Научная статья на тему 'Межконфессиональный диалог СМИ по проблемам формирования духовно-нравственных ценностей'

Межконфессиональный диалог СМИ по проблемам формирования духовно-нравственных ценностей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / молодежь / духовно-нравственные ценности / многонациональное общество / mass media / youth / spiritual and moral values / multinational society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асадулаев Идрис Амаевич

Диалог – это беседа между двумя или более персонажами. Однако при внутреннем диалоге персонажи в разговоре включают самого себя и свой разум. Иногда внутренний диалог происходит в уме, а иногда – произносится вслух: «Я не могу поверить, что причинил боль своему брату. Простит ли он меня когда-нибудь?». Диалог, в котором лидеры религий выражают точки зрения об их религии, помогают людям и самим лидерам освоить знания о других религиях. Межконфессиональный диалог – это не просто слова или разговоры, он включает в себя человеческое взаимодействие и отношения. Это может иметь место между отдельными людьми и сообществами. Межконфессиональный диалог, это эффективное и позитивное взаимодействие между людьми разных религиозных конфессий и духовных или гуманистических убеждений, как на индивидуальном, так и на институциональном уровне с целью достижения общего согласия, через концентрацию на сходстве общих гуманистических ценностей между конфессиями, понимании ценностей и приверженность миру. Современный мир сегодня столкнулся с небывалыми нападками на традиционные духовно-нравственные ценности. Под влиянием западной культуры размываются понятия традиционных российских ценностей, молодежь порой не знает на что ориентироваться, институт семьи теряет свою основу. Вместе с этим вырос и духовный запрос общества: тема религии, духовно-нравственного воспитания молодежи стала обсуждаемой и в российских СМИ. Со временем появились и конфессиональные СМИ, в прессе часто стали появляться материалы, посвященные духовным изменениям в стране и влиянии религиозного просвещения на воспитание молодежи в условиях этноконфессионального многообразия общества. Различные каналы коммуникации, включая СМИ стали основным источником религиозных идей. В качестве языка СМИ формируется религиозное воображение в соответствии с жанрами популярной культуры, а в качестве культурной среды СМИ взяли на себя многие социальные функции институционализированных религий, обеспечивая как моральное, так и духовное руководство, и чувство общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERFAITH DIALOGUE OF MASS MEDIA ON THE PROBLEMS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES

A dialogue is a conversation between two or more characters. However, in internal dialogue, the characters in the conversation include themselves and their minds. Sometimes the internal dialogue takes place in the mind, and sometimes it is spoken out loud: "I can't believe I hurt my brother. Will he ever forgive me?" A dialogue in which religious leaders express points of view about their religion, helps people and leaders themselves to master knowledge about other religions. Interfaith dialogue is not just words or conversations, it includes human interaction and relationships. This can take place between individuals and communities. Interfaith dialogue is an effective and positive interaction between people of different religious confessions and spiritual or humanistic beliefs, both at the individual and institutional level, in order to achieve common agreement, through concentration on the similarity of common humanistic values between confessions, understanding of values and commitment to peace. The modern world today is faced with unprecedented attacks on traditional spiritual and moral values. Under the influence of Western culture, the concepts of traditional Russian values are being blurred, young people sometimes do not know what to focus on, the institution of the family is losing its foundation. Along with this, the spiritual demand of society has also grown: the topic of religion, spiritual and moral education of young people has become discussed in the Russian media. Over time, confessional media also appeared, and materials on spiritual changes in the country and the influence of religious education on the upbringing of young people in the conditions of ethno-confessional diversity of society often began to appear in the press. Various communication channels, including the media, have become the main source of religious ideas. As the language of the media, religious imagination is formed in accordance with the genres of popular culture, and as a cultural medium, the media has assumed many social functions of institutionalized religions, providing both moral and spiritual guidance and a sense of community.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональный диалог СМИ по проблемам формирования духовно-нравственных ценностей»

■ ■ ■ Межконфессиональный диалог СМИ по проблемам формирования духовно-нравственных ценностей

Асадулаев И.А.

