Научная статья на тему 'Международный транспортный коридор как фактор развития стран и территорий'

Международный транспортный коридор как фактор развития стран и территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
408
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / DEVELOPMENT / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR / MULTIMODAL INFRASTRUCTURE / TRANSIT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Солянник Е. В.

Рассмотрен Трансъевразийский коридор развития как усовершенствованное измерение сотрудничества, открывающее перспективы перед странами, основаные на индустриализации их экономик на новом качественном уровне. Трансъевразийский коридор развития является сложной, распределенной по территории сетью инфраструктур, в рамках которой возникают несколько типов их комплексирования. Определены основные задачи развития транспортных систем в ближайшем будущем. Рассмотрены основные направления инфраструктурного усовершенствования, связанные с созданием Трансъевразийского коридора развития для Украины. Определены возможные результаты от развития международных транспортных коридоров как условия создания Трансъевразийского коридора развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered trans-Eurasian corridor as dimension of development cooperation, which opens up new prospects for the countries that are based on the industrialization of their economies on a new qualitative level. Trans-Eurasian corridor development is a complex, distributed within a network infrastructure, where there are several types of aggregation. The main problems of the development of transport systems in the near futurе. The main directions of development of infrastructure related to the creation of trans-Eurasian corridor development for Ukraine (technical modernization of the railway infrastructure, the construction of cross-border transport and logistics hub. ) The possible results from the development of international transport corridors as the conditions creating trans-Eurasian corridor development.

Текст научной работы на тему «Международный транспортный коридор как фактор развития стран и территорий»

Висновки данного досл^ження i первпективи подальших робт у цьому напрямку. Незалежно в!д сфери функщонування м!сько! транспортно! системи найважлив!шими для сусп!льства залишаються завдання державних орган!в щодо зниження зовн!шн!х витрат функц1онування громадського транспорту, що виражаються у формуванн! вимог до використання транспортних засоб!в, режим!в роботи, доступност! тощо. Суперечност! в ощнщ ефективност! роботи м!сько! транспортно! системи стимулюють розвиток нових форм транспортного обслуговування населення.

Враховуючи ус! вище перелчен! особливост! формування структури тарифу на послуги у громадському транспорт! можно зробити висновок, що система щноутворення недосконала, не стимулюе розвиток м!сько! транспортно! мереж!, процес щноутворення е складним i потребуе пост!йного перегляду та удосконалення.

СПИСОК ЛГГЕРАТУРИ

1. Молодых И. А. Пассажирский транспорт в пригородной зоне крупного города / И. А. Молодых. - М.: «Транспорт», 1976. - 144 с. pdf.

Рецензент д.е.н., професор ДЕТУТБакаев Л.О. Експерт редакцшноИ колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Слаг1н Ю.В.

УДК 656.078.1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

СТРАН И ТЕРРИТОРИЙ

Солянник Е. В., аспирант (ДНУЖТ им. В. Лазаряна)

Рассмотрен Трансъевразийский коридор развития как усовершенствованное измерение сотрудничества, открывающее перспективы перед странами, основаные на индустриализации их экономик на новом качественном уровне. Трансъевразийский коридор развития является сложной, распределенной по территории сетью инфраструктур, в рамках которой возникают несколько типов их комплексирования. Определены основные задачи развития транспортных систем в ближайшем будущем. Рассмотрены основные направления инфраструктурного усовершенствования, связанные с созданием Трансъевразийского коридора развития для Украины. Определены возможные результаты от развития международных транспортных коридоров как условия создания Трансъевразийского коридора развития.

Ключевые слова.: развитие, международный транспортный коридор, мультимодальная инфраструктура, транзитный потенциал.

М1ЖНАРОДНИЙ ТРАНСПОРТНИЙ КОРИДОР ЯК ЧИННИК РОЗВИТКУ

КРА1Н I ТЕРИТОР1Й

Соляншк К. В., астрант (ДНУЗТ м. В. Лазаряна)

Розглянуто транс'евразшський коридор розвитку як удосконалений вимiр ствробтництва, що вiдкриваe перспективи перед кратами, основам на iндустрiалiзацu Их економж на новому яюсному рiвнi. Транс'евразшського

2. Базилюк А. В. Тарифоутворення у сферi пасажирських перевезень: монографш / А. В. Базилюк, Я. Я. Назаренко; Нац. трансп. ун-т. - К.: НТУ, 2010. - 176 с.

