Научная статья на тему 'Межличностные отношения детей и родителей: теоретико-методологический анализ'

Межличностные отношения детей и родителей: теоретико-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2166
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / ИНДИВИД / ЛИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / INTERPERSONAL FAMILY RELATIONSHIPS / PARENTS / CHILDREN / INDIVIDUAL / PERSONALITY / FAMILY / FAMILY VALUES / IDENTITY / PARENT-CHILD COMMUNICATION / SYMBOLIC INTERACTIONISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухтиярова Ирина Николаевна

Статья посвящена анализу современных теоретических исследований и подходов к определению понятия «межличностные отношения». Основное внимание уделено межличностным отношениям детей и родителей, которые выступают значимым фактором, формирующим поведенческие мотивы, коммуникационные навыки, эмоциональную культуру личности и задающим вектор развития пространства семьи. Автор делает обзор проблем, вокруг которых строятся основные детско-родительские коммуникации, выявляет конфликтогенные зоны (социальная жизнь и привычки, ответственность, социальные институты, взаимоотношения в семье). Для социологического измерения и изучения межличностных отношений детей и родителей необходимо всесторонне рассмотреть структуру и содержание этого явления, простые понятия, его составляющие, а также сформулировать его определение. Используя положения различных теорий (психоаналитической теории З. Фрейда, теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау, теории управления впечатлениями Э. Гоффмана, теории символического интеракционизма Дж. Мида), автор раскрывает понятие «межличностные отношения детей и родителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal relationships between children and parents: a theoretical and methodological analysis

The paper deals with the latest theoretical studies and approaches to defining the term ‘interpersonal relationships’. The emphasis is placed on interpersonal relations between children and parents that serve as a pivotal factor in the development of behavioral motives, communication skills, emotional culture of the personality and a determinant of family space improvement. The research reviews the issues of the main types of child-parent communication and identifies conflict-generating areas (social life and habits, responsibility, social institutions, family relations). To provide a sociological analysis of interpersonal relationships between children and parents, it is necessary to consider comprehensively the structure, content, and simple components of this phenomenon. Based on various theories (psychoanalytic theory by S. Freud, social exchange theory by G. Homans and P. Blau, impression management theory by E. Goffman, symbolic interactionism theory by G. Mead), the author reveals the concept of interpersonal relationships between children and parents.

Текст научной работы на тему «Межличностные отношения детей и родителей: теоретико-методологический анализ»

УДК 316.472.4-055.52-055.62

Бухтиярова Ирина Николаевна

Bukhtiyarova Irina Nikolaevna

кандидат педагогических наук, старшим преподаватель кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Department of Sociological Research Methodology, School of Sociology, Lomonosov Moscow State University

INTERPERSONAL RELATIONSHIPS BETWEEN CHILDREN AND PARENTS:

A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация:

Статья посвящена анализу современных теоретических исследований и подходов к определению понятия «межличностные отношения». Основное внимание уделено межличностным отношениям между детьми и родителями, которые выступают значимым фактором, формирующим поведенческие мотивы, коммуникационные навыки, эмоциональную культуру личности и задающим вектор развития пространства семьи. Автор делает обзор проблем, вокруг которых строятся основные детско-родительские коммуникации, выявляет конфликтогенные зоны (социальная жизнь и привычки, ответственность, социальные институты, взаимоотношения в семье). Для социологического измерения и изучения межличностных отношений детей и родителей необходимо всесторонне рассмотреть структуру и содержание этого явления, простые понятия, его составляющие, а также сформулировать его определение. Используя положения различных теорий (психоаналитической теории З. Фрейда, теории обмена Дж. Хо-манса и П. Блау, теории управления впечатлениями Э. Гоффмана, теории символического интеракцио-низма Дж. Мида), автор раскрывает понятие «межличностные отношения детей и родителей».

Ключевые слова:

межличностные отношения в семье, родители, дети, индивид, личность, семья, семейные ценности, идентичность, детско-родительские коммуникации, символический интеракционизм.

Summary:

The paper deals with the latest theoretical studies and approaches to defining the term 'interpersonal relationships'. The emphasis is placed on interpersonal relations between children and parents that serve as a pivotal factor in the development of behavioral motives, communication skills, emotional culture of the personality and a determinant of family space improvement. The research reviews the issues of the main types of child-parent communication and identifies conflict-generating areas (social life and habits, responsibility, social institutions, family relations). To provide a sociological analysis of interpersonal relationships between children and parents, it is necessary to consider comprehensively the structure, content, and simple components of this phenomenon. Based on various theories (psychoanalytic theory by S. Freud, social exchange theory by G. Homans and P. Blau, impression management theory by E. Goffman, symbolic interac-tionism theory by G. Mead), the author reveals the concept of interpersonal relationships between children and parents.

