Научная статья на тему 'МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ АЛТАЙСКОЙ ШКОЛЫ'

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ АЛТАЙСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнические стереотипы / аутои гетеростереотипы / алтайцы / казахи / русские / полиэтнические классы / сельские школы Республики Алтай / ethnic stereotypes / autoand heterostereotypes / Altaians / Kazakhs / Russians / polyethnic classes / rural schools of the Altai Republic

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М.Г. Чухрова, А.С. Чухров, Н.А. Иванова

Взаимоотношения между школьниками разной этнической принадлежности в полиэтнических классах представляют научный и практический интерес. В статье представлен сравнительный анализ этнических стереотипов самовосприятия и гетеровосприятия подростков разной этнической принадлежности – русских, алтайцев, казахов, обучающихся в сельских школах Республики Алтай. Опрошено 685 подростков обоего пола. Применялся семантический дифференциал в модификации З.В. Сикевич, социологический опрос. Конфликтов на этнической почве в обследованных школах не было выявлено. Показано, что русские подростки в большей степени, чем казахские и алтайские, считают всех людей равными, одинаково мыслящими и имеющими одинаковые проблемы. Самоотношение и самооценка подростков из числа коренных народов выше в том случае, если они проживают преимущественно среди соплеменников. Осведомленность об этнических традициях у всех обследованных этнических групп подростков низкая. Подростки всех трех групп склонны планировать и вести европеизированный образ жизни. Полученные результаты могут быть полезны учителям полиэтнических классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC ASPECTS OF THE MODERN ALTAI SCHOOL

The relationship between schoolchildren of different ethnicities in polyethnic classes is of scientific and practical interest. The article presents a comparative analysis of ethnic stereotypes of self-perception and heterosepathy of adolescents of different ethnicity – Russians, Altaians, Kazakhs – studying in rural schools of the Altai Republic. 685 teenagers of both sexes were interviewed. The semantic differential is used in the modification of Z.V. Sikevich, a sociological survey. There were no ethnic conflicts in the surveyed schools. It is shown that Russian teenagers, to a greater extent than Kazakh and Altai teenagers, consider all people equal, equally thinking and having the same problems. The self-attitude and self-esteem of indigenous adolescents is higher if they live mainly among their fellow tribesmen. Awareness of ethnic traditions among all surveyed ethnic groups of adolescents is low. Teenagers of all three groups tend to plan and lead a Europeanized lifestyle. The obtained results can be useful for teachers of polyethnic classes.

Текст научной работы на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ АЛТАЙСКОЙ ШКОЛЫ»

3. Zimnyaya I.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota: metodologiya, teoriya, praktika, organizaciya, provedenie. Moskva: ICPKPS, 2010.

4. Sionina L.N., Shkerina T.A. O formirovanii issledovatel'skoj kompetencii studentov-bakalavrov pedagogicheskogo vuza. Pedagogicheskie nauki. Novainfo45-2. Available at: http:// novainfo.ru/article/5904

5. Vilejto T.V. Formirovanie issledovatel'skih umenij bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami muzejnoj praktiki. Kollektivnaya monografiya po materialam VI Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 117-120.

6. Zueva A.S. Kompetentnostnyjpodhodvorganizaciinauchno-issledovatel'skojdeyatel'nostistudentovprofessional'no-pedagogicheskogovuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2014.

7. Rebko 'E.M., Satyvaldieva B. Formirovanie issledovatel'skih kompetencij u bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Pedagogika vysshej shkoly. 2016; № 3.1 (6.1): 169-172.

8. Koldina M.I. Formirovanie nauchno-issledovatel'skih umenij buduschih bakalavrov professional'nogo obucheniya. Sovremennayapedagogika. 'Elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014.

Статья поступила в редакцию 04.02.23

УДК 373 + 316.6

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University; Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Law; Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru, ORCID: 0000-0001-5389-5897

Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

Ivanova N.A., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University; Deputy Director of Center for Psychological, Medical and Social Support (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: natali-pedagog@mail.ru

INTERETHNIC ASPECTS OF THE MODERN ALTAI SCHOOL. The relationship between schoolchildren of different ethnicities in polyethnic classes is of scientific and practical interest. The article presents a comparative analysis of ethnic stereotypes of self-perception and heterosepathy of adolescents of different ethnicity -Russians, Altaians, Kazakhs - studying in rural schools of the Altai Republic. 685 teenagers of both sexes were interviewed. The semantic differential is used in the modification of Z.V. Sikevich, a sociological survey. There were no ethnic conflicts in the surveyed schools. It is shown that Russian teenagers, to a greater extent than Kazakh and Altai teenagers, consider all people equal, equally thinking and having the same problems. The self-attitude and self-esteem of indigenous adolescents is higher if they live mainly among their fellow tribesmen. Awareness of ethnic traditions among all surveyed ethnic groups of adolescents is low. Teenagers of all three groups tend to plan and lead a Europeanized lifestyle. The obtained results can be useful for teachers of polyethnic classes.

