УДК 327
Межминистерское агентство UKTI и экономическая дипломатия Великобритании
Роман РАЙНХАРДТ
Становление и исторические корни современной британской системы экономической дипломатии
Новейшая история экономики Великобритании в целом характеризуется равномерным поступательным развитием, продолжающимся несмотря на определённые сложности и замедления, связанные с кризисами (70-е годы, конец 2000-х годы и др.), по настоящее время. Во время Второй мировой войны хозяйственная система Великобритании понесла сравнительно меньшие потери, чем экономики Германии, Франции и некоторых других европейских стран. Её восстановление и выход на довоенный уровень тоже произошли относи-
тельно быстро, уже к концу 40-х годов. Ощутимой помощью в этом, безусловно, стала поддержка, оказанная стране со стороны США в рамках плана Маршалла.
Следует отметить такую важную особенность экономического и политического курса Соединённого Королевства, как евроскептицизм, не теряющую актуальность и по сей день.
На начальном этапе евроинтегра-ционных инициатив (50-60-е годы) Лондон был склонен держаться от них в стороне, активно продвигая альтернативные проекты, в частности Европейской ассоциации сво-
РАЙНХАРДТ Роман Отмарович - преподаватель кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России. E-mail: don.reinhardt@mail.ru. SPIN-код: 8974-3536.
Ключевые слова: экономическая дипломатия, внешнеэкономическая политика, экономика Великобритании, проблема возможного выхода Великобритании из Европейского союза.
бодной торговли (ЕАСТ*). Но уже в 1973 г. Великобритания покинула данную организацию и в том же году вступила в Европейский союз (ЕС), тем самым выбрав курс на сближение с ведущими европейскими державами вместо политики «блестящей изоляции». Однако в настоящее время вопрос о возможном выходе страны из ЕС, известный в прессе как Brexit (термин образован путём слияния слов Britain + exit по аналогии с ранее обсуждаемой аналогичной проблемой с Грецией -Grexit), остро стоит на повестке дня и будет решаться на всенародном референдуме в Великобритании и Гибралтаре 23 июня 2016 г. [1]. Его итог во многом будет зависеть от взаимодействия британских дипломатов и их коллег из других стран-членов, а также представителей наднациональных органов ЕС (Европейская комиссия, Европейская служба внешних действий и др.), в том числе в части обсуждения внешнеэкономической проблематики и возможных последствий такого решения на развитие не только народно-хозяйственного комплекса стран, но и интеграционной группы в целом.
В связи с этим сопоставление соответствующих выгод и издержек Brexit в сфере торговых и инвестиционных связей, равно как и принятие необходимых шагов на переговорах для его возможного
предотвращения, ложится на плечи экономических дипломатов Великобритании и других стран Европейского союза. В данном контексте стоит отметить, что для работы над этой приоритетной задачей у них остаётся не так много времени. При любом исходе событий это станет важной вехой не только в экономической, но прежде всего политической истории страны и интеграционного объединения, в значительной степени повлияет на дальнейшее развитие национального и экономико-дипломатического комплекса.
Исторически наиболее сильным импульсом для развития внешнеэкономической деятельности стали реформы правительства М. Тэтчер (1979-1990 гг.), в результате которых, в частности, было ликвидировано ограничение на вывоз капитала, существовавшее на протяжении более 40 лет. К середине 80-х годов значительные успехи были достигнуты во внешней торговле, выразившиеся в положительном торговом сальдо (превышение экспорта над импортом). В конечном счёте внешнеэкономический курс консерваторов вывел Великобританию в число передовых стран мира по присутствию на международных рынках с широкой и конкурентоспособной товарной номенклатурой.
Именно с этим этапом можно связать и построение эффективной национальной системы экономиче-
1 Britain and the European Union. Next stop: Brexit? // The Economist // URL: http://www. economist.com/news/britain/21694549-campaign-leave-european-union-still-behind-picking-up-speed-next-stop-brexit
* ЕАСТ создана в 1960 г. в составе: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция. На сегодняшний день членами остаются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Не последнюю роль играла и Франция, которая в лице Ш. де Голля всячески тормозила вступление Великобритании в ЕС.
