УДК 378:745
Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств, начальник управления аспирантуры ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е mail: [email protected]
Kurakina I.I., PhD in Pedagogy, associate professor of the department of art history, head of Postgraduate Studies Department of the Higher school offolk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: [email protected]
День российской науки в Высшей школе народных искусств (академии):
как это было
Day of Russian Science at the Higher school of folk arts (academy):
how was it
Аннотация. В статье дан обзор основных мероприятий, которые проходили в Высшей школе народных искусств (академии) и ее филиалах -институтах в рамках празднования Дня российской науки.
Abstract. The article provides an overview of the main events that took place at the Higher school of folk arts (academy) and its affiliated institutes as part of the celebration of the Day of the Russian Science.
Ключевые слова: День российской науки, Высшая школа народных искусств (академия), научные исследования, традиционные художественные промыслы, традиционное прикладное искусство.
Keywords: Day of the Russian Science, Higher school of folk arts (academy), scientific research, traditional artistic crafts, traditional applied art.
День российской науки -праздник, приуроченный ко дню основания Петербургской академии наук, учрежденной 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. В новой российской истории праздничная дата была утверждена в 1999 году, что приурочено к празднованию 275-летия Российской академии наук.
Высшая школа народных искусств (академия) - уникальный вуз, сохраняющий и развивающий традиционные художественные
промыслы не только в аспекте художественно-творческой работы, но и фундаментальных и прикладных
о?
£ V
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ /
Рис. 1. Эмблема Дня российской науки в Высшей школе народных искусств (академии)
научных исследований. Последние реализуются в логике развития идей научно-педагогической школы президента Академии, академика РАО, профессора, доктора педагогических наук В.Ф. Максимович «Создание инновационной системы непрерывного многоуровневого образования в традиционном прикладном искусстве».
Традицией ежегодного проведения Дня российской науки в Высшей школе народных искусств (академии) и ее филиалах стала организация мероприятий, направленных на знакомство студентов с перспективами научных исследований в области конкретных видов традиционных художественных промыслов, вкладом педагогов в разработку проблем теории и практики образования в этой области, творческим опытом художников.
Все филиалы Высшей школы народных искусства (академии) 8
февраля 2024 года были объединены в едином стремлении доказать и
показать молодежи, что наука - это не только серьезно и значимо, но еще
интересно и увлекательно (рис. I2). О том, чем запомнился этот день,
рассказывают сотрудники вуза.
Высшая школа народных искусств (Санкт-Петербург)
Проректор по научной работе, кандидат культурологии, доцент
СЛ. Тихомиров. «День российской науки предваряла экскурсия для
студентов первого курса бакалавриата в Российский этнографический музей.
Непосредственно 8 февраля
директор научной библиотеки
Л.И. Рыбина провела
информационный час, где
представила научно-
библиографический указатель
«Публикации сотрудников Высшей
школы народных искусств
(академии) - докторов наук», а
также открыла две книжных
выставки «Высшая школа
народных искусств - территория
науки» и «Наука XXI века:
открытия и достижения» (рис. 2).
Научно-библиографический
„ „ , „ указатель будет размещен на
Рис. 2. Информационный час директора ■ 1~
научной библиотеки Высшей школы народных Официальном сайте вуза,
искусств (академии) Л И. Рыбиной представляя собой краткую
биографию ученого и полный список его научных публикаций, в т. ч. с гиперссылками на ресурсы, если речь идет о научных трудах, размещенных в открытом доступе. Таким
2 Рис. 1-24. - фото из архива институтов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»
образом, научное наследие ученого будет представлено целостно (в отличие, например, от Elibrary.ru, где могут быть представлены не все издания, особенно ранние), в хронологическом порядке и с корректным для цитирования библиографическим описанием.