Key words: ethnic stereotypes, auto- and heterostereotypes, Altaians, Kazakhs, Russians, polyethnic classes, rural schools of the Altai Republic

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru

А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@ngs.ru

Н.А. Иванова, аспирант, ФГБОУ ВО НГПУ, зам. директора БУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Горно-Алтайск, Е-mail: natali-pedagog@mail.ru

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ АЛТАЙСКОЙ ШКОЛЫ

Взаимоотношения между школьниками разной этнической принадлежности в полиэтнических классах представляют научный и практический интерес. В статье представлен сравнительный анализ этнических стереотипов самовосприятия и гетеровосприятия подростков разной этнической принадлежности - русских, алтайцев, казахов, обучающихся в сельских школах Республики Алтай. Опрошено 685 подростков обоего пола. Применялся семантический дифференциал в модификации З.В. Сикевич, социологический опрос. Конфликтов на этнической почве в обследованных школах не было выявлено. Показано, что русские подростки в большей степени, чем казахские и алтайские, считают всех людей равными, одинаково мыслящими и имеющими одинаковые проблемы. Самоотношение и самооценка подростков из числа коренных народов выше в том случае, если они проживают преимущественно среди соплеменников. Осведомленность об этнических традициях у всех обследованных этнических групп подростков низкая. Подростки всех трех групп склонны планировать и вести европеизированный образ жизни. Полученные результаты могут быть полезны учителям полиэтнических классов.

Ключевые слова: этнические стереотипы, ауто- и гетеростереотипы, алтайцы, казахи, русские, полиэтнические классы, сельские школы Республики Алтай

Школа является важнейшим институтом социализации личности, причем именно подростковый возраст является сенситивным для социальной адаптации в поликультурном пространстве. В процессе межкультурных взаимодействий на идентификацию подростка как субъекта той или иной культуры влияют обычаи, традиции, образ жизни соседних культур, происходит осознание своего и чужого культурного наследия [1]. Отношение детей к одноклассникам другой национальности зависит от того, какие посылы дают им родители, насколько во взрослой среде существует терпимое и доброжелательное отношение друг к другу и наоборот. Кроме того, происходит неосознанное сравнение себя и «другого». Для учителей классов, где учатся дети разных национальностей, преподавание представляет определенные сложности из-за разности менталитетов учеников, разного уровня подготовки, разных ценностных ориентаций. Влияние учителя на взаимоотношения детей в полиэтнических классах чрезвычайно велико. Для учителей важно создать позитивную среду общения, добиться взаимопонимания и взаимоуважения с учеником любой национальности, воспитать доброжелательность друг к другу [2]. Без преувеличения можно сказать, что взаимоотношения между школьниками разной этнической принадлежности в полиэтнических классах, как в зеркале, отражают этнические проблемы в обществе.

В Республике Алтай, по данным Росстата от 2022 года, проживают русские (около 60%), алтайцы (около 34%) и казахи (около 6%). Дети этих народов живут и учатся вместе, общаясь как во время учебы, так и досуга. Несмотря на то, что исторические корни алтайцев, русских и казахов, проживающих в

Республике Алтай, совершенно различны, в настоящее время их объединяет единый строй жизни, они подчиняются одним и тем же законам, ценностные ориентации и жизненные планы у них примерно одинаковы. Однако стереотипы и предубеждения в отношении того или другого народа существуют. В норме они носят скрытый характер и проявляются только в ситуации социальной нестабильности. Исследование межнационального коммуникативного поведения в современной алтайской школе представляет интерес и нуждается в изучении для того, чтобы понять истинную картину взаимоотношений народов, совершенствовать систему социальной перцепции на уроках и профилактировать этнические конфликты. Наиболее интересным является выявление авто- и гетеростереотипов у молодого поколения, подростков, которые имеют разные этнические корни, но родились и растут в одинаковых условиях современной европейской цивилизации.

