Научная статья на тему 'Межнаучные связи как средство общепедагогической подготовки'

Межнаучные связи как средство общепедагогической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межнаучные связи как средство общепедагогической подготовки»

Редакционная почта

161

П. ХРОМЕНКОВ, доцент Московский государственный областной университет

Многоуровневое обучение позволит выпускнику педвуза самореализоваться не только в качестве учителя, классного руководителя, но и как социальному педагогу, педагогу-психологу-консультанту, менеджеру в сфере образовательных услуг, педагогу в образовательных, реабилитационных центрах, в органах опеки и попечительства, центрах поддержки семьи и оказания помощи социально незащищенной категории граждан, в общественных центрах патриотического воспитания молодежи, приемниках-распределителях, службах занятости населения, организатору индивидуальной практики педагогической помощи отдельным семьям в воспитании и обучении детей, досуговой деятельности детей и взрослых и в других видах педагогической деятельности.

Для овладения профессионализмом ему, таким образом, явно недостаточно иметь только собственно педагогические знания — его образование должно быть организовано на основе междисциплинарных связей педагогики с такими областями знания, как физиология, медицина, психология, аксиология, право, этнография, демография, социология и др.

Проблема построения межнаучных связей в высшей педагогической школе актуализируется и в силу другой наметившейся в ней тенденции — изменения объема специальных и общепрофессиональных дисциплин в связи с подготовкой бакалавров. Чтобы сохранить и, возможно, повысить качество педагогического образования на первом его уровне, потребуется разработка оптимальной модели, с помощью которой можно будет выполнить конструирование качественно нового содержания педагогической подготовки обучающихся.

Межнаучные связи как средство общепедагогической подготовки

Для решения этой актуальной задачи мы использовали имеющийся отечественный опыт исследования и построения межнаучных связей в системе наук о человеке и опирались на достигнутый уровень комплексных исследований, выполненных в Институте человека РАН [1, 2]. При конструировании содержания интегративного курса педагогики мы учитывали результаты междисциплинарных исследований в области философии, психологии, социологии, медицины и других направлений науки.

Между тем в педагогике по-прежнему доминирует односторонний подход к построению ее содержания. Одна из причин — не отработан механизм синтеза профессионально значимой информации, полученной из разных источников. Более того, отсутствует концептуальный аппарат выявления и исследования связей наук об образовании, хотя отдельные аспекты этой проблемы интересуют многих теоретиков и практиков.

Задачей первостепенной значимости в этом смысле является создание межнаучного тезауруса. Алгоритм его разработки включает следующие методические приемы:

• выделение основных категорий педагогики, которые сопряжены с однородными понятиями других наук о человеке;

• систематизация и классификация базовых и производных понятий;

• построение репертуарной решетки, позволяющей определить общие признаки выделенных понятий;

• разработка системы слов и словосочетаний, которым в информационно-поисковом языке придается согласованный смысл, т.е. составление межнаучного деск-рипторного словаря.

Такой тезаурус включает более ста основных и порядка полусотни дополни-

162 Высшее образование в России • № 10, 2006

тельных понятии межнаучного содержания.

На этоИ основе исследуется и моделируется следующий элемент — связи наук-партнеров об образовании. Результаты исследования позволили выделить несколько типов связей в системе взаимодействующих с педагогикой наук по следующим признакам:

• время их действия в процессе изучения педагогического факта, явления, решения педагогической задачи и т.п. (быстродействующие, постоянные, ретроспективные);

• объем действия и число источников, между которыми они возникают (односторонние, бинарные, многоисточниковые, смешанные, целостные);

• содержание (граничащие, соприкасающиеся, перекрывающиеся, органично сочетающиеся, взаимно дополняющие друг друга);

• функции по отношению к реципиентам (информационные, обучающие, мониторинговые, корректирующие, диагностирующие).

Следует отметить, что данная классификация связей педагогики с другими отраслями человекознания условна, возможны различные их сочетания в зависимости от информационно-педагогических потребностей обучающих и обучающихся.

