Научная статья на тему 'Межличностные отношения, переживание одиночества и темперамент студентов транспортного вуза'

Межличностные отношения, переживание одиночества и темперамент студентов транспортного вуза Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Межличностные отношения / одиночество / студенты / темперамент / отчужденность / нейротизм / девушки / юноши / Interpersonal relationships / loneliness / students / temperament / alienation / neuroticism / girls / boys

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Т. В. Слотина, И. Д. Васильева

Цель: Исследование субъективной оценки межличностных отношений, переживания одиночества и характеристик темперамента у студентов транспортного вуза. Объектом эмпирического исследования выступили: юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет, 56 человек, из которых 25 девушек и 31 юношей ПГУПС. Методы. Аналитико-теоретический, тестирование. Анализ результатов осуществлялся с помощью математико-статистической обработки данных с применением критериев различия (t-критерий Стьюдента), корреляционного анализа (критерий корреляции Пирсона). Методики, используемые в исследовании: субъективная оценка межличностных отношений, С. В. Духновского, опросник переживания одиночества в адаптации Е. А. Манаковой, личностный опросник Г. Айзенка. Результаты: Доказано, что показатели всех респондентов находятся на среднем уровне, что характеризует современных студентов как людей с умеренной степенью выраженности напряженности, отчужденности, конфликтности во взаимоотношениях, не ярко переживающих все типы одиночества. Получены различия по половому признаку: результаты девушек значимо выше по шкалам «Нейротизм», «Напряженность», «Переживание одиночества как негативного чувства», что характеризует женскую выборку как более уязвимую с точки зрения стрессоустойчивости. Юношам свойственно при увеличении стремления дистанцироваться от других людей, отсутствие доверия, переживать большинство из типов одиночества. При этом, для всех исследуемых студентов характерно развитие негативных межличностных проявлений при возрастании чувства одиночества во взаимоотношениях. Практическая значимость: Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках воспитательной и коррекционно-развивающей работы в вузе, а также как основа программ, направленных на развитие саморегуляции, особенно в группе девушек и коммуникативных тренингов для юношей, что в дальнейшем поможет будущим специалистам сферы транспорта стать успешными профессионалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Т. В. Слотина, И. Д. Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal Relationships, Loneliness Experience and Temperament of Transport University Students

Purpose: to study the subjective assessment of interpersonal relationships, loneliness experiences and temperament characteristics among students of a transport university. The object of empirical research were: boys and girls aged from 17 to 22 years, 56 people, of which 25 girls and 31 boys of PGUPS. Methods. Analytical-theoretical, testing. The analysis of the results was carried out using mathematical and statistical data processing using the criteria of difference (Student's t-test), correlation analysis (Pearson correlation criterion). Methods: Subjective assessment of interpersonal relationships, S. V. Dukhnovsky, questionnaire of loneliness experiences in adaptation by E. A. Manakova, personality questionnaire by G. Aizenka. Results: It is proved that the indicators of all respondents are at an average level, which characterizes modern students as people with a moderate degree of intensity of tension, alienation, conflict in relationships, not vividly experiencing all types of loneliness. Gender differences were obtained: the results of the girls were significantly higher on the scales of "Neuroticism", "Tension", "Experiencing loneliness as a negative feeling", which characterizes the female sample as more vulnerable from the point of view of stress resistance. Young men tend to experience most of the types of loneliness with an increase in the desire to distance themselves from other people, lack of trust. At the same time, all the studied students are characterized by the development of negative interpersonal manifestations with increasing feelings of loneliness in relationships. Practical significance: The results of this study can be used in the framework of educational and correctional-developmental work at the university, as well as as the basis of programs aimed at the development of self-regulation, especially in a group of girls and communicative trainings for young men, which in the future will help future specialists in the field of transport to become successful professionals.

Текст научной работы на тему «Межличностные отношения, переживание одиночества и темперамент студентов транспортного вуза»

УДК 1 59.9.656.13

Межличностные отношения, переживание одиночества и темперамент студентов транспортного вуза

Т. В. Слотина, И. Д. Васильева

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Слотина Т. В., Васильева И. Д. Межличностные отношения, переживание одиночества и темперамент студентов транспортного вуза // Бюллетень результатов научных исследований. — 2023. — Вып. 2. — С. 28-40. DOI: 10.20295/2223-9987-2023-2-28-40

