Научная статья на тему 'МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ'

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
361
70
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные организации / безопасность / экономическое развитие / международное сотрудничество / international organizations / security / economic development / international cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Апкаев Дамир Маратович, Зыков Даниил Алексеевич

В современном быстро меняющемся мире одним из факторов, определяющих перспективы развития государства является активная роль в выстраивании межгосударственных отношений. Участие Российской Федерации в международных межправительственных организациях и диалоговых платформах является актуальной формой реализации внешней политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.47643/1815-1329_2023_10_189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interstate associations in world practice

In today's rapidly changing world, one of the factors determining the prospects for the development of the state is an active role in building interstate relations. The participation of the Russian Federation in international intergovernmental organizations and dialogue platforms is an actual form of implementation of Russia's foreign policy.

Текст научной работы на тему «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_189

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ Interstate associations in world practice

АПКАЕВ Дамир Маратович,

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ВЮИ ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: damirrrhan@mail.ru;

ЗЫКОВ Даниил Алексеевич,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой публично-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, доцент кафедры экономики, управления и права Покровского филиала Московского педагогического государственного университета. 601120, Россия, Владимирская обл., г. Покров, Спортивный пр., 2. E-mail: daniilzykov@mail.ru;

Apkayev Damir M.,

Senior lecturer of Criminal Law and Criminology Department of VLI of the FPS of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: damirrrhan@mail.ru;

Zykov Daniil A.,

Chief of Public Law Studies Department of VLI of the FPS of Russia,

Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law of the Pokrovsky Branch of the Moscow Pedagogical State University, PhD (Law), Associate Professor. 601120, Russia, Vladimir region, Pokrov, Sportivny ave., 2. E-mail: daniilzykov@mail.ru

Краткая аннотация. В современном быстро меняющемся мире одним из факторов, определяющих перспективы развития государства является активная роль в выстраивании межгосударственных отношений. Участие Российской Федерации в международных межправительственных организациях и диалоговых платформах является актуальной формой реализации внешней политики России.

Abstract. In today's rapidly changing world, one of the factors determining the prospects for the development of the state is an active role in building interstate relations. The participation of the Russian Federation in international intergovernmental organizations and dialogue platforms is an actual form of implementation of Russia's foreign policy.

Ключевые слова: международные организации, безопасность, экономическое развитие, международное сотрудничество.

Keywords: international organizations, security, economic development, international cooperation.

Для цитирования: Апкаев Д.М., Зыков Д.А. Межгосударственные объединения в мировой практике // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 189-192. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_189.

For citation: Apkaev D.M., Zykov D.A. Interstate associations in world practice // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 189-192. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_189.

Статья поступила в редакцию: 12.07.2023

Укрепление национальных государств и повышение интенсивности процессов межгосударственных взаимодействий привело к инсти-туционализации межгосударственных связей путем создания межгосударственных, международных органов управления и отраслевых организаций. Так, первой постоянно действующей межгосударственной структурой принято считать Центральную комиссию навигации по Рейну (1815 г.). Далее были созданы Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). В настоящее время насчитывается более 4000 международных организаций, из них более 300 являются межправительственными.

Следующим эпохальным испытанием мирового порядка на прочность стала Первая мировая война 1914-1918 гг. Итогом войны стал передел Европы, передел колоний и передел всей международно-политической конструкции. Была создана Лига наций. Доказавшая свою нежизнеспособность и неумение противостоять мировым политическим кризисам эта аморфная межгосударственная диалоговая платформа просуществовала два десятка лет. Но в период ее действия в мире произошли революционные изменения. Был создан СССР, череда социалистических революций прокатилась по Европе, на мировую арену вышел обновленный, но все еще ослабленный японской интервенцией Китай. Кроме того, развитие получили первые международные организации, дожившие до наших дней. Так, была создана Международная организация труда (1919).

