Научная статья на тему 'Межличностное общение и типология личностей'

Межличностное общение и типология личностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1348
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / межличностное общение / личность / типология личностей / соционика / communication / interpersonal communication / personality / personality typology / socionics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хайруллин Гриф Тимурзагитович

Межличностное общение представляет собой взаимодействие личностей. Для повышения эффективности этого взаимодействия требуется знать личностные характеристики партнера по общению. Типология личностей позволяет выявлять характерные черты другого человека. Соционика представляет подробную типологию личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal communication is the interaction of individuals. To improve the efficiency of this interaction is required to know the personal characteristics of the communication partner. Personality typology allows to identify the characteristics of the other person. Socionics is a detailed typology of personalities.

Текст научной работы на тему «Межличностное общение и типология личностей»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

159

фессиональной деформации. К среднему уровню профессиональной деформации личности педагога мы отнесли 45% (9 чел.) экспериментальной группы и 45% (9 чел.) контрольной группы. Низкий уровень деформации личности педагога отмечен только у 10% (2 чел.) экспериментальной группы и 15% (3 чел.) контрольной группы.

Таким образом, можно констатировать, что у большинства педагогов проявляется высокий и средний уровень профессиональной деформации личности. Такой результат подтверждает важность и актуальность задачи преодоления профессиональной деформации у педагогов.

В исследуемых группах высокий уровень профессиональной деформации зафиксирован у воспитателей со стажем от 15 лет и выше: 20% (4 чел.) экспериментальной группы и 25% ( 5 чел.) контрольной группы, а также воспитателей со стажем от 0 до 5 лет: у 15% (3 чел.) экспериментальной группы и 10% (2 чел.) контрольной группы. Наименьший уровень профессиональной деформации отмечен у воспитателей со стажем от 5 до 15 лет.

В итоге диагностической работы мы распределили всех респондентов по группам в соответствии с уровнями профессиональной деформации. К конструктивно-прогрессивному уровню мы отнесли 20% педагогов экспериментальной группы и 15% контрольной группы. К инструментально-нестабильному уровню - 60% педагогов экспериментальной группы и 55% контрольной группы. В группу с деструктивно- регрессивным уровнем вошли 20% педагогов экспериментальной группы и 30% контрольной группы.

Таким образом, полученные результаты эмпирического исследования убедительно продемонстрировали необходимость организации специальной работы, направленной на профилактику профессиональных деформаций педагогов ДОО. Потребность в профилактике профессиональной деформации воспитателей обусловлена еще и тем, что, с одной стороны, появление и развитие профессиональной деформации снижает уровень профессионализма воспитателя, с другой - высокий уровень профессионализма способствует коррекции профессиональной деформации.

В связи с этим в настоящее время возникает необходимость в определении путей и условий профилактики профессиональной деформации личности педагогов дошкольной образовательной организации, а также в разработке специальной программы, предупреждающей деструктивные изменения в профессиональной деятельности педагога. При этом систему профилактики профессиональной деформации личности педагога нужно рассматривать как комплекс предупредительных мероприятий (создание условий, мер), ориентированных на выявление предпосылок деформации у педагогов и стимулирующих их самих к устранению данных негативных факторов.

Список литературы:

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. - 304 с.

2. Кобялковская Е.А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов ДОУ в связи с выраженностью потребности в самореализации: автореф. дис... канд. псих. наук. Пермь, 2006. - 21 с.

3. Прокопцева Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. Москва, 2010. - 182 с

4. Самурганова А. М. Предупреждение и коррекция профессиональной деформации учителя в современной школе России: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. Пятигорск, 2009. - 22 с.

5. Шурова И. В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 1999. № 1. - С.82-86.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТЕЙ

Хайруллин Гриф Тимурзагитович

Д-р пед.наук, профессор КазНПУ имени Абая, гАлматы РК

АННОТАЦИЯ

Межличностное общение представляет собой взаимодействие личностей. Для повышения эффективности этого взаимодействия требуется знать личностные характеристики партнера по общению. Типология личностей позволяет выявлять характерные черты другого человека. Соционика представляет подробную типологию личностей. ABSTRACT

Interpersonal communication is the interaction of individuals. To improve the efficiency of this interaction is required to know the personal characteristics of the communication partner. Personality typology allows to identify the characteristics of the other person. Socionics is a detailed typology of personalities.