Аннотация

Цель: Исследование субъективной оценки межличностных отношений, переживания одиночества и характеристик темперамента у студентов транспортного вуза. Объектом эмпирического исследования выступили: юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет, 56 человек, из которых 25 девушек и 31 юношей ПГУПС. Методы. Аналитико-теоретический, тестирование. Анализ результатов осуществлялся с помощью математико-статистической обработки данных с применением критериев различия ^-критерий Стьюдента), корреляционного анализа (критерий корреляции Пирсона). Методики, используемые в исследовании: субъективная оценка межличностных отношений, С. В. Духновского, опросник переживания одиночества в адаптации Е. А. Манаковой, личностный опросник Г. Айзенка. Результаты: Доказано, что показатели всех респондентов находятся на среднем уровне, что характеризует современных студентов как людей с умеренной степенью выраженности напряженности, отчужденности, конфликтности во взаимоотношениях, не ярко переживающих все типы одиночества. Получены различия по половому признаку: результаты девушек значимо выше по шкалам «Нейротизм», «Напряженность», «Переживание одиночества как негативного чувства», что характеризует женскую выборку как более уязвимую с точки зрения стрессоустойчивости. Юношам свойственно при увеличении стремления дистанцироваться от других людей, отсутствие доверия, переживать большинство из типов одиночества. При этом, для всех исследуемых студентов характерно развитие негативных межличностных проявлений при возрастании чувства одиночества во взаимоотношениях. Практическая значимость: Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках воспитательной и коррекцион-но-развивающей работы в вузе, а также как основа программ, направленных на развитие саморегуляции, особенно в группе девушек и коммуникативных тренингов для юношей, что в дальнейшем поможет будущим специалистам сферы транспорта стать успешными профессионалами.

Ключевые слова: Межличностные отношения, одиночество, студенты, темперамент, отчужденность, нейротизм, девушки, юноши.

Введение

В современной России сложилась крайне сложная обстановка, обусловленная периодом пандемии, которая оказала существенное влияние на возникновение дефицита общения у самой уязвимой части населения — подростков и юношей. Последние классы в школе и первые курсы в высших и средних учебных заведениях им пришлось обучаться дистанционно, в изоляции от сверстников. В этой

связи появилось большое количество работ, посвященных социально-психологическим аспектам студенчества в этот сложный период неопределенности [1-8].

Сегодня студенческой молодежи, прошедшей эти испытания, приходится жить в период социально-политического мирового кризиса, когда экзистенциальные вопросы встают как никогда остро и затрагивают каждую семью. Эти обстоятельства имеют огромное влияние на формирование межличностных отношений студенческой молодежи: напряженности, чувства отчужденности, переживания ими одиночества. При этом одним из важных аспектов перехода во взрослую возрастную группу является установление взрослых социальных взаимоотношений [9]. Юношеское одиночество начинает носить массовый характер. Это обусловлено тем, что в данный период актуализируется потребность в сотрудничестве с людьми, активно происходит поиск спутника жизни, появляется чувство интимности и укрепляются связи со своей социальной группой. И. Н. Ишмухаметов указывает, что переживание одиночества наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте вследствие неустойчивого социального положения, индивидуализации деятельности и формализации социальных ролей, тогда как потребность в близких отношениях остается неудовлетворенной [10]. Изучением переживания одиночества занимались многие ученые, например Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев, Т. Л. Крюкова, Е. В. Рыжа-кова, А. О. Харланова [11-14] и многие другие. Л. А. Пьянкова пишет, что одиночество можно рассматривать как социально-психологическое явление, связанное с личностными особенностями. Одиночество дуально: оно выступает и в виде преграды, и в виде стимула развития. Как психическое образование данный феномен проявляется в стремлении индивида осознать свои возможности и своеобразие, иметь свою личную позицию [15]. В исследовании А. А. Любякина обнаружено, что причиной одиночества студентов являются сложности в общении, проблемы с самооценкой, неуверенность в себе, отсутствие близких друзей [16]. Кроме того, в современных исследованиях доказаны половые особенности проявления одиночества, в частности выделены типично мужские реакции на одиночество: игра в компьютерные игры, прогулка по городу на машине/велосипеде и типично женские реакции: чтение, заполнение времени учебой или работой, поход в магазин за покупками, телефонный звонок другу [17].

В этой связи очевидно, что вопрос одиночества в студенческой среде является связанным в целом с межличностными отношениями и может рассматриваться как один из аспектов дезадаптации в вузе.

Кроме объективных факторов трудностей межличностных отношений современных юношей, перечисленных выше, существуют субъективные факторы, связанные с индивидуально-личностными особенностями каждого человека. В современной отечественной психологии в рамках деятельностного подхода продолжают проводиться исследования, посвященные формированию и проявлению различных индивидуально-личностных свойств в конкретной деятельности

человека и тому, как они оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Студенты транспортного вуза — это те специалисты, которые в дальнейшем будут связаны в той или иной степени с транспортными средствами, в этой связи их деятельность определенным образом соотносится со стрессовыми факторами и ответственностью за жизни людей. Данный факт подчеркивает актуальность выбора данной темы.