Систему взаимодействующих с педагогикой наук можно разделить на четыре основные группы. В совокупности они образуют некую область информационно-педагогического пространства при разработке учебных элементов:

V науки, на которых педагогика базируется в своем развитии (биология, генетика, логика, медицина, психология, дефектология, физиология, философия и др.);

V науки, граничащие с педагогикой (дефектология, лингвистика, медицина, социология, теология, филология, экология, эргономика, этология, юриспруденция и др.);

V науки, дополняющие область педагогических исследований (антропология, архе-

ология, графология, демография, информатика, кибернетика, политология, статистика, фольклористика, этнография и др.);

V науки, заимствующие данные у педагогики (археология, кибернетика, политология, социология, этнография, этология, юриспруденция и др.).

Особенностью такой дифференциации является то, что некоторые из наук, взаимодействуя с педагогикой, содержатся в двух или нескольких группах. Это обстоятельство затрудняет построение межнаучных связей в системе педагогической подготовки студентов. В таком случае оценить, в какой мере проявляется тот или иной признак базового понятия соответствующей отрасли знаний в единой классификации наук о человеке, практически очень сложно.

Поэтому при разработке программы межнаучного формирования профессионализма студентов потребовался иной подход к классификации наук — на основе содержания понятия «педагогический профессионализм». При этом учитывались следующие особенности взаимодействия наук-партнеров об образовании.

Первая связана со своеобразием предмета познания — человека, в котором смыкаются интересы многих наук. Педагогика, к сожалению, недостаточно использует данные других наук, а потому не располагает целостной, логически связной картиной знаний о человеке.

Вторая особенность заключается в том, что каждая научная дисциплина имеет свой понятийный аппарат, специфические методы, принципы и подходы к исследованию предмета. Механическое сведение данных из разных наук в единую смысловую единицу информации приводит к незначительному успеху.

Третья особенность состоит в том, что науки находятся на различных уровнях развития, это не всегда позволяет обратиться к пограничным областям и найти в них ответы на интересующие вопросы.

Разработка системы интегрированных учебных элементов, составляющих содер-

Редакционная почта

163

жание общепедагогической подготовки студентов, предполагает определение базовых дидактических единиц в соответствии с факторами, условиями и особенностями образования личности и спецификой наук (научных отраслей), взаимодействующих с педагогикой.

На этом пути отечественная педагогическая школа может постепенно перейти от одностороннего обучения педагогике к

формированию профессионализма своих выпускников на основе межнаучных связей.

Литература

1. Фролов И.Т. Многомерный образ челове-

ка: комплексное междисциплинарное исследование человека / Отв. ред. И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. - М., 2001.

2. Человек // Философско-энциклопедичес-

кий словарь. - М., 2000.

Внеаудиторная работа студентов в системе специального образования

О. МАКАРОВА, ст. преподаватель Орловский государственный университет

Развитие российской системы специального образования актуализирует проблему совершенствования подготовки и переподготовки кадров, в том числе для об-разовательно-коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения слуха.

В ГОС ВПО (2005) количество часов на аудиторные занятия (лекции, практические занятия и др.) и внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине распределяется примерно поровну. При такой организации образовательного процесса совершенствование системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов становится одной из приоритетных задач, решение которой содействует качественной подготовке будущего специалиста, включая развитие таких качеств личности, как стремление к самообразованию, саморазвитию, способность к проектированию собственной образовательной деятельности, творческого роста.

Подготовка специалиста по специальности 031600 «Сурдопедагогика» предполагает овладение педагогической системой развития слухового восприятия, формирования устной речи (ее восприятия и воспро-

изведения) у лиц с нарушениями слуха. Поэтому учебная дисциплина «Методика развития слухового восприятия» является одной из профилирующих в системе подготовки сурдопедагогических кадров. В учебных пособиях для студентов содержится ряд вопросов и заданий для самостоятельной работы по данной дисциплине, однако проблема организации и содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов по курсу на основе современных научно-методических подходов к данному виду учебной работы в вузе, предусматривающему опосредованное управление преподавателем познавательной деятельностью обучающихся, разработана недостаточно. В научно-методической литературе не определены и педагогические условия, содействующие совершенствованию внеаудиторной самостоятельной работы по данной учебной дисциплине. Таким образом, имеется реальное противоречие между значимостью эффективной внеаудиторной самостоятельной работы для качественного усвоения студентами курса «Методика развития слухового восприятия» и недостаточной разработанностью вопросов ее организации и содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.