Keywords:

interpersonal family relationships, parents, children, individual, personality, family, family values, identity, parent-child communication, symbolic interactionism.

Проблемы межличностных отношений много раз поднимались исследователями в разных контекстах. Они представляют важное исследовательское поле для педагогов, психологов, социологов при разностороннем изучении личности. Это связано с тем, что определение основ формирования тех или иных качеств индивида невозможно без рассмотрения его в контексте различных межличностных отношений: семейных, трудовых, этнических и т. д.

Наиболее значимым механизмом формирования личности является семья, представляющая наиболее близкое окружение индивида и с раннего детства закладывающая в него основы менталитета и духа семьи, ее традиции, ценности и уклад. Семья - это среда, в которой непосредственно складываются условия физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития человека, первый коллектив ребенка, непосредственно влияющий на формирование его привычек и установок.

Опыт межличностного взаимодействия, включающий позитивную и негативную грани, также закладывается в семье. При исследовании данного явления важно выявить факторы, влияющие на межличностные отношения детей и родителей, чтобы установить определенные закономерности родительского влияния на социализацию и развитие личностных качеств ребенка.

Рассмотрим основные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей.

Можно выделить несколько зон, вокруг которых строятся основные детско-родительские коммуникации и которые являются конфликтогенными, внутри которых могут возникать проблемы в отношениях: социальная жизнь и привычки (выбор друзей, досуга, хобби, режим дня, внешний вид), ответственность (выполнение работы по дому, отношение к вещам, расходование карманных средств, пунктуальность и др.), социальные институты - детский сад и школа (успеваемость и прилежание, отношение к учебе, отношения в школьном коллективе и др.), взаимоотношения в семье (взаимодействие с членами семьи, семейный досуг и др.) [1].

Кроме того, отдельным блоком можно выделить межпоколенные конфликты, причиной которых является расхождение в жизненных позициях родителей и подрастающих детей - консервативное и современное видение мира. Эта проблема много лет не теряет своей актуальности, однако в условиях современного стремительного техногенного и информационного развития общества она приобретает все более острый характер.

Существуют различные подходы к осознанию этого явления: одни исследователи рассматривают изменение семьи и межличностных отношений детей и родителей как естественное положительное развитие семейных отношений [2], другие видят в этой проблеме деструктивные процессы [3]. Подобные конфликты транслируются через отсутствие уважения со стороны детей, которое проявляется в потере авторитетности мнения родителей; отсутствие постоянной коммуникации, которое становится проблемой как для детей, так и для родителей, и приводит к обоюдному непониманию, обидам, чувству непонятости; моральное и физическое давление родителей на детей и наоборот.

Немаловажной проблемой современных семей является также отсутствие у родителей возможности использования в воспитании своих детей опыта предыдущих поколений. Семья сегодня является нуклеарной, дети уезжают от родителей и часто создают семьи вдали от них. Однако возможность регулярного общения с бабушкой и дедушкой играет огромную роль в развитии ребенка: так происходит передача семейных традиций и ценностей, богатого жизненного опыта, ребенок осознает свою принадлежность к большой и крепкой семье [4].

Отдельно следует выделить проблему воспитания ребенка в семье с официальным или латентным разводом родителей, в которых ребенок часто чувствует себя отверженным, превращается в средство манипуляции для родителей.

Мы рассмотрели некоторые факторы, позитивно и негативно влияющие на межличностные отношения детей и родителей. Далее обратимся к анализу понятия «взаимоотношения». Данный термин относится к одним из наиболее часто употребляемых и в то же время является относительно сложным в определении. Психологический словарь трактует данное понятие как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». Ученые выделяют четыре типа межличностных отношений: пара; семья, включающая сложные межпоколенные и внутрипоколенные взаимодействия; отношения между коллегами и дружба. Личность способна формироваться, развиваться, обогащать свой духовный мир, только взаимодействуя с другими людьми. Иными словами, благодаря межличностной коммуникации и социальному окружению происходит процесс социализации - принятия и усвоения определенной системы ценностей и норм, позволяющей индивиду функционировать в данном обществе.