Центральным событием Дня российской науки стал паблик ток «Занятия наукой в автобиографической перспективе» с учеными Высшей школы народных искусств (академии): зав. кафедрой философии, доктором философских наук, доцентом C.B. Лебедевым, зав. косторезной мастерской им. Н.Д. Буторина, кандидатом педагогических наук В.Н. Колобовым, зав. кафедрой ювелирного и косторезного искусства, кандидатом педагогических наук М.В. Чураковой, зав. кафедрой лаковой миниатюрной живописи, кандидатом педагогических наук Ю.А. Бесшапошниковой, доцентом кафедры художественного кружевоплетения, кандидатом педагогических наук Ю.Е. Лапиной (рис. 3, 4).
Рис. 3, 4. Учасииики паблик тока «Занятия наукой в автобиографической перспективе»
Проводя паблик ток, мы хотели внедрить новый формат взаимодействия ученых со студентами, экспертов между собой, т.е. сделать общение интерактивным, преодолеть пассивность аудитории и раскрыть потенциал обучающихся.
Путь вхождения в науку у каждого ученого свой, равно как и неповторимы траектории научно-исследовательской деятельности. Именно по этой причине модераторы паблик тока - зав. кафедрой истории искусств, доктор педагогических наук, доцент ДМ Ванюшкина и проректор по научной работе С.А. Тихомиров предложили экспертам вспомнить, как они пришли в науку, рассказать аудитории, над решением каких научных проблем они работают в данный момент, поделиться историями о самом необычном событии, связанном с научной деятельностью. Участники паблик тока поразмышляли о том, что лично им дало занятие наукой, а также поделились опытом сохранения высокой работоспособности в интенсивном графике, дали советы студентам, как избежать профессионального и эмоционального выгорания.
Формулируя вопросы для участников паблик тока, мы стремились создать у студентов представление о науке не как абстрактной, но очень конкретной деятельности, которой в Высшей школе народных искусств (академии) занимаются высококвалифицированные специалисты, готовые рассказать об этом в формате персонального нарратива (сторителлинг -рассказывание историй) и поделиться полезными для обучающихся советами.
Разговор о науке в традиционных художественных промыслах в формате модерируемого живого диалога вызвал интерес не только у студентов, но и научно-педагогических работников Высшей школы народных искусств (акдаемии),
поддержавших формат мероприятия. Паблик ток транслировался в прямом эфире в официальной группе вуза ВКонтакте.
После паблик гока рис 5. Мастер-класс «Краски и окраски» провел проректор ПО учебной И в.Н. Колобов - кандидат педагогических наук, воспитательной работе завеующий косторезной мастерской
АЛ. Уткин наградил студентов, им н Д Буторина
имеющих успехи в научной деятельности, а завершил день мастер-класс В.Н. Колобова «Краски и окраски», участники которого узнали о технологиях окраски различных видов кости» (рис. 5).
Институт традиционного прикладного искусства
В Институте традиционного прикладного искусства состоялась встреча
профессорско-преподавательского состава и студентов, модератором которой выступила начальник научно-исследовательского отдела, кандидат педагогических наук О. В. Архангельская
Рассказывает директор Института традиционного
прикладного искусства, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Федотова. «Открыла День российской науки доктор педагогических наук, профессор И. А. Шаповалова. В докладе «Реализация коммуникативных стратегий образования в процессе
преподавания гуманитарных
Рис. 6. Лекция доктора педагогическтих наук, ,,
, тт л ттт - дисциплин Института
профессора И.А Шаповаловой
традиционного прикладного
искусства» автор раскрыла целевые ориентации стратегии образования
Академии, сформулировала проблемы коммуникативных стратегий образования в институте и осмыслила существующий опыт их реализации (рис. 6).
Заведующий кафедрой ювелирного искусства A.A. Поляков представил доклад «Современный художник-ювелир: что является залогом профессионального успеха» (рис. 7), старший преподаватель Е.В. Ефремов -«Совершенствование содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров в высшем образовании», в котором изложил основные выводы защищенного диссертационного исследования (рис. 8). Обзор актуального для современных художников-ювелиров вопроса потенциала использования трехмерного моделирования при создании выпускной квалификационной работы сделала студентка 4 курса А. Кроликова.