Централизованная исламская религиозная организация «Муфтият Республики Дагестан», Махачкала, Российская Федерация.

Аннотация. Диалог - это беседа между двумя или более персонажами. Однако при внутреннем диалоге персонажи в разговоре включают самого себя и свой разум. Иногда внутренний диалог происходит в уме, а иногда - произносится вслух: «Я не могу поверить, что причинил боль своему брату. Простит ли он меня когда-нибудь?».

Диалог, в котором лидеры религий выражают точки зрения об их религии, помогают людям и самим лидерам освоить знания о других религиях. Межконфессиональный диалог - это не просто слова или разговоры, он включает в себя человеческое взаимодействие и отношения. Это может иметь место между отдельными людьми и сообществами. Межконфессиональный диалог, это эффективное и позитивное взаимодействие между людьми разных религиозных конфессий и духовных или гуманистических убеждений, как на индивидуальном, так и на институциональном уровне с целью достижения общего согласия, через концентрацию на сходстве общих гуманистических ценностей между конфессиями, понимании ценностей и приверженность миру. Современный мир сегодня столкнулся с небывалыми нападками на традиционные духовно-нравственные ценности. Под влиянием западной культуры размываются понятия традиционных российских ценностей, молодежь порой не знает на что ориентироваться, институт семьи теряет свою основу. Вместе с этим вырос и духовный запрос общества: тема религии, духовно-нравственного воспитания молодежи стала обсуждаемой и в российских СМИ. Со временем появились и конфессиональные СМИ, в прессе часто стали появляться материалы, посвященные духовным изменениям в стране и влиянии религиозного просвещения на воспитание молодежи в условиях этноконфессионального многообразия общества.

Различные каналы коммуникации, включая СМИ стали основным источником религиозных идей. В качестве языка СМИ формируется религиозное воображение в соответствии с жанрами популярной культуры, а в качестве культурной среды СМИ взяли на себя многие социальные функции институционализированных религий, обеспечивая как моральное, так и духовное руководство, и чувство общности.

Ключевые слова: средства массовой информации, молодежь, духовно-нравственные ценности, многонациональное общество.

Для цитирования: Асадулаев И.А. Роль средств массовой информации в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи в многонациональном обществе// Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №1. 2023.С.8-17

Сведения об авторе: Асадулаев Идрис Амаевич, руководитель направления по

работе с молодежью и спорту при Муфтияте Республики Дагестан.

Адрес:. 367000, г. Махачкала, ул, Дахадаева, 136.

Статья поступила в редакцию: 14. 01. 2023. Принята к печати: 22.03.2023.

Межконфессиональный диалог связан с привлечением представителей разных религий или представителей разных религий быть вместе. Межконфессиональный диалог имеет целый ряд значений, каждое из которых включает в себя способы, которыми мы обращаемся при наличии ртелигиозных различий. Межконфессиональный диалог является сложным процессом, с чем сталкиваются приверженцы различных религиозных традиций, чтобы найти точки соприкосновения и возможных противоречий и разногласий.

Межконфессиональный диалог не направлен на изменение религиозных представлениях или вероисповеданиях, но чтобы сосредоточиться на сообществах, найти решения многих общих проблем. Диалог между последователями разных конфессий дает им возможность поговорить и выслушать друг друга. В межконфессиональном диалоге стороны подходят к своим партнерам в духе терпимости, правдивости, искренности, любви и уважения.

История межконфессионального диалога столь же древняя, как и религии. Межконфессиональный диалог имел важное значение для представителей различных конфессий в течение многих столетий. Межконфессиональный диалог в историческом аспекте означает обмен среди религиозных сообществ по вопросам взаимного участия в мировых религиозных традициях вокруг богословских вопросов и их усилий по сотрудничеству в вопросах мира, прав человека, экономического и социального развития.

Диалог между последователями различных религиозных традиций актуален и сегодня. Несомненно, гармония между сообществом и различными конфессиональными ценностями сегодня является основным требованием, и ее отсутствие становится серьезной проблемой.

