Научная статья на тему 'Межкультурная коммуникация: этнический туризм'

Межкультурная коммуникация: этнический туризм Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
785
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭТНОС / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / TOURISM / ETHNOS / INTERCULTURAL COMMUNICATION / TRADITION / ETHNIC TOURISM / OPEN-AIR MUSEUM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сиротина Ирина Львовна, Тенхунен Пентти Юхани, Грачёва Алиса Геннадьевна

В статье рассматриваются виды нового для России этнического туризма, выявляется их потенциал в деле сохранения природного и культурного богатства и содействия межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сиротина Ирина Львовна, Тенхунен Пентти Юхани, Грачёва Алиса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL COMMUNICATION: ETHNIC TOURISM

This article discusses types of the new for Russia ethnic tourism, identifies their potential in preservation of natural and cultural wealth and promoting intercultural communication.

Текст научной работы на тему «Межкультурная коммуникация: этнический туризм»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 316.77:338.4

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

© 2015 И.Л.Сиротина1, П.Ю.Тенхунен2, АТ.Грачева1

1 Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева. Саранск 2 Университет Аалто. Хельсинки. Финляндия

Статья поступила в редакцию 20.03.2015

В статье рассматриваются виды нового для России этнического туризма, выявляется их потенциал в деле сохранения природного и культурного богатства и содействия межкультурной коммуникации. Ключевые слова: туризм, этнос, межкультурная коммуникация, традиция, этнический туризм, музей под открытым небом.

Туризм как специфическая форма деятельности возник недавно, но корни его уходят в древние времена. Человек стремился путешествовать всегда. В разные времена им управляли разные мотивы. Изначально люди путешествовали с целью познания мира и освоения новых территорий. Со временем причинами для странствий стали торговля, образование, в средние века к ним присоединился религиозный мотив, в Новое время большую популярность получают индивидуальные поездки. Массовый характер туризм приобретает в XIX в., это связано с развитием промышленности, изобретением новых видов транспорта, появлением оплачиваемых отпусков. Во второй половине XX в. туризм становится неотъемлемой частью образа жизни многих народов. Помимо бурного развития традиционных форм появляются такие виды туризма, как спортивный, экологический, индивидуальный, этнический.

Наряду с понятием «туризм» существует схожее понятие «путешествие». Для многих это абсолютно равнозначные термины. Но их, все же, стоит различать. «Путешествие» - обширный термин, который обозначает перемещение людей во времени и пространстве. В зависимости от цели и среды путешественника можно называть по-разному, например: мореход, космонавт, бизнесмен, негоциант и т.д. Для некоторых этносов пу-

тешествие всегда было и остается определенным образом жизни (кочевники, бедуины, цыгане). Главное отличие туризма от путешествия - короткие промежутки времени, в которые перемещается человек. Путешествие, в основном, не ограничено временными рамками, поэтому человек может странствовать годами. Все формы туризма включают в себя некоторый вид путешествия, но не все виды путешествия являются туризмом.

Временный характер туризма отличает его и от миграции. Миграция включает в себя передвижение населения и постоянное проживание на том месте, куда оно переместилось. Туризм же отличается «коротким сроком сезонных и временных передвижений населения к пунктам назначения, удовлетворяющим их требованиям»1.

Туризм в России зародился в XVIII в. и носил просветительский характер. С началом развития капитализма он приобретает ещё и предпринимательский характер. В это время получает свое развитие туристская инфраструктура, появляются рестораны, гостиницы, многочисленные туристские клубы и сообщества. Период 1920 - 1990-е гг. характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Туризм носил организационно-централизованный характер. Трудящиеся СССР после тщательной проверки организованными группами посещали другие страны в строго отведенные сроки. Значительную долю оплаты туристских поездок брало на себя государство.

С 1990 г. ситуация в этой сфере резко изменилась. Обозначились негативные моменты постсо-

1 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учеб. пособ. для вузов / А.Ю.Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 74.

