ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ HISTORY OF RUSSIA
Научная статья
Исторические науки
УДК327
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2022-5-1-9-17
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ТАНАИСА В III В. ДО Н.Э. - V В. Н.Э. КАК ЭЛЕМЕНТ ВЫДАЮЩЕЙСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ОБЪЕКТА ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Рафаэль Миргасимович Валеев1, Римма Рафаэлевна Валеева-Хакимова2
1'2 Казанский (Приволжский) федеральный университет Казань, Рос-
1 valeev_rm@inbox.ru
2 kamilla_vr@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается феномен симбиоза оседлой и кочевой культуры, характерный для одного из ведущих центров Боспорского царства - древнего Танаиса, особенности межкультурного взаимодействия эллинов и кочевых племен Подонья - сарматов и меотов в данном геокультурном регионе. Автор исследует основные атрибуты выдающейся универсальной ценности Танаиса, являющегося исключительным свидетельством существовавшего уникального межкультурного феномена в процессе развития которого происходили как взаимообмен культурными ценностями, взаимовлияние и взаимопроникновение античных эллинских и ираноязычных кочевых обрядов и традиций, так и седентиризация сармат и меотов и постепенное изменение их культурного кода.
Ключевые слова: сарматы, меоты, эллины, амфоры, архитектурные традиции, погребения, Боспорское царство
Для цитирования: Валеев Р. М., Валеева-Хакимова Р. Р. Межкультурное взаимодействие населения древнего Танаиса в III в. до н.э. - V в. н.э. как элемент выдающейся универсальной ценности объекта исторического наследия. Наследие и современность. 2022;s(i):9-i7. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2022-5-1-9-17.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Валеев P. M., Валеева-Хакимова P. P., 2022 © Наследие и современность, 2022
Original article History studies
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2022-5-1-9-17
INTERCULTURAL INTERACTION OF THE POPULATION OF ANCIENT TANAIS IN III BC - V AD AS AN ELEMENT OF OUTSTANDING UNIVERSAL VALUE OF HISTORICAL HERITAGE
Rafael M. Valeev *, Rimma R. Valeeva-Khakimova 2
1'2 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
1 valeev_rm@inbox
2 kamilla_vr@mail.ru
Abstract. This article examines the phenomenon of settled and nomadic culture symbiosis, a distinctive feature of ancient Tanais - one of the eminent centres of Bosporan kingdom. The authors analyses peculiarities of intercultural interaction between Hellenic population and nomadic tribes of Don region - Sarmatians and Meots in this particular geocultural region. Moreover, the research is devoted to the main attributes of Outstanding Universal Value of Tanais being an exclusive evidence of pre-existing unique intercultural phenomenon during the development of which interchange of cultural values, mutual influence and transfusion took place between Ancient Greek and Persian speaking nomadic rites and traditions as well as sedentarization of Sarmatians and Meots and transformation of their cultural code.
Keywords: Sarmatians, Meots, Hellenes, amphorae, architectural traditions, burials, Bosporan kingdom
For citation: Valeev R. M., Valeeva-Khakimova R. R. Intercultural interaction of the population of ancient Tanais in III BC - V AD as an element of outstanding universal value of historical heritage. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2022;5(1):9-17. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-1-9-17.
Введение
Древний античный город Танаис на протяжении восьми веков являясь, наряду с Пантикапеей, Фанагорией, одним из узловых центров Боспорского царства, представлял собой исключительное свидетельство взаимодействия греческой цивилизации с древним скифо-сармат-ским миром. Танаис - место культурного взаимовлияния между сарматами и меотами и классическим греко-римским миром, не находящим аналогов нигде в мире, что подтверждается результатами археологических раскопок, самая первая из которых датируется 1853 г. [1].
Уникальность Танаиса состоит в том, что этот древний город на рубеже тысячелетий стал территорией для распространения развитой эллинистической культурной традиции в Восточной Европе, источая свет знания на местные варварские племена и, при этом, преобразовываясь, вбирал в себя элементы сарматских и меотских верований, традиций и обрядов, превращая Танаис в носителя уникальной культурной традиции в Восточной Европе. Кроме того, найденные на территории Танаиса захоронения свидетельствуют о влиянии сарматской
© Valeev R. M., Valeeva-Khakimova R. R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022
и меотской культур на античную культурную традицию.
В данной статье мы рассмотрим феномен межкультурного взаимодействия населения Танаиса как один из ключевых элементов выдающейся универсальной ценности историко-культурного объекта, по которым этот выдающийся исторический памятник предлагается к номинированию в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.)
