Научная статья на тему 'Международный процесс Fleg и перспективы его развития в России'

Международный процесс Fleg и перспективы его развития в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шинкина В. В.

Шинкина В.В. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЦЕСС FLEG И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ. Рассматривается понятие термина «нелегальные рубки» и формирование международного процесса ФЛЕГ. Развитие добровольной лесной сертификации приводится, как один из перспективных механизмов по развитию процесса ФЛЕГ в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shinkina V.V. INTERNATIONAL PROCESS FLEG AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA. Article includes the meaning of «illegal deforestation» and international process FLEG forming, the development of forestry voluntary certification as one of perspective methods to develop FLEG process in Russia.

Текст научной работы на тему «Международный процесс Fleg и перспективы его развития в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЦЕСС FLEG И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

В.В. ШИНКИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук

Термин «нелегальные рубки» в контексте международных процессов является переводом с английского термина «illegal logging», поэтому он соответствует понятию «нелегальная рубка» и «незаконная порубка».

Всемирный фонд дикой природы (WWF) ввел термин «нелегальные рубки и нарушения в лесном секторе», который подразумевает как крупные, так и мелкие нарушения, в том числе связанные с нарушением налогового и лесного законодательства, легализацией древесины нелегального происхождения, нарушением концессионных соглашений путем дачи взяток или жульничества. Под это определение попадают также случаи коррупции, которые снижают эффективность лесоуправления, даже когда буква закона не нарушается.

По определению пленума Верховного суда Российской Федерации (постановление от 5 ноября 1998 г № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»), под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или

не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке. Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1.06.1998 г. № 551, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участков лесного фонда.

В широком смысле основные нарушения, ассоциируемые с незаконными рубками и торговлей, можно разделить на восемь категорий:

- воровство леса;

- несанкционированная заготовка леса;

- невыполнение нормативных требований по заготовке леса;

- несоответствие порядку проведения лесных торгов или присуждения договоров концессии;

- манипуляция с данными о лесе;

- уклонение от налогов и иных платежей;

- невыполнение нормативных требований по транспортировке и экспортированию леса;

- несоблюдение трудового законодательства.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006

187

Таблица

Масштабы незаконных рубок по официальным данным

Страна Год Оценка незаконных рубок, м3 Законные рубки, м3 Соотношение объемов незаконных и законных рубок, %

Албания 2002 28 400 304 800 9,3

Азербайджан 1988-2005 20 600а 65 000а 32,0

Босния и Герцеговина 2003б 41 159 1 850 938 2,2

Грузия 2004 60 846 640 957 9,5

Кыргызстан 2002-4 2 500а 33000а 7,5

Молдавия 2004 3479 422 000 0,8

Российская Федерация 2004 6 500 000 88 200 000 11,0

- Северо-Запад России 2004 2 000 000 38 000 000 6,0

- Дальний Восток 2004 4 500 000 25 500 000 18,0

Сербия и Черногория 2004 9 136 3 250 000 0,3

Таджикистан н.д. 1 340-2 010 6 700 20,0-30,0

Украина 2004 30 000 12 395 000 0,2

Источник: отчеты САВКОР (SAVKOR) и Интеркооперейшн.

Примечание: н.д. = нет данных; а - среднегодовые значения за данный период; б - данные есть только по четырем кантонам Боснии и Герцеговины: Западная Герцеговина, Центральная Босния, Купрес и Зеница-Добож.

По официальной статистике, объем незаконной лесозаготовки варьирует по странам (таблица). Наименьший процент незаконных рубок зарегистрирован в Боснии и Герцеговине, Молдавии, Сербии и Черногории и на Украине, где на долю незаконных рубок приходится от 0,2 до 2,2 % легального производства древесины в стране. Самые высокие уровни зарегистрированы в Азербайджане и Таджикистане, где, по официальным данным, они соответствуют 20-30 % законного производства. В Казахстане незаконные рубки практикуются на границе с Китаем и Россией. На этих территориях вырубается гораздо больше леса, чем разрешено на основании лицензии на лесозаготовку. В России, по последним официальным данным, масштабы незаконных рубок соответствуют примерно 11 % законного фактического объема рубки. На Северо-Западе России, по оценкам, на их долю приходится 6 %, а на Дальнем Востоке - 18 %.

По расчетам института ОАО «НИПИ-ЭИлеспром», доля нелегальных рубок колеблется по регионам Российской Федерации от 3 до 15 % и зависит в основном от спроса на круглый лес и близости «нечистоплотных» зарубежных импортеров.