Вторая мировая война, изменившая облик межгосударственных отношений в очередной раз, продиктовала новую международно-политическую реальность, выражением которой стали Ялтинская и Потсдамская мирные конференции 1945 года. Значимыми итогами Второй мировой войны, определяющими облик мира и международных отношений до сегодняшнего дня, стали формирование Организации объединенных наций и Бреттон-Вудской финансовой системы (1944-1945 гг.).

В период после Второй мировой войны создаются Лига арабских государств, Европейское общество по атомной энергии, Европейский экономический союз, Совет Европы, военный блок стран североатлантического альянса НАТО, Совет экономической взаимопомощи социалистических государств под эгидой СССР (СЭВ, прекратил существование), Организация Варшавского договора (прекратила существование).

Важная роль на мировой арене отводилась нормализации международных финансово-экономических связей в период после Второй мировой войны. В 1947 году было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Целью ГАТТ было восстановления экономики после стран, экономики которых пострадали в последней мировой войне. Для достижения этой цели предполагалась скорейшая институци-

онализация соглашения, но в течение 50 лет добиться такого результата не удавалось, и соответствующая международная организация не была создана до 1995 года. 1 января 1995 года на базе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО). Историю ГАТТ, предшествовавшую созданию ВТО, принято условно разделять на три этапа - с момента подписания ГАТТ в 1947 году и до Торквейского раунда, когда основное внимание уделялось выделению номенклатуры товаров, оборот которых подлежал регулированию, а также - замораживанию торговых тарифов; следующий этап с 1959 года по 1979 год, в ходе которого в три раунда были проведены международные переговоры по снижению тарифов и по нетарифному регулированию внешней торговли; и третий, заключительный этап, именуемый Уругвайским раундом (с 1986 года по 1994 год), в ходе которого состоялось функциональное расширение ГАТТ с включением таких новых областей, как регулирование оборота прав интеллектуальной собственности, регулирование тарифов на услуги, а также регламентация вопросов оборота финансового капитала и ключевых вопросов тарифного и нетарифного регулирования сельскохозяйственной продукции [5].

Цели и методы организации международной деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) основаны на принципах преемственности подходов, выработанных ГАТТ, и с 1995 года позволяют странам-участницам формировать новые подходы к вопросам внешнеторговой, продовольственной, сельскохозяйственной и иной экономической деятельности.

Важным этапом формирования структуры международных организаций новейшего времени стал распад колониальной системы и возникновение масштабного пула развивающихся национальных экономик. В период 1960-хх - 1970-х годов.

В 1963 году создается Организация Африканского единства (ОАЕ), членство в которой принадлежало более, чем 50 государствам континента. Генеральный секретариат и специализированные комиссии ОАЕ концентрируют свое внимание на вопросах социально-экономического развития и международного сотрудничества. В 2002 году ОАЭ была переименована в Африканский союз, и в настоящее время насчитывает 55 государств-членов [1].

Лига арабских государств (ЛАГ) также приняла активное участие в процессе деколонизации стран Ближнего Востока. Созданная в 1945 году она насчитывает 22 страны-участницы. С 1964 года регулярно созываются конференции глав стран-членов Лиги. В рамка Лиги существует свыше двух десятков различных структур (экономический совет, Совет совместной обороны, Административный трибунал). Играя важную роль в предотвращении кризисов в арабском мире, Лига является активным субъектом внешнеполитической деятельности в мировом масштабе.

Высший орган организации — Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос. Штаб-квартира Лиги находится в Каире. В феврале 2011 года ЛАГ приостановила участие Ливии в деятельности организации, а в ноября 2011 года - Сирии - в связи с фактами применения насилия противоборствующими сторонами в ходе политических конфликтов, происходящих на территории этих стран.

Также с 1948 года существует Организация американских государств (ОАГ), изначально объединившая 35 стран Западного полушария. 31 января 1962 года участие Кубы было приостановлено организацией под давлением США. Куба заявила о грубом нарушении процедур в ОАГ, назвала данную организацию «министерством колоний США». Позднее, в июне 2009 года, после визита Барака Обамы на Кубу, ОАГ приняла решение о восстановлении права Кубы на членство, однако та так и не возобновила своего участия.

