Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TREASURY SINGLE ACCOUNT / LIQUIDITY MANAGEMENT / FORECASTING / CASH FLOW / ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушко Наталия Ивановна

Исследованы практические аспекты управления ликвидностью в развитых странах и странах с переходной экономикой. Международный опыт свидетельствует о том, что нет единой модели управления ликвидностью. Однако основой не только управления ликвидностью, но и эффективной системы управления государственных финансов разных стран является функционирование единого казначейского счета (ЕКС), на котором консолидируются финансовые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF LIQUIDITY MANAGEMENT

The practical aspects of liquidity management in the developed countries and countries with economies in transition are studied. The International experience has shown that there is no single model of liquidity management. However, the single treasury account, on which financial resources are consolidated, is the basis of liquidity management as well as the basis of efficient public finance management systems in different countries.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ»

LH

ßfBSTl ■

6. Aspachs O. Towards a measure of financial fragility / O. Aspachs, C. Goodhart, D. Tsomocos, L. Zicchi-no // Annals of Finance. - 2007. - Vol.3. - № 1. - Р. 37-74. http://eprints.lse.ac.Uk/24508/1/dp554.pdf.

7. Loayza N. Financial development, financial fragility, and growth / N. Loayza, R. Ranciere // Journal of Money, Credit, and Banking. - 2006. - Vol. 38. - № 4. -Р.1051-1076. http://www.econ.upf.edu/docs/papers/downloads/855.pdf.

8. Луняков О.В. Экономическая категория «финансовые дисбалансы» в системе взаимосвязанных понятий / О.В. Луняков // Економiчний форум. - 2013. - №2. - С. 247-256.

9. Кравчук Н.Я. Фiнансовi дисбаланси свгговш економiки в умовах асиметрш глобального розвитку [Текст! : дис. ... д-ра екон. наук : 08.00.02 / Наталiя Ярославiвна Кравчук. - Терношль : ТНЕУ, 2014. - 539 с.

10. Шинази Г. Сохранение финансовой стабильности / Офщшний сайт Мiжнародного валютного фонду [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.iM.org/external/pubs/ft/issues/issues36/rus/issue36r.pdf.

11. Луняков О.В. Формування, аналiз та регулювання дисбаланав у фшансовому секторi економiки Украши : дис. ... д-ра екон. наук : 08.00.08 - грош^ фшанси i кредит / О. В. Луняков; ДВНЗ «Укр. акад. банк. справи Нац. банку Украши». - Суми, 2013. - 480 с.

12. Schoenmaker D. Macroprudential Policy: The Need for a Coherent Policy Framework [Electronic Resource] / D. Schoenmaker, P. Wierts // DSF policy paper. - 2011. - № 13. - Access mode: http://www.dsf.nl/wp-content/uploads/2014/10/DSF-policy-paper-No-13-Macroprudential.pdf.

Sushko N. I.

Candidate of Economic Sciences, docent, PhD student Scientific and Research Financial Institute State academic organization «Academy of financial management» Kiev, Ukraine Сушко Наталия Ивановна Кандидат экономических наук, доцент, докторант Научно исследовательский финансовый институт Государственного учебно-научного учреждения «Академия финансового управления» Киев, Украина

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF LIQUIDITY MANAGEMENT МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ

Summary: The practical aspects of liquidity management in the developed countries and countries with economies in transition are studied. The International experience has shown that there is no single model of liquidity management. However, the single treasury account, on which financial resources are consolidated, is the basis of liquidity management as well as the basis of efficient public finance management systems in different countries.

Key words: treasury single account, liquidity management, forecasting, cash flow.

Аннотация: Исследованы практические аспекты управления ликвидностью в развитых странах и странах с переходной экономикой. Международный опыт свидетельствует о том, что нет единой модели управления ликвидностью. Однако основой не только управления ликвидностью, но и эффективной системы управления государственных финансов разных стран является функционирование единого казначейского счета (ЕКС), на котором консолидируются финансовые ресурсы.

