Научная статья на тему 'МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислякова Э.Э.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения ряда теоретических и практических задач по развитию механизмов обеспечения эффективного межмуниципального сотрудничества, как наиболее перспективной формы организации территорий местных сообществ. В настоящей статье автором рассматриваются основные проблемы и предлагаются рекомендации по совершенствованию межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан. Подчеркивается, что основные проблемы взаимодействия связаны с недостаточной финансовой самостоятельностью муниципалитетов, наличием институциональных ограничений межмуниципального сотрудничества, недостаточной эффективностью работы ассоциаций муниципальных образований. Автором предлагается ряд рекомендаций, таких как применение дистанционных технологий, механизма инициативного бюджетирования, практики обмена опытом между муниципалитетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кислякова Э.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-MUNICIPAL COOPERATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: PROBLEMS AND RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT

The relevance of the research topic is due to the need to solve a number of theoretical and practical tasks for the development of mechanisms for ensuring effective inter-municipal cooperation as the most promising form of organization of the territories of local communities. In this article, the author examines the main problems and offers recommendations for improving inter-municipal cooperation in the Republic of Bashkortostan. It is emphasized that the main problems of interaction are associated with insufficient financial independence of municipalities, the presence of institutional limitations of inter-municipal cooperation, insufficient efficiency of municipal associations. The author offers a number of recommendations, such as the use of remote technologies, the mechanism of initiative budgeting, the practice of exchanging experience between municipalities.

Текст научной работы на тему «МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Э.Э. Кислякова, магистрант Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-164-167

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения ряда теоретических и практических задач по развитию механизмов обеспечения эффективного межмуниципального сотрудничества, как наиболее перспективной формы организации территорий местных сообществ. В настоящей статье автором рассматриваются основные проблемы и предлагаются рекомендации по совершенствованию межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан. Подчеркивается, что основные проблемы взаимодействия связаны с недостаточной финансовой самостоятельностью муниципалитетов, наличием институциональных ограничений межмуниципального сотрудничества, недостаточной эффективностью работы ассоциаций муниципальных образований. Автором предлагается ряд рекомендаций, таких как применение дистанционных технологий, механизма инициативного бюджетирования, практики обмена опытом между муниципалитетами.

Ключевые слова: межмуниципальное сотрудничество, проблемы межмуниципального сотрудничества.

Современная ситуация как в мире в целом, так и в стране в частности диктует необходимость нахождения новых управленческих инструментов в сфере государственного и муниципального управления. Именно организованное и поступательное развитие территорий, а также объединение ресурсов различных муниципальных образований для решения общих вопросов и проблем развития является фундаментом для повышения благосостояния граждан.

К сожалению, на данный момент можно наблюдать отсутствие реальных возможностей для муниципалитетов самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни граждан. В этой связи актуально разобраться какие существуют проблемы межмуниципального сотрудничества и предложить рекомендации по совершенствованию механизмов данного сотрудничества. Для рассмотрения возьмем межмуниципальное сотрудничество в Республике Башкортостан.

Среди проблем межмуниципального сотрудничества в республике выделим следующие:

1. Низкий уровень налоговых и неналоговых доходов в общем объёме доходов местного бюджета. По итогам 2021 г. в среднем по всем муниципалитетам России доля собственных доходов составила около 34%. Соответственно, большую часть доходов местных бюджетов составляют безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов (дотации, субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты) [1]. В Башкортостане доходы местных бюджетов (муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений) за 2021 год исполнены в сумме 129 316,4 млн рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы составили 44 683,7 млн рублей (34,5%) [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод о низкой степени самостоятельности муниципалитетов в Республике Башкортостан по осуществлению финансовой политики.

