Научная статья на тему 'Межэтническое восприятие как предмет научного исследования'

Межэтническое восприятие как предмет научного исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2250
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / КОГНИТИВНЫЙ И АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / SOCIAL PERCEPTION / INTER-ETHNIC RELATIONS / INTER-ETHNIC PERCEPTION / COGNITIVE AND AFFECTIVE COMPONENTS OF INTER-ETHNIC PERCEPTIONS / ETHNIC STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сайфутдиярова Елена Фаварисовна

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу проблемы исследования восприятия индивидом представителей своей и других этногрупп. Межэтническое восприятие рассматривается как процесс формирования устойчивых образов представителей своей и других этногрупп, сложившихся у отдельного индивида или группы людей определенной этнической общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC PERCEPTION AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

The article is devoted to the theoretical and empirical analysis of the individual perception of representatives of their own, and other ethnic groups. Interethnic perception is seen as a process of forming a stable image of representatives of their own, and other ethnic groups, developed by an individual or a group of people of certain ethnic communities.

Текст научной работы на тему «Межэтническое восприятие как предмет научного исследования»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)

УДК 159.9:316.6

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© Е.Ф.Сайфутдиярова

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу проблемы исследования восприятия индивидом представителей своей и других этногрупп. Межэтническое восприятие рассматривается как процесс формирования устойчивых образов представителей своей и других этногрупп, сложившихся у отдельного индивида или группы людей определенной этнической общности.

Ключевые слова: социальная перцепция, межэтнические отношения, межэтническое восприятие, когнитивный и аффективный компоненты межэтнического восприятия, этнические стереотипы.

В последние десятилетия в отечественной этнопсихологии и этносоциологии приоритетной является проблема исследования межэтнических отношений. Преимущественно изучаются взаимоотношения между титульной и нетитульной нациями, проживающими в республиках современной России (Г.У.Солдатова, 1998), особенности адаптации представителей различных этног-рупп к новой культурной и природной среде в республиках бывшего СССР (Н.М.Лебедева, 1993; 1995). Башкортостан также вызывает интерес у этнопсихологов и социологов, так как на его территории веками совместно проживают представители тюркских, финно-угорских и восточнославянских народов.

Проблема межэтнических отношений затрагивает не только мир взрослых, но и детей, подростков и молодежи, так как именно в детском и подростковом возрасте начинает формироваться отношение к своей и к другим этническим группам. В связи с чем особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения.

Современное общество, в которое с рождения попадает ребенок, уже изначально является полиэтническим. Однако микросоциум, представленный членами семьи, формирует у ребенка определенные представления не только об обществе в целом, но и о своей этногруппе через язык, обычаи, традиции той культуры, к которой принадлежат родители и сам ребенок. В семье ребенок приобретает опыт общения и знания о культуре своего и других народов, которые позволят ему в дальнейшем взаимодействовать с окружающими людьми. В процессе межэтнического общения человек получает возможность познавать и закреплять представление о своей и других культурах, уважать их традиции, обычаи, чувства; происходит развитие межэтнического

понимания, формируются коммуникативные навыки.

Важнейшей стороной общения является перцепция - восприятие другого человека или группы людей, их психологических особенностей. А.П.Оконешникова, рассматривая проблему межэтнического восприятия, считает, что «психологическое содержание восприятия и понимания человека из другой этнической группы является феноменом проявления национального и общечеловеческого подхода к формированию черт личности» [1: 175]. На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения восприятия одной нации другой приобретает особую актуальность.

Проблемам исследования этнического восприятия и межэтнических отношений посвящены работы Л.Н.Гумилева, А.П.Оконешниковой,

Б.Ф.Поршнева, А.А.Потебни [2]; [1]; [3]; [4]. В отечественной психологии разработаны теоретические и эмпирические подходы к исследованию проблемы восприятия человека человеком в возрастном плане (А.А.Бодалев), восприятия этнических признаков (К.И.Ананьева, А.П.Оконеш-никова), осуществляется исследование возрастных аспектов этнокультурного развития человека (В.Ю.Хотинец).

Теоретические основы изучения межэтнического восприятия как историко-этнографической категории раскрываются в исследованиях по этнографии, социальной психологии и этнопсихологии. В 1989 г. вышла работа известного этнографа С.А.Арутюнова «Народы и культуры, развитие и взаимодействие», в которой автор рассматривает вопросы этнических особенностей культур народов России, останавливаясь на понятиях этнического характера, этнической культуры, а также подробно раскрывает формы и типы межэтнических взаимодействий [5].