Ключевые слова: единый казначейский счет, управление ликвидностью, прогнозирование, денежные потоки.

Постановка проблемы

Управление ликвидностью является важнейшей частью управления государственными финансами в целом. Однако во многих экономиках этому направлению уделяется недостаточное внимание.

Система управления государственными финансами в Украине является основой обеспечения устойчивого развития страны и гарантированного выполнения социальных обязательств перед обществом.

Эффективность системы управления государственными финансами имеет важное значение для

обеспечения стабильности бюджетной системы, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.

На протяжении последнего десятилетия одним из направлений совершенствования системы управления государственными финансами является повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Несмотря на сложность, финансовое управление средствами единого казначейского счета является чрезвычайно актуальным и необходимым. Такое управление предоставляет целый ряд преимуществ, ключевыми из которых является обес-

печение ликвидности.

В Украине принята Стратегия реформирования государственного управления Украины на 2016 - 2020 годы [1]. В связи с этим будет пересмотрена Стратегия развития системы управления государственными финансами [2], которая предусматривала и усовершенствование управления ликвидностью государственных финансов.

С этой целью необходимо использовать лучшие международные практики и тенденции в этой области.

Анализ последних исследований и публикаций

Проблематике функционирования единого казначейского счета ЕКС на котором концентрируются финансовые ресурсы государства посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: В. Башка, А. Зварыч, Е. Курганской, С. Лондаря, Л. Ореховой, И. Попова, С. Прокофьева, В. Саранцева, В. Стоян, Е. Чечулиной и других.

Вопросы управления ликвидностью рассматривали в своих публикациях и докладах на международных семинарах В. Абдуллаев, Н. Апостол, Е. Никулина, М. Варол, М. Пилкати, С. Прокофьев, М. Силинс, И. Туфан, М. Уильямс, Н. Челишвили, и другие [3-5].

Однако вопросы международного опыта в этой области на современном этапе развития мало исследованы.

Целью статьи есть исследование современных практик управления ликвидностью развитых стран и стран с переходной экономикой.

Изложение основного материала

Общеизвестно, что основной целью управления ликвидностью является обеспечение наличия денежных средств для осуществления бюджетных расходов в течение года и сокращение расходов, связанных с заимствованием средств.

Однако сокращение расходов на обслуживание займов не реально в условиях увеличения государственных долгов, которые есть следствием ухудшения условий ресурсного обеспечения для суверенных секторов в связи с недостатками в регулировании финансовых отношений в контексте развития международных финансовых рынков [6,

с. 82].

Управление ликвидностью, считает Й. Юнг-ман, «...означает стремление иметь достаточное количество денег в нужном месте и в нужное время, чтобы наиболее эффективным образом с точки зрения затрат выполнить обязательства государства» [7].

Традиционным подходом к управлению ликвидностью, который используется в большинстве стран, является так называемый пассивный подход, что характеризуется такими методами и инструментами управления:

- мониторинг остатков денежных средств и поддержание резерва денежных средств на случай непредвиденных расходов;

- в случае необходимости - ограничение расходов или задержка с оплатой счетов.

В некоторых странах начали применять более

эффективный подход к управлению ликвидностью, который характеризуется балансированием поступлений денежных средств и необходимых выплат на еженедельной или даже на ежедневной основе. Примерами такого балансирования являются сделки РЕПО (соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом), государственные облигации, а также финансовые резервы.

Рассмотрим примеры некоторых стан.

Полностью централизованная система управления ликвидностью функционирует во Франции. Управление наличностью (и долгами) - обязанность Национального агентства казначейства (Agence France du Tresor, AFT), которое также осуществляет управление единым казначейским счетом (далее - ЕКС) для поддержания стабильного сальдо на конец дня (100 млн. евро).