Другая из оценок для России в целом, а также для ряда субъектов РФ, включая Приморье, Хабаровский край, Амурскую область, Читинскую область, Иркутскую область, Красноярский край, Вологодскую и Архангельскую

области, проведена WWF России. Это оценка выполнена по методу балансов: сравнивается объем переданной в рубку древесины (данные Рослесхоза) и объем потребленной в субъекте, а также вывезенной из субъекта древесины и продуктов ее переработки. В процессе расчета используются данные Рослесхоза, ГТК РФ, Росстата, отраслевые и расчетные переводные коэффициенты. Эти исследования проводились с участием специалистов из упомянутых регионов, были апробированы в ходе региональных семинаров. Полученные данные свидетельствуют, что минимальный средний уровень незаконной заготовки леса в России составляет 15-17 %. Аналогичный результат получил Европейский институт леса при использовании улучшенной методики расчета. Для отдельных регионов, особенно на Дальнем Востоке РФ и в зоне российско-китайской границы, эта цифра выше и достигает 25 %.

Данные дистанционного мониторинга лесопользования, проводимые Рослесхозом, хотя и не дают абсолютных процентов незаконной рубки, тем не менее свидетельствуют о большом объеме нарушений в лесном хозяйстве и лесопользовании, что приводит к достаточно высокому уровню незаконных рубок.

Торговля нелегально заготовленной древесиной отмечена в более чем 70 странах. Она наносит ущерб лесам всех климатических поясов: от Бразилии до Канады, от Камеруна

до Индонезии, от Перу до России. По оценкам международных организаций системы ООН и Европейского Союза, импорт древесины в страны ЕС в настоящее время состоит почти на 50 % из незаконно заготовленной тропической и на 20 % из бореальной древесины. В ряде стран участие незаконно заготовленной тропической древесины в поставляемых на мировой рынок объемах составляет: Индонезия - до 73 %, Камерун - до 50 %, Бразилия - до 80 %.

По оценкам, примерно 25 % круглых лесоматериалов из России экспортируется нелегально, а в общем объеме экспорта этой продукции в Китай «незаконная» доля достигает 40 %. Доля незаконного экспорта хвойных пиломатериалов оценивается в 15 %, а по лиственным пиломатериалам - в 20 %. О тесной связи между экспортом и незаконными рубками свидетельствуют оценки, произведенные Федеральным агентством лесного хозяйства России, которые позволили выявить, что леса с самым высоким уровнем распространенности незаконных рубок находятся в экспортных зонах в непосредственной близости от границ с Европой и Финляндией, а на Дальнем Востоке - с Китаем и Японией.

По мнению экспертов Всемирного банка и WWF, проблемы нелегальной заготовки древесины имеют глобальный характер и наносят существенный экономический ущерб странам-производителям и потребителям древесины, достигающий 15 млрд долл. в год. Прямые потери России в результате незаконного использования лесных ресурсов составляют не менее 1 млрд долл. в год.

Начиная с 1997 г. вопросы нелегальных рубок рассматривались на специальных сессиях и заседаниях ООН с участием государственного и частного сектора основных производящих и потребляющих древесину стран мира (страны ЕС, Китай, Япония, Индонезия, Канада и др.) и неправительственных организаций. Результатом этой работы является международный процесс FLEG.

Сутью процесса FLEG (ФЛЕГ) является борьба с нелегальными лесозаготовками. FLEG - это аббревиатура английских слов Forest Law Enforcement and Governance, в переводе обозначающих укрепление процессов правоприменения (law enforcement) и управ-

ления (governance) в лесном секторе (forest). В апреле 2002 г. Европейская комиссия провела международный семинар, где обсуждался вопрос противодействия Евросоюза нелегальным рубкам. На Всемирной конференции по устойчивому развитию (WSSD), которая состоялась в Йоханнесбурге в том же году, Европейская комиссия взяла четкие обязательства по борьбе с нелегальными рубками и связанной торговлей незаконно заготовленной древесиной. Для выполнения обязательств в мае 2003 г. был принят План действий FLEGT (ФЛЕГТ

- в аббревиатуру включили процесс торговли

- Trade, поскольку объединенная Европа является одним из крупнейших в мире покупателей древесины и древесной продукции).

Процесс ФЛЕГ носит региональный характер:

- Конференция министров в рамках процесса ФЛЕГ (Индонезия, Бали, сентябрь 2001 г.) - страны Восточной Азии;

- Конференция министров в рамках процесса ФЛЕГ (Камерун, Яунде, октябрь 2003 г.) - страны Африки;

- Принят документ «План действий по реализации ФЛЕГТ» (май, 2003 г.) - страны Евросоюза;

- Министерская конференция ЕNА FLEG (ЕСА-ФЛЕГ, Российская Федерация, Санкт-Петербург, ноябрь 2005 г.) - страны Европы и Северной Азии.

