Научная статья на тему 'Межминистерское агентство UKTI и экономическая дипломатия Великобритании'

Межминистерское агентство UKTI и экономическая дипломатия Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОГО ВЫХОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райнхардт Роман Отмарович

Статья посвящена экономической дипломатии Великобритании, основным проводником которой является агентство UK Trade and Investment (UKTI). Рассмотрены особенности его функционирования по проведению профильных мероприятий, использования бюджета, а также управления кадрами. Проанализированы некоторые специфические формы взаимодействия государственных и частных агентов во внешнеэкономической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-ministerial agency UKTI and British economic diplomacy

The article is devoted to economic diplomacy of the United Kingdom, whose main conductor is the agency UK Trade and Investment (UKTI). The features of its operations for the relevant activities, the use of budget and human resources management are considered. Some specific forms of cooperation between public and private agents in the foreign economic sphere are analyzed.

Текст научной работы на тему «Межминистерское агентство UKTI и экономическая дипломатия Великобритании»

УДК 327

Межминистерское агентство UKTI и экономическая дипломатия Великобритании

Роман РАЙНХАРДТ

Становление и исторические корни современной британской системы экономической дипломатии

Новейшая история экономики Великобритании в целом характеризуется равномерным поступательным развитием, продолжающимся несмотря на определённые сложности и замедления, связанные с кризисами (70-е годы, конец 2000-х годы и др.), по настоящее время. Во время Второй мировой войны хозяйственная система Великобритании понесла сравнительно меньшие потери, чем экономики Германии, Франции и некоторых других европейских стран. Её восстановление и выход на довоенный уровень тоже произошли относи-

тельно быстро, уже к концу 40-х годов. Ощутимой помощью в этом, безусловно, стала поддержка, оказанная стране со стороны США в рамках плана Маршалла.

Следует отметить такую важную особенность экономического и политического курса Соединённого Королевства, как евроскептицизм, не теряющую актуальность и по сей день.

На начальном этапе евроинтегра-ционных инициатив (50-60-е годы) Лондон был склонен держаться от них в стороне, активно продвигая альтернативные проекты, в частности Европейской ассоциации сво-

РАЙНХАРДТ Роман Отмарович - преподаватель кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России. E-mail: don.reinhardt@mail.ru. SPIN-код: 8974-3536.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, внешнеэкономическая политика, экономика Великобритании, проблема возможного выхода Великобритании из Европейского союза.

бодной торговли (ЕАСТ*). Но уже в 1973 г. Великобритания покинула данную организацию и в том же году вступила в Европейский союз (ЕС), тем самым выбрав курс на сближение с ведущими европейскими державами вместо политики «блестящей изоляции». Однако в настоящее время вопрос о возможном выходе страны из ЕС, известный в прессе как Brexit (термин образован путём слияния слов Britain + exit по аналогии с ранее обсуждаемой аналогичной проблемой с Грецией -Grexit), остро стоит на повестке дня и будет решаться на всенародном референдуме в Великобритании и Гибралтаре 23 июня 2016 г. [1]. Его итог во многом будет зависеть от взаимодействия британских дипломатов и их коллег из других стран-членов, а также представителей наднациональных органов ЕС (Европейская комиссия, Европейская служба внешних действий и др.), в том числе в части обсуждения внешнеэкономической проблематики и возможных последствий такого решения на развитие не только народно-хозяйственного комплекса стран, но и интеграционной группы в целом.

В связи с этим сопоставление соответствующих выгод и издержек Brexit в сфере торговых и инвестиционных связей, равно как и принятие необходимых шагов на переговорах для его возможного

предотвращения, ложится на плечи экономических дипломатов Великобритании и других стран Европейского союза. В данном контексте стоит отметить, что для работы над этой приоритетной задачей у них остаётся не так много времени. При любом исходе событий это станет важной вехой не только в экономической, но прежде всего политической истории страны и интеграционного объединения, в значительной степени повлияет на дальнейшее развитие национального и экономико-дипломатического комплекса.

Исторически наиболее сильным импульсом для развития внешнеэкономической деятельности стали реформы правительства М. Тэтчер (1979-1990 гг.), в результате которых, в частности, было ликвидировано ограничение на вывоз капитала, существовавшее на протяжении более 40 лет. К середине 80-х годов значительные успехи были достигнуты во внешней торговле, выразившиеся в положительном торговом сальдо (превышение экспорта над импортом). В конечном счёте внешнеэкономический курс консерваторов вывел Великобританию в число передовых стран мира по присутствию на международных рынках с широкой и конкурентоспособной товарной номенклатурой.