ской дипломатии. Стоит отметить, что исторически сама необходимость такого инструмента как составной части внешнеэкономической политики неоднократно вызывала споры в истеблишменте, чья позиция по этому вопросу отличалась двойственностью и неоднозначностью [2].
Хрестоматийным случаем, иллюстрирующим категоричность связанных с ним дебатов, является высказывание посла (1910-1918 гг.) в Санкт-Петербурге сэра Дж. Бьюкенена, когда накануне Первой мировой войны британское Министерство торговли обратилось в Министерство иностранных дел за информацией о ружейных предприятиях в Российской империи. «Дипломат старой школы» и глава посольства, отвечая на вопрос министра, высокомерно заявил, что представляет при русском дворе Его Величество Короля, и в его обязанности не входят бухгалтерские подсчёты для «торговцев» [3].
Во многом такой дискурс был обусловлен тем, что, являясь начиная с XIX в. самой мощной колониальной империей мира, Великобритания придерживалась идей фритредерства (свободной торговли)*. Экономическая дипломатия, которая до сих пор часто ассоциируется с протекционизмом, виделась антиподом данной политики и, как следствие, порицалась.
Такая риторика не мешала, однако, успешной деятельности Ост-Индской компании (EastIndia
Company), операции которой в Индии и некоторых других восточных странах вполне можно считать одним из первых исторических образцов и эталонов государственно-частного партнёрства во внешней торговле.
Её предшественницей является Левантийская компания (TheLevantCompany), также называемая Турецкой (1581-1825 гг.), которая, не будучи в отличие от Ост-Индской акционерной, вплоть до 1805 г. выполняла отдельные дипломатические и консульские функции Великобритании в странах пребывания, полностью покрывая связанные с этим расходы.
Вслед за британскими пионерами аналогичные внешнеторговые общества, наделённые монопольными правами во внешнеэкономической деятельности, учреждались в XVI-XVIII вв. и другими крупными державами (в хронологическом порядке -Голландией, Данией, Португалией, Францией, Австрией, Швецией).
В контексте двусторонних российско-британских отношений упоминания заслуживает так называемая Московская компания (Muscovy Company), основанная в 1551 г. и вплоть до 1698 г. обладавшая правом монопольной торговли на территории Руси. Лишённая Петром I данного исключительного права, компания тем не менее просуществовала до 1917 г., когда была преобразована из коммерческой в благотворительную организацию.
Впрочем, к концу XX в. негативные настроения практически рассеялись, так как была осознана необ-
2 Hamilton K, Langhorne R. The Practice of Diplomacy: its Evolution, Theory and Administration. 2nd edition. L.: Routledge, 2010. P. 124.
3 Зонова Т. В. Дипломатия: модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс, 2014. C. 194.
* На рассматриваемом временном отрезке определённая категоричность, граничащая с радикализмом, была в целом характерна для британского внешнеполитического дискурса. (Сетов А., Топычканов А. Русофобия - инструмент британской внешней политики. XIX век - взгляд с позиций политического реализма // Обозреватель-Observer. 2014. № 10. С. 99).
ходимость и действенность соответствующей практики, применяемой почти повсеместно.
Ещё в 1866 г. в британском МИД был создан торговый отдел. В 1880 г. в английское посольство в Париже направился первый торговый атташе, а второй - в 1887 г. в Санкт-Петербург.
К рубежу XX и XXI столетий можно отнести «возрождение» британской экономической дипломатии, восходящей к трудам и практическим мерам меркантилистов золотого века (У. Стаффорд, Т. Манн, Ж. Чайльд, Т. Грешем, Р. Коук и др.).
Что касается новейшей британской экономической дипломатии, то в качестве точки отсчёта процесса её структурных преобразований целесообразно выбрать 1999 г., когда было создано агентство British Trade International (BTI) [4]. По замыслу создателей, данная организация должна была стать ключевым проводником внешнеторговой и инвестиционной политики Великобритании, работающая при тесном взаимодействии с МИД (Foreignand Commonwealth Office) и департаментом торговли и промышленности (Department of Trade and Industry *). Два основных направления деятельности BTI сводились к продвижению британского экспорта, помощи национальным компаниям на зару-
бежных рынках (отделение Trade Partners UK) и привлечению в страну иностранных инвестиций (отделение Invest UK). В целом эти отделения функционировали практически независимо друг от друга.
