Научная статья на тему 'Межконфессиональный диалог в многонациональной республике'

Межконфессиональный диалог в многонациональной республике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалог / межконфессиональный диалог / межконфессиональные отношения / Дагестан. / dialogue / interfaith dialogue / interfaith relations / Dagestan

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аджимоллаев Абдулла Расулович

Диалог означает дискуссию между людьми, в ходе которой происходит обмен мнениями. Межконфессиональный диалог связан с различными религиями или с участием представителей разных религий, находящихся вместе. Межконфессиональный диалог и действия происходят на протяжении многих веков. Например, император Джалал ад-Дин Мухаммад Акбар, величайший из императоров Индии, правил с 1556 по 1605 год и поощрял терпимость к разнообразной нации с людьми разного вероисповедания, включая ислам, индуизм, сикхизм и христианство. Межконфессиональный диалог относится к обмену мнениями между религиозными сообществами по вопросам, представляющим взаимный интерес, определяет взаимодействие мировых религиозных традиций по богословским вопросам и их усилия по сотрудничеству по поиску мирного сосуществования, соблюдения прав человека, а также дальнейшего экономического и социального развития. Необходимость межконфессионального диалога между последователями различных религиозных традиций сегодня стала насущной необходимостью. Несомненно, в современном мире межобщинная гармония является главной необходимостью, а ее ограниченность стала ныне серьезной проблемой. Межконфессиональная и межобщинная гармония должны строиться на основах и заботах, которые разделяют различные религиозные сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interfaith dialogue in a multinational republic

Dialogue means a discussion between people, during which opinions are exchanged. Interfaith dialogue is associated with different religions or with the participation of representatives of different religions who are together. Interfaith dialogue and actions have been taking place for many centuries. For example, Emperor Jalal al-Din Muhammad Akbar, the greatest of the emperors of India, ruled from 1556 to 1605 and encouraged tolerance for a diverse nation with people of different faiths, including Islam, Hinduism, Sikhism and Christianity. Interfaith dialogue refers to the exchange of views between religious communities on issues of mutual interest, defines the interaction of world religious traditions on theological issues and their efforts to cooperate in the search for peace, human rights, economic and social development. The need for interfaith dialogue between followers of various religious traditions has become an urgent necessity today. Undoubtedly, in the modern world, inter-communal harmony is the main necessity, and its limitations have now become a serious problem. Interfaith and intercommunal harmony should be built on the foundations and concerns shared by various religious communities.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональный диалог в многонациональной республике»

■ ■ ■ Межконфессиональный диалог в многонациональной республике

Аджимоллаев А.Р.

Централизованная исламская религиозная организация

«Муфтият Республики Дагестан». Махачкала, Российская Федерация.

Аннотация. Диалог означает дискуссию между людьми, в ходе которой происходит обмен мнениями. Межконфессиональный диалог связан с различными религиями или с участием представителей разных религий, находящихся вместе.

Межконфессиональный диалог и действия происходят на протяжении многих веков. Например, император Джалал ад-Дин Мухаммад Акбар, величайший из императоров Индии, правил с 1556 по 1605 год и поощрял терпимость к разнообразной нации с людьми разного вероисповедания, включая ислам, индуизм, сикхизм и христианство.

Межконфессиональный диалог относится к обмену мнениями между религиозными сообществами по вопросам, представляющим взаимный интерес, определяет взаимодействие мировых религиозных традиций по богословским вопросам и их усилия по сотрудничеству по поиску мирного сосуществования, соблюдения прав человека, а также дальнейшего экономического и социального развития. Необходимость межконфессионального диалога между последователями различных религиозных традиций сегодня стала насущной необходимостью. Несомненно, в современном мире межобщинная гармония является главной необходимостью, а ее ограниченность стала ныне серьезной проблемой. Межконфессиональная и межобщинная гармония должны строиться на основах и заботах, которые разделяют различные религиозные сообщества.

Ключевые слова: диалог, межконфессиональный диалог, межконфессиональные отношения, Дагестан.

Для цитирования: Аджимоллаев А.Р. Межконфессиональный диалог в многонациональной республике //Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. №1. С.76-85.

