Научная статья на тему 'Межэтническое взаимодействие в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия'

Межэтническое взаимодействие в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЬБА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ТРАДИЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОРДОВСКАЯ СВАДЬБА / ТАТАРСКАЯ СВАДЬБА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБЩНОСТЬ / СПЕЦИФИКА / ВЕРОВАНИЯ / ТОТЕМ / WEDDING / NATIONAL RITE / TRADITION / INTERETHNIC INTERACTION / MORDOVIAN WEDDING / TATAR WEDDING / TRANSFORMATION / SIMILARITY / SPECIFICITY / BELIEFS / TOTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акашкин Михаил Михайлович

В статье рассматриваются вопросы межэтнического взаимодействия в системе свадебных обрядов на территории Республики Мордовия в сравнительном аспекте. Основное внимание уделяется выявлению общих и специфических элементов в структуре традиционных свадебных обрядов народов Республики Мордовия в контексте межэтнического взаимодействия. Научная новизна заключается в изучении трансформативных процессов в свадебной обрядности народов, населяющих Республику Мордовия. Сделан вывод о том, что современная свадьба, теряя традиционные этнические элементы и специфику, вырабатывает общий межнациональный обряд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic Interaction in the Traditional and Modern Wedding Rituals of the Peoples of the Republic of Mordovia

The article considers the problems of interethnic interaction in the wedding rituals of the peoples of the Republic of Mordovia in the comparative aspect. Special attention is paid to identifying common and specific elements in the structure of traditional wedding rituals of the peoples of the Republic of Mordovia in the context of interethnic interaction. Scientific originality of the study involves analysing the evolution of wedding rituals of the peoples of the Republic of Mordovia. The conclusion is made that modern wedding, losing its ethnic colour, evolves towards a common interethnic ritual.

Текст научной работы на тему «Межэтническое взаимодействие в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия»

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.1.15

Акашкин Михаил Михайлович

Межэтническое взаимодействие в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия

В статье рассматриваются вопросы межэтнического взаимодействия в системе свадебных обрядов на территории Республики Мордовия в сравнительном аспекте. Основное внимание уделяется выявлению общих и специфических элементов в структуре традиционных свадебных обрядов народов Республики Мордовия в контексте межэтнического взаимодействия. Научная новизна заключается в изучении трансформативных процессов в свадебной обрядности народов, населяющих Республику Мордовия. Сделан вывод о том, что современная свадьба, теряя традиционные этнические элементы и специфику, вырабатывает общий межнациональный обряд. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2020/1 /15.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 75-78. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Этнография, этнология и антропология

Ethnography, Ethnology and Anthropology

УДК 93/94; 398 Дата поступления рукописи: 13.12.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript2020ЛЛ5

В статье рассматриваются вопросы межэтнического взаимодействия в системе свадебных обрядов на территории Республики Мордовия в сравнительном аспекте. Основное внимание уделяется выявлению общих и специфических элементов в структуре традиционных свадебных обрядов народов Республики Мордовия в контексте межэтнического взаимодействия. Научная новизна заключается в изучении трансформативных процессов в свадебной обрядности народов, населяющих Республику Мордовия. Сделан вывод о том, что современная свадьба, теряя традиционные этнические элементы и специфику, вырабатывает общий межнациональный обряд.

Ключевые слова и фразы: свадьба; национальный обряд; традиция; межэтническое взаимодействие; мордовская свадьба; татарская свадьба; трансформация; общность; специфика; верования; тотем.

Акашкин Михаил Михайлович, к. филол. н., доцент

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск akashkinmm@yandex. т

Межэтническое взаимодействие в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию

(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме: «Особенности развития и типологические черты финно-угорских и тюркских литератур Поволжья и Приуралья».

В современных условиях, характеризующихся процессами социально-политических модернизаций, Республика Мордовия традиционно считается регионом со стабильным межэтническим взаимодействием. Одним из факторов, обеспечивающих эту стабильность, является степень толерантности взаимодействующих этнических групп населения, поскольку именно это во многом определяет характер межэтнических связей в современном поликультурном пространстве [1, с. 50].