Именно с этим этапом можно связать и построение эффективной национальной системы экономиче-

1 Britain and the European Union. Next stop: Brexit? // The Economist // URL: http://www. economist.com/news/britain/21694549-campaign-leave-european-union-still-behind-picking-up-speed-next-stop-brexit

* ЕАСТ создана в 1960 г. в составе: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция. На сегодняшний день членами остаются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Не последнюю роль играла и Франция, которая в лице Ш. де Голля всячески тормозила вступление Великобритании в ЕС.

ской дипломатии. Стоит отметить, что исторически сама необходимость такого инструмента как составной части внешнеэкономической политики неоднократно вызывала споры в истеблишменте, чья позиция по этому вопросу отличалась двойственностью и неоднозначностью [2].

Хрестоматийным случаем, иллюстрирующим категоричность связанных с ним дебатов, является высказывание посла (1910-1918 гг.) в Санкт-Петербурге сэра Дж. Бьюкенена, когда накануне Первой мировой войны британское Министерство торговли обратилось в Министерство иностранных дел за информацией о ружейных предприятиях в Российской империи. «Дипломат старой школы» и глава посольства, отвечая на вопрос министра, высокомерно заявил, что представляет при русском дворе Его Величество Короля, и в его обязанности не входят бухгалтерские подсчёты для «торговцев» [3].

Во многом такой дискурс был обусловлен тем, что, являясь начиная с XIX в. самой мощной колониальной империей мира, Великобритания придерживалась идей фритредерства (свободной торговли)*. Экономическая дипломатия, которая до сих пор часто ассоциируется с протекционизмом, виделась антиподом данной политики и, как следствие, порицалась.

Такая риторика не мешала, однако, успешной деятельности Ост-Индской компании (EastIndia

Company), операции которой в Индии и некоторых других восточных странах вполне можно считать одним из первых исторических образцов и эталонов государственно-частного партнёрства во внешней торговле.

Её предшественницей является Левантийская компания (TheLevantCompany), также называемая Турецкой (1581-1825 гг.), которая, не будучи в отличие от Ост-Индской акционерной, вплоть до 1805 г. выполняла отдельные дипломатические и консульские функции Великобритании в странах пребывания, полностью покрывая связанные с этим расходы.

Вслед за британскими пионерами аналогичные внешнеторговые общества, наделённые монопольными правами во внешнеэкономической деятельности, учреждались в XVI-XVIII вв. и другими крупными державами (в хронологическом порядке -Голландией, Данией, Португалией, Францией, Австрией, Швецией).

В контексте двусторонних российско-британских отношений упоминания заслуживает так называемая Московская компания (Muscovy Company), основанная в 1551 г. и вплоть до 1698 г. обладавшая правом монопольной торговли на территории Руси. Лишённая Петром I данного исключительного права, компания тем не менее просуществовала до 1917 г., когда была преобразована из коммерческой в благотворительную организацию.

Впрочем, к концу XX в. негативные настроения практически рассеялись, так как была осознана необ-

2 Hamilton K, Langhorne R. The Practice of Diplomacy: its Evolution, Theory and Administration. 2nd edition. L.: Routledge, 2010. P. 124.

3 Зонова Т. В. Дипломатия: модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс, 2014. C. 194.

* На рассматриваемом временном отрезке определённая категоричность, граничащая с радикализмом, была в целом характерна для британского внешнеполитического дискурса. (Сетов А., Топычканов А. Русофобия - инструмент британской внешней политики. XIX век - взгляд с позиций политического реализма // Обозреватель-Observer. 2014. № 10. С. 99).

ходимость и действенность соответствующей практики, применяемой почти повсеместно.

Ещё в 1866 г. в британском МИД был создан торговый отдел. В 1880 г. в английское посольство в Париже направился первый торговый атташе, а второй - в 1887 г. в Санкт-Петербург.

К рубежу XX и XXI столетий можно отнести «возрождение» британской экономической дипломатии, восходящей к трудам и практическим мерам меркантилистов золотого века (У. Стаффорд, Т. Манн, Ж. Чайльд, Т. Грешем, Р. Коук и др.).