В 1967 году возникла Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в первоначальном варианте как содружество пяти стран региона - Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В настоящее время в состав АСЕАН входят 10 государств, включая вновь принятых членов - Бруней, Вьетнам, Камбоджу, Мьянму, Лаос. В 1992 году было принято решение о формировании зоны свободной торговли стран АСЕАН, а в 1995 году было принято решение о создании свободной от ядерного оружия зоны на территории стран АСЕАН. Особенностью функционирования АСЕАН является вовлечение в разноуровневые международные консультации по широкому кругу вопросов международного сотрудничества многих стран - США, Японии, Австралии.

Созданная в 1969 году Организация Исламская конференция (ОИК), а с 2011 года - Организация исламского сотрудничества (ОИС). Насчитывая 57 государств-членов, ОИС ставит своей целью способствовать выработке солидарных позиций стран исламского мира по актуальным вопросам внешнеполитической повестки дня. При этом необходимо отметить, что степень институционализации ОИК ниже, чем у других описанных выше международных организаций. Вместе с тем, степень международного влияния ОИС обусловлена еще и тем, что в настоящее время численность населения стран-членов ОИС составляет около 1,5 млрд человек. Взаимодействие стран-участниц осуществляется посредством организации деятельности руководящих органов ОИС (встречи глав государств и правительств, конференции министров иностранных дел, а также постоянно действующий генеральный секретариат и вспомогательные органы).

Известны примеры международных организаций, созданных по отраслевому принципу, а не по принципам регионального, общеэкономического, религиозного или военно-политического единства интересов. Так, в сентябре 1960 года в Багдаде по инициативе пяти нефтедобывающих стран (Венесуэлы, Ирака, Ирана, Кувейта и Саудовской Аравии) была создана Организация стран - экспортёров нефти (ОПЕК). Деятельность ОПЕК направлена на согласование интересов 14 нефтедобывающих государств. До 2019 года состав насчитывал 15 стран, в том числе Катар, который в декабре 2018 года объявил о выходе из состава ОПЕК с 1 января 2019 года. Российская Федерация, являясь мировым лидером по добыче нефти, не входит в состав ОПЕК, но обладает правом участвовать в обсуждениях, проводимых ОПЕК, не имея официальной возможности оказывать влияние на принятие решений организацией об установлении цен на нефть.

Рассмотренные примеры международных межправительственных организаций не исчерпывают весь спектр организационных форм международного диалога, разворачивающегося в рамках современного миропорядка. Так, при том, что на рубеже тысячелетий существовало 254 межгосударственных межправительственных организации различных по кругу участников (универсальные и региональные), по функциональному предназначению (общей и специальной, отраслевой компетенции), порядку вступления новых членов (открытые и закрытые), характеру полномо-

Международно-правовые науки

чий (содержащие элементы наднационального управления и основанные на равенстве прав суверенных участников), за рамками рассмотрения остаются транснациональные корпорации, а также неправительственные международные организации.

Транснациональные корпорации (ТНК) на рубеже веков были представлены 44 тысячами хозяйствующих субъектов с более чем 250 тысяч филиалами почти во всех странах мира. К концу первого десятилетия XXI в. в мире функционировало уже 79 тыс. ТНК, имеющих 800 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру. По оценкам ЮНКТАД, их совокупный годовой объем продаж составлял 31 трлн. долл. США. Объем добавленной стоимости иностранных подразделений ТНК во всех странах мира составил 11% мирового ВВП, а число работников приблизилось к 82 млн. человек.

Таким образом, рост числа международных организаций, как правительственных, так и общественных неправительственных и транснациональных корпораций является характерной чертой развития межгосударственных отношений [2]. Причинами такого развития международной активности являются углубляющееся международное разделение труда и продолжающийся рост интенсивности процессов глобализации.

Выявленные закономерности имеют, безусловно, и институциональное объяснение. Международные организации, характеризуемые как объединения, учреждаемые международным договором (соглашением) и объединенные общностью целей по координированию на постоянной основе странами-членами внешнеполитических вопросов универсального и отраслевого сотрудничества, могут быть рассмотрены с точки зрения типологии, выделяющей в них как общие, так и характерные только для некоторых из них, отличительные черты.