Проблема исследования межэтнических связей в фольклоре остается одним из актуальных и перспективных направлений современной отечественной филологии [3, с. 213]. Особый интерес представляет межэтническое взаимодействие в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия, поскольку вышеуказанный регион является одним из многонациональных районов нашей страны, где в типологически близких условиях живут представители трех крупных языковых групп: славянской (русские), финно-угорской (мордва), тюркской (татары).

В связи с этим актуальность работы заключается в том, что в статье рассматривается проблема межэтнического взаимодействия в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия, поскольку раскрытие их общности и специфики будет в дальнейшем способствовать изучению как духовной культуры, так и исторического прошлого народов, проживающих на данной территории. Особую значимость данный аспект исследования приобретает в настоящее время, когда активно формируется процесс духовного и национального возрождения народов России и тема изучения межэтнического взаимодействия становится неотъемлемой частью данного процесса [2, с. 86-90].

Научная новизна данной статьи состоит в рассмотрении межэтнического взаимодействия в системе свадебных обрядов на территории Республики Мордовия в сравнительном аспекте. В статье путем сравнительного анализа выявляется общее и специфическое в структуре традиционных и современных свадебных обрядов народов Республики Мордовия.

Исходя из этого, цель исследования - выявить особенности межэтнического взаимодействия в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: определить уровень межэтнического взаимодействия в системе традиционных и современных свадебных обрядов на территории Республики Мордовия, выявить путем сравнительного анализа специфическое и общее в традиционных и современных свадебных обрядах народов Республики Мордовия, рассмотреть трансформативные процессы в современных свадебных обрядах народов Республики Мордовия.

На сегодняшний день территории расселения отдельных этносов сосредоточены в Мордовии компактно, однако имеются отдельные поселения и районы, где с давних пор живут и трудятся представители не только трех, но и четырех, пяти и больше национальностей.

В связи с социально-экономическими преобразованиями региона, с тесными культурными взаимосвязями соседствующих народов, с увеличением числа межнациональных браков происходило постепенное стирание более ранних этнических различий, в связи с чем многие обряды выпадали из свадебной структуры, другие - трансформировались. Тем не менее для современной свадьбы характерно также и возрождение ранее забытых в силу определенных причин традиционных свадебных обрядов и ритуалов, например широкое включение в праздничную культуру обрядов христианства у православных (венчание) и ислама - у мусульман (проведение никаха).

Взаимодействие межнациональных отношений и влияние процесса трансформации на современную свадебную обрядность в большинстве случаев ведут к тому, что вырабатывается какой-то общий межнациональный свадебный ритуал. Такой обряд нельзя назвать ни русским, ни мордовским, ни татарским, поскольку в нем легко можно выявить различного рода заимствованные элементы из культур и традиций проживающих в соседстве народов региона.

Отмечено, что если население по национальному признаку однородно, то можно наблюдать сохранение и малую степень трансформации национальных свадебных обрядов. Однако сегодня это наблюдается только в местах компактного проживания определенного этноса. Таким образом, сохранение и бытование национальных свадебных обрядов размывается все в большей степени, так как проживающие в данном регионе народы находятся в постоянных межэтнических и культурных контактах между собой.

С расширением и углублением экономических и культурных межэтнических контактов происходят, соответственно, изменения и в мировоззрении людей, расширяется сфера общения молодежи, все быстрее стираются какие-либо препятствия к национально-смешанному браку. В дальнейшем будут расширяться различного рода объективные возможности для различного рода межнациональных контактов, в том числе и для этнического смешения в браках [4, с. 67].

Так, например, о межэтнических контактах в системе свадебной обрядности русского, татарского и мордовского народов в прошлом указывают обряды, связанные, например, с запиранием ворот перед свадебным поездом жениха, с исполнением определенных обрядовых песен, с расплетанием и заплетанием косы невесты и др. В настоящее время некоторые ранее утраченные элементы традиционной свадьбы какого-либо народа не только возрождаются, но и активно вводятся в свадьбы других народов, но уже в ином значении, так как исконное обрядовое и магическое значение такого рода обрядов обычно бывает уже утрачено.

Необходимо отметить, что разного рода процессы межэтнических взаимовлияний в настоящее время особенно активизировались в силу определенных причин, а именно: в связи с ростом числа населенных пунктов со смешанным населением и, соответственно, увеличением количества межнациональных браков, а также в связи с урбанизацией населения и все большим влиянием роли средств массовой информации на жизнь людей, населяющих современную территорию Республики Мордовия.

