Научная статья на тему 'МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА'

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межмуниципальное сотрудничество / взаимодействие / местное самоуправление / муниципальные образования. / inter-municipal cooperation / interaction / local government / municipalities

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Павлюченко В.К., Малов К.В.

В статье рассматриваются правовые механизмы межмуниципального сотрудничества и их функционирование в Российской Федерации. Цель исследования обусловлена необходимостью углубленного изучения правовой базы, формирующей основы для развития взаимодействия муниципальных образований в Российской Федерации, практики ее применения и возможных правовых коллизиях в сфере муниципального права, препятствующих развитию межмуниципального сотрудничества в современной России. Социологический подход к изучению данного феномена позволяет провести его комплексный анализ, выявить мнение практиков относительно межмуниципального сотрудничества. На материалах информационной базы – экспертного опроса руководителей муниципальных образований, выделены преимущества, которое дает межмуниципальное сотрудничество для развития муниципального образования и местного самоуправления, а также обозначены ключевые проблемы, которые возникают в процессе реализации межмуниципальных взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-MUNICIPAL COOPERATION: REGULATORY FRAMEWORK AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION. SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF THE PHENOMENA

The legal mechanisms of inter-municipal cooperation and their functioning in the Russian Federation are considered in the article. The purpose of the study is due to the need for an in-depth study of the regulatory framework that forms the basis for the development of interaction between municipalities in the Russian Federation The practice of its application and possible legal conflicts in the field of municipal law that hinder the development of inter-municipal cooperation in modern Russia are studied. The sociological approach to the study of this phenomenon makes it possible to conduct a comprehensive analysis of it, to identify the opinion of practitioners regarding inter-municipal cooperation. Based on the materials of the information base an expert survey of municipal leaders, the advantages that inter-municipal cooperation provides for the development of a municipal entity are highlighted, and the key problems that arise in the process of implementing inter-municipal interactions are identified.

Текст научной работы на тему «МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-26 УДК 352.075, 342.25

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА

Павлюченко В.К.1, Малов К.В.2

1 Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук

Аннотация. В статье рассматриваются правовые механизмы межмуниципального сотрудничества и их функционирование в Российской Федерации. Цель исследования обусловлена необходимостью углубленного изучения правовой базы, формирующей основы для развития взаимодействия муниципальных образований в Российской Федерации, практики ее применения и возможных правовых коллизиях в сфере муниципального права, препятствующих развитию межмуниципального сотрудничества в современной России. Социологический подход к изучению данного феномена позволяет провести его комплексный анализ, выявить мнение практиков относительно межмуниципального сотрудничества. На материалах информационной базы - экспертного опроса руководителей муниципальных образований, выделены преимущества, которое дает межмуниципальное сотрудничество для развития муниципального образования и местного самоуправления, а также обозначены ключевые проблемы, которые возникают в процессе реализации межмуниципальных взаимодействий.

Ключевые слова: межмуниципальное сотрудничество, взаимодействие, местное самоуправление, муниципальные образования.

INTER-MUNICIPAL COOPERATION: REGULATORY FRAMEWORK AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION.

SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF THE PHENOMENA

Vladislav K. Pavluchenko1, Kirill V. Malov2

Siberian Institute of Management is a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2Institute of Economics and Industrial Engineering within the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

Abstract. The legal mechanisms of inter-municipal cooperation and their functioning in the Russian Federation are considered in the article. The purpose of the study is due to the need for an in-depth study of the regulatory framework that forms the basis for the development of interaction between municipalities in the Russian Federation The practice of its application and possible legal conflicts in the field of municipal law that hinder the development of inter-municipal cooperation in modern Russia are studied. The sociological approach to the study of this phenomenon makes it possible to conduct a comprehensive analysis of it, to identify the opinion of practitioners regarding inter-municipal cooperation. Based on the materials of the information base - an expert survey of municipal leaders, the advantages that inter-municipal cooperation provides for the development of a municipal entity are highlighted, and the key problems that arise in the process of implementing inter-municipal interactions are identified.

Keywords: inter-municipal cooperation, interaction, local government, municipalities.