Центральное место в сфере индивидуально-личностных характеристик человека занимают свойства темперамента [18-20]. Ведь именно стержневые характеристики темперамента — интровертированность и экстравертированность — являются биологической основой взаимоотношений. Темперамент принадлежит к биологически обусловленным структурам личности. Благодаря знанию особенностей темперамента мы усматриваем многие психические отличия между людьми, связанные с устойчивостью и силой эмоциональной сферы, с характеристиками подвижности, ригидности и направленности свойств индивида и личности.

В предложенной Г. Айзенком модели, состоящей из трех факторов, два из них включают в себя некоторые характеристики эмоциональности и общения. Так, при факторе «нейротизма» эмоциональная стабильность характеризуется склонностью к злости и раздражению на одном полюсе и эмоциональной стабильностью на другом. Интроверсия-экстраверсия наряду с другими чертами содержит и некоторые динамические параметры межличностного общения [21].

Традиционно темперамент рассматривается как совокупность прежде всего наследственных, биологических свойств, а межличностные отношения, складывающиеся в процессе общения, как имеющие максимально социальное происхождение [22]. С теоретической точки зрения изучение связи этих категорий психологической науки друг на друга позволит по-новому взглянуть на соотношение биологического и социального в личности.

В результате можно заключить, что анализ вопроса связи межличностных отношений, переживания одиночества и свойств темперамента у студентов, будущая специальность которых будет связана с транспортной сферой, приобретает существенное значение, поскольку эта деятельность требует стрессоустойчиво-сти, ответственности и высокого уровня профессионализма, от которых зависит жизнь людей.

Материалы и методы

Цель: исследование субъективной оценки межличностных отношений, переживания одиночества и характеристик темперамента у студентов. Объектом выступили: юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет, всего 56 человек, из которых 25 девушек и 31 юношей, обучающихся в ПГУПС. Предмет: субъективная оценка межличностных отношений, переживание одиночества и характеристики

темперамента у юношей и девушек — студентов транспортного вуза. Сформулированы две гипотезы. Во-первых, юноши и девушки различаются по проявлению межличностных отношений и по-разному переживают одиночество. Во-вторых, структура и содержание связей характеристик темперамента, компонентов переживания одиночества и межличностных отношений у юношей и девушек имеют свои особенности. Методики, используемые в исследовании: субъективная оценка межличностных отношений, автор — С. В. Духновский [23], опросник переживания одиночества в адаптации Е. А. Манаковой [24], личностный опросник Г. Айзенка [25]. Результаты для интерпретации были получены с помощью матема-тико-статистической обработки данных с применением критериев различия (/-критерий Стьюдента), корреляционного анализа (критерий корреляции Пирсона).

Результаты исследования

Первым этапом при описании результатов исследования было изучение описательной статистики. Выявлены средние показатели по методике С. В. Дух-новского, а также по опроснику «Переживания одиночества» Е. А. Манаковой. Это позволяет говорить о том, что для студентов всей выборки не характерно остро испытывать отчужденность, конфликтность, напряженность в отношениях, а также болезненное переживание одиночества.

Сравнительный анализ по половому признаку продемонстрировал следующие различия. По показателю «Нейротизм» у юношей результаты значимо ниже, чем у девушек (/ = 4,57, при р < 0,01), таким образом, девушки более склонны к характеристикам и поведению, свойственным невротическим людям, чем юноши. По шкале «Напряженность» у девушек также показатель выше, чем у юношей (/ = 2,06, при р < 0,05), т. е. девушки чувствуют больше напряженности в межличностных отношениях, чем представители мужской группы. С точки зрения исследования показателей одиночества, у девушек также были обнаружены более высокие показатели по шкале «Переживание одиночества как негативного чувства» (/ = 2,24 прир < 0,05). В результате мы можем говорить о том, что девушки чаще переживают одиночество именно как негативное чувство, чем юноши. Вероятно, это связано с тем, что для женского пола более характерными являются эмоциональность, чувствительность в межличностных отношениях и в целом они больше склонны к долгим и глубоким эмоциональным переживаниям, чем большинство молодых людей мужского пола. Возможно, это является одной из причин того, что сфера транспорта, как правило, включает в себя мужской контингент.

Далее мы проанализировали полученные связи между шкалами методик отдельно в группе девушек и группе юношей. В группе юношей были обнаружены пять слабых положительных связей. Показатель «Отчужденность» связан со шкалами «Отрицание переживания одиночества» (г = 0, 36 при р < 0,05) и

«Одиночество как результат страха брать ответственность за других» (г = 0,362 при р < 0,05), «Одиночество вследствие внешней непривлекательности» и «Духовное одиночество как отсутствие поддержки понимания» (г = 0,376 при р < 0,05). Шкала «Напряженность» связана прямой связью со шкалой «Духовное одиночество как отсутствие поддержки, понимания» (г = 0,451 прир < 0,05).