Что касается новейшей британской экономической дипломатии, то в качестве точки отсчёта процесса её структурных преобразований целесообразно выбрать 1999 г., когда было создано агентство British Trade International (BTI) [4]. По замыслу создателей, данная организация должна была стать ключевым проводником внешнеторговой и инвестиционной политики Великобритании, работающая при тесном взаимодействии с МИД (Foreignand Commonwealth Office) и департаментом торговли и промышленности (Department of Trade and Industry *). Два основных направления деятельности BTI сводились к продвижению британского экспорта, помощи национальным компаниям на зару-

бежных рынках (отделение Trade Partners UK) и привлечению в страну иностранных инвестиций (отделение Invest UK). В целом эти отделения функционировали практически независимо друг от друга.

Спустя четыре года после основания агентства (2003 г.) на министерском уровне было высказано мнение о необходимости конвергенции деятельности отделений для повышения общей эффективности управления и упрощения контактов с внешними партнёрами. Предпосылкой послужило то, что «экспортёры» и «инвесторы», используя собственные бренды, действовали настолько автономно, что их принадлежность к единой BTI перестала быть явной не только для клиентов, но и для представителей государственных органов. При этом частные компании, обращавшиеся за услугами к тем и другим, нередко даже не догадывались об их общей подведомственности. Сотрудничество между подразделениями носило во многом формализованный характер, никак не соответствуя концепции «одного окна» и не давая желаемого синер-гетического эффекта. Подобная взаимная отстранённость Trade Partners UK и Invest UK может служить показательным примером нарушения внутрикорпоративных связей -риск и опасность, которые должны

4 UKTrade&Investment // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/uk-trade-investment

* В британской системе государственного управления правительственный департамент - фактически аналог министерства в странах континентальной Европы. DTI, созданный в 1970 г., при реформе госаппарата в 2007 г. был разделён на департамент бизнеса, предприятий и регулятор-ной реформы (Departmentfor Business, Enterprise and Regulatory Reform) и департамент инноваций, университетов и ремёсел (Departmentfor Innovation, Universities and Skills). В 2009 г. эти две структуры вновь были слиты в единый департамент предпринимательства, инноваций и ремёсел (Department for Business, Innovation and Skills), действующий по настоящее время.

непременно учитываться при разработке систем экономической дипломатии.

В результате в том же отчётном периоде (октябрь 2003 г.) произошло слияние указанных отделений и комплексное переформатирование BTI, которая сменила название на UK Trade & Investment (UKTI). В таком обновлённом виде организация существует и в настоящее время, являясь центральным звеном британской национальной экономико-ди-

пломатической системы. UKTI, будучи самостоятельным и отдельным государственным ведомством, подотчётна как МИД Великобритании, так и департаменту предпринимательства, инноваций и ремёсел (Department for Business, Innovation and Skills). Двойная подчинённость сочетается с частичным финансированием за счёт средств бюджетов обоих учреждений, а также формированием штата из числа их сотрудников.

Функционирование, ресурсы и потенциал агентства UKTI

На конец 2015 г. численность персонала составляла около 2450 человек, из которых примерно 1300 работали за рубежом, 400 - в представительствах, расположенных в девяти регионах Соединённого Королевства, остальные - в штаб-квартирах Лондона и Глазго.

Ещё в 2005/2006 фискальном году в связи со снижением объёма финансирования дипломатии в целом и экономико-дипломатических мероприятий было произведено ощутимое сокращение штата на 8% (в эквиваленте - 200 сотрудников) по сравнению с предыдущим фискальным годом. Тем не менее, несмотря на заявления уполномоченных лиц о дальнейшем урезании штатного расписания, исходя из принципа «больший результат меньшими ресурсами», аналогичные меры не последовали даже в разгар финансового кризиса 2008-2009 гг. С учётом того, что на протяжении последующих лет, вплоть до сегодняшнего дня, ситуация кардинальным образом не менялась, последнее обстоя-

тельство допустимо трактовать как достижение оптимальной (или по крайней мере субоптимальной) точки использования человеческого капитала. При этом между работниками, направляемыми вышестоящими ведомствами, поддерживается кадровый паритет.