Сиротина Ирина Львовна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой дизайна и рекламы. E-mail: sirotinail@mail. ru

Тенхунен Пентти Юхани, доктор философии, профессор, руководитель международного отдела. E-mail: Juhani.tenhunen@aalto.fi

Грачёва Алиса Геннадьевна, аспирант кафедры дизайна и рекламы. E-mail: alyssa g@mail.ru

ветского периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций оказались практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, так как большая часть населения не имела необходимых средств на отдых вдалеке от дома. Но потребности в туризме остались.

В настоящее время туризм в России находится далеко не на первом месте, хотя он может приносить немалую прибыль, как в бюджет страны, так и в бюджеты отдельных регионов2. Во многих странах мира данное направление в области развития экономики выбрано как приоритетное. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока3. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Сегодня в мире одним из наиболее перспективных и привлекательных направлений в туризме является этнический туризм. Если разные формы туризма ставят перед собой комплексные цели, от развития физических способностей человека до расширения его кругозора, то «этно-туризм» полностью направлен на обогащение духовного мира человека. Решая эту задачу, этнический туризм одновременно способен содействовать сохранению традиционных культур и экономическому развитию страны. В этом смысле возможности регионов России просто неисчерпаемы.

Главным аспектом в организации этнического туризма является знакомство людей с традициями и культурой различных этносов. Огромную роль в развитии этноса играют традиции. Занимая исторически свое устойчивое место в жизни людей, они наиболее плотно взаимодействуют с религией, культурой, в меньшей степени имеют отношение к экономике. Однако сегодня именно традиции разных народов, используемые в туристском бизнесе, начинают работать как статья их экономического благополучия. Имея в виду туристские цели, обычно выделяют три вида традиций: этнические, национальные и социальные.

Этнические традиции характерны для определенных народов и отдельных племен. Они имеют тесную связь с народным творчеством (фолькло-

2

Сиротина И.Л. Этнический туризм как условие устойчивого развития региона / И.Л.Сиротина, П.Ю.Тен-хунен, А.Г.Грачева // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - Т.17. - № 1(2). - С.287 - 289.

3 Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка:

учеб. пособ. для вузов / А.Ю.Александрова. - М.: Соло-

Пресс, 2002. - С. 32.

ром), с ремеслами. Этнические традиции ярко показывают уклад жизни в деревнях, селах, городах. Из поколения в поколения передается информация об устоявшихся нормах поведения, образе жизни, ценностях, символах. Особое место в жизни народов всегда занимали различные календарные и семейные обряды (рождение, свадьба, похороны, посев и сбор урожая и др.). Благодаря этническим традициям мы узнаем о религиозных, семейных и хозяйственных праздниках.

Национальные традиции передаются посредством обучения, а хранение информации происходит благодаря письменности. Национальные традиции - это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературы, искусства, науки и пр. К сожалению, очень часто «это ведет к "национальному романтизму", к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания»4. Этнический туризм сегодня призван регулировать и эту сферу.

Социальные традиции осуществляются через художественно-творческий процесс и не ограничены никакими национальными рамками. В социальных традициях происходит всемирный обмен различными культурными формами, информацией и опытом. Благодаря этому культура любого этноса обогащается заимствованиями, аккумулирует лучшие достижения других народов.

Таким образом, любой тип традиции - это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники.

Для развития этно-туризма важно знать, что самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник. В жизни любого этноса такой праздник - это ритм жизни. Его цель - не развлечение и отдых, смысл праздника в удовлетворении потребности людей реализовать коллективную память, принять участие в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребности быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.

Необходимо отметить, что этнический туризм иногда называют этнографическим. Это связано с тем, что этнография занимается изучением и описанием особенностей культуры и быта различных народов. А «этно-турист» именно тем и

4 Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка: .... - С. 89.

занят, что знакомится с самобытностью племен и народов.

