И. А. АНДРОС,
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
международный опыт строительства ГОРОДОВ-СПУТНИКОВ
Анализируется развитие зарубежной системы городов-спутников. Выделены характерные особенности становления городов-спутников в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, России, Украине и Казахстане. Определены социально-экономические и психологические аспекты проживания в городах-спутниках.
Ключевые слова: город-спутник, социальная инфраструктура, социально-экономические и психологические аспекты, условия привлекательности.
Появление постановления Совета Министров Республики Беларусь «О государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов» позволяет говорить о реализации новой столичной градостроительной концепции. Планируется создание Минской полицентрической агломерации. Согласно этой программе намечена реализация экспериментальных проектов по строительству многоквартирных и малоэтажных усадебных жилых районов для жителей столицы в городах-спутниках. Уже сейчас ведется разработка нормативных правовых актов по статусу городов-спутников и кредитованию минчан, строящих жилые помещения в городах-спутниках [1]. В связи с этим вопрос изучения мирового опыта развития городов-спутников становится для Республики Беларусь особенно актуальным.
Современные тенденции в развитии и становлении системы городов-спутников свидетельствуют о том, что наиболее социально- и экономически эффективными являются города-спутники с собственными местами приложения труда. Их значение заключается в возможности перевода некоторых предприятий из основного города и, кроме того, там могут быть размещены новые предприятия, обслуживающие основной город, а попутно и сам город-спутник. Отраслевой состав промышленности новых городов-спутников в той же Великобритании, родине идеи строительства города-сада, складывается стихийно, так как планировщики при проектировании не могут предугадать, предприятия какого производственного профиля будут развиваться в городе-спутнике. В силу этого английские планировщики вынуждены рекомендовать, как это делает английский планировщик Пюрдом в своей книге «Строитель-
ство городов-сателлитов», строить план города и его промышленного района не привязываясь к каким-либо определенным отраслям промышленности, но так, чтобы обеспечить такие участки, которые можно было бы легко приспособить к нуждам любой отрасли. Хотя это обстоятельство и ведет к отсутствию логической связи развития города-спутника с развитием окружающего района или даже основного города [2].
Кроме того, доминирующая роль прилегающих промышленных территорий и соответствующей инфраструктуры приводит к снижению социальной приемлемости промышленного города-спутника. На Западе из-за глобализации, автоматизации, повышенной мобильности прямой экономической зависимости образа жизни людей от промышленной зоны не существует (особенно среди иммигрантов из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии). Западные градостроители придерживаются мнения, что сегодня городское планирование все же должно основываться не на новых начинаниях, на девственной и неосвоенной территории, использовании чистой и подходящей модели, как это делалось в XX веке, а на реорганизации местных населенных пунктов.
Однако и эта позиция имеет негативные тенденции. История развития нидерландского города-спутника Hoogvliet на юго-западе Rotterdam служит тому ярким примером. Вокруг центра этого сельского городка было построено 9 районов и предполагалось, что в нем будет проживать 60 тыс. человек. Было построено более чем 17 тыс. единиц жилья, из которых 77 % - еще до 1968 года. Сегодня в нем проживает 37,5 тыс. человек. В частной собственности находится 20 % жилья. 53 % жилья состоит из многоквартирных домов, причем 75 % попадает в категорию низкой ренты. Особенности развития Hoogvliet как промышленного города-спутника состояли в уменьшении его статуса как современного регионального центра, так как рядом с ним начала разрастаться другая деревня - Spijkenisse. Кроме того, в конце 1960-х годов не учитывались преимущества метро как скоростного и удобного транспорта (станции метро размещались не в центре, а на окраине). В конечном итоге отказ от монотонной, высокой плотности зданий привел к тому, что только 3/4 города было построено в соответствии с жесткой системой дизайна, остальную часть составили находящиеся рядом районные центры Poortugaal и Spijkenisse. Это привело к созданию города с двумя секторами - городским и пригородным. Экономически привлекательным было нахождение в этом районе филиала нефтяной компании Shell. Но со временем возникли проблемы загрязнения окружающей среды. В 1980-х годах в результате нефтяного кризиса и автоматизации производства доходы жителей Hoogvliet снизились. Небольшие торговые центры закрылись из-за падения прибыли. Поскольку в Hoogvliet переселялись граждане с низким уровнем дохода, стремившиеся получить социальные льготы, а также иностранного происхождения, то кризис привел к росту безработицы, преступности, нищеты и вырождения. В 1990-е годы, чтобы спасти ситуацию, товарищества собственников жилья при поддержке городского совета постарались адаптировать социальное жилье под рыночные усло-