При этом не так важно, какое именно наименование или конкретная организационно-правовая форма международных организаций могут быть использованы (ассоциация, союз, лига, объединение, конференция, фонд, банк и другие), такие закономерности будут распространяться на все международные организации.

Как было показано выше, международные организации бывают собственно межгосударственного (межправительственного) и негосударственного характера. Межгосударственными организациями (объединениями) являются международные правительственные организации, созданные на основе международных договоров, заключение которых координируется органами внешнеполитического управления таких стран.

При этом международные межправительственные организации являются субъектами международного права, созданными в соответствии со специальным международным договором (уставом), обладают международной правосубъектностью в рамках понимания таковой в международном публичном праве, а также имеют организационную структуру, состав и функционирование которой подчинены целям такой международной организации.

Международная межправительственная организация всегда должна отвечать определенным признакам, таким как: международная правосубъектность, то есть обладать международными правами и обязанностями; как уже говорилось ранее, учредительный характер (международный договор, определяющий юридическую природу организации); определенная организационная структура (как правило, высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий); определенные цели деятельности. Также деятельность международной межправительственной организации не должна противоречить нормам международного права.

Международной неправительственной организацией является внетерриториальное объединение, отвечающее таким основным параметрам, как международный характер состава и целей, частный характер учредительства и добровольный характер деятельности. Такая организация учреждается частными лицами или другими общественными организациями и осуществляет деятельность на личные средства, которые складываются из взносов ее членов и привлеченных извне средств, и регистрируется в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим и юридическим лицам создавать общественные объединения.

международных неправительственных организаций является защита общих интересов их членов и достижение поставленных гражданских, политических, экономических, социальных и культурных задач. Стоит отметить, что из-за некоммерческого характера деятельности к указанному типу организаций нельзя отнести транснациональные корпорации.

Примерами международных неправительственных организаций могут выступать:

- «Международная Амнистия» (Amnesty International), действующая в сфере защиты нарушенных прав заключенных и лиц, подвергаемых насилию национальных правоохранительных и пенитенциарных учреждений;

- «Хьюман Райтс Вотч» (Human Rights Watch), направленная на защиту прав человека в региональных и международных СМИ с целью привлечения внимания общественности к фактам злоупотребления национальных властей в отношении правозащитников, представителей оппозиции и иных социально незащищенных потенциальных жертв недемократических политических режимов;

- «Международный Комитет Красного» старейшая международная неправительственная организация, имеющая целью создание условий для оказания помощи жертвам вооруженных конфликтов и природных катастроф в рамках международного гуманитарного права;

- «Медсан сан фронтьер» («Врачи без границ», Doctors Without Borders/Medecins Sans Frontieres), гуманитарная медицинская организация, предоставляющая помощь жертвам природных катастроф и вооруженных конфликтов, волонтеры работают в 80 странах мира, в том числе, в зонах вооруженных конфликтов;

- «Репортёры без границ» - Reporters sans frontières (выступает против цензуры, а также за освобождение журналистов, попавших в заключение в связи со своей профессиональной деятельностью);

- «Международная Федерация за права человека» (Fédération internationale des ligues des Droits de l'Homme), объединение, включающее 178 правозащитных организаций. Федерация оказывает поддержку неправительственным организациям для расширения влияния в между-

народном сообществе в деле защиты прав женщин, правозащитников, прав мигрантов, содействия отправлению правосудия и борьбе за соблюдение прав человека в контексте глобализации.

Общепринятые классификации международных организаций предполагают выделение таких критериев, как сфера деятельности (универсальные, например, ООН, и региональные, например, Европейский Союз, АСЕАН); цели деятельности (общие, например Лига арабских государств, и специальные, например, Международная организация труда); степень социально-экономического развития стран-участниц (международные организации развивающихся государств, международные организации развитых государств); По специальной отраслевой компетенции (экономические, например, ОПЕК, военные, например, НАТО, культурные, например, ЮНЕСКО).