Цель исследования: сравнительный анализ этнических стереотипов самовосприятия и гетеровосприятия подростков разной этнической принадлежности, проживающих в Республике Алтай.

Задачи исследования:

1. Выявление этнических ауто- и гетеростереотипов восприятия одноклассников другой национальности.

2. Выявление осведомленности об истории своего и другого народа, его этнических традициях и обычаях.

3. Выявление образовательных планов на будущее.

Базу исследования составили несколько школ Республики Алтай, а именно - МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой», МБОУ «Амурская СОШ», МБОУ «Талдинская СОШ», МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова», МБОУ «Он-гудайская СОШ им. С.Т. Пекпеева» и МБОУ «Усть-Канская СОШ им. Ч.К. Кыдра-шева». Выборка исследования представлена 685 подростками. Среди них 365 представителя мужского пола и 320 - женского. Возрастной диапазон обследованных лиц колеблется в пределах от 12 до 18 лет. Преимущественное проживание казахов и алтайцев - с. Кош-Агач, алтайцев и русских - населённые пункты Онгудай, Усть-Кан; русских и алтайцев - Акташ, Амур, Талда.

В исследовании использовался описательный метод и метод наблюдения внутри этнической группы подростков, бесед с обращением к этнокультурному материалу. Применялась методика выявления этнических авто- и гетеростере-отипов (семантический дифференциал в модификации З.В. Сикевич, 2016), се-мичленная шкала, по которой респондент оценивал свою и другую или другие этнические группы [3]. Применялся также социологический опросник, включающий утверждения на интересующие нас вопросы в отношении осведомленности о национальных традициях, ценностных ориентациях, планах на будущее. Гендерная обусловленность авто- и гетеростереотипов не анализировалась. Статобработка результатов проводилась с помощью лицензионных программ статобработки и электронных таблиц Ехе11. Использовался дисперсионный, корреляционный анализ, сравнение средних показателей.

Научная новизна заключается в получении сведений об этнических ауто-и гетеростереотипах алтайцев, казахов и русских подросткового возраста, проживающих и обучающихся в сходных условиях сельской местности Республики Алтай.

Теоретическая значимость исследования заключается в понимании того, что отношение к другому народу «на равных» в большей степени свойственно русскому подростку, что обусловлено исторически сложившимся менталитетом.

Практическая значимость: полученные сведения могут быть использованы учителями полиэтнических классов Республики Алтай для профилактики конфликтных ситуаций и этнической напряженности.

Самооценка на уровне автостереотипа (по З.В. Сикевич) зависела от того, какую группу и в каком населенном пункте мы анализировали. Так, подростки-казахи, проживающие в Кош-Агаче (населенный пункт преимущественно с казахским населением), оценивали себя выше, чем русских или алтайских подростков, в целом по всем признакам. В представлении казахов, суммарный средний балл для них самих составил 6,1; для алтайцев 4,6; для русских 5,4 (при р < 0,05). По отдельным позициям показатели различались существенно, так, по признаку «трудолюбивый - ленивый» подростки-казахи выделили себе 6,8 баллов, алтайцам всего 3,4 (при р < 0,001); русским 5,5 баллов; по признаку «открытый - закрытый» себе дали 5,6 баллов, алтайцам - 3,1 (при р < 0,001); русским - 5,5. Алтайцы-подростки из Кош-Агача по признаку «трудолюбивый - ленивый» себе обозначили в среднем 5,3 балла, а казахам - 5,5 баллов, по признаку «открытый - закрытый» себя оценили в 6,1 баллов, казахов - в 3,4 балла (при р < 0,005). Последний показать указывает на то, что казахские и алтайские подростки плохо понимают друг друга (или не хотят понимать?). Русские оценивались подростками-казахами выше, чем алтайцы, но ниже, чем они сами. Русские в представлении казахов были более свободными (5,8 баллов) в отличие от них самих - 4,6 и алтайцев - 3,2. Казахи считают себя более доброжелательными (6,4), чем русских (5,3) и алтайцев (4,6). Русские представлялись в большей степени «не уважающими законов» (5,3 балла), тогда как казахи получили 6,4 балла в среднем, а алтайцы - 4,6.

