Научная статья на тему 'Межэтнические процессы в современном Казахстане: политологические аспекты'

Межэтнические процессы в современном Казахстане: политологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
646
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВО / КАЗАХСТАНСКИЙ НАРОД / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИЙ / ЭТНОПОЛИТИКА / ETHNICITY / NATIONALITY / INTERETHNIC PROCESSES / CULTURE OF INTERETHNIC RELATIONS / MULTINATIONAL SOCIETY / KAZAKHSTAN PEOPLE / EDUCATION / TRADITIONS / ETHNOPOLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сейсен Найля Бакытбеккызы

В статье рассматривается вопросы межэтнических процессов в современном Казахстане, которые требуют глубокого осмысленного политологического исследования. При этом перед политологами стоят задачи всестороннего изучения новых явлений и процессов, происходящих в национальной жизни народов Казахстана, их теоретического обобщения, которые могут способствовать решению насущных политических и практических вопросов. Эти явления и межэтнические процессы пока недостаточно изучены в трудах казахстанских ученых. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межэтнические процессы в современном Казахстане: политологические аспекты»

Ethnic processes in modern Kazakhstan: political science aspects

Seisen N.

Межэтнические процессы в современном Казахстане: политологические аспекты Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы /Seisen Nailya - кандидат политических наук, доцент, кафедра политологии и социально-философских дисциплин, Казахский национальный педогогический университ им. Абая, г. Алматы Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается вопросы межэтнических процессов в современном Казахстане, которые требуют глубокого осмысленного политологического исследования. При этом перед политологами стоят задачи всестороннего изучения новых явлений и процессов, происходящих в национальной жизни народов Казахстана, их теоретического обобщения, которые могут способствовать решению насущных политических и практических вопросов. Эти явления и межэтнические процессы пока недостаточно изучены в трудах казахстанских ученых. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.

Abstract: the article considers the issues of interethnic processes in modern Kazakhstan, which requires deep meaningful political study. In this case, before politicians are the problems of comprehensive study of new phenomena and processes taking place in the life ofpeoples of Kazakhstan, theoretical generalization which may contribute to the solution of urgent political and practical problems. These phenomena and interethnic processes are not yet sufficiently studied in the works of Kazakh scientists. However, the article paid attention to the discussion questions.

Ключевые слова: этнос, национальность, межэтнические процессы, культура межэтнического общения, многонационального общество, казахстанский народ, воспитание, традиций, этнополитика.

Keywords: ethnicity, nationality, interethnic processes, culture of interethnic relations, multinational society, Kazakhstan people, education, traditions, ethnopolitics.

УДК 323.1

Прежде всего, следует сказать, что межэтнические процессы в современном Казахстане являются актуальными и недостаточно изучены в политической науке. Мы хотели бы рассмотреть, некоторые вопросы межэтнических процессов в условиях модернизации Казахстанского общества.

Межэтническая проблематика стала актуальна для Республики Казахстан, начавшей после обретения независимости проведение широкомасштабных трансформаций в общественно-политической жизни, связанных со строительством суверенного государства. При этом «сложность и проблематичность казахстанского развития межэтнических процессов заключается в специфике полиэтнической структуры населения страны и конфессионального многообразия» [1].

Межэтнические процессы в контексте культуры межэтничесих отношений, особенно в условиях полиэтничного общества, являются одной из основ обеспечения внутренней стабильности, экономического, политического и культурного развития страны. Как известно, в мировой практике полиэтничными считаются государства, имеющие более 5% так называемого иноэтничного населения. В Казахстане же сегодня около 40% всего населения составляют представители 139 иноэтничного населения, более того, здесь на протяжении веков сосуществовали разнородные национально-культурные компоненты, между которыми происходили постоянные и тесные контакты и взаимодействия. В силу действия исторических, географических,

экономических, политических факторов культура Казахстана отличалась высокой толерантностью, открытостью ко всему новому и способностью ассимилировать это «новое». Поэтому вполне очевидно, что в Казахстане сложилась определенная этика культуры межэтнического общения, формировавшаяся на протяжении очень длительного времени, а сохранение и укрепление межэтнического мира является одним из основных приоритетов казахстанской государственной политики [2].