В современном этническом туризме можно выделить два вида. К первому виду относятся «экскурсии в места уже существующих поселений, которые хранят традиции и уклад жизни определенных народов»5. Такие поселения являются демонстрационными, они могут быть постоянными и непостоянными (у кочевников). Такие виды экскурсий популярны во многих странах и вызывают любопытство у туристов. Так, например, в Египте очень известны поездки в деревню бедуинов. Данная экскурсия начинается с поездки на квадроциклах по пустыне. Далее гиды знакомят туристов с особенностями быта бедуинов. Интерес представляет то, как люди выживают в пустыне абсолютно без всех благ современного мира (электричество, горячая вода, связь) в тростниковых хижинах. Уклад жизни этих людей за последние несколько веков абсолютно не изменился. Туристы могут познакомиться с мини-зоопарком бедуинов, кухней и обрядами. Поздним вечером для туристов устраивается специальное шоу с танцами, свадебными обрядами, огненное шоу. Такая экскурсия придумана специально как приманка для туристов, но неизменно вызывает восторг и неподдельный интерес со стороны отдыхающих.

Еще одним ярким примером является посещение туристами латиноамериканского государства Перу и знакомство с жизнью его коренных жителей индейцев. Данная экскурсия прекрасно сочетает в себе экологический туризм (горы Анды, непроходимые джунгли Амазонии) и этнический. Самые популярные места посещения в данном маршруте - развалины города Мачу-Пикчу и древняя инкская столица Куско. Экскурсия туда позволяет соприкоснуться с жизнью одной из самых древних цивилизаций на всей планете.

Неподдельный интерес у людей во всем мире вызывает Африка, которая является домом для большинства этнических групп, богатых своими традициями и культурой. Племена Намибии, Ботсваны, Замбии открывают свои двери для современного общества, чтобы показать всему миру свою культуру, и даже предлагают туристам принять участие в своей повседневной жизни. Для размещения отдыхающим предлагаются не комфортабельные отели со всеми удобствами, а хижины местного населения. Так туристы на несколько дней могут себе позволить оказаться в первобытных условиях, без каких-либо удобств

5 Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г.А.Папирян. - М.: Эко-номпресс, 2000. - С. 41.

цивилизации. Несомненно, данные условия проживания и атмосфера, которая царит внутри племени, помогает человеку, как никогда близко соприкоснуться с древностью.

Пример этого вида этнического туризма можно встретить и в Европе. Турист, приехавший в Финляндию, хочет узнать, как жили финны в былые времена, чем они питались, как одевались и как выглядели их жилища; каков был уклад жизни простого рабочего или крестьянина. Найти ответы на эти вопросы и увидеть все своими глазами он сможет в финских музеях под открытым небом. Лучшие из них находятся в Хельсинки, Тампере и Турку. Например, Сеурасаари - небольшой остров недалеко от Хельсинки, где находится один из самых известных музеев под открытым небом - этническая деревня XVIII - XIX вв., где собраны старинные деревянные постройки из разных уголков Суоми. Здесь можно увидеть крепкие хуторские дома, церкви, сауны, амбары и рыболовецкие избушки. Изюминкой коллекции является знаменитая церковная лодка впечатляющих размеров, на которой жители небольших островов каждую неделю отправлялись в храм. Подобных традиций не встретишь ни в одном уголке мира. Туристы приезжают на этот гостеприимный остров, чтобы окунуться в сельскую идиллию и проникнуться духом истории.

Другой пример - Музей ремесел Луостаринмя-ки, который находится в старых деревянных кварталах города Турку. Это единственная часть города, которая сохранилась после разрушительного пожара 1827 г. Деревянные дома музея, построенные еще в XVIII веке, до сих пор стоят на своих оригинальных фундаментах. Жители этого района были мастерами на все руки, там селились рабочие и ремесленники от плотников до кузнецов. Когда семья разрасталась, то к дому попросту пристраивали дополнительные комнаты. Мебель, посуда, одежда - все это дает посетителям музея ясное представление о жизни простого человека в былые времена. Музей ремесел Турку состоит из 30 мастерских и жилых помещений, которые отражают историю развития ремесел и быт рабочего класса Финляндии. Каждое лето в мастерских работают знатоки старинных ремесел, а в конце августа музей проводит Неделю ремесленного искусства, куда съезжаются мастера и умельцы со всей страны6.

