Научная статья на тему 'II Международный Форум «Традиционные художественные промыслы и профильное профессиональное образование: современные риски, новые возможности и перспективы»'

II Международный Форум «Традиционные художественные промыслы и профильное профессиональное образование: современные риски, новые возможности и перспективы» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гусева П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II Международный Форум «Традиционные художественные промыслы и профильное профессиональное образование: современные риски, новые возможности и перспективы»»

II Международный Форум «Традиционные художественные промыслы и профильное профессиональное образование: современные риски, новые возможности и перспективы»

10-11 декабря 2020 года в Высшей школе народных искусств (академии) состоялся Международный Форум «Традиционные художественные промыслы и профильное профессиональное образование: современные риски, новые возможности и перспективы». Ключевые вопросы, обсуждаемые в ходе работы секций и круглых столов, были продиктованы массовым переходом на дистанционное обучение вследствие пандемии COVID-19.

Требованиями соблюдения эпидемиологических условий был подсказан и формат проведения Форума - очного для сотрудников академии и дистанционного с использованием платформы Zoom для связи с участниками из российских регионов и зарубежья. География участников Форума обширна: Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Владимирская, Ивановская, Нижегородская области, Омск, Чукотский Автономный Округ, Республика Крым, Белоруссия, Болгария, Испания.

С приветственным словом участникам Форума выступили президент ВШНИ, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Максимович; ректор ВШНИ, кандидат педагогических наук, член Союза художников России П.В. Гусева; директора филиалов академии - О.В. Федотова, В.М. Наумов, Л.С. Плавинская, М.А. Салтанов; временно исполняющий обязанности ректора Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук Д.С. Сомов; президент Ассоциации «Палата народных художественных промыслов и ремесел Республики Крым» Н.Н. Гордецкая; докторант Софийского Университета «Св. Климент Охридски» (Болгария) Бистра Писанчева.

Доклады пленарного заседания были посвящены:

- современному состоянию и перспективам развития традиционных художественных промыслов (В.Ф. Максимович);

- стратегии популяризации лучших произведений традиционного прикладного искусства и реализации этого направления в выставочной деятельности Высшей школы народных искусств (П.В. Гусева);

Рис. 1. Приветственное слово президента ВШНИ, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора В.Ф. Максимович

- поликультурности как сущностной основе народного искусства и его значению в воспитательном аспекте (Л.Г. Савенкова);

- специфике организации инновационной деятельности в вузе, расположенном на территории бытования традиционного художественного промысла (Д.С. Сомов);

- мерам государственной поддержки предпринимательства в сфере народных художественных промыслов на территории Российской Федерации (О.С. Плотникова).

Рис. 2. Доклад ректора ВШНИ, кандидата педагогических наук, члена Союза художников России П В. Гусевой

Рис. 3. Участники пленарного заседания - директор Некоммерческой организации «Фонд развития экономики и прямых инвестиций Чукотского автономного круга» О.С. Плотникова, президент Ассоциации «Палата народных художественных промыслов и ремесел Республики Крым» Н.Н. Гордецкая

В первый день Форума, темы, поднятые на пленарном заседании, получили развитие в работе трех площадок: «Традиционные художественные промыслы: современный взгляд на историю и будущее» (модераторы - Е.А. Лапшина, Р.Н. Чиж, Е.В. Сайфулина, М.В. Чуракова); «Непрерывное профессиональное образование в традиционных художественных промыслах: инновационные подходы, формы и способы организации деятельности студентов» (U.M. Александрова, H.H. Михайлова); «Научные исследования в традиционных художественных промыслах и профессиональном образовании: стратегические векторы и доминанты развития» (C.B. Лебедев, И.И. Куракина).

Первая площадка была посвящена обсуждению проблем традиций в контексте современности, выявлению возможных современных точек роста традиционных художественных промыслов, анализу перспективы взаимодействия искусства и бизнеса.

Новые вызовы и новые возможности для реализации профессионального образования в традиционном прикладном искусстве в условиях

дистанционного обучения, художественные традиции и педагогические инновации в этой области - вопросы, рассматриваемые на второй площадке.

Научные исследования традиционных художественных промыслов, студенческая наука в вузах традиционного прикладного искусства, междисциплинарные исследования в сфере традиционных художественных промыслов и профессионального образования - проблемы, решаемые участниками третьей площадки.

Традиционно работа Форума сопровождалась выставками, как представленными в стенах самой академии (в том числе, гостями мероприятия), так и виртуальном формате. Впервые в академии состоялась выставка творческих работ «Гжельские художественные традиции» студентов Института изобразительного искусства и дизайна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» и выставка художественной керамики студентов кафедры декоративно-прикладного искусства и реставрации государственного гидрометеорологического

Рис. 4. Выставка художественной керамики студентов кафедры декоративно-прикладного искусства и реставрации живописи Российского государственного гидрометеорологического университета

живописи Российского университета.