Следует подчеркнуть, что межэтнические процессы в Казахстане неразрывно связаны с культурой межэтнического общения. Без учета этой связи не может решаться не одна национальная или общественно-политическая проблема по этническим вопросам. Поэтому в комплексе задач формирования культуры межэтнического общения в Казахстане проблема межэтнических процессов занимает исключительно важное место. В условиях радикальных перемен происходящих в Казахстане и в мире, необходимость глубокого, нового осмысления этой проблемы становится все более актуальной.

Мировой и казахстанский опыт показывает, что межэтнические процессы всегда имеют как конкретно-историческое, так и социально-политическое содержание. Межэтнические процессы в духе дружбы народов - это совокупность форм, методов и средств формирования культуры межэтнического общения, направленных на сознательное, целенаправленное и систематическое формирование личности казахстанца.

Итак, проблема межэтнических процессов и культуры межэтнического общения и их взаимосвязи в Казахстане требует нового подхода и оценки. Поэтому, особое значение в современных условиях приобретает политологический анализ содержания формирования казахстанского народа в контексте культуры межэтнического общения населения во всей сложности и противоречивости. Здесь нужно видеть всю реальную картину: достижения и трудности, недоработки и ошибки и т.д.

Одним из первых казахстанских ученых Р.Б.Абсаттаров дает определение казахстанскому народу как этнополитической общности людей. «Казахстанский народ, пишет Р.Б.Абсаттаров - это этнополитическая общность, образовавшаяся в результате демократических преобразований, интернационализации национальной жизни, связанных с развитием наций, народностей, национальных и этнических групп на основе совокупности общественных отношений, сохраняющих свои национальные черты и особенности, имеющих общие: родину - Казахстан, территорию, экономику, социально-классовую структуру, унитарно-правовое государство и общую цель -построение цивилизованного общества» [3]. Р.Б.Абсаттаров характеризует казахстанский народ - все более развивающихся многообразных общечеловеческих черт в морали, быту, социально-экономической жизни, языковой сфере, свойственных различным национальностям страны.

Следует подчеркнуть, что казахстанский народ - не национальная, а гражданская, этнополитическая общность по своему типу и характеру в контексте культуры межэтнического общения. Наличие у казахстанского народа сложившихся общих черт, признаков не означает его превращение в новую «казахстанскую нацию», как предполагают некоторые исследователи современных национальных процессов в Казахстане. Казахстанский народ как показывает практика, не превратится в нацию. Р.Б. Абсаттаров наделяя казахстанский народ основными чертами и некоторыми признаками, в своих работах обращает внимание на то, что гражданская, этнополитическая общность народов нельзя отождествлять с нацией. Между тем, к сожалению, в казахстанской печати встречаются ошибочные отождествления в определении понятии нации и казахстанского народа. Например, Ж.Наурызбаев и В.Примин усматривают в развитии казахстанского народа тенденцию к формированию «единой казахстанской наций» [4].

Некоторое видимое сходство между казахстанским народом и нацией объясняется не их совпадением и не слиянием, а сходством, сближением отдельных явлений,

возникших в сходных социально-экономических, политических и духовно -нравственных условиях. Казахстанский народ как проявления культуры межэтнического общения останется многонациональной, интернациональной, гражданской общностью, ибо в его пределах будут продолжать свое развитие все нации, народности, национальные этнические группы республики, сохраняя при этом национальные черты, признаки, традиций, культуры, различия и особенности. Слияние народов, стирание различий между национальными, социально-этническими общностями или формирование новой единой казахстанской нации означает процесс ликвидации всех национальных различий, признаков особенностей, а значит, и самих всех национальностей страны. Следует отметить, что на деле формирование и консолидация многонационального, многоконфессионального казахстанского народа не означают нивелирования нации, народности, национальные этнические группы, игнорирования национальных особенностей, черт, языков, культур, обычай, не упраздняют существующие национальности и не возводят какую-то особую наднациональную надстройку, а напротив, создают образец национального, этнического объединения и взаимосвязи, при сохранении и развития самобытности, языка и культуры народов Республики Казахстан.