Цель межконфессионального диалога - повысить понимание и уважение к другим религиозным системам и учреждениям, тем самым повышая нашу оценку их ценности. Диалог должен повысить чувствительность всех исповедующих религию людей в их отношения с Богом.

Межконфессиональный диалог возможен только тогда, когда убеждения представителей различных конфессий остаются нетронутыми. Приэтом ни один из участников не стремится обратить в свою веру любого другого участника. Участники, будучи убежденным в

неизменной значимости и целостности всех религиозных групп, участвуя в диалог, сохраняют убежденность в том, что ни одна группа не обладает полным и абсолютным знанием природы и существа Бога.

Межконфессиональный диалог необходим для укрепления

гражданских прав. Это необходимо, потому что среди меньшинств существует глубоко укоренившееся заблуждение в том, что им отказывают в правах как гражданину своей страны. Эта предполагаемая дискриминация начинается с поступления в школу, поиска работы, поиска жилья и необходимостью решения других бытовых проблем. Реальное или воображаемое восприятие, приводит к подозрению у представителей различных религий, что они подвергаются обвинениям по признаку религии.

Духовно-нравственная проблематика в средствах массовой информации

«Духовность и нравственность выступают одновременно, как катализаторы множества новых идей, а также и порождают процесс копирования и подражания и заимствования» [Назайкин 2018].

«Средства массовой информации всегда находились в авангарде культурных процессов. Как правило, вначале происходит процесс информационной глобализации и только после этого другие всемирные процессы духовной, политической, культурной, экономической и других форм интеграций. Есть мнения ученых, что Америка была открыта задолго до Колумба, но поскольку до мировой общественности никто эту информацию не довел кроме Колумба, то он и стал первым и прославился на весь мир и навеки» [Шустров 2018].

Средства массовой информации находятся в центре между людьми. Посредством средств массовой информации люди делятся опытом. Значительная часть исследований в области СМИ касается этих аспектов СМИ и коммуникаций.

С помощью самых сложных медиатехнологий духовно-нравственная проблематика в средствах массовой информации приобрела беспрецедентный характер в современном обществе. В недавние блокбастеры, такие как «Нарния», трилогия «Властелин колец» и серия фильмов о Гарри Поттере, волшебники, призраки, эльфы, единороги, монстры одержимые злом и духи, работающие на благо, ярко живы и населяют мир наравне с живыми людьми. События в глобальных СМИ, связанные с фильмом премьера трилогии «Властелин колец», возможно, имела решающее значение для повышения культурного престижа фантастического жанра в целом за счет институционализированного религиозного представления. В представлениях СМИ нравственные ориентиры молодежи стали включать суеверия и новые трактовки религии.

За последние десятилетия пресса все чаще стала освещать как христианские, так и исламские проблемы. Описывается множество религиозных историй. Публикация карикатуры Мухаммеда ежедневной газеты Jyllands-Posten не оставили сомнений в том, что средства массовой информации действительно играют заметную роль в публичном распространении религиозных представлений и в обрамлении религиозных споров.

Медиатизация религии становится частью постепенной секуляризации: это исторический процесс, в котором СМИ взяли на себя многие социальные функции, которые раньше осуществлялись исключительно религиозными учреждениями. Ритуалы, поклонение, траур и празднование - это все социальные действия, которые раньше принадлежали исключительно религии, а теперь охвачены средствами массовой информации. Изучение способов взаимодействия религии со СМИ свидетельствует о тенденциях секуляризации и повторная сакрализация. Некоторые религиозные медиа-жанры, подобно новостям и документальным фильмам, ориентированы на светский мировоззрение, в то время как жанры научной фантастики и ужасов более склонны пробудить метафизическое или сверхъестественное воображение.