Ключевые слова: общение, межличностное общение, личность, типология личностей, соционика.

Keywords: communication, interpersonal communication, personality, personality typology, socionics.

Известно, что жизнедеятельность современного человека связана, прежде всего, с межличностным общением. В силу одного из определений, межличностное общение -это «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности один из важнейших факторов психического и

социального развития ребенка» [3,с.344]. Участники общения обмениваются информацией и действиями, направленными на обеспечение эффективного взаимодействия. При этом особое значение приобретает взаимное восприятие участников процесса общения, их самих как личностей, а также сути их действий. Личность принято понимать как системное качество индивида, которое

160

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

определяется его включенностью в социальные связи и формируется в совместной деятельности и общении с другими индивидами. Таким образом, человеческий детеныш рождается с необходимыми задатками личности и становится ею в процессе совместной деятельности, в процессе разнообразного межличностного общения.

Любая личность- это особый мир; даже те действия, которые данной личностью воспринимаются позитивно, в тех же условиях могут вызвать резко отрицательную реакцию иной личности. Короче говоря, «Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи), способностях, в индивидуальном стиле деятельности и т.д...Личность человека неповторима в своей индивидуальности» [4, с.282].

Поэтому возникает необходимость по каким-либо показателям создать классификацию типов личности, ибо в противном случае невозможно было бы выявлять какие-либо общие характеристики личностей. Простейшая типология личностей была разработана еще до нашей эры древнегреческим врачом Гиппократом, который выделил четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Темперамент - это «характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента темперамента-активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента» [21,с.577]. Активность поведения (энергичность, стремительность, подвижность) характеризует обращенность психики на внешний мир (экстраверсия). Противоположное качество - пассивность (слабость, малоподвижность и т.п.) - это обращенность во внутренний мир (интраверсия). Эмоциональность личности можно охарактеризовать двумя полюсами - устойчивостью и неустойчивостью. Таким образом, можно говорить о четырех типах темпераментов- о четырех типах личностей: холерик (нестабильный экстраверт), сангвиник (стабильный экстраверт), флегматик (стабильный интраверт), меланхолик (нестабильный интраверт).

Рассмотренная классификация типов темперамента создает возможность в определенной степени понимать возможные действия собеседника. Однако если требуется более точный прогноз будущей реакции собеседника, то данная классификация не может обеспечить необходимый уровень предвидения. В то же время нарастающая плотность взаимодействия людей и межличностного общения во всех сферах деятельности требуют обеспечения более обоснованных критериев оценки ответных действий партнера.

Поэтому исследователи- психологи разработали различные системы классификации личности людей, используя то или иное множество показателей. К примеру, существует система, базирующаяся на совокупности трех показателей: силы ума, уровня развития интеллекта, силы воли. Очевидно, при этом можно говорить о восьми различных типах личности даже в том случае, когда каждый показатель оценивается лишь двумя баллами (скажем, 0 и 1).

Другая классификация типов личности рассматривает две крупные группы людей, называемых манипуляторами и актуализаторами.

Манипуляция понимается как управление, как усиленное воздействие. Каждый человек испытывает манипулирующее влияние не только внешней среды, но и своей внутренней сущности. Склонность манипулировать, контролировать начинает проявляться еще в детстве, но это не является врожденным качеством человека: манипуляторами становятся в процессе жизнедеятельности. От действий человека с четко выраженными манипуля-торскими качествами страдают окружающие люди, нелегко и ему самому. Выявлено, что чем больше человек любит управлять, обычно тем сильнее его потребность (явная или неявная, осознанная или неосознаваемая) быть управляемым. Исследователи выделяют восемь манипу-ляторских типов, которые получили следующие условные наименования: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник.

Актуализация понимается как перевод из потенциального состояния в реальное (актуальное) состояние. Ак-туализатор -это цельная личность, осознающая свою самоценность; он относится как к личности и к себе, и к другим. Это-деятель, которого радует не только полученный результат, но и движение к нему, т.е. не только достижение цели, но и сам процесс деятельности. Восемь основных актуализаторских типов носят наименования: лидер, сочувствующий, внимательный, признательный, напористый, заботливый, выразитель, водитель.