Среди теорий, рассматривающих проблемы взаимоотношений индивидов и социума, можно выделить психоаналитическую теорию З. Фрейда, теорию обмена Дж. Хоманса и П. Блау, когнитивный подход Ф. Хайдера и Т. Ньюкома, теорию управления впечатлениями Э. Гоффмана, теорию символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера.

З. Фрейд видел огромное влияние детских впечатлений на будущие отношения ребенка: это выражается в представлениях о том, какое поведение демонстрировали его отец и мать [5]. Семья является той социальной системой, которая оказывает наибольшее влияние на становление и развитие личности. Индивид учится социальному взаимодействию и вырабатывает определенные коммуникативные образцы поведения именно в ходе общения с членами семьи. Поэтому процесс социализации во многом зависит от специфики общения родителей и ребенка.

Согласно Дж. Уотсону, индивид обладает минимумом биологических врожденных качеств, а его становление и развитие в большей степени зависят от социальной среды [6]. На ранней стадии ближайшей средой ребенка выступают родители и другие взрослые члены семьи. Эта среда поставляет определенный стимул, побуждающий ребенка к тем или иным действиям, т. е. стимулы являются своеобразными «раздражителями». Эти раздражители выступают главными факторами, влияющими на развитие ребенка.

Теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау была изначально разработана для изучения мотивов и стимулов, детерминирующих взаимодействие индивидов в экономических отношениях. Данный подход рассматривает взаимодействие детей и родителей в качестве субъектов духовного и материального обмена. По Дж. Хомансу, межличностные отношения - это взаимодействия

индивидов, детерминируемые стремлением уравновесить вознаграждения и затраты, а социальная коммуникация индивида предопределяется некоторыми закономерностями, носящими универсальный характер [7].

Согласно гуманистической теории А. Адлера, результат воспитания важен не только для самих родителей, но и для всего общества в целом. Особенно значима специфика отношений между супругами, основанная на солидарности и взаимоуважении, а во внутрисемейных взаимоотношениях подчеркивается равенство родителей и детей в области прав и ответственности. Таким образом, гуманистическая теория акцентирует необходимость формировать у детей важные социальные качества, присущие взрослым, - ответственность, уважение других и выполнение обязанностей.

Для того чтобы дополнительно описать состояние межличностных отношений детей и родителей, рассмотрим теории символического интеракционизма Дж. Мида и управления впечатлениями Э. Гоффмана.

Символический интеракционизм [8] как научная концепция складывался на основе влиятельных психологических направлений, одним из которых является бихевиоризм. Символический интеракционизм основывается на положении, что любая форма коммуникации индивида сводится к общению. Индивиды не просто реагируют на те или иные социальные символы, а придают им определенные значения, тем самым интерпретируя эти символы. Из этого следует, что личность реагирует не только на действия других, но и на их намерения [9].

Дж. Мид рассматривал межличностные отношения как процесс, направленный на получение и обмен информацией [10]. В данном подходе особое внимание уделяется анализу социального взаимодействия в символическом контексте. Автор теории полагал, что важнейшим элементом интеракции людей являются символические средства, выражаемые в жестах, позе, интонации и т. п. Серьезному анализу подвергался язык как главный источник символов [11]. Таким образом, люди в ходе общения придают значение не только поступкам собеседника, но и их намерениям, разгадать которые - главная задача коммуникации. Для достижения успешной коммуникации индивид должен уметь поставить себя на место других.

Символический интеракционизм характеризует семью как систему взаимодействующих личностей. В данном подходе подчеркиваются концепции «я», «другие», благодаря которым происходит мотивация и интерпретация реакций взаимодействующих сторон [12]. Семья является малой группой, и любые действия членов этой группы детерминируются значениями, интерпретируемыми ее членами. Члены семейного круга, в свою очередь, являются взаимодействующими индивидами. Общение в символическом интеракционизме трактуется не как простая реакция на символ, ее определяющим фактором является наличие личного социального опыта. Именно поэтому в ходе семейной коммуникации важна интерпретация ситуации и социального контекста. Семья и сложившиеся семейные традиции предшествуют индивиду, который впитывает семейные обычаи и образцы поведения в процессе социализации.