По кругу участников организации можно разделить на универсальные, региональные и межрегиональные. Универсальные - открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов). Региональные - членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Содружество Независимых Государств, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). Межрегиональные - членство в таких организациях установлено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, однако такой критерий не позволяет организации стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства.

Концептуальные подходы к оценке закономерностей создания и функционирования международных организаций, выработанные в рамках традиционных подходов доктрины международных отношений, также могут быть обобщенно рассмотрены в части основных тенденций, определяющих роль структурных факторов международной системы, основных акторов и особенностей регулирования международных отношений на современном этапе развития международных организаций. Так, бесспорным ведущим и определяющим направления развития межгосударственного сотрудничества фактором является растущая роль глобальной экономики и глобальных финансов в быстро меняющемся современном мире. При этом представители всех доктринальных подходов (реализма и неореализма, неолиберализма и неомарксизма) сходятся в таком видении ведущей роли экономических факторов [3].

При этом представители разных школ расходятся во мнениях относительно того, что является главным фактором регулирования международных отношений в ходе реализации функций международных организаций. Так, представители реализма и неореализма настаивают на том, что сила и баланс сил являются главными регуляторами (Г.Морентау, Р.Арон, К.Уолц, Б.Бузан, Дж.Миршаймер). Представители неолиберализма утверждают, что главный регулятор международных отношений это рыночные механизмы (Р. Кохаейн, Ч. Липсон, С. Стрендж). А представители неомаркситской теории опираются на роль борьбы государств и классов (И.Валлерстайн, Ф.Кардозо, Т.Фалето) [4].

Результатом проведенного анализа страновых особенностей политико-экономического устройства и организационно-правового регулирования международного взаимодействия в рамках межгосударственных объединений является признание существования трендов углубления взаимодействия в рамках региональных и глобальных международных объединений. Сегодня становится очевидной возможность формирования новой внешнеполитической реальности, в которой странам необходимо стать правосубъектным участником межгосударственных взаимодействий, требующим институционализации своей деятельности для дальнейшего развития и достижения новых высот в своей международном взаимодействии.

Библиография:

1. Ананских И.А. История создания Организации Африканского единства: международно-правовой аспект / И. А. Ананских, К. И. Журу // Мир политики и социологии. - 2016. - № 9. - С. 126-129.

2. Апкаев, Д. М. Привилегии субъектов международных отношений / Д. М. Апкаев // Legal Bulletin. - 2022. - Т. 7, № 1. - С. 32-40.

3. Жариков М.В. Интернационализация валют стран БРИКС: монография. - М.: Проспект, 2017. - 208 с.

4. Киссинджер Г. Мировой порядок/ пер. с ангд. В. Желнинова, А. Милюкова. - М.: Изд-во АСТ, 2018 -113 с.

5. Мальцева В.А. Новая архитектура мировых сельскохозяйственных рынков: вызовы для многосторонних переговоров в рамках ВТО / В.А. Маль-

цева // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. - № 3 (65). - С. 126-132. References:

1. Ananskikh I.A. The history of the creation of the Organization of African Unity: an international legal aspect / I. A. Ananskikh, K. I. Zhuru // The World of Politics and Sociology. - 2016. - No. 9. - pp. 126-129.

2. Apkaev, D. M. Privileges of subjects of international relations / D. M. Apkaev // Legal Bulletin. - 2022. - Vol. 7, No. 1. - pp. 32-40.

3. Zharikov M.V. Internationalization of the currencies of the BRICS countries: monograph. - M.: Prospect, 2017. - 208 p.

4. Kissinger G. World Order/ translated from the English by V. Zhelninov, A. Milyukova. - M.: AST Publishing House, 2018 -113 p.

5. Maltseva V.A. New architecture of world agricultural markets: challenges for multilateral negotiations within the WTO / V. A. Maltseva // Proceedings of the Ural State University of Economics. - 2016. - № 3 (65). - Pp. 126-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.