Спустя четыре года после основания агентства (2003 г.) на министерском уровне было высказано мнение о необходимости конвергенции деятельности отделений для повышения общей эффективности управления и упрощения контактов с внешними партнёрами. Предпосылкой послужило то, что «экспортёры» и «инвесторы», используя собственные бренды, действовали настолько автономно, что их принадлежность к единой BTI перестала быть явной не только для клиентов, но и для представителей государственных органов. При этом частные компании, обращавшиеся за услугами к тем и другим, нередко даже не догадывались об их общей подведомственности. Сотрудничество между подразделениями носило во многом формализованный характер, никак не соответствуя концепции «одного окна» и не давая желаемого синер-гетического эффекта. Подобная взаимная отстранённость Trade Partners UK и Invest UK может служить показательным примером нарушения внутрикорпоративных связей -риск и опасность, которые должны
4 UKTrade&Investment // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/uk-trade-investment
* В британской системе государственного управления правительственный департамент - фактически аналог министерства в странах континентальной Европы. DTI, созданный в 1970 г., при реформе госаппарата в 2007 г. был разделён на департамент бизнеса, предприятий и регулятор-ной реформы (Departmentfor Business, Enterprise and Regulatory Reform) и департамент инноваций, университетов и ремёсел (Departmentfor Innovation, Universities and Skills). В 2009 г. эти две структуры вновь были слиты в единый департамент предпринимательства, инноваций и ремёсел (Department for Business, Innovation and Skills), действующий по настоящее время.
непременно учитываться при разработке систем экономической дипломатии.
В результате в том же отчётном периоде (октябрь 2003 г.) произошло слияние указанных отделений и комплексное переформатирование BTI, которая сменила название на UK Trade & Investment (UKTI). В таком обновлённом виде организация существует и в настоящее время, являясь центральным звеном британской национальной экономико-ди-
пломатической системы. UKTI, будучи самостоятельным и отдельным государственным ведомством, подотчётна как МИД Великобритании, так и департаменту предпринимательства, инноваций и ремёсел (Department for Business, Innovation and Skills). Двойная подчинённость сочетается с частичным финансированием за счёт средств бюджетов обоих учреждений, а также формированием штата из числа их сотрудников.
Функционирование, ресурсы и потенциал агентства UKTI
На конец 2015 г. численность персонала составляла около 2450 человек, из которых примерно 1300 работали за рубежом, 400 - в представительствах, расположенных в девяти регионах Соединённого Королевства, остальные - в штаб-квартирах Лондона и Глазго.
Ещё в 2005/2006 фискальном году в связи со снижением объёма финансирования дипломатии в целом и экономико-дипломатических мероприятий было произведено ощутимое сокращение штата на 8% (в эквиваленте - 200 сотрудников) по сравнению с предыдущим фискальным годом. Тем не менее, несмотря на заявления уполномоченных лиц о дальнейшем урезании штатного расписания, исходя из принципа «больший результат меньшими ресурсами», аналогичные меры не последовали даже в разгар финансового кризиса 2008-2009 гг. С учётом того, что на протяжении последующих лет, вплоть до сегодняшнего дня, ситуация кардинальным образом не менялась, последнее обстоя-
тельство допустимо трактовать как достижение оптимальной (или по крайней мере субоптимальной) точки использования человеческого капитала. При этом между работниками, направляемыми вышестоящими ведомствами, поддерживается кадровый паритет.
Схожую динамику демонстрирует и бюджет ПКТ1 (275 млн ф. ст. на 2014/2015 фискальный год): понижательный тренд в 2004-2006 гг., затем сохранение на установившемся постоянном уровне. В отличие от кадрового измерения такая «заморозка», являясь, судя по всему, составляющей частью кампании по оптимизации издержек, может служить косвенным свидетельством стагнации британской экономико-дипломатической службы, ведь увеличение бюджета, наблюдаемое в большинстве развитых и отчасти развивающихся стран, представляется одним из необходимых условий экстенсивного и, как следствие, поступательного развития экономической дипломатии в условиях усиле-
ния конкуренции на международных рынках. Наоборот, выделять те же средства, что и 7-8 лет назад, значит давать агентам, представляющим другие государства, преимущество стратегического характера. При этом следует отметить, что помимо ассигнований со стороны иерархически вышестоящих структур ПКТ1 располагает и собственным фондом*, формируемым в том числе из постоянно растущей выручки от оказания услуг на коммерческой основе - 11,2 млн ф. ст. (4% бюджета) в 2013/2014 фискальном году против 1,4 млн ф. ст. (0,4%: почти десятикратный рост за 8 лет) в 2006/2007 фискальном году.