вия. Было предложено снизить процент семей многоквартирных домов с 53 % до 45 %, долю ренты жилья для населения с низким уровнем дохода - с 75 % до 55 %, долю арендуемого жилья - с 80 % до 60 %. В результате в 1996 г. в Hoogvliet на 37,5 тыс. проживающих жителей было 3 дартс-центра, 1 стоянка такси, 2 станции метро, 2 фонтана, 1 общественный туалет, 33 таксофона и ни одной дискотеки. За последнее время была построена лишь 1 станция метро. Сегодня власти Нидерландов стремятся сделать Hoogvliet трамплином образцовой и героической реинкарнации. Это вынужденная мера, поскольку строительство жилых районов за Hoogvliet превращает этот город из периферийного в центр городского района. Таким образом, на примере Hoogvliet можно выделить следующие проблемы «жизни» промышленных городов-спутников: 1) социальные - бедность, старение населения и формирование некоторого гетто, изоляции; 2) экологические - загрязнение окружающей среды и шум со стороны авто- и железнодорожной магистралей; 3) экономические -отсутствие у переселенцев запросов на хорошие удобства [3].
Что касается Юго-Восточной Азии, то города-спутники стали набирать популярность в Индии, Бангладеш, Южной Корее в связи с быстрым ростом жилой застройки в городах и увеличением заторов на дорогах. Строительством городов-спутников занимаются акционерные общества, которые на свой страх и риск по собственным проектам строят жилые районы и потом, используя массированную рекламу, продают жилье. Восточные градостроители учитывают тот факт, что города-спутники вызывают большой интерес для мигрантов, а не коренных жителей большого города. Поэтому «южане» при планировании своих проектов интересы коренных жителей сводят к нулю. Один из основных моментов строительства жилья в городе-спутнике - это наличие дешевых и больших по площади квартир.
Вообще, индийцы говорят: «Жизнь в городе-спутнике - это не всеобщая чашка чая». Покупка дома в городе-спутнике может привести к чувству изоляции и общего недовольства, особенно если будут отсутствовать развлечения и улучшенные места социальной жизни. Тем более если последние рассматриваются в качестве необходимых условий образа жизни в городе-спутнике. Немногие городские жители предпочтут переехать из центральных районов столицы в небольшой городок только для того, чтобы снизить стресс по оплате за услуги цивилизации и собственности по высоким ставкам. Пусть жить в небольших городках намного дешевле, однако большинство столичных жителей не отказываются «от позиции в главном городе» [4].
В свое время вопрос о разуплотнении крупных городов возник и в СССР. Появление новых городов в Советском Союзе было закономерно, так как оно связывалось с освоением новых районов и новых ресурсов. В честь такого события устанавливали памятный камень с надписью. Большая часть новых советских городов начинали свою жизнь промышленными центрами. Особенно много среди них было так называемых ресурсных городов, расположение которых определялось географией ресурсов: горы, морское побережье, тайга,
пустыня. Тем самым, выделяется несколько оснований для строительства городов-спутников в СССР:
1) месторождения полезных ископаемых,
2) гидравлические и тепловые электростанции (г. Стучка возле Плявин-ской ГЭС на р. Даугава, г. Серебрянск возле Бухтарминской гидростанции на р. Иртыш),
3) курортная зона (г. Юрмала на побережье Рижского залива, г. Неринга на Куршской косе, г. Бирштонас на берегу р. Неман),
4) основывающиеся на обрабатывающееся промышленности (г. Олайне вблизи г. Риги, г. Заволжье возле г. Горький, г. Жодино около г. Минск),
5) наличие заводов-гигантов, перерабатывающих химию, нефть, цемент и т. д. (г. Новополоцк возле г. Полоцка, подмосковный г. Видное и т. д.),
6) узловые транспортные точки, обладающие градообразующим потенциалом (например, г. Октябрьск на пересечении дорог Гурьев-Орск и Оренбург-Ташкент).