3. Гудкова В. П. Методолопя забезпечення ефективно! даяльносп щдприемств сфери пасажироперевезень: монографiя. - К.: ДЕТУТ, 2013. - 259 с.

4. Салимжанов И. К. Цены и ценообразование / И. К. Салимжанов - М.: КНОРУС, 2007. - 304 с.

5. Горев, А. Э. Основы теории транспортных систем. - СПбГАСУ: СПб, 2010. - 214 с.

6. Социально-экономическая эффективность регионального развития / С. Н. Растворцева, В. В Фаузер, В. Н. Задорожный, В. А. Залевский; отв. ред. д.э.н., доцент С. Н. Растворцева. - М.: Экон-Информ, 2011. - 136 с.

7. Sheffi Yosef. Urban transportation network. -PRENTICE-HALL, INC., Englewood Cliffs, New Jersey, 1985. - 399 р. [Електронний ресурс] / Режим доступу:

http://sheffi.mit.edu/sites/default/files/sheffi urban trans networks.

© Солянник Е.В.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

коридор розвитку е складною, розподыено! по територй мережею тфраструктур, в межах яко1 виникають кыька munie ïx комплексування. Визначено основш завдання розвитку транспортних систем в найближчому майбутньому. Розглянуто основт напрями тфраструктурного удосконалення, пов'язат iз створенням транс'евразшського коридору розвитку для Украши. Визначено можлuвi результати вiд розвитку мiжнароднux транспортних корuдорiв як умови створення транс'евразшського коридору розвитку.

Krnwei слова: розвиток, мжнародний транспортний коридор, мультимодальна тфраструктура, транзитний потенщал

INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE COUNTRIES AND TERRITORIES

Solyannik Е. V., graduate student (Dnepropetrovsk National University of Railway Transport. n. V. Lazaryana)

Considered trans-Eurasian corridor as dimension of development cooperation , which opens up new prospects for the countries that are based on the industrialization of their economies on a new qualitative level. Trans-Eurasian corridor development is a complex, distributed within a network infrastructure , where there are several types of aggregation . The main problems of the development of transport systems in the near futun. The main directions of development of infrastructure related to the creation of trans-Eurasian corridor development for Ukraine (technical modernization of the railway infrastructure , the construction of cross-border transport and logistics hub . ) The possible results from the development of international transport corridors as the conditions creating trans-Eurasian corridor development.

Keywords: development, international transport corridor, multimodal infrastructure, transit potential.

Постановка проблемы. Одной из главных проблем, лежащих в основе продолжающегося мирового финансового кризиса, является отсутствие глобальных инициатив, которые открывали бы новые горизонты и давали возможность выхода из рецессии и бюджетного дефицита к совместным планам развития. Сегодня необходим «мотор», который вывел бы мировую экономику из глобального спада. Им должен стать проект индустриализации экономик на новом качественном уровне, в котором будут задействованы как основные, так и инфраструктурные отрасли экономики. Такой проект - «Трансъевразийский коридор развития», характеризующий новое измерение

сотрудничества и открывающий новые перспективы перед странами. Составляющей такого проекта является развитие железнодорожной, автомобильной

инфраструктуры как частей международных транспортных коридоров.

Анализ последних исследований и публикаций. Проекты развития социально-экономических систем находятся в центре внимания многих ученных. Среди них Бабкина О.Н., Дикань В.Л., Новикова А.М., Саликов Ю.А., Якименко Н.В. и др. [1-5]. При этом большинство ученных разделяют точку зрения относительно комплексности применяемых механизмов и инструментов развития. В целом присоединяясь к ним, необходимо обратить внимание на то, что в научных публикациях недостаточно рассматривается вопрос создания Трансъевразийского коридора развития, значение которого для развития территорий и стран евроазиатского пространства возрастает.

Целью статьи является определение роли Трансъевразийского коридора развития в современных условиях хозяйствования и рассмотрение международных транспортных коридоров как основных составляющих процесса его развития.

Изложение основного материала исследования. Кризисные явления в мировой экономике, в большей степени, связаны с тем, что в рамках существующих международных институтов не ведутся масштабные работы по вложению финансовых активов в достаточном объеме в физическую экономику. Эту тенденцию на сегодняшний день не преодолевает ни одна из главных сил на геополитической карте мира. Поэтому возникает необходимость реализации проекта, который был бы альтернативой для всеобщего развития - это Трансъевразийский коридор развития. Он должен представлять собой новый полюс генерирования общественного богатства, что означает необходимость обсуждения новых цепочек добавленной стоимости; должен быть связан с необходимостью обеспечения развития инфраструктуры и создания новой транспортно-технологической системы на пространстве Евразии.