Любопытной выглядит первая связь, которая демонстрирует, что чем более выражено стремление дистанцироваться от других людей, чем меньше доверия, понимания, близости в межличностных отношениях, тем сильнее происходит отрицание своего переживания одиночества у юношей. Можно предположить, что речь идет о психологической защите по типу отрицания: «Я не одинок, просто хочу побыть один, мне никто не нужен». Данный факт отчетливо показывает, что молодым людям очень важно чувствовать свою причастность к другим людям, быть нужным и т. д.

Тревожным также выглядит тип одиночества как следствие внешней непривлекательности. По данным Е. А. Манаковой, данное чувство является очень тяжелым переживанием, особенно в юношеском возрасте [11]. Таким людям необходима психологическая поддержка с целью повышения самооценки развития коммуникативной сферы.

В целом центральным показателем, получившим наибольшее количество связей, является отчужденность. Это говорит о том, что его изменение является наиболее значимым с точки зрения переживания одиночества у юношей. Другими словами, чем выше значение по показателю «Отчужденность», тем сильнее респонденты мужского пола испытывают одиночество как результат страха брать ответственность за других, одиночество как следствие внешней непривлекательности и духовное одиночество как отсутствие поддержки и понимания. Следовательно, для юношей очень важны близкие, чувственные, доверительные отношения с другими людьми, им необходимо чувствовать, что их понимают или стараются понять. Именно в таких отношениях нет чувства одиночества и изолированности от других людей. Интересно, что С. В. Духновский описывает снижение отчужденности как демонстрацию зависимости, конформности с целью избегания одиночества и «ненужности», а также стремления подчеркнуть свою причастность к интересам большинства [2]. Логичным в этой связи выглядит следующий вывод: чем сильнее молодые люди испытывают духовное одиночество как отсутствие поддержки и понимания, тем выше становится их напряженность в межличностных отношениях, которая проявляется в излишней сосредоточенности, поглощенности мыслями об отношениях, что доставляет беспокойство и дискомфорт. Важно отметить, что данные переживания могут быть одной из субъективных причин повышенной стрессоустойчости в будущем на рабочем месте в сфере транспорта, что является основанием для необходимости проведения психопрофилактических мероприятий.

Далее были проанализированы результаты корреляционного анализа в женской группе выборки. Выявлено, что параметр «Экстраверсия» связан с «Отчужденностью» (г = -0,468 при р < 0,05), слабой отрицательной связью и агрессией (г = 0,524 прир < 0,05). Такие связи свидетельствуют о том, что для девушек-экстравертов более характерно проявление агрессии, при этом чем выше экстраверсия, тем ниже отчужденность.

Также были обнаружены связи шкалы «Нейротизм» с результатами по шкале «Переживание одиночества как негативного чувства» (г = 0,429 при р < 0,05) и со шкалой «Духовное одиночество как отсутствие поддержки, понимания» (г = 0,454 при р < 0,05), которая, в свою очередь, связана с отчужденностью (г = 0,441 при р < 0,05) и напряженностью (г = 0,498 прир < 0,05). Наличие вышеперечисленных связей показывает, что чем выше у девушек уровень нейротизма, который предполагает высокую эмоциональность, импульсивность, неуверенность в себе, тем выше у них переживание одиночества как негативного чувства и духовного одиночества. В это же время духовное одиночество вызывает у девушек отчужденность и напряженность. Е. А. Манакова пишет, что духовное одиночество переживают люди, которые знают или могут то, что непонятно и недоступно большинству. Эти обстоятельства вызывают непонимание, неприятие или пренебрежение со стороны окружающих, несовместимость в системе ценностей [11], а это вызывает напряжение и отчужденность. Можно предположить, что профилактикой развития межличностного одиночества будет развитие саморегуляции девушек студенческого возраста, а также развитие коммуникативной сферы, что позволит повысить их стрессоустой-чивость и снизить степень отчужденности во взаимоотношениях с людьми.

Также в женской группе выборки выявлены связи между шкалой «Переживание одиночества как временного вынужденного явления» и шкалами «Конфликтность» (г = -0,523 при р < 0,01), «Агрессия» (г = -0,637 при р < 0,01). Другими словами, повышение переживания одиночества как временного вынужденного явления влечет за собой ориентацию на свои интересы, стремление навязать свои взгляды и даже открытую борьбу за реализацию своих интересов, а также стремление обрести контроль, власть над другими людьми. Можно предположить, что речь идет о некой компенсации одиночества через негативные проявления относительно других людей в сфере межличностных отношений.

В целом женская группа выборки характеризуется большим количеством связей между шкалами методик, что может свидетельствовать об определенной стереотипности их поведения в рамках изучаемой темы.