Сведения об авторе: Аджимоллаев Абдулла Расулович. Руководитель отдела просвещения по Хасавюртовскому району Республики Дагестан. Адрес: 368000, Республика Дагестан. г. Хасавюрт ул. Ирчи-Казака 39. E-mail: aadzimollaev@gmail.com

Статья поступила в редакцию: 28. 01. 2023. Принята к печати: 12.03.2023.

Разные религии верят и практикуют разные вещи, и в диалоге эти различия становятся объектами дискуссий. Когда люди могут говорить о

различиях, они могут выйти за рамки содержания этих различий -общеизвестно сложного богословского содержания - чтобы увидеть перед собой другое человеческое существо, которое, как и они, живет в сообществе, проявляет уважение и ожидает его от других, и ищет смысл и цель через видение мира. Диалог - это не просто нечто, происходящее только на официальном или академическом уровне, это часть повседневной жизни, в ходе которой различные культурные и религиозные группы напрямую взаимодействуют друг с другом, и где напряженность между ними наиболее ощутима. Когда люди говорят о различиях, они учатся. Хотя диалог не решает всех проблем и не устраняет все пробелы, на самом деле его важность заключается в создании пространства для разговора, где различия могут быть терпеливо и уважительно рассмотрены, и поняты. Диалог терпит неудачу, если люди считают, что различий не существует. Несмотря на различия в богослужении и теологии, все религии разделяют общее учение о мире.

Основы межконфессионального диалога

Согласно определению Википедии «межконфессиональный диалог» - это совместное и позитивное взаимодействие между людьми разных религиозных конфессий и духовных или гуманистических убеждения, как на индивидуальном, так и на институциональном уровне, с целью нахождения общей основы в убеждениях путем сосредоточения внимания на сходстве между конфессиями, понимании ценностей и приверженности миру.

Межконфессиональный диалог обеспечивает основы для лучшего понимания различных религий в целях содействия миру. Учитывая растущее влияние негосударственных субъектов в международных отношениях и их интерпретации - или неправильные интерпретации -религии, кажется логичным, что непрерывными и едиными призывами к мирному сосуществованию общество может гарантировать, что акты насилия не будут искажены под видом религии. Люди должны преодолевать межгрупповую напряженность и ее потенциальные негативные последствия.

Межконфессиональный диалог некоторые рассматриваютт как межрелигиозный диалогог, который представляет собой открытый и уважительный обмен мнениями между отдельными лицами и группами с различным религиозным происхождением и наследием, основанный на взаимопонимании и уважении. Если диалог имеет теологическую направленность, когда в центре внимания оказываются религиозные догматы, то он может иметь резонанс, возможно будет превращён в битву, и вряд ли будет иметь какую-либо конструктивную перспективу. Межконфессиональный диалог предполагает совместную позицию и

сотрудничество в гражданском обществе в достижении практических целей, решение конкретной проблемы» [Глазков].

В речах политических, общественных и религиозных деятелей, ученых и экспертов, в средствах массовой информации понятие межрелигиозного диалога часто встречается, однако специалисты затрудняются сформулировать дефиницию этого термина. «Межрелигиозный диалог можно отнести к особому классу терминов, которые все используют, но никто не может объяснить, что это такое» [Merrigan, Friday: 2].

Отмечаемая многими исследователями проблема, возникающая при попытке описания межрелигиозного диалога, заключается в том, что это очень сложный, многоаспектный феномен, и существуют различные его интерпретации, отражающие разные представления о том, на каких принципах он должен основываться и какие задачи решать. Существующие классификации типов межрелигиозного диалога ограниченны и несовершенны [Мельник: 85-116]. До тех пор, пока он проводится с взаимным уважением, межконфессиональный диалог продвигает общественные отношения к выполнению общей ответственности за мир во всем мире.

Межконфессиональный диалог - это не просто слова или разговоры, он включает в себя человеческое взаимодействие и отношения. Это может происходить между отдельными людьми и сообществами и на многих уровнях. Например, между соседями, в школах и на наших рабочих местах - как формально, так и неформально.

Он также должен стремиться наводить мосты взаимопонимания между этими сообществами и устранять недопонимание, которое является основным источником межобщинных конфликтов. Также важно подчеркнуть необходимость межконфессионального диалога: если религии хотят внести свой вклад в дело мира, им следует подумать о том, как они справляются с проявлениями своего внутреннего разнообразия. В рамках подлинной культуры плюрализма Он будет участвовать в следующих мероприятиях: повышение осведомленности о насилии в отношении женщины на семинарах, тренингах и консультациях; обеспечение капелланства в больницах и клиниках.