ЕКС включает остатки министерств/департаментов центрального правительства, местных властей (регионы, департаменты, низших территориальных единиц самоуправления и их группировок), национальных и местных государственных учреждений, африканских центральных банков и Эмиссионного института заморских территорий (l'Institut d'Emision d'outre mer). Все единицы, не входящие в центральное правительство, считаются корреспондентами (органы, обязанные вносить средства на счет государства в силу законодательного требования или те, кто решил делать так для удобства).

Хотя движение на счетах корреспондентов казначейства непосредственно не волнует центральное правительство с точки зрения контроля, оно все-таки имеет прямое влияние на ЕКС. Корреспонденты инициируют более половины дневных потоков.

Средства социального страхования хранятся не на ЕКС, а в государственном сберегательном банке (Case des Depots et Consignations). Управление средствами осуществляется казначейством.

AFT использует централизованную платежную систему. Бюджетные единицы оформляют расходные обязательства и направляют платежные поручения в одно из примерно 4500 региональных казначейств.

Платежи производятся с региональных субсчетов ЕКС, остатки на счетах на конец дня автоматически переводятся на ЕКС в реальном масштабе времени. Коммерческие банки при этом не участвуют.

Наблюдаются недостатки при составлении планов движения денежных средств государственными учреждениями; не очень хорошо работает система заблаговременного оповещения о значительных доходах или крупных расходах.

Швеция является примером децентрализованной системы. Платежи производят или получают центральные органы власти, которых насчитывается примерно 270.

Коммерческие банки предоставляют транзак-ционные услуги. У органов власти есть расчетные счета в одном или более банках. Остатки на расчетных счетах автоматически переводятся на

главный счет в соответствующем банке и затем далее на центральный счет, который имеется у отдела по долгам в Центральном банке (Риксбан-ке).

Счета органов власти в отделе по долгам процентные. В зависимости от того, имеется ли на соответствующем счете избыток или дефицит, отдел по долгам делает вклады или централизованно предоставляет средства для ежедневного поддержания нулевого сальдо - отдел по долгам берет займы на межбанковском рынке.

Отдел по долгам получает платежные услуги на основе рамочных соглашений с банками.

Органы власти могут выбирать банки и подписывать субсоглашения на основе рамочных соглашений, при этом каждый орган власти платит за банковские услуги, которыми он пользуется.

В Австралии Министерство финансов и дерегулирования отвечает за государственный банкинг и платежные операции. Функционирует ЕКС, который называется «официальный государственный счет» (ОГС) в Резервном банке Австралии (РБА).

РБА осуществляет управление ЕКС, но платежи министерства производятся через коммерческую банковскую систему.

ОГС предоставляет средства для всех сберегательных счетов министерств - платежи министерств осуществляются через коммерческие банки.

По децентрализованным банковским операциям все министерства должны заключить контракты о предоставлении банковских услуг.

Остатки на счетах расходов министерств и агентств в конце дня автоматически переводятся на ОГС и на следующий день возвращаются.

Существует также официальный объединенный консолидированный счет доходов, на котором консолидируются все поступления в адрес правительства (включая поступления в адрес министерств).

Управление наличностью осуществляется при помощи центральной системы управления бюджетом, которая в настоящее время обновляется.

Одной из прогрессивных систем управления ликвидностью является система Турции. В Турции внедрена система "электронного бюджета" на основе веб-технологий, которая позволяет выделять ассигнованные средства на ежеквартальной основе. Средства выделяются на основании запросов организаций после рассмотрения текущей ситуации государства и возможности выделить средства для осуществления расходов.

Главное управление государственных счетов (ГУГС) отвечает за развитие системы государственных счетов, включая информационную поддержку, мониторинг эффективности функционирования системы, обучение и сертификацию бухгалтеров, а также за формирование и публикацию финансовой статистики. В основе управления государственными финансами в турецком правительстве лежит комплексная финансовая система (КФС). Система состоит из шести подсистем, которые все вместе поддерживают общий государ-

ственный учет. У каждой учетной единицы открыт расчетно-инкассовый счет в Центральном банке, и эти подсчета формируют консолидированный ЕКС. Ключевая характеристика системы заключается в том, что по каждому платежу запланирована дата, что усиливает потенциал управления и прогнозирования ликвидности, поскольку четко известны сроки и объемы всех исходящих денежных потоков.