Одна из наиболее интересных классификаций типов личности была разработана швейцарским психологом К.Г.Юнгом (1875-1961). Используя эти разработки, литовский социолог Аушра Аугустинавичюте (1928-2005) обосновала новое научное направление- соционику, которую принято определять как науку, искусство, технологию, игру, что позволяет установить тип личности человека. В рамках соционики А. Аугустинавичюте дала подробную характеристику всех типов личности, которые образуются при рассмотрении следующих четырех показателей: логика или эмоции (этика), ощущения (сенсорика) или интуиция, рациональность или иррациональность, интравер-сия или экстраверсия [1].

При использовании четырех показателей образуются 16 различных типов личности, каждый тип носит определенный псевдоним. В качестве псевдонима принято выбирать определенное имя литературного героя или широко известного человека, который обладает наиболее характерными чертами данного типа личности. А. Аугу-стинавичюте составила описание наиболее характерных черт каждого типа личности, которые приведены ниже (под номерами 1 -8 даны характеристики рациональных соционических типов).

1. Логико-сенсорный экстраверт (псевдоним-Шерлок Холмс)- человек с железной логикой и умением мгновенно оценивать ситуацию. Он упорен в достижении к цели, готов действовать в любое время суток, постоянно энергичен. Надежный партнер, он честен и порядочен, ненавидит коварство, хитрость и ловкачество. Это- высокопрофессиональный компетентный работник. К такому типу личности можно отнести не только Шерлока Холмса, но и Леонардо да Винчи, А.Конан Дойля, Штирлица и т.д.

2. Логико-сенсорный интраверт (псевдоним Максим Горький). Это- выносливый, непривередливый, настойчивый человек. Он педантичен в деловых отношениях и чрезвычайно работоспособен. Хороший организатор, его деятельность направлена, прежде всего, на утверждение определенного по-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

161

рядка; на посту руководителя является сторонником административного давления. Трезвый реалист и последовательный борец, он умело применяет свои знания на практике. К такому типу относились Сальвадор Дали, Ален Делон, Василий Шукшин.

3. 3.Логико-интуитивный экстраверт (псевдоним -Джек Лондон)- проницательный и беспокойный человек, который никогда не знает умиротворения. Неутомимый труженик и новатор, он в каждом деле настойчиво ищет наиболее доступные и экономные пути достижения цели. Любит скорость, ведь его жизненный лозунг: «Время не ждет!», и раздражается при столкновении с медлительными людьми. Если увидит какие-либо недостатки, то непременно выскажет свои замечания в адрес других людей. Нередко становится бунтарем, выступающим против существующих порядков. Представителями этого типа являются Вальтер Скотт, Рональд Рейган.

4. Логико-интуитивный интраверт (Рене Декарт)- человек незаурядного ума, приверженец принципа «Воспитай себя сам». Обладает ярко выраженными аналитическим способностями, что позволяет ему проводить глубокий анализ общих закономерностей, выявлять основные характеристики процессов и явлений. Последователен и упорен в работе. При столкновении с нерешенными проблемами, склонен взывать к общественности. К данному типу относятся Николай Амосов, Феликс Дзержинский, Эммануил Кант, Робеспьер.

5. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет) обладает прекрасными артистическими данными, увлекается поэзией и музыкой. Он находится под воздействием постоянно бурлящих, противоречивых чувств (Быть или не быть?). Не стесняется своих чувств, не таит их в себе, любит рассуждать о них. Человек данного типа почти всегда находится в напряжении; чем напряженнее обстановка, тем он становится активнее и решительнее. К этому типу относятся Николай Гоголь, Владимир Маяковский, Эдгар По.

6. Этико-интуитивный интраверт (доктор Ватсон)-добрый и впечатлительный человек, иногда даже сверх меры. Он умеет сочувствовать, стремится поддерживать хорошие отношения со всеми людьми. Искренне и глубоко страдает, если кого-либо обидит. Человек этого типа становится прекрасным семьянином из-за склонности к сотрудничеству. К такому типу можно было бы отнести Ме-рилин Монро, Тараса Шевченко, Федора Достоевского.

7. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго) -оптимист с яркими и сильными эмоциями. Он не сдерживает свои эмоции, любит застолья и веселье. Хорошо чувствует себя в шумных компаниях, особенно в тех, где безоговорочно принимают его лидерство. Абсолютно не допускает никакого внешнего воздействия, решительно пресекает его. Джордж Вашингтон, Жюль Верн, Фридрих Энгельс относятся к этому типу.

8. Этико-сенсорный интраверт (Драйзер) - последовательный, устойчивый и требовательный человек. Он склонен давать резкие оценки, непримиримо критиковать те или иные нравы. Усидчивый и исполнительный работник. Если убежден в необходимости своих действий, то он может сохранять силы и не допускать срывов на протяжении длительного

времени. Микеле Плачидо является представителем данного типа.

Соционические типы №№ 9-16 относятся к иррациональным типам.

9 Сенсорно-логический экстраверт (Александр Македонский)- волевой, целеустремленный, азартный человек. Он не боится никаких трудностей, преодолевает препятствия за счет упорства, работоспособности и умения концентрировать все силы в необходимый момент. Очень требователен к другим и убежден в своем праве руководить людьми. Его абсолютно не беспокоит, какое впечатление он производит на окружающих. К такому типу относились Георгий Жуков, Иван Павлов.

10. Сенсорно-логический интраверт (Жан Габен). Человек этого типа хочет видеть мир прекрасным. Он доверяет своим чувствам, которые может раскрыть только близким людям. Свое истинное настроение обычно скрывает под маской невозмутимости. Это-весьма изобретательный и весьма практичный человек, он никогда не пропустит своей выгоды. При этом ему необходимо четко знать, за что ему платят и что он должен сделать. Представителями такого типа являются Владимир Высоцкий, Жорж Санд, Маргарита Терехова.

11. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)-романтик и мечтатель, фантазер и любознательный человек. Это- нетерпеливый человек, который не может жить стабильно и спокойно. В любой компании он свой человек, т.к. способен увлечь других людей за собой. Однако он быстро охладевает ко всему тому, чего уже достиг, что удалось ему получить. В работе он больше всего он рассчитывает на удачу (Карл Маркс, Альберт Эйнштейн, Джон Леннон).

12. Интуитивно- логический интраверт (Бальзак)- человек со своеобразной острой иронией. Он старается приспосабливаться к изменяющимся условиям и быть в меру гибким, однако остается довольно консервативным. Никакое задание он не начинает выполнять немедленно; прежде всего, он решает проблему о том, следует ли вообще выполнять это задание. В то же время начатую работу стремится завершить с блеском. Жизнь узнает путем собственных наблюдений, склонен критиковать и осуждать других людей (Иван Крылов, Михаил Кутузов, Станислав Лем).

13. Интуитивно-этический экстраверт (Томас Гексли) -человек с прекрасным воображением, любитель помечтать и пофантазировать. Является хорошим импровизатором, поэтому не склонен готовиться к чему-либо заранее. Любит все новое и необычное, легок на подъем, даже несколько авантюристичен. Ему нравится говорить о том, что у него хорошо получается. Это- человек обходительный и обаятельный, способный установить эмоциональный контакт с партнером. Комплименты собеседнику он делает в яркой, эмоциональной форме (Дейл Карнеги, Марк Твен, Том Сойер).

14. Интуитивно-этический интраверт (Сергей Есенин)-мечтательный романтик, привыкший больше размышлять, нежели делать. Он интересуется всем необычным, оригинальным, ему более по душе искусство, а не наука. Это- галантный и элегантный, обаятельный и остроумный человек, любитель подурачиться. В общении он приветлив и ласков, уступчив и весьма скромен, порой даже застенчив

162

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

(Тутанхамон, Юрий Гагарин, Николай Бухарин, Жан-Жак Руссо).

15. Сенсорно- этический экстраверт (Юлий Цезарь) -человек постоянного действия, жаждущий практической деятельности; он не может долго оставаться на одном месте, ему хочется находиться сразу везде. Очень общительный, иногда даже не в меру. Любит покровительствовать и опекать, старается строить свою власть над другими людьми на любви и доверии. Любая опасность обычно вызывает у него желание дать немедленный отпор (Наполеон Бонапарт, Александр Пушкин, Лев Толстой).