Заключение и обобщение

Эмпирическое исследование показало, что, с одной стороны, для студентов всей выборки не характерно остро испытывать отчужденность, конфликтность,

напряженность в отношениях, а также болезненное, переживание одиночества. Данные результаты можно рассматривать как позитивные с точки зрения комфортности переживания межличностных отношений в целом для студентов транспортного вуза. С другой стороны, сравнительный аспект по половому признаку позволил увидеть сложившуюся ситуацию более детально. Девушкам свойственны характеристики и поведение, которые могут быть отнесены к невротическим личностям. Девушки чувствуют больше напряженности в межличностных отношениях, чаще переживают одиночество как негативное чувство, чем юноши. Для девушек-экстравертов более характерно проявление агрессии. Профилактикой межличностного одиночества будет развитие навыков саморегуляции девушек студенческого возраста, а также работа над коммуникативной сферой, что позволит повысить их стрессоустойчивость и снизить степень отчужденности во взаимоотношениях с людьми, в частности и в будущем на рабочем месте.

При этом юношам очень важно чувствовать свою причастность к другим людям, быть нужным и т. д., им необходима психологическая поддержка с целью повышения самооценки развития коммуникативной сферы.

В целом женская группа выборки характеризуется большим количеством связей между шкалами методик, что может свидетельствовать об определенной стереотипности их поведения в рамках изучаемой темы.

Исследование продемонстрировало актуальность проблемы связи межличностных отношений, переживания одиночества и характеристик темперамента студентов в сравнительном аспекте по половому признаку. Перспективным видится дальнейшее изучение вышеназванного вопроса как в контексте сравнения полов, так и в рамках лонгитюдного исследования, а также через увеличение выборки респондентов. В рамках коррекционно-развивающей работы полезными могут стать программы, направленные на развитие саморегуляции, особенно в группе девушек, и коммуникативные тренинговые занятия для юношей, что в дальнейшем поможет будущим специалистам сферы транспорта стать успешными профессионалами.

Библиографический список

1. Ермакова Е. С. Совпадающее поведение как фактор личностно-профессионального развития студентов транспортного вуза в условиях социально-психологической и экономической неопределенности и кризисных явлений / Е. С. Ермакова // Развитие человека в условиях социально-психологической и экономической неопределенности и кризисных явлений. — СПб.: АНО «София», Издательский проект «Твой текст», 2022. — С. 73-99.

2. Карагачева М. В. Технология проведения социально-психологических тренингов в дистанционном формате / М. В. Карагачева, Н. Б. Казначеева // Пространство образования и личностного развития: практики исследования и сотрудничества: материалы межрегиональной

научно-практической конференции, Ярославль, 09-10 декабря 2021 года. — Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2022. — С. 93-98.

3. Бендюков М. А. Развитие человека в условиях социально-психологической и экономической неопределенности и кризисных явлений / М. А. Бендюков, Е. С. Ермакова, М. В. Иванов и др. — СПб.: АНО «София», Издательский проект «Твой текст», 2022. — 192 с.

4. Синельникова Е. С. Самоорганизация и удовлетворенность жизнью студентов на самоизоляции / Е. С. Синельникова // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: материалы научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. — Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. — С. 170-175.

5. Церфус Д. Н. Психологическое благополучие и локус контроля студентов транспортного вуза / Д. Н. Церфус, М. В. Карагачева // III Бетанкуровский международный инженерный форум: сборник трудов, Санкт-Петербург, 02-03 декабря 2021 года. — СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2021. — С. 183-185.

6. Ященко Е. Ф. Проблема самоактуализации, психологического благополучия и субъективного счастья в период пандемии и социальной изоляции / Е. Ф. Ященко // Проблемы социальной психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года. — СПб., 2021. — С. 34-35.

7. Ященко Е. Ф. Смысложизненные ориентации и толерантность к неопределенности в период пандемии у студентов транспортного вуза / Е. Ф. Ященко, Е. С. Синельникова, М. Е. Шумов // Транспорт БРИКС. — 2023. — Т. 1. — Вып. 1. — Ст. 6. — DOI: 10.46684/2023.1.6.

8. Komarova A. V. Features of Coping Strategies of Students of a Technical University with Different Experience of Participation in Group Activities / A. V. Komarova, T. V. Slotina, K. P. Zakharov et al. // Mobility for Smart Cities and Regional Development — Challenges for Higher Education. Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2021), Volume 2: Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative, Dresden, Germany, September 22-24, 2021. — Dresden, Germany: Springer Nature Switzerland, 2022. — Pp. 275-282. — DOI: 10.1007/978-3-030-93907-6_29.

9. Шаймарданова А. В. Одиночество студентов в процессе социально-психологической адаптации к новым условиям / А. В. Шаймарданова, Е. Н. Кулакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2010. — № 3. — С. 50.

