Научная статья на тему 'Этнический туризм как условие устойчивого развития региона'

Этнический туризм как условие устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
697
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭТНОС / ТРАДИЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / TOURISM / ETHNOS / TRADITION / ETHNIC TOURISM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / OPEN-AIR MUSEUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сиротина Ирина Львовна, Тенхунен Пентти Юхани, Грачёва Алиса Геннадьевна

В статье рассматриваются виды нового для России этнического туризма, выявляется их потенциал в деле сохранения природного и культурного богатства и содействия устойчивому развитию российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC TOURISM AS A CONDITION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

This article discusses the types of new for Russia ethnic tourism, identifies their potential in the preservation of natural and cultural wealth and promoting sustainable development of the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Этнический туризм как условие устойчивого развития региона»

======================НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ=====================

УДК 316.77:338.4

ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© 2015 И.Л.Сиротина1, П.Ю.Тенхунен2, АТТрачева1

1Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева. Саранск 2Университет Аалто. Хельсинки. Финляндия

Статья поступила в редакцию 04.03.2015

В статье рассматриваются виды нового для России этнического туризма, выявляется их потенциал в деле сохранения природного и культурного богатства и содействия устойчивому развитию российских регионов. Ключевые слова: туризм, этнос, традиция, этнический туризм, устойчивое развитие, музей под открытым небом.

Краткая история развития отечественного туризма выглядит следующим образом: в России туризм зародился в XVIII в. и преследовал тогда почти исключительно просветительские цели. С началом развития капитализма он приобретает ещё и предпринимательский характер. В это время получает свое развитие туристская инфраструктура, появляются рестораны, гостиницы, многочисленные туристские клубы и сообщества. Период 1920 - 1990-е гг. характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Туризм носил организационно-централизованный характер. Трудящиеся СССР после тщательной проверки организованными группами посещали другие страны в строго отведенные сроки. Значительную долю оплаты туристских поездок брало на себя государство. С 1990 г. ситуация в этой сфере резко изменилась. Обозначились негативные моменты постсоветского периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций оказались практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, так как большая часть населения не имела необходимых

Сиротина Ирина Львовна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой дизайна и рекламы. E-mail: sirotinail@mail. ru

Тенхунен Пентти Юхани, доктор философии, профессор, руководитель международного отдела. E-mail: Juhani.tenhunen@aalto.fi

Грачёва Алиса Геннадьевна, аспирант кафедры дизайна и рекламы. E-mail: alyssa g@mail.ru

средств на отдых вдалеке от дома. Но потребность в туризме, разумеется, осталась.

В настоящее время туризм в России находится далеко не на первом месте, хотя он может приносить немалую прибыль, как в бюджет страны, так и в бюджеты отдельных регионов. Во многих странах мира данное направление в области развития экономики выбрано как приоритетное. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока1. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Сегодня в мире одним из наиболее перспективных и привлекательных направлений в туризме является этнический туризм. Если разные формы туризма ставят перед собой комплексные цели, от развития физических способностей человека до расширения его кругозора, то «этно-туризм» полностью направлен на обогащение духовного мира человека. Решая эту задачу, этнический туризм одновременно способен содействовать сохранению традиционных культур и экономическому развитию страны. В этом смысле возможности регионов России просто неисчерпаемы.

Главным аспектом в организации этнического туризма является знакомство людей с традициями и культурой различных этносов. Занимая исторически свое устойчивое место в жизни людей, традиции наиболее плотно взаимодействуют с

1 Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка: учеб. пособие для вузов / А.Ю.Александрова. - М.: Соло-Пресс, 2002. - С. 32.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(2), 2015

религиеи, культурой, в меньшей степени имеют отношение к экономике. Однако сегодня именно традиции разных народов, используемые в туристском бизнесе, начинают работать как статья их экономического благополучия. Имея в виду туристские цели, обычно выделяют три вида традиций: этнические, национальные и социальные.

Этнические традиции характерны для определенных народов и отдельных племен. Они имеют тесную связь с народным творчеством (фольклором), с ремеслами. Этнические традиции ярко показывают уклад жизни в деревнях, селах, городах. Из поколения в поколения передается информация об устоявшихся нормах поведения, образе жизни, ценностях, символах. Особое место в жизни народов всегда занимали различные календарные и семейные обряды (рождение, свадьба, похороны, посев и сбор урожая и др.). Благодаря этническим традициям мы узнаем о религиозных, семейных и хозяйственных праздниках.

Национальные традиции передаются посредством обучения, а хранение информации происходит благодаря письменности. Национальные традиции - это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературы, искусства, науки и пр. К сожалению, очень часто «это ведет к "национальному романтизму", к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепо-нимания»2. Этнический туризм сегодня призван регулировать и эту сферу.