Духовно-нравственные и социальные проблемы довольно часто освещаются в СМИ, в том числе и на страницах конфессиональных СМИ. В российских печатных и электронных СМИ есть даже специальные рубрики, посвященные данной тематике. Так духовно-просветительской газете «Ас-Салам» публикуются статьи о духовно-нравственном воспитании молодежи. В данных статьях подробно раскрываются различные аспекты формирования личности и влияния и роли СМИ и интернета на эти процессы. В частности, затрагиваются такие аспекты как духовно-нравственные и культурные ценности различных народов России.

В качестве примера можно взять материал, на который стоит обратить внимание эта статья об отношении к школьникам «Будьте милосерднее к школьникам». В нем рассказывается о выстраивании отношений между взрослыми и детьми, о нагрузках на детскую психику и оказании помощи детям.

В статье «Люди особой судьбы» дается подробный анализ проблем людей с нарушением слуха. На примерах показывается, с какими трудностями глухонемые сталкиваются в общественной жизни, будь то в магазине, на рынке, в разных сферах, где оказывают услуги. Порой современные учреждения и работники разных сфер не готовы ко встрече с людьми, которые требуют особого вниманию, у которых проблемы со слухом, зрением и испытывают различные проблемы непонимания при коммуникации.

Роль СМИ в переосмыслении мира

Согласно Максу Веберу (1998), современный мир характеризуется неуклонным продвижением рациональности. Продвижение новых религиозных движений указывает на наличие элементов из досовременного мира, в то же время эти новые религии являются источником идентичности и значимости для современной саморефлексирующей личности. Точно так же, как это сделали новые религиозные движения, СМИ внести свой вклад в переосмысление современного мира [Мердок 1997; Мартин-Барберо 1997].

С появлением СМИ они оказались на службе различных социальных институтов. Постепенно и религиозные сообщения стали распространяться через их контент: книги стали использоваться как инструмент обучения и источник ключевых священных текстов. Книги и журналы были поставлены на службу религиозным научным культурным институтам. Церковь также можно рассматривать как средство коммуникации с целым рядом жанров как проповедь, псалмы и так далее.

Ближе к концу двадцатого века, большинство СМИ постепенно утратили тесную связь со специфическими социальными институтами, организациями и партиями, тем самым СМИ стали независимыми институтами в обществе. Следовательно, СМИ больше не считают себя поставщиками повестки дня других учреждений; вместо этого их деятельность гораздо более настроена на службу аудитории. Иначе, СМИ все больше организуют общественное и частное общение способами, адаптированными к личности логика медиума и рыночные соображения. По-прежнему в средствах массовой информации, представлены другие институты. Тем не менее, как количественные, так и качественные развития, которое претерпели СМИ в обществе, сыграли на руку религиозным верованиям и представлениям.

Вещательные СМИ сыграли жизненно важную роль в ритуализации важных социальных перемен, такие как похороны, празднование национальных праздников, инаугурация. Такие медийные события определяют эмоциональные связи между сообществом и участникам и делают события частью коллективной памяти сообщества.

Доступ к информации - «это конституционное право каждого человека. СМИ связывают мир с гигантской сетью информационных источников, доступной для всех. Мир уже стал единым информационным полем, «большой деревней», как сказал известный канадский медийный ученый Маршалл Маклюэн» [Дэвид, Робинс 2016].

Например, профессор дублинского института Гете доктор Кай Хафез считает, что «глобализация СМИ - это больше миф, чем реальность и что она не так важна в медиа-секторе» [Кай 2017: 203]. По его мнению, каждый человек больше тянется к своим национально-культурным корням, и, соответственно, в своей практической деятельности нуждается больше в региональной информации, чем в общемировой.

Духовно-нравственные ценности, формируемые духовным сообществом мусульман

Ключевой деятельностью религиозных учреждений является поклонение символам, богам и святым, но они больше не пользуются монополией в этой области. СМИ часто пропагандируют религиозное поведение. Целый ряд еженедельных журналов зарабатывает на жизнь, способствуя парасоциальным отношениям между аудиторией обычных людей и знаменитостей. Кино, телевидение и музыкальная индустрия сознательно развивает культовые явления, фан-клубы и проводят их идолизацию.