Распределение данных финансовых ресурсов производится на основе заранее выработанной интегрированной стратегии развития, изложенной в годовых корпоративных планах. В соответствии с ними два основных реципиента средств по-прежнему выделяются по функциональному признаку: команды содействия экспорту и привлечения инвестиций. Если в 2004 г. соотношение между внутренними бюджетами «экспортёров» и «инвесторов» было равно 85:15 от совокупного объёма ассигнований, то к 2010 г. оно приблизилось к 67:33, прежде чем практически выровняться (55:45) к 2014 г. Такая тенденция знаменует собой постепенный пересмотр приоритетов, т. е. переход от примата мер по продвижению национального экспорта к целевой ставке на приток инвестиций. Следует иметь в виду, что речь
здесь идёт не просто о перестановке акцентов, но и о более глубинных изменениях общего экономического курса страны. В настоящее время схожие сдвиги наблюдаются и во многих других развитых странах (например, во Франции), однако наиболее ярко данный феномен, вероятно, проявляется именно в Великобритании.
Наряду с описанными двумя линиями работы в рамках содействия экспорту внутренние нормативные документы UKTI предусматривают также целевую поддержку 16 отдельных секторов экономики, среди которых, в частности, фигурируют финансовые услуги, информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, нефтегазовый комплекс и др.
Таким образом, выбор делается в основном в пользу высокотехнологичных и инновационных производств как наиболее перспективных отраслей современного постиндустриального хозяйства. В целом данный тренд также видится общим для ведущих европейских экономик (Германия, Франция, Италия), но обращает на себя внимание особая значимость нефтегазового комплекса. Необходимо отметить, что с учётом ограниченности нефтяных запасов в Северном море Соединённое Королевство склонно выступать в данном секторе как экспортёр инвестиций, главным образом через BP plc (до 2001 г. работавшая под брендом British Petroleum) и аффилированные компании. Что касается нефтегазовой секторальной актив-
* 58% (159,5 млн ф. ст.) - за счёт казначейства, 20% (55 млн ф. ст.) - за счёт МИД, 18% (49,5 млн ф. ст.) - за счёт департамента предпринимательства, инноваций и ремёсел.
ности UKTI, то организация выступает в первую очередь в роли защитника интересов названных частных агентов при ведении ими международных переговоров и подписании договоров в случаях, когда подобные сделки и совместные проекты предстают стратегически значимыми для всей страны [5].
Общая цель поддержки и дипломатического сопровождения столь крупного бизнеса ставится как «обеспечение корректного обращения иностранных партнёров с национальными компаниями». Когда содействие во внешнем секторе оказывается малому и среднему бизнесу, то речь заходит уже не просто о создании и поддержании благоприятных условий, но и о конкретных мерах по выводу предприятий на международные рынки. Комплекс подобных мероприятий определяется как «таргети-рование продвижения экспорта» в ситуациях, известных в экономической теории как фиаско рынка.
Может и должен ли рынок в рамках либеральной и консервативной парадигм самостоятельно (без вмешательства государства) успешно справляться с задачей внешней экспансии - отдельный фундаментальный вопрос теоретического характера. На практике, как и в большинстве развитых стран, наиболее многочисленной целевой аудиторией британских экономико-дипломатических мероприятий по праву считаются представители малых и средних компаний. В порядке убывания приоритетности при оказании поддержки UKTI выделяет среди них:
- фирмы, впервые выходящие на мировой рынок;
- фирмы, испытывающие на себе острое влияние торговых барьеров;
- фирмы, осваивающие новые для себя рынки или рыночные сегменты.