Русские подростки в Кош-Агаче оценили себя в целом на 6,2 балла, казахов - на 5,9 баллов, алтайцев на 5,8 баллов в среднем, т. е. для русских подростков характеристики себя, казахов и алтайцев существенно не различаются, достоверная разница не выявлена.

Алтайцы, проживающие в Онгудае (населенный пункт с преимущественно алтайским населением) оценили себя выше (6,1), чем русских (5,6) и казахов (5,4) (при р < 0,05). Алтайцы, проживающие в Усть-Коксе (где живут преимущественно русские), себя оценили ниже по ряду параметров, чем русских. Так, по признакам «оптимист - пессимист», «свободный - несвободный», «чувство собственного достоинства», «счастливый - несчастный» оценки русскими подростками самих себя находились в диапазоне 5,6 - 5,8; оценки алтайцами самих себя - в диапазоне 4,9 - 5,3 (при р < 0,05). Напрашивается вывод, что автостереотип зависит от окружения: чем больше рядом соплеменников, тем выше самооценка. Эта закономерность наблюдалась нами для казахов и алтайцев и не выявлялась для русских подростков. Русские подростки в любом населенном пункте выражали практически одинаковую оценку себя и своих соседей - алтайцев и казахов.

Считается, что этничность актуализируется при сопоставлении образов «я» и «другой», однако это несправедливо для русских, проживающих на территории национальной республики. Вероятно, для русского человека свойственно приписывать «другому» те же качества, которые есть у него самого. Русские подростки выступили как своеобразная контрольная группа, поскольку их характеристики казахов, алтайцев и их самих в разных населенных пунктах различались незначительно. Суммарные баллы для трех основных национальностей Горного Алтая в представлении русских подростков различались несущественно. Однако подростки-казахи и подростки-алтайцы в большей степени отмечали свое отличие как от русских подростков, так и от алтайцев или казахов соответственно. При

этом необходимо подчеркнуть, что никаких этнически обусловленных конфликтов в обследованных школах выявлено не было, как по результатам бесед с учениками, так и по отчетам учителей и психологов. Никаких признаков национально-неприязненных отношений ни в одной школе Республики Алтай нами замечено не было. Отношения среди школьников представлялись как исключительно доброжелательные, добрососедские, «на равных».

Интерес представлял вопрос о знании национальных традиций. Русские подростки проявили хорошую осведомленность об алтайских этнических традициях, в частности о культовых сооружениях и обрядах, о шаманах и кайчи, об истории алтайского народа. А что касается русских традиций, то перечислить внятно русские традиции не смог никто, в том числе русские подростки. Казахские подростки преимущественно указывали на ислам как на религию, которой они придерживаются, и это, вероятно, ограничивало их знания о казахских традициях как кочевников-номадов. Даже на вопрос о национальности некоторые подростки-казахи отвечали: мусульманин, мусульманка. Известно, что религия в значительной степени регулирует поведенческие проявления у мусульман, это выявилось и у подростков-казахов. Все опрошенные подростки вели оседлый образ жизни, в связи с чем, вероятно, этноэтикет кочевого народа был для них не актуален. Традиции и обычаи казахского народа представляли слабо. Казахский язык знали на бытовом уровне. Про казахских шаманов не слышали.

Алтайские подростки также оказались слабо информированы о национальных традициях, плохо знали родной язык, только на бытовом уровне и в объеме школьной программы, если алтайский язык преподавался в школе. Алтайские обычаи и традиции упоминались в основном в связи с сакральными местами и культовыми сооружениями, ааржанами. Однако про шаманов и кайчи знали хорошо, некоторые даже имели опыт общения с шаманами. На вопрос о религии, которой они придерживаются, отвечали невнятно, самым распространенным ответом было «в зависимости от обстоятельств». Это значит, что с целью «снять порчу» они могут обратиться к шаману, отпустить грехи - в православный храм, а чтобы путешествие было удачным, нужно обратиться к Бурхану и сделать ему подношение. Такой синкретизм мы встречали и в Туве среди коренного населения, да и среди русских, которые, считая себя православными, по мере необходимости обращаются к шаманам или идут в дацан. Современный синкретизм религий отмечают и другие исследователи [4].

