Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА НА ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЕРОТЕРПИМОСТИ'

РАЗВИТИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА НА ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЕРОТЕРПИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / СУННА / ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / ИУДАИЗМ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / РЕЛИГИЯ / KORAN / SUNNAH / ISLAM / CHRISTIANITY / JUDAISM / INTERRELIGIOUS DIALOGUE / JUSTICE / RELIGIOUS TOLERANCE / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кахаев Ахмед Магомедалиевич

Статья посвящена обзору текстов главных источников исламского вероучения - Корана и Сунны, в которых устанавливается диалог между различными религиями и культурами. Цель исследования - показать важность межрелигиозного диалога и развития межконфессиональных отношений, принципов равенства и братства всех людей независимо от конфессиональной принадлежности. Научная новизна работы состоит в том, что осуществлен философский анализ диалога религий и культур как феномена, позволяющего бороться с негативными социальными и гуманитарными последствиями упадка духовности. При решении исследовательских задач применяются сравнительно-исторический, описательный и богословский методы исследования, а также принципы, заложенные в идее диалога религий. Сделан вывод о том, что предписания, которые содержатся в Коране и Сунне, направлены на обеспечение мира и согласия в обществе, установление диалога и достижение взаимоуважения между различными религиями и культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERRELIGIOUS DIALOGUE BASED ON JUSTICE AND RELIGIOUS TOLERANCE

The paper is devoted to analysis of primary sources of Islamic faith - the Koran and the Sunnah, which establish dialogue between different religions and cultures. The aim of the study is to show the importance of interreligious dialogue and interfaith relations, equality and fraternity of all people regardless of their religious affiliation. The scientific novelty of the research consists in the philosophical analysis of dialogue of religions and cultures as a phenomenon that allows us to combat the negative social and humanitarian effects of spiritual decline. To solve research problems, comparative-historical, descriptive and theological research methods are used, as well as the principles laid down in the idea of dialogue of religions. It is concluded that the instructions of the Koran and the Sunnah are aimed at ensuring peace and harmony in the society, establishing dialogue and achieving mutual respect between different religions and cultures.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА НА ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

УДК 297.18

Кахаев Ахмед Магомедалиевич

аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

РАЗВИТИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА НА ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЕРОТЕРПИМОСТИ

Kakhaev Akhmed Magomedalievich

PhD student, State-Confessional Relations Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

DEVELOPMENT OF INTERRELIGIOUS DIALOGUE BASED ON JUSTICE AND RELIGIOUS TOLERANCE

Аннотация:

Статья посвящена обзору текстов главных источников исламского вероучения - Корана и Сунны, в которых устанавливается диалог между различными религиями и культурами. Цель исследования - показать важность межрелигиозного диалога и развития межконфессиональных отношений, принципов равенства и братства всех людей независимо от конфессиональной принадлежности. Научная новизна работы состоит в том, что осуществлен философский анализ диалога религий и культур как феномена, позволяющего бороться с негативными социальными и гуманитарными последствиями упадка духовности. При решении исследовательских задач применяются сравнительно-исторический, описательный и богословский методы исследования, а также принципы, заложенные в идее диалога религий. Сделан вывод о том, что предписания, которые содержатся в Коране и Сунне, направлены на обеспечение мира и согласия в обществе, установление диалога и достижение взаимоуважения между различными религиями и культурами.

Ключевые слова:

Коран, Сунна, ислам, христианство, иудаизм, межрелигиозный диалог, справедливость, веротерпимость, религия.

Summary:

The paper is devoted to analysis of primary sources of Islamic faith - the Koran and the Sunnah, which establish dialogue between different religions and cultures. The aim of the study is to show the importance of inter-religious dialogue and interfaith relations, equality and fraternity of all people regardless of their religious affiliation. The scientific novelty of the research consists in the philosophical analysis of dialogue of religions and cultures as a phenomenon that allows us to combat the negative social and humanitarian effects of spiritual decline. To solve research problems, comparative-historical, descriptive and theological research methods are used, as well as the principles laid down in the idea of dialogue of religions. It is concluded that the instructions of the Koran and the Sunnah are aimed at ensuring peace and harmony in the society, establishing dialogue and achieving mutual respect between different religions and cultures.