Клиенты имеют возможность уплачивать налоги и другие доходы несколькими способами, включая наличные средства, чеки, использование дебетовых/кредитных карт, осуществляя платеж непосредственно в банке или почтовом отделении либо посредством Интернет-банкинга. В конце рабочего дня все налоги, собранные налоговыми органами, перечисляются через "Ziraat Bank", а затем консолидируются на центральном уровне в этом банке перед тем, как будут перечислены на ЕКС в Центральном банке. Налоги, собранные коммерческими банками перечисляются в Центральный банк напрямую. Банки не перечисляют деньги в тот же день - наличные поступают в течение 3-7 дней, а оплата кредитной картой проводится на 20-й день после поступления.

Казначейство разрабатывает годовой кассовый план задолго до начала следующего года, который ложится в основу установленного графика заимствования. С начала года план ежедневно обновляется, и ежедневно формируется прогноз остатка на ЕКС на последующие три месяца. Для осуществления кассового планирования Казначейство получает от органов налоговой администрации, администрации приватизации и других государственных органов информацию о предстоящих поступлениях денежных средств и выплатах напрямую от бюджетополучателей.

С 2011 года в Турции внедрена электронная система запросов ликвидности, которой пользуются порядка 200 госучреждений, и на основании информации из этой системы формируется прогноз. Также проводятся ежемесячные встречи с крупными финансирующими организациями для согласования вероятных потоков.

Департамент долга также получает регулярно обновляемую информацию. После всех консультаций готовится проект плана, который представляется Генеральному директору на утверждение, после чего окончательный помесячный кассовый план утверждается руководителем Казначейства. В 2011 г. все расчетные счета в банке "Ziraat Bank" были закрыты и открыты в Центральном банке.

Казначейство устанавливает ключевые показатели результативности по своим кассовым прогнозам на ежегодной основе, и отклонения от ежедневной кассовой программы подлежат ежедневному мониторингу. Случаи существенных отклонений расследуются с установлением причин.

Казначейство также подлежит аудиту со стороны Счетной палаты по результативности своей деятельности в этом направлении.

Казначейство внедрило подход управления

рисками в определении кассовой позиции. Был установлен целевой запас ликвидности, определяющий минимальный целевой уровень остатка на ЕКС и ежедневную потребность в резерве ликвидности, а также максимальные целевые уровни остатков в иностранной валюте. Если намечается падение уровня, ниже минимально требуемого остатка, прибегают к краткосрочному заимствованию в целях поддержания целевого запаса ликвидности. Целевой запас: обеспечивает уверенность участников рынка; подает положительные сигналы инвесторам; предотвращает дефицит ликвидности на рынке, а также помогает Турции справляться с периодами нестабильности рынка.

Кассовый план следующего года готовится к концу октября и основывается на прогнозах бюджета, а также прогнозах доходов, детализированных по месяцам на основе сезонности и других факторов.

Ежемесячные денежные потоки оцениваются на основе заявок, поступающих от около 200 государственных учреждений, а также ряда центральных и региональных подразделений по бухгалтерскому учету.

Дневные кассовые планы формируются с помощью Системы государственных электронных платежей, в которой имеются данные о бюджетных ассигнованиях и в которую государственные учреждения ежедневно вводят свои заявки на выделение денежных средств, и Государственной информационной системы казначейства, которая собирает информацию об остатках средств бюджетных учреждений и помогает определить, действительно ли учреждение нуждается в денежных средствах.

Мониторинг является важным элементом управления денежными средствами в Турции. Отклонения от ежедневного кассового плана изучаются и доводятся до сведения высшего руководства.