Одному из важных аспектов изучения восприятия - этническим стереотипам - много внимания уделяет коллектив ученых, занимающихся этнопсихологией: Т.Г.Стефаненко, Е.И.Шлягина, С.Н.Ениколопов. В 1993 г. коллективом указанных авторов выпущена работа, в которой освещены основные методологические основы этнопсихологических научных изысканий [6].

В социальной психологии выделяется несколько факторов, оказывающих влияние на особенности восприятия других людей в процессе общения,

- возраст наблюдателя, его профессиональная деятельность, психическое состояние партнеров по общению, их личностные особенности. Восприятие партнера по общению также зависит от личного коммуникативного опыта индивида. Чем богаче опыт общения человека, тем эффективнее будет осуществляться понимание другого человека.

Г.М.Андреева отмечает, что представления о другом человеке тесно связаны с уровнем развития самосознания личности: чем полнее представления индивида о самом себе, тем богаче его представления о других, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек в общении с ним, тем богаче становятся его представления о себе [7].

Исследователи также подчеркивают немаловажную роль языка в социальном познании ребенком той культурной среды, в которой он родился и живет [8-10]. Известно, что многие понятия и выражения при переводе с одного языка на другой начинают терять тот самобытный смысл, который закладывался в них данным народом. А.А.Потебня считает, что утрата родного языка приводит к потере личностью своей этнической принадлежности [10].

С психологической точки зрения существенным в понимании представителя другой этно-группы является изучение связи внешнего этнокультурного мира человека с его внутренним миром - этнической идентичностью, самосознанием, ценностными ориентациями и т.п. Кроме того, существуют признаки, представляющие собой системные свойства того или иного этноса, позволяющие отличать его от других, - язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. В экспериментальных исследованиях А.А.Кожанова было установлено, что при определении сходства с представителями других этногрупп испытуемые ориентируются на такие их особенности, как внешний вид, поведение, национальная одежда и специфический вид труда [1].

Понятие «восприятие этноса», с точки зрения Т.А.Репиной, включает в себя создание образа этноса, народа, основанного на межэтническом общении, в ходе которого складывается пред-

ставление об укладе жизни народа, его быте, этнопсихологических особенностях и этнической специфике в целом. На межэтническое восприятие оказывают воздействие менталитет воспринимающего этноса, его исторический опыт, сложившиеся в обществе стереотипы. В результате межэтнического восприятия происходит создание относительно устойчивых образов, сложившихся у представителей тех или иных этнических общностей о других, проявляющихся в тесной взаимосвязи когнитивного и эмоциональнооценочного компонентов.

Когнитивный компонент межэтнического восприятия представляет собой способность индивида структурировать информацию об этнических характеристиках народа - антропологические признаки (цвет кожи, внешние признаки, например, строение и цвет глаз, форма лица, рост и пропорциональное соотношение частей тела и т.п.), язык, элементы материальной культуры (одежда, национальные блюда), обычаи. Эмоционально-оценочный компонент, или аффективный компонент, проявляется в способности человека воспринимать, оценивать и интерпретировать этнические признаки и проявлять определенные чувства к ним (симпатия - антипатия) как к своей, так и другой этногруппе и отдельных ее представителей [11].

Основываясь на теоретическом анализе рассматриваемой проблемы, мы разработали методику исследования восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста представителей своей и других этногрупп на материале иллюстраций к народным сказкам [12].

Диагностический материал к методике представлен набором иллюстраций к различным народным сказкам. Иллюстрации подбирались с учетом изображения на них мужчин и женщин с ярко выраженными антропологическими признаками, в национальных костюмах, в близкой для представителей того или иного этноса бытовой среде. Выбор иллюстраций к народным сказкам осуществляется на основании частоты встречаемости представителей той национальности, которые проживают по месту жительства ребенка (в Башкирии это русские, башкиры, татары, мари).

На первом этапе диагностического исследования ребенку предлагается ответить на ряд вопросов с целью создания благоприятной диагностической обстановки и получения некоторых сведений о ребенке, его знаниях о своей и других этнических группах. Первая часть методики позволяет оценить уровень развития этнокультурной осведомленности ребенка.

На втором этапе ребенку предлагаются иллюстрации, на которых изображены герои народных

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ. ПСИХОЛОГИЯ

сказок (русской, башкирской, татарской и марийской). Ему необходимо внимательно посмотреть на них и ответить на ряд вопросов, касающихся знания внешних признаков представителей рассматриваемых этногрупп, оценки взаимоотношений между персонажами сказки, идентификации себя с одним из них. Разработанная методика была апробирована и стандартизирована.

В ходе применения разработанной методики были выявлены некоторые особенности этнокультурной осведомленности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста представителей своей и других этногрупп.