Введение. Развитие общества, его отраслей, правовой базы, усложнение происходящих социальных процессов и явлений, различные кризисные проявления и многое другое предполагает создание эффективной системы межмуниципального сотрудничества для обеспечения развития муниципальных образований, так как ре-

шение многих актуальных в настоящее время вопросов требует консолидации усилий и компетенций нескольких муниципалитетов.

В качестве одной из основных задач данного объединения муниципальных образований выступает поиск способов и методов эффективно© Павлюченко В.К., Малов К.В.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

сти решения вопросов местного значения путем объединения имеющихся ресурсов. Соответственно, в теории и на практике возникает потребность в изучении системы межмуниципального сотрудничества с целью оценки ее эффективности и для формирования и обоснования значения в рамках единой системы публичной власти. Актуальность проводимого исследования подчеркивается еще и тем, межмуниципальное сотрудничество представляет собой не только набор обязанностей для местных властей, но и является одним из ключевых факторов стабильного социально-экономического развития муниципальных образований в частности и Российской Федерации в целом.

Обсуждение. Результаты. Как было уже отмечено выше, межмуниципальное сотрудничество следует рассматривать как систему отношений, возникающую между органами местного самоуправления, их представителями, которые наделены определенным набором задач, полномочий, функций, ресурсов и т.д. Поэтому также необходимо отметить, что любая система предусматривает четкий, регламентированный порядок ее функционирования, несоблюдение которого приведет к нарушению ее работы и функционирования. В контексте межмуниципального сотрудничества в качестве такого основного регулятора выступают нормативные правовые акты.

Сформированная в России правовая основа позволяет данной системе работать слаженно, законно и эффективно. Законность - это неотъемлемое условие работы любого института с правовой точки зрения. Статья 12 Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [1]. При этом также в Конституции, согласно новой редакции, в пункте 3 статьи 132 отмечается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему органов публичной власти, а также осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [1]. Из положения данной статьи уже вытекает вывод о необходимости развития межмуниципального сотрудничества, в том числе в целях обеспечения взаимодействия между элементами единой системы публичной власти.

Говоря о Конституции в контексте рассматриваемого вопроса стоит также упомянуть следующие статьи:

- Статья 30: право на объединения для защиты своих интересов, свобода общественных объединений;

- Статья 31: право проведения собраний;

- Статья 32: право граждан на участие в управлении делами государства, в т.ч. через представителей;

- Глава 8 (статьи 130-133): права органов местного самоуправления и вопросы реализации местного самоуправления в Российской Федерации.

Основным актом, определяющим вопросы функционирования межмуниципального сотрудничества в настоящий период является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] (далее -ФЗ № 131-ФЗ). В данном законе нормы, регулирующие вопросы межмуниципального сотрудничества, содержатся в статьях 8 (глава 1), 66-69 (глава 9), 69.1-69.6 (глава 9.1). Следует подчеркнуть, что данный закон, регулируя местное самоуправление в целом в рамках иных своих статей, оказывается косвенное влияние также на межмуниципальное сотрудничество.

При этом ряд исследователей отмечает несовершенство действующего ФЗ № 131-ФЗ. Так, например, указывается на императивный запрет наделения полномочиями органов местного самоуправления специально создаваемых организаций межмуниципального сотрудничества и иных межмуниципальных объединений , что в свою очередь влечет за собой невозможность в полной мере реализовать все потенциальные возможности межмуниципального сотрудничества [10].

Характеризуя отрасль муниципального права следует учитывать, что она является комплексной, поэтому нормы, регулирующие вопросы межмуниципального сотрудничества и функционирования организаций межмуниципального сотрудничества также содержатся в актах, регламентирующих деятельность в определенной сфере (образовании, культуре, экологии и т.п.), что также вытекает также и из специфики самого механизма межмуниципального сотрудничества.

Гражданский кодекс Российской Федерации также играет важную роль в регулировании деятельности организаций, создаваемых с целью развития межмуниципального сотрудничества. В данном акте представлены определения таких понятий, как юридическое лицо, коммерческие и некоммерческие организации. Также здесь очерчиваются рамки деятельности этих организаций, устанавливаются права и обязанности, а также возможности для создания и функционирования хозяйственных обществ, которые, согласно ФЗ № 131-ФЗ, являются одной из возможных форм межмуниципального взаимодействия [2].