Схожую динамику демонстрирует и бюджет ПКТ1 (275 млн ф. ст. на 2014/2015 фискальный год): понижательный тренд в 2004-2006 гг., затем сохранение на установившемся постоянном уровне. В отличие от кадрового измерения такая «заморозка», являясь, судя по всему, составляющей частью кампании по оптимизации издержек, может служить косвенным свидетельством стагнации британской экономико-дипломатической службы, ведь увеличение бюджета, наблюдаемое в большинстве развитых и отчасти развивающихся стран, представляется одним из необходимых условий экстенсивного и, как следствие, поступательного развития экономической дипломатии в условиях усиле-

ния конкуренции на международных рынках. Наоборот, выделять те же средства, что и 7-8 лет назад, значит давать агентам, представляющим другие государства, преимущество стратегического характера. При этом следует отметить, что помимо ассигнований со стороны иерархически вышестоящих структур ПКТ1 располагает и собственным фондом*, формируемым в том числе из постоянно растущей выручки от оказания услуг на коммерческой основе - 11,2 млн ф. ст. (4% бюджета) в 2013/2014 фискальном году против 1,4 млн ф. ст. (0,4%: почти десятикратный рост за 8 лет) в 2006/2007 фискальном году.

Распределение данных финансовых ресурсов производится на основе заранее выработанной интегрированной стратегии развития, изложенной в годовых корпоративных планах. В соответствии с ними два основных реципиента средств по-прежнему выделяются по функциональному признаку: команды содействия экспорту и привлечения инвестиций. Если в 2004 г. соотношение между внутренними бюджетами «экспортёров» и «инвесторов» было равно 85:15 от совокупного объёма ассигнований, то к 2010 г. оно приблизилось к 67:33, прежде чем практически выровняться (55:45) к 2014 г. Такая тенденция знаменует собой постепенный пересмотр приоритетов, т. е. переход от примата мер по продвижению национального экспорта к целевой ставке на приток инвестиций. Следует иметь в виду, что речь

здесь идёт не просто о перестановке акцентов, но и о более глубинных изменениях общего экономического курса страны. В настоящее время схожие сдвиги наблюдаются и во многих других развитых странах (например, во Франции), однако наиболее ярко данный феномен, вероятно, проявляется именно в Великобритании.

Наряду с описанными двумя линиями работы в рамках содействия экспорту внутренние нормативные документы UKTI предусматривают также целевую поддержку 16 отдельных секторов экономики, среди которых, в частности, фигурируют финансовые услуги, информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, нефтегазовый комплекс и др.

Таким образом, выбор делается в основном в пользу высокотехнологичных и инновационных производств как наиболее перспективных отраслей современного постиндустриального хозяйства. В целом данный тренд также видится общим для ведущих европейских экономик (Германия, Франция, Италия), но обращает на себя внимание особая значимость нефтегазового комплекса. Необходимо отметить, что с учётом ограниченности нефтяных запасов в Северном море Соединённое Королевство склонно выступать в данном секторе как экспортёр инвестиций, главным образом через BP plc (до 2001 г. работавшая под брендом British Petroleum) и аффилированные компании. Что касается нефтегазовой секторальной актив-

* 58% (159,5 млн ф. ст.) - за счёт казначейства, 20% (55 млн ф. ст.) - за счёт МИД, 18% (49,5 млн ф. ст.) - за счёт департамента предпринимательства, инноваций и ремёсел.

ности UKTI, то организация выступает в первую очередь в роли защитника интересов названных частных агентов при ведении ими международных переговоров и подписании договоров в случаях, когда подобные сделки и совместные проекты предстают стратегически значимыми для всей страны [5].

Общая цель поддержки и дипломатического сопровождения столь крупного бизнеса ставится как «обеспечение корректного обращения иностранных партнёров с национальными компаниями». Когда содействие во внешнем секторе оказывается малому и среднему бизнесу, то речь заходит уже не просто о создании и поддержании благоприятных условий, но и о конкретных мерах по выводу предприятий на международные рынки. Комплекс подобных мероприятий определяется как «таргети-рование продвижения экспорта» в ситуациях, известных в экономической теории как фиаско рынка.

Может и должен ли рынок в рамках либеральной и консервативной парадигм самостоятельно (без вмешательства государства) успешно справляться с задачей внешней экспансии - отдельный фундаментальный вопрос теоретического характера. На практике, как и в большинстве развитых стран, наиболее многочисленной целевой аудиторией британских экономико-дипломатических мероприятий по праву считаются представители малых и средних компаний. В порядке убывания приоритетности при оказании поддержки UKTI выделяет среди них:

- фирмы, впервые выходящие на мировой рынок;

- фирмы, испытывающие на себе острое влияние торговых барьеров;

- фирмы, осваивающие новые для себя рынки или рыночные сегменты.