Keywords:

the Koran, the Sunnah, Islam, Christianity, Judaism, interreligious dialogue, justice, religious tolerance, religion.

Обращение к теме межконфессионального диалога обусловлено возрастающей социальной ролью религии, которая является хранительницей сакральных начал и законов бытия. В этой связи становится актуальной демонстрация примеров веротерпимости и гуманных отношений между представителями различных конфессий. Основная цель статьи - обосновать важность межрелигиозного диалога и развития межконфессиональных отношений, принципов равенства и братства всех людей независимо от конфессиональной принадлежности. Ставится задача выявить основания этики диалога. Рассматривается категория «справедливость» в исламской традиции как основное правило регулирования отношений мусульман с представителями иных конфессий. Особое внимание уделяется отношению к представителям других конфессий в ранний период развития ислама. Приводятся примеры из Корана и Сунны (жизнедеятельности пророка Мухаммада), демонстрирующие терпимость к представителям различных конфессий, что является чрезвычайно важным для современного общества.

Идея межконфессионального диалога начала оформляться на международной арене в 1930-е гг. И первой страной, призвавшей к диалогу религий, стала Франция, отправив своих представителей к ученым-богословам каирского университета Аль-Азхар, чтобы обсудить возможность объединения трех авраамических религий - ислама, христианства и иудаизма. Со временем идея межрелигиозного взаимодействия получила развитие, наряду с местными симпозиумами начали организовываться международные конференции. И, соответственно, стали проясняться цели такого диалога.

Вопрос о мирном сосуществовании и взаимодействии различных религий приобретает особо важное значение сегодня. Цивилизованный межрелигиозный диалог, в том числе диалог

между исламским и христианским миром, выступает как необходимая для многоконфессионального общества практика. И, по мнению многих политиков и ученых, важнейшая роль в формировании и реализации такого диалога отводится России - особому геополитическому пространству, где на протяжении столетий сосуществуют мусульмане и православные христиане [1, с. 109].

Понятие «межрелигиозный диалог» часто используется политиками, общественными и религиозными деятелями, встречается в научной и публицистической литературе, однако специалисты затрудняются сформулировать дефиницию [2, с. 87]. По мнению В.В. Шмидта и С.В. Мельника, термином «межрелигиозный диалог» может обозначаться любая форма встречи между представителями религий, которая нацелена на поддержание и развитие позитивных взаимоотношений [3, с. 7].

С.В. Мельник приводит определение известного западного специалиста К. Корнилла: «термин "межрелигиозный диалог" используется для обозначения широкого спектра отношений между религиями - от ежедневных контактов между простыми верующими, живущими по соседству, до специально организованных дискуссий между экспертами, от отдельных и нерегулярных обменов мнениями между духовными лидерами по конкретным проблемам до межрелигиозного активизма, направленного на решение социальных проблем. Цели межрелигиозного диалога также могут существенно отличаться: от мирного сосуществования до социальных изменений, от развития взаимопонимания до собственного духовного развития» [4].

На наш взгляд, под межрелигиозным диалогом понимается позитивное общение и совместная деятельность представителей разных конфессий, что направлено на выявление составных частей единогласия между религиями и способствует укреплению духовно-нравственных устоев общества на основе братства, единства, справедливости и веротерпимости.

Далее будут рассмотрены демонстрируемые Кораном и Сунной примеры веротерпимости и гуманного отношения к представителям различных конфессий (при передаче смысла Корана используется работа «Калям Шариф» [5]).