Рис. 7. Выступление с докладом Рис. 8. Выступление с докладом преподавателя
заведующего кафедрой ювелирного кафедры ювелирного искусства Института
искусства Института традиционного традиционного пркладного искусства
пркладного искусства A.A. Полякова Е.В. Ефремова
Лекция доцента кафедры рисунка и живописи, кандидата педагогических наук, члена Союза художников России П.Е. Серова была посвящена возможностям применения современных цифровых технологий при решении учебных задач на дисциплинах декоративного рисунка и живописи. Выступление было с воодушевлением воспринято коллегами и студентами всех профилей подготовки.
Профессиональный диалог дополнила выставка работ студентов Академии по результатам общевузовского конкурса «Лучшее изображение розы средствами академической и декоративной живописи», подготовленная зав. кафедрой рисунка и живописи, кандидатом педагогических наук Ю.И. Кривозубовой.
Завершением творческой встречи стала викторина для студентов «Твой код», организованная активистами студенческого научного общества О. Каширкиной и О. Жинжировой.
Мероприятия Дня российской науки в Москве прошли не только в стенах вуза, но и на территории ВДНХ, на площадке, представляющей г. Санкт-Петербург. Там состоялся показ уникальных коллекций одежды с художественным кружевоплетением и художественной вышивкой (рис. 9) из
«золотого фонда» выпускных квалификационных работ Академии, организованный президентом Высшей школы народных искусств, академиком РАО, доктором педагогических наук, профессором В.Ф. Максимович. Академии желали успехов в благом деле по актуализации и продвижению традиционного прикладного искусства России и воспитанию молодых талантов в области традиционных художественных промыслов.
Рис. 9. Студенты Института традиционного прикладного искусства в женских костюмах,
декорированных художественной вышивкой
Все участники, слушатели, преподаватели и гости филиалов отметили, что День российской науки позволил ощутить единство творческого и научного пространства Высшей школы народных искусств».
Сергиево-Посадский институт игрушки
О том, как прошел День науки в Сергиево-Посадском институте игрушки, рассказывает директор, кандидат педагогических наук
О. В. Озерова. «День российской науки имеет огромное значение для каждого, кто связан с научной и
исследовательской деятельностью страны, включая ученых,
научных сотрудников, педагогов, и, конечно, студентов (рис. 10). В.Л. Полякова, хранитель музейных предметов Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама, младший научный сотрудник музейно-педагогической
Рис. 10. Выступление директора Сергиево-Посадского института игрушки, кандидата педагогических наук О.В. Озеровой
лаборатории Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов прочитала лекцию на тему «Роль московского губернского земства и мастерской «Детское воспитание» А. И. Мамонтова в развитии сергиевского игрушечного промысла на рубеже XIX - XX веков». Она вызвала интерес не только у студентов специальности «Дизайн», создающих уникальные проекты кукол в этнографических и народных костюмах, но и у студентов специальности «Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности», которые разрабатывают исторические костюмы. В.А. Полякова отметила большой вклад А.И. Мамонтова в работу мастерской «Детское воспитание», сыгравшей роль и в развитии художественных промыслов.
Живой интерес вызвал мастер-класс по изготовлению традиционной тряпичной куклы, разработанный студенткой Т. Чернавиной, членом студенческого научного общества (рис. 12). Студенты и преподаватели с интересом создавали традиционную куклу, работая над ее образом и характером.
Рис. 11. Лекция В. А. Поляковой -хранителя музейных предметов Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама
Рис. 12. Мастер-класс по изготовлению традиционной тряпичной куклы провела студентка Сергиево-Посадского института игрушки Т. Чернавина
Совместно с зав. кафедрой профессиональных дисциплин Д.Н. Барановой в актовом зале была организована выставка кукол в традиционных народных костюмах, выполненных студентами Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии) разных лет обучения. Библиотекарем НЕ. Силаевой были оформлены информационные стенды, посвященные истории развития науки в России».
Рязанский институт традиционного прикладного искусства В Рязанском институте традиционного прикладного искусства 8 февраля и. о. директора С.Ю. Анисина и преподаватель отделения художественного кружевоплетения, кандидат педагогических наук Д.Ю. Воронина открыли выставку «От идеи до воплощения» (рис. 13).