Вследствие молодости новые города чаще всего имели одну профессию. Естественно, что узкоспециализированные центры обладали определенными недостатками. Поэтому они постепенно стремились к «совместительству», т. е. строились дополнительные предприятия. Наиболее многочисленными были города-спутники, которые, непосредственно взаимодействуя со своей сельской округой, отражали хозяйственный облик своего района. Например, в молдавских Единцах и Котовске развиты виноделие и консервирование овощей и фруктов, поэтому они окружены садами и виноградниками. В 19701980-х годах одной из примечательных черт территориального распределения новых городов-спутников стало их интенсивное образование в южных районах Советского Союза, как правило, обладающих лучшими природными условиями для расселения [5].
Несмотря на распад Советского Союза, тема развития городов-спутников продолжает оставаться актуальной. Что касается Российской Федерации, то здесь наибольшее распространение получили городские агломерации. В России пока можно выделить один формирующийся мегалополис, включающий поселения Московской области и окружающих ее областей, а также поселения по оси Москва - Владимир - Нижний Новгород. На Украине формирующимся мегалополисом можно считать Донецко-Луганскую агломерацию-конурбацию с поселениями по оси Днепропетровск-Донецк-Харьков. В советское время российские агломерации формировались благодаря использованию преимуществ своего географического положения, ускоренным темпам преимущественного экономического и социального развития ряда городов-ядер и вновь создаваемых городов-спутников, практике формирования территориальнопроизводственных узлов. В постсоветское время российские агломерации до-сформировались и укрепились в связи с резким уменьшением мест приложения труда в пригородной зоне, активной индивидуальной коттеджной жилой застройкой обеспеченными социальными слоями, резко возросшими темпами транспортной мобильности населения.
Интерес вызывает история создания единственного на сегодняшний день удачного примера города-спутника г. Москвы - города Зеленограда. Уютная, хорошо вписанная в ландшафт застройка, близость к природе, удобная связь жилых районов с местами приложения труда, быстрые и удобные транспортные связи со столицей - все это сделало Зеленоград привлекательным городом-спутником, в том числе и для москвичей. Поскольку строящийся город основывался как комплексный центр советской электроники и микроэлектроники, то со временем за городом закрепилось прозвище «Русская Кремниевая долина». При строительстве г. Зеленограда многое было сделано впервые, что тоже положительно повлияло на имидж города. На примере развития этого города-спутника выделим наиболее привлекательные условия для потенциальных жителей российских городов-спутников:
месторасположение города-спутника (недалеко от города-ядра); хорошая транспортная доступность;
мелодичное, модное на все времена название населенного пункта; специализированность поселения с концентрацией жителей с высоким уровнем образования (во избежание потенциальной неблагоплучной социальной обстановки в случае экономических кризисных ситуаций), т. е. избежание так называемой разношерстности населения;
применение новых технологий при строительстве зданий; присутствие во всем «ноу-хау» именно для данного поселения; сам облик нового города должен быть идейно выдержан.
Однако за последние 15 лет наибольший интерес стали вызывать именно элитные минигородские застройки. Так, в 2012 г. лауреатами ежегодной премии в области недвижимости и финансов TREFI (Top Real Estate And Finance), целью которой является поощрение продвинутых и перспективных проектов в сфере недвижимости, стали первый в России малоэтажный город-спутник Новое Ступино и комплекс с апартаментами класса de luxe «Актёр Гэлакси». В малоэтажном городе Новое Ступино предполагается строительство коттеджей, таунхаусов, дуплексов и трехэтажных многоквартирных домов, различных социальных объектов, центра деловой активности и многочисленных рекреационных зон. 30-этажный комфортабельный комплекс с апартаментами «Актёр Гэлакси» расположен на Курортном проспекте г. Сочи. Кроме уникальной архитектуры и расположения на первой линии моря, жители смогут насладиться преимуществами курортной жизни, не выходя за его пределы. На охраняемой территории предусмотрены благоустроенный пляж, бассейн, фитнес-клуб, ресторан и бар, сервисные службы и spa-центр [6].