Интересным показалось то, что в отношении планов на будущее подростки-алтайцы исключительно редко намечают цели, связанные с проживанием в родном поселке. Стремление получить среднее специальное или высшее образование в г. Горно-Алтайске или других городах выявили у 56% всех опрошенных подростков, при этом профессии животновода, механизатора, агронома, ветеринара оказались невостребованными. А это те профессии, с которыми можно вернуться в родной населенный пункт. Специальности юриста, адвоката, психолога, врача, инженера, которые чаще всего планировали получить подростки, гораздо реже могут быть востребованы в небольшом поселке, следовательно, подросток не собирается возвращаться на родную землю.

В целом в результате бесед и наблюдений за подростками Горного Алтая картина вырисовывается следующая. Наблюдается трансформация менталитета в сторону его большей европеизированности. Этноэтикет не актуален, традиции и обычаи родного народа хотя и не отрицаются, но представляются молодому поколению чем-то ненужным, архаичным, несовременным. Родной язык остается на уровне бытового общения, да и далеко не во всех семьях. Этнонигилизма мы не наблюдали, однако планирование своей жизни, своего образования и в дальнейшем работы вдали от родной земли настораживает. Возможно, преждевременно требовать от подростков уважительного и бережного отношения к своим этническим традициям, своему народу, родной земле. Для того чтобы понять все богатство и всю ценность национальной культуры, нужно столкнуться с другими культурами, осознать свои корни и после этого задуматься о традиционном укладе жизни своего народа, его истории, духовных ценностях, культурном коде. Дары европейской цивилизации представляются потомкам кочевников-номадов настолько привлекательными, что про свои корни они стараются не вспоминать, стремясь стать настоящими европейцами, получить европейское образование и жить в цивилизованном мире, вдали от родных степей и гор.

Нужно признать, что остановить цивилизационные процессы невозможно. Мы наблюдаем формирование нового российского суперэтноса. Помнить и уважать традиции своего народа, побуждать к этому молодое поколение необходимо, но возврат к прошлому, как показывают наблюдения, не востребован молодым поколением. Необходимо взять все самое полезное из традиционных культур и обогатить этим знанием современную цивилизацию. Национальные праздники, фольклор, музыка, танцы, национальная еда - это культурное наследие нельзя забывать, следует периодически к нему возвращаться, и роль школы в этом процессе трудно переоценить. Необходимо использовать опыт коллег-педагогов в этнокультурном воспитании учащихся в полиэтнических классах [5; 6; 7]. При этом, как показывает наше исследование, именно русские подростки наиболее доброжелательно и с интересом относятся к другим национальным культурам.

На основании проведенного исследования нами делаются следующие выводы.

1. Самоотношение и самооценка подростков из числа коренных народов выше в том случае, если они проживают преимущественно среди соплеменников.

2. Русские подростки в большей степени, чем казахские и алтайские подростки, считают всех людей равными, одинаково мыслящими и имеющими одинаковые проблемы.

3. Большинство подростков, проживающих в сельской местности Горного Алтая, собираются получать специальность, не востребованную в родном поселке, и переехать жить в город.

Библиографический список

4. Среди представителей коренного народа, проживающих в Горном Алтае, наблюдается недостаточное знание этнической культуры, этноэтикета, родного языка.

5. Русские подростки, проживающие в Горном Алтае, в большей степени осведомлены о местных традициях, нежели о русских национальных традициях.

6. Конфликтов на этнической почве в обследованных школах не было выявлено.

1. Никонов РВ. Теоретико-методологическое осмысление феномена социализации личности в современном межкультурном образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2017; Выпуск 6 (67): 63-68.

2. Дмитриева Е.В. Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности. Мир науки, культуры, образования. 2017; Выпуск 6 (67): 100-103.

3. Сикевич З.В. Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения). Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016; Выпуск 3, Серия 12: 118-128.

4. Гаврилова Ю.В. Социальные изменения как фактор синкретизма религий. Available at: https://doi.Org/10.24158/fik.2017.11.6

5. Арестова В.Ю., Кузнецова Л.В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе: региональный аспект. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2015; № 3 (87): 72-79.

6. Абдина РП., Толмашов А.Г Педагогические технологии подготовки педагогов к организации этнокультурной деятельности детей (на примере Республики Хакасия). Мир науки, культуры, образования. 2017; Выпуск 6 (67): 86-89.

7. Николаева Т.Н. Этнокультурный компонент содержания образования в межкультурном контексте. Этническая культура. 2021; Т. 3, № 3: 37-39.