Основные изменения в системе свадебной обрядности идут за счет исчезновения отживших обрядов и в связи с изменением общественных отношений, а трансформации внутри свадебных ритуалов наблюдаются во всех трех свадебных этапах: предсвадебном, свадебном, послесвадебном [1, с. 51].

Особо следует обратить внимание на те факторы, которые определенным образом влияли на степень сохранности свадебных обрядов, - это длительность контактов с соседними народами, экономическая составляющая, этнический состав населения, а также социальный статус брачующихся.

Исследуя систему свадебной обрядности населения Республики Мордовия, можно отметить характерные явления и обычаи, свидетельствующие о взаимообусловленном влиянии культур рядом живущих народов в результате исторических контактов. Так, если в традиционной свадьбе русских, мордвы и татар-мишарей молодые не принимали ранее никакого участия, то в системе современной свадебной обрядности они уже играют главенствующую роль.

По своему содержанию свадьба, как русская, так и мордовская или татарская, - сложная сделка между брачующимися сторонами. Брак и сопутствующая ему свадьба определялись как традиционный социально-бытовой акт и рассматривались, прежде всего, как хозяйственная необходимость.

В ряде существенных моментов мишарской и мордовской свадьбы весьма ясно проступают пережиточные явления от исчезнувших социальных отношений, главным образом родовых. В мишарской, как и в мордовской свадьбе, участвуют две стороны, два рода - жениха и невесты. Родственники принимают самое активное участие в проведении свадьбы. Из числа участников свадебного церемониала определяют основные свадебные чины: впередходящий (баш кода - татарский, башкуда - мокшанский, покш куда - эрзянский), сваха (кода - т., куданя - м., кудава - э.), шафер (кияу егет - т., ваксстонь якай - м., уредев - э.) и сами

поезжане (кодалар - т., кудат - м., э.) (ПМА, 1-3, 5). Из родни жениха и невесты выбирают молодых женщин (аш пешеручелэр - т., суронь чуфайхть - м., э.) (ПМА, 3), функция которых - готовить свадебную пищу. Символизируя родовую поддержку, родственники жениха (невесты) пекут свадебные пироги, неся их в день свадьбы в дом жениха (невесты). Одну из главных ролей играет глава дома, от решения которого зависят выбор невесты и проведение свадебных церемоний.

В настоящее время свадьбу кое-где проводят в один день, а на второй - собираются только близкие родственники. В данном случае «прослеживается влияние русской свадебной обрядности» [5, с. 112].

В мишарской и мордовской свадьбе гуляние происходит не только в доме жениха и невесты, но и у их родственников, демонстрируя тем самым свой успех и свою «значимость».

Многочисленные подарки и угощения на свадьбе также связаны с родовыми отношениями. Подарки приносят брачующимся члены обоих родов. В этом видны признаки родовой солидарности, обычая помогать своим сородичам в важный момент их жизни. В свою очередь, и невеста одаривает своих новых родственников, чтобы установить с ними дружественные отношения. Вместе с тем в некоторых случаях подарки представляют плату, например, за вход в дом невесты, выкуп молодым приданого и т.п.

Долгое время сохранялись в мишарской и мордовской свадьбе отдельные пережитки матриархата, например возвращение молодой в родительский дом через некоторое время после свадьбы. Следует отметить, что в мордовской свадьбе это проявляется в большей степени, нежели в мишарской.

Для мишарской свадьбы, как и мордовской, типично использование в качестве ритуального помещения хозяйственных построек, в частности обычай укладывания молодых спать в чулане, амбаре или на конюшне даже в холодное время года. В этой же роли выступает и свадебная кибитка (он-ава - м., э., вэдэк, мэдэк - т.) (ПМА, 4).

Использование подобных помещений в обрядовых нуждах - явление широко распространенное и выходящее за пределы свадебного комплекса (удмуртское святилище «куа», марийское «кудо» и пр.). Сюда же примыкает баня с ярко выраженными ритуальными функциями (ритуальное омовение невесты в бане перед свадьбой, а также ритуал купания в бане жениха и невесты после первой брачной ночи).