10. Ишмухаметов И. Н. Психометрические характеристики шкалы одиночества UCLA (версия 3): изучение студентов вуза / И. Н. Ишмухаметов // Computer Modelling and New Technologies. — 2006. — Т. 10. — № 3. — C. 89-95.

11. Крюкова Т. Л. Психология совладания с одиночеством / Т. Л. Крюкова // Психологические исследования. — 2016. — Т. 9. — № 49. — C. 1.

12. Осин Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — Т. 10. — № 1. — C. 55-81.

13. Рыжакова Е. В. Проблема одиночества современной студенческой молодежи / Е. В. Рыжакова // Нижегородский психологический альманах. — 2018. — № 1. — С. 1-6.

14. Харланова А. О. Исследование одиночества у студентов 1 курса / А. О. Харланова // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Казань, 26 сентября 2017 года. — Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2017. — С. 162-164.

15. Пьянкова Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьян-кова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 6(121). — С. 102-107.

16. Любякин А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л. В. Оконеч-никова // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 2. — С. 149-156.

17. Любякин А. А. Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов / А. А. Любякин, О. Г. Бердюгина, Н. О. Дубинина // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 9. — С. 101-107. — DOI: 10.26170/ро18-09-14.

18. Балкизова Ф. Б. Влияние темперамента на межличностные отношения у студентов / Ф. Б. Балкизова // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 27. — С. 8-12.

19. Милованова О. А. Влияние различных типов темперамента на стиль межличностного общения / О. А. Милованова // Вестник Ульяновского государственного технического университета. — 2018. — № 2(82). — С. 21-22.

20. Молоканов А. В. Исследование влияния свойств темперамента на межличностные отношения в группе студентов / А. В. Молоканов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № Т18. — С. 1-5.

21. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. — СПб.: Речь, 2010. — 141 с.

22. Чернова Г. Р. Психология общения / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. — СПб.: Питер, 2017. — 240 с.

23. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений: описание методики / С. В. Духновский // Вестник Курганского государственного университета. — 2006. — С. 84-89.

24. Манакова Е. А. Опросник переживания одиночества / Е. А. Манакова // Сибирский психологический журнал. — М., 2018. — С. 149-167.

25. Лихтенштейн В. И. Определение типа темперамента по тесту Г. Айзенка / В. И. Лихтенштейн, В. В. Конашков. — М.: Учебное электронное текстовое издание. — 2012. — С. 1-16.

Дата поступления: 06.05.2023 Решение о публикации: 26.05.2023

Контактная информация:

СЛОТИНА Татьяна Викторовна — канд. психол. наук, доц.; кафедра «Прикладная психология»; vladislava-97@mail.ru ВАСИЛЬЕВА Ирина Дмитриевна — студент; wasdirina@gmail.com

Interpersonal Relationships, Loneliness Experience and Temperament of Transport University Students

T. V. Slotina, I. D. Vasilieva

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Slotina T. V., Vasilyeva I. D. Interpersonal Relationships, Loneliness Experience and Temperament of Transport University Students. Bulletin of scientific research results, 2023, iss. 2, pp. 28-40. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2023-2-28-40

Summary

Purpose: To study the subjective assessment of interpersonal relationships, loneliness experiences and temperament characteristics among students of a transport university. The object of empirical research were: boys and girls aged from 17 to 22 years, 56 people, of which 25 girls and 31 boys of PGUPS. Methods. Analytical-theoretical, testing. The analysis of the results was carried out using mathematical and statistical data processing using the criteria of difference (Student's t-test), correlation analysis (Pearson correlation criterion). Methods: Subjective assessment of interpersonal relationships, S. V. Dukhnovsky, questionnaire of loneliness experiences in adaptation by E. A. Manakova, personality questionnaire by G. Aizenka. Results: It is proved that the indicators of all respondents are at an average level, which characterizes modern students as people with a moderate degree of intensity of tension, alienation, conflict in relationships, not vividly experiencing all types of loneliness. Gender differences were obtained: the results of the girls were significantly higher on the scales of "Neuroticism", "Tension", "Experiencing loneliness as a negative feeling", which characterizes the female sample as more vulnerable from the point of view of stress resistance. Young men tend to experience most of the types of loneliness with an increase in the desire to distance themselves from other people, lack of trust. At the same time, all the studied students are characterized by the development of negative interpersonal manifestations with increasing feelings of loneliness in relationships. Practical significance: The results of this study can be used in the framework of educational and correctional-developmental work at the university, as well as as the basis of programs aimed at the development of self-regulation, especially in a group of girls and communicative trainings for young men, which in the future will help future specialists in the field of transport to become successful professionals.

Keywords: Interpersonal relationships, loneliness, students, temperament, alienation, neuroticism, girls, boys.