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составляют следующие принципы:
- принцип историзма, который базируется на оценке событий и фактов с учетом момента времени, он позволяет проследить преемственность событий, сравнить прошлое с настоящим;
- принцип объективности, предполагающий рассмотрение прошлых исторических периодов в таком виде, в котором они действительно проистекали, без учета идеологических аспектов, не привнося никаких субъективных, оценочных суждений;
- принцип научности, на основе которого формулируются основные положения и делаются выводы, опираясь на достоверные факты.
В статье использованы следующие методы исследования: анализа и синтеза, классификации и типологизации, историко-сравнительный, географический, историко-системный и историко-генетический.
Литературный обзор
Огромный блок работ, связанных с историей Танаиса, включает результаты археологических раскопок, начиная с 1853 г., позволивших воссоздать картину как жилой структуры города, системы его управления, так и этнического состава населения, культурных традиций каждой группы, их эволюцию, взаимовлияние, приведшее к уникальному симбиозу эллинской и кочевой культур. Среди работ выдающихся археологов необходимо назвать труды П.М. Леонтьева, Д.Б. Шелова, К.Ф. Смирнова, Т.А. Арсеньевой, Л.Н. Гречановой, Т. Шолль, С.А. Наумен-ко, С.М. Ильяшенко, С.И. Безуглова, И.В. Толочко и многих других. В изучении меотов огромная роль отводится И.С. Каменецкому, сармат - К.Ф. Смирнову, С.Ю. Внукову, Е.В. Вдовченкову. Вопросами взаимодействия кочевников и оседлого населения в Танаисе занимаются такие исследователи как Е.В. Вдовченков, В.П. Глебов, С.И. Безуглов.
Однако эти исследования являются, в основном, археологическими и вовлекают в науку вещественные источники, что само по себе важно, учитывая недостаток письменных материалов по истории и культуре Танаиса. Но историко-культурологическая оценка этих источников в полной мере не осуществлена. Поэтому в данной статье сделана попытка раскрыть элементы синкретизма эллинской, скифо-сарматской и меотской культур. Они выразились в таких сферах как античная урбанистика, процесс седентеризации (оседания) кочевых народов, взаимовлияния эллинской, меотской и скифо-сарматской культур. Не оста-
навливаясь подробно на их характеристиках, что невозможно сделать в одной статье, авторы раскрывают результаты анализа огромного массива источников, относящихся к древнему Танаису и показывающих наиболее важные элементы межкультурного взаимодействия народов в данном геокультурном регионе, сформировавшиеся на рубеже исторических эр.
Результаты
Археологические объекты Танаиса были предложены органами государственной власти Ростовской области для включения в предварительный список Российской Федерации и Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2009 г. на основании критериев И, Ш и V. Среди них одним из важнейших для Танаиса является И критерий, который связан с межкультурным взаимодействием эллинов с местными племенами По-донья, характеризующий Танаис как выдающийся образец историко-культурного пространства, где сконцентрирован синкретизм античной, сарматской и меотской, оседлой, кочевой и других самобытных культур и цивилизаций.
Река Танаис (древнее название реки Дон) издревле будучи водоразделом между Европой и Азией, как считали в период античности, веками являлась естественной границей между античным цивилизованным и кочевым степным мирами. Дельта Дона - место прямого контакта савроматов с племенами скифов и меотов, о чем свидетельствуют многие археологические находки, как, скажем «овальное блюдо с рыльцем», найденное на песчаных буграх (вероятно, развеянное погребение) близ станицы Елизаветовская в устье Дона [2, с. 21].
Опыт первых торговых контактов античного мира с кочевыми племенами Подонья был заложен еще в период основания и существования Таганрогского поселения (У11—У1 в. до н. э.) и Елизаветовского городища (У1-111 в. до н.э.), не выдержавших натиска кочевников и пришедших в упадок [3]. Впоследствии недалеко от руин последнего боспорские греки основывают город Танаис, с целью продолжения торговых отношений с кочевыми племенами. Являясь представителем второй волны колонизации, он разительно отличается от других крупных полисов Боспорского царства, таких как Ольвия, Пантикапей, Фанаго-рия, в которых застройка осуществлялась хаотично [4]. Для Танаиса характерна регулярная застройка с применением местных строительных материалов, камня-известняка на глине (разработки которой ведутся до настоящего времени), с самого начала сформировавшая продуманная система фортификаций.