2. Муниципальные образования имеют разные возможности. Так, наиболее развитыми среди муниципальных образований Республики Башкортостан являются Уфимский, Салаватский, Стерлитамакский районы. За счет вложения инвестиций в

основной капитал, изготовления товаров собственного производства и продукции сельского хозяйства муниципалитеты занимают первые места. Сложившаяся дифференциация создает конкуренцию за имеющиеся ресурсы и сдерживает поступательное развитие как самих муниципальных образований, так и республики в целом, осложняет ведение конструктивного диалога с органами власти.

3. Недостаточная эффективность работы ассоциаций муниципальных образований. Так, межмуниципальное сотрудничество в Республике Башкортостан представлено Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» (далее - АСМО РБ). Самыми главными задачами АСМО РБ, исходя из Устава Совета являются: «развитие межмуниципального сотрудничества» (п. 2.1.3) и «организация и взаимодействие муниципальных образований Республики Башкортостан с муниципальными образованиями других субъектов Российской Федерации» (п. 2.1.5) [3]. АСМО РБ инициирует правовую и информационную помощь и осуществляет кадровый подбор для муниципальных образований. Однако отметим, что все весомые решения принимаются непосредственно муниципалитетами. Таким образом, исключается возможность вмешательства Совета. Кроме того, на федеральном уровне не предусмотрено правовое регулирование порядка создания, организации и деятельности АСМО РБ. Также нет законодательного регулирования взаимоотношений между Ассоциацией и органами государственной власти республики. Законодательно не закреплен механизм участия Совета в законотворчестве.

4. Институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества. Так, в Федеральном законе № 131-Ф3 не рассматриваются вопросы местного значения межмуниципального характера и не регулируется порядок их решения. В п. 4 ст. 8 этого же закона запрещается наделять межмуниципальные объединения полномочиями органов местного самоуправления. Федеральным законодательством установлен прямой запрет на создание

межмуниципальных предприятий на основе совместного имущества (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Заключение договоров безвозмездного пользования, аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования муниципальным имуществом, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Соответственно, муниципалитеты фактически не могут передать функции муниципальных учреждений, созданных отдельными муниципальными образованиями, межмуниципальной некоммерческой организации [4].

5. Недостаточный уровень профессиональной подготовки управленческих кадров для реализации проектов в сфере межмуниципального сотрудничества. А также низкие заработные платы специалистов по сравнению со средней заработной платой по региону. Сложившаяся ситуация ставит под сомнение возможность кадрового развития муниципальной службы и привлечение молодых специалистов.

Исходя из поставленных проблем можно предложить следующие решения:

1. Необходимо укреплять доходную и расходную части местных бюджетов в целях повышения их самостоятельности. Например, можно ввести механизм инициативного бюджетирования, которое представляет собой один из способов формирования доходов бюджета посредством участия населения и внесения им определенных «инициативных платежей» с целью финансирования отдельных вопросов местного значения [5].

При этом поступление инициативных платежей происходит на добровольной основе, а вносителями средств могут являться граждане, индивидуальные предприниматели и организации. В отдельных муниципальных образованиях в качестве источника неналоговых доходов бюджета выступают средства самообложения граждан, которые по аналогии с инициативными платежами осуществляются для реше-

ния конкретных вопросов местного значения. Однако по сравнению с самообложением инициативное бюджетирование предоставляет возможность быстрого принятия решения без проведения референдума, требующего дополнительных финансовых затрат.

2. Одним из вариантов решения проблемы в разнице возможностей муниципальных образований можно увидеть в координировании деятельности муниципальных образований с учетом их типов -аналогично, например, устройству Общероссийского конгресса муниципальных образований, в структуре которого создано 7 палат (палата городских округов, палата сельских поселений, палата муниципальных районов и т.д.). Это позволило бы в значительной степени устранить имеющиеся различия между муниципальными образованиями, упростить обмен опытом, перспективными наработками и инициативами. При этом, необходимо понимать слабые и сильными стороны каждого муниципалитета в целом.