References

1. Nikonov R.V. Teoretiko-metodologicheskoe osmyslenie fenomena socializacii lichnosti v sovremennom mezhkul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; Vypusk 6 (67): 63-68.

2. Dmitrieva E.V. Vospitanie dobrozhelatel'nosti v sisteme duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; Vypusk 6 (67): 100-103.

3. Sikevich Z.V. Metod semanticheskogo differencial v sociologicheskom issledovanii (opyt primeneniya). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2016; Vypusk 3, Seriya 12: 118-128.

4. Gavrilova Yu.V. Social'nye izmeneniya kak faktor sinkretizma religij. Available at: https://doi.org/10.24158/fik.2017.116

5. Arestova V.Yu., Kuznecova L.V. Osnovnye tendencii 'etnokul'turnogo vospitaniya na sovremennom 'etape: regional'nyj aspekt. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2015; № 3 (87): 72-79.

6. Abdina R.P., Tolmashov A.G. Pedagogicheskie tehnologii podgotovki pedagogov k organizacii 'etnokul'turnoj deyatel'nosti detej (na primere Respubliki Hakasiya). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; Vypusk 6 (67): 86-89.

7. Nikolaeva T.N. 'Etnokul'turnyj komponent soderzhaniya obrazovaniya v mezhkul'turnom kontekste. 'Etnicheskaya kultura. 2021; T. 3, № 3: 37-39.

Статья поступила в редакцию 25.02.23

УДК 373.31

Yakovleva S.S., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sargy.yakovleva@mall.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S LITERARY CREATIVITY. The study concerns a problem of development of children's literary creativity. There is a need to educate a creative, flexible-minded person in the modern world. Therefore, this topic is relevant now. The article clarifies the features of children's literary creativity. Literary creativity helps to develop the imagination and creative abilities of children, and influences the formation of moral feelings and assessments, norms of behavior, the education of aesthetic perception and aesthetic feelings, the development of speech. The main pedagogical conditions for the development of children's literary creativity are children's passion for reading; a conscious approach to the development of children's verbal creativity. In addition, the development of children's literary creativity is influenced by; reliance on the interests of children; the use of play activities; integration of different types of creative activities (visual activities, musical activities, theatrical activities, etc.). A variety of content, forms, techniques, methods help to develop literary skills. Discussion of products of creative activity is a mandatory part of the development process. The author concludes that the work on composing fairy tales of younger schoolchildren contributes to the development of logical thinking, attention, memory, as well as creative imagination, and the expansion of horizons. The proposed technologies for the development of children's literary creativity can be used by parents, teachers.

Key words: creativity, literary creativity, verbal creativity, imagination, speech development

С.С. Яковлева, ст. преп., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова», г. Якутск,

E-mail: sargy.yakovleva@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Настоящее исследование посвящено проблеме развития детского литературного творчества. Актуальность темы связана с необходимостью воспитания творческой, гибко мыслящей личности в современном мире. В статье выяснены особенности детского литературного творчества. Литературное творчество позволяет развивать воображение и творческие способности детей, а также влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, развитие речи. На основе изучения детского литературного творчества установлено, что основными педагогическими условиями его развития являются следующие: осознанный подход к развитию детского литературного творчества; увлечение детей чтением; опора на интересы детей; интеграция разных видов детской деятельности (изобразительная, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность и др.); разнообразие содержания, форм, приёмов, методов развития детского литературного творчества; обсуждение прочитанного и продуктов творческой деятельности. Автор делает вывод о том, что работа по сочинению сказок младших школьников способствует развитию у них логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, расширению кругозора. Предложенные технологии развития детского литературного творчества могут быть использованы родителями, педагогами.

Ключевые слова: творчество, литературное творчество, словесное творчество, воображение, развитие речи

Настоящее исследование посвящено проблеме развития детского литературного творчества. Актуальность темы связана с необходимостью воспитания творческой, гибко мыслящей личности в современном мире. Литературное творчество решает вопросы развития воображения, которое лежит в основе творческих способностей. Кроме того, влияет на нравственное воспитание и формирование норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, развитие речи.

Цель исследования - выявить условия развития детского литературного творчества.

Задачи: изучить понятие «детское литературное творчество»; раскрыть педагогические условия развития детского литературного творчества; разработать план работы по развитию детского литературного творчества.

Методы исследования: анализ теоретических источников и практик по развитию детского литературного творчества, обобщение; беседа, анкетирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.