Итак, межконфессиональный диалог - это сложный процесс, в ходе которого приверженцы различных религиозных традиций сталкиваются друг с другом, чтобы разрушить стены разделения, которые стоят в центре большинства войн. Цель межрелигиозного диалога - мир. Ханс Кун заканчивает свою книгу «Глобальная ответственность» такими словами: «Нет совместной человеческой жизни без мировой этики для народов. Нет

мира между народами без мира между религиями. Нет мира между религиозными без диалога между религиями»1.

Споры и противоречия на религиозной основе

Сегодня, когда мир достиг огромного технического прогресса и научных достижений, вызывает замешательство то, что люди ведут споры во имя религии. Тысячи людей убиты, народы разделены, и даже святые места поклонения были разрушены во имя религии. Чувства консолидации усиливаются в сердцах последователей разных религий. В эту эпоху беспорядка и страданий, когда мы боимся больше, чем в предыдущий день, час, минуту или секунду, боимся наших соседей, наших людей, нашего общества, чужих убеждений и даже самих себя. Каково решение для защиты человечества от этого ужасного состояния? Единственным решением был бы межконфессиональный диалог, который является обязательным, если не динамичным, для всех, чтобы иметь понимание различных религий или систем убеждений. Вначале рассмотрим краткое представление межконфессионального диалога, а затем подробно обсудим необходимость, важность и достоинства межконфессионального диалога в современном мире. Это дало бы понимание диалога между индуистами, мусульманами, христианами и сикхами и помогло бы устранить предрассудки и недопонимание в отношении веры друг друга. Это также помогло бы реализовать общие цели, такие как установление справедливости и мира во всем мире, защита семей от распада, защита прав человека и продвижение моральных ценностей.

В этом контексте Мерриган и Фрайди пишут: «Диалог, возможно, является наиболее неясным (ambiguous) термином в лексиконе, формирующемся в связи с вызовом, который был брошен религиям глобализацией и плюрализмом. При попытке истолкования этого понятия возникает целый диапазон взаимосвязанных проблем, таких как конкретные цели диалога... условия диалога, темы, которые должны обсуждаться (или избегаться) в его процессе, критерии оценки успеха диалога и так далее» [Merrigan, Friday: 2-3]. Известный специалист в области межрелигиозного диалога К. Корнилл, указывала, что термин межрелигиозный диалог используется для обозначения широкого спектра отношений между религиями - от ежедневных контактов между простыми верующими, живущими по соседству, до специально организованных дискуссий между экспертами, от отдельных и нерегулярных обменов мнениями между духовными лидерами по конкретным проблемам до межрелигиозного активизма, направленного на решение социальных проблем. Цели межрелигиозного диалога также могут существенно

1 https://wikihre.ru/wiki/Hans_Kung

отличаться: от мирного сосуществования до социальных изменений, от развития взаимопонимания до собственного духовного развития» [ComШe: 12].

Межконфессиональный диалог в Дагестане

В полиэтническом регионе России в Дагестане проживают представили различных конфессий. Большую роль в управлении межконфессиональными отношениями играет Централизованная исламская религиозная организация «Муфтият Республики Дагестан».

Муфтият Республики Дагестан осуществляет значительную деятельность в деле сохранения духовно-нравственных ценностей, тем самым обеспечивая духовную безопасность граждан республики. Это и проповеди, и просветительская работа, как в мечетях городов и районов, так и в образовательных учреждениях и организациях республики. Подобные встречи направлены на просвещение в вопросах религии, профилактику асоциальных явлений. Они несут обществу духовно-нравственное оздоровление, воспитывают чувство патриотизма, позволяют противостоять экстремизму и терроризму.

Муфтий Дагестана заложил крепкий фундамент для работы по распространению и утверждению истинных ценностей ислама, направленных на обеспечение духовной безопасности республики.