Трансъевразийский коридор развития в стратегическом плане создает возможности для запуска процессов развития, что противостоит общераспространенной парадигме линейного роста, сквозь призму которой обычно обсуждаются все процессы изменения и «развития» (development) в мировой экономике и международных делах.

Запуск процессов развития, а не роста,

Вкник економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

возможен только при использовании механизмов долгосрочного планирования и при преодолении широко распространенной тенденции -«шорттермизма» (от англ. short-term). Кроме того, проект Трансъевразийского коридора развития должен явиться триггером процессов регионального развития, что является важнейшей необходимостью для Украины.

Основной реализационный механизм подобных проектов - это построение мультимодальной инфраструктуры. Причем Трансъевразийский коридор является сложной, распределенной по территории сетью инфраструктур, где возникают несколько типов их комплексирования:

- параллельные взаимосвязанные инфраструктуры, технологически и управленчески объединенные в одну мультиинфраструктуру;

- мультиинфраструктурные «хабы» -точки пересечения инфраструктур, порождающие комплексные инфраструктурные объекты общего для нескольких инфраструктур пользования.

Коренным отличием

мультиинфраструктуры от «трубы» является то, что мультиинфраструктура порождает эффект социально-экономического развития, связанного с предоставлением новых возможностей и ресурсов, на всей территории, охватываемой входящими в комплекс инфраструктурами, и строится на синергетических эффектах увеличения мощности и возможностей отдельных инфраструктур за счет их комплексирования.

В качестве основных задач развития транспортных систем в ближайшем будущем, связанного с построением мультимодальных инфраструктур, являются повышение пропускной способности железных дорог за счет новых решений в автоматических системах управления железнодорожным движением и логистикой, а также создание логистических решений в области интермодальных перевозок, позволяющих осуществлять доставку грузов с уменьшением времени в пути за счет оптимизации использования разных видов транспорта.

В отношении транспортного

машиностроения как основной круг задач следует назвать создание поездов с увеличенной скоростью и с повышенной комфортностью для использования их на различных европейских линиях сверхскоростного движения. По отношению к новым технологическим решениям в области подвижного состава основным требованием является интероперабельность -возможность использования этих технологических решений в разных странах, на разных типах железных дорог, а также в рамках инфраструктур, проходящих по территориям нескольких

государств или объединяющих несколько переходящих друг в друга железных дорог без единой централизованной системы управления и единых технических стандартов.

В качестве основных направлений инфраструктурного развития, связанных с вопросом о создании Трансъевразийского коридора, или пояса развития для Украины являются, во-первых, проекты технического перевооружения железнодорожной инфраструктуры, нацеленные на ликвидацию узких мест и увеличение пропускной способности в направлении «запад - восток», во-вторых, проекты построения приграничных транспортно-логистических хабов, обеспечивающих ускоренную перегрузку грузов между железными дорогами разного стандарта колеи или между разными видами транспорта, и, в-третьих, проекты продления колеи 1520 в европейском пространстве. С этой точки зрения, идею мультиинфраструктуры Трансъевразийского коридора, или пояса развития следует рассматривать преимущественно из фокуса создания и развития международных транспортных коридоров (МТК), которые бы обеспечивали всем необходимым грузопассажирские потоки и способствовали развитию экономик регионов и территорий. МТК для каждой страны, территорией которой они проходят, обеспечивают решение двух задач (точка зрения большинства научных школ) [69]: во-первых, создают фундаментальные основы для входа государства в единое экономическое и культурное пространство значительно большей территорией с сохранением и даже увеличением при этом своих собственных ценностей, во-вторых, формируют единую, экономически более эффективную логистическо-транспортную систему рационального обмена как средствами, так и продуктами производства. В последнее время появилась более прикладная за сущностью предложений точка зрения, которой придерживают представители научной школы В.Л. Диканя. Так, МТК необходимо рассматривать как целостный комплекс современных транспортных путей, логистических центров, которые обслуживают субъекты промышленного сектора экономики, создавая необходимые условия для обеспечения их конкурентоспособности. Именно в сочетании интересов транспорта и промышленности с целью увеличения конкурентоспособности экономики Украины определяется значение и сущность МТК [10].