В Украине, согласно экспертным оценкам риэлторов, в 2009 г. коллапс на рынке недвижимости затронул не только жилье в городах-миллионниках, но пострадали от кризиса и города-спутники, причем сильнее, чем мегаполисы. В течение «кризисного» 2009 г. недвижимость в городах-сателлитах подешевела на 35-65 %. Почти повсеместно перестало достраиваться первичное жилье. Еще в 2004-2005 гг. покупка жилья в пригороде крупного города для
многих состоятельных людей была чуть ли не единственной возможностью стать квартировладельцем за разумные деньги. Поэтому спрос был велик и цены, соответственно, росли. Например, если в 2005 г. в Киеве однокомнатную квартиру дешевле 50 тыс. долларов найти было сложно, то в «спутниках» за такие деньги можно было купить «двушку». А уже в 2008 г. цены на недвижимость в столице и некоторых ее «спутниках» практически сравнялись.
В наши дни киевские риэлторы отмечают, что отток рабочей силы из крупных городов привел к тому, что спрос на квартиры в городах-спутниках сильно упал. Людей, готовых покупать жилье в пригороде, чтобы таким образом «закрепиться» в столице, почти нет. А жителям самой столицы покупка недвижимости в «сателлитах» сейчас малоинтересна, тем более что в самих мегаполисах цены ощутимо «просели». Недвижимость подешевела в «спутниках» всех крупных городов Украины, кроме приморского города Ильичевска -«сателлита» г. Одесса. В г. Ильичевск стоимость квартир не отличается от стоимости недвижимости в областном центре.
В начале кризиса украинские аналитики рынка недвижимости предполагали, что в городах-спутниках рынок недвижимости почувствует влияние кризиса не так сильно, как в мегаполисах. Однако в 2009 г. наблюдались и отсутствие спроса и обвал цен. Прогноз был следующий: развитие рынка недвижимости в пригородах во многом зависит от «общей температуры по больнице». Т. е., если национальная валюта (гривна) продолжит свое шествие вниз, то ожидать оживления рынка недвижимости не стоит. Если возобновится активное кредитование населения, то, очевидно, цены пойдут вверх, но не так быстро, как в областных центрах.
В настоящее время квартиры в городах-спутниках г. Киева давно стали альтернативой более дорогому жилью в столице. Потенциальный покупатель квартиры в пригороде получает как преимущества, так и недостатки загородной жизни. Во время кризиса спрос на «первичку» медленно, но уверенно падает, перетекая в повышение спроса на «вторичку». Покупатели стали побаиваться инвестировать в новостройки, чьи шансы на реализацию в данный период времени значительно уменьшились. Поэтому в пригороде существует новая тенденция: потребители предпочитают заплатить больше, но при этом получить реальные квадратные метры вместо красивых проспектов жилого комплекса, судьба которого туманна. Изменилась структура спроса на пригородное жилье: люди переключились с 2- и 3-комнатных на 1-комнатные квартиры по причине приобретения жилья на собственные сбережения, а не на заемные средства. Для украинских жителей основной самый сильный стимул приобретения недвижимости в городе-спутнике - это приемлемая стоимость жилья.
Поскольку не каждый комплекс в украинских городах-спутниках соответствует принципу «Добираться на работу в центр столицы быстро, удобно и недорого», то в выборе города-спутника потенциальные жители придерживаются следующих критериев: во-первых, чем больше город, тем выше спрос на жилье; во-вторых, близость к столице или городу-миллионнику; в-третьих, уровень строительной активности в каждом из городов-спутников [7].
В последние годы правительство Казахстана обеспокоено тем, что население самого крупного города Казахстана - Алматы - бурно растет. В настоящее время оно составляет примерно 1,5 млн человек, а в летний период достигает 2 млн человек. Власти Казахстана надеются, что строительство городов-спутников позволит стабилизировать ситуацию с населением Алматы, а также будет способствовать снижению цен на рынке жилья южной столицы.