Во время ритуальных событий осуществляется интересное взаимодействие между СМИ и церковью. Большая часть освещения таких событий в СМИ осуществляется самими СМИ с использованием их традиционных жанров и форматов для подключения сообщества к религиозному учреждению, которое проводит поминальная служба или выполнение свадебного ритуала. Медийные ритуалы могут также служить для формирования религиозного воображенияи.

Благодаря медиатизации религиозные представления и практики становятся все больше зависимыми от СМИ. Медиа стали основным источником изображений и текстов о магии, спиритуализме и религии. В современных западных обществах СМИ выходят на передний план религиозного воображения.

Вопросам, связанным с духовно-нравственным составляющем и вытекающим из социальной доктрины мусульман, посвящены многие статьи ведущих исламских интернет-сайтов «Ислам.ру» и «Исламдаг.ру», на сайте Духовного собрания мусульман России и Мухтасибатского собрания мусульман Московской области и других.

Данные средства массовой коммуникации включают и широкую сеть страниц в социальных сетях, что в комплексе позволяет охватить сотни тысяч читателей и подписчиков. Постоянно выкладываются в интернет пространстве социально ориентированные видеоролики, проповеди и выступления.

На YOUTUBE-канале Муфтията Республики Дагестан и социальных сетях за последние годы размещены материалы, в которых особый акцент делается на благотворительность, помощь инвалидам, пенсионерам, бедным и нуждающимся, трудовым мигрантам. Есть видео материалы, в которых звучат призывы соблюдать правила дорожного движения и быть вежливыми. Также большой популярностью пользуется контент, где поднимаются вопросы этноконфессионального взаимодействия, гармонизации межконфессиональной дружбы и укрепления дружеских отношений. Особое внимание уделяется освещению роли религиозных

организаций в приближении победы годы Великой Отечественной войны. На сайте Муфтията Республики Дагестан даются статьи о подвигах разных народов, в том числе и народов живущих в странах СНГ, что оказывает большое влияние на укреплении межнациональных отношений и снятию разного рода стереотипов.

Наиболее популярными в мировых СМИ являются бойцы смешанных боевых искусств, о которых часто пишут с привязкой к Дагестану. Самым упоминаемым в СМИ является боец, выступающий под эгидой Ц^, действующий чемпион в легком весе Хабиб Нурмагомедов. Самым популярными ключевыми запросами из заграницы оказались фразы: «Дагестан», «Хабиб Нурмагомедов», «Дагестан коронавирус», «Новости Дагестана», «видео Дагестан». Для анализа возьмем период с 08.04.2020 г. по 08.05.2020г. Всего запросов: по фразе - «Дагестан»: 494 573; - «Хабиб Нурмагомедов»: 247 011; - «Дагестан коронавирус»: 115 682; - «новости Дагестана»: 133 608; - «видео Дагестан»: 12 154.

В 90-годы такие страны как «Турция, Иран, Саудовская Аравия, а также некоторые западноевропейские страны через свои международные организации повторили множество попыток втянуть республики Северного Кавказа, в частности, Дагестан в глобализационные процессы, в том числе и посредством СМИ» [Ульянова 2015].

С развитием спутникового телевидения в глобализационную информационную сеть включились в том числе и население Северного Кавказа, появилась возможность круглые сутки смотреть телеканалы на любых языках и быть в курсе всего происходящего на родине» [Ворошилов, 2004]. Однако в этом случае, появилась возможность на восприятие духовно-нравственных ценностей. Стало возможным влиять созданием своих Интернет-СМИ. Так, Интернет-изданием с большой посещаемостью и многоязычным контентом в Республике Дагестан стал сайт islamdag.ru. «Жизненно важно понять, что трансграничная связь -«Интернет, спутниковое телевидение и т. д. - поддерживает как основные тенденции глобализации, так и то, что средства массовой информации могут способствовать или препятствовать их интеграции в эпоху глобализации» [Ковалева 2000].

