religion of the 1952 and 1963 Populations of Nigeria's Present 36 States [Electronic resource] / P. Ostien // Nigeria Research Network. - 2012. - № 1. - URL: http://www3.qeh.ox.ac.uk/pdf/nrn/BP1Ostien.pdf (mode of access: 04.03.2015).
16. Q&A: Islamic group spreading terror in Nigeria [Electronic resource] // CNN. International Edition. - 2012. - Jan 7. - URL: http://edition.cnn.com/2012/01/02/world/ afri-ca/boko-haram-nigeria/index.html?_s=PM:AFRICA (mode of access: 24.01.2015).
17. The Future of the Global Muslim Population [Electronic resource] // Pew Research Center's Forum on Religion & Public Life. - URL: http://www.pewforum.org/ 2011/01/27/the-future-of-the-global-muslim-population/ (mode of access: 14.02.2015).
18. World Population Prospects : The 2012 Revision [Electronic resource]. - URL: http://esa.un.org/unpd/wpp/index.htm (mode of access: 13.04.2015).
Inter-Communal Conflict in Nigeria as a Result of Religious Polarization in Africa
R. V. Dmitriev, I. A. Zakharov
Moscow State Pedagogical University, Moscow
Institute of Geography of Russian Academy of Sciences, Moscow
Lomonosov Moscow State University, Moscow
Abstract. The article is devoted to identifying the role of the demographic factor in changing African religious landscape. The features of Christian and Muslim communities' cooperative development in Nigeria are discussed in detail. Particular attention is paid to the analysis of Boko Haram's activities as a factor in the escalation of inter-communal conflict in the country.
Keywords: Africa, Christianity, Islam, Nigeria, inter-communal conflict, Boko Haram.
Дмитриев Руслан Васильевич
кандидат географических наук, доцент, кафедра экономической и социальной географии
Московский педагогический
государственный университет
129626, г. Москва, ул. Кибальчича, 16-48
тел.: 8(495)6837903
e-mail: dmitrievrv@yandex.ru
научный сотрудник, лаборатория
географии мирового развития
Институт географии РАН
119017, г. Москва, Старомонетный пер.,
29-68
Dmitriev Ruslan Vasilievich
Candidate of Sciences (Geography), Associate Professor, Department of Economic and Social Geography Moscow State Pedagogical University 16-48, Kibal'chich st., Moscow 129626 tel.: 8(495)6837903 e-mail: dmitrievrv@yandex.ru
Researcher, Laboratory of Geography of World Development Institute of Geography of Russian Academy of Sciences
29-68, Staromonetniy side-st., 119017
тел.: 8(495)9593743
научный сотрудник, Центр по изучению проблем народонаселения, экономический факультет
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1/46-458 тел.: 8(495)9392838
tel.: 8(495)9593743
Researcher, Center for Population Studies, Faculty of Economics Lomonosov Moscow State University 458, 1/46, Leninskie Gory, 119991 tel.: 8(495)9392838
Захаров Иван Андреевич
аспирант, кафедра экономической и социальной географии Московский педагогический государственный университет 129626, г. Москва, ул. Кибальчича, 16-48 тел.: 8(495)6837903 e-mail: vanszax@yandex.ru
Zakharov Ivan Andreevich
Postgraduate Student, Department of Economic and Social Geography Moscow State Pedagogical University 16-48, Kibal'chich st., Moscow, 129626 tel.: 8(495)6837903 e-mail: vanszax@yandex.ru