Для каждой из этих категорий существуют собственные программы, включающие специфические меры; также предусмотрены общие опции для «новичков» (Passport to Export) и более опытных экспортёров (Gateway to Global Growth). Согласно основополагающему в соответствующей сфере уставному документу UKTI, так называемой хартии бизнеса (Charter for Business, 2011 г.), важнейший критерий при принятии решения о сопровождении проекта -это предусмотренная его бизнес-планом высокая (по сравнению со средней по стране или отрасли) добавленная стоимость. В отраслевом разрезе отдельного внимания заслуживает структурное подразделение агентства - организация обороны и безопасности (UKTI Defense and Security Organisation), занимающаяся поддержкой экспорта вооружения и иной продукции военно-промышленного комплекса национального производства, по стоимости продаж которой Великобритания входит в число мировых лидеров.

Говоря о целевой направленности мер по привлечению инвестиций, допустимо констатировать, что в уставных актах UKTI не содержится прямого перечня приоритетных клиентов, равно как и их спецификации по отраслевой принадлежности, формы собственности, размера

5 Текеев А. Политические технологии в энергетической дипломатии // Обозреватель-Observer. 2013. № 10. С. 30.

и т. д. С одной стороны, подобный подход может означать приверженность политике недискриминации, т. е. одинакового обращения со всеми действующими и потенциальными инвесторами, а с другой - мнение о том, что «инвестиционное таргети-рование» всё же есть, однако относится к внутренним процедурам организации, закрытым во избежание передачи рынку некорректных сигналов, в общем видится небезосновательным. Как бы то ни было, единственной официальной информацией служит определение укрепления сотрудничества с инвесторами из новых индустриальных стран и развивающихся рынков в качестве стратегически важного направления работы; в частности, в эту группу попадают экономоператоры из Китая, России, Индии, а также стран Персидского залива.

Само агентство иКТ1 располагает представительствами в девяти регионах Англии, а также офисами в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии; сеть её зарубежных учреждений охватывает более 100 стран.

В 2013/2014 фискальном году иКТ1 оказало услуги экспортной поддержки более 45 тыс. предприятий, из которых 90% по размеру относились к малому и среднему бизнесу, а 20% впервые участвовали во внешнеэкономических связях.

По подсчётам аналитиков агентства, в результате этих мероприятий было создано или сохранено порядка 120 тыс. рабочих мест; объём дополнительных продаж, напрямую связанных с соответствующим сервисом, в совокупности достиг 50 млрд ф. ст., при этом 68% опрошенных клиентов остались довольны его качеством.

В том же отчётном периоде было заключено 1172 соглашения по инвестиционным проектам (эффект - создание около 60 тыс. рабочих мест), в которых участвуют резиденты 58 стран. Для более чем 50% из них речь шла о первом выходе на британский рынок - главным образом через лондонский Сити, который пользуется репутацией одного из самых привлекательных мест для дислокации штаб-квартир иностранцев в Европе.

В принципе, набор услуг, предлагаемых национальным экспортёрам и зарубежным инвесторам, практически полностью идентичен аналогичной продуктовой линейке европейских коллег. Одним из немногих существенных нюансов является индивидуальный подход к каждому клиенту: работа проводится не по принципу «справочной службы» (как, например, у германского агентства йТА1 [6]), ориентированной на максимальный охват аудитории, но путём тщательной и всесторонней «опеки» каждого покупателя от первого обращения до завершения проекта. Такая особенность ведения дел, конечно же, отражается на стоимости сервиса, которая в среднем на 30-40% выше, чем, например, у соответствующих германских и французских служб. Стремление профессионально, а не «хоть как-нибудь» (зато как можно большей группе) помочь «избранным», делая ставку на качество, а не количество (т. е. общий объём услуг), - один из столпов британской экономической дипломатии и её ценовой политики.

В то же время наряду с относительно дорогостоящим клиентоори-ентированным бизнес-консультиро-

6 РайнхардтР. О. Современная система экономической дипломатии ФРГ // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3. С. 228.

ванием иКТ1 предоставляет на безвозмездной основе широкий объём хорошо структурированных и общедоступных (в основном в Интернете) информационных ресурсов:

- отчёты;

- аналитические справки и сводки по странам;

- новости;

- публикации специальных законопроектов и т. д.