Среднемесячное отклонение доходов и расходов является одним из ключевых показателей эффективности Департамента управления денежными средствами, который подлежит аудиту со стороны Счетной палаты Турции. В рамках проводимого мониторинга также оценивается эффективность расходования средств бюджетными учреждениями, и эта информация направляется органам управления.

Турецкое казначейство видит необходимость улучшения управления денежными средствами и основными вопросами на этом пути являются кроме развития правовой и технической инфраструктуры для расширенного ЕКС; укрепления потенциала отдельных автономных учреждений в создании их собственных ЕКС; улучшения информационного взаимодействия между казначейством и другими учреждениями также переход от работы с электронными таблицами к автоматизации функций и развитие навыков работы по эко-нометрическому моделированию применительно к деятельности различных учреждений.

Турция реализовала такой важный процесс

планирования и теперь имеет четкую дорожную карту для проведения дальнейших реформ и развития.

Государственная система электронных платежей (ГСЭП) полностью автоматизирована. Платежи создаются и утверждаются бухгалтерией бюджетных организаций до центральной консолидации на уровне Министерства финансов. Затем министерство проводит платежное поручение через Центральный банк перед загрузкой в межбанковскую расчетную систему. Каждая учетная структура имеет внутренние расчетный и инкассовый счета в Центральном банке. Остатки на счетах консолидируются ежедневно для определения кассовой позиции правительства до начала следующего рабочего дня, а также для максимизации прибыли по остаткам и минимизации заимствования.

"Ziraat Bank" представляет одну седьмую коммерческого банковского сектора Турции с 1800 филиалами по республике, а также с филиалами еще в 18 странах. Ежегодно подписывается рабочий протокол между "Ziraat Bank" и Центральным банком с одобрения Казначейства и Министерства финансов. Банк обслуживает более 1500 счетов Министерства финансов, для всех учетных центров (аналог территориального подразделения казначейства). Раньше не существовало центральной структуры отчетности, таким образом, все договоренности заключались децентрализовано между подразделениями банка и учетными центрами. С недавних пор ситуация изменилась, и договоренность теперь заключается на центральном уровне.

В качестве сильных сторон турецкой системы можно отметить: уровень автоматизации и интеграции, доступ к своевременной и относительно надежной информации для определения будущих потоков денежных средств, а также разработка сильной базы управления результативностью.

Основными вызовами являются задержки в перечислении собранных доходов на ЕКС, охват ЕКС, который в идеале надо было бы расширить.

В Азербайджане Казначейство является участником платежной системы. В стране функционирует централизованный ЕКС. Предпосылкой для перехода к централизованному ЕКС стало внедрение новой информационной системы управления финансами (ИСУФ). ЕКС охватывает большинство государственных средств (за исключением Государственного нефтяного фонда и Фонда государственного социального страхования).

Государственный нефтяной фонд Азербайджана, созданный в 1999 году. Целями его создания, кроме обеспечения стабильности макроэкономики путем концентрации валютных поступлений в единый центр, формирования резервных средств для будущего поколения и дополнительных источников дохода путем управления валютных средств в зарубежных банках, также является направление доходов от нефти на необходимые на сегодняшний день социальные и эко-

номические проекты.

В то же время бюджетирование его ресурсов аналогично управлению средствами государственного бюджета: доходы прогнозируются на основе макроэкономических показателей государственного бюджета, доходы и расходы фонда (за исключением операционных расходов) включаются в консолидированную отчетность об исполнении бюджета.

Отличительной особенностью Азербайджана является введение в рамках применения электронных счетов-фактур по НДС депозитного счета по НДС. Счет администрируют налоговые органы, на нем открыты субсчета для каждого из налогоплательщиков. Казначейство имеет право размещать остатки средств депозитного счета по НДС, чтобы оптимизировать размещение остатков средств. Консолидация платежей по НДС на одном счете помогает повысить прозрачность операций, связанных с НДС, и улучшить кассовую позицию правительства за счет аккумулирования авансовых платежей по НДС.