На выставке были представлены не только изделия в материале и проекты к ним, но и пояснительные записки к выпускным квалификационным работам, приложения, что позволило студентам осмыслить создание изделий как целостный процесс научного и художественно-творческого поиска.
С.Ю. Лнисина подготовила обзор литературы из фонда библиотеки филиала, необходимой для теоретической разработки тем выпускных квалификационных работ (рис. 14). Д.Ю. Воронина продемонстрировала презентацию, посвященную особенностям составления приложения, его содержанию и структурным компонентам.
Рис. 13. Экспозиция выставки «От идеи до Рис. 14. Литература,
воплощения» необходимая для подготовки
выпускной квалификационной работы
Студенты обратили внимание на разнообразные подходы к оформлению приложения к выпускной квалификационной работе, обусловленные особенностями творческого самовыражения при его составлении: принципы закрепления фрагментов ткани и образцов, особенности подбора фона, варианты составления коллажа из иллюстраций, послуживших источником вдохновения при разработке дипломного проекта.
Мероприятие прошло продуктивно - студенты смогли обсудить важные аспекты создания пояснительной записки и приложения к выпускной квалификационной работе, что поможет им успешно завершить обучение, подготовиться к будущей научно-исследовательской деятельности.
Подобные мероприятия не только способствуют развитию потенциала научно-исследовательской деятельности студентов, но и создают благоприятную атмосферу для обмена опытом и знаниями между начинающими учеными и опытными специалистами. Это позволяет поддерживать интерес студентов к науке и исследованиям в области традиционного прикладного искусства, а также содействуют вступлению в студенческое научное общество новых участников.
Богородский институт художественной резьбы по дереву
В Богородском институте художественной резьбы по дереву День российской науки решили отметить проведением студенческого научного
фестиваля «Традиционные художественные промыслы в эпоху инноваций», что особенно актуально и значимо в аспекте сохранения и развития
традиционного прикладного искусства в современном мире.
Директор института, кандидат юридических наук, доцент В.М. Наумов поделился, как прошло событие: «Фестиваль открылся чтением
докладов, в которых студенты и преподаватели поделились профильными знаниями и опытом,
Рис. 15. Участники и гости фестиваля «Традиционные обсудили проблемы,
художественные промыслы в эпоху инноваций» возникающие на стыке
традиций и новейших технологий, возможные пути их решения, перспективные направления развития традиционных художественных промыслов. Обсуждались вопросы интеграции современных технологий в традиционное прикладное искусство, проблемы обучения и передачи опыта, возможности продвижения традиционных художественных промыслов на международном уровне. Дискуссии, затрагивающие обозначенные темы, вызвали живой интерес у участников фестиваля и подчеркнули значимость совместной работы художников и студентов в сохранении и развитии искусства. Программу
докладов сопровождала выставка студенческих работ (рис. 15).
Заключительный концерт с творческими номерами от студентов добавил ярких красок и эмоций в атмосферу фестиваля (рис. 16). Выступления студентов показали, что традиционное прикладное искусство остается живым и творческим источником вдохновения для молодого поколения.
Фестиваль «Традиционные Рис. 16. Концерт в рамках студенческого художественные промыслы В научного фестиваля «Традиционные
эпоху инноваций» в Богородском художественные промыслы в эпоху инноваций» институте художественной резьбы по дереву оставил неизгладимое впечатление у всех участников. Он подтвердил, что традиции и инновации могут успешно сочетаться, давая новый импульс для развития и популяризации традиционного прикладного искусства».
Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи
Лекция директора Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, кандидата педагогических наук М.А. Салтанова на тему «Кто и как оценивает изделия народных художественных промыслов?» в День российской науки прошла в лектории «Лукутинские традиции» (рис. 17).