Ваза данных регулярно обновляется, что свидетельствует о высо-

ком значении, придаваемом информационным технологиям в ежедневной работе агентства. В связи с этим следует особо отметить концессионное соглашение типа ГЧП, заключённое в 2010 г. между UKTI и Федерацией международных торговых ассоциаций (FITA), на основании которого обе организации публикуют отчёты о рыночных исследованиях, а также связанные материалы на портале GlobalTrade. net [7].

Британский опыт взаимодействия государства и бизнеса в области экономической дипломатии

В контексте проблематики взаимоотношений между публичными и частными агентами целесообразно упомянуть и о такой важной особенности функционирования UKTI, как передача множественных деловых процедур субподрядчикам в режиме аутсорсинга. Перевод изначально внутренних бизнес-процессов сторонним организациям стал актуален для региональных представительств агентства. Это вызвало негативную реакцию со стороны британских торгово-промышленных палат (British Chambers of Commerce), которые традиционно рассматривались как компетентные партнёры UKTI и рассчитывали на делегирование им соответствующих функций (частично или полностью). Тем не менее по неизложенным публично соображениям и причинам агентст-

во предпочло торгово-промышленным палатам частную фирму Serco Group plc.*. В 2009 г. после обсуждения данной ситуации в парламенте конфликт был разрешён и часть функционала впоследствии отошла к British Chambers of Commerce. Однако привлечение абсолютно независимых и никак не связанных с государством экономико-дипломатических агентов по-прежнему происходит. Так, в Китае услуги от имени и по поручению UKTI оказывает частная структура - китайско-британский деловой совет (China-Britain Business Council).

Следует отметить, что сама организация British Chambers of Commerce в значительной степени ориентирована на внутренний рынок, а смешанные британско-иностранные учреждения (British Centres,

7 GlobalTrade.net // URL: http://www.globaltrade.net

* Крупный оператор, специализирующийся на аутсорсинге государственных услуг и работающий в таких сферах, как общественный транспорт, система исполнения наказания, образование, здравоохранение, диспетчерские службы и пр. (SercoGroup // URL: http://www.serco.com).

Chambers of Commerce Abroad, Business Councils и т. п.) во многих случаях управляются частными лицами или структурами, имея к ней опосредованное отношение. Ранее имевшиеся противоречия с UKTI в настоящее время по большей части преодолены. Более того, к 2018 г. указанные агенты планируют совместно реализовать масштабный проект Export Britain [8] по информационно-консультационному обеспечению сети государственных и частных представительств национального бизнеса за рубежом с использованием новейших цифровых технологий. Несмотря на наличие таких стратегий, британские торгово-промышленные палаты пока ещё не играют столь же важной роли во внешнем секторе, как германские внешнеторговые палаты.

Помимо этого, в середине первого десятилетия XXI в. UKTI активно использовала инструмент так называемых торговых миссий или делегаций (trade missions), направляемых в страну назначения с варьирующимся составом.

Так, например, стать членом подобной делегации, организованной в 2006 г. в Сингапуре для персональных встреч с уполномоченными лицами от местных компаний, можно было при оплате взноса в размере всего 300 ф. ст.

Участие высших государственных руководителей в таких мероприятиях в британской практике носит весьма ограниченный характер: стимулирование двусторонних внешнеэкономических связей в наиболее явном виде было основной целью поездки премьер-министра Дж. Мейджора в Азию в 1994 г.

Несмотря на положительный эффект от таких визитов на высшем уровне, находящий подтверждение в эмпирических исследованиях (Ф. Нитш [9]), первые лица страны, исходя из логики экономической дипломатии, с тех пор едва ли прибегали к данной практике.

Таким образом, в этой области британцы до известной степени отстают от своих коллег не только из ведущих европейских, но также и некоторых развивающихся стран, где визиты на высшем и высоком уровне постепенно становятся одним из наиболее действенных инструментов экономической дипломатии, использование которого может иметь высокий и, как правило, проявляющийся уже в краткосрочной перспективе эффект.

Впрочем, для представительских функций существуют специальные институты.

Во-первых, это пост торгового посланника премьер-министра (Prime Ministerial Trade Envoy): в настоящее время действуют 15 спецпредставителей главы правительства, преимущественно в развивающихся странах Африки и Азии, работа которых связана с выполнением стратегических поручений в пределах курируемой проблематики в стране пребывания.