«Систематически на базе Дагестанского гуманитарного института проводятся курсы повышения квалификации имамов, сотрудников отдела просвещения и религиозных деятелей, направленные на совершенствование просветительской деятельности и получение дополнительных профессиональных навыков и компетенций. На хорошем уровне организована рабочая деятельность краткосрочных курсов повышения квалификации религиозных деятелей, преподавателей исламских вузов и медресе по программам: «Организация мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в студенческой и школьной среде» и «Гражданское просвещение религиозных деятелей» и т.д.» [Буттаева: 13].

Следует отметить, что качество образования в этом вузе из года в год существенно улучшается. «Помимо чисто богословских дисциплин, здесь внимание стали уделять и качеству преподавания светских дисциплин и в перспективе этой тенденции станут еще больше внимания уделять. Да и к преподаванию богословских дисциплин здесь относятся очень серьезно. Помимо того, что здесь преподают лучшие дагестанские специалисты по исламскому богословию, часто приглашаются и известные зарубежные богословы» [Буттаева: 12].

Отмечается, что правоохранительные органы также поддерживают и оказывают всяческое содействие усилиям религиозных организаций в возрождении лучших духовных и культурных традиций дагестанского

народа, использованию их потенциала в деле сохранения мира и стабильности в обществе, противодействию экстремизму и терроризму, развитию братских отношений между людьми различных национальностей.

Наряду с проблемой непросвещенного общества, в те годы существовала и проблема кадров. Наблюдалась катастрофическая нехватка образованных имамов, которые на идеологическом уровне могли бы противостоять псевдорелигиозным идеям. Духовенству приходилось назначать имамов, которые хотя бы соблюдают столпы ислама, но неимеющих должного религиозного образования. Сегодня проблема хоть и значительно решена, но, к сожалению, решена не полностью.

Президент РФ В.В. Путин в частности отметил следующее: «Одна из важнейших задач - воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства»1.

Важная тенденция в развитии мусульманского образования - это преодоление прежней конфронтации между государственной школой, светскими образовательными учреждениями и религиозными институтами, мечетью, и главное - поиски способов взаимодействия в общем стремлении воспитать подрастающее поколение достойными гражданами Дагестана, России

Борьба с исламским фундаментализмом

Существует определенная проблема дагестанской молодежи, выехавшей с начала 90-х годов в зарубежные исламские учебные заведения. К сожалению, некоторая часть из них проходит обучение в религиозно-экстремистских центрах Ближнего и Среднего Востока. Возвращаясь на Родину, они порой становятся пропагандистами идей религиозного экстремизма. Представителям государственных и муниципальных органов власти, мусульманских религиозных организаций республики прилагают все усилия, чтобы убедить молодежь учиться в мусульманских учебных заведениях в нашей республике, тем более что все условия для этого созданы.

«Как религиозно-политическое движение ваххабизм возник в Дагестане лет тридцать тому назад. Ваххабиты выступают за «очищение ислама» путем отказа от бид'а, отрицают суннитские мазхабы (ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский), паломничество в Мекку, осуждают культ святых, не признают суфийские тарикаты и их шейхов. Наиболее резкая критика в адрес ваххабитов последовала со стороны Духовного управления мусульман Дагестана. Во многих мечетях республики людям разъясняли смысл и сущность ваххабизма. Совет

1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/19474

алимов в Буйнакске запретил незарегистрированные мечети, обучение детей ваххабитским идеям или же распространение соответствующей литературы. В этой деятельности духовное руководство Дагестана и власти республики объединили свои усилия» [Баширов].

По мнению ряда религиозных, политических деятелей и ученых, «экстремизму можно противопоставить только знания, ибо политический и особенно религиозный экстремизм - детище невежества» [Серивов].

Крупнейший правовед Л.Р. Сюкияйнен справедливо писал: «Я не представляю, как можно бороться с исламским фундаментализмом, не заботясь прежде этого о развитии мусульманской культуры, образования, не заботясь о признании важной позитивной роли уникальной и самобытной исламской цивилизации. Самая эффективная борьба с фундаментализмом - это внедрение иных, традиционных исламских ценностей»1.

Что такое межрелигиозный диалог? Это теоретический диалог, в котором лидеры религий выражают точки зрения своей религии, которые помогают людям и самим лидерам иметь хорошие знания о другой религии. Межконфессиональный диалог выражается в том, что люди разных вероисповеданий приходят к взаимопониманию и уважению, что позволяет им жить и сотрудничать друг с другом, несмотря на их различия. Термин относится к совместному и позитивному взаимодействию между людьми разных вероисповеданий/религиозных традиций, как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Каждая сторона остается верной своим убеждениям, уважая право другой стороны свободно исповедовать свою веру.