References

1. Ermakova E. S. Sovladayushchee povedenie kak faktor lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov transportnogo vuza v usloviyakh sotsial'no-psikhologicheskoy i ekonomicheskoy neopredelennosti i krizisnykh yavleniy [Coping behavior as a factor in the personal and professional development of students of a transport university in the context of socio-psychological and economic uncertainty and crisis phenomena]. Razvitie cheloveka v usloviyakh sotsial'no-psikhologicheskoy i ekonomicheskoy neopredelennosti i krizisnykh yavleniy [Development of a person in conditions of socio-psychological and economic uncertainty and crisis phenomena]. St. Petersburg: ANO "Sofiya", Izdatel'skiy proekt "Tvoy tekst", 2022, pp. 73-99. (In Russian)

2. Karagacheva M. V., Kaznacheeva N. B. Tekhnologiya provedeniya sotsial'no-psikhologicheskikh treningov v distantsionnom formate. Prostranstvo obrazovaniya i lichnostnogo razvitiya: praktiki issledovaniya i sotrudnichestva: materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Yaroslavl', 09-10 dekabrya 2021 goda [Technology of conducting socio-psychological trainings in a remote format. The space of education and personal development: research and cooperation practices: materials of the interregional scientific and practical conference, Yaroslavl, December 09-10, 2021]. Yaroslavl': Gosudarstvennoe avtonomnoe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Yaroslavskoy oblasti "Institut razvitiya obrazovaniya" Publ., 2022, pp. 93-98. (In Russian)

3. Bendyukov M. A., Ermakova E. S., Ivanov M. V. et al. Razvitie cheloveka v usloviyakh sotsial'no-psikhologicheskoy i ekonomicheskoy neopredelennosti i krizisnykhyavleniy [Development of a person in conditions of socio-psychological and economic uncertainty and crisis phenomena]. St. Petersburg: ANO "Sofiya", Izdatel'skiy proekt "Tvoy tekst", 2022, 192 p. (In Russian)

4. Sinel'nikova E. S. Samoorganizatsiya i udovletvorennost' zhizn'yu studentov na samoizolyatsii. Psikhologiya samoregulyatsii v kontekste aktual'nykh zadach obrazovaniya: materialy nauchnoy konferentsii, Moskva, 27-28 aprelya 2021 goda [Self-organization and life satisfaction of students in self-isolation. Psychology of self-regulation in the context of actual tasks of education: materials of a scientific conference, Moscow, April 27-28, 2021]. Moscow: Psikhologicheskiy institut Rossiyskoy akademii obrazovaniya Publ., 2021, pp. 170-175. (In Russian)

5. Tserfus D. N., Karagacheva M. V. Psikhologicheskoe blagopoluchie i lokus kontrolya studentov transportnogo vuza. IIIBetankurovskiy mezhdunarodnyy inzhenernyy forum: cbornik trudov, Sankt-Peterburg, 02-03 dekabrya 2021 goda [Psychological well-being and locus of control of students of a transport university. III Betancourt International Engineering Forum: Proceedings, St. Petersburg, December 02-03, 2021]. St. Petersburg: Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet putey soobshcheniya Imperatora Aleksandra I Publ., 2021, pp. 183-185. (In Russian)

6. Yashchenko E. F. Problema samoaktualizatsii, psikhologicheskogo blagopoluchiya i sub "ektivnogo schast 'ya v periodpandemii i sotsial 'noy izolyatsii. Problemy sotsial 'noy psikhologii i sotsial'noy raboty, Sankt-Peterburg, 16 aprelya 2021 goda [The problem of self-actualization, psychological well-being and subjective happiness during a pandemic and social isolation. Problems of social psychology and social work, St. Petersburg, April 16, 2021]. St. Petersburg, 2021, pp. 34-35. (In Russian)

7. Yashchenko E. F., Sinel'nikova E. S., Shumov M. E. Smyslozhiznennye orientatsii i tolerantnost' k neopredelennosti v period pandemii u studentov transportnogo vuza [Life orientation and tolerance to uncertainty during the pandemic period among students of a transport university]. Transport BRIKS [Transport BRICS]. 2023, vol. 1, Iss. 1, article 6. DOI: 10.46684/2023.1.6. (In Russian)

8. Komarova A. V., Slotina T. V., Zakharov K. P. et al. Features of Coping Strategies of Students of a Technical University with Different Experience of Participation in Group Activities. Mobility for Smart Cities and Regional Development — Challenges for Higher Education. Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2021), Volume 2: Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative, Dresden, Germany, September 22-24,