В связи с этим, следует сказать, что в Казахстане устойчиво воспроизводится и развивается культура межэтнической толерантности, уважаются и ценятся обычаи и традиций народов, соседствующих, дружащих на одной государственной территории Казахстана. Например, по результатом социологического опроса в Казахстане 86,6% респондентов согласны с суждением, что обычаи, традиций, религия другого народа заслуживают уважения, даже если кажутся необычными [5].

Кроме того, казахстанский народ как гражданская, этнополитическая общность в системе межэтнических процессов органично и эффективно развивает, укрепляет материальные и духовные силы каждой национальности республики. В то же время казахстанский народ вбирает в себя общеказахстанское, общенациональное, общечеловеческое, устойчивое, прогрессивное, главное, что имеется в национальной жизни каждого из народов Республики Казахстан.

Таким образом, можно сказать, что многонациональный, многоконфессиональный казахстанский народ представляет собой совокупность всесторонне, гармонично развивающихся наций, народностей, национальных и этнических групп Республики Казахстан. Каждая национальность нашей страны является составной частью гражданской, этнополитической общности - казахстанского народа в системе межэтнических процессов.

Из вышеизложенного можно сказать, что национальная политика Республики Казахстан в решении проблем межэтнических процессов ориентирована на развитие интеллектуального и культурного потенциала у всех национальностей, у которых есть реальная доступность к информационным, культурно-образовательным ресурсам, есть возможность их использования в решении задач межэтнического и межконфессионального согласия. Учитывая все эти явления необходимо развивать и совершенствовать накопленный опыт сохранения и укрепления единства мультикультурного и поликонфессионального общества в Казахстане. В связи с этим, для казахстанской национальной политики наиболее подходящей, приемлемой является поддержание культурного, национального многообразия. Всё это позволяет не только обеспечивать, развивать этническую, но и внутриполитическую стабильность, консолидировать многонациональное, многоконфессиональное казахстанское общество для достижения благородной цели.

Следует сказать, что проблемы, которые существуют в межэтнических отношениях в Казахстане, требуют к себе пристального внимания со стороны государства, гражданского общества. Важной задачей Казахстанского государства является оптимизация и развитие культуры межэтнического общения, то есть поиск и реализация благоприятных, лучших вариантов развития межэтнических отношений.

В связи с этим руководство республики должно обеспечивать национальную безопасность от различного рода социальных, политических угроз и от терроризма и экстремизма с соблюдением прав и свобод казахстанца независимо от национальной принадлежности к интеграции, консолидации и не допустить межэтническую напряженность или конфликтов.

Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказать отрицательное влияние на межэтнические процессы. В частности, это усиление этнорелигиозных противоречий в различных частях региона и мира, в том числе и в некоторых соседних странах Центральной Азии. Потенциальную опасность представляет проникновение в Республику Казахстан извне различных форм этнорелигиозного экстремизма, радикализма и терроризма. Этническую, конфессиональную окраску могут приобретать имеющиеся в казахстанском обществе локальные, социальные, духовные и бытовые проблемы. В связи с этим, следует сказать, что возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтнического, поликонфессионального Казахстана. Казахстан на стороне тех религии, которые воспитывают любовь к своей семье, к своей стране, к труду и миру [6].

В целом в многонациональном, многоконфессиональном обществе формирование и укрепление единства народов Казахстана является базовым, основным условием обеспечения национальной безопасности и независимости казахстанского государства, реализации стратегических и тактических приоритетов его социально -экономического, культурного и политического развития.