Итак, межконфессиональный диалог имеет много граней. Два человека могут собраться вместе и поделиться аспектами своих вероисповеданий и бороться за понимание того, что является чужим. Теологи могут писать статьи, публиковаться в журналах и собираться для обсуждения более тонких богословских вопросов, связанных с межрелигиозным диалогом (а богословских вопросов существует множество). Возможно, члены одной религиозной традиции могут объединиться с членами другой религии, чтобы улучшить соседство. Межконфессиональный диалог был очень спорным вопросом, и по этому поводу было много дискуссий; его необходимость, обоснование и успех. Эти вопросы сделали очевидным, что люди не осознают реального значения межконфессионального диалога.

Пер Эльман и Ольбрехтс-Титека объясняют диалог следующим образом: «... (это) не должно быть дискуссией ... а скорее дискуссия, в которой собеседники честно и непредвзято ищут наилучшее решение

1 http://www.islamdag.ru/analitika/6528

спорной проблемы»1. Насколько полезным и полезным может быть межконфессиональный диалог в решении проблем? Межконфессиональный диалог не ставит своей целью изменить представления людей об их религиях или вероисповеданиях, но стремится найти точки соприкосновения между религиями, сосредоточить нас на сообществах и, делая акцент на гармонии и мире, найти решения многих наших общих проблем.

Диалог между последователями разных конфессий дает им возможность разговаривать и слушать друг друга, узнавая и учась понимать «другого». В межконфессиональном диалоге мы стараемся подходить к нашим партнерам в духе терпимости, правдивости, искренности, любви, уважения и доброй воли, не желая, чтобы другие принимали наши собственные убеждения или идеи. Способность обсуждать наши религиозные и культурные различия жизненна важна для участников демократии, особенно в обществе, который наполнен людьми, чьи различия глубоки и сложны. Эти заявления показывают важность межконфессионального диалога для улучшения человечества и доброй воли обществ. Сейчас, в эпоху конвергенции, мы вынуждены жить в одном мире в глобальной деревне.

Выводы

Межконфессиональный диалог такой же древний, как и религии, поскольку мужчины и женщины, когда они не воюют со своими соседями, всегда прилагали усилия, чтобы понять их (не только потому, что понимание - это стратегия неповиновения, но и для того, чтобы отложить диалог до войн). Чтобы сохранить единство своей империи, император Джалал ад-Дин Мухаммад Акбар2, величайший из монгольских императоров Индии принял программы, которые завоевали лояльность нем мусульманского населения его королевства. Он реформировал и укрепил свою центральную администрацию, а также централизовал свою финансовую систему и реорганизовал процессы сбора налогов. Хотя он никогда не отрекался от ислама, он проявлял активный интерес к организации дискуссий о других религиях, убеждая индуистов, паресов и христиан, а также мусульман. Он всегда поощрял ученых, поэтов, художников и музыкантов.

Таким образом, диалог - это не просто нечто, происходящее только на официальном или академическом уровне, это часть повседневной жизни, в ходе которой различные культурные и религиозные группы напрямую взаимодействуют друг с другом, и где напряженность между

1 https://wikihre.ru/wiki/Chaim_Perelman

2 Правитель империи, занимавшей в конце XVI в. почти всю территорию сегодняшней Индии и Афганистана

ними наиболее ощутима. Межконфессиональный диалог - это совместное и позитивное взаимодействие между людьми разных религиозных конфессий и духовных или гуманистических убеждений, как на индивидуальном, так и на институциональном уровне, с целью нахождения общих точек соприкосновения в убеждениях путем сосредоточения внимания на сходстве между конфессиями, понимании ценностей и приверженность миру. Межконфессиональный диалог имеет целый ряд значений, каждое из которых включает в себя способы, которыми мы справляемся с нашими столкновениями с религиозными различиями - диалог в повседневной жизни.

Источники

Баширов Л.М. (2000). Ислам и этнополитические процессы в современной России. Точка зрения. М.: РАГС.