Вера мусульманина считается неполноценной, пока он не уверует во всех посланников и все предыдущие священные книги. В Коране говорится следующее: «Скажите, [о верующие]: "Мы веруем в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам [посредством пророка Мухаммада], и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и их потомкам, в то, что было даровано Мусе и Исе и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем между ними никакого различия, и Ему мы проявляем покорность"» (2:136).

Как отмечают комментаторы Корана, в этом аяте говорится о признании всех 104 священных книг, ниспосланных пророкам, среди них - Коран, ниспосланный через пророка Мухаммада, а также Тора, Евангелие, Псалтырь, ниспосланные прежним пророкам. Таким образом, от мусульманина требуется уверовать во всех пророков, посланных Всевышним, в том числе в Авраама, Исмаила, Исаака, Якова, Моисея, Иисуса, Мухаммада и др. При этом запрещается ранжирование, потому что все пророки - братья по вере, они обучали вере в единого Творца, нет превосходства между ними в отношении посланнической миссии и необходимости веры в них [6, с. 102].

В качестве примера аятов, регулирующих в Коране взаимоотношения мусульман и немусульман, можно привести следующие: «Аллах не запрещает вам проявлять дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, - ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними, - воистину, притеснители» (60:8-9). Таким образом, мусульманину необходимо проявлять доброту ко всем мирным людям, даже если они не исповедуют его религию.

Основным правилом отношений мусульманина с представителями других конфессий является справедливость. В Коране по этому поводу говорится: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8). Также утверждается необходимость проявления инициативы в межрелигиозном диалоге: «Скажи: "Олюди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом". Если же они отвернутся, то скажите: "Свидетельствуйте, что мы - мусульмане"» (3:64).

Данный аят призывает к диалогу между мусульманами и людьми Писания (христианами и иудеями), указывает на составные части единогласия между исламом, христианством и иудаизмом. При этом не акцентируется внимание на разногласиях, а говорится о возвращении к простому виду (простой форме) и чистому единобожию, которые представляет религия пророка Иб-рахима. Ислам требует соблюдать этику и вести диалог наилучшим образом, как об этом сказано

в Коране: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Скажите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог - один, и мы покоряемся только Ему"» (29:46).

Условиями диалога с представителями других религий являются мудрость и доброе увещевание; отказ от насилия и фанатичной защиты одной группы во вред другой; разумный подход во всех делах; опора на доказательства, подтверждающие истину и уничтожающие ложь. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125).

Одним из основных правил является умение общаться с представителями других конфессий, заботиться об их правах, проявлять доброту и милосердие. Диалог выступает религиозным долгом даже в отношении тех, кто несправедлив. Пророк Мухаммад вел диалог с многобожни-ками-курайшитами, хотя они его притесняли. Ислам, признавая наличие различных религиозных течений, признает и свободу вероисповедания.

В аятах Корана утверждаются принципы равенства и братства. Согласно кораническим правилам, все люди созданы Всевышним, образуют единую семью и имеют одного праотца - Адама. В Коране сказано: «Вначале люди были общиной единой, но разошлись они. И если бы прежде не было произнесено Господом твоим слово, то были бы устранены разногласия их» (10:19).

Различия между людьми являются одной из причин их встреч, знакомств, сотрудничества и обмена знаниями. В Коране говорится: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга... » (49:13). Этот аят объединяет мусульман с представителями других конфессий в узах братства, вытекающих из единства человеческого происхождения. Коран подчеркивает тесную связь между мусульманами и христианами: «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: "Мы - христиане". Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82).

Ислам призывает протягивать руку последователям других конфессий, чтобы сотрудничать в установлении правосудия, обеспечении безопасности, воздержании от кровопролития, защите святынь от разрушения.