По официальному заявлению властей города-спутники, которые планируется построить вдоль трассы Алматы-Капшагай, будут «спальными» районами с небольшими производствами. Создание производств будет решаться через частно-государственное партнерство, т. е. государство предоставит земельные участки, обеспечит прокладку инженерных сетей, а частник придет со своими инвестициями. Кроме того, государство возьмет на себя строительство объектов социальной инфраструктуры, таких как школы, детские сады, больницы и др.
Проект строительства городов-спутников от Алматы до Капшагая был разработан вскоре после того, как власти Республики Казахстан решили сосредоточить все игорные заведения на правом побережье Капшагайского водохранилища (а также в Шучинско-Боровской курортной зоне Акмолинской области, в центре республики). Население расположенного в 70 км от Алматы Капшагая едва достигает 50 тыс. человек.
Проект строительства четырех городов-спутников получил название «G4 City». Основные цели разработчиков проекта «G4 City» - это вывод из Алматы большей части казахстанцев, приехавших в город на заработки или на ПМЖ. Также появление городов-спутников должно способствовать снижению цен на рынке жилья в Алматы и решить проблему отсутствия возможности строительства относительно недорогого жилья в Алматы. Планируется, что в каждом из четырех городов-спутников будут жить не менее 100 тыс. человек. Первый город-спутник предполагается назвать Gate City (Ворота города). Он будет располагаться в районе Первомайки - это жилой массив Алматы - на пересечении трассы Алматы - Усть-Каменогорск и Большой объездной алматинской дороги. Gate City запланирован как международный деловой и финансовый центр, где будут находиться бизнес-центры, гостиничные комплексы международного уровня и торгово-развлекательные центры. Помимо коммерческой недвижимости в них будет отведена большая зона под жилые массивы. Жилая недвижимость будет включать в себя жилье эконом- и бизнес-класса. Второй город - Golden City (Золотой город) - будет построен в районе Дмитриевского моста в качестве жилой зоны. Третий - Growing City (Растущий город) - построят в районе Николаевского моста, и он станет промышленным центром. Окружать его будут НИИ, фабрики, заводы, вузы и колледжи. Четвертый город - Green City (Зеленый город) - будет возведен на берегу Кап-шагайского водохранилища и станет туристическим центром, окруженным многочисленными коттеджами, развлекательными комплексами и полями для гольфа.
В настоящее время разногласия среди правительственных чиновников в планах реализации проекта строительства городов-спутников, финансовые затруднения из-за отсутствия заинтересованных инвесторов, последствия как мирового, так и внутреннего экономического кризисов, а также простое недоверие к данному проекту большинства населения Казахстана не позволяют начать полномасштабные работы возведения <^4 Сіїу» [8; 9].
Однако необходимо отметить и положительные стороны идеи проекта <^4 Сіїу». Во-первых, осуществлены профессиональная разработка и создание сайта, посвященного проекту <^4 Сіїу» (Интернет-адрес: http://www. g4city.kz). На данном интернет-ресурсе дана подробная информация о компании разработчиков данного проекта, инвесторах, партнерах, о самом <^4 Сйу». Для налаживания доверительного отношения с населением рассказано о внутренней социальной и кадровой политике компании ТОО <^4 Сіїу». Во-вторых, тематически грамотно подобраны названия городов-спутников, которые в итоге должны слиться в единый мегаполис (по замыслу авторов проекта). Кроме того, для самих казахов слова <<гейт», <<голдэн», <<гроуин» и <<грин» не будут звучать инородными, поскольку в казахском языке буква <<г» морфологически часто используется, в том числе и в названии национальной валюты <<тенге». В-третьих, авторы программы <^4 Сіїу» проблему коммуникаций решили радикально: города-спутники планируется выстроить вдоль уже существующей трассы Алматы-Капшагай. Ее расширят до шести полос. В качестве дополнительной дороги западнее ее по плану будет еще одна трасса. Электрички, которые в Беларуси и России, например, для жителей пригородов крупных городов являются основным средством передвижения, решено не вводить в эксплуатацию по причине нецелесообразности (из-за пока низкого пассажиропотока).