На основании информации администраторов налогов (Министерство налогов, Таможенный комитет, Государственный комитет по вопросам имущества, Государственный нефтяной фонд и другие) а также годовых и ежемесячных заявок распорядителей бюджетных средств Казначейством составляются консолидированные годовой и ежемесячный кассовый план.

Консолидированный кассовый план государственного бюджета на соответствующий период включает входящий остаток ЕКС, плановые доходы и расход, дефицит/профицит (покрытия, источники финансирования).

Управление неиспользованными остатками ЕКС бюджета предполагает получение дополнительного дохода за счет проведения операций на рынке, выдача межбюджетных кредитов на покрытие кассовых разрывов и т.д.

Азербайджан реализовал портальные решения для своей информационной системы казначейских органов, благодаря чему был исключен бумажный документооборот. В этой стране также внедрены некоторые элементы консолидации финансовой отчетности.

В Албании для создания надлежащей функции управления денежными средствами удалось консолидировать большую часть государственных средств на ЕКС. Несколько отдельных банковских счетов, функционирующих за пределами ЕКС, тщательно отслеживаются Министерством финансов. Для открытия таких счетов требуется специальное разрешение Министра финансов, также требуется регулярная сверка этих счетов. Кроме того, для того, чтобы получить полную картину о кассовой позиции Казначейство Албании учитывает остатки по этим счетам при составлении своих кассовых прогнозов.

В стране применяется целевой уровень кассового остатка на ЕКС. Установлен минимальный уровень остатка, исходя из максимально вероятной накопленной потребности в денежных сред-

ствах за трехдневный период (около 3 млрд. лек), и потолок, равняющийся средним потребностям в средствах на правительственные расходы на период в один месяц (9 млрд. лек).

Дальнейшие реформы в Албании по улучшению управления ликвидности включают:

- расширение охвата ЕКС путем объединения всех финансируемых правительством структур, включая автономные и правительственные учреждения, а также внебюджетные фонды и специальные счета;

- поощрение доноров интегрировать свои средства на ЕКС или, по крайней мере, направлять окончательные расчеты через ЕКС;

- централизация сбора доходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение интегрированной информационной системы управления государственных финансов (ИИСУГФ) на основе действующей информационной системы казначейства;

- разработка программы прогнозирования ликвидности;

- улучшение интегрирования ЕКС с другими государственными политиками.

В Грузии при создании систем УГФ не пошли по стандартному или обычному пути. Как правило, элементом первого порядка является Главная книга для ведения бухгалтерского учета, а остальные компоненты/модули системы добавляются со временем. Благодаря разработке системы собственными силами удалось отойти от такой типовой практики. Однако это привело к существенным задержкам при разработке Главной книги и негативно повлияло на возможности системы в части отчётности.

Подход, реализованный в Грузии, сопряжён с некоторыми рисками, которые обусловлены естественным способом развития модулей. В частности, есть риск того, что при разработке будут выпущены из виду некоторые ключевые функциональные элементы.

Так, в Грузии расходные полномочия в отношении ассигнований предоставляются ежеквартально, однако система в её нынешней форме не может отражать обязательства по предоставлению средств в отношении ежегодных ассигнований. Хотя в Грузии добиваются того, что все действия в сфере закупок не выходят за рамки выделенных ассигнований (посредством плана и за пределами СУГФ), необходимая связь между обязательствами по предоставлению средств и контролем за исполнением бюджета пока не установлена, и это также создаёт пробелы в части эффективного управления ликвидностью.