Примером межконфессионального диалога в Сунне является Худайбийское мирное соглашение. Пророк Мухаммад, несмотря на возможность завоевать Мекку, где проживали многобож-ники-курайшиты, заключает с ними мир, что стало неожиданностью для его ближайших соратников. Подобная миротворческая политика была нацелена на установление согласия между мусульманами и курайшитами. Примером толерантности служит и Мединское соглашение, которое было заключено в 622 г. на первом собрании по прибытии пророка Мухаммада в Медину, где он основал государство, в котором проживали иудеи, христиане, идолопоклонники и пр.

Арабский историк Ибн Хишам пишет, что, когда пророк прибыл в Медину, все жители города оказали ему поддержку. Не было ни одного дома ансаров, который не принял бы ислам, за исключением домов Хатм, Вакифа, Ваила, Умаййи, которые принадлежали роду аль-Авс. Они оставались идолопоклонниками. И тогда пророк составил Мединское соглашение в виде письменного документа, которое регулировало отношения мусульман с немусульманами и призывало положить конец враждебным отношениям с иудеями, проявлять терпимость к их религии, соблюдать определенные условия с обеих сторон. Соглашение включало также важный пункт, который касался взаимоотношений иудеев и мусульман: «У иудеев есть своя религия, а у мусульман -своя. Если кто-нибудь будет притеснять другого или совершать греховное, то он погубит только себя и своих домочадцев» [7, с. 223].

Исследователи считают, что Мединское соглашение - это первая в истории человечества гражданская конституция, направленная на улучшение межконфессиональных отношений [8].

Также можно привести некоторые примеры из жизненной практики пророка Мухаммада, которые свидетельствуют о том, что он доверял определенные вопросы иноверцам. Например, важнейшие вопросы безопасности он поручил своему дяде-язычнику, а во время переселения из Мекки в Медину взял в качестве сопровождающего язычника Абдуллу Ибн Урайкита. Другими словами, принадлежность к разным религиям не является преградой для взаимоотношений мусульман с немусульманами [9].

Проведенный анализ понятия «справедливость» как основного правила отношений мусульман с представителями иных конфессий позволяет сделать вывод о том, что Коран призывает уважительно относиться к праву людей на свободное вероисповедание. Некоторые аяты Корана говорят о необходимости межрелигиозного диалога и указывают на составные части единогласия между исламом, христианством и иудаизмом. Примеры из жизненной практики пророка

Мухаммада свидетельствуют о важности миролюбия, этики и уважительного отношения мусульман к немусульманам в процессе развития межрелигиозного диалога. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при подготовке лекций и практических занятий по философии, религиоведению, культурологии и т. д., а также при организации мероприятий, направленных на воспитание религиозной толерантности в молодежной среде.

Ссылки:

1. Бабатова А.Ш., Ферзалиев Д.С., Асадова З.Н. Христианство и ислам: диалог религиозных культур // Исламоведение. 2012. № 4 (14). С. 109-114.

2. Мельник С.В. Классификации типов межрелигиозного диалога: анализ существующих подходов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4 (36). С. 87-118. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-87-118.

3. Шмидт В.В., Мельник С.В. Межрелигиозный диалог: принципы организации и опыт. К 15-летию Межрелигиозного совета России // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2014. № 2 (25). С. 5-31.

4. Мельник С.В. Указ. соч. С. 88.

5. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань, 2019. 640 с.

6. Джалалуддин аль-Махалли, Джалалуддин ас-Суюти. Тафсир аль-Джалалайни. Дамаск, 2009.

7. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль Баккаи, со слов Ибн Исхака аль Мутта-либа (первая половина VIII века) / пер. с араб. Н.А. Гайнуллина. М., 2007. 655 с.

8. Асланов А.М., Буттаева А.М. Ислам и богословское наследие мусульман России как фактор духовной безопасности: на примере Дагестана // Гуманитарное знание и духовная безопасность : материалы VI Международной научно-практической конференции. Грозный, 2019. С. 22-31.

9. Социальная доктрина российских мусульман [Электронный ресурс] // Исламский информационный портал. URL: http://islam.ru/content/obshestvo/41925 (дата обращения: 05.05.2020).

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.