Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ ЗА РУБЕЖОМ: ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА'

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ ЗА РУБЕЖОМ: ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислякова Э.Э., Фролова И.В.

В настоящей статье рассматривается опыт управления межмуниципальном сотрудничеством за рубежом. Автором определены успешные зарубежные практики, применяемые в Германии, Бельгии, Финляндии. На основе применяемого международного опыта межмуниципального сотрудничества предложен ряд мер по усовершенствованию механизма осуществления взаимодействия между муниципалитетами в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING INTER-MUNICIPAL COOPERATION ABROAD: LEARNING FROM EXPERIENCE

In this article, the experience of managing inter-municipal cooperation abroad is considered. The author identifies successful foreign practices applied in Germany, Belgium, Finland. Based on the international experience of inter-municipal cooperation, a number of measures are proposed to improve the mechanism of interaction between municipalities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ ЗА РУБЕЖОМ: ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА»

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ ЗА РУБЕЖОМ: ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА

Э.Э. Кислякова, магистрант И.В. Фролова, д-р. филос. наук, профессор Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-3-171-173

Аннотация. В настоящей статье рассматривается опыт управления межмуниципальном сотрудничеством за рубежом. Автором определены успешные зарубежные практики, применяемые в Германии, Бельгии, Финляндии. На основе применяемого международного опыта межмуниципального сотрудничества предложен ряд мер по усовершенствованию механизма осуществления взаимодействия между муниципалитетами в Российской Федерации.

Ключевые слова: межмуниципальное сотрудничество, зарубежные практики межмуниципального взаимодействия.

Понимание необходимости ресурсной консолидации определенных органов местного самоуправления в целях нахождения результативного решения местных и общих задач служит основанием применения межмуниципального сотрудничества. Развитые зарубежные страны уже давно применяют эффективные практики и методы межмуниципального управления для удовлетворения нужд муниципалитетов, что подразумевает целесообразность их приспособления к российским условиям.

В общем виде межмуниципальное сотрудничество - это комплекс мер, осуществляемый двумя и более муниципальными образованиями в целях предоставления более эффективных государственных услуг гражданам. Многие муниципалитеты имеют ряд проблем из-за ограничений в бюджете и муниципальной автономии. Используя механизмы межмуниципального сотрудничества, можно достичь существенных результатов в решении данных проблем. Например, сэкономить финансовые ресурсы за счет интеграции нескольких муниципальных образований. Также межмуниципальное сотрудничество представляет собой важнейшую альтернативу муниципальным слияниям в структурной реорганизации предоставления услуг местного самоуправления.

Наиболее полное определение межмуниципального сотрудничества, на наш

взгляд, дает Д.А. Попов. Согласно Попову, межмуниципальное сотрудничество - это совместная деятельность органов местного самоуправления в формах и порядке, предусмотренных ФЗ № 131, в целях решения вопросов местного значения, представляющих для муниципальных образований общий интерес [1].

Рассмотрим реализацию проектов межмуниципального сотрудничества в зарубежной практике. Примечательно, что зарубежная нормативно-правовая база межмуниципального сотрудничества неизмеримо шире и затрагивает почти все варианты реализации интеграционных программ, которые находят свое отражение во множестве документов. Например, в Германии количество документов о местном самоуправлении доходит до 400. Российское законодательство в свою очередь предусматривает около 150 нормативных актов, касающихся вопросов муниципального управления [2].

Еще одним существенным отличием межмуниципального управления в Российской Федерации является двухуровневая система местного самоуправления. Предполагается, что муниципальные образования имеют одинаковый уровень полномочий, но на деле можно наблюдать обратную ситуацию.

Одним из способов решения вышеописанной проблемы можно найти в финской

межмуниципальнои практике: местное самоуправление здесь представлено одним уровнем. Финские местные органы власти являются самоуправляющимися и с большим разнообразием обязанностей. В связи с этим, услуги, предоставляемые муниципальными органами, многочисленны. Более того, распространена ситуация конкуренции за услуги между муниципальными органами [3].