В некоторых обычаях мишарской и мордовской свадьбы отражены пережитки практиковавшегося умыкания невест. Это проявление враждебного отношения к сватам и поезжанам, когда они приезжают за невестой, взаимные «охаивания» родственников молодых, пассивная роль жениха в свадебной церемонии. Таким пережитком является и то, что долгое время в свадебном поезде у мишарей и мордвы не было женщин. Лишь в XIX веке среди поезжан появляется сваха, которая нередко была матерью жениха.

Пережитки похищения девушки у мордвы наблюдались и при сватовстве, когда её родные устраивали погоню за сватами; у мишарей пережитки похищения девушки проявлялись также в виде добровольного ухода девушки к жениху без согласия родителей, прикосновения к матицам и косякам дверей при выходе из родного дома, укладывания невесты в амбар и т.д.

Остаточной формой прежних институтов в мордовской и татарской свадьбе являются и обычаи избегания: муж и жена не называли друг друга по имени; муж при обращении к жене применял термин: син (ты), сина атям (тебе скажу) - т., тон (ты), тейть (тебе) - м., э. Родители жениха обращались к ней словом «невестка» (рьвяня - м., э., килен - т.). В мордовской свадьбе, как и в мишарской, невестку в кругу семьи после свадьбы звали по имени мужа: Рафик катны, Ринат катны - т., Васярясь, Ванярясь - м., э. (ПМА, 1, 6).

Все семьи (односельчане) к невесте обращались через имя свёкра. Так, если свёкра звали Исмаил, то к ней обращались Исмаил килене (невестка Исмаила); также и в мордовских семьях: свекра звали Фёдор -к невестке обращались Фёдоронь рьвянец (невестка Фёдора).

Отчасти к обычаю избегания можно отнести и обычай, когда невестку кормили отдельно от семьи в течение нескольких недель после свадьбы.

Большой след в свадебных обрядах мишарей и мордвы оставили домусульманские (дохристианские) верования. В доме мужа молодую представляли покровительнице печи, которой она должна сделать определённый подарок в знак уважения и поцеловать; покровительнице воды необходимо было бросить в воду ритуальный пирог и подарок: у мордвы - кольцо, у татар - серебряную монетку; также следовало одарить божества двора, бани и др., которым она должна дать подарок в виде ритуального пирога (ПМА, 3, 4).

В ряде свадебных обрядов татар-мишарей и мордвы ясно видны остатки культа предков. Так, в западной части территории Мордовии бытует ритуал, когда свадебный поезд по пути из дома невесты и из церкви (у мордвы) обязательно останавливался у кладбища для поминовения предков.

Постепенно с усилением роли земледелия в жизни людей хлеб, пироги (блины) и каша заменили в обрядовой сфере прежние тотемы - животных, растения и др. Примером такой замены может служить пирог курник, в верхний слой которого до недавнего времени обязательно запекали целую курицу. По полевым материалам зафиксировано, что выпотрошенную курицу фаршируют яйцами, зашивают и варят в бульоне (ПМА, 1, 3).

Яйца и блины являются едва ли не самыми «тотемизированными» в свадебных обрядах в значении «плодородности». Поэтому в связи с солярным культом блины и яйца являются равнозначными в обрядах тотемного поклонения. Они, а также печенья, выполненные стилизованно в виде солнца, жертвовались одним и тем же божествам-покровителям. Вероятно, угощение жениха и невесты, а равнозначно и всех свадебных участников блинами имело целью приблизить их к миру языческих божеств, а следовательно, приобщить к определённой зависимости в дружбе с высшими силами посредством солярного символа (символа жизненной силы).

Анализ полевого материала подтверждает, что в структуру современной национальной свадьбы все чаще включаются различные элементы традиционной этнической обрядности, которые делают свадьбу более торжественной и эмоционально насыщенной.

Необходимо отметить, что исторические контакты, а также сложившиеся межэтнические связи между определенными этносами со временем стали проецироваться как на всю духовную и национальную культуру самого народа, так и на соседние народы.