Еще один музей под открытым небом «Рабочий квартал Амури» в Тампере рассказывает о

6 Лучшие музеи под открытым небом [Электронный ресурс] / Официальный туристический сайт Финляндии. - Режим доступа: http://www.visitfinland.com/ru

/stat-va/lucshie-muzei-pod-otkrvtvm-nebom/

жизни рабочего класса Финляндии. В этом квартале сохранилась подлинная архитектура и атмосфера прошлых веков. Кажется, что жители квартала просто вышли куда-то по делам и вот-вот вернутся в свои дома. Знакомясь с историей домов и судьбами их жителей, посетители словно совершают путешествие в прошлое7.

На греческих островах также очень популярны экскурсии, которые рассказывают о самобытности народа. Например, на Крите посещение деревни Анойя, расположенной на склоне горы Ида на высоте 740 метров над уровнем моря. Жители поселения до сих пор разговаривают на диалекте древнегреческого языка, который был известен только в этой местности. Туристам предлагается поучаствовать в приготовлении национальных сыров по древним рецептам, подоить козу, постричь баранов. В завершении дня отдыхающим предлагается ужин в лучших традициях критского гостеприимства с национальными песнями и танцами.

Сегодня подобные развлечения для туристов существуют во многих сельских поселениях Европы. В них туристы становятся участниками ярких, красочных театрализованных шоу, которые проходят каждый день в популярных туристских местах. Несомненно, каждый турист после посещения традиционных поселений, приобретает сувениры местного производства (вышивка, поделки ремесленников, блюда местной кухни и т.п.), что приносит дополнительный и немалый доход. Но главное в этом то, что происходит культурный обмен, и в современной культуре аккумулируются достижения прошедших эпох.

Второй вид этнического туризма - это знакомство с музеями народного быта. В данном случае традиция не сложилась исторически сама собой, а была специально «организована»: в определенном месте были собраны приметы какой-то культуры и созданы все условия для наилучшего ознакомления с ней. Самыми популярными музеями являются так называемые музеи под открытым небом. Именно они включают в себя образцы традиционной архитектуры, всевозможные предметы быта. В музеях под открытым небом проводят различные обряды и праздники, связанные с самобытностью народа. Турист может очень подробно изучить любой артефакт в удобной обстановке, узнать его предназначение, не только разглядывать, но и прикасаться к нему.

Первый музей под открытым небом появился в Швеции в 1891 г. Название этого музея - «Скан-

7 Амури. Музей жителей Тампере [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tampere.fi/amuri/ ru/index.php

сен», его создателем является этнограф Артур Ха-зелиус. Данный этнографический комплекс представляет собой фактически всю Швецию в миниатюре. Сегодня этот музей включает в себя «более 150 домов XVIII - XX вв., которые сохранили атмосферу и быт людей из различных слоев общества того времени»8. Гиды в Скансене одеты в национальные костюмы, соответствующие эпохе, и являются проводниками в сооружениях комплекса. На территории музея располагается зверинец, обитателями которого являются домашние и дикие животные Швеции. Ежегодно Скансен становится местом проведения торжеств и праздников (Рождество, Вальпургиева ночь, Праздник середины лета). Сейчас название музея «Скансен» является именем нарицательным и используется для обозначения подобных музеев во всем мире.

Один из самых знаменитых сегодня музеев под открытом небом - удивительный комплекс Пуэбло Эспаньол в Испании. Он представляет собой 117 различных сооружений. В этой «деревне» располагаются копии реальных зданий, которые существовали в разные эпохи. Развлечением для туристов является обучение ремеслам. Например, роспись керамической плитки, выдувание стекла, производство глиняных горшков.