М.А. Салтанов рассказал о причинах выбора именно этой темы, поделился, какие темы научных исследований интересны молодежи: «Являясь членом регионального художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам, я познакомил своих коллег и студентов с особенностями работы художественно-экспертного совета, рассказал о критериях оценивания изделий традиционного прикладного искусства и значении присвоения изделиям статуса изделий народных художественных промыслов, продемонстрировал перспективы получения статуса произведений народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Художники часто не задумываются о таких возможностях, их пугает необходимость подготовки пакета документов. Именно поэтому в своей лекции я постарался доказать
обучающимся значимость получения произведениями этого статуса, возможные перспективы
профессионального роста и высокое значение признания ценности изделия
традиционного прикладного искусства не только региональным художественно-экспертным советом, но и федеральным. Лекция нашла так и среди профессорско-
Рис. 17. Лекция директора Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, кандидата педагогических наук М.А. Салтанова на тему «Кто и как оценивает изделия народных
обучающихся,
живои отклик как среди преподавательского состава.
Очень важно, что с докладами выступили студенты бакалавриата например, Е. Кобякова на основе изучения работ федоскинских художников рассказала о наиболее востребованных художественных стилях живописи в федоскинской лаковой миниатюре; студенты среднего профессионального образования А. Желобцова, В. Фалеева выявили характерные черты традиционного федоскинского пейзажа и проанализировали работы ведущих художников в этом жанре; А. Никонова напомнила слушателям историю зарождения и развития жостовского промысла в подмосковных селах (рис. К. Лелина продемонстрировала
возможности гармоничного сочетания художественной эмалевой росписи с ювелирным мастерством.
Заведующий библиотекой Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи
И.Н. Купленкова познакомила обучающихся и преподавателей с научными исследованиями в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи,
художественной росписи по эмали и жостовской декоративной росписи, уделив особое внимание современным исследованиям
Федоскинского
еще раз
всех участников посвященных
Рис. 18. Выступление студентки Федоскинского института лаковой
миниатюрной живописи А. Никоновой с докладом «История жостовской художественной росписи»
сотрудников института.
Хочется поблагодарить мероприятий,
празднованию Дня российской науки, выразить благодарность организаторам и научным руководителям студентов за высокое качество выполненной работы и пожелать дальнейших успехов в научных исследованиях традиционного прикладного искусства».
В День российской науки о судьбах и перспективах развития лаковой миниатюрной живописи дискутировали и в других регионально-исторических центрах этого вида искусства - Мстёре (Владимирская обл.) и Холуе (Ивановская обл.).
Мстёрскш институт лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова
В Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова состоялась лекция заведующего исследовательским, экскурсионно-массовым и экспозиционно-выставочным отделом МБУК «Мстёрский художественный музей», члена Союза художников России Т.Е. Котковой «Мстёрские миниатюристы», в ходе которой исследователь проанализировала истоки становления промысла и художественное своеобразие работ лучших художников.
Рассказывает директор института И.И. Юдина. «Наши студенты сегодня имеют уникальную возможность познакомиться с творческой биографией художников Мстёры, научный анализ работ которых провела Т.Е. Коткова».
Выступление было дополнено тематической выставкой, демонстрирующей выпускные работы XX в. из «золотого фонда» научно-художественного музея Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова. Они показали начальные этапы становления
художественно-творческой деятельности
творческого почерка будущих художников, последовательность организации
выпускников прошлых лет (рис. 19). «Представленные высокохудожественные работы были созданы в иных
условиях искусства миниатюры, художников возможности высшего ведения
существования лаковой когда у не было получения образования и научной - отметила
Рис. 19. Фрагмент экспозиции выставки работ из фонда научно-художественного музея Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова
деятельности» И. И. Юдина.
Сравнить уровень про фессионального мастерства студентов
прошлых лет и современных, осмыслить преемственность образовательного процесса можно было и на других экспозициях - учебно-методической выставке лучших работ студентов среднего профессионального образования (лаковая миниатюрная живопись Мстеры) по учебной дисциплине исполнительское мастерство за I семестр 2023-24 учебного года и выставки из фонда исторических работ по дисциплине общая композиция.