Социальные традиции осуществляются через художественно-творческий процесс и не ограничены никакими национальными рамками. В социальных традициях происходит всемирный обмен различными культурными формами, информацией и опытом. Благодаря им культура любого этноса обогащается заимствованиями, аккумулирует лучшие достижения других народов.

Таким образом, любой тип традиции - это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. И все они могут стать основой для развития этно-туризма.

В современном этническом туризме можно выделить два вида. К первому виду относятся «экскурсии в места уже существующих поселений, которые хранят традиции и уклад жизни опреде-

ленных народов»3. Такие поселения являются демонстрационными, они могут быть постоянными и непостоянными (у кочевников). Этот вид экскурсий популярен во многих странах и вызывает любопытство у туристов. Так, например, в Египте очень известны поездки в деревню бедуинов, а в Перу туристы активно знакомятся с жизнью его коренных жителей индейцев и осматривают развалины города Мачу-Пикчу и древнюю инкскую столицу Куско. Подобные экскурсии позволяют соприкоснуться с жизнью самых древних цивилизаций на планете.

Пример этого вида этнического туризма можно встретить и в Европе. Широко известны музеи под открытым небом в Финляндии, Швеции, Испании, Бельгии, на Крите и многие другие.

В России также есть музеи под открытым небом. Одним из наиболее известных является музей-заповедник «Кижи» в Карелии, интересный этнографический музей под открытом небом располагается в Республике Марий Эл, в г. Козьмо-демьянске. Есть пример подобного музея и в Республике Мордовия. В 1992 г. начал работу Республиканский центр национальной культуры с. Старая Теризморга. В его структуре работает этнографический музей, где туристы могут ознакомиться с мордовской национальной культурой, промыслами, сельским бытом, увидеть образцы уникальной мордовской вышивки. Особый интерес всегда вызывают представленные в музее национальные костюмы мокшан и эрзян. Каждый народ может похвастаться своим традиционным национальным костюмом, но национальная одежда небольших мордовских субэтносов мокша и эрзя неизменно вызывает восторг у тех, кто видит ее впервые. Действительно, женский мордовский костюм представляет собой уникальный комплекс, складывавшийся на протяжение веков и отмеченный богатством декорировки, обилием металлических зооморфных шумяще-гремящих украшений, необыкновенной вышивкой сложной техники по счету нитей, уникальными деталями кроя и отделки. Одежда, головной убор, обувь и украшения складываются в единый ансамбль, наделенный символическим сакральным смыслом4. Этот музей пока не приносит большого дохода, но неизменно пользуется популярностью у посещающих Мордовию туристов и играет заметную

2Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка...- С. 89.

3 Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г.А.Папирян. - М.: Экономпресс, 2000. - С. 41.

4 Лысова, Н.Ю. Трансформация народного финно-угорского костюма в современном социуме / Н.Ю.Лысова, И.Л.Сиротина // Вестник Мордовского университета. -2014. - № 4. - С. 238 - 245.

Научная жизнь

роль в формировании позитивного имиджа республики.

В настоящее время в России разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного проживания. Подобные инновационные для России проекты направлены на «развитие устойчивого этнического туризма силами местного и коренного населения, одной из наименее социально, экономически и политически защищенных и наиболее нуждающихся групп населения современного российского общества»5. Представители общин коренных малочисленных народов Севера, например, впервые получат возможность пройти обучение основам организации и развития этнического туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять эконо-

мическую деятельность на собственных территориях традиционного природопользования.

Итак, главной целью этнического туризма является знакомство с культурой, традициями, бытом и обычаями людей, находящихся в тесной взаимосвязи с окружающей средой. С каждым годом этническое разнообразие сокращается, многие культуры постепенно начинают исчезать, именно поэтому вопрос развития этнического тризма так актуален. Важными функциями этнического туризма являются его экологическая направленность и активное вовлечение в эти процессы местного населения. Процветание этнического туризма должно способствовать не только сохранению природного и культурного наследия, но и устойчивому развитию российских территорий.

Квартальнов, В.А. Экономика туризма / В.А.Квар-тальнов, И.В.Зорин. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 134.

ETHNIC TOURISM AS A CONDITION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

© 2015 LL.Sirotina1, P.Y.Tenhunen2, A.G.Gracheva10

1 Ogarev Mordovia State University. Saransk 2 University Aalto. Helsinki. Finland

This article discusses the types of new for Russia ethnic tourism, identifies their potential in the preservation of

natural and cultural wealth and promoting sustainable development of the Russian regions.

Key words: tourism, ethnos, tradition, ethnic tourism, sustainable development, open-air museum.

Irina Lvovna Sirotina, Doctor of philosophy, Professor, Head of Department

of design and advertising. E-mail: sirotinail@mail. ru

Pentti Juhani Tenhunen, Doctor of philosophy, Professor, Head of

international factory. E-mail: Juhani. tenhunen@aalto.fi

Alisa Gennadievna Gracheva, Postgraduate of Department of design

and advertising. E-mail: alyssa g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.