В структуре современной свадебной обрядности в результате трансформационных процессов и определенных причин утвердились новые формы свадебного национального обряда. Это перенос женихом невесты до крыльца дома, объезд разных мостов, исполнение различного рода шуточных напутствий молодым во время пира и т.д. Наличие такого рода игровых элементов присутствует в свадьбе любого народа не только Мордовии, но и России, поскольку их применение не связано с какой-либо этнической свадьбой, а функциональное значение оправдано их эмоциональной насыщенностью и торжественностью.

Таким образом, в структуре традиционных свадебных обрядов народов Республики Мордовия в контексте межэтнического взаимодействия выявляются общие (обряд умыкания невесты, обычай избегания при обращении к невесте и т.д.) и специфические элементы свадебной обрядности (поклонение культу предков, обряд приготовления пищи и т.д.), которые прослеживаются как в мордовской, так и в татарской свадьбе.

Проведенный анализ показал, что на основе рассмотрения современных свадебных ритуалов можно говорить о том, что изменения и процессы межэтнического взаимодействия в системе обрядности наблюдаются во всех этапах современной свадьбы, что, на наш взгляд, связано с исчезновением одних традиционных обрядов и трансформацией других. Определенное влияние на сокращение продолжительности свадьбы оказывают и экономические причины, которые также имеют немаловажное значение в системе свадебной обрядности.

Подводя итог, следует отметить, что на современном этапе видится общий для всех свадеб межэтнический путь дальнейшего движения и развития, который заключается в том, что современная свадьба, все более утрачивая традиционные национальные элементы и специфику, присущие данному этносу, вырабатывает общий межнациональный обряд, который в его современном виде становится одной из форм взаимодействия культур народов не только Поволжья, но и России.

В целом традиционные и современные свадебные обряды народов Мордовии представляют собой сложный фольклорно-этнолингвистический комплекс в поликультурном регионе, отражающий наиболее богатый пласт духовной культуры своего народа. В связи с этим очень важными являются дальнейшая фиксация и изучение традиционных и современных свадебных обрядов и верований как народов Республики Мордовия, так и близлежащих регионов.

Список источников

1. Акашкин М. М. Современные свадебные обряды татар-мишарей Лямбирского района Республики Мордовия // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1 (9). С. 50-54.

2. Корнишина Г. А. Обрядовая культура в системе функционирования мордовского этноса // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3 (7). С. 86-90.

3. Кульсарина И. Г. Межэтнические связи и взаимодействия в фольклоре народов Башкортостана // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 213-217.

4. Мирошкин В. В. Роль общинных традиций в формировании модели конструктивного межкультурного дискурса // Российский научный журнал. 2010. № 5. С. 63-69.

5. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 143 с.

Полевые материалы автора (ПМА)

1. Арюкова Нагимя Хасяновна, 1923 года рождения, с. Латышовка Кадошкинского района. Запись 1999 года.

2. Ахметова Зяйнаб Сетдековна, 1927 года рождения, с. Сургодь Торбеевского района. Запись 1999 года.

3. Кадикина Нагимя Гаязетдиновна, 1925 года рождения, с. Пензятка Лямбирского района. Запись 1998 года.

4. Позднякова Анбиля Зарифовна, 1934 года рождения, с. Тат. Караево Темниковского района. Запись 1999 года.

5. Черянова Нанифя Абдурахмановна, 1923 года рождения, с. Тат. Юнки Торбеевского района. Запись 1999 года.

6. Янгиляева Гульджиган Ибрагимовна, 1929 года рождения, с. Кривозерье Лямбирского района. Запись 1998 года.

Interethnic Interaction in the Traditional and Modern Wedding Rituals of the Peoples of the Republic of Mordovia

Akashkin Mikhail Mikhailovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk akashkinmm@yandex. ru

The article considers the problems of interethnic interaction in the wedding rituals of the peoples of the Republic of Mordovia in the comparative aspect. Special attention is paid to identifying common and specific elements in the structure of traditional wedding rituals of the peoples of the Republic of Mordovia in the context of interethnic interaction. Scientific originality of the study involves analysing the evolution of wedding rituals of the peoples of the Republic of Mordovia. The conclusion is made that modern wedding, losing its ethnic colour, evolves towards a common interethnic ritual.

Key words and phrases: wedding; national rite; tradition; interethnic interaction; Mordovian wedding; Tatar wedding; transformation; similarity; specificity; beliefs; totem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.