Грузия добилась хороших успехов в реализации ЕКС и распространения охвата ИСУГФ на все уровни государственной власти. Грузия сместила акцент с контроля рутинных операций на интеграцию всех операций УГФ в рамках единой системы с небольшим интерфейсом в казначействе. В результате был запущен процесс интеграции местных уровней бюджетной системы (муниципальные бюджеты) в Информационную систему управления государственными финансами. Соответству-

ющие нормативно-правовые акты были приняты в 2014 году и вступили в силу в 2015 году.

Внедрен единый код налогоплательщика, использование которого позволит усовершенствовать систему налогового прогнозирования, планирования и сбора. Для достижения предполагается автоматизировать и упростить порядок уплаты налогов налогоплательщиками. В частности, налогоплательщикам больше не нужно точно знать, как отражать различные типы платежей или налогов: это определит система и налоговые органы.

Важно отметить, что в Грузии упразднили отдельные счета возврата налогов, консолидировав эти остатки средств на ЕКС. Благодаря этому удалось повысить качество управления ликвидностью и прогнозирования.

В Россия архитектура ЕКС включает 86 счетов региональных управлений Федерального казначейства, и набор инструментов, как используемых для активного управления денежными средствами в настоящее время (депозиты, бюджетные кредиты субъектам РФ и муниципалитетам на период до 30 дней, операции РЕПО), так и планируемых к использованию в будущем (однодневные кредиты, операции ДЕПО, валютные свопы).

Охват ЕКС на федеральном уровне включает бюджетные организации, автономные органы, получающие трансферты и собственный доход, а также три основных внебюджетных фонда. Планируется дальнейшее расширение охвата субъектов федерации, но на добровольной основе. Министерство финансов поддерживает целевой запас ликвидности в резервном фонде, к которому у ЕКС есть доступ по необходимости.

В 2014 году внедрен процесс кассового планирования и прогнозирования на уровне федерального бюджета, который обеспечивается с помощью специальной информационной системы.

На перспективу предполагается дальнейшее развитие методов кассового планирования и прогнозирования. Эти планы включают переход от прогнозирования средств на счетах федерального бюджета к прогнозированию ежедневных остатков денежных средств ЕКС.

Дальнейшие планы включают консолидацию органов регионального и местного самоуправления на сводном счете, что выходит за рамки ЕКС и подразумевает создание ряда ЕКС на субнациональном уровне. Таким образом, прогнозирование будет осуществляться для всей страны. Прогнозирование будет начинаться на муниципальном уровне, затем сводиться на уровне субъекта федерации и, наконец, консолидироваться на уровне федерального прогноза, формируемого Казначейством.

С 2018 г. Казначейство также будет претендовать на проведение валютных операций от имени других органов (например, университетов) вместо того, чтобы те проводили такие транзакции в двустороннем порядке на менее выгодной основе.

В Южной Корее отправной точкой для проведения масштабных реформ в сфере управления

государственных финансов послужил азиатский финансовый кризис 1997 года, имевший весомые негативные последствия для экономики и бюджетной системы страны. Финансовые кризисы 1997 и 2008гг. подвигли правительство на внедрение существенных реформ в налогово-бюджетной сфере, призванных повысить устойчивость системы государственных финансов к данным рискам.

Реформы внедренные в системе УГФ Южной Кореи включали приоритетных четыре направления: бюджетное планирование, управление ликвидностью, государственные закупки и создание информационной системы «dBrain", используемой в системе управления государственными финансами.

Информационная система «dBrain" призвана обеспечить более высокую эффективность управления государственными финансами, а также, повысить бюджетную подотчетность и прозрачность.

ЕКС был создан в 2005 году с целью управления государственной ликвидностью путем сведения к минимуму неиспользованных остатков денежных средств. Структура консолидированного ЕКС объединяет общий счет и 15 специальных счетов (кроме 3 специальных счетов: Почтовое страхование, Почтовые сбережения и Маневрирование зерновыми резервами).

Процесс осуществления расходов, включающий осуществление государственных закупок, осуществляется путем взаимодействия двух информационных систем: системы "dBrain" и информационной системы G2B, используемой Государственным Агентством по закупкам.