Для каждой из этих категорий существуют собственные программы, включающие специфические меры; также предусмотрены общие опции для «новичков» (Passport to Export) и более опытных экспортёров (Gateway to Global Growth). Согласно основополагающему в соответствующей сфере уставному документу UKTI, так называемой хартии бизнеса (Charter for Business, 2011 г.), важнейший критерий при принятии решения о сопровождении проекта -это предусмотренная его бизнес-планом высокая (по сравнению со средней по стране или отрасли) добавленная стоимость. В отраслевом разрезе отдельного внимания заслуживает структурное подразделение агентства - организация обороны и безопасности (UKTI Defense and Security Organisation), занимающаяся поддержкой экспорта вооружения и иной продукции военно-промышленного комплекса национального производства, по стоимости продаж которой Великобритания входит в число мировых лидеров.
Говоря о целевой направленности мер по привлечению инвестиций, допустимо констатировать, что в уставных актах UKTI не содержится прямого перечня приоритетных клиентов, равно как и их спецификации по отраслевой принадлежности, формы собственности, размера
5 Текеев А. Политические технологии в энергетической дипломатии // Обозреватель-Observer. 2013. № 10. С. 30.
и т. д. С одной стороны, подобный подход может означать приверженность политике недискриминации, т. е. одинакового обращения со всеми действующими и потенциальными инвесторами, а с другой - мнение о том, что «инвестиционное таргети-рование» всё же есть, однако относится к внутренним процедурам организации, закрытым во избежание передачи рынку некорректных сигналов, в общем видится небезосновательным. Как бы то ни было, единственной официальной информацией служит определение укрепления сотрудничества с инвесторами из новых индустриальных стран и развивающихся рынков в качестве стратегически важного направления работы; в частности, в эту группу попадают экономоператоры из Китая, России, Индии, а также стран Персидского залива.
Само агентство иКТ1 располагает представительствами в девяти регионах Англии, а также офисами в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии; сеть её зарубежных учреждений охватывает более 100 стран.
В 2013/2014 фискальном году иКТ1 оказало услуги экспортной поддержки более 45 тыс. предприятий, из которых 90% по размеру относились к малому и среднему бизнесу, а 20% впервые участвовали во внешнеэкономических связях.
По подсчётам аналитиков агентства, в результате этих мероприятий было создано или сохранено порядка 120 тыс. рабочих мест; объём дополнительных продаж, напрямую связанных с соответствующим сервисом, в совокупности достиг 50 млрд ф. ст., при этом 68% опрошенных клиентов остались довольны его качеством.
В том же отчётном периоде было заключено 1172 соглашения по инвестиционным проектам (эффект - создание около 60 тыс. рабочих мест), в которых участвуют резиденты 58 стран. Для более чем 50% из них речь шла о первом выходе на британский рынок - главным образом через лондонский Сити, который пользуется репутацией одного из самых привлекательных мест для дислокации штаб-квартир иностранцев в Европе.
В принципе, набор услуг, предлагаемых национальным экспортёрам и зарубежным инвесторам, практически полностью идентичен аналогичной продуктовой линейке европейских коллег. Одним из немногих существенных нюансов является индивидуальный подход к каждому клиенту: работа проводится не по принципу «справочной службы» (как, например, у германского агентства йТА1 [6]), ориентированной на максимальный охват аудитории, но путём тщательной и всесторонней «опеки» каждого покупателя от первого обращения до завершения проекта. Такая особенность ведения дел, конечно же, отражается на стоимости сервиса, которая в среднем на 30-40% выше, чем, например, у соответствующих германских и французских служб. Стремление профессионально, а не «хоть как-нибудь» (зато как можно большей группе) помочь «избранным», делая ставку на качество, а не количество (т. е. общий объём услуг), - один из столпов британской экономической дипломатии и её ценовой политики.
В то же время наряду с относительно дорогостоящим клиентоори-ентированным бизнес-консультиро-
6 РайнхардтР. О. Современная система экономической дипломатии ФРГ // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3. С. 228.
ванием иКТ1 предоставляет на безвозмездной основе широкий объём хорошо структурированных и общедоступных (в основном в Интернете) информационных ресурсов:
- отчёты;
- аналитические справки и сводки по странам;
- новости;
- публикации специальных законопроектов и т. д.
Ваза данных регулярно обновляется, что свидетельствует о высо-
ком значении, придаваемом информационным технологиям в ежедневной работе агентства. В связи с этим следует особо отметить концессионное соглашение типа ГЧП, заключённое в 2010 г. между UKTI и Федерацией международных торговых ассоциаций (FITA), на основании которого обе организации публикуют отчёты о рыночных исследованиях, а также связанные материалы на портале GlobalTrade. net [7].