Дополнили День российской науки в Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова аналитический обзор научных учебных и методических изданий Высшей школы народных искусств (академии) за 2022-2023 год (рис. 20) и онлайн-показ
информационного документального фильма о Владимирской области (п. Мстера). Показ состоялся в рамках межрегиональной культурно-
информационной акции «Живая
Рис. 20. Посетители выставки научных учебных и методических изданий Высшей школы народных искусств (академии) за 2022-2023 год в библиотеке Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова
нить традиции», ориентированной на популяризацию традиционных художественных промыслов и ремесел, сохранение коллективной памяти о культурной идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, в том числе, посредством
внедрения и развития цифровых технологий в социокультурной сфере общества.
«Современность требует в целях сохранения и развития традиционных художественных промыслов, к которым относится русская лаковая миниатюра, применять в этой области образования научный подход и научные методы» - подвела итог И. И. Юдина.
Холуйский институт лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова
О том, как прошел День
в
институте, кандидат Семенов. посвящено
из спикеров с докладом открытиях,
российской науки рассказывает директор, химических наук И.М. «Мероприятие было научным достижениям и исследованиям в области традиционных
художественных промыслов с. Холуй. Особое внимание было уделено строчевышивальным промыслам
Ивановской области.
На правах одного конференции я выступил об интересных фактах и сделанных на основе данных Государственного архива Ивановской области. Слушатели узнали о многообразии и разноплановости строчевышивальных промыслов, их богатейшем вкладе в формирование местной культурной идентичности, возрождении и развитии в настоящее время. Участники конференции узнали о важности обращения к архивным данным при подготовке своих научных работ» (рис. 21).
Научными открытиями в области холуйской лаковой миниатюрной живописи поделились студентки 3 курса Е. Волкова и А. Краева.
Сибирский институт традиционного прикладного искусства
Наполнен разнообразными событиями был День российской науки и в
Рис. 21. День российской науки в Холуйском институте лаковой миниатюрной живописи им. H.H. Харламова
Сибирском
традиционного
искусства:
дискуссионный
образовательная
А.М. Душкин,
Сибирского
институте прикладного лекции, клуб, акция, директор института
традиционного прикладного Рис. 22. Участники Дня российской науки в искусства, отметил, что «В Сибирском институте традиционного прикладного
искусства
Омском филиале День науки прошел максимально насыщенно (рис. 22).
Открыл День российской науки доктор педагогических наук, профессор К.Ж. Лмиргазин лекцией «Традиции и преемственность как фактор развития науки», в которой раскрыл вопросы воспитания у молодежи интереса к традициям и понимания их смысла, а также необходимости включения традиций в систему современных, культурных, политических, деловых и иных коммуникаций.
Обсуждение поставленных вопросов было продолжено в работе дискуссионного клуба «Традиционные художественные промыслы: великолепие художественного наследия России». В формате видеоконференции студенты Сибирского института традиционного прикладного искусства познакомили обучающихся кафедры лаковой миниатюрной живописи, кафедры ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии) с результатами деятельности, направленной на
возрождение и развитие урало-сибирской росписи.
Также Сибирского прикладного
Рис. 23. Культурно-образовательный интенсив «Профессиональная проба»
преподаватели и студенты института традиционного искусства приняли участие в образовательной акции «День науки» в бюджетном учреждении г. Омска «Городской Дворец детского юношеского творчества». Вместе с заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов C.B. Тарасовой студенты
организовали культурно-
образовательный интенсив
«Профессиональная проба» (рис. 23).
Институтом были представлены ознакомительные мастер-классы «Художественная роспись по дереву», «Художественная обработка кожи», «Художественный текстиль: верховая набойка», «Дизайн открытки».
Научные мероприятия института сопровождались выставкой «Красота родного края», на которой представлены творческие работы обучающихся по специальности «Живопись», выполненные в каникулярное время (рис. 24).
Рис. 24. Фрагмент экспозиции выставки «Красота родного края»
Мероприятия, организованные филиалами-институтами Высшей школы народных искусств в рамках Дня российской науки, познакомили не только с опытом научных исследований в традиционных художественных промыслах, но и продемонстрировали перспективы их дальнейшего изучения и развития.