Качественный анализ ответов детей на вопросы о своей и других этногруппах показал, что представления дошкольников о нациях носят фрагментарный характер, у них возникают трудности в выделении этнодифференцирующих признаков. В ходе исследования нами выявлено, что у дошкольников недостаточно развиты как когнитивный, так и аффективный компоненты восприятия своей и других этнических групп. Проявляется это в том, что дошкольники не знают внешних этнодифференцирующих признаков наций, не могут описывать, интерпретировать этнические признаки представителей различных этногрупп. Дошкольники знают свою нацию, но не всегда, даже при наличии этнодифференцирующих признаков (одежда, украшения, головные уборы, цвет кожи), могут определить, к какой национальности относится тот или иной человек.

По результатам исследования восприятия детьми младшего школьного возраста (в исследовании участвовали дети русской и татарской национальностей) своей и других этнических групп было выявлено, что практически все дети данного возраста правильно идентифицируют себя со своей нацией, однако при выявлении сходств персонажей сказок с представителями своего и других этносов дети выделяют лишь яркие, наиболее заметные детали внешнего облика, не придавая значения национальным чертам лица и национальной одежде. Следует отметить, что младшие школьники уже обладают некоторыми знаниями о типичном представителе той или иной национальности и их культуре.

Изображение сказочных персонажей в национальных костюмах ассоциируется большинством детей младшего школьного возраста с их национальной принадлежностью, а также с национальной принадлежностью их родителей. Дети знают свой родной язык и могут назвать по 2

- 4 национальности, проживающие на территории города и республики. Среди параметров оценки национальной принадлежности людей младшие школьники выделяют цвет волос / кожи

/ глаз, язык, одежду и наделяют представителей своей национальности исключительно позитивными качествами. Практически все дети могут правильно оценить отношения между людьми в процессе их взаимодействия. При анализе взаимоотношений между героями сказок большинство детей ориентируются на мимику героев, оценивают взаимоотношения исходя из расположения персонажей по отношению друг другу.

Любой этнос как сложная социальная система обладает массой различных характеристик, которые сближают его с одной общностью, и специфических, характерных только для него. С точки зрения этнографов, историков, этносоцио-логов, формирование как общих, так и специфических особенностей этноса является результатом географических, климатических, а также миграционных процессов. Так, длительное проживание многих поколений этнической группы на одной территории в определенных природных и климатических условиях сказывается на формировании их особого психологического склада как специфического способа восприятия и отражения членами общности различных сторон окружающей действительности. В результате же миграционных процессов нескольких этносов, принудительных или добровольных, народы, проживая на одной территории, со временем начинают перенимать некоторые культурные признаки, характерные для другой общности, что их сближает и приводит к образованию сходных признаков. Но может происходить и обратный процесс, когда проживающие на одной территории этносы начинают еще более обособляться в своем стремлении сохранить свою самобытную культуру. Однако внешние, материальные, признаки существующих на сегодняшний день разнообразных этногрупп настолько многочисленны и так неоднородны, что осложняет процедуру их однозначной интерпретации как в житейском, так и научном планах.

1. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. - Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», 1999. - 406 с.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. -СПб.: Азбука-классика, 2002. - 608 с.

3. Поршне в Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. - М.: Просвещение, 1964. - 223 с.

4. Потебня А.А. Язык и народность. О национализме // Мысль и язык. - Харьков: Сорока-Белобока, 1992. - 70 с.

5. Арутюнов С.М. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 250 с.

З07

6. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования: Спец-практикум по социальной психологии. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - 80 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - 5-е изд., исправ.и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 363 с.

8. Валеева А.Ф. Влияние урбанизации на языковое поведение жителей полиэтнического региона // Социс. - 2002. - №8. - С. 40 - 49.

9. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 75 - 85.

10. Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе // Социс. - 2002. - №8. -С. 49 - 56.

11. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. -232 с.

12. Сайфутдиярова Е.Ф. Межэтническое восприятие детей: Методические рекомендации. - Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2011. - 54 с.

INTERETHNIC PERCEPTION AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

E.F.Sayfutdiyarova

The article is devoted to the theoretical and empirical analysis of the individual perception of representatives of their own, and other ethnic groups. Interethnic perception is seen as a process of forming a stable image of representatives of their own, and other ethnic groups, developed by an individual or a group of people of certain ethnic communities.

wоrds: social perception, inter-ethnic relations, inter-ethnic perception, cognitive and affective components of inter-ethnic perceptions, ethnic stereotypes.

Сайфутдиярова Елена Фаварисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Бирского филиала Башкирского государственного университета.

Е-mail: saifi@inbox.ru

Поступила в редакцию 23.05.2012

30S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.