Рассмотрим также драматургическую концепцию Э. Гоффмана [13], которая основана на приемах управления впечатлениями и во многом дополняет теорию Дж. Мида, помогая обширнее объяснить проблему межличностных отношений. Семья является малой социальной группой, где каждый член также «играет определенную роль», использует различные психологические приемы манипулирования, маневрирования. Соответственно, все методы данной теории можно перенести на анализ внутрисемейных отношений. Огромное значение в ней придается символическим формам ролевого поведения, осознание которых крайне важно для анализа семейных отношений: роли каждого члена семьи по-разному воспринимаются людьми, и от этого восприятия зависит осуществление ролевых функций, а следовательно, и сами отношения в семье. Э. Гоф-фман видел межличностные отношения как театральное представление, где индивиды - это актеры, выполняющие определенные роли [14]. Ученый сравнивает обыденные действия и поступки людей с театральным представлением, где реальные субъекты отношений выступают в качестве актеров. Семья является малой социальной группой, где каждый член также «играет определенную роль», использует различные психологические приемы манипулирования, маневрирования. Отсюда его главный метод - наблюдение. В теории огромное значение придается символическим формам ролевого поведения. Особенностью данного подхода является отвлечение от личностных качеств индивида, акцент делается на совокупности не связанных между собой ролей. Ученый также анализирует факторы, влияющие на создание хорошего впечатления у членов семьи. Согласно теории, для предотвращения семейных межпоколенческих конфликтов важно, чтобы личность умела не просто посмотреть на себя глазами другого, но и скорректировать свои действия в соответствии с установленными общесемейными правилами и нормами.

Изучив существующие подходы, можем заключить, что межличностные отношения детей и родителей - это структура сложных взаимодействий между скрытыми и явными участниками

семейной коммуникации, характеризующаяся специфичностью эмоциональных связей и наличием комплексной иерархии ролей, прав и обязанностей.

Действительные межличностные отношения в семье происходят не на основе юридических предписаний или формального договора, а в процессе взаимодействия членов семьи. Таким образом, семья может рассматриваться как система взаимодействующих идентичностей. Из теории Дж. Мида мы можем вывести понятие идентичности, которое крайне важно для объяснения межличностных отношений детей и родителей. Оно отвечает на вопрос: «Что лично для Вас значит быть мужем, отцом, женой, матерью, ребенком?» В зависимости от количества исполняемых ролей индивид выстраивает собственную иерархию идентичностей. При этом он будет в первую очередь указывать ту идентичность, которой придает первостепенное значение.

Идентичность - это субъективное осознание и принятие индивидом своей роли, детерминируемое принятыми в обществе социальными нормами. Таким образом, роль жены может интерпретироваться как «домохозяйка», «хорошая мать» и т. д. Иначе говоря, под ролью понимается социальная функция индивида в зависимости от его статуса и позиции, шаблон поведения в обществе. Выделяются формальные и неформальные роли. На основе идентичности и ролей индивиды строят межличностные взаимодействия, используя вербальные и невербальные средства. Управляя своими впечатлениями и контролируя их, индивиды разыгрывают определенные «шоу». Например, свидание представляет собой своеобразную «драму», включающую двух «актеров», каждый из которых стремится произвести наилучшее впечатление, одновременно анализируя восприятие себя партнером [15].

Также для объяснения сущности межличностных отношений важен контекст, в котором они разворачиваются. Контекст включает в себя непосредственную ситуацию взаимодействия. Следовательно, ситуация, в которой родитель и ребенок не знают о намерениях друг друга (например, совместное проведение досуга), контекстуально отличается от ситуации, когда они совместно принимают подобное решение. Особое значение здесь имеет структурный контекст - общественное мнение и нормы по поводу различных вопросов.

Таким образом, понятие «межличностные отношения детей и родителей» является комплексным и включает в себя такие компоненты, как межличностные отношения, взаимодействия, идентичность, дети, родители, эмоциональные связи, роли, обязанности и права. Дадим определения перечисленным понятиям: межличностные отношения - устойчивая взаимосвязь между двумя и более индивидами, имеющая эмоциональную основу и связанная с внутренним миром личности; идентичность - субъективное осознание и принятие индивидом своей роли, детерминируемое принятыми в обществе социальными нормами; дети - индивиды, находящиеся в периоде детства, возрастные границы которых различаются в зависимости от культуры социума; родители - самые близкие родственники индивида, представляющие основу семьи; семейная роль - соответствующий принятым в семье нормам способ поведения человека в зависимости от позиции, занимаемой им в системе семейных отношений.