Городище Танаис, датируемое нач. III в. до н.э. - сер. У н.э. и упомянутое Страбоном как «самый большой после Пантикапея эмпорий», являлось крупным торговым узлом, самым крайним на северо-востоке античного мира [5]. В отличие от боспорских городов довольно близко находившихся один от другого на обоих берегах Керченского пролива, он располагался вдалеке от других центров эллинской цивилизации в ареале множества разнообразных этнических племенных групп.
Основанный боспорскими греками одним из последних в про-
цессе освоения эллинами северного и восточного побережий Черного моря, в результате многовековых связей с окружающими его племенами кочевников, населявшими в этот период южнорусские степи Северного Причерноморья, Танаис стал носителем особой синкретичной культуры, в которой переплелись традиции многих народов. Но, несмотря на такую отдалённость, греческое влияние отразилось в Та-наисе во многих культурно-бытовых аспектах - в общественной жизни, ремесле, торговле, в распространении грамотности, искусстве, религии, мировоззрении и т.д. Планировка города, типы конструкций, использованные при строительстве основных сооружений материалы воплощают историю, культурное развитие и раскрывают новые страницы представлений о древней античной цивилизации на стыке культур, традиций и цивилизаций.
Являясь прекрасным образцом античной урбанистики, размещенной на окраинах цивилизации, Танаис вмещал в себя и происходившие здесь одновременно процессы греко-варварского синкретизма [6]. Уникальный симбиоз боспорских греков с меотами, жившими вокруг города, а впоследствии и с сарматами, стал основой данной синкретичной культуры. Можно проследить не только взаимовлияние, но и взаимозависимость эллинов с меотами, которые поставляли сельскохозяйственные продукты, рыбу, продукты животноводства, а взамен «покупали» товары, характерные для цивилизационного мира, составляя как ядро торгового взаимодействия, так и основу выживания. На этой территории начался процесс седентеризации сармат, с началом которого они поселяются в городе и продолжают оказывать еще более сильное влияние на эллинистические традиции.
В эпоху античности тесное соприкосновение и взаимодействие эллинских и варварских элементов способствовало созданию неповторимой и оригинальной культуры, сформировавшей облик Северного Причерноморья второй половины I тысячелетия до н.э. - первой половины I тысячелетия н.э. Особую роль в этом процессе играл Танаис, на несколько столетий ставший центром экономических контактов между эллинами, меотами и племенами кочевников, живших в степях юга современной России [3].
Неразрывно связанный с боспорским государством на протяжении всей истории своего существования, и основанный, вероятно, именно с той целью, чтобы служить посредствующим звеном в экономических и политических связях античного Боспора с населением приазовских и придонских степей, в первые века нашей эры Танаис становится центром территориально-экономической зоны, состоявшей, помимо города, из группы укреплённых поселков. В течение всего периода существования этой взаимосвязанной системы её основными характеристиками оставались компактность, территориальная удаленность от метрополии - основной территории Боспора - и кочевое окружение [7].
Танаис сыграл немаловажную роль в архитектурной культуре всего античного Причерноморья. Эта роль заключается в наиболее полном отражении процесса перерождения греческой архитектурно-гра-
достроительной культуры, которая первоначально пришла в чистом виде, и в условиях отдалённости от эллинских центров, своеобразного климата и чуждой ей среде традиций местного населения, сумела просуществовать без изменений с начала III в. до н. э. до I в. до н. э.; затем частично изменилась и стала смешанной в конце I - середине III вв. н. э.; на заключительном этапе (середина IV - середина V вв. н. э.) полностью меняется и превращается в чисто варварскую [4].
Межкультурное взаимодействие можно проследить и по использованию греческих амфор, уникальная коллекция которых хранится в музее-заповеднике (единственный в Европе опыт открытого хранения амфорной тары) и находки которых продолжаются во время ежегодных раскопок, в том числе в рамках проведения совместной польско-российской экспедиции [8].
Особенно ярким свидетельством как взаимовлияния греческой и местной варварской культуры, так и их синкретизма являются погребения Танаиса. Антропологические данные из некрополя Танаиса эллинистического времени свидетельствует о том, что уже на самом раннем этапе существования города его население было смешанным, однако некрополь этого времени имел боспорское происхождение погребальных традиций. Аналогичные открытым в Танаисе погребально-поминальные подкурганные комплексы были широко известны на Боспоре. Истоки культурного типа танаисских погребений в земляных склепах следует искать в боспорской, а ещё точнее - в причерноморской культурной среде [1].