Британский опыт взаимодействия государства и бизнеса в области экономической дипломатии
В контексте проблематики взаимоотношений между публичными и частными агентами целесообразно упомянуть и о такой важной особенности функционирования UKTI, как передача множественных деловых процедур субподрядчикам в режиме аутсорсинга. Перевод изначально внутренних бизнес-процессов сторонним организациям стал актуален для региональных представительств агентства. Это вызвало негативную реакцию со стороны британских торгово-промышленных палат (British Chambers of Commerce), которые традиционно рассматривались как компетентные партнёры UKTI и рассчитывали на делегирование им соответствующих функций (частично или полностью). Тем не менее по неизложенным публично соображениям и причинам агентст-
во предпочло торгово-промышленным палатам частную фирму Serco Group plc.*. В 2009 г. после обсуждения данной ситуации в парламенте конфликт был разрешён и часть функционала впоследствии отошла к British Chambers of Commerce. Однако привлечение абсолютно независимых и никак не связанных с государством экономико-дипломатических агентов по-прежнему происходит. Так, в Китае услуги от имени и по поручению UKTI оказывает частная структура - китайско-британский деловой совет (China-Britain Business Council).
Следует отметить, что сама организация British Chambers of Commerce в значительной степени ориентирована на внутренний рынок, а смешанные британско-иностранные учреждения (British Centres,
7 GlobalTrade.net // URL: http://www.globaltrade.net
* Крупный оператор, специализирующийся на аутсорсинге государственных услуг и работающий в таких сферах, как общественный транспорт, система исполнения наказания, образование, здравоохранение, диспетчерские службы и пр. (SercoGroup // URL: http://www.serco.com).
Chambers of Commerce Abroad, Business Councils и т. п.) во многих случаях управляются частными лицами или структурами, имея к ней опосредованное отношение. Ранее имевшиеся противоречия с UKTI в настоящее время по большей части преодолены. Более того, к 2018 г. указанные агенты планируют совместно реализовать масштабный проект Export Britain [8] по информационно-консультационному обеспечению сети государственных и частных представительств национального бизнеса за рубежом с использованием новейших цифровых технологий. Несмотря на наличие таких стратегий, британские торгово-промышленные палаты пока ещё не играют столь же важной роли во внешнем секторе, как германские внешнеторговые палаты.
Помимо этого, в середине первого десятилетия XXI в. UKTI активно использовала инструмент так называемых торговых миссий или делегаций (trade missions), направляемых в страну назначения с варьирующимся составом.
Так, например, стать членом подобной делегации, организованной в 2006 г. в Сингапуре для персональных встреч с уполномоченными лицами от местных компаний, можно было при оплате взноса в размере всего 300 ф. ст.
Участие высших государственных руководителей в таких мероприятиях в британской практике носит весьма ограниченный характер: стимулирование двусторонних внешнеэкономических связей в наиболее явном виде было основной целью поездки премьер-министра Дж. Мейджора в Азию в 1994 г.
Несмотря на положительный эффект от таких визитов на высшем уровне, находящий подтверждение в эмпирических исследованиях (Ф. Нитш [9]), первые лица страны, исходя из логики экономической дипломатии, с тех пор едва ли прибегали к данной практике.
Таким образом, в этой области британцы до известной степени отстают от своих коллег не только из ведущих европейских, но также и некоторых развивающихся стран, где визиты на высшем и высоком уровне постепенно становятся одним из наиболее действенных инструментов экономической дипломатии, использование которого может иметь высокий и, как правило, проявляющийся уже в краткосрочной перспективе эффект.
Впрочем, для представительских функций существуют специальные институты.
Во-первых, это пост торгового посланника премьер-министра (Prime Ministerial Trade Envoy): в настоящее время действуют 15 спецпредставителей главы правительства, преимущественно в развивающихся странах Африки и Азии, работа которых связана с выполнением стратегических поручений в пределах курируемой проблематики в стране пребывания.