Учитывая отмеченное, по мнению автора статьи, задачами, на решение которых направленное развитие МТК, следует считать:

1) формирование единого транспортного пространства Украины и его интеграция в общеевропейское транспортное пространство путем сбалансированного развития соответствующей

Вкиик економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

транспортной инфраструктуры. Это требует: во-первых, обеспечение технической совместимости разных видов транспорта страны и с транспортными системами соседних стран; во-вторых, формирование единой информационной среды технологического взаимодействия видов транспорта;

2) обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг за критериями качества для грузовладельцев соответственно международным многосторонним соглашениям. Достижение этой цели должно происходить путем превышения объема предложения качественных услуг над спросом одновременно с реализацией механизма «цена -качество». Для повышения скорости продвижения грузов и роста качества транспортных услуг необходима структурная модернизация имеющихся транспортных систем;

3) реализация транзитного потенциала страны за счет развития многовекторных транспортных связей с мировыми экономическими центрами;

4) улучшение экологической составляющей транспортного процесса путем обеспечения снижения вредного влияния транспорта на окружающую среду. Это достигается разработкой и вводом механизмов государственного регулирования, которые будут мотивировать перевод транспортных средств на экологически чистое топливо и снижение энергоемкости транспорта к значениям прогрессивных стран мира;

5) содействие обеспечению конкурентоспособности промышленного сектора экономики страны.

Выводы. Таким образом,

Трансъевразийский коридор развития воплощает международную интегральную инфраструктурную систему, которая включает единство транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур. В Украине должна быть создана зона новой индустриальной технологической революции, связанной с использованием прорывных технологий нового техно-промышленного уклада. Это создание интегральных инфраструктур нового поколения, на базе которых будут создаваться промышленные кластеры и развиваться территории. Развитие международных транспортных коридоров должно стать необходимым условием создания развитой транспортной системы Украины, ее транспортной инфраструктуры с учетом современных требований к качеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкина О.Н. Механизмы развития региональной инновационной инфраструктуры [Текст] / О.Н. Бабкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № (06) 41. - С. 72-76.

2. Дикань В.Л. Розвиток национально! транзитно! мереж1 та и штеграцш в м1жнародну транспортну систему [Текст] / В.Л. Дикань // В1сник економжи транспорту [ промисловостт З61рн. наук. праць. - Харюв, УкрДАЗТ, 2008. - №24. - С. 11-19.

3. Новжова А.М. Методолопчы основи розвитку транзитного потенщалу Украши [Текст] : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора екон. наук: 08.07.04 / А.М. Новжова; Нацюнальний ав1ацшний ун-т. - К., 2004. - 36 с.

4. Саликов Ю.А. Совершенствование модели развития социально-экономических систем [Текст] / Ю.А. Саликов, И.Н. Булгакова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - № 2(2). - С. 147-155.

5. Якименко Н. В. 1нновацшт технологи реал1заци транзитних можливостей транспортно! системи Укра!ни [Текст] / Н. В. Якименко // В1сник економжи транспорту [ промисловостт Зб1рн. наук. праць. - Харюв, УкрДАЗТ, 2011. - № 36. - С. 303-307.

6. Бакаев О. О. М!жнароды транспорты коридори - прюритет укра!нсько! екожмчно! перспективи [Текст] / Бакаев О. О., Пирожков С. I., Евенко Р. В. // Сощально-економ1чы досл1дження в перехвдний перюд. — 2001. — Вип. XXIII. — С. 495514.

7. Блудова Т. В. Транспортна полгтика Свропейського Союзу та перспективи розвитку його транспортно! мереж1 [Текст] / Т. В. Блудова // Стратепчна панорама. — 2006. — № 3. — С. 133 - 142.

8. Курников Е. В. Влияние интеграционных процессов в международной транпортной инфраструктуре на развитие внешнеэкономического потенциала России [Текст] : автореф. дис. на соискание учен. ступени канд. экон. наук. : спец. 08.00.14 «Мировая экономика» / Е.В. Курников. — Ростов-На-Дону, 2010. — 35с.

9. Кутах Ю. Транзиты зв'язки Укра!ни [ м1жнароды транспорты коридори [Текст] / Ю. Кутах // Економ1ст. — 2002. — № 1. — С. 50-57.

10. Якименко Н. В. Задач1 комплексного розвитку м1жнародних транспортних коридор1в в умовах свгтових штегращйних процеав [Текст] / Н. В. Якименко // Зб. наук. пр. Держ. екон.-технол. ун-ту транспорту. Сер. Економжа ! управлшня. — К., 2010. — Вип. 16. — С. 22-30.

Рецензент д.э.н., доцент УкрГАЖТЯкименко Н.В. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.

Вкиик економжи транспорту i промисловост № 45, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.