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3] также регламентирует деятельность организаций межмуниципального сотрудничества.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Данные акты содержат требования, права, обязанности, полномочия, ответственность, цели и задачи для создаваемых обществ и организаций.

На региональном уровне в настоящее время действуют законы, регламентирующие порядок взаимодействия органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации с советами муниципальных образований (являющимися одной из возможных форм организаций межмуниципального сотрудничества) данного субъекта. В отдельных субъектах действуют региональные законы о местном самоуправлении, от части являющиеся своего рода аналогами ФЗ № 131 -ФЗ, включающие в себя в том числе вопросы межмуниципального сотрудничества.

Органы региональной власти также могут влиять на межмуниципальное сотрудничество путем разработки и принятия соответствующих программ и иных документов стратегического планирования на своем уровне. Так, интересен опыт Саратовской области, в которой в 2013 году была принята программа «Развитие государственного и муниципального управления» [5] на период до 2030 года. В ее рамках значительное внимание уделяется в частности и развитию межмуниципального сотрудничества в регионе, что еще раз подчеркивает выдвинутый нами тезис о необходимости сотрудничества между муниципальными образованиями для их развития (в том числе в сфере управления) и для развития региона и страны в целом. В документе отдельно подчеркнуто, что развитие сотрудничества между муниципальными образованиями способствует решению вопросов местного значения, развитию организационных основ, повышению открытости местного самоуправления и приводит к их профессиональному совершенствованию.

Вопросы, связанные с межмуниципальным сотрудничеством, определяются также нормативными документами, которые принимают органы местного самоуправления (на муниципальном уровне). Некоторые положения включаются в уставы муниципальных образований. Кроме того, на местном уровне принимаются акты, регулирующие процесс участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества, а также разрабатываются и принимаются соглашения о комплексном (или в рамках конкретных вопросов) сотрудничестве с другими муниципалитетами. На данном уровне также могут быть разработаны документы стратегического планирования и отдельные проекты, одним из результатов реализации, которых является развитие сотрудничества между муниципальными образованиями.

В контексте рассматриваемой темы стоит обратить внимание на проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти № 40361-8» [6]. Данный документ включает в себя комплексную трансформацию поло-

жений ФЗ № 131-ФЗ, реформирующих систему местного самоуправления в Российской Федерации. Что качается нововведений в области межмуниципального сотрудничества, то проект федерального закона охватывает данный вопрос уже не отдельными статьями, а главой 8 (статьи 74-77). Законопроект дает четкий перечень форм межмуниципального сотрудничества, дальнейшие нормы содержат в себе цели, задачи и полномочия каждого отдельно взятого объединения муниципальных образований, в том числе «Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления», в нем дается более чет к а я регламентация полномочий организаций межмуниципального сотрудничества, закреплены дополнительные гарантии, в главе 9 закреплены отдельные вопросы международного межмуниципального сотрудничества.

Как следует из проведенного анализа нормативных актов, в современной России на всех уровнях системы публичной власти формируется обширная и иногда противоречивая нормативно-правовая база, которая регулирует вопросы межмуниципального взаимодействия и работы организаций межмуниципального сотрудничества. При этом до сих пор отсутствует специализированный нормативный акт, полностью посвященный межмуниципальному сотрудничеству, который полноценно охватывал бы весь комплекс вопросов в данной сфере, устраняя тем самым возможные противоречия и барьеры, сдерживающие развитие межмуниципального взаимодействия.

Для выявления основных проблем развития межмуниципального сотрудничества в современных условиях, обратимся к результатам мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России, проведенного при участии авторов в феврале-марте 2024 года1. Один из ключевых исследовательских вопросов касался оценки межмуниципального сотрудничества и его различных форм как способа улучшения социально-экономической ситуации в муниципальном образовании [9]. Важно отметить, что в контексте данной работы межмуниципальное сотрудничество рассматривается, прежде всего, как «взаимодействие муниципальных образований в целях выражения и защиты общих интересов, а также объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения» [7].