16. Сенсорно- этический интраверт (Дюма-отец)- любитель всяческих удовольствий, ценитель жизни во всех ее проявлениях. Он почти всегда улыбается, умеет создавать хорошее настроение окружающим; своими шутками и анекдотами он способен развеселить любую компанию. Однако он не склонен прилагать какие-либо усилия над собой. Предпочитает оставаться независимым и не стремится в лидеры (Ярослав Гашек, Евгений Леонов, Леонид Куравлев, Олег Табаков).

Осознание соционического типа собеседника позволяет учитывать его основные характеристики с тем, чтобы добиться высокой эффективности взаимодействия. При этом возникает возможность учитывать характерное отношение собеседника к своему партнеру по общению. Дело в том, что исследователи в области соционики указывают, что представитель того или иного конкретного типа является приверженцем определенного вида отношений к представителю другого соционического типа. Существуют специальная таблица, пользуясь которой можно определить характерный вид отношений двух людей.

Очевидно, что ни один человек не может в полной мере соответствовать характеристике одного конкретного типа. Разговор может идти лишь о доминирующих качествах личности. Это утверждение справедливо для всех классификаций типов личности независимо от количества используемых показателей. Можно лишь утверждать, что чем больше число используемых показателей, тем более точные характеристики можно получить.

Известно также, что любой человек в определенной степени биполярен. Стало быть, он одновременно несет в себе различные, взаимоисключающие качества, проявляющиеся в той или иной степени в зависимости от ситуации, условий и других факторов. При этом считается, что обе его стороны необходимы цельной личности; если он вытравит в себе одну из сторон своей полярности, то становится фактически психически больным человеком.

Таким образом, зная собственный тип личности и тип личности партнера, можно спрогнозировать линию поведения партнера в процессе общения, что позволит заранее предусмотреть возможные ходы для нейтрализации негативных проявлений и усиления позитивных аспектов общения с данным партнером. По-другому говоря, эти знания послужат основой формирования коммуникативной компетентности человека. Следуя Л.И. Набоку, укажем, что коммуникативная компетентность «предполагает, прежде всего, знание «как быть», т.е. как сосуществовать ... «с другими в социальном контексте», которое основано на знаниях и понимании этих «других»,... и знания как действовать для достижения максимального эффекта» [2, с. 280]. Понимание соционических типов и их характеристики позволит не только правильно строить взаимодействие с другим человеком, но и помочь ему лучше понять себя, оптимально формировать семейные, производственные иные коллективы людей.

В заключение укажем, что было бы целесообразным вводить изучение соционики в программу обучения тех специалистов, будущая деятельность которых в целом заключается в работе с людьми (медицинские работники, педагоги, управленцы и т.д.).

Список литературы

1. Аугустинавичюте А. Соционика. В 2 томах. М.: АСТ,1998.-864 с.

2. Набок И.Л.Педагогика межнационального общения. М.: изд. «Академия», 2010.-304 с.

3. Психолого- педагогический словарь. Алматы: MLD-GUL, 2011.-367 с.

4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия.- Минск: Современная школа, 2010.-720 с.

ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

РАССУЖДЕНИЯ О КВАНТОВАНИИ ТЕКСТА

Черняева Татьяна Николаевна

Канд.ф.-м.н.,доцент кафедры «Математика», ИрГУПС, г.Иркутск

Банина Нина Валерьевна Доцент, канд.техн.н., доцент кафедры «Математика», ИрГУПС, г.Иркутск

Бояркина Галина Петровна

доцент кафедры «Математика», ИрГУПС, г.Иркутск

АННОТАЦИЯ

Применение методики квантования текста при создании учебного или методического пособия. Основные принципы создания квантованного текста. Сравнение воздействия текста на читателя. Обоснование применения методики на практике. Использование тестовых заданий для проверки усвоения квантованного текста читателем. Области применения квантованных текстов при обучении математике в вузе.

ABSTRACT

Application of the method of quantization of the text when creating a training or manuals. The basic principles of quantum text. A comparison of the impact of the text on the reader. The rationale for the use of the methodology in practice. The use of test tasks for verification of quantized absorption of the text by the reader. Applications quantized texts in mathematics at the University.

Ключевые слова: квант, квантованный текст, задания в тестовой форме, математика, Аванесов В.С. Keywords: quant, quant text, the tasks in the test form, mathematics, Avanesov V. S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.