Опираясь на рассмотренные теории и данные определения, мы приходим к заключению, что межличностные отношения детей и родителей - устойчивая взаимосвязь между родителями и детьми, составляющими ближайшее окружение друг другу и представляющими основу семьи, основанная на единой общесемейной деятельности, имеющая эмоциональную окраску, связанная с внутренним миром личности и детерминируемая принятыми в обществе социальными нормами. Итак, изучение отношений и взаимодействий внутри семьи, проблем, вокруг которых формируются основные детско-родительские коммуникации, строится на формулировании понятийного аппарата, анализе классических и современных социологических, психологических, социально-педагогических теорий, определении секторов взаимодействия членов семьи и общесемейной деятельности, что является залогом качественного построения социологического исследования в дальнейшем.

Ссылки:

1. Безрукова О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 118-127.

2. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. М., 1982. 204 с.

3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000. 414 с.

4. Bracken B.A., Newman V.L. Child and Adolescent Interpersonal Relations with Parents, Peers, and Teachers: A Factor Analytic Investigation // Canadian Journal of School Psychology. 2017. Vol. 10, iss. 2. P. 108-122. https://doi.org/10.1177/082957359501000203.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2014. 606 с.

6. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М. ; Л., 1926. 384 с. ; Modern Perspectives on John B. Watson and Classical Behaviorism / ed. by J.T. Todd, E.K. Morris. Westport, CT, 1994.

7. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. 1984. № 4. С. 89-91.

8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002. 688 с.

9. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 2003. 555 с.

10. Фотев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм // Современная американская социология / ред. В.И. Доб-реньков. М., 1994.

11. Американская социологическая мысль: тексты / сост. Е.И. Кравченко ; под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. 495 с.

12. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: тексты.

13. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы. М., 2002. 286 с.

14. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман: социология лицедейства. М., 1997. 222 с.

15. Ritzer G. Symbolic Interactionism // Ritzer G., Stepnisky J. Modern Sociological Theory. Ch. 5. Thousand Oaks ; L., 2016. P. 182-225.

References:

Andreeva, GM, Bogomolova, NN & Petrovskaya, LA 2002, Foreign Social Psychology of the 20th Century: Theoretical Approaches, Moscow, 286 p., (in Russian).

Antonov, AI & Sorokin, SA 2000, The Fate of the Family in Russia of the 21st Century. Reflections on Family Policy, on the Possibility of Countering Family Decline and Depopulation, Moscow, 414 p., (in Russian).

Bezrukova, ON 2016, 'Parenthood Values: Structure, Types, Resources', Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 3, pp. 118127, (in Russian).

Bracken, BA & Newman, VL 2017, 'Child and Adolescent Interpersonal Relations with Parents, Peers, and Teachers: A Factor Analytic Investigation', Canadian Journal of School Psychology, vol. 10, iss. 2, pp. 108-122, https://doi.org/10.1177/082957359501000203.

Fotev, G 1994, 'Herbert Blumer: Symbolic Interactionism', in VI Dobrenkov (ed.), Modern American Sociology, Moscow, (in Russian).

Freud, Z 2014, Introduction to Psychoanalysis, Moscow, 606 p., (in Russian).

Gromov, IA, Matskevich, AYu & Semenov, VA 2003, Western Sociology, St. Petersburg, 555 p., (in Russian). Homans, J 1984, 'Social Behavior as an Exchange', Sovremennaya zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya, no. 4, pp. 8991, (in Russian).

Kravchenko, EI 1997, Erwin Goffman: the Sociology of Arrogance, Moscow, 222 p., (in Russian).

Kravchenko, EI (comp.) & Dobrenkov, VI (ed.) 1994, American Sociological Thought: texts, Moscow, 495 p., (in Russian). Mead, G 1994, 'Others Internalized and Self', in EI Kravchenko (comp.) & VI Dobrenkov (ed.) 1994, American Sociological Thought: texts, Moscow, 495 p., (in Russian).

Ritzer, J 2002, Modern Sociological Theories, 5th ed., St. Petersburg, 688 p., (in Russian).

Ritzer, G 2016, 'Symbolic Interactionism', in G Ritzer & J Stepnisky, Modern Sociological Theory, ch. 5, Thousand Oaks, London, pp. 182-225.

Todd, JT & Morris, EK (eds) 1994, Modern Perspectives on John B. Watson and Classical Behaviorism, Westport, CT. Vishnevsky, AG 1982, Population and Society Reproduction. History, Modernity, Look into the Future, Moscow, 204 p., (in Russian).

Watson, J 1926, Psychology as a Science of Behavior, Moscow, Leningrad, 384 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.