Во-вторых, в штатном расписании UKTI имеется неоплачиваемая должность специального представителя по международной торговле и инвестициям (Special Representative for International Trade and Investment). Традиционно её на общественных началах занимал кто-то из членов коро-

8 Export Britain // URL: http://exportbritain.org.uk/about-us.html

9 Nitsch. V. State Visits and International Trade // Munich CESifo Group. CESifo Working papers. November 2005. № 1582. P. 14-16.

левской семьи, представляя интересы Соединённого Королевства и лично монарха на международных выставках, конференциях, форумах (в частности, на Всемирном экономическом форуме в Давосе) и т. д. В 20012011 гг. на этом посту был принц Эндрю, герцог Йоркский, после ухода которого место до сих пор временно остаётся вакантным.

В-третьих, взаимодействие UKTI с отдельными отраслями, крупными субъектами рынка, а также университетами осуществляется через так называемых бизнес-послов (business ambassadors). Группа таких делегатов от деловых кругов (в основном капиталоёмкие, высокотехнологичные сегменты третичного сектора) и академического сообщества была создана в 2008 г. и в настоящее время насчитывает 44 чел. [10].

Круг других партнёров UKTI включает в себя: уже упомянутые

ТПП, агентство экспортного кредитования UK Export Finance, также занимающееся страховым покрытием и предоставлением государственных гарантий по выданным кредитам (схож по функционалу с германской компанией Euler Hermes и французской COFACE ), и консалтинговую группу PA Consulting Group (оптимизация управления, аутсорсинг отдельных процессов, риск-менеджмент и т. д.).

В МИД и департаменте предпринимательства, инноваций и ремёсел деятельность агентства курируется профильными подразделениями. В структуре МИД - это департамент коммерческой и экономической дипломатии (Commercial and Economic Diplomacy Department), который представляет страну на переговорах в рамках международных экономических и региональных организаций, а также иных площадках.

Итак, рассмотрена по-своему уникальная модель экономической дипломатии Великобритании, зиждущаяся на специальной государственной структуре, не являющейся частью одного министерства. Завершая её описание и анализ, в ожидании возможно скорого разрешения проблемы БгеШ, остаётся подчеркнуть, что во многом благодаря функционированию агентства иКТ1 британская внешнеэкономическая политика продолжает активно и поступательно развиваться.

10 UKTI Business Ambassadors // URL: https://www.gov.uk/government/groups/business-ambassadors

Библиография • References

Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: АспектПресс, 2014. - 348 с. [Zonova T. V. Diplomatija: Modeli, formy, metody. M.: AspektPress, 2014. - 348 s.] Райнхардт Р. О. Современная система экономической дипломатии ФРГ // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3. С. 225-231. [Rajnhardt R. O. Sovremennaja sistema ekonomicheskoj diplomatii FRG // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. № 3. S. 225-231]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сетов А., Топычканов А. Русофобия - инструмент британской внешней политики. XIX век - взгляд с позиций политического реализма // Обозреватель-Observer. 2014. № 10. С. 98-106. [Setov A., Topychkanov A. Rusofobija - instrument britanskoj vneshnej politiki. XIX vek - vzgljad s pozicij politicheskogo realizma // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 10. S. 98-106]

Текеев А. Политические технологии в энергетической дипломатии // Обозрева-

тель-Observer. 2013. № 10. С. 24-37. [Tekeev A. Politicheskie tehnologii v energeticheskoj diplomatii // Obozrevatel'-

Observer. 2013. № 10. S. 24-37] Britain and the European Union. Next stop: Brexit? // The Economist // URL: http:// www.economist.com/news/britain/21694549-campaign-leave-european-union-still-behind-picking-up-speed-next-stop-brexit Export Britain // URL: http://exportbritain.org.uk/about-us.html Global Trade.net // URL: http://www.globaltrade.net

Hamilton K., Langhorne R. The Practice of Diplomacy: its Evolution, Theory and

Administration. 2nd edition. London: Routledge, 2010. - 318 p. Nitsch V. State Visits and International Trade // Munich CESifo Group. CESifo

Working papers. November 2005. № 1582. - 28 p. Serco Group // URL: http://www.serco.com

UK Trade & Investment // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/ uk-trade-investment

UKTI Business Ambassadors // https://www.gov.uk/government/groups/business-ambassadors

АБОЗРЕВАТЕЛЬ ^^ VfB SERVER

4/2016 обозреватель-observer 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.