Рис. 5. Выставка творческих работ «Гжельские художественные традиции» студентов Института изобразительного искусства и дизайна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»

Виртуальные выставки, подготовленные ВШНИ и филиалами, дали возможность прикоснуться к традициям народных художественных промыслов различных регионов России. Это выставки: выпускных

квалификационных работ и учебных работ студентов Высшей школы народных искусств (академии) «Великолепие художественного наследия России»; «Цветы - источник вдохновения» и «Весны очарование» Института традиционного прикладного искусства; «Михайловское кружево» Рязанского филиала; «Сохранение и развитие традиций в работах студентов Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. H.H. Харламова Высшей школы народных искусств (академии)»; «Путешествие в страну игрушек» Сергиево-Посадского института игрушки; «Веретено времени» Омского филиала; произведений лаковой миниатюрной живописи музея Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова.

Во второй день работы Форума его участники имели возможность обсудить в ходе работы «Круглых столов»: новые возможности и риски, которые пандемия выявила в системе высшего образования, место учебников и роль преподавателей в дистанционном обучении («Цифровые уроки пандемии», модераторы JIM. Ванюшкина, С.А. Тихомиров); пути, средства, результаты воспитания национальной традиционной культурой, проблемы, решения, перспективы организации творческой деятельности в вузе и музее традиционных художественных промыслов («Воспитание личности в пространстве традиционной художественной культуры», модераторы C.B. Лебедев, A.A. Теплицкая).

Мастер-классы, которые традиционно

проводятся во второй день Форума, в этом году также прошли в двух форматах: очном и дистанционном. Очные провели

преподаватели кафедры художественной вышивки («Шитье жемчугом»),

художественного кружевоплетения («Сувенир сцепной техники плетения», «Выполнение цветного

заполнения в киришском орнаментальном мотиве "круг"», «Ленточное кружево»), косторезного и ювелирного искусства («Диагностика и оценка ювелирных камней», «Особенности художественной резьбы по кости»), лаковой миниатюрной живописи («Специфика приготовления темперных красок на яичной эмульсии»), декоративной росписи («Художественные особенности нижнетагильской росписи на примере исполнения традиционного цветочного мотива»); параллельно осуществлялась их трансляция в Zoom, что позволило расширить аудиторию участников.

Рис. 6. Мастер-класс по художественной вышивке «Шитье жемчугом»

Особый интерес вызвал мастер-класс «Традиционная гжельская подглазурная роспись», проведенный доцентом кафедры

изобразительного народной культуры изобразительного дизайна ФГБОУ государственный кандидатом педагогических наук И.В. Коршуновой.

искусства и художественной Института искусства и ВО Гжельский университет,

Рис. 7. Мастер-класс «Диагностика и оценка ювелирных камней»

Дистанционные мастер-классы подготовили филиалы академии:

«Рязанское художественное кружевоплетение» (Рязанский филиал);

«Специфика процесса создания произведений в технике художественной росписи по эмали» и «Портрет в стиле федоскинской лаковой миниатюрной живописи» (Федоскинский институт); «Плоская птичка:

изготовление деревянной игрушки» (Богородский филиал); Изготовление тряпичных кукол «Крестушка» и «Куватка» (Сергиево-Посадский институт игрушки); «Выполнение кулона "Юринская роза" в технике мстёрской лаковой миниатюрной живописи» (Мстёрский институт лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова); «Выполнение мотива цветка в технике холуйской лаковой миниатюрной живописи» (Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова); «Выполнение кожаного браслета в техники тиснения (по мотивам древнерусского орнамента)» (Омский филиал).

Завершающим аккордом второго дня стала творческая встреча участников Форума с Народным художником Российской Федерации, Заслуженным художником России, членом Союза художников России, профессором кафедры художественно-исполнительской и проектной деятельности Мстёрского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А

Рис. 8. Мастер-класс «Традиционная гжельская подглазурная роспись»

Модорова Высшей школы народных искусств (академии) Владиславом Федоровичем Некосовым. -

В.Ф. Некосов рассказал о своем жизненном пути, поделился опытом творческого осмысления событий и их интерпретации в образах лаковой миниатюрной живописи, проанализировал специфику и практику подготовки студентов -будущих художников мстёрской миниатюры.

II Международный форум

«Традиционные художественные промыслы и профильное профессиональное образование: современные риски, новые возможности и перспективы» показал, что какие бы вызовы не возникали перед вузом, Высшая школа народных искусств (академия) - готова к сохранению, возрождению и развитию традиционных народных художественных рис 9 народный художник РФ, промыслов даже В условиях цифровой Заслуженный художник России, реальности. член Союза художников России

В.Ф. Некосов

Рис. 10. Участники Круглого стола «Творческая встреча с Народным художником Российской Федерации, Заслуженным художником России, членом Союза художников России Владиславом Федоровичем Некосовым»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.