Информационные системы, используемые в Южной Корее, обладают очень развитой функциональностью в части интеграции процесса закупок с процессом исполнения расходной части бюджета, и представляют пример передовой мировой практики в этом отношении.

Система "dBrain" с момента введения в эксплуатацию Министерством Стратегии и Финансов Южной Кореи постоянно совершенствовалась и развивалась и, на данный момент представляет собой ИСУГФ (Интегрированная СУГФ), которая охватывает все министерства Южной Кореи.

Один из вопросов рассматриваемых на ближайшую перспективу является переход с лицензированного программного обеспечения на "open source", с тем, чтобы сократить затраты на развитие и содержание системы.

В Молдове последние реформы значительно расширили охват ЕКС, куда вошли медицинские и социальные фонды, а также внебюджетные учреждения. Местные бюджеты также по-прежнему остаются частью ЕКС.

Нестабильность финансово-банковского сектора в период развития ЕКС спровоцировало сопротивление центральных и местных органов власти перечислять средства на ЕКС.

Как свидетельствует международный опыт, не существует некой единой модели хорошего управления ликвидностью, точно так же как не существует единой системы исполнения государствен-

ного бюджета. Каждая страна должна сформировать собственную систему.

Однако существуют преимущества масштабности, которые можно получить при осуществлении консолидированного управления ликвидностью, и нужно использовать их (преимущества) при чередующимися потребностями в ликвидности и ее избытком. Так как задача ликвидных средств обеспечить платежи, то, соответственно, ликвидность государства может использоваться для всех государственных платежей.

Знакомство с найденными решениями в других странах позволили сделать выводы:

- в основе как управления ликвидностью, так и эффективной системы управления государственных финансов в целом лежит функционирование ЕКС на котором концентрируются средства государства;

- единый банковский счет больше не находится в центре внимания. Эффективные модели ЕКС включают в себя единый объединенный счет и транзитные счета с нулевым остатком;

- в правительстве должна быть одна структура, отвечающая за управление ликвидностью. Ее задача - управление ликвидностью и прогнозирование потребности в ней, а не контроль расходов;

- экономическая классификация должна соответствовать общепринятым концепциям учета, что позволит обеспечить поддержку для учета денежных средств, учета модифицированным методом начисления и методом начисления (GFS).

Существующий международный опыт может внести ценный вклад в развитие национальной системы управления ликвидностью и прогнозирования потребности в ней.

Список литературы:

1. Стратепя реформування державного управлшня Украши на 2016 - 2020 роки : схвалена розпо-рядженням Кабiнету Мiнiстрiв Украши ввд 24.06.2016 р. N 474-р., 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/474-2016-%D1%80.

2. Стратепя модершзацп системи управлшня державними фшансами : схвалена розпорядженням Кабшету Мiнiстрiв Украши вiд 01.08.13 р. № 774-р., 2013. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/774- 2013-%D1%80.

3. PEMPAL TCOP thematic group meeting on Cash management : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pempal.org/events/pempal-tcop-thematic-group-meeting-cash-management.

4. Совершенствование операций с использованием единого казначейского счета и управление оборотом денежных средств : презентация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pempal.org/ru/events.

5. PEMPAL Treasury Community of Practice plenary meeting/ Selected Issues in Liquidity Management and Treasury Controls. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pempal.org/events/tcop-plenary-meeting-selected-issues-liquidity-management-and-treasury-controls.

6. Сфименко Т. I. 1нформащя в антикризовому управлшш: глобалний аспект стандартизации облшу та фшансово! звггносп / Т. I. Сфименко, В. М. Жук, Л. Г. Ловшська ; ДННУ «Акад. фш. Управлшня». -К., 2015. - 400 с., С. 65.

7. Юнгман Й. Бюджетный процесс как инструмнт еффективного управления [Текст] /Й. Юнгман . -Правительственная канцелярия. Стокгольм, 2005. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.