Совершенно новым, инородным явлением в некрополе Танаиса становятся курганы, имеющие ярко выраженный облик, характерный для степных памятников позднесарматской культуры, и расположенные обособлено, к северо-востоку от центрального четырёхугольника городища. Подкурганные погребения с довольно скромным инвентарём совершены в узких ямах подбойных конструкций с северной ориентировкой, окружены кольцевыми ровиками с остатками тризны в них. «Сарматское» кладбище появляется на северо-восточной окраине городского некрополя Танаиса, по-видимому, не ранее второй половины II в. н.э. и существует до середины III в. н.э. [9].
Установление господства позднесарматских племен в степном Подонье получило отчетливое отражение на памятниках оседлого населения Танаиса. По всей видимости, в пределах очага оседлости оно сопровождалось силовым давлением и военными столкновениями. Археологическим отражением радикальных изменений в кочевой среде стало формирование огромной надрегиональной группы древностей, условно именуемых «всадническим горизонтом». Комплексы этого горизонта составляют квинтэссенцию позднесарматской культуры, её основное историко-социальное содержание. Они удивительно монолитны и в большинстве своем представляют погребения знатных воинов, в инвентаре которых абсолютно доминируют оружие и конская узда [9].
В погребениях, принадлежащих аланской знати, обнаружено большое количество предметов восточного происхождения, которые
попали сюда в большинстве своем вместе с приходом новых кочевников из Восточной Азии.
В IV-V вв. н.э. Танаис сохранил приоритетные позиции в регионе и по-прежнему являлся крупнейшим на Нижнем Дону центром оседлой культуры, транзитным пунктом на магистральных путях передвижений и смен мощных волн кочевого населения [9].
В погребальных комплексах IV-V вв. н.э. отчётливо чувствуется влияние культурных традиций черняховской культуры и её наследников - постчерняховских культурных групп, занимающих обширную территорию от южнорусского Причерноморья до Центральной и Западной Европы. Судя по отдельным погребениям позднего некрополя и некоторым находкам на городище, важный этнический компонент населения Танаиса составляли позднейшие представители восточно-сарматского и аланского мира [2].
К особенностям Танаиса позднеэллинистического времени относится необычно высокая доля женских погребений с оружием в некрополе - не менее 35-40% от общего количества эллинистических захоронений с оружием. Преобладают в них стрелы, но есть и женское захоронение с копьем. В целом, комплекс вооружения жителей Тана-иса может быть охарактеризован как боспорский, подвергшийся сильному сарматскому влиянию.
Главной причиной столь частых находок предметов вооружения в некрополе Танаиса в период спада на Боспоре традиции помещения в могилу оружия, по-видимому, является обособленность города от остального греческого мира Северного Причерноморья, его существование в постоянном варварском окружении. Присутствие оружия в женских могилах в Танаисе может быть связано с реалиями жизни небольшого боспорского города в условиях пограничной действительности. Как известно, наиболее «воинственными» в разных странах мира традиционно считались женщины - жительницы пограничных районов.
Заключение
Танаис является уникальным свидетельством исторической, этнической и культурно-духовной эволюции народов Евразии на протяжении длительного времени, в процессе которого происходил синтез античных и «варварских» традиций, значительное взаимовлияние человеческих ценностей и взаимообогащение культур.
Эллины, меоты и сарматы, населявшие Танаис в эпоху его существования, исчезли, но сохранилась синкретичность культуры, оказавшая влияние на формирование многих народностей и жившая в территориальных образованиях, последовавших за Танаисом, и дающая о себе знать и по сей день. Так, скифские военные традиции передались и продолжают жить в среде казаков, которые на этапе своего формирования учились у степняков приемам войны, перенимали традиции кочевников.
На этой территории, являвшейся границей между скифами и сарматами, формировались культурные традиции и особенности по-
граничья. Дон продолжал выполнять функции пограничья на протяжении всех последующих веков: он был границей между кочевыми и оседлыми народами не только в период античности и средневековья, но и в новое время между Россией и Турцией.
Литература
1. Леонтьев П. М. Археологические разыскания на месте древнего Танаиса и в его окрестностях / П. М. Леонтьев // Пропилеи. Сборник статей по классической древности. - Кн. IV. 1854. - С. 397-524.
2. Смирнов К. Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии / К. Ф. Смирнов - М., 1984. - 184 с.
3. Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон в I—III вв. до н.э. / Д. Б. Шелов. - М.: Наука, 1970. - 252 с.