Среди необычных музеев под открытом небом выделяется музей ретроавтомобилей в Кейптауне в Южной Африке. Автомобильный парк включает в себя более трехсот автомобилей различных марок и годов выпуска. Со стороны данное сооружение больше напоминает свалку, но, не смотря на это, музей быстро стал местной достопримечательностью.

Интересным этнографическим комплексом является музей под открытым небом Лихноста-тис, который располагается на острове Крит, рядом с городом Херсониссос. Данный музей повествуют о жизни обитателей острова. Экспонаты музея представлены несколькими тематиками: критские народные традиции и этнология (жизненный уклад критян до индустриальной эпохи в Х1Х-ХХ вв., типичные виды деятельности, профессии, народные приметы), природная среда Крита, критская народная культура. Среди всевозможных построек располагаются: жилища островитян, гончарная мастерская, часовня, прессы для приготовления оливково масла и вина. Приятным дополнением для посетителей музея становится дегустация блюд национальной кухни,

8 Мечковская, О.А Интенсивность развития международного туризма в странах Центральной и Восточной

Европы в период экономических реформ (1990 -1998 гг.)/ О.А.Мечковская // Вестник БГУ. Сер. 2. - Мн.: Белгосуниверситет, 2001. - С. 78 - 79.

всевозможные театральные постановки и сувенирная лавка.

В Бельгии, недалеко от города Антверпен, в парке Мидделхейм располагается крупнейший в Европе музей скульптуры под открытым небом. История данного комплекса начинается с проведенной в парке в 1950 г. выставки современной скульптуры. Она вызвала такой интерес, что возникла идея сделать экспозицию постоянной. Более 50 лет коллекция пополняется новыми экспонатами. Украшением музея являются работы О.Ренуара и К.Менье, Г.Мура и О.Родена, работы современных скульпторов.

В России также есть музеи под открытым небом. Одним из наиболее известных является музей-заповедник «Кижи» в Карелии, на острове в Онежском озере. Основой данного комплекса является архитектурный ансамбль Кижского погоста, который представляет собой объект Всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО. Наиболее популярной постройкой стала уникальная Церковь Преображения Господня, которая была создана в 1714 г. без единого гвоздя9. Ежегодно на острове проводится фестиваль колокольных звонов, в котором принимают участие звонари со всей России. Остров Кижи также стал постоянным местом проведения различных выставок. Мастера демонстрируют искусство ткачества, вышивки, бисероплетения, изготовления посуды и игрушек. Одно из самых древних умений - плетение из коры, корней и ветвей деревьев. В музеях острова можно увидеть большое количество расписных прялок, корзин разной формы и назначения, берестяных ларцов, люлек, детских игрушек. В фондах музея хранятся книги XVII - XVIII вв.

Интересный этнографический музей под открытом небом располагается в Республике Марий Эл, в г. Козьмодемьянске. Данный комплекс включает в себя памятники архитектуры, труда, быта, культурных традиций и особенностей горномарийского края. Немаловажным дополнением к самому музею является живописность места, в котором он располагается. Этот комплекс наиболее полно отражает историю небольшого народа. Марийский музей является постоянным местом проведения праздников и свадеб.

Есть пример подобного музея и в Республике Мордовия. В 1992 г. начал работу Республиканский центр национальной культуры с. Старая Те-ризморга. В его структуре работает этнографический музей, где туристы могут ознакомиться с мордовской национальной культурой, промысла-

9 Пирожник, И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве: учеб. пособ. / И.И.Пирожник. - Мн.: Белго-суниверситет, 2006. - 88 с.