Вместо заключения

Анализ активности дагестанцев, проживающих в разных странах, показывает, что «молодые мигранты покинули эти медийные замкнутые системы. Большинство довольно неплохо освоили многоязычную форму коммуникации и дискурса» [Бессонов 2017].

Исследователь Дэрил Снов обнаружила, что «разные поколения иммигрантов - родители, их дети и внуки - воспринимают спектр программ, предлагаемых дагестанскими и европейскими СМИ, совершенно по-разному» [Тофман 2017].

Молодые люди, рожденные «в Европе, часто не имеют достаточных знаний о культурных и национальных особенностях Дагестана и не связаны чувством ностальгии по исторической родине. Поэтому они гораздо менее склонны смотреть российские фильмы, чем их родители, деды» [Жарков 2016].

«Ггруппа медиа-мигрантов пытаются поддерживать культурные контакты со своей родиной, и при этом значительно растворяются в новой среде и под влиянием местных массмедиа, выражают идеологическое и политическое несогласие с действующей властью в Республике Дагестан и позволяют себе критику в адрес руководства России» [Пол, Томпсон 2016].

Для первого поколения, культурно оторванного от Дагестана, характерно проявление «тоски по дому», в социальных сетях, однако придерживаются крайних политических взглядов и в своих публикациях выражают недовольство действиями властей Республики Дагестан и выставляют материалы, аппозиционного и дискредитирующего характера.

«Часть дагестанцев готовы «полностью разорвать все связи с исторической родиной, потребляя только медиа-продукцию страны проживания, сознательно отождествляя себя с Западом и ее ценностями. При этом они тоже поддерживают негативный образ России. Мнение данной категории полностью зависит от политического и информационно-идеологического климата страны проживания» [Киселев 2012].

Часть опрошенных придерживаются нейтралитета, обсуждают и комментируют только конкретные резонансные инциденты, не критикуют власти и не показывают своих идейно-политических взглядов.

Источники

Аймерр Ф.К. (2016). Культурный империализм: источники, содержание, современные модели. Тула. 306 с.

Бессонов Б.Н. (1978). Идеология духовного подавления. М. 44 с.

Бессонов Б.Н. (2017). Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. М. 264 с.

Ворошилов В.В. (2004). Журналистика базовый курс. СПб. 704 с.

Жарков Е.А. (2016). Роль СМИ в процессах миграции. М. 224 с.

Карин В. В. (2016). ТВ, радио, интернет-страницы истории. М. 258 с.

Киселев А. Г. (2012). Теория и практика массовой информации: общество -СМИ - власть. М.: Юнити-Дана431 с.

Ковалева М. М. (2000). Отечественная журналистика: вопросы теории и истории / М. М. Ковалева. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та. 108 с.

Назайкин А.Н. (2004). Как манипулировать журналистами. М.240 с.

Тофман К.П., Блюменау Д.И. (2017). Информация и информационные потоки. М.: Кладезь, 240 с.

Ульянова А.Д. (2015). Информатизация общества. М. 180 с.

Шарков Ф.И. (2016). Факторы гармонизации этноконфессиональных коммуникаций в современной России// Ислам в современном мире. 12(4). С.171-182.

Шарков Ф.И. (2015). Информационно-коммуникационная парадигма развития государственности: цивилизационный надкультурный и надрелигиозный аспекты// Ислам в современном мире.11(3). С. 175-182.

Шустров Т.И. (2018). Неудобная история мира. М. 320 с.

■ ■ ■ INTERFAITH DIALOGUE OF MASS MEDIA ON THE PROBLEMS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Asadulaev I.A.

Centralized Islamic Religious Organization "Muftiat of the Republic of Dagestan", Makhachkala, Russian Federation.