Во-вторых, в штатном расписании UKTI имеется неоплачиваемая должность специального представителя по международной торговле и инвестициям (Special Representative for International Trade and Investment). Традиционно её на общественных началах занимал кто-то из членов коро-
8 Export Britain // URL: http://exportbritain.org.uk/about-us.html
9 Nitsch. V. State Visits and International Trade // Munich CESifo Group. CESifo Working papers. November 2005. № 1582. P. 14-16.
левской семьи, представляя интересы Соединённого Королевства и лично монарха на международных выставках, конференциях, форумах (в частности, на Всемирном экономическом форуме в Давосе) и т. д. В 20012011 гг. на этом посту был принц Эндрю, герцог Йоркский, после ухода которого место до сих пор временно остаётся вакантным.
В-третьих, взаимодействие UKTI с отдельными отраслями, крупными субъектами рынка, а также университетами осуществляется через так называемых бизнес-послов (business ambassadors). Группа таких делегатов от деловых кругов (в основном капиталоёмкие, высокотехнологичные сегменты третичного сектора) и академического сообщества была создана в 2008 г. и в настоящее время насчитывает 44 чел. [10].
Круг других партнёров UKTI включает в себя: уже упомянутые
ТПП, агентство экспортного кредитования UK Export Finance, также занимающееся страховым покрытием и предоставлением государственных гарантий по выданным кредитам (схож по функционалу с германской компанией Euler Hermes и французской COFACE ), и консалтинговую группу PA Consulting Group (оптимизация управления, аутсорсинг отдельных процессов, риск-менеджмент и т. д.).
В МИД и департаменте предпринимательства, инноваций и ремёсел деятельность агентства курируется профильными подразделениями. В структуре МИД - это департамент коммерческой и экономической дипломатии (Commercial and Economic Diplomacy Department), который представляет страну на переговорах в рамках международных экономических и региональных организаций, а также иных площадках.
Итак, рассмотрена по-своему уникальная модель экономической дипломатии Великобритании, зиждущаяся на специальной государственной структуре, не являющейся частью одного министерства. Завершая её описание и анализ, в ожидании возможно скорого разрешения проблемы БгеШ, остаётся подчеркнуть, что во многом благодаря функционированию агентства иКТ1 британская внешнеэкономическая политика продолжает активно и поступательно развиваться.
10 UKTI Business Ambassadors // URL: https://www.gov.uk/government/groups/business-ambassadors
Библиография • References
Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: АспектПресс, 2014. - 348 с. [Zonova T. V. Diplomatija: Modeli, formy, metody. M.: AspektPress, 2014. - 348 s.] Райнхардт Р. О. Современная система экономической дипломатии ФРГ // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3. С. 225-231. [Rajnhardt R. O. Sovremennaja sistema ekonomicheskoj diplomatii FRG // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. № 3. S. 225-231]
Сетов А., Топычканов А. Русофобия - инструмент британской внешней политики. XIX век - взгляд с позиций политического реализма // Обозреватель-Observer. 2014. № 10. С. 98-106. [Setov A., Topychkanov A. Rusofobija - instrument britanskoj vneshnej politiki. XIX vek - vzgljad s pozicij politicheskogo realizma // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 10. S. 98-106]
Текеев А. Политические технологии в энергетической дипломатии // Обозрева-
тель-Observer. 2013. № 10. С. 24-37. [Tekeev A. Politicheskie tehnologii v energeticheskoj diplomatii // Obozrevatel'-
Observer. 2013. № 10. S. 24-37] Britain and the European Union. Next stop: Brexit? // The Economist // URL: http:// www.economist.com/news/britain/21694549-campaign-leave-european-union-still-behind-picking-up-speed-next-stop-brexit Export Britain // URL: http://exportbritain.org.uk/about-us.html Global Trade.net // URL: http://www.globaltrade.net
Hamilton K., Langhorne R. The Practice of Diplomacy: its Evolution, Theory and
Administration. 2nd edition. London: Routledge, 2010. - 318 p. Nitsch V. State Visits and International Trade // Munich CESifo Group. CESifo
Working papers. November 2005. № 1582. - 28 p. Serco Group // URL: http://www.serco.com
UK Trade & Investment // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/ uk-trade-investment
UKTI Business Ambassadors // https://www.gov.uk/government/groups/business-ambassadors
АБОЗРЕВАТЕЛЬ ^^ VfB SERVER
4/2016 обозреватель-observer 61