2021. Dresden, Germany: Springer Nature Switzerland, 2022, pp. 275-282. DOI: 10.1007/978-3-030-93907-6_29.

9. Shaymardanova A. V., Kulakova E. N. Odinochestvo studentov v protsesse sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii k novym usloviyam [Loneliness of students in the process of social and psychological adaptation to new conditions]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentaVnykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2010, Iss. 3, p. 50. (In Russian)

10. Ishmukhametov I. N. Psikhometricheskie kharakteristiki shkaly odinochestva UCLA (versiya 3): izuchenie studentov vuza []. Computer Modelling and New Technologies, 2006, vol. 10, Iss. 3, pp. 89-95. (In Russian)

11. Kryukova T. L. Psikhologiya sovladaniya s odinochestvom [Psychology of coping with loneliness]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. 2016, vol. 9, Iss. 49, p. 1. (In Russian)

12. Osin E. N., Leont'ev D. A. Differentsial'nyy oprosnik perezhivaniya odinochestva: struktura i svoystva [Differential questionnaire of experiencing loneliness: structure and properties]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. 2013, vol. 10, Iss. 1, pp. 55-81. (In Russian)

13. Ryzhakova E. V. Problema odinochestva sovremennoy studencheskoy molodezhi [The problem of loneliness of modern student youth]. Nizhegorodskiypsikhologicheskiy al'manakh [Nizhny Novgorod psychological almanac]. 2018, Iss. 1, pp. 1-6. (In Russian)

14. Kharlanova A. O. Issledovanie odinochestva u studentov 1 kursa. Teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie problemy razvitiyapsikhologii i pedagogiki: sbornik statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kazan', 26sentyabrya2017goda [The study of loneliness among 1st year students. Theoretical, methodological and practical problems of the development of psychology and pedagogy: a collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference, Kazan, September 26, 2017]. Kazan': Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Agentstvo mezhdunarodnykh issledovaniy" Publ., 2017, pp. 162-164. (In Russian)

15. P'yankova L. A. Problema odinochestva v molodezhnoy studencheskoy srede [The problem of loneliness in the youth student environment]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2012, Iss. 6(121), pp. 102-107. (In Russian)

16. Lyubyakin A. A., Okonechnikova L. V. Issledovanie odinochestva u studentov [Study of student loneliness]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2016, Iss. 2, pp. 149-156. (In Russian)

17. Lyubyakin A. A., Berdyugina O. G., Dubinina N. O. Issledovanie sub"ektivnogo oshchushcheniya odinochestva i adaptivnosti u studentov [The study of the subjective feeling of loneliness and adaptability among students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2018, Iss. 9, pp. 101-107. DOI: 10.26170/po18-09-14. (In Russian)

18. Balkizova F. B. Vliyanie temperamenta na mezhlichnostnye otnosheniya u studentov [The influence of temperament on interpersonal relationships among students]. Problemy i perspektivy

razvitiya obrazovaniya vRossii [Problems and prospects for the development of education in Russia]. 2014, Iss. 27, pp. 8-12. (In Russian)

19. Milovanova O. A. Vliyanie razlichnykh tipov temperamenta na stil' mezhlichnostnogo obshcheniya [Influence of different types of temperament on the style of interpersonal communication]. Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Ulyanovsk State Technical University]. 2018, Iss. 2(82), pp. 21-22. (In Russian)

20. Molokanov A. V. Issledovanie vliyaniya svoystv temperamenta na mezhlichnostnye otnosheniya v gruppe studentov [Study of the influence of temperament properties on interpersonal relationships in a group of students]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept" [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. 2015, Iss. T18, pp. 1-5. (In Russian)

21. Dukhnovskiy S. V. Diagnostika mezhlichnostnykh otnosheniy [Diagnostics of interpersonal relations]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2010, 141 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Chernova G. R., Slotina T. V. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. St. Petersburg: Piter Publ., 2017, 240 p. (In Russian)

23. Dukhnovskiy S. V. Sub"ektivnaya otsenka mezhlichnostnykh otnosheniy: opisanie metodiki [Subjective assessment of interpersonal relations: description of the methodology]. Vestnik Kurganskogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kurgan State University]. 2006, pp. 84-89. (In Russian)

24. Manakova E. A. Oprosnik perezhivaniya odinochestva [Questionnaire for experiencing loneliness]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian psychological journal]. Moscow, 2018, pp. 149-167. (In Russian)

25. Likhtenshteyn V. I., Konashkov V. V. Opredelenie tipa temperamenta po testu G. Ayzenka [Determining the type of temperament according to the G. Eysenck test]. Moscow: Uchebnoe elektronnoe tekstovoe izdanie Publ., 2012, pp. 1-16. (In Russian)

Received: May 06, 2023 Accepted: May 26, 2023

Author's information:

Tatiana V. SLOTINA — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Applied

Psychology; vladislava-97@mail.ru

Irina D. VASILYEVA — Student; wasdirina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.