Основной формой межмуниципального сотрудничества выступает ассоциативное (63,9 %), а каждый четвертый руководитель муниципально-

1 Анализ базируется на материалах экспертного опроса руководителей муниципальных образований России, проводимого социологической лабораторией Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (руководитель лаборатории Е.Е. Горяченко). В 2024 году опрошены 226 руководителей разных типов муниципальных образований России из 63 субъектов Российской Федерации.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

го образования отмечает наличие договорных отношений с другими муниципалитетами. Вместе с тем, каждый десятый из опрошенных руководителей указали на полное отсутствие каких-либо взаимодействий с другими муниципалитетами (прежде всего из-за удаленности и сложности транспортных сообщений), еще 7,4 % высказали намерения развивать их в ближайшее время.

На развитие межмуниципальных связей за рамками своего региона полагаются около 17 % опрошенных, что несколько выше показателей кризисных 2020-2021 годах (12-14 %), но существенно ниже периода 2013-2014 годах, когда об этом говорил каждый четвертый руководитель муниципального образования.

В качестве основного преимущества межмуниципального сотрудничества руководители муниципалитетов чаще всего отмечают обмен опытом и лучшими практиками местного самоуправления и муниципального управления. Согласно мнению одного из опрошенных, межмуниципальное сотрудничество способствует повышению эффективности работы органов местного самоуправления благодаря объединению усилий, навыков и ресурсов нескольких муниципалитетов и их представителей для достижения общих целей. По его мнению, за счет межмуниципального сотрудничества достигается рост эффективности деятельности органов местного самоуправления в том числе ввиду оптимизации расходов при реализации крупных инфраструктурных проектов. Также оно дает возможность для привлечения квалифицированных кадров из другого муниципального образования, организации совместных туристических маршрутов, повышению уровня доступности и удовлетворенности услуг для населения, взаимодействие по развитию промышленных предприятий.

Среди сфер, где различного рода взаимодействия выражены между муниципальными образованиями больше всего, логично лидирует транспортная. То, что в наибольшей степени взаимодействие между муниципалитетами сосредоточено в организации транспортного сообщения указал почти каждый третий опрошенный руководитель муниципального образования. Не сильно от этого отстает социальная сфера (её отметили 27,9 % опрошенных), также определенное взаимодействие наблюдается в рамках трудовых маятниковых миграций (23,5 %), торговли и сферы услуг (22,1 %). Важно отметить, что эти взаимодействия остаются стабильными на протяжении последних лет [8].

Обращает на себя внимание определенная закономерность, выделяемая на основе анализа результатов мониторингов последний 10 лет: в период кризисных проявлений различной этимологии наблюдается отрицательный тренд на межмуниципальное взаимодействие, а в благополучные годы фиксируется развитие и укрепление связей между муниципальными образовани-

ями [8]. Так, например, если в 2013 году объединение усилий муниципальных образований внутри субъекта Федерации в качестве возможности улучшения социально-экономической ситуации рассматривал почти каждый пятый (18,8 %) опрошенный руководитель муниципалитета, то в 2014 году это отметили только 11,7 % опрошенных. Постепенно, вплоть до 2019 года динамика оставалась относительно позитивной и достигла 15,9 %, а в 2020 году резко упала до 6,2 %, колеблясь в настоящее время в пределах 10 %.

В ходе исследования выявлено, что основные проблемы, возникающие при реализации межмуниципальных взаимодействий, по мнению глав муниципальных образований, в первую очередь связаны с несовершенством нормативно-правовой базы в данной области, что отмечает 39,3 % опрошенных. То есть, по их мнению, несовершенство законодательства препятствует развитию горизонтальных связей между муниципальными образованиями в целом. Соответственно, в ходе опроса был подтвержден тезис, выдвинутый ранее, о необходимости формирования понятной для представителей органов местного самоуправления правовой основы межмуниципального сотрудничества. Также остается актуальным проблема отсутствия у руководителей муниципалитетов стимулов к такому сотрудничеству (35,3 %), которую следует изучать отдельно.

И хотя острота проблемы нормативно-правового регулирования вопросов межмуниципального сотрудничества несколько снизилась (2020-2023 годах этот барьер отмечал почти каждый второй руководитель), она продолжает уверенно удерживать первое место в течении всех лет мониторинга. Респонденты, как правило, говорят о недостаточности действующей нормативно-правовой базы для реализации сотрудничества. Так, по мнению руководителей муниципальных образований, «следует урегулировать порядок заключения и реализации межмуниципальных соглашений, разработать новые рекомендации по общим вопросам такого сотрудничества, и, наконец, подготовить отраслевые рекомендации по вопросам межмуниципального сотрудничества в разных сферах» [8].