Обеспечение единства народов Казахстана в системе межэтнических процессов является важным условием создания демократического государства в стране. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое, правовое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства казахстанского многонационального и многоконфессионального общества.

Таким образом, подводя итоги, в заключении можно сделать следующие выводы:

- настала необходимость в создании центра «культуры межэтнического общения» народов Казахстана при Президенте РК;

- необходимо исследовать культуру межэтнического общения каждого народа, изучить национально-политический менталитет многонационального и многоконфессионального казахстанского общества, как самостоятельную проблему межэтнических процессов;

- необходимо активно пропагандировать лучшие черты жизни и успехи каждой национальности Казахстана, используя разнообразные формы, методы и средства идеологической работы.

- систематически обновлять, развивать, совершенствовать политические механизмы воспитания по формированию культуры межэтнического общения среди населения.

Все это помогло бы, на наш взгляд, с упреждением вырабатывать меры снятия недопонимания или напряженности, обозначения проблем в межэтнических процессах, поиск новых подходов в становлении и развитии новых начал в консолидации казахстанского общества.

Литература

1. Назарбаев Н. А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее

конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда. - 2006, март - 2

2. Мустафаев Н. И.Казахстанская модель этнополитики: ресурсы и ограничители.

Алматы:2000.-С.143.

3. Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. Алматы: «Гылым», 1995. - С.144.

4. Наурызбаев Ж., Примин В. Путь к межнациональной гармонии \\ Мысль.-1994. №12.

5. Бадаева А. Г. Межэтнические и межрелигиозные отношения в Казахстане: социологический подход. [Электронный ресурс]: URL: http://kazgazeta.kz/

6. Зейнуллина Ж. Р. Межконфессиональный диалог как один из важнейших для поддержания мира и согласия между народами и нациями \\ Проблемы современной науки и образования .2016.№1(43).

The social and political consolidation of the Kazakhstan society:

problem statement Seisen N.

Социально-политическая консолидация казахстанского общества:

постановка проблем Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы /Seisen Nailya - кандидат политических наук, доцент, кафедра политологии и социально-философских дисциплин, Казахский национальный педогогический университ им. Абая, г. Алматы Республика Казахстан

Аннотация: в статье выявляются основные факторы консолидации многонационального казахстанского общества на пути перехода Казахстана к устойчивому развитию. Процесс консолидации казахстанского общества рассматривается с учетом экономико-географических, социально-политических особенностей, этнической и конфессиональной структуры общества. Поэтому проблема социально-политической консолидации многонационального казахстанского общества представляет собой сложный и многогранный феномен, который требует пристального внимания и глубокого изучения.

Abstract: the article identifies the main factors of consolidations of the multinational society of Kazakhstan on the way of Kazakhstan's transition to sustainable development. Consolidation process of Kazakhstan society are considered taking into account the economic-geography, socio-political peculiarities, ethnic and confessional structure of society. Therefore, the problem of socio-political consolidation of Kazakhstan's multinational society is a complex and multifaceted phenomenon that requires close attention and thorough study.

Ключевые слова: консолидация, казахстанское общество, социально-политическая консолидация, казахстанский патриотизм, национальная политика, многонациональный казахстанский народ.

Keywords: consolidation, Kazakhstan society, socio-political consolidation, Kazakhstan patriotism, national policy, multinational people of Kazakhstan.

УДК 32:316 (574)

Процесс развития казахстанского общества и человечества на современном этапе неразрывно связан с интеграцией и консолидацией. Без учета этой связи не может решаться ни одна политическая, национальная, межэтническая проблема.

Пример Украины показал, что внутренние противоречия в государстве способны перевести вопросы территориальной целостности, общественной, национальной безопасности и суверенитета в приоритеты повестки дня. Поэтому вопрос интеграции и дальнейшей консолидации многонационального и многоконфессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.