ми, сельским бытом, увидеть образцы уникальной мордовской вышивки. Особый интерес всегда вызывают представленные в музее национальные костюмы мокшан и эрзян. Каждый народ может похвастаться своим традиционным национальным костюмом, но национальная одежда небольших мордовских субэтносов мокша и эрзя неизменно вызывает восторг у тех, кто видит ее впервые. Действительно, женский мордовский костюм представляет собой уникальный комплекс, складывавшийся на протяжении веков и отмеченный богатством декорировки, обилием металлических зооморфных шумяще-гремящих украшений, необыкновенной вышивкой сложной техники по счету нитей, уникальными деталями кроя и отделки. Одежда, головной убор, обувь и украшения складываются в единый ансамбль, наделенный символическим сакральным смыс-лом10. Наглядное же воспроизведение крестьянского быта мордвы представлено в музее под открытым небом «Крестьянская усадьба». Этот музей пока не приносит большого дохода, но неизменно пользуется популярностью у посещающих Мордовию туристов и играет заметную роль в формировании позитивного имиджа республики. Очень важной функцией Центра национальной культуры является знакомство с родными традициями новых поколений жителей Республики Мордовия, ибо именно им предстоит эти традиции хранить, представлять миру и однажды передать своим детям.

Благодаря этническому туризму человек получает уникальную возможность познакомиться с жизнью, бытом, традициями и своего этноса, и других народов, принять участие в национальных праздниках и обрядах и даже стать на какое-то время частью некоторой национальной культуры. Сувениры и увлекательные рассказы, привезенные из поездок, знакомят с этносами других стран и регионов родственников и друзей туристов, подталкивая их к подобным поездкам, то есть осуществляется латентная веерная межкультурная коммуникация.

В настоящее время в России разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного проживания. Подобные инновационные для России проекты на-

10 Лысова Н.Ю. Трансформация народного финно-угорского костюма в современном социуме / Н.Ю.Лысова, И.Л.Сиротина // Вестник Мордовского ун-та. - 2014. - № 4. - С. 238 - 245.

правлены на «развитие устойчивого этнического туризма силами местного и коренного населения, одной из наименее социально, экономически и политически защищенных и наиболее нуждающихся групп населения современного российского общества»11. Представители общин коренных малочисленных народов Севера, например, впервые получат возможность пройти обучение основам организации и развития этнического туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять экономическую деятельность на собственных территориях традиционного природопользования.

Итак, главной целью этнического туризма является знакомство с культурой, традициями, бытом и обычаями людей, находящихся в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Этно-туризм - это новое и перспективное направление для экономики России. Развитие данного вида туризма будет способствовать сохранению не только уникальной культуры различных народов, но и окружающей природной среды. С каждым годом

этническое разнообразие сокращается, многие культуры постепенно начинают исчезать, именно поэтому вопрос развития этнического тризма так актуален.

Основная задача этнического туризма на данный момент состоит в том, чтобы сохранить взаимодействие экологического и этнического туризма и направить их развитие в правильное русло, всячески поощряя активное участие в этом процессе местного населения. Процветание этнического туризма должно способствовать не только сохранению культурного наследия, но и устойчивому развитию российских территорий. С притоком туристов из разных стран и регионов будет решена и задача эффективной межкультурной коммуникации.

11 Квартальнов, В.А. Экономика туризма / В.А.Квар-тальнов, И.В.Зорин. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 134.

INTERCULTURAL COMMUNICATION: ETHNIC TOURISM

© 2015 LL.Sirotina 1, P.Y.Tenhunen 2, A.G.Gracheva 10

1 Ogarev Mordovia State University. Saransk 2 University Aalto. Helsinki. Finland

This article discusses types of the new for Russia ethnic tourism, identifies their potential in preservation of natural and cultural wealth and promoting intercultural communication.

Key words: tourism, ethnos, intercultural communication, tradition, ethnic tourism, open-air museum.

o

Irina Lvovna Sirotina, Doctor of philosophy, Professor, Head of Department of design and advertising. E-mail: sirotinail@mail.ru

Pentti Juhani Tenhunen, Doctor of philosophy, Professor, Head of International factory. E-mail: Juhani.tenhunen@aalto.fi

Alisa Gennadievna Gracheva, Postgraduate of Department of design and advertising. E-mail: alyssa g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.