4. Карпова М. А. Архитектурно-градостроительная эволюция Танаиса на Нижнем Дону: начало III в. до н.э. - середина V в. н.э. : автореферат дис. ... кандидата архитектуры : 18.00.01 / Карпова Мария Александровна; М., 2009. - 27 с.
5. Страбон. География [Перевод Г. А. Стратановского, под общей редакцией проф. С. Л. Утченко]. - М.: Наука, 1964. - 850 с.
6. Болтунова А. И. К истории Танаиса (по данным эпиграфики) / А. И. Бол-тунова // Klio. - 1964. - №42. - С. 195—208.
7. Безуглов С. И. Степь и Танаис во II — III в. н.э. / С. И. Безуглов // Крым в Сарматскую эпоху (II в. до н.э. — IV в н.э.). - 2019. - Т. 5. - С. 47—52.
8. Zakrzewski P. Using Reflectance Transformation Imaging (RTI) to document ancient amphora stamps from Tanais, Russia. Reflections on first approach to their digitalization / P. Zakrzewski, P. Lech, M. Matera [Электронный ресурс] // Journal of Archaeological Science: Reports. 36(4)^02839 - URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S2352409X21000511 (дата обращения 27.06.2021).
9. Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. / Д. Б. Шелов - М.: Наука, 1972. - 352 с.
References
1. Leontev P.M. Archaeological research at the site of ancient Tanais and its environs. Propilei. Sbornik statej po klassicheskoj drevnosti. Kn. IV. 1854. P. 397— 524. (In Russ.).
2. Smirnov K.F. Sarmatians and the establishment of their political dominance in Scythia. M., 1984. 184 p. (In Russ.).
3. Shelov D. B. Tanais and the Lower Don in the 1st—3rd centuries BC. M.: Nauka, 1970. - 252 p. (In Russ.).
4. Karpova M.A. Arkhitekturno-gradostroitel'naya evolyutsiya Tanaisa na Nizhnem Donu: nachalo III v. do n.e. - seredina Vv. n.e. [abstract dis. ... Candidate of Architecture: 18.00.01.] M.: 2009. - p. 27 (In Russ.).
5. Strabo. Geography [Translated by G. A. Stratanovsky, under the general editorship of prof. S. L. Utchenko]. M.: Nauka, 1964. - 850 p. (In Russ.).
6. Boltunova A. I. On the history of Tanais (according to epigraphy). Klio. 1964;42:195—208. (In Russ.).
7. Bezuglov S.I. Steppe and Tanais in the II-III centuries. AD // Krym v Sarmatskuyu epokhu (II v. do n.e. - IVv n.e.). 2019^:47—52. (In Russ.).
8. Zakrzewski P. Using Reflectance Transformation Imaging (RTI) to document ancient amphora stamps from Tanais, Russia. Reflections on first approach to their digitalization / P. Zakrzewski, P. Lech, M. Matera [Electronic resource] // Journal of Archaeological Science: Reports. 2021. Vol. 36. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S2352409X21000511 (accessed 27.06.2021). (In Russ.).
9. Shelov D. B. Tanais and the Lower Don in the first centuries of our era. M.: Nauka, 1972. 352 p. (In Russ.).
Сведения об авторах Authors of the publication
Валеев Рафаэль Миргасимович, доктор Rafael M. Valeev, Doctor of History, Professor,
исторических наук, профессор, заведующий Head of World Cultural Heritage Department,
кафедрой Всемирного культурного Vice-director for Research of International
наследия, заместитель директора Института Relations Institute of Kazan Federal University,
международных отношений Казанского Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia.
федерального университета, Казань, Республика E-mail: valeev_rm@inbox.ru Татарстан, Россия. E-mail: valeev_rm@inbox.ru
Валеева-Хакимова Римма Рафаэлевна,
кандидат исторических наук, руководитель Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие», доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета, Казань, Республика Татарстан, Россия. E-mail: kamilla_vr@mail.ru
Rimma R. Valeeva-Khakimova, Ph.D in History, Head of Resource Centre "World Cultural Heritage", Senior Lecturer of International Relations, World Politics and Diplomacy Department of Kazan Federal University, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia. E-mail: kamilla_vr@mail.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 25 февраля 2022 Одобрена после рецензирования: 05 марта 2022
Принята к публикации: 15 марта 2022 Опубликована: 29 апреля 2022
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: February 25, 2022 Approved after peer reviewing: March 5, 2021 Accepted for publication: March 15, 2021 Published: April 29, 2022
The author has read and approved the final manuscript.