Буттаева А.М. (2018). Общий взгляд на состояние исламского образования в современном Дагестане. Образование и духовная безопасность. №1 (3). С. 13.

Глазков Александр Петрович Межконфессиональный диалог и его элитологическое измерение [эл. ресурс]:

https:^yberleninka.m/artide/n/mezhkonfessionalnyy-dialog-i-ego-elitologicheskoe-izmerenie#:~:text=В%20отличии%20от%20межрелигиозного%20диалога,проблемы%2C %20которые%20появляются%20на%20горизонте

Мельник С.В. (2018). Классификации типов межрелигиозного диалога: анализ существующих подходов [эл. ресрус]: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-87-118.

Серивов У.У. (1998). Ислам. Как прийти к правильному воспитанию. Чебоксары: Чувашия.

Шарков Ф. И. Факторы гармонизации этноконфессиональных коммуникаций в современной России// Ислам в современном мире. 2016; 12(4):171-182.

Cornille C. (2013). The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons.

Merrigan T., Friday J. (2017). The Past, Present, and Future of Theologies of Interreligious Dialogue. Oxford, U.K.: Oxford University Press/

■ ■ ■ Interfaith dialogue in a multinational republic Adzhimollaev A.R.

Centralized Islamic religious organization «Muftiat of the Republic of Dagestan». Makhachkala, Russian Federation.

Abstract. Dialogue means a discussion between people, during which opinions are exchanged. Interfaith dialogue is associated with different religions or with the participation of representatives of different religions who are together. Interfaith dialogue and actions have been taking place for many centuries. For example, Emperor Jalal al-Din Muhammad Akbar, the greatest of the emperors of

India, ruled from 1556 to 1605 and encouraged tolerance for a diverse nation with people of different faiths, including Islam, Hinduism, Sikhism and Christianity. Interfaith dialogue refers to the exchange of views between religious communities on issues of mutual interest, defines the interaction of world religious traditions on theological issues and their efforts to cooperate in the search for peace, human rights, economic and social development. The need for interfaith dialogue between followers of various religious traditions has become an urgent necessity today. Undoubtedly, in the modern world, inter-communal harmony is the main necessity, and its limitations have now become a serious problem. Interfaith and intercommunal harmony should be built on the foundations and concerns shared by various religious communities.

Keywords: dialogue, interfaith dialogue, interfaith relations, Dagestan.

For citation: Ajimollaev A.R.//Communicology: Electronic Scientific journal. 2023. Vol. 8. No. 1, pp.76-85.

Inf. about the author: Ajimollaev Abdulla Rasulovich. Head of the Department of Education in the Khasavyurt district of the Republic of Dagestan. Address: 368000, Republic of Dagestan. Khasavyurt, Irchi-Kazaka str. 39. E-mail: aadzimollaev@gmail.com. E-mail: aadzimollaev@gmail.com

Received: 28. 01. 2023. Accepted: 12.03.2023. References

Bashirov L.M. (2000). Islam and ethnopolitical processes in modern Russia. Point of view. M.: RAGS. (In Rus.).

Buttayeva A.M. (2018). General view on the state of Islamic education in modern Dagestan. Education and spiritual security. No.1 (3): p. 13. (In Rus.).

Cornille C. (2013). The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons.

Glazkov Alexander Petrovich Interfaith dialogue and its elitological dimension. [el. source]: In: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkonfessionalnyy-dialog-i-ego-

elitologicheskoe-

izmerenie#:~:text=B%20oT^HHHH%20oT%20Me>Kpe^HfHO3Horo%20aHa^ora,npo6^eM^%2C %20KQTOpbie%20noflB.nflroTCfl%20Ha%20ropH3OHTe (In Rus.).

Melnik S.V. (2018). Classifications of types of interreligious dialogue: analysis of existing approaches [el. source]: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-87-118. (In Rus.).

Merrigan T., Friday J. (2017). The Past, Present, and Future of Theologies of Interreligious Dialogue. Oxford, U.K.: Oxford University Press.

Serivov U.U. (1998). Islam. How to come to the right upbringing. Cheboksary: Chuvashia. (In Rus.).

Sharkov F.I. Factors of harmonization of ethno-confessional communications in modern Russia. Islam in the modern world. 2016; 12(4):171-182. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.