Результаты экспертных опросов глав муниципальных образований указывают на то, что в современных условиях актуализируется потребность в дополнительной регламентации в рамках «отраслевых» нормативных правовых актов вопросов организации сотрудничества и взаимодействия между муниципальными образованиями по вопросам, в рамках которых межмуниципальное сотрудничество является выраженным в наибольшей степени, для придания всей системе правового регулирования данных вопросов большей упорядоченности и снятия имеющихся ограничений для дальнейшего развития взаимодействия между муниципальными образованиями. Альтернативой предлагаемого решения выступает разработка методических рекомендаций по организации межмуниципального

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

сотрудничества с учетом сложившейся в России практики и имеющихся тенденций, включающих в себя систематизацию законодательства в данной сфере. При этом необходима масштабная работа по их продвижению в информационном пространстве.

Заключение. Фактически межмуниципальное сотрудничество регулируется актами всех уровней : федеральными , региональными , местными . При этом также стоит подчеркнуть и то, что правовая база по данному вопросу регулярно актуализируется и обновляется в соответствии с тенденциями, происходящими в системе государственного и муниципального управления. Вопросы межмуниципального сотрудничества регулируются не только нормативными правовыми актами, но и разрабатываемыми государственными, региональными и муниципальными документами стратегического планирования, отдельными заключаемыми договорами и положениями о сотрудничестве и т.д.

На сегодняшний день нет отдельного акта, который полноценно регулировал бы вопросы межмуниципального сотрудничества, во многом поэтому система нормативного правового регулирования включает в себя и «отраслевое» законодательство, регулирующее образование, социальную политику, культуру, ЖКХ и т.д. Как вытекает из проведенного социологического исследования, многие главы муниципальных образований отмечают данную ситуацию в качестве сдерживающего фактора для развития межмуниципального сотрудничества. Для решения данной проблемы наиболее очевидным предложением является разработка на федеральном уровне отдельного закона, который смог бы полноценно урегулировать вопросы организации и функционирования системы межмуниципального сотрудничества, устранить действующие правовые коллизии. Однако, в таком случае имеется риск возникновения излишней правовой регламентации, что может привести к еще большим проблемам для развития данной системы. Поэтому предлагаем принять во внимание еще и то, что, говоря о проблемах и барьерах в реализации межмуниципального взаимодействия, главы многих муниципальных образований также отмечают отсутствие стимулов для сотрудниче-

ства. Соответственно, сегодня у глав муниципальных образований де-факто имеется два основным вопроса к развитию межмуниципального сотрудничества: «как взаимодействовать?» (вопрос к нормативно-правовому регулированию) и «зачем нам взаимодействовать?» (вопрос к целесообразности в межмуниципальных отношениях). Принимая это во внимание, представляется оптимальным развитие в рамках двух основных направлений:

Разработка и популяризация методических рекомендаций по вопросам межмуниципального сотрудничества на федеральном уровне с привлечением экспертов в данной отрасли. На сегодняшний момент в России накоплен значительный опыт в сфере сотрудничества между муниципалитетами, также имеется ряд передовых организаций, деятельность которых посвящена данному вопросу (ВАРМСУ, ОКМО, АСДГ, СРГ, советы муниципальных образований и т.д.). Необходимо аккумулировать и систематизировать накопленный в данной сфере опыт, представив главам муниципальных образований полноценную инструкцию по организации и развитию межмуниципального взаимодействия. Такая разработка должна включать в себя полный перечень и анализ действующих нормативных правовых актов, лучших практик, конкретные алгоритмы развития межмуниципального сотрудничества. В качестве механизма продвижения и доведения до сведения всех глав муниципальных образований данных методических рекомендаций выступают курсы повышения квалификации на базе образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность для подготовки государственных и муниципальных служащих;

Разработка федеральной программы развития местного самоуправления с включением в нее в качестве подпрограммы направления по развитию межмуниципального сотрудничества.