Министерская Конференция 2005 г. в рамках процесса ФЛЕГ была организована Россией, которая выступила в мае 2004 г. на IV сессии Форума ООН с инициативой организации Европейско-Североазиатского процесса ФЛЕГ. Промежуточным этапом подготовки к Министерской конференции была Предварительная (подготовительная) конференция (Москва, июнь 2005 г.), на которой представители правительств, неправительственных организаций и бизнеса подготовили предварительный текст проекта Декларации Министерской конференции.

На Министерской конференции ENA FLEG (Санкт-Петербург, 22-25 ноября 2005 г.) было принято два основных документа: Санкт-Петербургская декларация и Индикативный перечень действий (ИПД) по реализации Санкт-Петербургской декларации.

Опыт реализации процесса FLEG в странах Евросоюза показывает, что одним из направлений международного сотрудничества и добровольных двусторонних соглашений стран импортеров и экспортеров лесопродук-ции является создание надежных и заслуживающих доверия систем проверок, для того чтобы идентифицировать и удостоверить торговые потоки лесной продукции. Основной целью при этом является предотвращение доступа на рынок незаконной древесины или ле-сопродукции неизвестного происхождения.

Таким образом, процесс ФЛЕГ набирает свои обороты. Дальнейшей перспективе развития процесса ФЛЕГ должно способствовать увеличение объемов производства продукции из древесины, заготавливаемой на законных основаниях, с соблюдением принципов устойчивого лесоуправления, внедрение ответственных подходов к корпоративной торговле и расширение программ охраны и защиты лесов. Все это очень актуально для России. К первостепенным перспективным механизмам по развитию процесса ФЛЕГ (по снижению нелегальных рубок и торговли незаконно заготовленной древесиной) в Российской Федерации можно отнести добровольную лесную сертификацию.

Добровольная лесная сертификация является независимым механизмом контроля за управлением лесами. Добровольная сертификация пользуется поддержкой экологически чувствительных рынков Европы и Северной Америки и предназначена для международной торговли лесоматериалами. Документом, дающим выход на экологически чувствительные рынки, является сертификат международного образца, выданный независимой компанией-аудитором, аккредитованной международным органом по лесной сертификации. Таким органом в середине 90-х годов ХХ в. стал Лесной Попечительский Совет ^БС). Его 10 принципов стали международным стандартом хорошего управления лесами, т.к. поддержаны ведущими странами-экспортерами и потребителями лесоматериалов. Схема FSC - это сама динамичная и гибкая система, признанная на международном уровне торговля. На сегодняшний момент по схеме FSC просертифици-ровано 67,2 млн га лесов в 66 странах мира.

В России независимая лесная сертификация имеет огромный потенциал, с одной стороны, для продвижения наших товаров на европейские рынки, с другой стороны - для совершенствования лесоуправления и лесопользования. Кроме того, наличие сертификата крайне привлекательно для привлечения инвесторов в лесной сектор, которые воспринимают сертификат как индикатор устойчивости и перспективности компании.

Сертификация стала движущей силой наилучшей практики в российском лесном секторе. Она:

1. Получила распространение во всем секторе (около 6,3 млн га лесов сертифицированы по схеме FSC на сегодня и около 8 млн га в процессе сертификации - 12 % промышленных лесов);

2. Обеспечивает необходимую прозрачность (из-за доступности отчетов по сертификации, равного веса принятия решений экологическим, экономическим и социальным блоками и консультаций с заинтересованными организациями);

3. Направлена на совместное управление (партнерство правительства и корпоративного сектора в различных областях);

4. Обеспечивает реализацию систем управления и мер по повышению эффективности;

5. Дает возможность использовать рыночные преимущества (торговля сертифицированной продукцией, этические инвестиции).

Библиографический список

1. Материалы для Министерской конференции 22-25 ноября 2005 г. Санкт-Петербург, Россия / Ю. Блейзер, А. Контрерас, Т. Оксанен и др. - Берн и Вашингтон, 2005.

2. Нелегальные лесозаготовки: диалог государства и частного лесного бизнеса в РФ : материалы международного семинара 7-8 июля 2005 г / Сост. А.П. Петров. - Сергиев Посад: Загорская типография, 2005. - 98 с.

3. Нелегальный оборот древесины и методы борьбы с ним в РФ. - М.: Лесная пром-сть, 2005 - 27 с.

4. Нелегальные рубки на северо-западе России и экспорт российской лесной продукции в Швецию: Лесная программа WWF. <http: //www.wwf.ru>

5. Технологии отслеживания перемещения древесной продукции. Контроль и мониторинг цепочек поставки и соблюдение законодательства в лесной промышленности / Д. Куру, Р. Тейлор, Р. Нусбаум и др. - М.:WWF России, 2005. - 68 с.

6. <http: // fleg.forest.ru>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.