В бельгийской межмуниципальной практике также можно увидеть расширение полномочий муниципальных образований до задач, которые, как правило, относятся к более высокому уровню власти. Например, коммуна может регистрировать акты гражданского состояния.

Практика организации муниципального управления Финляндии и Бельгии убедительно демонстрирует насколько можно упростить процесс принятия и осуществления вариантов решений по конкретным проектам межмуниципального сотрудничества, организуя разработку стратегии устойчивого развития муниципалитетов профессиональными и компетентными управленцами.

Интересен и тот факт, что исходя из опыта зарубежных межмуниципальных практик, именно волеизъявление граждан по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления является наиболее важным звеном в построении эффективного межмуниципального сотрудничества [4].

Еще одной особенностью зарубежного межмуниципального сотрудничества является меньший уровень контроля налогового и бюджетного регулирования (по сравнению с Россией). Так, в ФРГ согласно принципу субсидиарности, низший уровень управления самостоятельно органи-

жет, а уже после - отчисляет определенный процент на более высший уровень [5].

Отметим также практику обмена опытом между муниципалитетами. Например, для Франции и ряда других европейских стран характерно обучение передовым практикам межмуниципального сотрудничества, а также постоянный обмен опытом. И происходит данный обмен на регулярной основе в ходе различных семинаров и съездов. Российская практика межмуниципального сотрудничества пока не предусматривает частых встреч муниципалитетов, как правило, передача опыта происходит в ходе съездов ассоциаций, которые происходят несколько раз в год.

Таким образом, сравнивая зарубежный опыт применения межмуниципальным схем интеграции и российскую практику, можно отметить пока еще только намечающиеся тенденции в использовании опыта зарубежных стран, ввиду недостаточной практической деятельности по координированию ресурсов органов местного самоуправления в России.

На наш взгляд, руководствуясь международным опытом, можно предложить следующие меры для повышения эффективности межмуниципального сотрудничества в России:

1. Расширить нормативно-правовую базу межмуниципального сотрудничества в целях устранения неполного отображения основных положений реализации взаимодействия и существующих спорных вопросов в нормативных актах.

2. На регулярной и обязательной основе ввести практику обмена опытом между муниципалитетами.

3. Предоставить возможность гражданам участвовать в дискуссии собраний межмуниципальных объединений.

зует налоговые поступления в свой бюд-

Библиографический список

1. Попов Д. А. Межмуниципальное сотрудничество: сравнительно-правовой анализ форм реализации: дис. ... канд. юр. наук. Москва, 2012. 231 с.

2. Плахота В.А. Развитие механизмов обеспечения межмуниципального сотрудничества в регионах России: монография. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. 180 c.

3. Rudie Hulst, Andre Van Montfort. Inter-municipal cooperation in Europe. Vrije University Amsterdam, The Netherlands, Published by Springer, P.O. Box 17, 3300 AA Dordrecht, Th e Netherlands, ISBN-13978-1-4020-5379-5 (e-book), 2007.

4. Миронова, В. А. Адаптация к российским реалиям лучших практик управления межмуниципальным сотрудничеством за рубежом // Успехи современной науки и образования. 2017. № 8. С. 49-54.

5. Линкола, Т. Система местного самоуправления в Финляндии: современные вызовы / Т. Линкола // Бюджет. 2010. №1. С. 58-67.

MANAGING INTER-MUNICIPAL COOPERATION ABROAD: LEARNING FROM

EXPERIENCE

E.E. Kislyakova, Graduate Student

I.V. Frolova, Doctor of Philosophy Sciences, Professor

Bashkir State University

(Russia, Ufa)

Abstract. In this article, the experience of managing inter-municipal cooperation abroad is considered. The author identifies successful foreign practices applied in Germany, Belgium, Finland. Based on the international experience of inter-municipal cooperation, a number of measures are proposed to improve the mechanism of interaction between municipalities in the Russian Federation.

Keywords: inter-municipal cooperation, foreign practices of inter-municipal cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.