3. Необходимо законодательное закрепление механизма участия Ассоциации в законотворчестве чтобы инициативы и предложения АСМО РБ рассматривались и учитывались. Кроме того, руководствуясь управлением межмуниципальными связями в зарубежных странах, можно предложить на регулярной и обязательной основе ввести практику обмена опытом между муниципалитетами [6].

4. Необходимо устранить институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества путем внесения поправок в нормативно-правовую базу, например, по уточнению статуса межмуниципальных некоммерческих организаций и обществ.

5. Для повышения эффективности работы кадров можно предложить активное внедрение в кадровую подготовку дистанционных технологий, которые позволяют донести необходимую информацию до

большего числа слушателей и сократить организационное расходы. Например, проведение семинаров в режиме видеоконференций для органов местного самоуправления с участием различных органов государственной власти.

Также важно сосредоточить внимание на оплате труда государственных и муниципальных служащих. Целесообразно использовать подход, примененный в «майских указах» Президента Российской Федерации для установления минимального соотношения размера заработной платы по отрасли и заработной платы по региону. Минимальное соотношение заработной платы муниципальных служащих (со всеми надбавками и начислениями) должно составлять не менее 150% к средней по региону и не менее 100% к средней по муниципальному образованию (это позволит учесть заработные платы в крупных «ресурсных» муниципальных образованиях, где заработная плата существенно выше средней по региону) [7]. Важно заниматься кадровым потенциалом, так как именно количество и качество муниципальных кадров напрямую обусловливает эффективность работы государственных и муниципальных органов, а значит и влияет на результативность межмуниципального сотрудничества.

Таким образом для того, чтобы существующие межмуниципальные отношения в Республике Башкортостан не носили символический характер и имели результат, решение проблем межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан должно носить комплексный характер. Необходимо вести работы по нескольким направлениям: увеличение эффективности работы кадров, устранение нормативно-правовых ограничений, повышение самостоятельности муниципалитетов, применение современных технологий и методов государственного и муниципального управления.

Библиографический список

1. Отчёты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (дата обращения: 10.11.2022).

2. Информация об исполнении консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2021 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bashkortostan.ru/presscenter/news/426528/ (дата обращения: 10.11.2022).

3. Устав АСМО РБ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asmo-rb.ru/smo/ustav (дата обращения: 10.11.2022).

4. Хужахметова, Г.Н. Институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан // Экономические системы. - 2022. - Т. 15. №2. -С. 143-153.

5. Узденов, Б.М. Способы укрепления доходной базы местного бюджета / Б.М. Узденов, Е.А. Пасько // Молодой ученый. - 2020. - №26 (316). - С. 131-133. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/316/72036/ (дата обращения: 12.11.2022).

6. Кислякова, Э.Э. Управление межмуниципальным сотрудничеством за рубежом: изучение опыта / Э.Э. Кислякова, И.В. Фролова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 6-3 (69). - С. 171-173.

7. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2020 году, перспективах его развития и предложения по совершенствованию организации местного самоуправления в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smosamara.ru/assotsiatsiya-i-ee-chleny/vzaimodeystvie-s-okmo/Доклад%20Правительству%202021.pdf (дата обращения: 12.11.2022).

INTER-MUNICIPAL COOPERATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: PROBLEMS AND RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT

E.E. Kislyakova, Graduate Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The relevance of the research topic is due to the need to solve a number of theoretical and practical tasks for the development of mechanisms for ensuring effective inter-municipal cooperation as the most promising form of organization of the territories of local communities. In this article, the author examines the main problems and offers recommendations for improving inter-municipal cooperation in the Republic of Bashkortostan. It is emphasized that the main problems of interaction are associated with insufficient financial independence of municipalities, the presence of institutional limitations of inter-municipal cooperation, insufficient efficiency of municipal associations. The author offers a number of recommendations, such as the use of remote technologies, the mechanism of initiative budgeting, the practice of exchanging experience between municipalities.

Keywords: inter-municipal cooperation, problems of inter-municipal cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.