На основании выше изложенного анализа международного опыта влияния социальной и градостроительной политики на становление и развитие городов-спутников выделим следующие важные моменты социально-экономического и психологического характера, возникающие в результате диалога города-ядра и города-спутника. Итак, современные города-спутники рассчитаны на самодостаточность, т. е. люди живут в них и работают. Однако различные исследования показали, что большинство людей, живущих в городе-спутнике, работают за его пределами, и, наоборот, большинство тех, кто работает в городе-спутнике, живет за его пределами. Как результат - увеличение времени на длительные поездки для большого числа населения. На Западе и в Юго-Восточной Азии экономика большого современного города основана на мобильности рабочей силы и ее интеграции в рынок труда. Это означает, что все столичные места должны быть физически доступны для всего активного населения столичного региона. Если этого не существует, то семьи ограничивают поиск работы районом, где проживают. Если семья хочет сменить место работы, то она вынуждена изменить и место проживания. Также если семья хочет переехать в новый дом, то ее члены должны менять и место работы.
Кроме того, проблемой современного города-спутника может стать тема «NIMBY!»-явления (Not In My Back Yard - Не в моем дворе!) - это личный страх горожанина за последствия коллективности ровно настолько, сколько за все, что является необычным и новым. Проблема современного урбанизма - это культура жизни в коллективе города. «WIMBY!» - Добро пожаловать в мой двор! Чтобы город не судили по степени, в которой он выполняет наши предвзятые желания, ожидания и нормы, а судили по возможностям, которые он предоставляет для обновления личности и интеграции его в общество.
Литература
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 976 «О государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов». - Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 2012. - Режим доступа http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21000976&p2= {NRPA}. - Дата доступа: 20.10.2012.
2. Города-спутники вокруг больших городов (в разных странах). - ТСЖ: Товарищество собственников жилья, 2012. - Режим доступа: http://seonext.ru/node/535. - Дата доступа: 11.04.2011.
3. WiMBY! The International Building Exhibition Rotterdam - Hoogvliet. - International Metropolis Project, Rotterdam. - Режим доступа: http://international.metropolis.net/events/rotterdam/papers/5_ agenda_IBT.htm. - Дата доступа: 11.04.2011.
4. The Science of Vaastu Shastra for your House, Urban Problems Haunting the Indian Cities. -MARG Ltd., India. - Режим доступа: http://www.margproperties.com/blog/. - Дата доступа: 03.09.2012.
5. Белев, Е. И. Земля и люди/Е. И. Белев, Р. С. Митин. - М.: Мысль, 1972. - 424 с.
6. Город-спутник Новое Ступино и комплекс «Актёр Гэлакси» стали лауреатами премии. - Индикаторы рынка недвижимости, Москва, 2012. - Режим доступа: http://www.irn.ru/ news/67410.html. - Дата доступа: 22.10.2012.
7. Сколько стоит жилье в пригородах крупных городов. - ДЕНЬГИм, Киев. - Режим доступа: http://dengi.ua/clauses/59563_Skolko_stoit_zhile_v_prigorodah_krupnyh_gorodov.html. - Дата доступа: 11.04.2011.
8. Миражи в пустыне. - Республиканская газета «Караван», Алма-Аты, 2008. - Режим доступа: http://www.caravan.kz/article/8920. - Дата доступа: 02.04.2012.
9. Клеменкова, К. G4 City - города-спутники. Идея идеальных маленьких городков будоражит умы / Страна и мир. Казахстанский общественно-политический еженедельник [Электрон. ресурс]. - № 44 (486) 20 марта 2012. - Режим доступа: http://sim.kz/obshhestvo/g4-city-goroda-sputniki.html. - Дата доступа: 05.05.2012.
I. A. ANDRAs
international experience of construction of satellite towns
summary
In the article development of foreign system of satellite towns is analyzed. The characteristics of formation of satellite towns in Western Europe, South-East Asia, Russia, Ukraine and Kazakhstan are allocated. Socio-economical and psychological aspects of residence in satellite towns are defined.
Key words: satellite town, social infrastructure, socio-economical and psychological aspects, conditions of attraction.
Поступила 29.10.2012 г.