Abstract. A dialogue is a conversation between two or more characters. However, in internal dialogue, the characters in the conversation include themselves and their minds. Sometimes the internal dialogue takes place in the mind, and sometimes it is spoken out loud: "I can't believe I hurt my brother. Will he ever forgive me?" A dialogue in which religious leaders express points of view about their religion, helps people and leaders themselves to master knowledge about other religions. Interfaith dialogue is not just words or conversations, it includes human interaction and relationships. This can take place between individuals and communities. Interfaith dialogue is an effective and positive interaction between people of different religious confessions and spiritual or humanistic beliefs, both at the individual and institutional level, in order to achieve common agreement, through concentration on the similarity of common humanistic values between confessions, understanding of values and commitment to peace.

The modern world today is faced with unprecedented attacks on traditional spiritual and moral values. Under the influence of Western culture, the concepts of traditional Russian values are being blurred, young people sometimes do not know what to focus on, the institution of the family is losing its foundation.

Along with this, the spiritual demand of society has also grown: the topic of religion, spiritual and moral education of young people has become discussed in the Russian media. Over time, confessional media also appeared, and materials on spiritual changes in the country and the influence of religious education on the upbringing of young people in the conditions of ethno-confessional diversity of society often began to appear in the press.

Various communication channels, including the media, have become the main source of religious ideas. As the language of the media, religious imagination is formed in accordance with the genres of popular culture, and as a cultural medium, the media has assumed many social functions of institutionalized religions, providing both moral and spiritual guidance and a sense of community.

Keywords: mass media, youth, spiritual and moral values, multinational society.

For citation: Asadulaev I.A. The role of mass media in the formation of spiritual and moral values of youth in a multinational society// Communicology: electronic scientific journal. Volume 8. No. 1. 2023, pp 8-17.

Inf. about the author: Asadulaev Idris Amayevich, Head of the Youth and Sports Department at the Muftiate of the Republic of Dagestan. Address: 367000, Makhachkala, ul., Dahadaeva, 136.

Recived: 14. 01. 2023. Accepted: 22.03.2023. References

Aimerr F.K. (2016). Cultural imperialism: sources, content, modern models. Tula. 306 p. (In Rus.).

Bessonov B.N. (1978). Ideology of spiritual suppression. M.. 44 p. (In Rus.). Bessonov B.N. (2017). Propaganda and manipulation as instruments of spiritual enslavement. M. 264 p. (In Rus.).

Karin V.V. (2016). TV, radio, Internet pages of history. M. 258 p. (In Rus.). Kiselev A. G. (2012). Theory and practice of mass media: society - mass media -power. Moscow: Unity-Dana 431 p. (In Rus.).

Kovaleva M. M. (2000). Domestic journalism: questions of theory and history / M. M. Kovaleva. Yekaterinburg: Ural Publishing House.un-ta. 108 p. (In Rus.).

Nazaykin A.N. (2004). How to manipulate journalists. M. 240 p. (In Rus.). Sharkov F.I. (2015). Information and communication paradigm of statehood development: civilizational, supra-cultural and supra-religious aspects// Islam in the Modern World.11(3):175-182. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2016). Factors of harmonization of ethno-confessional communications in modern Russia// Islam in the modern world. 12(4):171-182. (In Rus.).

Shustrov T.I. (2018). An inconvenient history of the world. M. 320 p. (In Rus.). Tofman K.P., Blumenau D.I. (2017). Information and information flows. Moscow: Kladez, 240 p. (In Rus.).

Ulyanova A.D. (2015). Informatization of society. M. 180 p. (In Rus.). Voroshilov V.V. (2004). Journalism basic course. St. Petersburg. 704 p. (In Rus.). Zharkov E.A. (2016). The role of the media in migration processes. M. 224 p. (In

Rus.).

■ ■ ■ Специфика интернет-СМИ Дагестана в формировании общественного мнения

Алиханов Ш.М.

Представительство Муфтията в южном территориальном округе Республики Дагестан. Дербент. Российская Федерация.

Аннотация. Благодаря развитию Интернета происходит становление СМИ нового типа. Электронные СМИ вытесняют на рынке традиционные СМИ. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают читателей, число которых быстро растет. В связи с этим в Интернете формируется новый класс журналистов, а сетевая (онлайновая) журналистика развивается со своими особыми приемами и методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.