Реализация предложенных рекомендаций создаст благоприятную основу для развития и укрепления связей между муниципальными образованиями, что также может поспособствовать их устойчивому социально-экономическому развитию.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4412.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

2. Гражданский кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. О некоммерческих организациях: Федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1996. № 3. Ст. 145.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. О государственной программе Саратовской области «Развитие государственного и муниципального управления»: Постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013 г. № 647-П // Собрание законодательства Саратовской области. 2013. № 49 (часть 2).

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: законопроект от 16.12.2021 г. № 40361-8 // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL : https://sozd.duma. gov.ru/bill/40361 -8#bh_histras (дата обращения 05.07.2024).

7. Вопросы развития межмуниципального хозяйственного сотрудничества. Совет по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы // Городское управление. 2010. № 1. С. 65-80.

8. Горяченко Е.Е. Межмуниципальное взаимодействие как способ улучшения социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях / Е.Е. Горяченко, К.В. Малов // Труды II Гранберговской конференции «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность», Новосибирск, 11-15 октября 2021 года / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск : СО РАН, 2021. С. 110-118.

9. Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России (результаты опроса руководителей муниципальных образований) / Ассоциация сибирских и дальневосточных городов: [сайт]. URL : https://www.asdg.ru (дата обращения 05.07.2024).

10. Остапец О.Г. Система правового регулирования межмуниципального сотрудничества в России / О.Г. Остапец // Вестник ПАГС. 2017. № 1. С. 56-61.

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12. 1993) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. № 31. Art. 4412.

2. Civil Code of the Russian Federation: Federal Law of 30.11.1994 № 51-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. № 32. Art. 3301.

3. On Non-Commercial Organizations: Federal Law of 12.01.1996 № 7-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 3. Art. 145.

4. On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law of 6.10.2003 № 131 -FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. № 40. Art. 3822.

5. On the state program of the Saratov region «Development of state and municipal administration»: Resolution of the Government of the Saratov Region of 20.11.2013, № 647-P // Collection of Legislation of the Saratov Region. 2013. № 49 (Part 2).

6. On the general principles of organizing local self-government in a unified system of public authority: draft law of 16.12.2021 № 40361-8 // SOZD GAS «Lawmaking». URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8#bh_histras (date of application 07.05.2024).

7. Issues of development of inter-municipal economic cooperation. Local Government Council under the Chairman of the State Duma // Urban management. 2010. № 1. P. 65-80.

8. Goryachenko E.E. Inter-municipal interaction as a way to improve the socio-economic situation in municipalities / E.E. Goryachenko, K.V. Malov // Proceedings of the II Granberg Conference «Spatial analysis of socioeconomic systems: history and modernity», Novosibirsk, October 11-15, 2021 / IEIE SB RAS. Novosibirsk : SB RAS, 2021. P. 110-118.

9. Monitoring the socio-economic situation in municipalities of Russia (results of a survey of heads of municipalities) / Association of Siberian and Far Eastern Cities: [website]. URL : https://www.asdg.ru (date of application 07.05.2024).

10. Ostapets O.G. The system of legal regulation of inter-municipal cooperation in Russia / O.G. Ostapets // Bulletin of PAGS. 2017. № 1. P. 56-61.

References:

Информация об авторах

Павлюченко Владислав Константинович

магистрант,

Сибирский институт управления -

филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации,

Новосибирск

ОЯСЮ 0009-0002-1303-2688 p.vladislavk@mail.ru

Vladislav K. Pavlyuchenko

Postgraduate Student,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Siberian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation,

Novosibirsk

ORCID 0009-0002-1303-2688 p.vladislavk@mail.ru

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Малов Кирилл Владимирович

кандидат социологических наук,

научный сотрудник отдела социальных проблем

ИЭОПП СО РАН,

доцент кафедры ОС ЭФ НГУ,

Новосибирск

ORCID 0000-0001-5942-7760 malov@academ .org

Kirill V. Malov

Candidate of Sociological Sciences, Researcher at the Department of Social Problems of the IEPP SB RAS, Associate Professor of the Department of OS EF NSU, Novosibirsk ORCID 0000-0001-5942-7760 malov@academ .org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.